издательство П.П. Сойкина Киевская митрополия Киевская митрополия – епархия – окончательно образовалась только в 1686 г., с 1797 г. приняла свой нынешний вид. С 1686 по 1797 гг. К. М. состояла из 2 частей: 1) собственно киевской епархии – нынешние Черниговск. и Полтавская губ. наход. в пределах русского государства, 2) заграничная – в пределах польско-литовск. госуд. Заграничные монастыри разделялись на несколько групп: 1) литовскую, 2) слуцкую архимандрию под управлением архимандр. слуцкого Св.-Троицкого мон., 3) белорусскую, 4) подлясскую, 5) полесскую и 6) украинскую. Многие монаст. превратились в униатские, к концу XVIII в. сохранилось в православии 36 обителей и имели очень важное историческое значение. Кроме монастырей, в заграничной части были и приходские церкви (до 100), составлявшие протопопий: слуцкую, мозырскую, петриковскую, пинскую, туровскую и давидгородецкую. В ведении киевск. митропол. была и польская православн. церк. в Варшаве, известная под именем варшавской капеллании. Границы и территориальный состав К. М. часто менялись и только в 1797 г. окончательно установились; с этого времени К. М. Е. находится на правом берегу р. Днепра и совпадает с границами Киевск. губ. В 1844 г. причислен от волынской епархии г. Бердичев с уездом. Митрополиты и епископы: 1) Гедеон, кн. Святополк-Четвертинский, митр. киевский, галицкий и вся Малые России, 1685–1690 г; в 1660 г. были избран еписк. луцким и острожским, в 80-х годах остался единственным православным еп., замечателен своею борьбою с окатоличением зап.-русского народа, проповедовал единение с Россией, в 1684 г. принужден был переселиться из Польши в Малороссию, в 1685 г. посвящен моск. патр. Иоакимом в киевск. митропол. скончался в 1690 г. 2) Варлаам Ясинский, 1690–1707 г., в 1684 г. архимандр. К.-Печерской лавры, с 1690 г. – митропол. сконч. в 1707 г., 3) Иоасаф Кроковский, 1708–1718 г. От 1718 г. по 1722 г. киевск. митропол. кафедра оставалась свободной, 4) Варлаам Ванатович – в 1719 г. архимандр. Тихвинского монаст., в 1722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Вонатович), архиеп. Киевский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Вонатович [Ванатович] Василий, в схиме Василий; ок. 1680, г. Ярослав Галичский - 17.01.1751, г. Тихвин), архиеп. Киевский и Галицкий. Род. в семье мещанина. В 1692-1700 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии до класса философии, в 1701-1704 гг.- в Московской Славяно-греко-латинской академии. Монашеский постриг принял в московском в честь Богоявления Господня мон-ре (по др. сведениям, в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре). В 1716 г. вызван в Александро-Невскую лавру в С.-Петербурге, где состоял духовником при архим. Феодосии (Яновском) , являлся флотским обер-иеромонахом. 2 февр. 1719 г. определен архимандритом тихвинского Успенского мон-ря. 11 мая 1722 г. назначен и 14 мая хиротонисан во архиепископа Киевского и Галицкого в Успенском соборе Московского Кремля, хиротонию возглавил Псковский архиеп. Феофан (Прокопович) . 22 сент. того же года прибыл в Киев. В. пытался возвратить епархии статус митрополии и себе - сан митрополита. Возбудил вопрос о подчинении ему в качестве коадъютора Переяславского епископа, получившего перед этим самостоятельность. С приходом на кафедру ходатайствовал о выдаче ему архиерейской ставленой грамоты, а также грамот на вотчины и угодья архиерейского дома. Заботился об укреплении за кафедрой и мон-рями их прежних владений и о приобретении новых, что привело к спору из-за власти над находившимися в Польше правосл. мон-рями с Белорусским еп. Сильвестром (кн. Святополк-Четвертинский ). В 1723 г. испрашивал позволение Синода строить новые церкви вместо сгоревших, просил также запретить светским властям выдачу венечных памятей. Предметом особых забот архиепископа был киевский Софийский мон-рь: построена трапеза с ц. прав. Лазаря и началось сооружение каменного корпуса для братии, были отреставрированы фрески в соборе Св. Софии . В 1725 г. в ответ на запрос Синода о возможности использования древних изображений Софийского собора для обличения раскольников доносил о состоянии мозаик собора и о снятии с них копий. На р. Шулявке по распоряжению В. построили загородный архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/154179.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память священномученика Арсения, митрополита Ростовского 28 февраля/13 марта Русская Православная Церковь празднует память священномученика Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского и Ярославского. Священномученик Арсений, митрополит Ростовский Фрагмент статьи из т. 3 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г. Арсений (Мацеевич Александр Иванович; 1697, г. Владимир-Волынский - 28.02.1772, Ревель (совр. Таллин)), сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе в Соборе святых Эстонской земли), митр. Ростовский и Ярославский. Род. в семье униатского священника из польск. шляхетского рода. Первоначальное образование получил в школе родного города и Львовской католич. академии. В 1715 г. поступил в Киевскую академию. Проповеднический талант Мацеевича обратил на себя внимание преподавателей, и в 1716 г. он был направлен в Черниговскую епархию. В том же году в новгород-северском в честь Преображения Господня мон-ре архим. Геннадием (Стефановичем) он был пострижен в монашество с именем А.; служил проповедником и обучал лат. языку в монастырской школе. В 1717 г. рукоположен во иеродиакона. Сблизился с Черниговским архиеп. Антонием (Стаховским) , впосл. покровительствовавшим ему. В 1718 г. вернулся в Киевскую академию, по окончании к-рой в 1723 г. в киевском Софийском соборе еп. Переяславским Кириллом (Шумлянским) был рукоположен во иеромонаха и оставлен проповедником при академии. В 1726-1727 гг. служил проповедником при Киевском архиеп. Варлааме (Ванатовиче) . В 1728-1729 гг. проживал в Киево-Печерском мон-ре, в 1729-1730 гг.- в Болдинском Ильинском мон-ре близ Чернигова. По приглашению Тобольского митр. Антония в дек. 1730 г. А. отправился в Тобольск, где при архиерейском доме исполнял послушания проповедника, экзаменатора ставленников и духовника. Активно участвовал в обращении язычников и в борьбе со старообрядчеством . В нач. 1733 г. по благословению митр. Антония направлен в Болдинский мон-рь. В Холмогорах встретился с архиеп. Архангелогородским Германом (Купцевичем), по благословению к-рого отправился в Соловецкий мон-рь , служивший местом заточения расколоучителей. А. много беседовал с игум. Мошенского мон-ря Иоасафом, сосланным в Соловецкую обитель за проповедь раскола, в 1734 г. составил «Увещание» игум. Иоасафу, обнаружившее в авторе талант полемиста.

http://sedmitza.ru/text/1029682.html

Собственноручные записки о жизни своей епископа Иоасафа (Горленко), путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игумена Мгарского Источник Родился, по сказке родителей своих, в год 1705, месяца септемврия, дня 8, наречен в святом крещении Иоакимом. В год 1716 возлюбил монашество; намерение быть монахом возымел 1721 года и то в себе хранил даже до года 1723; и в том же годе объявился родителям моим, с тем прося благословения ко исполнению намереваемаго; в год 1725, а от рождения моего 20-м, месяца октомврия дня 27, принял рясофор от всечестнаго отца иеросхимонаха Феодора в Киево-Межигорском монастыре в пещере, в храме святых богоносных отец Онуфрия и Петра Афонского, и наречен в иночестве Иларион. В годе 1727 мантию принял от преподобнейшаго отца Илариона Левицкого, ректора и игумена Киево-Братскаго, в том монастыре Братском, ноемврия дня 21, и преименован, наречен Иоасаф. В годе 1728 рукоположен в диакона преосвященным Варлаамом Ванатовичем, архиепископом Киевским, генваря 6 дня в Великой церкви святых Богоявлений Братской. В годе 1729, в месяце августе последних числ, определён в училища киевские во учителя и в том потрудился послушании, пробыв через три года. В годе 1732, в неделю седмую по Пасхе святых отец, в той час случившуюся маия 21 дня, в преподавании школы синтаксиса, деликовал диалог приветствовательный вшествием на престол Киевской епархии преосвященному Рафаилу Заборовскому, архиепископу Киевскому. В годе 1734, септемврия 13-го дня, определен во эксаминатора архиепископии Киевския от преосвященнейшаго Рафаила Заборовского, архиепископа Киевского; и в том же годе от его преосвященства рукоположен во священники в монастыре киевском Михайловском, в Великой церкви, ноемврия 8-го. Переведен же с Братства в кафедру святыя Софии для житья того ж года, ноемврия 23-го. В годе 1735, генваря 10, определен членом в Духовную консисторию. В годе 1737, июня 24, посвящен в игумена, аще и по крайнему моему нежеланию, Божию же смотрению преданный и воле архипастырской не отрицающий, в монастырь Свято-Преображенский Мгарский, под Лубнами находящийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

схиархимандрит Иоанн (Маслов) Содержание Том I Том II Том III Информация о первоисточнике Том I ИЕРОМОНАХ ДАНИИЛ, НАСТОЯТЕЛЬ (1715)     Иеромонах Даниил — первый настоятель Глинской пустыни, о котором сохранились сведения в документах обители. В 1715 г. митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф Кроковский в своем донесении в Святейший Синод писал, что 14 июля 1715 г. иноки Глинской пустыни поднесли ему челобитную, в которой просили принять обитель «под власть Киевского митрополита» и поставить им строителя, которого они сами выберут.    Митрополит Иоасаф «рукоположил во пресвитера единомысленно избранного братией» иеродиакона обители Даниила Хрисанфиевича и поставил «его строителем Глинской пустыни Храма Рождества Пресвятой Богородицы» . Для «подтверждения власти строительской» митрополит Иоасаф дал о. Даниилу «благословительное писание» .    Донесение митрополита Иоасафа содержит важные сведения о Глинской пустыни, однако ранее оно не было известно исследователям истории монастыря . Этот документ свидетельствует о том, что в XVIII в. в монастыре уже сложилась духовная традиция, которая в XIX в. была закреплена Синодальным указом — выбирать настоятеля самим инокам Глинской пустыни.    Достоверность сведений о строителе Данииле подтверждает игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей, который в своем прошении в Святейший Синод в 1729 г. писал, что митрополит Киевский Иоасаф определил строителем Глинской пустыни иеромонаха Даниила . Другие сведения о строителе Данииле не сохранились Архивные документы    Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни со своими угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою//ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 1, 3. ИЕРОМОНАХ ПАХОМИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1730)     Иеромонах Пахомий, возможно, был преемником строителя Даниила. Краткие сведения о нем содержатся лишь в ответе иноков Глинской пустыни на указ Киевского архиерея Варлаама (Ванатовича), присланный в обитель в феврале 1730 г. Архиепископ Варлаам (Ванатович) приказывал строителю Глинской пустыни иеромонаху Пахомию взять крепости (грамоты) на все угодья обители и с двумя Глинскими старцами приехать немедленно в Киев для объяснения: на основании каких крепостей Глинская пустынь относится к Киевской кафедре . Однако в то время строитель Глинской пустыни иеромонах Пахомий находился в Москве «для прошения у государыни царицы Евдокии Феодоровны о необходимых монастырских нуждах», поэтому вместо него на указ архиерея отвечала Глинская братия во главе с иеромонахом Серафимом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

ТОМ I ИЕРОМОНАХ ДАНИИЛ, НАСТОЯТЕЛЬ (1715) Иеромонах Даниил – первый настоятель Глинской пустыни, о котором сохранились сведения в документах обители. В 1715 г. митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф Кроковский в своем донесении в Святейший Синод писал, что 14 июля 1715 г. иноки Глинской пустыни поднесли ему челобитную, в которой просили принять обитель «под власть Киевского митрополита» 33 и поставить им строителя, которого они сами выберут. Митрополит Иоасаф «рукоположил во пресвитера единомысленно избранного братией» иеродиакона обители Даниила Хрисанфиевича и поставил «его строителем Глинской пустыни Храма Рождества Пресвятой Богородицы» 34 . Для «подтверждения власти строительской» митрополит Иоасаф дал о. Даниилу «благословительное писание» 35 . Донесение митрополита Иоасафа содержит важные сведения о Глинской пустыни, однако ранее оно не было известно исследователям истории монастыря 36 . Этот документ свидетельствует о том, что в XVIII в. в монастыре уже сложилась духовная традиция, которая в XIX в. была закреплена Синодальным указом – выбирать настоятеля самим инокам Глинской пустыни. Достоверность сведений о строителе Данииле подтверждает игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей, который в своем прошении в Святейший Синод в 1729 г. писал, что митрополит Киевский Иоасаф определил строителем Глинской пустыни иеромонаха Даниила 37 . Другие сведения о строителе Данииле не сохранились Архивные документы Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни со своими угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою//ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 1, 3. ИЕРОМОНАХ ПАХОМИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1730) Иеромонах Пахомий, возможно, был преемником строителя Даниила. Краткие сведения о нем содержатся лишь в ответе иноков Глинской пустыни на указ Киевского архиерея Варлаама (Ванатовича), присланный в обитель в феврале 1730 г. Архиепископ Варлаам (Ванатович) приказывал строителю Глинской пустыни иеромонаху Пахомию взять крепости (грамоты) на все угодья обители и с двумя Глинскими старцами приехать немедленно в Киев для объяснения: на основании каких крепостей Глинская пустынь относится к Киевской кафедре 38 . Однако в то время строитель Глинской пустыни иеромонах Пахомий находился в Москве «для прошения у государыни царицы Евдокии Феодоровны о необходимых монастырских нуждах» 39 , поэтому вместо него на указ архиерея отвечала Глинская братия во главе с иеромонахом Серафимом 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Иосиф Волчанский Иосиф Волчанский , архиепископ московский и владимирский (1742–1745 г.), был старшим братом известного Иеронима Волчанского, епископа могилевского. Подобно этому последнему, И. В. приобрел особенную известность и получил право на почетную историческую память своей деятельностью в западно-русском крае, как епископ Белорусский (могилевский). И. В. получил образование в начале XVIII в. в киевской Академии, где впоследствии был учителем, префектом и ректором. Около 1710–12 гг. мы видим И. В. учителем класса грамматики, с 1715–16 по 1718–19 учебн. г. – философии, при чем от него остались два экземпляра читанных им лекций по своему предмету, 1721–25 учебн. г. – богословия (сохранился в рукописи и самый курс читанных им по богословию лекций). Префектом киевской Академии И. В. служил с 1717 г. до половины 1722, но уже с начала 1721 г. исправлял должность ректора и назывался вице-ректором, а с 1722 до 23 февраля 1727 г. был ректором Академии. В 1727 г. И. В. был назначен игуменом киевского Пустынно-Никольского монастыря, где впоследствии был сделан архимандритом (в 1732 г.). Будучи игуменом Киево-Братского и Пустынно-Никольского монастырей, И. В. во все это время состоял членом киевской духовной консистории, причем в 1730 г. вместе с архиеп. Варлаамом Ванатовичем и всеми киевскими консистористами был предан суду за неслужение молебна по случаю восшествия на престол императрицы Анны Иоанновны. Варлаам Ванатович был лишен тогда сана и сослан в заключение, а И. В. и другие консистористы отделались одним только пережитым страхом и замечанием. В 1735 г. И. В. был избран Белорусской православной паствой и в следующем году был утвержден польским королем в звании епископа могилевского. В Могилев И. В. явился в 1737 г. опытным и знающим администратором. Его деятельность по управлению крайне расстроенной Белорусской епархией имела чрезвычайно умиротворяющее значение. Все годы его управления Белорусской епархией прошли в крайне напряженной деятельности, направленной на внутреннее благоустройство епархии и на защиту православия и русской народности от врагов их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Киев. Церковь Рождества Христова. Тёплая или Малая София Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1722 и 1730. Адрес: Украина, Киев, улица Владимирская, д. 24 Координаты: 50.452497, 30.515131 Проезд:автобусы 16ТР, 18ТР и троллейбусы 16, 18 до остановки " Софиевская площадь " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь мученика Феодора Стратилата (территория Софиевского монастыря). Памятник архитектуры XVII—XIX вв., часть барочного ансамбля Софийского подворья (Владимирская, 24). Деревянная трапезная с церковью святого великомученика Феодора Стратилата впервые упоминается в 1682 г. По описанию 1695 г. она была теплой. На плане Ушакова того же года изображено двухэтажное здание, нижний этаж которой каменный, а верхний — деревянный. Высокая гонтовая крыша трапезной имеет характерную для московской архитектуры " бочкообразную " форму. Это сооружение погибло во время пожара 1697 г., однако глубокие погреба с подземными галереями и стены нижнего яруса были использованы при строительстве существующей трапезной. По стилистическим признакам сохранившейся части можно сделать предположение, что первоначальную постройку возводил " каменных дел подмастерье " Савва Яковлев, который в то же время надстраивал вторые этажи галерей Софийского собора. Между 1722—30 гг., при митрополите Варлааме Ванатовиче, на основе старых стен сооружено двухэтажная каменная постройка. В ее нижнем этаже находилась трапезная палата с церковью Воскресения св.Лазаря и кухней, а в верхнем — склад продуктов и утвари. Этажи соединялись винтовыми лестницами в пристроенной башне. Над церковью сооружен купол, а перед входом с северного фасада — тамбур. Около1769 г. Иван Григорович-Барский осуществил реконструкцию трапезной, во время которой появился фронтон на западном фасаде (значительно переделанный в XIX в.). В трапезной церкви, в частности, происходило освящение мира для соборного богослужения. После закрытия монастыря потребность в трапезной отпала, и митрополит Евгений Болховитинов оборудовал вместо нее зимний собор во имя Рождества Христова. Работами руководил Андрей Меленский.

http://sobory.ru/article/?object=22431

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Берло Андрей Иванович; 70-80-е гг. XVII в., с. Панфилы, территория Переяславского полка - 6.06.1744, Переяслав (совр. Переяслав-Хмельницкий, Украина)), еп. Переяславский и Бориспольский. Сын полкового судьи. По фамильному преданию, один из предков А. спас кор. Владислава IV во время битвы от смерти, за что был награжден золотым берлом, т. е. скипетром. Получив образование в Львовской католич. академии и в правосл. Киевской академии, Берло принял постриг в Киево-Печерском мон-ре с именем А., нес послушание трапезного, неск. лет был учителем в грамматическом классе КДА. В 1717 г. состоял архидиаконом при Киевском митр. Иоасафе (Кроковском) , в 1722 г. сопровождал на хиротонию буд. архиеп. Киевского Варлаама (Ванатовича) . В том же году А. был рукоположен во иеромонаха, 1 июня возведен в сан архимандрита киевского Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря . Добился разрешения Синода собирать милостыню на восстановление Межигорской обители, пострадавшей от пожара 1717 г. Активно защищал монастырские земли от незаконных посягательств как киевских мещан, так и Флоровского жен. мон-ря , обращаясь за покровительством даже к имп. Петру I . В 1724 г. указом Святейшего Синода ему было поручено проведение следствия по делу о жалобе свящ. Яновича на архиеп. Варлаама (Ванатовича). В 1726 г. А. получил разрешение Синода на постриг в мон-ре «ученых людей», одним из его пострижеников был Сильвестр (Кулябка) , впосл. архиеп. С.-Петербургский. В 1727 г. в Москве А. участвовал в церемонии коронации имп. Петра II . Арсений (Берло), еп. Переяславский Арсений (Берло), еп. Переяславский В дек. 1724 г. кандидатура А. рассматривалась Святейшим Синодом в качестве запасной для представления на одну из вакантных архиерейских кафедр. 8 сент. 1729 г. А. был назначен и 30 янв. следующего года хиротонисан во епископа Могилёвского и Мстиславского. В Варшаве А. был представлен польск. министрам, но королевского привилея на Могилёвскую кафедру не получил. Польск. правительство поддержало притязания на Могилёвскую кафедру униатского Полоцкого еп. Флориана (Гребницкого). Несмотря на неоднократные ходатайства российских властей, 29 июля 1730 г. кор. Август II отказался признать А. как рус. ставленника. Подвергаясь постоянным притеснениям со стороны польск. властей, А. получил из России неск. предписаний покинуть пределы Речи Посполитой, однако вынужден был оставаться там более 2 лет, ожидая исхода переговоров между Варшавой и С.-Петербургом. О своем положении А. сообщал в письме императрице Анне Иоанновне : «Шляхта белорусская продолжает отторгать церкви православные к унии; меня, бедного, нестерпимым ругательствам поносят и архиерейским вотчинам, в которых лишь 30 мужиков имеется, превеликую обиду и разорение чинят».

http://pravenc.ru/text/76216.html

Глинская пустынь Статья из т. 11 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г. Глинская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь (ставропигиальная УПЦ), находится в с. Сосновка Глуховского р-на Сумской обл. (Украина). Названа, вероятно, по фамилии князей Глинских, владельцев ближайшей местности, благотворивших пустыни. Архимандриты Амвросий (Орнатский), Анатолий (Ключарёв) и нек-рые исследователи XIX в. ошибочно полагали, что название Г. п. происходило от, якобы, глинистой местности на прав. берегу р. Обесты. По преданию, зафиксированному в 1-й пол. XIX в. прп. Филаретом (Данилевским) (Ист. описание Глинской Богородицкой пуст. СПб., 1835), Г. п. основана на месте явления в 1-й пол. XVI в. местным пчеловодам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресв. Богородицы. Вскоре, вероятно, насельниками Молченской Софрониевой пуст. была построена часовня. В кон. XVI в. житель Крупецкой волости Фома Милонов с товарищами построил на месте явления иконы деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Вероятно, в XVII в. при храме селились пустынники, в т. ч. постриженики путивльского Молченского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, к-рый, согласно Межевой книге на земли в Крупецкой вол. 1685 г. (РГАДА. Ф. 1255. Оп. 4. Д. 23), с 1648 г. владел «Глинским ухожьем». Грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1693 г. подтверждалось право путивльской обители на земли Глинского ухожья Севского у. Крупецкой вол. Грамотой патриарха Иоакима 1689 г. игум. Феодосию иеромонахи путивльского Молченского мон-ря обязывались регулярно служить в Глинской Богородице-Рождественской ц. XVIII в. Когда 13 дек. 1703 г. Петр I пожаловал Крупецкую вол. гетману И. С. Мазепе, Г. п. отошла к Киевской митрополии. Ок. 1704-1706 гг. по благословению Киевского митр. Варлаама (Ясинского) она была приписана к Бутыринскому Петро-Павловскому мон-рю Глуховского у. Черниговской губ., а в 1708 г., после измены Мазепы, пожалована кн. А. Д. Меншикову, к-рый стал благотворителем обители. Он отдал Г. п. ок. 5 тыс. га земли, построил кельи и деревянную ц. в честь Вознесения Господня (1724). В донесении 1730 г. Киевского архиеп. Варлаама (Ванатовича) в Святейший Синод сказано, что Г. п. благодаря дару «князя Меншикова стала обширнейшей» (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448). Указами имп. Анны Иоанновны и Синода от 11 окт. 1731 г. Г. п. вошла в подчинение Синодальной области и приписана к путивльскому Молчанскому мон-рю, в 1764 г. стала самостоятельной, заштатной.

http://sedmitza.ru/text/801148.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010