Когда в правление Анастасия в Палестине развернулась борь­ба между монофизитами, которым покровительствовал импера­тор, и православными диафизитами, Лавра преподобного Саввы стала главной опорой Православия в Палестине и на всем Вос­токе. Святой Савва поддержал православного патриарха Иеруса­лима Илию, который занимал кафедру апостола Иакова с 494 г., после кончины своего предшественника Саллюстия. В 509 г. под давлением Анастасия Антиохийский патриарх Флавиан подписал «Энотикон», после чего Патриарх Илия заявил о приверженно­сти своей церкви Халкидонскому оросу. Два года спустя патри­арх Илия направил в столицу империи делегацию монашеству­ющих во главе с преподобным Саввой, и ввиду его огромного авторитета среди православных халкидонитов император при­нял делегацию, беседовал со святым ревнителем Православия, но переменить свою позицию не захотел. Пребывая полгода в Кон­стантинополе, святой сплотил столичных халкидонитов, вдохно­вил их на исповедническое стояние за Халкидонский орос. После неудачного восстания против Анастасия, которое вспыхнуло под знаменем защиты Православия, император в 512 г. распорядился низложить колебавшегося Антиохийского патри­арха Флавиана, чья подпись под «Энотиконом» была вынужден­ной, и заменить его последовательным монофизитом Севиром. Столичный престол после низложения святого Македония зани­мал признавший «Энотикон» Тимофей. Александрийский пре­стол занимал монофизит Иоанн Никиот – в Александрии пра­вославных патриархов не было с 483 по 539 г. На христианском Востоке оставался единственный православный патриарх Илия. Но 20 июля 516 г. и он был низложен по указанию императора. Для подавления возможных протестов со стороны диафизитов, составлявших большинство христиан Святой Земли, в Иерусалим были введены войска под командованием правителя Палестины Олимпия. На Иерусалимский престол был возведен Иоанн, согла­сившийся подписать злополучный «Энотикон». Тогда в базилике первомученика Стефана, расположенной в окрестностях Иерусалима, состоялось собрание епископов и монахов Святой Земли. На нем преподобный Савва и Феодосий Кинонарх, взойдя на амвон, провозгласили: «Четыре Собора, четы­ре Евангелия» 941 – и изрекли анафему всем, кто отвергает учение четырех Вселенских Соборов. Персональная анафема провозгла­шена была и Севиру Антиохийскому. Этот акт вызвал поддерж­ку со стороны участников собрания и затем, когда о нем стало известно, значительного большинства палестинских христиан... Со своей стороны император Анастасий также решил временно прекратить давление 942 на Иерусалимскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По указанию императора Зенона на его место был постав­лен приверженец Халкидонского ороса Каландион, но после издания «Энотикона» Зенону снова понадобился Сукновал. По словам Иоанна Никиусского, «император вернул его в Антиохию, а Каландиан, патриарх Антиохии, скрылся из страха быть уби­тым, так как он был халкедонитом, ведь (антиохийцы) прежде уже предали смерти патриарха Стефана, его предшественника» 933 . Вместе с Каландионом Антиохийским низложены были и дру­гие епископы Сирии: Евсевий Самосатский, Мана Имерийский, Андрей Феодосиопольский и еще несколько архиереев, отказав­шихся принять «Энотикон». Их обвинили в несторианстве, что на самом деле, вероятно, обозначало твердую приверженность пра­вославному диафизитству. Поставленный в третий раз на Антио­хийскую кафедру в 484 г., Петр Гнафевс из крайних монофизитов совершил дрейф в сторону компромиссного, умеренного монофизитства, благодаря чему он и понадобился Зенону. На этот раз он занимал кафедру уже до самой смерти, последовавшей в 489 г. С 490 по 498 г. Антиохийский престол занимал монофизит Пал­ладий, но его преемник Флавиан II, подписавший «Энотикон», впоследствии перешел в стан твердых халкидонитов. Тогда на защиту монофизитов в Антиохию прибыл епископ Иерапольский Филоксен в сопровождении многих монахов. Антиохийские хри­стиане вступились за своего патриарха. В городе начались пота­совки, их жертвами пали несколько пришлых монахов. Импе­ратор Анастасий обвинил в учиненных беспорядках патриарха Палладия и приказал его низложить, а на его место в 512 г. был поставлен Севир, занимавший Антиохийский престол до смер­ти своего покровителя Анастасия и низложенный по указанию его преемника Юстина в 519 г. Это был самый выдающийся богослов у монофизитов. Он родился в городе Писидийской провинции Созополе, получил образование в Александрии и Вирите (Бейруте), крещение принял в 488 г. и затем постригся в монофизитском монастыре в Маюме близ палестинской Газы. Севир, ранее принимавший «Энотикон», позже отверг его ввиду его беспринципности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В конференции примут участие: Реснянский Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средних веков и нового времени Государственного университета просвещения, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов, член Императорского Православного Палестинского Общества; Дворцов Василий Владимирович, писатель, член Правления Союза писателей России, заместитель председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России; Шамбаров Валерий Евгеньевич, историк, писатель, член Союза писателей России; Болотин Леонид Евгеньевич, историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» ; протодиакон Владимир (Василик), д октор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ; Петин Павел Геннадиевич , кандидат исторических наук; Халецкий Валентин Николаевич, писатель, председатель Антинацистского Международного комитета; Кривоносов Михаил Михайлович, м еценат, предприниматель, председатель Общественной палаты г. Александрова, член Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Владимирской области; игумен Кирилл (Сахаров), настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке, публицист, общественный деятель; Тимченко Сергей Владимирович, главный редактор журнала «Славянка», член Союза писателей России; Гойкович Ранко, переводчик, православный публицист, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения» (г. Белград, Сербия); Хаци Зоран Душанов Мрджанович, президент «Королевского ордена Витязей» ( Сербия ); Цветинович Саво, председатель общества сербско-русской дружбы «Завет» (Республика Сербская); Молчанов Олег Иванович, Академик Российской Академии Художеств, Заслуженный художник России скульптор; Степанов Анатолий Дмитриевич, историк, главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия». Ведущий конференции – Редкий Леонид Юрьевич, заместитель генерального директора Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры.

http://ruskline.ru/anonsy/2024/02/17/28_...

718 Свидетельства наших источников о великолепном храме св. Стефана, сооруженном Евдокией, 719 и укреплении стен города не совсем согласуются с утверждением, будто Феодосий лишил свою жену ее содержания как царицы. 720 Живя в Иерусалиме, Евдокия продолжала сношения с Пульхерией, которой прислала образ Божьей Матери Одигитрии, писанный по преданию евангелистом Лукой. Пульхерия водворила его в соименном образу храме, который построила в Константинополе. В раздоре между сторонниками Халкидонского собора и их противниками, который разразился в Иерусалиме бунтом, – о чем придется сказать в другой связи, – Евдокия приняла сторону монофизитов. 721 Император Маркиан просил папу Льва, который вел в ту пору живые сношения с византийским двором по тревожному вопросу о признании Халкидонского собора на Востоке, оказать воздействие на Евдокию, и до нас дошло одно его письмо к ней. 722 Из Константинополя по тому же вопросу ей писали ее брат Валерий и Олибрий, муж ее внучки. Эта переписка осталась без воздействия, и лишь смерть ее зятя Валентиниана III и плен дочери и внучек сломили ее упорство. Евдокия обратилась за советом к Симеону Столпнику, тот ее направил к палестинскому отшельнику Евфимию, и этот последний посоветовал ей восстановить церковное общение с Ювеналием. Она покорилась, и многие последовали ее примеру. Сооруженный ею храм св. Стефана был освящен в 460 году. В том же году 20 октября Евдокия скончалась и была в нем погребена. 723 Перед смертью, как записали хронисты, она принесла клятву, что в деле Павлина на ней не лежало никакой вины. 724 Роковой удар семейному счастью Феодосия поднял в его кроткой душе чувство ревности, и сеть придворных интриг опутала его. Он поддался влиянию евнуха Хрисафия, который занял властное положение при слабовольном государе. 725 441 год ознаменован убийством Иоанна-вандала. 726 Откуда и когда явился этот человек на службе Феодосия, об этом молчат наши источники, а Феофан смешивает его с тем Иоанном-нотарием, который после смерти Гонория занял его престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В 1911 году протоиерей Иоанн Восторгов [fff] по поручению Ели­заветы Федоровны выкупил от имени Императорского Право­славного Палестинского Общества участок земли в городе Бари. Храм был заложен 22 мая 1913 года и уже через год был построен вместе с гостиницей для паломников. В списке получающих из ее личных средств, выделенных на благотворительную деятельность, числились многие учреждения и частные лица . В августе 1914 года началась Первая мировая война. Великая княгиня с первых дней войны включилась в деятельную помощь раненым воинам и их семьям, а также семьям ушедших на войну. 11 августа 1914 года было утверждено Положение о Комитете Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федо­ровны. «Отделения комитета помогали нуждающимся деньгами, жильем, продуктами, топливом; открывались мастерские, где жены солдат выполняли заказы на пошив белья и обмундирова­ния; для детей, оставшихся без попечения, создавали приюты и ясли». Великой княгиней были организованы склады для вещей и медикаментов, комитеты по устройству богослужений и собесе­дований для раненых и устройству передвижных церквей для ла­заретов Москвы и действующей армии, по оказанию помощи ра­неным воинам в госпиталях. Благодаря ее деятельности было создано бюро для приискания заработка увечным воинам. По инициативе великой княгини в 1915 году в Москве было открыто Братское кладбище при храме Всех Святых, где хоронились уби­тые на фронте и скончавшиеся в госпиталях. Весной 1915 года среди жителей Москвы стали проявляться антигерманские настроения, так как пленных вражеской армии в это время стали во все большем количестве доставлять и разме­щать в госпиталях Москвы, так что для раненых воинов Россий­ской армии уже не оставалось мест. Некоторые все настойчивее стали обвинять в этом царскую семью и великую княгиню, как имевших немецкое происхождение. «Пользуюсь поездкой Валентины в Петроград, чтобы послать тебе несколько строк по поводу тревожащего меня вопроса, – пи­сала великая княгиня императору, – а именно: все военные го­спитали заполняются военнопленными. У меня образовался Дам­ский комитет, во главе которого я поставила графиню Олсуфьеву, чтобы помогать в усовершенствовании военных лазаретов, ведь они, как тебе известно, сильно уступают Красному Кресту и част­ным лечебницам. И тем более когда мы узнали, что военноплен­ные получили небольшие подарки и т.п. от соотечественников, а наши нет, мои дамы стали помогать нашим, заботиться об удоб­стве раненых и т.д. Конечно, имея доброе сердце, они по возмож­ности помогали и несчастным пленным, но их доброта была так дурно истолкована, и всё свалили на меня, будто я забочусь толь­ко о немцах.

http://fond.ru/kalendar/541/varvara/

Также и это лжеучение, как и предыдущие, возникало на почве иудейско-александрийских (Филон) и иудейско-палестинских воззрений на материю, плоть и чувственность, как на нечто безусловно (не только метафизически, но и нравственно) противоположное не только Божеству, но и низшим духам – посредникам. Бог и Ангелы, с точки зрения раввинизма и филонизма, могут являть себя людям и вообще действовать среди чувственно-вещественного мира только в призрачных и временно принимаемых образах – Ангела ли, или же человека, облеченного только кажущеюся плотью. 1604 Отсюда – весьма раннее и широкое распространение лжеучения о Христе-Искупителе, как о призрачном, а не истинном человеке, – имевшем только кажущееся, а не действительное тело. Лжеучение это мы встречаем уже у того же отца всех ересей Симона волхва 1605 и его первых учеников – Ме- —132— нандра 1606 и Сатурнина, 1607 особенно у Валентина и Валентиниан, 1608 – у еретиков, упоминаемых у Ипполита и —133— Епифания под названиями – докетов и гностиков, 1609 – у —134— Офитов, 1610 Кердона и Маркиона 1611 и др. 1612 Оно обличается уже в первом послании Иоанна (особенно в 4: —135— 2–3, 5–6 ср. 2:22–23, 26, – 4:15 – 5:1, 5:20), в посланиях Ап. Павла к Колоссянам (2:9) и к Тимофею ( 1Тим.3:16 ср. 2Тим.2:8 ), а также в посланиях св. Поликарпа Смирнского 1613 и св. Игнатия Антиохийского . 1614 е) Наконец главнейшую и в нравственном отношении самую зловредную сторону лжеучения составляло отрицание воскресения мертвых: «нет воскресения плоти» (1:12), – что в свою очередь вело к отрицанию всеобщего и последнего суда Божия, будущего мздовоздаяния и правды, а чрез это – к уничтожению нравственности и к антиномизму. Обличение этой стороны лжеучения составляет, поэтому, преимущественное содержание ответного послания апокрифиста к Коринфянам. Назвав все перечисленные в послании Коринфян заблуждения «догматами Лукавого» (ст. 1), составитель апокрифа сначала говорит о «скором пришествии Господа» (ст. 2) для пресечения диавольских прелестей, потом дважды и выразительно указывает на «воскресение тел и плоти умерших во Христе, по образу воскресшего Христа» (ст. 6–7), – и на то, что «Христос Своим телом (плотью) спас всякую плоть и возвел её к вечной жизни, посредством веры» (ст. 16), а с 23 го по 38-й ст. особо и подробно раскрывает христианское учение о воскресении мертвых, с пятикратным и усиленным указанием на воскресение Христа (ст. 25, 31, 32, 33:34), на пшеничное зерно (ст. 26–27), на пребывание Ионы пророка во чреве кита (ст. 29–31), на ветхозаветные примеры воскрешения мертвых пророками Елисеем (ст. 32) и Илией (ст. 33), – наконец, вопреки отрицателям будущего суда, послание оканчивается возвещением вечной и блаженной жизни верующим праведникам, и огня – неверующим безбожникам и грешникам (ст. 36–37). Таким образом большая половина ответного послания посвящена раскрытию учения о воскресении мертвых, будущем суде и вечной жизни. А это само собою ведет к мысли, что мы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Удивляюсь я, как тебе неизвестно, что эта часть книги подложная, ибо отдел этот остроумный иначе написан, более нов и исполнен заблуждений. Прежде же всего этого (выше всех этих доказательств) отдел этот вместе с двумя другими, стоящими в конце книге, не существует в той книге Даниила, которая принята у иудеев» 351 . Нельзя также желать более классического выражения в пользу палестинского канона, как это общее положение: «С еврейского переведено на греческий все, что известно под именем Ветхого Завета» 352 . Как упомянуто, Юлий Африкан может считаться не только представителем палестинской практики, но и малоазийской богословской школы. Впрочем, своим воззрением на Ветхозаветный канон Юлий Африкан , кажется, более всего обязан жизни своей в Палестине, так как у другого представителя той-же Малоазийской школы – св. Иринея Лионского († 202 г.) уже встречаем некоторые следы смешения канонических и неканонических книг Ветхого Завета. Св. Ириней цитует из Варуха, как книги пр. Иеремии, из прибавлений к Даниилу, как собственных слов этого пророка, ссылается, однако без всякой формулы, на книгу Премудрости Соломона. В сочинении «Пять книг против Валентина и ему подобных гностиков» читается: «и что верующие... будут в царстве святых, будут служить Иерусалиму и царству (Христа) в нем, об этом говорит Иеремия: посмотри Иерусалим на восток и смотри веселие, идущее тебе от самого Бога» и прочее до конца книги Варуха 353 . Цитуется Дah. XIV, 4–5 , когда в IV-й книге, одиннадцатой главе названного сочинения пишется: «Даниил пророк, когда Кир царь персидский сказал ему: почему ты не поклоняешься Вилу? возвестил, говоря: потому что я чту не идолов рукотворенных, но живого Бога, уставившаго небо и землю и владычествующего над всякою плотию» 354 . Из премудрости Сол. VI, 19 взяты буквально слова: «нерастление же творит близ быти Бога» 355 . Должно иметь в виду также свидетельство Евсевия Кесарийского , об Иринее Лионском говорящего, что он написал книгу διαλξεων διαρων, в которой упоминается о послании к Евреям и так называемой книге Премудрости Соломоновой и приводит из них некоторые изречений» 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

9     Св. муч. Никифор. Фалькоций и другие некоторые сомневаются в действительности события и подлинности повествования по причине назидательности, — якобы оно измышлено кем-либо, дабы побудить в прощению обид. Подлинно на вкусы не угодишь: один не жалуют чудес и считают их признаком недостоверности житий, а здесь и чудес нет, а есть назидательность! Рюинарт напротив поместил сказание о св. (Никифоре в своих чистых актах. Греческий текст сего сказания в первый раз издан с рукописи X века в полном курсе патрологии (Т. 114, с. 1367). Один относят мучение его к 258 г. к временам Валериана (Штадлер), другие к 260 г. — к временам Галлиена (Мюллер). 10     Муц. Харалампий и дружина. В месяцеслове Василия и в латинском переводе жития (Деян. св. Febr. II. р. 382) Харалампий называется священником, а в, четьей минее и прологе славянских называется епископом. В месяцеслове Василия Вантос называется Давктом. В актах мучения святого, не означен год его страдания; но поелику Север был на востоке в 202 году и поелику Евсевий к консульству Фабиана и Муциана (201) относит начало гонения; то Болландисты полагают временем страдания мученика 202 год.     Свв. муч. Еннафа, Валентина и Павла. В месяцеслове Василия 15 июля Еннафа названа Феею, Павла-Павлом и родина их показана — Египет. В Деян. св. (Iul.VI, 163—166) после исследования помещено мучение их по Евсевию из истории палестинских мучеников гл. 7 и 8. Бароний относит кончину их к 307 году. День кончины их по Евсевию 25 июля. У Евсевия Фея или Еннафа не названа по имени, а описаны только ее мучения.     Св. Анастасий, патриах константинопольский. В Киев. месяцеслов неизвестно, почему он назван священномучеником. Болландисты замечают: «Одного знаем в каталогах Анастасия при Копрониме и не православного». Он был в 730—753 годах. Св. Дмитрий ростовский также не знает иного Анастасия, кроме бывшего при импер. Константине Копрониме (741—775). См. Синод. сборник 139 стр. 148. Никодим замечает в Синаксаристе, что он был при Льве порфирородном (773—786), но при сем императоре были патриархи Константина II (754—766) и Никита I (766—780). За неизвестностию сего патриарха мы не внесли его в первый отдел, хотя он находится в Киев. месяцеслове и стишных греч. прологах не позднее 1295 года. В греч. минеях рукоп. 15 февраля. есть служба священномуч. Афанасию епископу. Не из него ли в стишном прологе Анастасий патриарх константинопольский?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

смоленский, 21 авг.     Аврамий, архим. ростовский, 29 окт.     Аврамий пр. гадициий, 20 июля.     Автоном, (самозаконник, гр.) еп. италийский, муч. вифинский, 12 сент.     Авудим, муч. тенедосский, 15 июля.     Авундий, (изобильнее, лат.) муч. римский, 13 авг.     Авундий св., ученик Валентина, еп. интерамнийского, 30 июля.     Агавва измаильтянин, преп. сирийский, 22 ноября.     Агав, (саранча, евр.) ап. из 70, 8 апр.     Агапит (возлюбленный, греч.) диакон, муч. римский, 10 авг.     Агапит преп., еп. синадский, исповедник, 18 февр.     Агапит, папа римский, 17 апр.     Агапит, преп. печерский, 1 июня.     Агапий, (любимый, греч.) муч. римский, 20 сент.     Агапий, муч. севастийский, 3 ноября.     Агапий, муч. сицилийский, 24 янв.     Агапий, муч. палестинский, 15 марта.     Агапий, муч. кесарийский в Палестине с Тимофеем и Феклою, 19 авг.     Агапий, муч. едесский, 21 авг.     Агапия, (любовь, греч.) мученица иллирийская, 16 апр.     Агафангел (добрый вестник, греч.) муч., 23 янв.     Агафия, (добрая, греч.) муч. катанская, 5 февр.     Агафия девица, мученица никомидийская, 28 дек.     Агафодор, муч. пергамский, 13 окт.     Агафодор, (благой дар, греч.) еписк. херсонский, 7 марта.     Агафоклия (благославная, греч.) мученица, постр. от госпожи своей арианки, 17 сент.     Агафоника, (благопобедная, греч.) муч. пергамская, 13 окт.     Агафоник, (благопобедитель, греч.) 22 авг.     Агафон, (добрый, греч.) препод. скитский, 2 марта.     Агафон преп., папа римский, 20 февр.     Агафопод (доброногий, греч.) диакон, 5 апр.     Агафопус, (доброногий, греч.) из 10 мучч. критских, 23 дек.     Аггей (торжественный, праздничный, евр.) пророк, 16 дек.     Аглаий, ( светлый, греч.) из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Агния (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв.     Агн (агнец, лат.) из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Агрипина, мученица римская, 23 июня.     Агриппа (дикая конница, греч.), 18 февр.     Адам (красный, муж, евр.) преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Блаженна душа, просиявшая в мире жизнью, подобной ангельской! 12 Евсевий о жизни Константина, кн. 4, § 26, 28. Св. Елена в Иерусалиме «дев, вписанных в списки церковные, приглашала к своему столу и, служа им сама, приносила на стол яств». Сократа Ист. 1, 17. Послания св. Климента Римского к девственницам, известные Иерониму и Епифанию, известны и ныне. 14 Иночествующие приняли образ жизни от св. Евангелиста Марка, первого первосвященника Александры, жили не только так, как пишется в Деяниях Апостольских о первых верующих: «всё у них было общее, но стремились к высшей жизни, удалялись в скрытые загородные места и, проводя жизнь в строгом воздержании, изумляли язычников». 15 Первомученица Фекла за любовь к детству и вере страдала от матери и градоначальника, сент. 24. Св. м. Лукия принадлежала к «обществу посвящённых дев» (junii 24 июля 4). Евсевий о Палестинских мучениках гл. 5: «судия предаёт содержателям блудниц для посрамления – посвятивших жизнь Богу дев». В истории страданий Сатурнина св. Виктория, бросив жениха, «бежит в храм чистоты, в пристанище стыдливости, в церковь и, посвятив власы свои Богу, сохраняет в непорочности девство своё» (Ар. Ruinartum, Acta S. Saturnini § 16). В истории св. Феодота видим «трёх дев, которых апотактиты (отделённые, иноки), считают своими»; потом семь дев молятся: «Господи Иисусе Христе! доколе было в нашей власти сохранять непорочным девство, ревностно хранили мы до сего дня» (Ар. Aninartum, Acta S. Theodoti § 13, 19). Мученицы девы 2 века: Дросида (март. 22), Ермиония (сент. 4), (Евдокия март. 1), Гликерия (мая 13), Параскева (июля 25), Татиана дева, диаконисса (янв. 12); мученицы девы 3 века: Агния (янв. 21), Екнафа, Валентина и Павла (февр. 10 по Евсевию, украшенные венцом девства, о мучен, гл.3:9), Евгения (дек. 24), Анфуса (авг. 22) Пелагия (окт. 8), Иулиания (дек. 21), Пелагия (мая 4), Сосанна (авг. 11), Евфимия (сент. 16) и др. В Александрии при Диоклитиане «добровольные девственные подвижницы» (ατοπαρθεναι σκητριαι) преданы были на поругание (Евсевий о мучен. гл. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010