16-е Св. священномученика Афиногена и десяти учеников его Пидахфоя (ныне село Петахтун, в 50 верстах от Севастии, ныне Сиваш) – город митрополии Севастийской, где епископствовал Афиноген. Страдал вместе с десятью учениками своими в Севастии, в 311 году, при Максимине 2-м, императоре. Судия сначала велел обнажить десять учеников, повесить, жестоко бить и строгать железными гребнями, потом обезглавить. После того жестоко бичевали епископа, и наконец судья приговорил его к смерти. Афиноген просил судью исполнить казнь в Пидахфое, местопребывании и отечестве его. Судья снизошёл на эту просьбу. Когда святого исповедника вели к его городу, то он пел псалмы и песнь «Свете тихий» (о которой это есть самое древнее упоминание). Афиноген был обезглавлен в своём жилище, и верующие на том же месте похоронили тело его. Составитель «Истории Трапезунда и окрестной страны» (изд. в Константинополе в 1870 году на Греч. языке) говорит, что «в притворе (ες τν νρϑηα) древней церкви, теперь мечети, существует надпись: νϑδε εται ϑηνογνης – то есть: здесь покоится Афиноген». Свв. мучч. Павла и с ним двух сестёр Алевтины или Валентины и Феи или Хионии В 308 г. в царствование Максимиана многие христиане Фиваиды осуждены были на тяжёлые работы за исповедание Христа. Из них присланы были в Кесарию Палестинскую к префекту Фирмилиану из Палестинских каменоломень 97 исповедников, вместе с жёнами и новорождёнными младенцами. Префект велел раскалённым железом прижечь им сгибы и жилы левой ноги, а ножом извлечь сначала правый глаз вместе с оболочками и зрачком, а потом через прижигание уничтожить его в самом корне. Между исповедниками-Египтянами были две девы – Фея (Хиония) и Алевтина (Валентина) и неустрашимый Павел. Девы после страшных истязаний были сожжены, а Павел приговорён к смерти. Он молился на месте казни за все народы христианские о даровании им мира, за обращение Иудеев, Самарян и всех язычников, за толпу народа, окружавшего его, за императора и судью, и всех правителей, и за палача; молился о том, чтобы Господь не вменил согрешения мучителей в отношении к нему, и после молитвы сам преклонил обнажённую шею под меч палача. Вскоре за этим приведены были из Египта и Кесарии 130 исповедников и, потерпев истязания, были сосланы частью в Палестинские, частью в Киликийские рудники 217 . Св. мученицы Иулии девицы

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В конференции примут участие: Реснянский Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средних веков и нового времени Государственного университета просвещения, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов, член Императорского Православного Палестинского Общества; Дворцов Василий Владимирович, писатель, член Правления Союза писателей России, заместитель председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России; Шамбаров Валерий Евгеньевич, историк, писатель, член Союза писателей России; Болотин Леонид Евгеньевич, историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» ; протодиакон Владимир (Василик), д октор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ; Петин Павел Геннадиевич , кандидат исторических наук; Халецкий Валентин Николаевич, писатель, председатель Антинацистского Международного комитета; Кривоносов Михаил Михайлович, м еценат, предприниматель, председатель Общественной палаты г. Александрова, член Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Владимирской области; игумен Кирилл (Сахаров), настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке, публицист, общественный деятель; Тимченко Сергей Владимирович, главный редактор журнала «Славянка», член Союза писателей России; Гойкович Ранко, переводчик, православный публицист, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения» (г. Белград, Сербия); Хаци Зоран Душанов Мрджанович, президент «Королевского ордена Витязей» ( Сербия ); Цветинович Саво, председатель общества сербско-русской дружбы «Завет» (Республика Сербская); Молчанов Олег Иванович, Академик Российской Академии Художеств, Заслуженный художник России скульптор; Степанов Анатолий Дмитриевич, историк, главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия». Ведущий конференции – Редкий Леонид Юрьевич, заместитель генерального директора Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры.

http://ruskline.ru/anonsy/2024/02/17/28_...

Как прецедент особенно важен I Вселенский Собор, который произошел в 325 г. в малоазийской Никее. Собор, как и все последующие Вселенские Соборы, был созван Императором, который предоставил в распоряжение отцов Собора транспортные средства Императорской почты. Константин, который в то время не был крещеным и даже не был оглашенным, стал почетным председателем Собора. Именно он внес решающий вклад в выработку вероопределения Собора, созванного для осуждения учения Ария. Этот последний грубо уклонился от исконной христианской веры в Божество Господа нашего Иисуса Христа, утверждая, что Он есть творение, хотя и высшее всех остальных. Промыслом Божиим Собор сделал гораздо больше, чем намеревался, исключив своим Символом все формы субординационизма, т.е. представления о неравенстве Отца и Сына. До Собора не было общецерковного Символа Веры . Каждая область имела свой Символ. На Соборе архиепископу Евсевию Кесарийскому было предложено прочитать Символ его церкви, в пределы которой входил и Св. Град Иерусалим. Символ Палестинской Церкви всем понравился, но его привлекательность объясняется тем, что он удовлетворял всех своей неопределенностью. Слово взял Константин и предложил внести в Символ одно лишь слово: «Единосущный». Император, происходивший с Запада, и главным своим церковным советником имевший в то время испанского епископа Осию Кордубского, следовал западной традиции, в которой слово Единосущный было выражением православной триадологии. На греческом Востоке это слово имело совсем другое звучание и даже было осуждено одним Антиохийским Собором в III в. как выражение модализма – учения, отрицавшего реальное бытие трех Божественных Лиц. На Соборе почти не было западных епископов, которым было трудно отправляться далеко на Восток, как и на последующих Вселенских Соборах, Запад, если и был представлен, то весьма малым числом епископов или их представителей. Однако, несмотря на сомнительность предложенного термина с точки зрения восточного богословия, Собор, следуя императорскому авторитету, принял это предложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПОКРАТ [греч. Καρποκρτης, Καρποκρς; лат. Carpocrates] (II в.), гностик, философ-платоник, преподавал в Александрии в нач. II в. Включил в свою философскую систему элементы христианства и создал гностическое направление, в к-ром положения античной философии превалировали над христианскими. Взгляды К. известны исключительно по опровержениям полемизировавших с ним авторов: сщмч. Иринея Лионского, Тертуллиана , Климента Александрийского , Ипполита Римского , Оригена , а также из ересеологических трактатов IV в. свт. Епифания Кипрского и Филастрия , еп. Бриксийского. К. упомянут в самом раннем списке еретиков у Егесиппа (II в.), цитируемого Евсевием , еп. Кесарии Палестинской (Hist. eccl. IV 22). Сщмч. Ириней сообщает, что К. первым стал называть свою философскую систему гносисом, а последователей - гностиками (см. ст. Гностицизм ). Климент Александрийский характеризует взгляды К. как «монадический гносис» (Strom. III 2. 5. 3) в противовес доктринам Валентина и др. гностиков, поскольку идея единственного первоначала у него превалирует над другими. К. учил, что Бог - единственная неизреченная сущность, из к-рой путем эманации произошли др. высшие сущности: ангелы и силы небесные, а от них путем уже вторичной эманации - более низшие сущности, образовавшие мироздание, где души держатся в плену плоти. Цель человеческих душ - освободиться от власти этих мироначальников (архонтов) и вернуться к истинному божественному началу, к-рое выше ангелов, архонтов или судей, сотворивших материальный мир. Прямой или косвенной эманацией божества является только душа. Телесный мир - это темница души, в которую архонты заключают недовольные их правлением души в качестве наказания. Они устанавливают законы, в т. ч. и религиозные, для заключенных в плоть душ, чтобы держать их в своей власти. Одним из этих архонтов является диавол, роль к-рого в системе К. не имеет ярко выраженной негативной характеристики, он лишь один из проч. ангелов, творцов и мироначальников. Одна из основных функций диавола - надзирать за душами, чтобы они вели себя в соответствии с принципами, заданными ангелами-мироначальниками, а также за душами, заключенными в темницу плоти. Т. о., все религ. и социальные установления этого мира являются его изобретением.

http://pravenc.ru/text/1681157.html

На конференции выступили: Реснянский Сергей Иванович – д октор исторических наук, профессор кафедры истории России Государственного университета просвещения, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Член Императорского Православного Палестинского Общества; Дворцов Василий Владимирович – писатель, публицист, лауреат международных и всероссийских премий, действительный член Академии Российской словесности ; Шамбаров Валерий Евгеньевич – историк, член Союза писателей России; Болотин Леонид Евгеньевич – историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»; Протодиакон Владимир (Василик) – д октор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ; Х алецкий Валентин Николаевич – писатель, председатель Антинацистского Международного комитета ; Кривоносов Михаил Михайлович – меценат, председатель Общественной палаты г. Александрова, член Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Владимирской области; Игумен Кирилл (Сахаров) – настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке, публицист, член Союза писателей России; Тимченко Сергей Владимирович – главный редактор журнала «Славянка», член Союза писателей России; Гойкович Ранко – переводчик, публицист, председатель «Русского собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения» (г. Белград, Сербия) ; Петин Павел Геннадиевич – кандидат исторических наук, научный руководитель Информационно-исследовательской службы «Царское Дело», научный сотрудник Русского Издательского Центра имени Святителя Василия Великого; Цветинович Саво – Председатель общества сербско-русской дружбы «Завет» (Республика Сербская); Камшилов Валерий Васильевич – Председатель Совета атаманов России, член Совета Международного фонда славянской письменности и культуры, бывший д епутат Касимовской городской думы Рязанской области, участник боев в Приднестровье, Абхазии, Боснии и Герцеговине; Молчанов Олег Иванович – Академик Российской Академии Художеств, Заслуженный художник России, скульптор; Степанов Анатолий Дмитриевич – историк, главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России. Было зачитано также полученное в адрес конференции приветственное письмо Архимандрита Мефодия – Игумена Хиландарского монастыря Святой горы Афон.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/03/oc...

поиск:   разделы   рассылка Авторская программа Александра Щипкова на радио " Радонеж " . Эфир 09 апреля 2009 Тема: Экспертный совет по религиоведческой экспертизе при Минюсте. В гостях: Александр Дворкин, председатель Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте Тема: Экспертный совет по религиоведческой экспертизе при Минюсте. В гостях: Александр Дворкин, председатель Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте, руководитель информационно-консультационного центра им. Свмч. Иринея Лионского, эксперт по сектам. Стенограмма программы, 09 апреля 2009 Александр Щипков: Добрый вечер. Радиостанция " Радонеж " продолжает свою работу в прямом эфире, у микрофона Александр Щипков, я как обычно по четвергам с 9 до 10 беседую с вами. Вместе со мной работает звукорежиссер Ирина Моисеева. О чем мы сегодня будем с вами беседовать? Пожалуй, я начну с события, которое произошло сегодня, а потом о событии, которое произошло вчера. Сегодня состоялось заседание комитета почетных членов и совета императорского православного палестинского общества. ИППО было создано еще в 19 веке и его главной задачей было окормление паломников прибывающих из России в Святую Землю и заслуга ИППО: благодаря нему были построены многие храмы, куплены земли и т.д. В последние годы ИППО возродило свою активную деятельность, и его возглавляет сегодня Сергей Степашин председатель Счетной палаты, и сегодня состоялось большое торжественное заседание, на котором присутствовал Патриарх Кирилл. Смысл заседания – это подведение итогов предыдущей работы и выборы почетного председателя ИППО, которым стал Святейший Патриарх Кирилл, дело в том, что по уставу предусмотрено, что председателем ИППО может быть только Патриарх, который может дать согласие, может не дать, но в данном случае Патриарх дал свое согласие и заместителем был избран Владыка Марк Егорьевский. На мой взгляд, это довольно важное известие. Завтра это все уже появится в СМИ. О событии вчерашнем, вчера прошло известие о том, что Святейший Патриарх Кирилл, находясь в своей пастырской поездке в Санкт-Петербурге, встречался с Губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Ивановной Матвиенко и после консультаций с ней была достигнута принципиальная договоренность о том, что на месте блокадного крематория будет построен православный храм.

http://religare.ru/2_64095.html

10-го числа Св. священномуч. Харалампия и других с ним Харалампий был священником в городе Магнезии, и уже ста тринадцати лет от роду предан мукам за распространение св. веры и порицание императора Септимия Севера, начавшего гонение в 202 году. Сперва строгали его тело, причем двое слуг, Порфирий и Ваптос, и три женщины уверовали во Христа и были казнены; после того был он отослан в Антиохию к самому императору, который велел отрубить ему голову. Святых мучениц Еннафы и Валентины Евсевий, церковный историк († 340 г.), очевидец описываемых им событий гонения на христиан в Палестине, повествует о сих мученицах следующее (см. его книгу «О Палестинских мучениках», гл. 8). Когда непрерывная буря гонения на нас вступила и в шестой год (308 по Р. Хр.), то великое множество исповедников благочестия из каменоломен Фенских (Фена – в пятнадцати верстах от Самарии) прислано в Кесарию Палестинскую, где жил префект Палестины, за твердость в вере подвергнуты изуродованию глаз и ног и снова отправлены в рудники. А из тех, которые взяты в городе Газе во время собрания, имевшего целию чтение Божественных писаний, одни потерпели мучения, одинаковые с мучениями вышеупомянутых, а другие и больше того, именно – подвергались ужаснейшим пыткам строгания боков. В числе последних одна, по телу жена, а по уму муж, не могши перенести угроз блуда, начала укорять тирана Максимина, императора, бывшего тогда в Кесарии, что власть судить он поручает людям столь жестоким, и за то сперва была высечена, потом повешена на дерево и испытала муки от строгания боков. Но между тем как приставники, по повелению судии, с усильною ревностию производили свои пытки над Еннафою, как называлась исповедница, – другая, подобно первой избравшая себе целию девство, по телу казавшаяся очень слабою и на взгляд невидною, за то одаренная крепостию души и вмещавшая в себе ум больше тела, не могши перенести такой безжалостности, таких жестоких и бесчеловечных поступков, из толпы народа закричала судии: «долго ли будешь ты столь жестоко мучить сестру мою?» Сильно раздраженный этим, судья тотчас приказал схватить кричавшую. Привлеченная на средину, она ознаменовала себя Божественным именем Спасителя. Начали располагать ее к жертвоприношению сперва словами; а как она не слушалась, силою повлекли к жертвеннику. Но сестра, продолжая свое дело и сохраняя прежнюю готовность, бестрепетно и смело толкнула ногою жертвенник и опрокинула его вместе с находившимся на нем жертвенным костром. Тут судья, раздраженный гневом как дикий зверь, начал терзать ее бока такими когтями, какими не терзал никогда и никого, как будто в неистовстве хотел насытиться ее плотию. Когда же неистовство его насытилось, он связал обеих вместе, то есть и эту и другую, которую она назвала своею сестрою, и назначил им умереть от огня. Первая из них родилась, говорят, в Газской области, а последняя, известная всем, по имени Валентина, происходила из Кесарии. † Преподобного Прохора Печерского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Встреча российской делегации в аэропорту Дамаска 23 апреля 2013 г. Иеромонах Ефрем (Пашков): Духовные лидеры способны поддержать сирийский народ О том, что сейчас происходит в Сирии и почему боевики выбирают в качестве мишени духовных лидеров — как христианских, так и мусульманских, Журналу Московской Патриархии рассказывает и.о. представителя Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле иеромонах Ефрем (Пашков), который на днях побывал в Дамаске. — Отец Ефрем, какие впечатления у вас остались после поездки в Сирию? Удалось ли вам побывать в лагерях беженцев? — Российская делегация привезла в Сирию первую партию гуманитарной помощи. Мы находились в Дамаске в течение недели, с 14 по 20 апреля. Привезли около двух тонн медикаментов — их в стране остро не хватает, а также более 500 подарков для детей, оставшихся без родителей в результате последних военных действий. Среди членов делегации были представители Императорского православного палестинского общества Олег Фомин, Нелли Кускова, а также Президент фонда поддержки и сохранения духовных памятников Валентина Ланцева. Ситуация в стране очень тяжелая, это ощущается сразу. Даже прямого сообщения из Москвы в Дамаск нет, так как Турция и некоторые другие государства закрыли воздушное пространство для авиакомпании «Сирийские авиалинии». Сам аэропорт Дамаска незадолго до нашей поездки, 12 апреля, был обстрелян из минометов. К сожалению, посетить какие-то еще города, кроме Дамаска, было невозможно. В пригородах идут бои. Сначала нам показались даже смешными меры безопасности, предпринятые властями страны и российским посольством для охраны нашей автомобильной колонны — но сразу же, по пути из аэропорта в Дамаск нас обстреляли. Это повторилось, когда мы ехали обратно в аэропорт. Нас сопровождал Верховный муфтий Сирии Ахмед Бадр эд-Дин Хассун. Я, признаюсь, был удивлен его мужеством и стойкостью — боевики ведь объявили охоту за ним и обещали за его голову немалые деньги. Страшная трагедия произошла во время нашего пребывания в стране: в пятницу мы получили известие, что представитель министерства социальной защиты Сирии, который встречал российскую делегацию в аэропорту, принимал нас, занимался распределением гуманитарной помощи и помощью беженцам, был убит боевиками. У него осталась жена и четверо детей.

http://e-vestnik.ru/interviews/siria_gla...

Шестнадцатый день. Св. священномученик Памфил. (О необходимости для христианина заботиться о спасении души ближняго). I. Св. священномученик Памфил, память коего совершается ныне, жил в начале IV-ro века, родился в Берите, в Кесарии палестинской, где и служил потом священником. Получив прекрасное образование в Александрии, он занимался изучением священного писания: сличал тексты (т.е. чтения) Нового Завета, исправлял места, испорченные переписчиками, сам переписывал рукописи и раздавал их всем желающим. Долго и много трудился он над этим делом и собрал в Кесарии большую библиотеку священных книг. В то же время, отличаясь благочестием, он роздал богатство свое бедным и посвятил себя распространению истинной веры и христианского просвещения. Эти подвиги его не прошли ему даром: во время Диоклитиана потребовали его к суду и после истязаний бросили в тюрьму, где он пробыл два года, вместе с двумя христианами: диаконом Валентином и Павлом. В то время гонение на христиан страшно усиливалось, и несчастных христиан, измученных пытками, искалеченных – с выколотыми глазами и с подрезанными жилами в ногах, гнали в каторжные работы в рудники. После двухлетняго заключения Памфила, его повели на казнь вместе с его товарищами. Пытки мучеников и твердость, с которою они переносили страдания, открыто исповедуя Христа, привлекли к ним многих последователей из народа, добровольно объявивших себя христианами и принявших казнь. Св. Памфил, вместе с 12 другими мучениками, был казнен в 308 году. II. Жизнь св. священномученика Памфила, заботившегося об исправлении испорченных переписчиками книг священного писания, о раздаянии неимущим списков слова Божия, о распространении христианской веры и просвещения и вообще о спасении душ ближних, научает и нас, возлюбленные братие, заботиться о душе наших ближних. Мы должны быть готовы служить ближнему беззавистным сообщением своих знаний, в особенности же – наставлением в религии и доброй жизни. Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех ( Koлoc. III , И6).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ПАВЕЛ Максимович Бочаров (1882-1937), мч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Николаевич Елькин (1876-1937), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Васильевич Кузовков (1875-1937), мч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Никитич Парфёнов († 1918), мч. (пам. 3 нояб., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Сергеевич Соколов (1892-1938), мч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Гаврилович Любимов (1871-1931), диак. , священноисп. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики ПАВЕЛ ЛАТРСКИЙ (кон. IX в. - 955), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАВЛА мц. Кесарийская (Палестинская) (пам. 10 февр.) - см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла, мученицы Кесарие-Палестинские ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ПАВЛИН Ивановия Старополев (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_99.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010