Особенно таких епископов довольно много встречалось в Подолии, на Волыни и в Галиции, где население было тогда почти сплошь православное, за исключением помещиков и шляхты. Униаты и униатские епископы с пренебрежением обращались с этими «бискупами хлопской веры», но в крестьянских (хлопских) хатах для таких пастырей всегда был готов искренний, радушный прием. Для получения епископского сана Епифаний отправился в Яссы, к тамошнему митрополиту Георгию. В бессарабском городе Сороках написал он подложную грамоту от имени львовского православного епископа к этому Георгию и привесил к ней выкраденную в Киеве львовскую епископальную печать. Написал такие же подложные грамоты будто бы от Варлаама Ванатовича к ясскому митрополиту и молдавскому господарю и привесил к ним подложные, им вырезанные еще в Киеве, печати. Представившись обоим в Яссах, он показывал тому и другому тоже подложный, составленный будто бы жителями Чигирина приговор о желании иметь Епифания у себя епископом. В подложной грамоте, писанной от имени Варлаама, Епифаний выражал то недовольство киевлян, которое затаенно действительно существовало в них со времени отчисления Киева и Малороссии из ведения константинопольского патриарха. Учреждение святейшего синода и издание «Духовного регламента», в котором находится немало антиканонического, еще более усилило недовольство местного духовенства. Прежде киевские митрополиты были «экзархами патриаршего фрону» и малым чем рознились от автокефальных первостоятелей церквей. Теперь они были поставлены наряду с прочими архиереями и даже из митрополитов низведены на степень архиепископскую. Упразднив сан патриарха, Петр I уничтожал постепенно и митрополичьи кафедры, так что к апрелю 1724 года, по смерти Тихона казанского, во всей России не было ни одного митрополита. Оставался в живых Сильвестр смоленский, и его перевели в Тверь епископом. Оскорбительно это было и вообще для русского духовенства, а для Киева, где ряд митрополитов восходил до дней самого св. Владимира, это было больше чем оскорбление.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

476 Его гонитель Феофан умер раньше. По словам Чистовича, «между приближенными Феофилакта ходила молва, будто духовник Феофанов советовал ему перед смертью помириться с Феофилактом, но Феофан отвечал с неистовым гневом: “о дух проклятый Лопатинский”» (Там же.С. 493). 477 «Собранием драгоценных камней он мог соперничать с богатейшими вельможами. В церковном служении он являлся каким-то князем церковным: митра его внизу опушена была горностаем, вверху украшена была маленькими коронами и звездами» (Кржижановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//ТКДА. 1861. No 3. С. 313). 480 Как о хорошом вине не должно спрашивать, откуда оно, так у доброго мужа – каковы его вера и отечество (лат.). 481 Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. С. 626. Ср.: «Сопоставление киевских и петербургских проповедей [Прокоповича] показывает таким образом достаточные различия между ними, причем петербургский период характеризуется присутствием просвещенческих идей» (Tetzner J.Theophan Prokopovi und die russische Frühaufclärung. Zeitschrift für Slavistik. B. III. 1958. S. 355). 482 Во всяком случае, в одной из своих киевских проповедей он писал: «...помыслим, что за нещастие, когда от такого щастия (принадлежности к Православной Церкви. – Прот. Павел), чего не дай Бог, в туже погибель кто придет, в которую и иныи во иноверии порождении приходят. Когда слышим о каких Рыцарях славных или премудрых древних Философах, како те воевали и весь свет покорили, а тии как много издали книг премудрых, абие приходит на ум некая жалость, когда они, бывше язычники пошли во ад и вечно погибли. Какая же жалость и скорбь будет (ей, чтоб она не была самой вещию, примем теперь в доброе рассуждение!), что глаголю будет за скорбь, когда кто и в православии на вечную казнь осудится? О горе мне! Горе!» ( Феофан (Прокопович) , архиеп. Сочинения. Т. 3. С. 317). 483 «Насколько Прокопович, как юный студент Греческой коллегии в Риме, близко к сердцу принял споры об осуждении янсенистов, нам неизвестно. Но ничего невозможного тут нет» (Härtel Hans-Joachim. Byzantische Erbe und Orthodoxie bei Feofan Procopovi.Würzburg, 1970. S. 132). См. также примечание 175 на той же странице: «Иннокентий XII в своей булле cum alias от 12 Марта 1699 года осудил квиетизм епископа Фенелона. Хотя Амман пишет в своем “Очерке восточнославянской церковной истории”: “напряженные тогдашние споры о пробабилизме и квиетизме вряд ли могли взять в плен духовные силы ученика киевской академии”... Все же интерес к августиновому богословию, как и к известной казуистике, кажется, пробудился в Прокоповиче во время его пребывания в Риме».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Хотя предшественники м. Тимофея Щербацкого по Киевской кафедре – архиеп. Варлаам Ванатович и м. Рафаил и не получили в свое время подтвердительных грамот на все перечисленные права и преимущества, какими пользовались бывшие до них киевские митрополиты, но Пахомий Витвицкий, ссылаясь на «всемилостивейшее ее императорского величества ко всему малороссийскому народу милосердие в содержании при прежних правах и вольностях во всем свято и ненарушимо» 182 , просил от имени м. Тимофея Щербацкого о выдаче особой высочайшей грамоты, которой бы подтверждались все прежние «права и вольности» Киевской митрополичьей кафедры, в том числе и право ее иметь свою собственную типографию 183 . Таким образом, м. Тимофей Щербацкий повел задуманное им дело очень осторожно и издалека. Он, как видим, пользуясь благоприятно сложившимися обстоятельствами, возбудил сначала общее ходатайство о подтверждении «прав и вольностей» киевской митрополичьей кафедры, о чем просил в свое время и его предшественник – м. Рафаил Заборовский 184 . Но на первом плане все-таки у него стояло желание получить право и возможность завести свою собственную типографию, отдельную от типографии Киево-Печерской лавры. Есть основание думать, что м. Тимофей Щербацкий старался вести дело о подтверждении прав киевской митрополичьей кафедры тайно от киевских духовных властей, в том особенно от Киево-Печерской лавры. Быть может, именно потому он и избрал своим поверенным для представления челобитной не кого-либо из киевлян, а Пахомия Витвицкого, архимандрита одного из отдаленных от Киева монастырей – Густынского. Тем не менее, в лавре узнали о начатом м. Тимофеем Щербацким деле. Вероятнее всего, что об этом впервые узнал сам новый архимандрит лавры Лука Белоусович, который летом 1752 г. отправлялся в С.-Петербург для посвящения его в сан архимандрита. Лавра была очень обеспокоена домогательствами митрополита. Его желание иметь свою собственную типографию лавра поняла как прямое покушение митрополита на интересы лавры. Поэтому, здесь решено было употребить все средства и меры к тому, чтобы не допустить осуществления домогательств м. Тимофея Щербацкого. Вероятно, не без всякого основания последний несколько позже жаловался св. синоду на то, что, будто бы, Лука Белоусович во время проезда через В. Новгород (очевидно, летом 1752 г.) и в самой лавре киевской похвалялся: «хотя до десяти тысяч терять буду, только не допущу преосвященному митрополиту иметь типографию» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Это первое из известных изданий. К сожалению, нет данных о его тираже. Но известно, что уже через три месяца директор московской типографии Фёдор Поликарпов обратился в Синод с просьбой допечатать тираж, поскольку на книгу был большой спрос. Поэтому скоро последовали ещё два издания – в Москве в 1729 году и в Киеве в 1730 году 366 . Как известно, издание 1728 года осуществлялось под «смотрением» архиепископа Тверского и Кашинского Феофилакта (Лопатинского) 367 . Этот факт сыграл важную роль в его биографии. В правление Анны Иоанновны, в 1738 году, владыка Феофилакт предстал перед Тайной канцелярией в связи с делом о «латинской пропаганде в России» 368 и «оппозиции немецкому засилью» 369 . Хотя он был оговорён, но его давнее противостояние с по-протестантски настроенным Феофаном (Прокоповичем) (умер в 1736 г.) и издание противопротестантского «Камня веры» привели в 1738 году к лишению епископского сана и заточению в Выборгскую крепость 370 . Был освобожден только в начале правления Елизаветы Петровны, 31 декабря 1740 года. Ему возвратили знаки архиерейского достоинства, но уже 6 мая 1741 года владыка Феофилакт скончался. О тираже 1729 года есть косвенные данные в указе императрицы Анны Иоанновны. Она повелела изъять из типографии в Москве ещё не распроданные экземпляры и доставить их в Санкт-Петербург. В сопроводительной описи указывались экземпляры в кожаном немецком переплёте (38), с золотым обрезом (4) и один в красном сафьяне. Всего – 475 книг 371 . Кроме того, были изъяты и тетради, с которых эти книги печатались, и все экземпляры в московских книжных лавках 372 . Императрица объявила запрет на издание «Камня веры». Немного известно о киевском издании 1730 года. Тираж составил 1.447 книг и 1.194 тетради 373 . Это издание было осуществлено архиепископом Киевским Варлаамом (Ванатовичем) (1722–1730). Но с воцарением Анны Иоанновны, как показано выше, указом от 19 августа 1732 года на книгу был наложен запрет 374 . Кроме того, архиепископ Варлаам часто вспоминал о лютеранстве Феофана (Прокоповича) .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2, 259 (посещение м-ря Грозным в 1547 г.); 1860 г., III, Отд. 1, 141 (в 1744 г. имел 4.352 крестьян); 1868 г., I, смесь, 72 (архим. Макарий 1688 г.); 1871 г., IV, Отд. 1, 51 (Собор 1677 г. о мощах св. кн. Анны Кашин.; архим. Варсонофий); 1874 г., I, смесь, 178 (архим. Варлаам Ванатович, с 1722 г. архиеп. Киев.), IV, Отд. 1, 127 (Варсонофий, с 1680 г. архим. Воскр. Нов. Иерус. м-ря); 1882 г., I, Отд. 2, 270 (награда в 1621 г. серебр. мастерам за оклад к образу Преч. Богород.), смесь, 20, 41, 47, 78 (воспомин. крестьянина Артынова), III, смесь, 96 (продолжение того же); “Полн. собр. лет.”, III, 161 (преставился игум. Кирилл 1566 г.), 169 (приехал новый игум. Герман Стареченин 1572 г.), 185 (в 1526 г. приезд на богом. В. кн.), 188 (игум. Кирилл, с 1617 г. архиеп. Вологод.), 232 (явление иконы Богор. 1383 г.), 247 (в 1515 г. поставл. церковь ), 267 (сказ. об осаде и о сидении в пречист. обители Тихвин. и разные сказания о чудотвор. иконе); VI, 265 (в 1527 г. здесь был на богом. В. кн. Вас. Ив.), 280 (в 1515 г. освящ. церк. Успения и придел св. Николая), 283 (в 1527 г. здесь был на богом. В. кн. Вас. Ив.); VIII, 48 (явление иконы Богор. 1383 г.), 272 (в 1527 г. В. кн. приезжал на богом.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 767 (архим. Варлаам в 1721 г. поставлен кандидатом на Киев. архиер. кафедру; мещан. сын из Ярославля, учился 8 лет); II, ч. 1, 44 (дело 1722 г. об исправл. дороги из Москвы в Олонец. край; быв. архим. Варлаам); IV, 409 (дело 1724 г. об оглашении в м-ре капралом Фед. Тулубьевым быв. ему Чудесного сонного видения; архим. Павел); VI, 1726 г., 160 (архим. Павел переведен в Спасо-Евфим. Суздальск. м-рь), 277 (в 1712 г. из вотчин м-ря отписано к архиер. дому 565 двор. крестьян); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 1843 (писцов. и межев. книга 1684 г. м-ря и его вотчин Обонеж. пятины Нагорной полов., в Пречистен. Тихвин. погосте); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библиот.”, I, 65, 8 (соборн. память 1681 г. архим. м-ря Варсонофия о повещении всем посадским людям к приготовлению к причастию), 89, 14 (сказание о явлении иконы Бож.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

63 Так он подписался 26 июля и 23 сентября 1748 г. под актами о пострижении в монашество бывших студентов Академии Киевской (киевских уроженцев) – Матфея в монашестве Михаила Ядрыла и Стефана в монашестве Софрония Тернавиота, о котором у нас ниже будет подробнейшая речь. См там же форм. кн. 3, л.л. 238 и 239. 70 См. описание докум. и дел, хранящ. в арх. св. син. т. XIV (1739 г.), СПБ. 1910 г., стр. 782. В 1724 г. один из студентов Киевской Академии – Герман Логвиновский (мещанский сын из литовск. гор. Врыстя, род. в 1701 г.) принял монашество, но в заграничном мошенском монастыре, откуда впоследствии он перешел в киевскую лавру и здесь в 1728 г. архиепископом Варлаамом Ванатовичем был рукоположен в иеродиакона (см. там же кн. 4, л. 48). В 1740 г. он был «взят по делу в Москву» (см. там же кн. 3, л. 94). 72 См. описание докумен. и дел, хранящ. в арх. св. син. т. XIV (1734 г.). СПБ. 1910 г., стр. 232–240. См. у проф. Н. И. Петрова . Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Академии. Отделение II, т. 1, ч. 2; К. 1904 г. стр. 2–3. 73 Из справок, напечатанных у проф. Н. И. Петрова (см. там же т. I, ч. 2, стр. 4) видно, что Симеон Кулябка сначала искал монашества в киево–межигорском монастыре и св. синод 23 сент. 1727 г. даже разрешил постричь его именно в Межигорском монастыре. Тем не менее, целый ряд пересмотренных нами документов лаврского архива с полной несомненностью удостоверяет нас в том, что С. К. был постриженником Киевской лавры, каковым и сам он считал себя. См. арх. К. П. Л. форм. кн. 3, л. 94. 74 Краткий свод биографических сведений и литературы о С. К. см. у проф. Н. И. Петрова . Акты и документы... Отд. II, т. I, ч. 2, стр. 291 ср. у В. Л. Модзалевского. Малороссийский родословник. Стороженки. Фамильный архив, т. VII, стр. 8. 89 См. там же форм. кн. 4, л. 38 об. ср. кн. 3, л. 76 ср. у проф. Н. И Петрова. Акты и документы. Отд. II, т. ч. 2, стр. 405–406, где он именуется «Манасией», но в лаврских документах везде стоит: «иеромонах Митрофан». 92 См. у проф. Н. И. Петрова , Акты и документы... Отд. II, т. 1, ч. 2, стр. 299, 320. Проф. Петров, впрочем, колеблется признать А. К. воспитанником Киевской Академии, ссылаясь на опис. докум. и дел арх. Св. Син., т. XII (1732 г.) 221, стр. 397–399. Но там нет никаких указаний на «не–киевское» образование А. К. А между тем, где в другом месте мог получить А. К. такое образование, какое усвояют ему документы?..

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Тихвин Успенский, в городе Тихвине, учреждён царём Иоанном Васильевичем 1560 г. (Новг., II, 159). Архимандрия с 1651 г. Ныне второклассный. В 1853 возведён в первый класс. [VI, 367.] Игумены Кирилл произведён 11 февр. 1560; † 22 окт. 1571. Герман , с 1 нояб. 1571. Сильвестр … Ксенофонт в 1581 перев. в Новгородский Кирилов. Иосиф , в 1582–1611. Онуфрий 22 , 1612–15, 15 февр. хирот. в архиеп. Астраханского. Макарий [упом. в июле 1614] 1615–1617, 9 февр. хирот. в архиеп. Вологодского. Трифон , 1617–21. Александр , 1621–23. Вассиан , 1624–32. Сергий , 1632–34. Герасим Кремлев определён 12 июля 1634, а 31 мая 1640 хирот. в архиеп. Сибирского. Сергий (вторично) в 1640–48. Синеок , в 1648 и 49. Архимандриты Пимен , игум., с окт. 1649; произведён в архим. 14 июля 1651. В 1653 уволен на покой; † 1666 … Иосиф , в 1653–56. Никон определён 22 февр. 1657, а 10 окт. 1659 отставлен; † 1660 … Иаков , 1660 (sic) и 1661. Иосиф 20 окт. 1661 перев. из Деревяницкого, а 22 дек. 1664 – в Новоспасский. Корнилий , в 1665–68, перев. в Зеленецкий. Иона Баранов произведён из келарей Колязинских, в 1668, а 23 авг. 1674 хирот. в еписк. Вятского. Макарий 17 янв. 1675 перев. из Клопового, а в мар. 1676 – в Соловецкий мнтрь. Ефрем , с апр. 1676–78. Варсонофий , с февр. 1678–80, в февр. перев. в Новый Иерусалим. Макарий (вторично), из Соловков, 1680 (упом. в мар.), а. 29 дек. 1689 перев. в Хутынь. Евфимий 29 дек. 1689 перев. из Хутыня, а 4 сент. 1694 утонул в Ладожском озере. Макарий (третично), 29 дек. 1694, из Хутыня; до 1696. Боголеп 1697 перев. из Иверского, а 1708 уволен в Спасо-Нередицкий, на покой; † 1710. Павел , в 1708–17; †… Рувим перев. из Великолуцкого Троицкого в 1717 и 18. Варлаам Ванатович , из обер-иеромонахов флотских, определён 2 февр. 1719, а 14 мая 1722 хирот. в архиеп. Киевского. Павел , в 1722–26, перев. в Спасо-Евфимиев. Феодосий 8 мар. 1727 определён из казначеев Новгородского архиерейского дома; в 1743 уволен на покой; † 28 сент. 1744. Адриан , игум., из наместн. монастырских, 1743 и 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя святитель Григорий любил и внешнее, и внутреннее безмолвие, ему приходилось часто выступать как с обличением еретиков, так и с мудрыми, замечательными проповедями. На это он был к тому же подвигнут явившимся ему однажды преподобным Антонием Великим , сказавшим: «Хорошо и совершенное безмолвие, но и общение с братством иногда необходимо, особенно во дни молитв и псалмопений. Посему и тебе должно быть теперь с братиями на бдении». Вследствие всего этого он так часто и проповедовал, будучи уже архиепископом. Отсюда не удивительно, что после кончины святителя Григория было собрано более семидесяти его богословских сочинений и весьма большое число проповедей-гомилий, некоторые из которых в прежнее время издавались и могут быть прекрасным назидательным чтением, особенно для монашествующих. О смерти своей святитель Григорий был заранее предупрежден явившимся ему святителем Иоанном Златоустом , призывавшим его к себе как друга. Преставился Григорий ко Господу 14 ноября 1360 года, 63 лет от роду. Когда он умирал, присутствующие могли разобрать последние его слова: «В горняя, в горняя», и в самый момент его кончины всех бывших при этом озарил необыкновенный свет... Уже на Собре 1368 года в Константинополе варлаа- миты были еще раз и окончательно прокляты, а святителю Григорию провозглашена вечная память. Около этого же времени Патриарх Филофей составил в честь святителя особую службу. Помимо дня памяти Григория Паламы 14 ноября Церковь установила и празднование ему во вторую Неделю Великого поста, решив отмечать в этот день как бы еще одно Торжество Православия, кроме отмечаемого в первую Неделю поста. Но если в первую Неделю празднуется победа над еретиками-иконоборцами, то во вторую – над всеми еретиками в целом. Тем самым Церковь признала особые заслуги святителя Григория в деле защиты ее от богоборцев, признала особую богомудрую святость этого великого возвестителя Божественного Света, который превечно исходит от Бога- Творца. Поэтому день этого празднования называется также и Неделей «светотворных постов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Герб Амстердама, контрамарка GB (л. 391—392) — это восьмой знак Виф. 34; Герб Амстердама с буквами FB, контрамарка PD (л. 404—571)—два варианта — оба находятся в Описи Патриаршей ризной казны 7183 г., второй вариант совпадает с седьмым знаком Виф. 34; Герб Бристоля (л. 572—603) — Дианова и Костюхина, 267 (1673 г.), Расходная книга Патриаршего Казенного приказа за 7193 г. 4) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1404б (л. 566 — 568 об.) — кон. XVII в. Текст восходит к Архивскому списку. Филигрань: Герб семи провинций — Гераклитов, 305, 306 (1697 г.). 5) РНБ, F.IV.235 (л. 189—192) — конца XVII — начала XVIII в. Тект восходит к Архивскому списку. Филиграни: Двуглавый орел под короной — типа: Хивуд, 1294 (1591 г.); Голова шута с 7 бубенцами и буквами AI — Клепиков, 894 (1682, 1697 гг.); Герб Амстердама с буквами MI — Клепиков, 1251 (1719 г.); Герб Амстердама с буквами EP; Голова шута с 7 бубенцами — типа: Клепиков, 1392 (1597 г.); Герб Амстердама — типа: Хи–вуд, 359 (1593 г.). 6) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 15 — около 1727 г. Непосредственная копия Вифанского списка. 7) РГАДА, 181 (Собр. МГАМИД), 16 — 70–е годы XVIII в. Текст доведен только до 6524 г. и является копией Арх. 15. Филиграни: Герб Амстердама с буквами IH; Герб Амстердама с буквами HT; Pro Patria и литеры GR — Лауцявичюс, 2892 (1778, 1779 гг.); Pro Patria и литеры GR под короной — Клепиков, 1044 (1762 г.), Лауцявичюс, 2893 (1755 г.). Составление патриаршего свода 70–х годов XVII в. можно связывать с деятельностью сподвижника патриарха Иоакима, келаря московского Чудова монастыря Варлаама Палицына. В рукописи БАН, 16.8.16 содержатся исторические выписки и вкладная келаря Варлаа–ма Палицына 1686 г. о даче им «книги лтописной в дсть, своихъ трудов» в Успенский Тихвинский монастырь. Однако, сама рукопись БАН датируется временем около 1730 г.: бумага с филигранью Герб Амстердама и надписью F. MAROT — Клепиков С. А. Бумага с филигранью «Герб города Амстердама»//Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 20. М., 1958. 73 (1730 г.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Григория Паламы, причиной написания которых послужили споры с Варлаа-мом. Особое значение приобрел «Святогорский Томос», где раскрывается единомыслие свято горских Отцов, их приверженность многовековому монашескому преданию об умной молитве и нетварном свете, которое было мудро изложено свт. Григорием Паламой. В предисловии к этому изданию прп. Никодим говорит о важности трезвения и необходимости бодрствования в духовной жизни всех без исключения верных: «То, что прежде многие даже из живущих в миру, и сами цари и придворные, повседневно окруженные тысячами забот и попечений, имели одно главное занятие — непрестанно молиться, многократно подтверждалось в истории». Также он пишет о неспособности верных сохранить благодать, полученную ими в Крещении, и о том, до какого состояния они доходят вследствие своего нерадения: «Но младенцами таковую боговиднейшую светлость принимая, то от неведения, больше же от мрачной ночи житейских попечений ослепнув, великую благодать страстям спогребли, и так бедствуем, да не совершенно угаснет Дух Божий, пребывающий в нас. Тогда с нами произойдет едва ли не то же, что с ответствовавшими Павлу, кои даже и не слышали о Святом Духе, так и мы, воистину, окажемся опять в начале, по слову пророка, когда не правила нами благодать. Увы немощи нашей! Как погубила нас злоба и к чувственным вещам неподобающее наше пристрастие... Мы уже не ведаем о самом существовании благодати, а услышав, как онадействует в ком-то, тотчас, исполнившись зависти, клевещем, утверждая, будто невозможно, чтобы в наш век обреталось действие благодати». Итак, прп. Никодим говорит о пользе, которую могут почерпнуть от «Филокалии» верные, ведь Отцами указан им метод и путь возвращения к состоянию чистоты и обретению благодати: «...умудряются богомудрые Отцы и к совершенному трез-вению, и во всем вниманию, и хранению ума, дабы вскоре благодать обрести нам... Непрестанным занятием нашего ума должен стать поистине художественнейший метод единословной молитвы». И подтверждает истину, говорящую, что если хочет кто приобрести Божественную благодать, он непременно ее достигнет, следуя многовековому опыту Церкви: «От такового духовного и разумного делания, и вместе возможного заповедей и прочих нравственных добродетелей исполнения...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2822

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010