Но остались еще и вне алтаря в средине церкви под куполом некоторые мозаические древние картины. На восточной к алтарю дуге выше иконостаса виден на золотом поле в дуге образ Спасителя; в юго-западном треугольнике между дугами под куполом цел также весь образ Евангелиста Марка, на северо-восточном треугольнике под куполом же половина образа Евангелиста Иоанна; прочие подписаны красками. Над дугой стоящая Божия Матерь; по дугам изображены были 40 мучеников, из коих уцелели только Лисимах, Худион, Иоанн, Нуколай, Акакий, Александр, Валерий, Вивиан, Крисп, Гий, Астий, Евноий, Аггий, Севериан, Леонтий; прочие подмалеваны красками. Но все дуги и столпы под куполом ясно сохраняют еще следы мозаики. По возобновлении купола в самом своде оного малярским искусством изображен Спаситель, благославляющий обеими руками и в облаке от него исходящий Дух Святый; ниже Его Архангел Михаил, держащий в одной руке меч, а в другой воинское знамя, против него архангел Гавриил, держащий ветвь лилейную; за Михаилом Рафаил с алавастром в руках, за Варахаил с цветами, Уриил со свечой зажженной, Селафиил с четками, Иегудиил с венцом. Между всеми сими архангелами огненные языки. Ниже архангелов Собор всех девяти чинов ангельских, окружающий и поддерживающий Престол Вседержителя. Ниже их между 12 окнами купола в простенках изображены во весь рост 12 апостолов, поставленные на 12 Ветхозаветных и Апокалиптических камнях (Исход. гл. 28 и Апокалипсиса гл. 21). Над каждым из апостолов златые звезды, в середине коих огненные языки, а над ними красными буквами надпись Апокалипсис. гл. 12. на главе ея венец от двенадесяти звезд. Такими же историческими, аллегорическими и эмблематическими картинами расписан весь Собор и все древние галереи оного. По надписям видно, что пять Вселенских Соборов написаны в 1718 г. при митрополите Иоасафе Кроковском, шестой и седьмой Собор кончены в 1724 г. при архиепископе Варлааме Ванатовиче, а хоры расписаны при митрополите Арсении Могилянском. Но пристройки новые оставлены белыми, а по ним развешаны только портреты многих киевских и других архиереев и князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Но сими пристройками закрыт весь фасад Ярославовой первоначальной церкви. Митрополиту Петру Могиле предлежал еще важнейший труд возобновить древний порядок церковных чиноположений и обрядов Киево-Софийского Собора и всей православной иерархии своей. Ибо униаты и оный повсюду исказили, и даже из памяти истребили, какой был первоначальный здесь устав церковный, а ныне содержимый Студийский Лавры Св. Саввы освященного, принятый Киево-Печерским монастырем в последней половине XI столетия при игумене преподобном Феодосии и по нему другими российскими монастырями, введен уже поздно. Для сего-то митрополит Петр Могила издал прежде всего церковный Служебник (1629 г.); потом Киевским Собором 1640 г. исправил некоторые церковные обряды и сочинил катехетическую книгу (1645 г.) а наконец и полный церковный требник (1646 г.) В первоначальные же времена, вероятно, употреблялся в Киево-Софийском Соборе устав Константинопольской Софийской Великой церкви, описанный Куропалатом Георгием Кодином 45 , но оного и следов ныне не осталось. Даже много было в малороссийских церквях обрядов, отличных и от Студийского Саввина устава, а Варлаам Ванатович, архиепископ, в первый (1722) год своего вступления на епархию Киевскую представлял и св. Синоду о повелении ввести в малороссийские церкви устав, во всем сообразный с великороссийским, и хотя еще указом государя Петра I 1720 октября 5 повелено было в Киевской и Черниговской типографиях печатать церковные книги сообразно с великороссийскими, но долго и после того печатались они по-прежнему, и уже указами св. Синода 1766 ноября 7 и 1772 мая 25 сие прекращено. Замечательно при сем, что в Киеве не осталось в обыкновении таких соборных процессий или крестных ходов, какие бывали в Константинополе и какие доныне существуют в великороссийских церквях на храмовые праздники и многие достопамятные случаи отечества, кроме двух церковных ходов, 6 января на реку Днепр, и на колодезь подольский августа 1, в кои по давнему обыкновению и киевское мещанство выходит военным нарядом. Третий крестный ход на Крещатицкий колодезь в день Преполовения уставлен уже Преосвященным митрополитом Серапионом с 1804 года. Нет сомнения, что в древние времена было и здесь много других, а в униатской церкви оные слишком уже умножены.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Относительно заграничных православных приходских церквей, бывших или считавшихся в ведении киевского митрополита в XVII и первой половине XVIII в., можно сказать, что их в пределах польско-литовского государства было немного, они разбрасывались всему обширному пространству Западной Руси, представляя собой жалкие остатки некогда целых православных епархий – Пинской, Туровской и др. За долгие периоды униатских притеснений многие православные церкви и целые тысячи народа обращены в унию, вследствие чего православные церкви в польско-литовском государстве необыкновенно разредились. По донесению виленского старшего «исповедники православной веры порознь жили в околичных селах и городах и с числом их справиться было трудно». Даже сами киевские митрополиты долго не знали, где находились их заграничные приходские церкви. По крайней мере архиепископ Варлаам (Ванатович) в 1726 г. «о состоянии всей Киевской епархии был неизвестен». Только со временем, сравнительно поздно, постепенно выяснились состав и число заграничных приходских церквей, равно как установилось более или менее правильное отношение их к киевскому митрополиту. Многие церкви, находившиеся в пределах Переяславской (в правобережной Украине) и Белорусской (в Белоруссии и отчасти Литве) епархий из ведомства Киевского митрополита перешли в ведомство местных епископов. По мнению проф. Ф. И. Титова это могло произойти в период междуархиерейства в Киеве (1718 – 1720 гг.). Заграничные приходские церкви обыкновенно тянули к ближайшим монастырям. Мало того, даже сами монастыри являлись приходскими, хотя приходы (парохии) были далеко не при всех монастырях. При Виленском Св.-Духовском монастыре в половине XVIII в. не было особой парохии, но считалось до 70 человек православных обитателей. В то же время при Друйском монастыре «была весьма довольная парохия»; при Минском Петропавловском монастыре оставалось 20 дворов, а при Грозовском – 12 дворов. Однако эти парохии считались довольными. При Дрогичинских монастырях: Троицком – было 85 прихожан обоего пола, при Преображенском – 54 души; при Лебединском в с. Лебедине насчитывалось 1000 православных душ. Из Вевейского монастыря монахи расходились по окрестным городам за несколько миль от монастыря для исполнения треб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Памятники русской истории, изд. Кашпировым. 3. СПб., 1873. С. 261. Об Остермане: Bitter K. Beiträge zur Geschichte des Lebens und Wirkens Heinrich Johann Friedrich (Andrej Ivanoviè) Ostermanns, в: JGO. 1957. 5 (библиогр.); Шубинский С. Граф А. И. Остерман. СПб., 1862; ср. характеристику Остермана в: ПСЗ. 11. 8506. ПСЗ. 8. 5518. Верховской. Учреждение. 1. С. XXXI; Пекарский. 1. С. 502; докладная записка Аврамова, в: Посошков. Сочинения. 2. СПб., 1863; Шишкин И. Михаил Аврамов, один из противников петровской реформы, в: Невский сборник. 1. СПб., 1867. С. 379–429; Чистович. Феофан Прокопович. С. 260–269, 273, 297. ПСПиР. 7. 2324, 2325; Титлинов. Ук. соч. С. 41, 51; ОДДС. 10. 200; ПСПиР. 7. 2355. Ср. ПСЗ. 8. 5518; Русс. арх. 1909. 3. С. 430. Чистович. Феофан Прокопович. С. 348, 295. Ср. аналогичную оценку Пекарского: 1. С. 484, и отрицательную характеристику Феофана у Флоровского: с. 89. Дело Льва Юрлова, в: Чтения. 1861. 4. Смесь; ПСПиР. 7. 2340, 2352; о Горгии Дашкове: там же. 2276, 2296, 2382, 2385, 2388, 2411, 2513, 2516; Чистович, в: Прав. об. 1863. 1; он же. Феофан Прокопович. С. 183, 229, 239; об Игнатии Смоле: ПСПиР. 7. 2385, 2388, 2411. Прим. 2558. ПСПиР. 7. 1475; Титлинов. Правительство. С. 126, 136; ОДДС. 10. 273; ПСПиР. 7. 2561, 2575, 2640; Рыбаловский А. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 9. С. 313, 319–340. Чистович. Феофан Прокопович. С. 316–326; Дело о Феофане, в: Чтения. 1862. 1; Верховской. Учреждение. 2; о Платоне Малиновском: Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархия, в: Чтения. 1894. 3. С. 111, 114 и след. Чистович. Новые материалы, в: Прав. об. 1862. 2. С. 184; 4. С. 542–546; он же. Феофан Прокопович. С. 463–468, 485, 654, 670, 499, 675; Морошкин. Феофилакт Лопатинский; Титлинов. Правительство. Гл. 2. В 1733 г. был смещен Черниговский архиепископ Иродион Жураковский; Белгородский епископ Досифей Богданович-Любинский был судим и в 1735 г. сослан в монастырь; Черниговский архиепископ Иларион Рогалевский был арестован в 1737 г. и в 1738 уволен на покой за то, что позволил себе критические замечания в записке, направленной

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Первую ведомость, однако же еще не полную, о числе монастырей и протопопий Киевской епархии представил Св. Синоду в 1722 г. от 8 июня Преосвященный Варлаам Ванатович, архиепископ Киевский. По ней значится в городе Киеве монастырей мужских (кроме Лавры, Кафедрального и Межигорского) 6, девичьих 7, заднепровских мужских 11, пустынек 6, девичьих 7, епаршеских протопопий 20. Литовские, белорусские и польские монастыри и протопопии не были включены в сию ведомость. По ведомостям 1743 г. в Киевской митрополии значится мужских монастырей 20, скитков или пустынек, к ним приписных 13, девичьих монастырей 12, церквей приходских 1110, протопопий 21. По ведомости 1756 г., по отделении уже указом Св. Синода июля 4 к Переяславской епархии двух протопопий, Крыловской и Новомиргородской, число монастырей мужских и женских и скитов показано тоже и в них архимандритов 6, игуменов 12, строителей 7, наместников 21, экономов 17, казначеев 13, иеромонахов 212, иеродиаконов 123, монахов служебных и прочих рядовых 300, больничных 17, всех 728; игумений 9, наместниц 10, казначей 8, монахинь 518, больничных 3, всех 548. Церквей в Верхнем Киеве ружных 3, приходских 4, да Подоле 1 Собор и приходских 14, а в епархии церквей соборных 39, ружных 7, всех с приходскими во всей епархии 1141; протопопов 23, попов 1708, диаконов 169, дьячков 1254, пономарей 1162. Уездных протопопий и при них правлений: 1 Верхнего Киева, 2 Нижнего Киева, 3 Трипольское, .4 Козелецкое, 5 Нежинское, 6 Борзненское, 7 Конотопское, 8 Кролевецкое, 9 Воронежское, 10 Глуховское, 11 Прилуцкое, 12, Иченское, 13 Лубенское, 14 Пирашинское, 15 Лохвицкое, 16 Роменское, 17 Миргородское, 18 Сорочинское, 19 Галицкое, 20 Опошненское, 21 Полтавское и 22 Кобеляцкое 202 . По сим названиям можно видеть и пространство тогдашней Киевской епархии. Но здесь также не означено число заграничных монастырей, протопопий и церквей. Обстоятельные же ведомости монастырей и заграничных протопопий только Киевских найдены не старее 1766 и 1768 года. В 1773 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Первым попечением Екатерины I-й по восшествии своем на престол было освобождение малороссийских старшин, оставшихся в живых и возвращение им их имений, чинов и достоинства. Отправление в Персидский поход, в Галянскую область, в 1725 г. 20 000 малороссийских казаков под началом генерального старшины Лизогуба и полковников: Кандыбы и Горленко, да обозного полкового Михаила Ограновича, пробывших там, около 5 лет. Увольнение 10 000 казаков от другого похода в Сулак, с условием занести за то в казну, по несколько рублей с казака; протест простых казаков против того, почитавших откуп деньгами от службы бесчестием себя, и неуважение сенатом их протеста, предписавшим взыскать с каждого человека по 4 рубля. Восшествие на престол Петра III-ro, падение злейшего врага Малороссии, князя Меншикова и подтверждение прежних договоров, к привилегиям ее, вследствие чего Малороссийская коллегия тотчас была распущена, а на место ее восстановлены Генеральная канцелярия и Генеральный суд. В конце 1727 г. прислан в Малороссию Федор Васильевич Наумов, с грамотой, позволявшей выбор гетмана. Которым и был постановлен 1-го октября, миргородский полковник Данило Апостол. Поездка гетмана в Москву для принесения благодарности государю за свое избрание. Откуда возвращается с подтверждением прав и преимуществ Малороссийских, на основании коих, в 1729, было большое производство чинов. Получивших, для содержания своего, от 200 до 400 дворов из посполитого народа, бывшего до того в заведовании ратуш и Скарбовой канцелярии, которые навсегда уже остались ранговыми и переходили во владение того, кто был в должности. Это был поворот в первобытное состояние содержания чиновников, какое было в правление королей Ягайловского дома. Участие гетмана Апостола в избрании на престол, по кончине Петра II-ro – Анны Ивановны, 20-го февраля, 1730 года. Донос иеромонаха Суханова, возвратившегося из Иерусалима через Киев в Москву: он порицал замеченные им в Палестине и Греции излишества в обрядах, и служении церковных и неблагочиние в монастырях, как отступления от благолепия русского. При этом обличал и Малороссийское духовенство, в искажении будто бы им, старой русской веры, зараз латынщиной и т.п. Ответ на то, по требованию синода, Киевского митрополита Варлаама Ванатовича, назвавшего донос Суханова – мужичьим бредом. За что, однако же, он сыскан был в Петербург, назван еретиком и возмутителем церкви Русской и как такой, лишен своего сана и сослан монахом в Сибирь вечно, а на его место назначен Рафаил Заборовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Платонов. Лекции. С. 556. 501 Попов Н. Придворные проповедники в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в: Тихонравов. Летописи русской литературы. 2. С. 9. 502 Там же. С. 5; проповедь Димитрия Сеченова – там же. С. 12–14; Титлинов. Правительство. Гл. 1. 503 Памятники русской истории, изд. Кашпировым. 3. СПб., 1873. С. 261. Об Остермане: Bitter K. Beitrage zur Geschichte des Lebens und Wirkens Heinrich Johann Friedrich (Andrej Ivanovie) Ostermanns, в: JGO. 1957. 5 (библиогр.); Шубинский С. Граф А. И. Остерман. СПб., 1862; ср. характеристику Остермана в: ПСЗ. 11. 8506. 504 ПСЗ. 8. 5518. 505 Верховской. Учреждение. 1. С. XXXI; Пекарский. 1. С. 502; докладная записка Аврамова, в: Посошков. Сочинения. 2. СПб., 1863; Шишкин И. Михаил Аврамов, один из противников петровской реформы, в: Невский сборник. 1. СПб., 1867. С. 379–429; Чистович. Феофан Прокопович . С. 260–269, 273, 297. 506 ПСПиР. 7. 2324, 2325; Титлинов. Ук. соч. С. 41, 51; ОДДС. 10. 200; ПСПиР. 7. 2355. Ср. ПСЗ. 8. 5518; Русс. арх. 1909. 3. С. 430. 508 Дело Льва Юрлова, в: Чтения. 1861. 4. Смесь; ПСПиР. 7. 2340, 2352; о Горгии Дашкове: там же. 2276, 2296, 2382, 2385, 2388, 2411, 2513, 2516; Чистович, в: Прав. об. 1863. 1; он же. Феофан Прокопович . С. 183, 229, 239; об Игнатии Смоле: ПСПиР. 7. 2385, 2388, 2411. Прим. 2558. 509 ПСПиР. 7. 1475; Титлинов. Правительство. С. 126, 136; ОДДС. 10. 273; ПСПиР. 7. 2561, 2575, 2640; Рыбаловский А. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 9. С. 313, 319–340. 510 Чистович. Феофан Прокопович . С. 316–326; Дело о Феофане, в: Чтения. 1862. 1; Верховской. Учреждение. 2; о Платоне Малиновском: Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархия, в: Чтения. 1894. 3. С. 111, 114 и след. 512 В 1733 г. был смещен Черниговский архиепископ Иродион Жураковский; Белгородский епископ Досифей Богданович-Любинский был судим и в 1735 г. сослан в монастырь; Черниговский архиепископ Иларион Рогалевский был арестован в 1737 г. и в 1738 уволен на покой за то, что позволил себе критические замечания в записке, направленной вСвятейший Синод. Об этом см.: ПБЭ. 5. Стб. 1047; Филарет. Обзор. 2 (1884). С. 299; он же. Описание Черниг. епархии. Чернигов, 1861. С. 68–78; ПСПиР. 7. 2564, 2471; ОДДС. 7. 630; ТКДА. 1860. 2. С. 259–263; РБС (Дабелов-Дядьковский). 1905. С. 604; ср.: Титлинов. Правительство. Гл. 2. 513

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

После реорганизации Синода Лев Юрлов был вызван для объяснений и сознался в том, что надеялся на поддержку со стороны Георгия и Игнатия, после чего были привлечены к ответу и оба последние. Лев поначалу был переведен в Астрахань (8 июля 1730 г.), но, так как дело еще не было закончено, ему не позволили отправиться в новую епархию. Вскоре, 2 октября, он был смещен, а 3 декабря лишен сана и сослан с именем Лаврентий в Крестный монастырь Архангельской губернии. 25 декабря потерял епископский сан и Игнатий Смола, сосланный сперва в Спасо-Каменный, а потом — в Свияжский монастырь, где его дружески принял Казанский митрополит Сильвестр Холмский; оттуда Игнатия перевели в Корельский монастырь (30 декабря 1731 г.). Георгий Дашков по извержении из епископского сана отправился простым монахом в Спасо-Каменный монастырь (28 декабря 1730 Митрополит Сильвестр Холмский, встретивший осужденного Игнатия Смолу как архиерея, был подвергнут допросу. Мстительный Феофан не преминул напомнить и о других проступках митрополита, например — о его неуважительных высказываниях о Екатерине I. Сильвестр лишился епископского сана и как простой монах в 1732 г. был заключен в Выборгскую крепость. Вологодский епископ Афанасий получил от Синода строгий выговор за то, что позволил Георгию Дашкову некоторые послабления. Киевскому архиепископу Варлааму Ванатовичу (1722–1730) Феофан не мог простить издания книги Стефана Яворского «Камень веры», равно как и того факта, что в окружении архиепископа слишком часто вспоминали о лютеранстве Феофана. Придравшись к запозданию с благодарственным молебном на восшествие на престол Анны Иоанновны, Святейший Синод лишил Варлаама епископского сана и сослал его в Белозерский Следующей жертвой Феофана стал Маркелл Родышевский, который был удален в монастырь, но и оттуда продолжал рассылать свои «тетради» с обвинениями Феофана в ереси. В этом Маркеллу помогали упомянутый выше Аврамов и некий монах Иона. В народе ходили слухи, что «еретик» Феофан преследует Маркелла за его православную веру.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

После реорганизации Синода Лев Юрлов был вызван для объяснений и сознался в том, что надеялся на поддержку со стороны Георгия и Игнатия, после чего были привлечены к ответу и оба последние. Лев поначалу был переведен в Астрахань (8 июля 1730 г.), но, так как дело еще не было закончено, ему не позволили отправиться в новую епархию. Вскоре, 2 октября, он был смещен, а 3 декабря лишен сана и сослан с именем Лаврентий в Крестный монастырь Архангельской губернии. 25 декабря потерял епископский сан и Игнатий Смола, сосланный сперва в Спасо–Каменный, а потом — в Свияжский монастырь, где его дружески принял Казанский митрополит Сильвестр Холмский; оттуда Игнатия перевели в Корельский монастырь (30 декабря 1731 г.). Георгий Дашков по извержении из епископского сана отправился простым монахом в Спасо–Каменный монастырь (28 декабря 1730 г.)  . Митрополит Сильвестр Холмский, встретивший осужденного Игнатия Смолу как архиерея, был подвергнут допросу. Мстительный Феофан не преминул напомнить и о других проступках митрополита, например — о его неуважительных высказываниях о Екатерине I. Сильвестр лишился епископского сана и как простой монах в 1732 г. был заключен в Выборгскую крепость. Вологодский епископ Афанасий получил от Синода строгий выговор за то, что позволил Георгию Дашкову некоторые послабления. Киевскому архиепископу Варлааму Ванатовичу (1722–1730) Феофан не мог простить издания книги Стефана Яворского «Камень веры», равно как и того факта, что в окружении архиепископа слишком часто вспоминали о лютеранстве Феофана. Придравшись к запозданию с благодарственным молебном на восшествие на престол Анны Иоанновны, Святейший Синод лишил Варлаама епископского сана и сослал его в Белозерский монастырь  . Следующей жертвой Феофана стал Маркелл Родышевский, который был удален в монастырь, но и оттуда продолжал рассылать свои «тетради» с обвинениями Феофана в ереси. В этом Маркеллу помогали упомянутый выше Аврамов и некий монах Иона. В народе ходили слухи, что «еретик» Феофан преследует Маркелла за его православную веру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

ПСПиР. 7. 2324, 2325; Титлинов. Ук. соч. С. 41, 51; ОДДС. 10. 200; ПСПиР. 7. 2355. Ср. ПСЗ. 8. 5518; Русс. арх. 1909. 3. С. 430. 507 Чистович. Феофан Прокопович. С. 348, 295. Ср. аналогичную оценку Пекарского: 1. С. 484, и отрицательную характеристику Феофана у Флоровского: с. 89. 508 Дело Льва Юрлова, в: Чтения. 1861. 4. Смесь; ПСПиР. 7. 2340, 2352; о Горгии Дашкове: там же. 2276, 2296, 2382, 2385, 2388, 2411, 2513, 2516; Чистович, в: Прав. об. 1863. 1; он же. Феофан Прокопович. С. 183, 229, 239; об Игнатии Смоле: ПСПиР. 7. 2385, 2388, 2411. Прим. 2558. 509 ПСПиР. 7. 1475; Титлинов. Правительство. С. 126, 136; ОДДС. 10. 273; ПСПиР. 7. 2561, 2575, 2640; Рыбаловский А. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 9. С. 313, 319–340. 510 Чистович. Феофан Прокопович. С. 316–326; Дело о Феофане, в: Чтения. 1862. 1; Верховской. Учреждение. 2; о Платоне Малиновском: Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархия, в: Чтения. 1894. 3. С. 111, 114 и след. 511 Чистович. Новые материалы, в: Прав. об. 1862. 2. С. 184; 4. С. 542–546; он же. Феофан Прокопович. С. 463–468, 485, 654, 670, 499, 675; Морошкин. Феофилакт Лопатинский; Титлинов. Правительство. Гл. 2 512 В 1733 г. был смещен Черниговский архиепископ Иродион Жураковский; Белгородский епископ Досифей Богданович–Любинский был судим и в 1735 г. сослан в монастырь; Черниговский архиепископ Иларион Рогалевский был арестован в 1737 г. и в 1738 уволен на покой за то, что позволил себе критические замечания в записке, направленной вСвятейший Синод. Об этом см.: ПБЭ. 5. Стб. 1047; Филарет. Обзор. 2 (1884). С. 299; он же. Описание Черниг. епархии. Чернигов, 1861. С. 68–78; ПСПиР. 7. 2564, 2471; ОДДС. 7. 630; ТКДА. 1860. 2. С. 259–263; РБС (Дабелов–Дядьковский). 1905. С. 604; ср.: Титлинов. Правительство. Гл. 2. 513 ПСЗ. 10. 7364, 7790; 11. 8199; Попов. Арсений Мацеевич. С. 51. Пресловутая Тайная канцелярия была учреждена уже 6 апреля 1731 г.: ПСЗ. 8. 5738, 5744; 9. 6937, 6832; ср. 8. 5509, 5510; ПСПиР. 8. 2539, 2703. Титлинов. Правительство. Гл. 3 и 4. 514

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010