22). В Библии прослеживается мысль о том, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия: «Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней...» (Ис 44. 2). «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс 138. 13-14). Слово Господа к Иеремии : «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя...» (Иер 1. 5). В пророчестве Исаии : «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое» (49. 1); «И ныне говорит Господь, образовавший меня от чрева в раба Себе...» (49. 5). Ангел возвещает об Иоанне Крестителе : «...и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк 1. 15). Ап. Павел говорит: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею...» (Гал 1. 15). Исааку наречено имя прежде его зачатия (Быт 17. 19), Иоанну Крестителю было дано имя прежде рождения (Лк 1. 13). Церковь всегда осуждала А. как убийство. «Женам, от прелюбодеяния зачавшим и истребившим плод и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением возбранено было причащение Святых Таин до кончины и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния по степеням установленным» (Анкир. 21). «Жен, дающих врачевства, произодящие недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимии человекоубийцы» (VI Всел. 91). «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или еще необразованного у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены от таковых покушений весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода, яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их во общение по исполнении десяти лет: врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния» (Васил.

http://pravenc.ru/text/62472.html

8 . И сонм людей обыдет Тя. «Так как Евреи, – говорит св. Злат., – воспевая хвалы Богу, совершали это хорами, становясь кругом во храме и святилище, и таким образом возносили благодарственные песнопения: то он (Давид) и выражает хвалу образом их состояния. А смысл слов его следующий: отомсти, помоги; – это и пред врагами возвысит Тебя, и народ Твой будет воссылать Тебе великие хвалы. И о том на высоту обратися – о сонме или для сего сонма взойди на высоту, сделай этот сонм славным и знаменитым, возврати ему прежнее благосостояние» (Злат.). «Попечительностию Своею об обижаемых покажи, кто Ты» (Бл. Феод.). По Васил. В. – «вознесись на высоту славы, какую имел прежде мира, за окружающий Тебя сонм верующих, коих приобрел благодатным снисхождением и домостроительством». С Еврейского: «Сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту». 9 . Суди ми Господи, по правде моей 45 , т.е. по моей справедливости в настоящем деле, по невинности в отношении ко врагам, которым не нанес никакой обиды (Бл. Феод.). «Праведностию здесь Давид называет, – говорит св. Злат., – то, что не простирал ни на что рук неправедно. То же выражает словами: по незлобе моей». Св. Вас. В. разумеет «праведность, какая удободостижима для людей и возможна для живущих во плоти, а под незлобием – простоту и неопытность в том, что полезно знать». С Евр.: «Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне». 10 . Да скончается 46 злоба грешных, и исправиши праведного. «Пошли наказание врагам и останови злобу их, и исправиши праведного; когда порочные наказываются, тогда праведные делаются более внимательными» (Злат.). «Положи предел и конец злобе грешных, чтобы преднамеренная правота и непревратность воли (праведника) были исправляемы под руководством Божиим, чтобы он даже по немощи не уклонялся никогда от правила истины» (Вас. В.). «Если злоба живущих порочно окажется суетною: то питомцы добродетели с большим усердием совершат предлежащий им путь» (Бл. Феодор.). Испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно 47 . Т.е. наказывая нечестивцев, Ты исправишь или утвердишь чрез это и праведных, ибо Ты, Боже Праведный, точно знаешь сердца и самые глубокие сокровенные мысли людей. Или: Ты праведно окажешь мне помощь, ибо Ты ведаешь сердца и тайные помыслы и желания людей, т.е. видишь мою невинность в настоящем деле (Бл. Феод.). С Евр.: «Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи; ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. Об этом Иасоне упоминается в Деяниях апостольских, как о подъявшем опасности весьма мужественно (Деян.17:6). А сродники они апостола не только по плоти, но и, что гораздо важнее, по благочестию; ибо если бы они не были таковыми, то не упомянул бы о них. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Великое дело - быть писцом Павла. А пишет это Тертий не для того, чтобы похвалить самого себя, но для того чтобы привлечь к себе большую любовь римлян, как послуживший в написании послания к ним. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. То есть принимавший меня у себя в доме. Далее, что Гаий принимал у себя всю Церковь и самого Павла, это великая похвала; ибо Павел не пошел бы к нему, если бы не нашел его достойным. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. То есть попечитель и казначей города Коринфа. Упоминает о нем, дабы ты узнал, что ни богатство, ни чин никому не служат препятствием в вере и правой жизни. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. В основание или в начало своего послания положил там следующие слова: благодать вам и мир (Рим.1:7). И теперь, полагая предел или конец посланию, заключает тем же, молясь, чтобы благодать Божия всегда пребывала со всеми римлянами. Это черта учителя - помогать ученикам не только словом, но и молитвой; почему и говорили апостолы: а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян.6:4). Благодать же да сохранит и нас, не от дел надеющихся найти места спасения, но всецело уповающих на божественную благодать и милосердие, а посредством ее да станем выше сетей сатаны, сокрушив их под ногами своими во Христе Иисусе, Господе нашем. Которому слава во веки. Аминь. Примечания 1. Св. Васил. Вел. Правила, кратко изложенные: Твор., ч.5. стр.352-354, Москва, 1849. 2. Когда обличаю его (смотри выше - 14:10 и след.). 3. На это есть свидетельства и в Священном Писании, и у св. отцов Церкви. Так, Господь говорит: восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса (σημεα και τρατα), чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф.24:24, ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. Об этом Иасоне упоминается в Деяниях апостольских, как о подъявшем опасности весьма мужественно (Деян. 17:6). А сродники они апостола не только по плоти, но и, что гораздо важнее, по благочестию; ибо если бы они не были таковыми, то не упомянул бы о них. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Великое дело — быть писцом Павла. А пишет это Тертий не для того, чтобы похвалить самого себя, но для того чтобы привлечь к себе большую любовь римлян, как послуживший в написании послания к ним. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. То есть принимавший меня у себя в доме. Далее, что Гаий принимал у себя всю Церковь и самого Павла, это великая похвала; ибо Павел не пошел бы к нему, если бы не нашел его достойным. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. То есть попечитель и казначей города Коринфа. Упоминает о нем, дабы ты узнал, что ни богатство, ни чин никому не служат препятствием в вере и правой жизни. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. В основание или в начало своего послания положил там следующие слова: благодать вам и мир (Рим. 1:7). И теперь, полагая предел или конец посланию, заключает тем же, молясь, чтобы благодать Божия всегда пребывала со всеми римлянами. Это черта учителя — помогать ученикам не только словом, но и молитвой; почему и говорили апостолы: а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6:4). Благодать же да сохранит и нас, не от дел надеющихся найти места спасения, но всецело уповающих на божественную благодать и милосердие, а посредством ее да станем выше сетей сатаны, сокрушив их под ногами своими во Христе Иисусе, Господе нашем. Которому слава во веки. Аминь. Примечания 1. Св. Васил. Вел. Правила, кратко изложенные: Твор., ч.5. стр.352-354, Москва, 1849.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Из этих слов видно, что Бог не творит зла, но посылает блага или беды людям в наказание или награду, или по Своему промыслу, что не является злом, а промыслом Божьим о спасении человека. Противоречия нет В истории древнего Израиля было время, когда народ потерпел сокрушительное поражение от завоевателей и был угнан в плен. В таких случаях язычники просто прекращали поклоняться своим богам — ведь они не смогли защитить свой народ — и начинали служить богам своих победителей — ведь они доказали свое превосходство. Но Израилю было открыто другое — Бог не потерпел поражения; напротив, Он есть абсолютный, непререкаемый Владыка истории. Он наказал Свой народ за грехи и неверность, но если люди покаются, то Он простит его и вернет в родную землю. В этом смысле речь и идет о том, что Бог “производит бедствия” — Он контролирует все происходящее. Он не является автором зла — но попускает злу (в смысле бедствия) совершиться, чтобы, в итоге, достигнуть Своих благих целей. Как говорит о языческом завоевателе библейский пророк,  “Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его” ( Авв.1:12 ) Формулировка вопроса некорректна: в приведенной цитате из книги Исаии не говорится, что Бог делает зло, а то, что Он — всемогущ. Все, что происходит в мире, все события как положительные (“свет”, “мир”), так и отрицательные “(тьма”, “бедствия”) — все происходят по воле Бога. В то же время в приведенной евангельской цитате речь идет о том, что Бог — совершенен, в Нём нет недостатков Если же конкретно говорить о бедствиях, то их можно рассматривать как наказания или как инструмент вразумления. Здесь нужно различать два вида зла. Кратко церковное учение об этом вопросе излагается так: Злом же надобно почитать один грех; ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией (Дамаск. Тракт. о двух волях во Христе). А все прочее, чем Бог наказывает нас за грехи наши, как-то: моровыя язвы, войны, болезни и тому подобное, называется злом по отношению к нам (Васил. Велик. Беседа 9. О том, что Бог не есть виновник зла), поскольку эти несчастья причиняют нам скорби и страдания, которых мы отвращаемся. По отношению же к Богу не суть зло; ибо заключают в себе силу добра: поскольку Бог, наказывая нас ими, тем возбуждает к добру. Посему если Писание говорит: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» ( Ам. 3:6 ), то здесь называет злом праведное наказание Божие.

http://azbyka.ru/vopros/proizvodit-li-bo...

Материал для этой статьи был взят из книги «Болгария: французская хроника 1876–1878 годов» (София, 1988, на болгарском языке). Автор – Васил Василев – пишет: «Он выглядел как святой… Во времена Нерона первые христиане, которых мучили, забивали до смерти, которым отрезали руки и ноги, были впоследствии прославлены за то, что отказались отречься от своей веры… Этот подвиг (Генри Аббота) не менее значим: ценой человеческой жизни молодая болгарка избежала насильственного обращения в мусульманство». Хотя Генри Аббот до сих пор так и не был официально канонизирован Церковью (как и многие другие мученики за православную веру), он достоин наших молитв и почитания, подобно миллионам других православных мучеников из числа многих народов, что пострадали «от язык безбожных, от отступник и от еретиков», как мы произносим каждое утро на молитве. Подвиг Генри Аббота напоминает нам о словах Господа из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (15: 13). Да вдохновят нас подвиг самоотверженной любви Генри Аббота и подвиг верности до конца святого новомученика Николая Джонсона на каждодневное исповедание православной веры! «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). И да будет их пример вдохновлять нас на то, чтобы с верой, подобной вере этих мучеников, встречать хитрые и зловещие выпады, угрожающие сегодня полноте и чистоте веры всего православного мира. Святые новомученики, молите Бога о нас! Рейтинг: 9.8 Голосов: 45 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии ludmila toll 16 июня 2013, 04:57 Спаси Господи Дмитрий! Читала со слезами так много узнала из твоих работ ведь мы живем не ведая о новых и новых святых православных христианах по всей земле за Господа Иисуса Христа и за веру нашу православную пострадавших Святые новомученики Николай Джонсон Генри Аббот молите Бога о нас р Б Людмила Василий Украинец 14 июня 2013, 22:47

http://pravoslavie.ru/61769.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОХУЛЬСТВО [богохуление], тяжкий грех и церковное преступление, подлежащее церковным прещениям; в широком смысле слова не только прямая хула на Бога, но и всякое преступление против веры. В ВЗ наказанием за хулу на Бога является смертная казнь: «...кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне]...» (Лев 24. 15-16). В НЗ самым непростительным грехом Господь называет хулу на Св. Духа: «...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа означает отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, к-рое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа. В канонах правосл. Церкви Б. в собственном смысле слова не упоминается, хотя в них предусматриваются прещения по религ. преступлениям, к-рые могут рассматриваться как Б. в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа. Более прямое отношение к преступлению Б. имеет правило свт. Василия Великого , не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Если кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, такому нет никакой пользы от наименования» (Васил. 45). Интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха Б. не является общепринятой. Существует толкование, по к-рому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога (ср.: Basil. Magn. In Isaiam proph. I 31).

http://pravenc.ru/text/149597.html

Предания установлены для нас писанием или без писания. Догм. Седьм. Вселен. Собора, Васил. 91. Преданные догматы имеют одинаковую силу с письменными, Васил. 91, 92. Предохранилища. См. Волшебство. Предстоятель Церкви. См. Епископ. Прелюбодеяние. — Означение Лиц, Считающихся Прелюбодеями. Прелюбодеем называется совокупляющийся с чужою женою, Васил. 18, Григ. Нисс. 4. К прелюбодеянию относятся скотоложство и мужеложство, Григ. Нисс. 4. Прелюбодействующими признаются: а) муж, оставляющий жену и поемлющий другую, Шест. 87, Апост. 48, Карф. 115, Васил. 9, 77. б) берущий в брачное сожитие обрученную другому, Шест. 98. в) взявший деву, посвятившую себя Господу, Васил. 18. г) вступивший в брак, по отнятию у него чужой жены, как виновный за первую, Васил. 37. д) жена, оставившая мужа и вышедшая за иного, Шест. 87, Карф. 115, Васил. 9. е) жена отлучившегося мужа, сожительствующая иному прежде удостоверения о смерти его, Шест. 93, Васил. 31. ж) жена воина, вступающая в брак во время безвестности о муже, Шест. 93, Васил. 37. з) дева, давшая обет чистоты Господу, и потом нарушившая оный, Васил. 18, 60. Оставленный женою без вины достоин общения с Церковью, а она — епитимий, Шест. 87, Васил. 35. Женам обычай повелевает удерживать своих мужей, и неверных, в супружестве. Муж, оставленный женой, достоин снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается. Васил. 9. — Епитимия для прелюбодеев. Прелюбодеи приемлются в общение через пятнадцать лет, Васил. 7, 58 и через семь лет, если со слезами покаются, Шест. 87, Васил. 77, Анк. 20. Пресвитер. — Поставление Пресвитера. Пресвитер поставляется от одного епископа, Апост. 2. не прежде тридцати лет, Неок. 11, Шест. 14, 15, не прежде, как сделает всех, находящихся в доме его, православными, Карф. 45, не вскоре по Крещению, Перв. 2, не поспешно, и по испытанию, Сард. 10, Перв. 9, Кирил. 4. См. Клир. Рукоположение. — Отношение пресвитера к епископу. Пресвитер не должен пренебрегать своим епископом, Двукр. 14. Без воли своего епископа он не должен делать ничего, Апост. 39, Лаод. 57. Пресвитер, оставивший свой предел без воли своего епископа и переместившийся в другой, отлучается от общения, если не возвратится, Апост. 15, Перв. 15, 16. А если он делает раскол, презрев своего епископа, отдельно делает собрания, водружает иной Алтарь, не обличив епископа ни в чем противном благочестию и правде, то низвергается, как любоначальный, Апост. 31, и предается анафеме, Карф. 10, 11; Гангр. 6, Двукр. 13. Пресвитер должен возносить имя своего епископа на молитвах, Двукр. 13. Он должен наблюдать за образом жизни служителей Церкви и доносить о них, Васил. 89.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Благовонные Масти. См. Масти благовонные. Благодать. Кто скажет, что оправдывающая о Иисусе Христе благодать Божия действительна только к отпущению грехов, уже содеянных, но не подает помощи, чтобы не делать иных грехов, анафема, Карф. 125. Благодать дает не только знание, что должно делать, но и любовь, чтобы можно было исполнить, что познаем. Там же. Кто говорит, что благодать Божия только открывает нам познание греха и того, что должно искать и от чего уклоняться, а силы к деланию того, что нам должно делать, не подает, — анафема, Карф. 126. Кто скажет, что благодать оправдания дана нам для того, чтобы через нее мы удобнее исполняли возможное к исполнению по свободному произволению, хотя с неудобством мы можем и без нее исполнить Божественные заповеди, — анафема, Карф. 127. Благословение. Благословение есть преподание освящения, Шест. 26, Васил. 27. Поэтому от еретиков не должно принимать благословения, Лаод. 32. Не должно благословлять другого тому, кто должен врачевать собственные язвы, Шест. 3, 26; Васил. 27. Благотворение. Благотворения, делаемые нищим посредством Церкви, похвальны, Гангр. 21. Блуд, Блудник, Блудница. — Определение блуда. Различение блуда и прелюбодеяния, Григ. Нисс. 4, Блудником признается муж, впадший в блуд со свободной от брака, Васил. 21. И блудницей — отроковица, вышедшая замуж, без соизволения отца, (Васил. 38. господина, Васил. 40), или вообще обладающего, но только до прощения и примирения, Васил. 42. — Епитимия для блудников мирян. Возбудивший сам себя к исповеданию грехов должен быть под епитимией более снисходительной, а уловленный во зле, или невольно обличенный, подвергается продолжительнейшему исправлению, Григ. Нисс. 4. Поэтому таковая епитимия простирается на девять (Григ. Нисс. 4) и на семь лет (Васил. 59), даже на четыре (Васил. 22) и на три года (Васил. 38). Как именно должно проходить эту епитимию? Григ. Нисс. 4, Васил. 22 и 59. Кто похитил и взял за себя обрученную другому или взял жену, по тайном или насильственном растлении ее: с такими как поступать? Васил. 22. Вышедшие замуж без согласия отца или господина, отлучаются на три года от причащения. Васил. 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Васил. 8. Епитимия за это пятилетняя и более, Васил. 57, Григ. Нисс. 5, Анк. 23. Продолжать или сократить епитимию за невольное убийство предоставлено благоразумию пастырей, Васил. 54. Невольный убийца не достоин священнической благодати, Григ. Нисс. 5. Убогий. Убогим, по удостоверению в их бедности, дозволяется ходить с мирными церковными письмами, а не с представительными грамотами, Четв. 11. Укорение. Укорять себя есть часть спасения, Тимоф. 17. Украшение. Украшение тела должно быть чуждо священнического чина, Седьм. 16. Умирающий. Отходящего от жития не должно лишать Святого Причащения, Перв. 13, Карф. 7. Учитель. Не испытанному не должно быть учителем других, Апост. 80. Ф Фуртунатиан, епископ Африканский, Карф. 109. Фотий, Патриарх Константинопольский. Премудр. 1. Фриги (еретики). См. Монтанисты. Фотиниане (еретики). Втор. 1. Θ Феодорит, епископ Кирский, Шест. 1. Феодор, епископ Памфилийский. Трет. послан. Феодор Мопсуестский, учитель Несториев, отвержен, Шест. 1. Феофил, Архиепископ Александрийский. Его правила приняты в Церковный закон, Шест. 2. Фракия. Епископы Фракийские должны иметь в своем ведении дела только Фракийской области, Втор. 2. X Харисий. Пресвитер, единомысленник Несториев. См. Несторий, Трет. 7. Хорепископ. Хорепископы должны быть поставляемы от епископа града, Ант. 10. Они могут служить и в городских церквах, Неок. 14. Они должны были, ограничивая свое попечение подчиненными им церквами, поставлять только чтецов, иподиаконов и заклинателей, а пресвитера или диакона только с воли своего епископа, Ант. 10, Анк. 13. впоследствии и чтецов, только с воли своего епископа, Седьм. 14. Хорепископы обязаны были: 1) принимать отзыв о служителях церковных от пресвитеров и диаконов и представлять оный епископам, Васил. 89. 2) иметь у себя список служителей церковных, кем кто определен и каково житие его, и представлять таковой же список епископам, Васил. 89. Хорепископы имели власть испытывать и принимать достойных в клир, но не числить в нем, прежде представления епархиальному архиерею, Васил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010