4) на восточной линии по обеим сторонам входных ворот – две ЦЕРКВИ: а) по правую сторону – больничная тёплая во имя Двунадесяти Апостолов; в) по левую – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Внутри этой последней – иконостас, святые образа и прочая церковная утварь, устроены иждивением Преосвященного Варлаама Ванатовича, Архиепископа Киевского, жившего в этом монастыре. Освящена же Настоятелем этого монастыря Архимандритом Леонидом в 1760 году; 5) во имя Святителя Николая Чудотворца, прежде состоявшая под сводами соборной церкви с западной стороны. Устроена была в память освобождения монастыря от Шведов, а в 1798 году перенесена на восточные ворота на ограде; 6) Тихвинской Божьей Матери на той же ограде над западными вратами, при входе в монастырь устроена в весьма хорошем вкусе усердием монахини Тавифы из фамилии дворян Тырковых, а освящена по благословению Преосвященнейшего Гавриила, Митрополита Новгородского, Архимандритом этой обители Игнатием в 1790 году. II. КЕЛЬИ: 1) на северной стороне – двухэтажные, называемые попросту Архиерейскими, на 69 саженях, для приезда Преосвященных Епархиальных, в 1813 году обращены в братские. В этих кельях имели пребывание своё и Императорские Высочайшие Особы во время посещения ими этой обители, о чём имелись в них надписи на стенах; 2) на западной стороне между Вознесенской и Рождественской церквями, к югу – Настоятельские; 3) от Вознесенской церкви к северу, примыкающие к бывшим Архиерейским – братские; 4) от колокольни к востоку на южной стороне и по восточной от ворот к югу – духовное УЧИЛИЩЕ, заведённое в 1802 году Преосвященнейшим Амвросием, Митрополитом Новгородским, и в 1809 году по новому образованию открытое (см. ниже); близ оного – Архиерейские комнаты и духовное ПРАВЛЕНИЕ; 5) от восточных ворот к северу – БОЛЬНИЦА. Весь монастырь окружён довольной высоты, в окружности на 450 саженей, ОГРАДОЙ, в которой 1), 2) с западной и восточной сторон – ЦЕРКВИ, о которых выше упомянуто; 3) по углам – БАШНИ со шпицами; 4) с северной и южной сторон посредине ограды – БАШНИ такие же, со шпицами и позолоченными звёздами. Сторона западная сделана при Архимандритах Евфимии и Игнатии из монастырских доходов, восточная, северная и южная – на пожалованную Государем Императором ПАВЛОМ I и ныне благополучно Царствующим Государем Императором АЛЕКСАНДРОМ I сумму до 37.000 рублей, да из монастырской суммы в дополнение к этому употреблено более 20.000 рублей. В этой ограде по восточной стороне к юго-восточной угловой башне имеются ГОСТИНЫЕ комнаты, в которых помещаются приезжающие для поклонения Иконе Божьей Матери до 10 фамилий, пользуясь всем потребным от монастыря, а в другой, восточной, половине к северо-восточной угловой башне сделаны для поклажи казённой соли МАГАЗИНЫ. Вокруг всей ограды в верхнем этаже – крытые ГАЛЕРЕИ, по которым в учреждённое время бывают крестные ходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

А с тех пор вся обитель в запустении находилась через 200, или по другим – 233 года. Уже в 1470 году Благоверным Князем Киевским и Слуцким Симеоном Александровичем Олельковичем церковь обновлена и освящена при Архимандрите Иоанне: однако и после сего в разные времена от Татар и других неприятелей была расхищаема. А в 1718 году со всеми иконами, сосудами, ризницей и всеми вещами сгорела. Невозвратнее всего при сем несчастье была потеря библиотеки, сгоревшей со всеми печатными и рукописными, особливого примечания достойными книгами, и архивы с Грамотами Великих Князей и Государей Российских, Королей Польских, Патриархов Константинопольских и Российских, а также всего печатного дома со всеми орудиями, к тиснению книг принадлежащими. Все сии здания совершенно в пепел обращены, После сего попечением и ревностью Архимандрита Иоанникия Сенютовича церковь вскоре паки возобновлена Всемилостивейше пожалованной от ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА NETPA I казной и разными подаяниями; а освящена в 1729 году Преосвященным Архиепископом Киевским Варлаамом Ванатовичем. О зданиях Ныне в Лавре следующие ЗДАНИЯ достойны замечания 1. Каменная ОГРАДА с построенными по углам четырьмя башнями, которая в окружности своей имеет 550 сажен, вышиной в две сажени, толщиной в 4,5 аршина; возобновлена после неприятельских разорений бывшим Малороссийским Гетманом Иваном Мазепой в 1698 году. 2. СОБОРНАЯ большая Успения Пресвятой Богородицы ЦЕРКОВЬ , о семи больших главах, четырёхугольная, в длину с алтарём на 21, в ширину с приделами на 20,5 сажен, вышиной до кровли 7 сажен. Основана Преподобным Антонием и Феодосием; но после многократно была разоряема и обновляема. Ныне внутри украшена стенной иконописью вся, а снаружи в приличных только местах. Главы на ней все и купола позлащены, средняя самая большая глава и купол из огня, а другие одни только главы из огня, а купола червонным листовым золотом. Престол и жертвенник обложены сребро-позлащёнными деками, и престол 1755 года, на которой употреблено десять тысяч рублей, Всемилостивейше пожалованных от блаженной памяти Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, во время посещения сих святых мест; веса в ней серебра 8 пудов, 28 фунтов и 73 золотника, да на позолоту издержано 486 червонцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Архимандрит Анатолий пишет об этом: «Тут, что ни слово, все ложь чистая» 186 . Всего 14 лет прошло с тех пор, как в 1689 году Путивльский Молченский монастырь получил подтверждение на право владения Глинской пустынью и разрешение от Святейшего Патриарха Иоакима на совершение богослужений в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1693 году по прошению путивльского игумена это право было еще раз подтверждено. Добиваясь с такой настойчивостью присоединения Глинской пустыни, иноки Молченского монастыря не могли оставить церковь Рождества Пресвятой Богородицы без богослужений. Но главное, не могла остаться «на пустом месте» Чудотворная икона, собравшая Глинских иноков и привлекавшая обильно изливавшейся от нее благодатной помощью множество богомольцев. Приведенные слова из донесения архиепископа Варлаама Ванатовича были использованы лишь для того, чтобы попытаться обосновать отделение Глинской пустыни от Путивльского монастыря и перевод ее в ведение Киевской епархии. В то время, несмотря на внешние нестроения, иноки Глинской пустыни возрастали и совершенствовались в духовной жизни под покровом Чудотворного образа Матери Божией. К сожалению, неизвестны имена старцев обители XVI и XVII веков. Но автору данной работы удалось установить имена двух Глинских насельников начала XVIII века. Это монахи Иона Суздалец, принявший монашество в Глинской пустыни в день престольного праздника обители, 21 сентября (8-го по ст. стилю) 1704 года, и Моисей Москвитин, постриженный в Глинской пустыни 20 (7) марта 1705 года 187 . Свет духовного назидания и просвещения оба они понесли в другую святую обитель. В 1731 году их имена находим уже в числе монахов Троице-Сергиевой Лавры 188 . В 1708 году, после измены во время Полтавской битвы гетмана Мазепы, все его имущество было конфисковано, а Крупецкая волость 189 указом императора Петра I пожалована князю Александру Даниловичу Меншикову 190 . Во вновь полученной волости князь посещал древнюю Глинскую обитель. Благодатная помощь Чудотворной иконы, целебный источник, благоговейно совершаемые богослужения, высота духа насельников пустыни, сила их старческих советов, глубокая внешняя и внутренняя тишина, царившая в обители, оказали сильное воздействие на его душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Здесь 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1727-го года 22-х летний Иларион, по отречении от всего мирского, принял от преподобнейшего отца Илариона Левицкого, ректора академии и игумена того монастыря (Киево-братского), великое пострижение в мантию с именем Иоасаф, в честь св. Иоасафа, Царевича индийского, память которого празднуется Церковью 19 ноября. В следующем году 6 января 1728 года, инок Иоасаф был посвящен Киевским архиепископом Варлаамом Ванатовичем в сан иеродиакона. Спустя год, иеродиакон Иоасаф был определен учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем, после чего в августе 1732 года будущий святитель, согласно распоряжению киевского архиепископа (впоследствии митрополита) Рафаила Заборовского, отправился собирать пожертвования по Малороссии на ремонт академических зданий. Уже в эти годы высокопреосвященный подвижник-аскет архиепископ Рафаил Заборовский, заметив в иеродиаконе Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре, а 8 ноября того же 1734 года, на 30 году жизни, посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха. Именно в это время будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе. Сверх этого с 1738 года иеромонах Иоасаф являлся членом Киевской духовной консистории. В эти годы смиренный иеромонах Иоасаф Горленко так же находился под покровительством архиепископа Рафаила Заборовского, который видя ревность и трудолюбие молодого пастыря, благословляет его (в 1737 году) на службу в довольно населенный Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь игуменом обители. 32-х летний молодой иеромонах Иоасаф, принял почетное назначение с несказанным смирением. Лишь предаваясь Божиему смотрению и воле архипастырской, он по крайнему своему нежеланию принял данный пост игуменства. Жизнь и деятельность игумена Иоасафа в Лубенском Преображенском монастыре была сложна и многотрудна.

http://pravoslavie.ru/1926.html

– нанимать боевиков для рейдерских захватов чужой собственности и храмов (боевиками для Филарета в 1990-е были захвачены Владимирский кафедральный собор, резиденция Киевских митрополитов на Пушкинской, кафедральные соборы на Волыни и Ровенщине, такие же захваты практикуются и сегодня); – призывать не к миру, а к войне, вражде и убийствам «врагов» на Донбассе; – довести до могилы всех своих оппонентов-националистов («патриарх УАПЦ» Мстислав Скрипник перед смертью обратился в Генпрокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности организаторов УПЦ-КП; «патриарх УПЦ-КП» Владимир Романюк перед своей гибелью обратился в УБОП Киева с просьбой защитить от Филарета и помочь найти миллиарды, спрятанные за границей); – быть заклейменным автокефалистами «сатаной украинского народа (духовное завещание «патриарха УАПЦ» Димитрия Яремы); – быть политической марионеткой, при этом всегда пинать бывших благодетелей в угоду будущих (из сией чаши испили Кравчук, Кучма, Ющенко, Янукович, Тимошенко); – не любить унию (греко-католиков) и гомосексуалистов (объективности ради, отметим, что это не худшее качество раскола); – не иметь стыда, совести и страха Божиего; – иметь Вячеслава Кириленко в руководстве своей лжецеркви. Если вы соответствуете этим критериям, то, очевидно, вас тоже будут в Министерстве культуры именовать «украинской церковью». Перед вами распахнут все двери. По-европейски. Ведь мы одной ногой уже в Евросоюзе! К истории одной фотографии Несмотря на опасность прослыть украинофобом, сделаем робкое утверждение, что украинская церковь, как и сама Украина, все-таки существовали и 330 лет назад, и в последующие века, хотя и назывались по-другому. И Церковь, и страна, и народ прошли через страшные испытания. С мученичеством связаны святыни, которые Церковь созидала, содержала и защищала. Та же Малая София (трапезная Софийского монастыря). Она, как и Дом митрополитов, возводилась галичанином митрополитом Киевским Варлаамом (Ванатовичем) в 1722-1730 годах. После Великой октябрьской социалистической революции начались тотальные репрессии против Православной Церкви: аресты и расстрелы священнослужителей, изъятие церковных ценностей, осквернение святынь, экспроприация церковной собственности – монастырей и храмов. Софийский монастырь разграбили, заселили в него различные революционные и советские структуры, а «церковников», как тогда называли священнослужителей, сначала «уплотнили» до той же Малой Софии, затем и вовсе выгнали. После первых двух десятилетий советской власти, как засвидетельствовал на допросах в Лукьяновской тюрьме, и там же убитый, харьковчанин священномученик митрополит Киевский и Галицкий Константин (Дьяков), к 1937 году в Киеве и области действующими оставались лишь 19 приходов.

http://radonezh.ru/analytics/tragediya-n...

Посада Крюкова, Покровская, двухпрестольная, дер. Александрийск. уезда. Села Комисаровки, Николаевская, дер. Бобр. у. Основание сего села должно отнести гораздо к раньшему времени, чем построение церкви. Имя свое заимствует оно от речки Комисаровки, тут протекающей, а речка, говорят, от какого-то Польского комиссара, в ней будто бы утопшего. 1782 год Города Херсона, Екатерининская, соборная, каменная. Строитель города Херсона генерал-поручик Иван Абрамович Ганнибал относился в 1781 году по предмету построения сей церкви к архиепископу Никифору в следующих словах: «Я в скором времени намерен в крепости начать каменную соборную церковь во имя Великомученицы Екатерины, в честь славного имени великой нашей Екатерины, знаменитой сооружительницы города Херсона. Предварив о сем ваше высокопреосвященство, покорнейше прошу архипастырского на сие вашего благословения». На сем отношении собственноручно его преосвященство Августа 7 дня написать соизволил: «На заложение в городе Херсоне каменной соборной церкви, во имянование Св. Великомученицы Екатерины грамоту изготовя, представить нам к подписанию». В следствие чего, Екатерининская церковь и начата постройкой в 1782 г., а окончена и освящена в 1806 г. Над западными вратами ее вделана следующая надпись: «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящает». Но доколе Екатерининская церковь строилась, в крепости существовала Михаило-Архангельская, деревянная, коею начало должно отнести к 1779 г., тому самому времени, когда началось строение самой крепости. Сия-же Михайловская, по освящении каменной Екатерининской, перенесена была на Форштат города Херсона, и была употребляема до выстройки на сем Форштате Успенской, нынешней соборной церкви 2 . Слободы Спасской, Преображенская, кам. Бобр. у. Села Николаевки, Иоанновская, дер. Бобр. у. Города Ново-Миргорода, Петро-Павловская, дер. Построена была коштом генерала Текелиа, а 1820 года уничтожена. Города Берислава, Воскресенская, дер. Херс. у. Перенесена из села Переволочного, знаменитого тем, что тут после Полтавской битвы переходил Шведский Король Карл XII. Церковь дубовая, находится и поныне в том самом виде, в каком была прежде. На одной иконе иконостаса, было надписано имя вкладчика, но надпись стерлась; означенный же литерами 1776 год остается ещё виден. Есть также надпись и на дверях, при входе в церковь такая: «и Благословением Бога Отца, поспешением Сына и действием Св. Духа начася здатись Св. храм Воскресения Христова, благословением преосвященного Варлаама Ванатовича, рукоположением пречестного отца Андрея протопопа Кобилятского, старанием Иоанна Лаврентиевича Чечерина и Никиты Сидоровича Пивкеева, Июля 25 дня», но года не означено. Должно догадываться, что это было между 1722 и 1730 годами, когда священствовал архиепископ Варлаам между означенными годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Посем снимают с него одежды внешняя священническия, поюще стихиру сию глас ( в ) (2): Днесь ученик Христов отчуждается чести Его и благодати: возлюби бо паче служения Ему рабо-тати беззаконником; тем же ныне, яко недостоин, от святилища отвержен бывает. Сего ради вси со умилением Христу возопием: пощади нас, Владыко, пощади, во чистоте же и правде служити Тебе нас сподоби, яко Един благ и Человеколюбец. Таж одевают его в одежды мирския, глаголющи: да облечешися во срам, и да одеждешися, яко одеждою, студом своим. Сия вся содеявши, сядет паки Святитель на месце своем во вратех царских и, держа жезл в руце десной, сице глаголет: понеже не достоин явился еси степени пресвитерскаго, ни предстояти жертвеннику Божию, ниже священнодействовати слова его истины, и приносити Ему дары же и жертвы и ино что священнодействовати можеши к тому, вин ради нанесенных на тя лукавством твоим, сего ради аз властию от Христа Бога мне данною, яко неключимаго тя раба, от святаго престола и алтаря Господня отлучаю, отметаю и до конца сим жезлом пастырским вовеки отреваю. И се доглаголя, отринет его жезлом от Царских врат. И абие востав, царския врата затворяет и изложив с себя одежду, отходит восвояси». Миряне, присутствовавшие при совершении этого чина, останавливали свое наблюдение и внимание, главным образом, на острижке длинных волос на голове извергаемых из священства и потому последних стали называть и теперь называют расстригами. В настоящее время лишение священства совершается без всякого церемониала и совершается не в храмах Божиих, а в присутствии духовных пастырей, где секретарь консистории, при собрании членов ее, читает синодальный указ лишаемому священства о снятии с него пресвитерского сана, и затем берется от него подписка впредь не именоваться священником, не носить священнической одежды и не совершать никаких церковных священнодействий. В нашей православной церкви совершается не только извержение законопреступных пресвитеров, но бывали, хотя и редкие случаи, что и архиереи наши извергались из святительского сана. Так, в царствование Алексея Михайловича лишен был святительского сана патриарх Никон ; в царствование императрицы Анны Иоанновны – архиепископ Варлаам Ванатович; при императрице Екатерине II – митрополит Арсений Мациевич, а при императоре Александре I – архиепископ могилевский Варлаам Шишацкий. Так как в наших архиерейских Чиновниках, ни рукописных, ни печатных, не было особого чина, по которому надлежало совершать извержение из святительского сана, то таковому извержению предшествовало составление собором наших архипастырей церемониала для совершения этого крайне прискорбного акта. В настоящей статье мы опишем причины и церемониал извержения последних двух из упомянутых святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

В книге «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891) сказано, что иеромонах Пахомий ездил в Киев разведывать: «по яким крепостям оная пустынь до Катедры (кафедры. – А.И.) Киевской приписана». Но это лишь было ему велено в указе от Варлаама (Ванатовича) 41 , сведений же о том, что он действительно ездил в Киев, не сохранилось. Литература Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 86–87. Анатолий (Ключарев), архимандрит. Материалы для истории Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1886. (Приложения). С. 64. Архивные документы Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни со всеми угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою//ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 25–25об., 93об. ИЕРОМОНАХ АРСЕНИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1764–1767) Впервые упоминание о настоятеле Глинской пустыни Арсении встречается в описи Глинской пустыни 1764 г. По данным этой описи, в Глинской пустыни в 1764 г. было 23 насельника: строитель монах Арсений, 2 иеромонаха, 5 монахов и 15 послушников 42 . Отец Арсений был одновременно экономом архиерейского дома епископа Севского Тихона. Известно, что в 1766 г. строитель Арсений был уже иеромонахом. Он управлял Глинской пустынью до 1767 г. Литература Историческое описание Глинской ... пустыни ... Ч. 1. С. 10. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 87. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649. Архивные документы Опись, учиненная имеющейся в Севском уезде Крупецкой волости приписной к Путивльскому Молченскому монастырю Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни//ЦГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154. ИЕРОМОНАХ СЕБАСТИАН, НАСТОЯТЕЛЬ (1767–1768) Иеромонах Севастиан был определен настоятелем Глинской пустыни в 1767 году. Этот подвижник не более одного года сочетал свою духовносозерцательную жизнь с попечением о жизни обители. В 1768 году он удалился на безмолвие в Площанскую пустынь. Литература

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Еще в 1711 г., давая м. Стефану Яворскому разрешение выбрать архиерея в Ростов на место святопочившаго Димитрия Ростовскаго , государь писал: только быть епископу, а не митрополиту. 3 В последние годы царствования Петра было два случая низведения митрополитов с их степеней. Так митрополит Сарский и Подонский Игнатий Смола 1721 г. сент. 8 назначен епископом Иркутским; митрополит Тверской и Кашинский Сильвестр Холмский в 1723 г. был переведен в Рязанскую епархию в звании епископа 4 . Конечно для архиереев, понижаемых таким образом, это было не особенно приятно. Митр. Игнатий Смола не принял нового назначения и 1721 г. окт. 1 отошол на обещание в Нилову пустынь. Митр. Сильвестръ Холмский, хотя и переместился в Рязань в звании епископа, но горько сетовал на свое унижение и на тех, кого считал виновником оного. На тетради, писанной на подобие истории о белом клобуке Сильвестр написал: «только-де произникший новый Францишко Федось (т.е. Феодосий Яновский) с правого пути совратился и от оного богоотступника вышереченное преданное и утвержденное св. отцы церковное благолепие т.е. клобук белый ругательно низринуша (Феодосий с Овсянннковым, обер-секретарем св. Синода) и оное древнее чрез ангелы Богом данное исполнение чина нагло исказиша, и прочии пакости они развращении безстрашно твориша и церковь св. напрасно ослезиша. И в том он, отпадший яко гнилый уд, непрощенно согрешил, и св. церкви восточней никто же тако согрубил» 5 . «Каково приятно будет, – писал ещё Сильвестр, – как сожалуют кого из генералов в полковники, а в духовном чине из попов во диаконы, а из офицера в солдаты? А кольми паче всякому терпеть напрасныя обиды весьма горько» 6 . Если прежние митрополиты были низводимы с их степеней, то тем паче достоинство митрополичье вновь никому не было даваемо. В начале 1722 г. признано нужным заместить киевскую кафедру, оставшуюся праздною со смерти митр. Иосафа Кроковского, скончавшегося 1 июля 1718 г. Было представлепо четыре кандидата: 1) Варлаам Ванатович, архимандрит Тихвинского монастыря (родом из Ярославля Польского, мещанский сын, учился в Киевских школах 8 лет, до философии), 2) Леонид, архимандрит Петровского монастыря, советник синодальный (родом из г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

6 дек. 1730 г. В. был принят «на неисходное жительство» в Кириллов Белозерский мон-рь. 8 июня 1733 г. через своего племянника Стефана Вонатовича просил о назначении ему жалованья и о разрешении жить в его келье племяннику. 20 июня того же года Синод удовлетворил обе просьбы, назначив содержание В. «против 3 монахов». В апр. 1737 г. Синод разрешил выдавать В. по 20 р. в год из сумм, полученных от продажи отобранного у него имущества. По указу, изданному в окт. 1740 г., В. был восстановлен в сане; после смерти имп. Анны, 18 нояб. 1740 г., состоялся доклад Синода об отпущении В. вины и поселении его в Москве «для отправления архиерейской службы». 22 дек. 1740 г. доклад был утвержден императрицей, и 9 февр. 1741 г. в присутствии Синода на В. была возложена панагия. В марте 1741 г. С.-Петербургское духовное правление возвратило ему часть конфискованных денег и вещей. В. от жизни в Москве отказался. 12 авг. 1741 г. его местом пребывания был назначен тихвинский Успенский мон-рь, где он провел последние годы жизни и 8 янв. 1751 г . принял схиму. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 356, 402, 754; Т. 2. Ч. 1. 1879. 46, 69, 215, 597, 738; Ч. 2. 1878. 807, 817, 942, 1281; Т. 3. 1878. 69, 166, 167, 170, 193, 605; Т. 4. 1880. 6, 162, 446, 476, 510, 515; Т. 5. 1897. 55, 200, 230, 277; Т. 6. 1883. 4, 63, 98, 168, 191, 211, 236; Т. 7. 1885. 5, 73, 104, 171, 193; Т. 8. 1891. 298, 316, 388, 618, 627; Т. 9. 1913. 15, 17, 53, 134, 328, 335, 436, 573; Т. 10. 1901. 60, 76, 273; Т. 11. 1903. 6, 49, 54, 101, 286, 467; Т. 14. 1910. 184, 350; Т. 21. 1913. 47, 118, 352; Т. 22. 1914. 123, 857; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования имп. Петра Великого. СПб., 1911. Т. 2. Стб. 792, 794-795. Лит.: Бантыш-Каменский Д. Варлаам Ванатович//Словарь достопамятных людей рус. земли. М., 1836. Т. 1. С. 242-244; Крыжановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//ТКДА. 1861. Март. С. 267-315; Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868; Савлучинский П. Рус. духовная лит-ра 1-й пол. XVIII в. и её отношение к современности (1700-1762 гг.)//ТКДА. 1878. Май. С. 308; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 748; Май. С. 4-5; Лесков Н. С. Великопостный указ Петра Великого//ИВ. 1882. Апр. С. 233; Бередников И. Ист.-стат. описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого муж. мон-ря. Новгород, 1905. С. 149-203; Рыбаловский А. Варлаам Вонатович, архиеп. Киевский, Галицкий и Малыя России//ТКДА. 1908. 5. С. 93-128; 7. С. 436-456; 8. С. 551-578; 9. С. 69-87; 10. С. 207-272; 11. С. 312-343; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913. С. 184-185.

http://pravenc.ru/text/154179.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010