207 По свидетельству исследователя русского масонства Пыпина, масонство в России ввел сам Петр. По свидетельству другого исследователя русского масонства, Лонгинова, Петр открыл масонскую ложу в Кронштадте. Пыпин А. Н. Русское масонство (XVIII и первая четверть XIX в.); Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867; Иванов В. Ф. От Петра Первого до наших дней. Русская интеллигенция и масонство, Харбин, 1934. 208 За издание сочинения митрополита Стефана Яворского «Камень веры», направленного против протестанства, архиепископом Феофилактом последнего пытали в тайной канцелярии Бирона, три раза поднимали на дыбу, били батогами, объявили лишенным архиерейского сана и монашества и заточили в Петропавловскую крепость. За ту же вину Киевского митрополита Варлаама Ванатовича вызвали в тайную канцелярию, лишили сана и заточили в Белозерский монастырь (Поселянин Е. Указ. соч. С. 78–80). 211 Это окончилось для него без плохих последствий. Ему пришлось только оставить Св. Синод и уехать в Ростов. 212 В состав Синода входили тогда следующие члены: первенствующий Новгородский митрополит Димитрий Сеченов, Московский митрополит Тимофей Щербатский, архиепископ С.-Петербургский Гавриил Кременецкий, Псковский епископ Гедеон Криновский , Крутицкий архиепископ Амвросий Зертис-Каменский, Тверской епископ Афанасий Вальковский и Новоспасский архимандрит Михаил. 213 Трогательно до слез было событие снятия сана с Арсения. Последнего вызвали на заседание Синода для исполнения над ним указа. В Москве быстро распространился слух, что с Ростовского митрополита будут снимать сан в Крестовых патриарших палатах. Туда были допущены лишь монашествующие и белое духовенство. Масса народа, движимого состраданием к исповеднику, заполнила все пространство вокруг синодальною двора. Митрополит Арсений явился на последний над ним земной суд в архиерейской мантии, омофоре, белом клобуке, с панагией на груди и архиерейским посохом в руке. По прочтении указа члены Синода стали снимать с него архиерейское облачение. С негодованием и тяжкою скорбию Арсений сделал плачевные предсказания каждому из разоблачавших его архиереев. Эти предсказания в точности сбылись. Митрополиту Димитрию предсказал, что он задохнется собственным языком; и действительно, митрополит Димитрий умер в ужасных страданиях: его задушила необыкновенная опухоль языка. Архиепископу Амвросию Крутицкому Арсений предсказал, что он будет убит, как вол: архиепископ Амвросий был убит во время Московской чумы взбунтовавшимся народом. Епископу Псковскому Гедеону Арсений предрек, что он не увидит своей епархии: и вскоре после осуждения митрополита Арсения епископ Гедеон был удален по Высочайшему повелению в свою епархию, но умер в дороге, не доехав до Пскова. Добрый Московский митрополит Тимофей не участвовал в разоблачении Арсения. Он не мог удержаться от слез при печальной церемонии и плакал.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

2101 Между тем оно в высшей степени вредно по отношению не к простому народу, ибо кто же не знает, что люди вольномысленные, усвояя его самой церкви, позволяют себе делать весьма невыгодные заключения о сей последней. У Греков вовсе не проповедуется учения, которое проповедуют у нас люди, имеющие ревность Божию не по разуму (и с учением этих людей мы должны были бы отвергнуть все то множество мощей древних Греческих святых, которые в виде костей и малых косточек находятся у нас в России и которые в самой Греции хранятся большими собраниями в таких местах, как напр. монастыри Афонские). 2104 См. Анании Федорова Собрание о граде Суждале во Временнике Общ. Ист. и Древн., кн. XXII, стр. 91. 2105 Ibid. В этом, конечно, смысле и о мощах преп. Нила Столбенского говорится в новейших описаниях Столбенского монастыря, что они обретены нетленными. 2111 Если бы это было так, то все усопшие, тела которых оказались нетленными, были бы причислены к лику святых. Однако, этого нет. Из усопших, тела которых оказались нетленными, но которые (не быв, подразумевается, прославлены чудотворениями) остаются не причтенными к лику святых, укажем, кроме других, не совсем достоверно нам известных, на Афанасия патриарха Константинопольского († 5-го Апреля 1654-го года), нетленное тело которого почивает в Лубенском Мгарском монастыре (Ист. Uep. V, 25 нач.) и на Павла Конюскевича, митрополита Тобольского († 4-го Ноября 1770-го года), нетленное тело которого почивает в Киевопечерской Лавре (Филарета Обзор литературы, кн. II, § 52). Что нетление тел без чудотворений не признается за доказательство святости усопших, укажем на один случай, представляющий собою свидетельство об этом, из синодального периода. В Киевских городках Готве и Сорочинцах при рытье могилы для погребения покойников найдены были два не сгнившие женские тела, которые стояли в церквах, – одно лет с десять, другое лет с пятнадцать. Киевский архиепископ Варлаам Ванатович в донесении своем св. Синоду от 23-го Ноября 1724-го года писал, что оба тела сам видел, – что они действительно нетленны и целы, «якоже и обычно есть видети нетленныя мощи, но понеже ни единаго достовернаго свидетельства чудодействия их не обреталось», то он приказал в тех же церквах, где они стояли, вырыть глубокие ямы и закопать «честно» с обычною литиею, «ибо простой народ, наипаче же Малороссийский, такия являющияся телеса богоугодным поклонением почитати и боготворити обыкоша»…, см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

40 Так, например, одним из самых распространенных упреков, обращенных преосв. Феофану, был упрек в том, что он отвергает иконопочитание, но вот текст самого Прокоповича, посвященный указанной теме: «Якоже бо в мирских государствах в память славных дел обычай есть поставляти столпы, пирамиды, и иныя знамения нарицаемыя трофеи, тако и в Христовом Царстве, в новом Сионе, в Церкви святой от язык благодатию его собранной, великих дел Бога нашего знамения и трофеи суть иконы честныя…» ( Феофан (Прокопович) , архиеп. Сочинения: В 4 ч. М., 1765. Ч. 3. С. 75–76 ). Срв. у прп. Иоанна Дамаскина : «Теперь же, с тех пор как Божество, как некоторое животворящее и спасительное лекарство соединилось с нашим естеством, наше естество прославлено и превращено в нетленное. Поэтому и смерть святых празднуется, и изображения начертываются… Ибо изображение есть триумф и опубликование и надпись на столбе в воспоминание о победе тех, которые поступили неустрашимо и отличились, и о посрамлении побежденных и низложенных демонов» (Прп. Иоанн Дамаскин . Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения Сергиев Посад, 1993. С. 52). 42 «Феофан – великий ум, государственный муж, первенствующий член Синода, превратился в агента Преображенской канцелярии, являясь смотря по времени и обстоятельствам, то доносчиком, то подсудимым, но всегда необходимым ее членом» (Чистович И. А. Прокопович и его время. СПб., 1868. С. 202). 43 Из письма Феофана к другу: «Может быть, ты слышал, что меня вызывают для епископства; эта почесть меня также привлекает и прельщает, как если бы меня приговорили бросить на съедение диким зверям. Дело в том, что лучшими силами своей души я ненавижу митры, саккосы, жезлы, свешники, кадильницы и тому подобныя утехи… Я люблю дело епископства и желал бы быть епископом, если бы вместо епископа мне не пришлось бы быть комедиантом» (Письма Феофана Прокоповича //Труды Киевской духовной академии. 1865. 1. С. 142). См. у Е. Кржижановского характеристику Прокоповича времен царствования Анны Иоанновны: «Собранием драгоценных камней он мог соперничать с богатейшими вельможами. В церковном служении он являлся каким-то князем церковным: митра его внизу опушена была горностаем, вверху украшена была маленькими коронами и звездами» (Кржижановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//Труды Киевской духовной академии. 1861. 3. С. 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

506 ПСПиР. 7. 2324, 2325; Титлинов. Ук. соч. С. 41, 51; ОДДС. 10. 200; ПСПиР. 7. 2355. Ср. ПСЗ. 8. 5518; Русс. арх. 1909. 3. С. 430. 507 Чистович. Феофан Прокопович. С. 348, 295. Ср. аналогичную оценку Пекарского: 1. С. 484, и отрицательную характеристику Феофана у Флоровского: с. 89. 508 Дело Льва Юрлова, в: Чтения. 1861. 4. Смесь; ПСПиР. 7. 2340, 2352; о Горгии Дашкове: там же. 2276, 2296, 2382, 2385, 2388, 2411, 2513, 2516; Чистович, в: Прав. об. 1863. 1; он же. Феофан Прокопович. С. 183, 229, 239; об Игнатии Смоле: ПСПиР. 7. 2385, 2388, 2411. Прим. 2558. 509 ПСПиР. 7. 1475; Титлинов. Правительство. С. 126, 136; ОДДС. 10. 273; ПСПиР. 7. 2561, 2575, 2640; Рыбаловский А. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 9. С. 313, 319—340. 510 Чистович. Феофан Прокопович. С. 316—326; Дело о Феофане, в: Чтения. 1862. 1; Верховской. Учреждение. 2; о Платоне Малиновском: Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархия, в: Чтения. 1894. 3. С. 111, 114 и след. 511 Чистович. Новые материалы, в: Прав. об. 1862. 2. С. 184; 4. С. 542—546; он же. Феофан Прокопович. С. 463—468, 485, 654, 670, 499, 675; Морошкин. Феофилакт Лопатинский; Титлинов. Правительство. Гл. 2 512 В 1733 г. был смещен Черниговский архиепископ Иродион Жураковский; Белгородский епископ Досифей Богданович-Любинский был судим и в 1735 г. сослан в монастырь; Черниговский архиепископ Иларион Рогалевский был арестован в 1737 г. и в 1738 уволен на покой за то, что позволил себе критические замечания в записке, направленной вСвятейший Синод. Об этом см.: ПБЭ. 5. Стб. 1047; Филарет. Обзор. 2 (1884). С. 299; он же. Описание Черниг. епархии. Чернигов, 1861. С. 68—78; ПСПиР. 7. 2564, 2471; ОДДС. 7. 630; ТКДА. 1860. 2. С. 259—263; РБС (Дабелов-Дядьковский). 1905. С. 604; ср.: Титлинов. Правительство. Гл. 2. 513 ПСЗ. 10. 7364, 7790; 11. 8199; Попов. Арсений Мацеевич. С. 51. Пресловутая Тайная канцелярия была учреждена уже 6 апреля 1731 г.: ПСЗ. 8. 5738, 5744; 9. 6937, 6832; ср. 8. 5509, 5510; ПСПиР. 8. 2539, 2703. Титлинов. Правительство. Гл. 3 и 4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

692 Обретение мощей первомученика Стефана совершилось в Палестине в 415 году, и они были перенесены в Иерусалим, а около 428 г. его десная рука или более полные мощи перенесены в Константинополь. Ныне наиболее значительные части его мощей находятся в Венеции и Риме. См. у Сергия архиеп. Месяцеслов. Заметки под 2 авг. Чет. Мин. 2 авг. 693 Случаи нетления тех людей не святых, действительно, есть. В склепе собора в Ревеле хранится нетленным тело герцога де-Кроа – протестанта, современника Петра В., подозреваемого в измене России. В Прибалтийском крае, в склепах немецких баронов, будто бы есть и другие примеры долгого сохранения тел умерших (и самой одежды) от тления. В Палермо и Сен-Готарде, в сухих и прохладных склепах сохранилось много тел, превратившихся в засохшие мумии, вследствие сухости воздуха и отсутствия влаги в почве склепов. Уверяют, что у буддийских дервишей имеются сохранившиеся в целости тела. В тундрах Сибири и в глубоких торфяных болотах Ирландии находили сравнительно сохранившиеся трупы людей и животных. На берегах р. Лены найдены были два трупа мамонта (один в 1806 г., другой – в 1900 г.), – допотопного гиганта, сохранившиеся вследствие холода на столько, что мясо их могли есть звери. 694 О нем см. прот. Фомина П. Святитель Иоасаф Горленко, еп. белгородский и обоянский, в ж. Вера и Раз. 1898 г. XX кн. и след. 695 Что нетление мощей без чудотворений не признавалось и не признается за доказательство святости усопших, проф. Голубинский (в «Истор. канонизации» и пр. стр. 301) указывает еще на следующие два примера. В 1479 году обретено было нетленным тело митрополита Филиппа 1-го (святитель Филипп, обличитель Грозного, именуется скончавшегося 6 лет и 5 месяцев тому назад; в продолжение 12 дней тело его не было погребено, очевидно, как полагает проф. Голубинский, в ожидании, не последует ли от него чудес, но чудотворений не последовало, и оно, по прошествии 12 дней, предано было погребению. В Киевских городках Готве и Сорочинцах (ныне местечках в Полтавской губ.), при рытии могил для покойников, найдены были два не сгнивших женских тела, которые стояли в церквах одно лет с десять, другое с пятнадцать. Киевский митрополит Варлаам Ванатович, в донесении Святейшему Синоду от 23 ноября 1724 года, писал, что оба тела он сам видел, но «понеже ни единого достоверного свидетельства чудодействия их не обреталось, то он приказал в тех же церквах, где они стояли, вырыть глубокие ямы и закопал честно, с обычною литиею».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

6-го января 1724 г. он был рукоположен во иеродиакона архиепископом Киевским и Галицким Варлаамом Ванатовичем «в братской великой церкви святых богоявлений». В следующем году иеродиакон Иоасаф был назначен учителем низших классов академии, и это послушание проходил три года. В это время на кафедру киевскую, за невольным удалением с нее архиепископа Варлаама Ванатовича, вступил (с 13 апреля 1731 г.) Рафаил Заборовский, епископ Псковский и член Святейшего синода. 21 мая 1732 г. преподаватель синтаксимы иеродиакон Иоасаф «дедиковал диалог приветствовательный вшествием на престол киевской епархии преосвященному Рафаилу Заборовскому». Архиепископ (с июня 1742 г. митрополит) Киевский Рафаил начал отличать Иоасафа Горленко, как многообещающего инока. 12 августа 1732 г. архиепископом Рафаилом был выдан иеродиакону Иоасафу Горленку «открытый лист для испрошения пожертвований на улучшение заведенных в Киеве школ (Киево-Могилянских), 2061 поручение, несомненно, выходящее из ряда обычных послушаний. В 1733 г. он был назначен екклисиархом, Киево-Братского монастыря и в этой должности нес обязанности по хозяйственному управлению обителью. 2062 13 сентября —623— 1734 г. архиепископ Рафаил делает Иоасафа Горленко экзаменатором кевской епархии, 2063 а 8 ноября того же года рукополагает его во иерея «в великой церкви» Киевского Михайловского монастыря. 23 числа названного месяца он переводится на жительство из Братского монастыря в Киево-Софийский кафедральный дом. 2064 10 января 1735 г. иеромонах Иоасаф назначается членом киевской духовной консистории. Таковы сведения о святителе Иоасафе за этот киевский период его жизни. 2065 К сожалению, при своем отрывочном характере, они представляют ряд сухих хронологических дат, за которыми совершенно невидно личности святителя-подвижника. О внутренних нравственно религиозных переживаниях его за описанное время можно лишь отчасти судить по произведению «экзаменатора Иоасафа Горленка» «Брань честних седми добродетелей з седми грехами смертными, в человеце путинку так всегда, яко наипаче в дни святыя великия четыредесятницы, резидуючая, по чину седмиц ея имагниацею поэтического и рифмом описанная 1737 года апреля 9 дня».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7)    Поликарп Кулчицкий, шляхетский сын из польского с. Кулчиц, род. в 1688 г., был студентом академии (в 1690–1700 гг.), монашество принял в 1719,       иерод. в 1727 г., иером. в 1729 г.; впоследствии был игуменом заграничного Дятловицкого монастыря 21 .                              8)   Синесий Залуцкий, казачий сын из польск. гор. Трембовля, род. в 1688 г., был студентом Академии (в 1690–1700-х годах), в 1721 г. монах, 1722 г. иеродиакон и иеромонах; 22 мая 1733 г. «безвестно бежал» 22 . 9)  Геннадий Высенский, купеческий сын из г. Гадяча, род. в 1688 г., учился в Академии (в 1690–1700-х г.г.), монашество принял в 1721 г. от архим. Иоаникия Сенютовича, в 1722 г. был рукоположен в иеродиакона Пахомием, епископом романским–волосским, в 1723 г. архиепископом Варлаамом Ванатовичем в иеромонаха 23 ; впоследствии был игуменом заграничного Дятловицкого монастыря, 3 генв. 1749 г. 24 10)   Матфий Сирачинский, «поповский сын», из польского с. Копцев, род. в 1677 г., был студентом Академии (в 1680–1690х гг.), монашество принял в 1704 г., иеродиаконом сделался в 1706 г., иеромонахом в 1710 г. 10 сентября 1738 г. 25 11)   Вениамин Фальковский, из военного «чина», род. в г. Козельце в 1690 г., учился в Киевской Академии (в 1700х гг.), в 1712 г. принял монашество от архим. Афанасия Миславского и был рукоположен м. Иоасафом Кроковским в иеродиаконы, в 1724 г. сделался иеромонахом (рукоположен великоновгородским архиепископом Феодосием Яновским 26 ), в 1734 г. был назначен на ответственную должность начальника лаврской типографии, в 1738 г. синодальным указом вызывался в С.-Петербург «для производства в суздальского архиерея» 27 , но хиротония почему-то не состоялась, и В. Ф. скончался в звании типографа лавры «28 апреля 1750 г. в 10 ч. 43 м. пред полуднем» 28 . 12)   Сильвестр Глинский, из м. Глинска, мещанский сын, род. в 1691 г., учился в Академии (в 1700 х гг.), монашество принял в Омбышском (приписном к лавре) монастыре, в 1723 г. был сделан иеромонахом 29 . 13)   Иезекииль Зимович, мещанский сын, из г. Прилук, род. в 1692 г., учился в Академии (в 1700 х гг., «отчасти латинского письма»), в 1715 г. принял монашество, в 1720 г. был рукоположен в иеродиакона романским (волосским) епископом Пахомием и в 1732 г. в иеромонаха Киевским архиепископом Рафаилом Заборовским 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

89 В архиепископа киевского хиротонисан Тихвинский архим. Варлаам Ванатович, 1722 г., мая 14-го. 90 В Сретенском мон. был игумен Лаврентий. Он скончался в том же мон. и в том же сане 1757 года, в декабре месяце. 91 Такое название получила комиссия, учрежденная в 1733 г. для производства следствия о возникшей, в подобие квакерской, ереси (хлыстовской). С 1745 г. она помещалась в Андрониковом мон. 92 Он будто похоронен под Троицкой ц. На наружной ее стене, по правую сторону паперти, есть большая надгробная надпись, но до того поврежденная, что невозможно разобрать. 94 Перервинский игумен Афанасий, не представивший отчета в израсходовании монаст. денег, в наказание за это послан был для жительства в Чудов мон. С ноября 28 снова вступил в управление Перервой. 95 После него остался ковчег серебряный, в котором хранились, кроме св. мощей (4-ре частицы) неизвестных нам угодннков, две части ризы Господней. Этот ковчег завещан о. игуменом родному брату чиновнику Семену Козмичу Протопопову. Одна часть ризы Господней не была ли после передана в Златоустов? А в монастыре есть подобная святыня. 96 Из сего видно, что он получил и богословское образование. Где? Вероятно, в киевской академии. В 1776 г. октября 21, внес он в кассу Воспитательного дома, для обращения из процентов в пользу киевской ак. 2 000 р. (История киев. академии. Спб. стр. 117). 97 Его словарь славянский, изданный в Петербурге 1784 года, выбран из словаря Верынды, но с лучшими объяснениями слов и с прибавлением правил грамматики. 98 Подробнее о нем см. в «Истории нижегородской иерархии», соч. арх. Макария. Спб. 1857, стр. 200–222. 99 По упразднении первокл. Симонова мон., штат его перенесен на Богоявленский, а до этого времени в Богоявленском второкл. мон. не было наместника. 101 Старая дверь продана в 1728 г. за 3 рубля 20 алтын и 4 деньги (за каждый пуд взято 18 алтын и 2 деньги). Палатки в это время, значит, уже не было. Кстати: в 1733 продан г-ну Степану Пет. Нелединскому «камень старинный, которой на могилах. Было взято два рубли».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

III. ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЕ от монастыря, бывшее в разные времена Государству деньгами, хлебом и воинскими снарядами, как видно из Государевых грамот 1638 года Октября 18, 1672 года Февраля 16, 1676 года Апреля 21 и 1701 года, данных монастырю сему. IV. ПРЕБЫВАНИЕ в этой обители знаменитейших Российских Духовных особ: 1) Патриарха Никона и 2) Архиепископа Киевского Варлаама Ванатовича. V. УЧРЕЖДЕНИЕ УЧИЛИЩА Духовного 1) в 1778 году, 2) в 1788 году, 3) в 1802 году и 4) по новому образованию в 1809 году приходского и уездного. VI. УЧРЕЖДЕНИЕ APXIMAHДPUU. О чём см. ниже. VII. УЧРЕЖДЕНИЕ при монастыре сем ГОРОДА из посада подмонастырского, единственно по причине удобности помещения присутственных мест в монастыре. VIII. При монастыре сем бывают также ежегодно ЯРМАРКИ, три дня продолжающиеся: 1) Июня 9 на память Преп. Кирилла; 2) Августа 15, и 3) Ноября 21. IX. Здесь ПОГРЕБЕНЫ многие знаменитые особы из Духовного и Светского звания, а именно, из Духовных 1) Афанасий, Архиепископ Полотский; 2) Косма, Архиепископ Казанский, 3) Алексий, Епископ Вологодский; 4) Кассиан Рязанский; 5) Матфей Крутицкий. Из Светских: 1) в церкви Св. Владимира Князья Воротынские; 2) Князья Телятевские; 3) Князья Палецкие; 4) Князья Кубенские; 5) Графы Шереметевы; 6) Князья Кемские; 7) Елецкие; 8) Прозоровские; 9) Сицкие; 10) Бояре Истленевы и 11) Квашнины. Этот монастырь богат был рукописями весьма любопытными, из коих ныне хранятся многие в Новгородской Софийской библиотеке, а прочие истребованы были: 1) в 1682 году в палату составления степенной книги; 2) в Святейший Синод; 3) в библиотеку Императорской Академии наук, а по свидетельству Г. Татищева есть и в Сенатской библиотеке рукопись, взятая из монастыря сего, в которой, де, он находил такие редкости, каких в других летописцах не нашёл. За сим предлагаются списки с посланий Преп. Кирилла к Князьям, духовная его грамота и послание Царя Ивана Васильевича к Кирилло-белоезерскому Игумену Косме, которые нигде ещё не напечатаны. I. Послание к Великому Князю Василию Димитриевичу

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

§ 11. Период Русский после 1686 и далее после 650 и далее В 1686 г., после того как Киев навсегда уступлен России, Гедеон, Кн. Четвертинский, принял посвящение в митрополита Киевского от патриарха Московского Иоакима, и прибыл на епархию, весьма деятельно занялся устроением и украшением Собора. У Государей испросил он разные сосуды церковные, облачения и большой колокол, а для Софийского монастыря оклад хлебного и денежного жалования. Им же обновлены монастырские здания деревянные. В духовном завещании большую часть собственных денег и драгоценностей митрополит отказал на украшение Собора 38 Избрание нового митрополита в К.-Соф. Соборе и посвящение Варлаама Ясинского в Моск. Успенск. Соборе. Он много старался об устроении Киевских церквей и монастырей, особенно после того, как сильный пожар 1697 г., в митрополии, привёл её в крайнее разорение. В Софийском монастыре он вновь выстроил деревянные кельи Июля 4, Пётр I в первый раз был в Киеве и встречаем был М. Варлаамом Ясинским 1708 и далее 672 и далее Митр. Иоасаф Кроковский, стараясь наиболее об устроении киевских монастырей, особенно Михайловского, старался и об украшении Софийского Собора. При нём написаны на стенах сего Собора пять Вселенских Соборов Государь Пётр I благодарил Бога за Полтавскую победу в К.-Соф. Соборе 1722–1730 686–694 Архиеп. Варлаам Ванатович. Он выстроил каменную в два этажа трапезу для братии К.-Соф. монастыря и в ней церковь Св. Лазаря, основал и архиерейский дом против Собора. При нём дописаны в соборе последние два Собора вселенские (6-й и 7-й) Митроп. Рафаил Заборовский кончил архиерейский дом, и в нём устроил церковь Воскресения Христова 1746 г., обнёс двор Софийский каменной стеной, выстроил каменную колокольню в три яруса (по украшениям названную триумфальной) и слил большой колокол, доныне называемый Рафаилом 39 . При нём в Соборе устроены иконостас, серебряные царские врата и серебряное паникадило над амвоном Императрица Елисавета Петровна изволила быть в Киеве. Она пожаловала М. Рафаилу, сверх двух бриллиантовых панагий, 1.500 червонцев, которые он тогда же отдал на обновление Собора

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010