Радуйся, со всеми святыми Престолу Славы Божией предстоящая. Радуйся, молитвеннице наша усердная. Радуйся, ходатаице наша присная. Радуйся, яко от клеветы нас избавляеши. Радуйся, яко от козней вражиих нас защищаеши. Радуйся, ко блаженству вечному нас руководящая. Радуйся, к небеси путь нам указующая. Радуйся, сердец наших услаждение. Радуйся, в истинней вере укрепление. Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Кондак 10 Спасения и вечнаго покоя достигла еси, страстотерпице святая Валентино, претерпела бо еси многия скорби и мучения в земном житии твоем. Научи же и ны, грешныя, шествовати правым путем, ведущим в жизнь вечную, да купно с тобою и всеми святыми воспеваем Создателю нашему: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси и надежное прибежище, мученице Христова Валентино, всем жаждущим спасения, о нихже в молитве пред Богом ходатайствуеши. Темже и нам, с любовию к тебе припадающим, буди покров и ограждение непреоборимое от враг видимых и невидимых, да тобою водимии внидем в радость Господа нашего и веселящеся о Бозе, воспоем ти радостно: Радуйся, помощнице наша преблагая. Радуйся, заступнице наша крепкая. Радуйся, мучеников красото. Радуйся, крепкое христиан прибежище. Радуйся, Бога любити всем сердцем нас научающая. Радуйся, прощати обиды нас наставляющая. Радуйся, свете небесный во мраце жития сего светящий. Радуйся, огнь любве к Богу и ближним, присно горящий. Радуйся, зрением славы Божия присно утешающаяся. Радуйся, видением Лица Его присно услаждающаяся. Радуйся, тайны Божия созерцающая. Радуйся, со Ангелы Господа присно прославляющая. Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Кондак 11 Пение умиленное приносим ти, достославная Валентино, да соединиши его с пением Ангельским на небеси, и воспевая зде страдания твоя, сподобимся молитвами твоими непрестанно славити Бога со святыми вкупе, поюще: Аллилуиа. Икос 11 Светоприемную свещу зрим тя, святая мученице Валентино, светом веры Христовы озаряющую всех приходящих к тебе и твоея святыя помощи просящим. Не отрини убо молений наших, но принеси их пред престолом благости Господней, да поем ти со умилением:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-muc...

Радуйся, за Христа мужественно пострадавшая. Радуйся, благодатию Его хранимая. Радуйся, помощию Божиею врага посрамившая. Радуйся, в руце Божии душу свою предавшая. Радуйся, кровь свою пролиявшая на земли. Радуйся, Сыном Божиим прославлена на небеси. Радуйся, яко с девами в лице святых пребываеши. Радуйся, яко с ними Христа вечно восхваляеши. Радуйся, благами нетленными наслаждающаяся. Радуйся, ихже наследниками быти и нам ходатайствующая. Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Кондак 3 Сила Вышняго даде тебе, дивная мученице, укрепление на тяжкия страдания телесе твоего, да не убоишися лютаго прещения. Ты же на мучения, якоже на брачный пир, с радостию потекла еси, да возможеши Царствие Небесное наследовати и благодарственно пети со Ангелы: Аллилуиа. Икос 3 Имущи крепкую надежду токмо на Единаго Бога, агнице Христова Валентино, не повинулася еси велению мучителя воздати жертву идолом мерзким и не убоялася еси грядущих мучений. Темже, удивляяся силе духа твоего, в немощнем телеси твоем пребывающей, умиленно поем ти: Радуйся, мучения велия претерпевшая. Радуйся, Христу верность сохраньшая. Радуйся, Его ради много пострадавшая. Радуйся, венец мученический от Него радостно приявшая на небеси. Радуйся, Христа всем сердцем возлюбившая. Радуйся, жизни своея Его ради не пощадившая. Радуйся, Ангелом Божиим дивно хранимая. Радуйся, Господом присно любимая. Радуйся, юность свою Христу посвятившая. Радуйся, кровь свою за Него излиявшая. Радуйся, во Царствии Его вечно пребывающая. Радуйся, во обителях Небесных о нас молящаяся. Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Кондак 4 Буря ярости и гнева мучителя твоего не возможе поколебати храма души твоея, страстотерпице Христова, основан бо бе на твердом веры Христовы камени. Темже и в лютых страданиях, Господом укрепляема, ты веру несумненну соблюла еси, воспевая победительную песнь: Аллилуиа. Икос 4 Слышав жестокий мучитель твой, чудная мученице Валентино, яко Господа Иисуса воспеваеши верно, якоже лютый змий устремися на кроткую душу твою, лестию сладкою надеяся уловити тя в сети своя, но ничтоже успев, разгневася зело и предаде тя на лютыя страдания. Мы же, тебе состраждущи, со слезами глаголем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-muc...

Святой Иоанн Молчальник возымел желание видеть, как разлучается душа от тела, и когда просил о сем Бога, был восхищен умом во святый Вифлеем и увидел на паперти находящейся там честной церкви мужа, странника святого, который лежал и умирал, и душа его была принимаема Ангелами и возносима с песнопениями и благоуханием на небо. И хотел Иоанн увидеть своими очами, что это так, и, встав, тотчас пошел во святый Вифлеем и узнал, что в этот самый час преставился этот человек. Облобызав его святые останки, похоронил их и возвратился в свою келью. Палестинский патерик Жезл старца Когда авва Иосиф Панефосский умирал, сидели у него старцы. Посмотрев на дверь, он увидел диавола, сидевшего у двери. Тогда, подозвав к себе ученика своего, авва сказал ему: «Подай жезл, он думает, что я состарился и не могу управиться с ним». Ученик исполнил это. Авва взял жезл, и старцы увидели, что диавол, в подобии собаки, исчез. Отечник Из жития святой мученицы Иустины Некогда к святой мученице Иустине явился один из князей бесовских и стал прельщать ее многими словами к скверному браку. Иустина, поняв, кто с ней говорит, не входя в беседу с диаволом, с благоговением положила знамение крестное на лице своем, и диавол тотчас же с большим стыдом исчез. Пролог О силе крестного знамения Однажды мученик Киприан, увидев диавола, сказал ему: «Пагубник, прелестник, вместилище всякой скверны! Поскольку я знаю, что ты боишься крестного знамения и трепещешь имени Христова, то что же с тобой будет, если приидет Сам Христос? Отступи от меня, проклятый. Уйди, беззаконник и ненавистник!» Слыша это, диавол устремился на Киприана, чтобы убить, и стал душить его. Не видя ниоткуда помощи, Киприан вспомнил о силе крестного знамения против бесов, оградил себя оным, и бес, сказано, «яко стрела напряженна, отскочил от него». Пролог Нельзя есть без крестного знамения Случилось, что одна раба Божия из женской обители пошла однажды в монастырский сад. Увидев там овощи, она с жадностью начала их есть, забыв предварительно оградить себя крестным знамением. Вдруг схватила ее нечистая сила и повергла на землю. Когда увидели ее в страшных мучениях, тотчас попросили святого Эквиция, чтобы он поспешил исцелить болящую своей молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Во II в. ученые-язычники, обращенные в христианство, внесли в него любовь к знаниям, в результате чего огласительные школы постепенно преобразовались в научно-образовательные учреждения. Это диктовалось и значительными преимуществами, которые высокоразвитое естествознание, диалектика и риторика давали греческим и римским философам. Например, Александрия (обладавшая музеем, прославленным богатыми коллекциями и библиотекой в полмиллиона рукописей) привлекала ученых со всего мира, причем часто доходило до споров между ними и христианами. Стало ясно, что для того, чтобы отбивать нападки язычников, требуется, чтобы логика, математика, натурфилософия, грамматика, литература, наряду с экзегетикой Писания, преподавалисв на значительно более высоком уровне. Эти обстоятельства заставили руководство местной школы сделать все необходимое для того, чтобы превратить ее в нечто вроде высшей христианской академии. Такие учебные заведения возникали с III в. и до конца античности во многих городах, из которых наиболее известны Рим, Кесария (Палестинская), Иерусалим, Антиохия (предполагается, что и Эдесса) и др. Из них выходили люди, распространявшие слово Божие проповедью, обучением и литературной деятельностью. Воспитательное и нравственное значение христианских книг было огромно: через них новая вера не только крепла и распространялась, но и учения отцов, апологетов и учителей Церкви сохранялись для будущих поколений. Многие святители, такие как блж. Августин , св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст и другие, закончили начальную, среднюю и высшую ступени своего образования в римских школах. Блж. Августин считал, что для укрепления христианской нравственности полезно изучать светские науки. Св. Василий Великий поддерживал переписку со своим учителем, знаменитым ритором Ливанием, который до конца жизни оставался язычником. «Сохранившиеся письма иллюстрируют их взаимное уважение и восхищение друг другом» 504 . Св. Иоанн Златоуст , сам большой оратор, позволяет христианским юношам обучаться в языческих школах, но при условии, что не пострадает их христианская нравственность 505 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

В настоящей же церкви почивают (только неизвестно в каком месте) мощи мученика Никомеда пресвитера (память сего местночтимого угодника Божия совершается в Риме 15 сентября нов. ст.), пострадавшего в I в. при Домициане; священномученика Фавия, папы римского (память 5 августа), который пострадал при Декии; св. Келестина, папы римского (память 8 апреля), который был ревностным поборником православия против Нестория; мученицы Василлы девы, которая пострадала в Риме в середине III в. вместе с преподобномученицей Евгенией и матерью ее преподобной Клавдией, а также мучениками – Протасием и Иакинфом (их память 24 декабря); мученицы Зои, которая пострадала в Риме при Диоклетиане вместе с супругом своим Никостратом, братом последнего Касторием и другими христианами – Транквиллином, Клавдием, Симфорианом, Викторином, Хроматием, Тивуртием и Кастулом (их память 18 декабря). О сих мучениках подробнее сказано в описании церкви 19. 15. Церковь во святого славного и всехвального первоверховного апостола Петра «в Веригах» (Chiesa di S. Pietro in Vincoli; Piazza S. Pietro in Vincoli, 4a) Церковь , находящаяся на Эсквилинском холме, недалеко от церкви Божией Матери «Маджоре», называется «в Веригах», потому что в ней хранятся честные вериги святого и всехвального апостола Петра. Это железные цепи, в которые дважды был закован апостол Петр за проповедь о Христе: первый раз в Иерусалиме по приказу Ирода ( Деян. 12 гл.); другой раз – в Риме в Мамертинской темнице, по повелению Нерона. Иерусалимские вериги, числом две, после чудесного освобождения апостола Петра из темницы, сохранены были христианами и передавались ими преемственно из рук в руки как драгоценнейшее сокровище. В V в. эти вериги находились у Иувеналия, патриарха Иерусалимского, который в 439 г. подарил их царице Евдокии, супруге греческого царя Феодосия Младшего, за ее благочестие и любовь к палестинским святыням. Царица Евдокия оставила одну веригу в Константинополе, а другую послала в Рим своей дочери, тоже Евдокии, которая была замужем за латинским императором Валентинианом III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Диссертация Немани Клаича, написанная под научным руководством доцента протоиерея Валентина Асмуса, посвящена теме «Конкордат между Ватиканом и Королевством Югославия и реакция Сербской Православной Церкви». Официальными оппонентами выступили преподаватель священник Максим Кравченко (Московская духовная академия) и доцент В.И. Петрушко ( Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ). Диссертация протоиерея Анатолия Коляды, написанная под научным руководством профессора архимандрита Макария (Веретенникова), посвящена теме «История Русской Православной Церкви в Потсдаме (XVIII XXI в.)». Официальными оппонентами выступили профессор протоиерей Владислав Цыпин (Московская Духовная академия) и профессор М.В. Шкаровский (Центральный Государственный архив Санкт-Петербурга). Диссертация протоиерея Олега Беляева, написанная под научным руководством профессора М. М. Дунаева, посвящена теме «Храмы и монастыри г. Симбирска: история, архитектура, святыни». Официальными оппонентами выступили преподаватель протоиерей игумен Лука (Головков; Московская Духовная академия) и доцент Н. В. Квливидзе (Московская духовная академия). Диссертация иеромонаха Сергия (Родченко), написанная под научным руководством преподавателя игумена Мелетия (Соколова), посвящена теме «Генезис и типология современной отечественной церковной периодики». Официальными оппонентами выступили профессор А.А. Волков (Московская духовная академия) и профессор А.С. Георгиевский (Российский православный университет святого апостола Иоанна Богослова). В ходе последовавшей дискуссии ряд членов высказались о неприемлемости одного из тезисов автора, состоящего в том, что публицистический жанр восходит к пророку Моисею. Диссертация Д. Шатова, написанная под научным руководством преподавателя игумена Всеволода (Варющенко), посвящена теме «Старчество Валаамских подвижников 18-19 вв.». Официальными оппонентами выступили профессор протоиерей Владислав Цыпин (Московская духовная академия) и профессор В.И. Мельник (Академия наук Татарстана, Императорское православное палестинское общество ).

http://patriarchia.ru/db/text/416223.htm...

Мучч. Кесарийские в Палестине: Прокопий. 8 июля. Закхей диакон и Алфей. 18 ноября. Фавста дева, Евиласий и Максим, мучч. Кизические. 6 февр. Зиновий, еп. Егский, и Зиновий, мучч. Киликийские. 30 окт. Клавдий, Астерий, Исон и Феонилла, мучч. Киликийские. 29 окт. Мученики Никомидийские: Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан. 18 апр, Христофор, Феона и Антонин, воины. 19 апр. Исакий, Аполлос и Кодрат. 21 апр. Александра царица, Георгий великомуч., Протолеон, Афанасий и Анатолий. 23 апр. Евсевий, Пеон и другие, до 40. 24 апр. Феопемпт еп. и Феона. 5 янв. Евфрасия дева. 19 янв. Васс, Евсевий, Евтихий и Василид. 20 янв. Евлампий и Евлампия. 10 окт. 1003 мучч. от дома четырех протекторов. 7 Февр. Неофит, муч. Никейский. 21 янв. Вакх, муч. Росафский. 7 окт. Иринарх и 7 жен, мучч. Севастийские. 28 ноября. Агафопод диакон и Феодул чтец, мучч. Солунские. 5 апр. Еразм, священномуч. Формийский. 4 мая. 304.             Текуса, Александра и др., семь дев, мученицы Анкирские. 18 мая. Викентий, диакон Августопольский в Испании, муч. Валентийский. 11 ноября. Тимофей, Агапий и Фекла, мучч. Газские. 19 авг. Агапия, Хиония и Ирина, мучч. Иллирийские. 16 апр. Картерий, священномуч. Кесарийский в Палест. 8 янв. Варлаам, старец Антиохийский, муч. Кесарийский в Капп. 19 ноября. Тарах, Пров и Андроник, мучч. Киликийские. 12 окт. Анфим и др. мучч. Никомид. 3 сент. Каллиопий, муч. Помпеопольский. 7 апр. Пострадавшие в Риме: Агния дева. 21 янв. Каллистрат и 49 воинов. 27 сент. 304.             Маркеллин папа, Клавдий, Кирин и АнтонИн.7 июня. Лукия девица, муч. Сиракузская. 13 дек. Избиение преподобных отец (38) в Синае и (39) Раифе. 14 янв. 305.             Татион, муч. Клавдиопольский. 24 авг. Мучч. Никомидийские: Пантелеимон врач. 27 июля. Ермолай, Ермипп и Ермократ. 26 июля. Агапий, Публий, Тимолай, Ромил, два Дионисия и два Александра, мучч. Палестинские. 15 марта. Ианнуарий еп., Прокул, Соссий и Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион миряне и др., мучч. в Путеолах. 21 апр. Сисиний диакон, Апрониан комментарисий, Папий и Мавр воины, и Сатурнин, мучч. Римские. 7 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Аполлоний, муч. Италийский, с еписк. Валентином, своим учителем. 30 июля. Аполлоний, или Аполлос, пустынник Фиваидский, ум. ок. 395. 31 март. Аполлон, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аполлос, или Аполл, ап. из 70, и Лукий. 10 сент. с Сосфеном и др. 8 дек. Аполлос, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Исакием и Кодратом. 21 апр. Апропиан комментарисий, муч. Римский ок. 305 г , с Маркеллом папой и др. 7 июня. Апфия равноапостольная, мученица Колосская при Нероне, с апп. Архиппом и Филимоном. 19 февр. и 22 ноября. Ардалион, муч. из лицедеев при Максимиане. 14 апр. Арефа и др. с ним Негранские мучч. от Дунаана, ок. 522 года. 24 окт. Арефа, преп. Печерский 13 века. 24 окт. Аристарх, ап. из 70, с Пудом и Трофимом. 15 апр. и 27 сент. Аристион, еп. Смирнский, ученик Господа. 4 янв. Аристион, священномуч. Александрийский (в Килик.). 3 сент. Аристовул, ап. из 70, еписк. Британский. 10 марта и 31 окт. Аристоклий пресв., Димитриан диакон, и Афанасий чтец, мучч. Кипрские при Максимиане. 20 июня. Арис Египтянин, муч. Палестинский от Фирмилиана, с Илией и Провом. 19 дек. Арис, преп. Египетский. В субб. с. Ариадна, мученица Фригийская при Адриане. 18 сент. Арий, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аркадий, преп. Кипрский, сконч. во второй половине 4 века, 6 марта. Аркадий, преп. Палест. 5 века, сын препп. Ксенофонта и Марии. 26 янв. Аронос, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Арпила монах, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 20 марта. Арриан, муч. Египетский при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Арсений Великий, преп. Египетский, ум. ок. 450. 8 мая. Арсений, преп. Латрский. 13 дек. Арсений, еписк. Сербский, 13 века. 28 окт. Арсений, еписк. Тверской, ум. 1409. 2 марта. Арсений, преп. Коневский, ум. 1444. 12 июля. Арсений, преп. Комельский, ум. 1550. 24 авг. Артема, ап. из 70, с Тертием и др. 30 окт. Артема, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Артемий, еписк. Фессалонитский, рукополож. ап. Павлом. 24 марта. Артемий, муч. Антиохийский при Иулиане. 20 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Икона. Ок. 1603 г. (Национальный исторический музей, София) Великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Икона. Ок. 1603 г. (Национальный исторический музей, София) после отречения Диоклетиана возглавил тетрархию и принял в управление Восток империи. Во владениях имп. Галерия (Иллирик и М. Азия) и его племянника, не менее фанатичного врага Церкви, цезаря Максимина Дазы (Египет, Сирия и Палестина) Г. продолжились. Евсевий сообщает, что Максимин Даза в 306 г. обнародовал новые эдикты, к-рые предписывали, чтобы наместники провинций заставляли всех христиан совершать жертвоприношения ( Euseb. De mart. Palaest. 4. 8). Следствием этого стали многочисленные мученичества. В Александрии по приказу префекта Египта был обезглавлен мч. Филором вместе с еп. Тмуитским сщмч. Филеем. В Палестине почти ежедневно происходили экзекуции; среди пострадавших был ученый пресв. Памфил (пам. 16 февр.), друг и наставник Евсевия Кесарийского. Множество христиан Кесарии Палестинской были осуждены на каторжные работы в рудниках после предварительного ослепления (Ibid. 9). Несмотря на нек-рый спад преследований, число мучеников, пострадавших при имп. Галерии и почитаемых Церковью, также чрезвычайно велико. Из них широко известны вмч. Димитрий Солунский (пам. 26 окт.), Адриан и Наталия Никомидийские (26 авг.), Кир и Иоанн бессребреники (пам. 31 янв.), вмц. Екатерина Александрийская (пам. 24 нояб.), вмч. Феодор Тирон (пам. 17 февр.); многочисленные дружины святых, такие как 156 Тирских мучеников во главе с епископами Пелием и Нилом (пам. 17 сент.), никомидийские священники Ермолай, Ермипп и Ермократ (пам. 26 июля), Египетские мученики Маркиан, Никандр, Иперехий, Аполлон и др. (пам. 5 июня), Мелитинские мученики Евдоксий, Зинон и Макарий (пам. 6 сент.), Амасийские мученицы Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона и др. (пам. 20 марта), Вифинские мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора (пам. 10 сент.), Кесарийские мученики Антонин, Никифор и Герман (пам. 13 нояб.), Еннафа, Валентина и Павла (пам. 10 февр.).

http://pravenc.ru/text/166129.html

После этого Ориген окончательно поселился в Кесарии, посещая от времени до времени Иерусалим и другие местности, всецело посвящая себя учёным занятиям и проповеди. Авторитет его среди христиан Востока нимало не был поколеблен его осуждением; церкви палестинские, финикийские, аравийские, ахайские, каппадокийские не признали справедливым приговора церкви александрийской, и к Оригену по-прежнему обращаются за советами и руководством в важнейших церковных делах, не только отдельные епископы, как Феоктист Кесарийский, Александр Иерусалимский, Фирмилиан Каппадокийский, но и целые соборы епископов. Не менее оказывали ему внимания в разное время лица правительственные и владетельные, как правитель Аравии, Юлия Маммея (мать императора Александра Севера) император Филипп и его супруга Севира. Ученый летописец Юлий Африкан испрашивает его мнения по непонятным для него вопросам. Как велика была его энергия в научных работах и литературная производительность, видно из того, что, как выражается Иероним, он написал более, чем сколько другой может прочитать во всю свою жизнь, 189 а Епифаний число его сочинений определяет в шесть тысяч. 190 При нем состояло семь скорописцев, которые, сменяя друг друга, едва успевали записывать, что диктовал им Ориген , другие, в числе которых были девочки, обучавшиеся каллиграфии, переписывали, продиктованное и исправленное Оригеном , на бело. 191 Богатый его друг Амвросий, бывший валентинианин, доставлял ему и материал для ученых работ, в виде рукописей, списков св. книг, и т. д., и денежные средства для найма писцов. Все части богословской науки, философия, современные вопросы жизни церковно-религиозной – все было им исследуемо, для всех он служил средоточием света, знания и мудрости. При неуясненности в его время многих главных пунктов вероучения, при отсутствии в то время одного общего для всех символа веры , при неустановившейся богословской терминологии, не желая оставлять какой-либо из встречавшихся ему вопросов не решенным и не выясненным, Ориген в своих сочинениях высказывает не мало мнений не только своеобразных, так называемых частных мнений, но и учений ошибочных, которые были позже отвергнуты церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010