После смерти имп. Ираклия в февр. 641 г. в соответствии с его волей были провозглашены соправителями империи К., Ираклона и Мартина. При этом Мартина, согласно хронике патриарха Никифора, претендовала на ведущую роль. Но население К-поля заявило, что признаёт императорами только К. и Ираклону. Без участия матери 15-летний Ираклона не мог вести гос. дела, и, т. о., вся реальная власть сосредоточилась в руках К. К. правил ок. 4 месяцев и не успел существенно повлиять на ход событий в империи. На Востоке продолжалось наступление арабов-мусульман. Для обсуждения положения в Египте К. вызвал из Александрии в К-поль наместника Феодора, которого замещал Анастасий. Для укрепления визант. сил в Египте К. вернул из ссылки патриарха Кира Александрийского, который в 640 г. был заподозрен в измене и сослан Ираклием. Тем не менее после длительной осады 9 апр. 641 г. сдался визант. гарнизон Вавилона (ныне Ст. Каир). 13 мая арабы без боя захватили Никиу; гарнизон во главе с Доменцианом бежал и частично был перебит преследователями. К лету 641 г. под контролем византийцев в Египте оставалось только неск. укрепленных городов Дельты Нила, в т. ч. Александрия и Дамиетта. Верхний Египет сопротивления арабам не оказал. В мае 641 г. арабы захватили Кесарию Палестинскую и уничтожили почти весь ее 7-тысячный гарнизон. Т. о., в руки мусульман перешла вся Палестина; вскоре они вторглись в Киликию. К. отличался слабым здоровьем, и уже вскоре после начала правления его хроническая болезнь (возможно, туберкулез) обострилась. Весной он вынужден был переехать в загородный дворец в Халкидоне. При этом продолжалось его противостояние со сторонниками Ираклоны и Мартины. В первые дни правления К. получил сведения от казначея Филагрия о том, что имп. Ираклий перед смертью передавал патриарху Пирру некие денежные средства из казны, для того чтобы Пирр поддержал Мартину и ее детей в случае, если К. отстранит их от власти. К. вызвал патриарха и заставил его вернуть деньги в казну. Весной, чувствуя приближение смерти, К. направил помощника Филагрия Валентина Аршакуни, снабдив его средствами для сбора войск на вост. границе и передвижения их к Халкидону, чтобы после смерти К. поддержать права его детей на престол против партии Ираклоны и Мартины. После смерти К., когда императором в К-поле стал Ираклона, Аршакуни поднял мятеж и в течение неск. месяцев добивался справедливого раздела власти внутри рода Ираклидов. В краткий период правления Ираклоны семья и сторонники К. были отстранены от власти, но сумели вернуть свое положение, когда уже в нояб. 641 г., после очередного переворота в К-поле, имп. трон перешел к сыну К. Константу II.

http://pravenc.ru/text/2057040.html

Вступив в Союз журналистов СССР, я публиковал статьи на тему, связанную с моей работой, выступал за справедливое решение палестинской проблемы на Радио Москвы. Резонансной оказалась моя опубликованная в журнале «Новое время» статья «Распятый Иерусалим» в связи с незаконным объявлением в 1980 г. Израилем Иерусалима «вечной и неделимой» столицей Израиля. Вплоть до развала СССР издавались мои авторские и в соавторстве с коллегами в ЦК КПСС и МИД СССР такие книги, как «Вашингтон и Тель-Авив против Арабского мира», « Москва и Ближний Восток», «Дамасский булат», «Кэмп-Дэвид: политика, обречённая на провал» и другие. Как лектор Всесоюзного общества «Знание» я выступал на эти же темы с лекциями. – Была советская страна, которая оказывала помощь арабским странам. С развалом империи всё прекратилось. Как Вы ощущали крушение Союза? – С развалом советской империи фактически кончилось советско-арабское сотрудничество. Мы бросили арабов и даже пренебрегли своими экономическими выгодами, в том числе которые ещё могли приобрести. Вернулись мы, если по большому счёту, на Арабский Восток только в 2011 г., когда В.В. Путин принял решение в ответ на просьбу Башара Асада помочь отразить нашествие на Сирию международных банд, рядящихся в исламские одежды. Оказанием действенной помощи Сирии мы восстановили свой авторитет не только в Арабском мире. Многие страны вновь признают нас не только региональной, но и великой державой. Крушение Союза я ощутил как личную трагедию. У меня даже мысли не возникло работать на победивших либерастов, как мы их тогда называли. Промаявшись три года на случайных заработках, я был спасён Валентиной Терешковой. Будучи руководителем Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при МИД РФ, она направила меня представителем этого ведомства в Тунисе, а затем в Египет в ранге советника. – Почему у нас, русских, особое отношение к Сирии? – Во-первых, это – колыбель христианства. Нас связывает общая христианская история. Начнём с того, что в конце Х века Константинополь направил на службу к киевскому князю Владимиру сирийца, митрополита Михаила Сирина, который крестил Киев, Новгород и Ростов. Здесь хочу отметить, что у нас есть блестящие исследователи истории христианства на Ближнем Востоке и в России, на научные труды которых я опираюсь в своей публицистической деятельности. Это М.И. Якушев, К.А. Панченко, Т.Ю. Кобищанов и конечно выдающийся летописец ИППО, недавно скончавшийся его Почетный член Н.Н. Лисовой.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/01/...

Император Маркиан и Пульхерия предлагают следующую меру к восстановлению нарушенного монахами мира церкви палестинской: они советуют последним возвратиться к прежней созерцательной жизни и в тиши монастырей, ими оставленных, предаваться занятиям, соответствующим данным обетам. «Если желаение получить от нас почести и благоволения, то удалите из ваших душ всякое сомнение и, пребывая в монастырях, упражняясь в молитвах к Вышнему, делая всегда согласное с обетами, ни мало не отделяйтесь от истинной веры и единения церквей, дабы кто-нибудь не приписал вам имя ереси, враждующей против истины». 583 Чтобы выяснить монахам, как далеки они от правильного понимания дел церкви и устава веры, утвержденного собором 451 г., император Маркиан представляет им свое исповедание веры, совершенно согласное с Халкидонским вероисповеданием – анализирует последнее, подобно Св. Евфимию. То же делает и императрица Пульхерия, имя которой, как ревностной защитницы православия, 584 могло иметь не малое влияние на еретичествующих монахов. Кроме мер увещательного характера – грамот и писем, византийское правительство издало ряд ограничительных узаконений, направленных к пресечению дальнейшей пропаганды монофизитских учений в восточных монастырях. Инициатива таких узаконений принадлежит папе Льву Великому , 585 хотя некоторые из них были обнародованы от лица императоров Маркиана и Валентиниана непосредственно по окончании заседаний Халкидонского собора и представляли дальнейшее развитие мер к упорядочению монашеской жизни, предположенных на последнем. 586 Монофизитство стало недозволенным в империи исповеданием. К монахам-монофизитам применялись те же меры наказания, 587 что и вообще к еретикам, даже изгнание из пределов римской империи. 588 Монахи-монофизиты не имели также права строить церкви и монастыри и делать где бы то ни было религиозные собрания. 589 Эти распоряжения, будучи общими для всех монашеских общин, применялись и в Палестине. Проведение как этих последних мер, так и раскрытие тех мыслей, какие высказаны были в грамотах и посланиях, императором Маркианом и императрицей Пульхерией возложено было на палестинскую иерархию, совместно с гражданской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

558 Выражение собора «непреложно» и направлялось против учения монофизитов, говоривших, что Слово Божие сделалось плотью через пременение. Что касается слов «плоть Единородного единосущна Божеству», то они принадлежат Увтихию (S. Binii t. III, p. 122. Деян. всел. соб., т. 3, стр. 128), не признававшему Христа единосущным нам по человечеству. 559 Binii Сопс, t. III, p. 340. Деян. всел. соб. т. 4, стр. 51. «Смешение» и «слияние», по словам Евсевия Дорилейского, проповедывал Евтихий, не признававший «соединения» (Binii t. III, p. 119–120. Деян. всел. соб. т. 3, стр. 126). 569 Nicephori Callisti Hist, eccl., t. II, 1. XV, с. IX, p. 601. О том же смотри грамоты имп. Маркиана к александрйским монахам, палестинским архимандритам и собору в Палестине. 572 Грамота имп. Маркиана к архимандритам и монахам в Элии и около неё. Деян. всел. соб. т. 4, стр. 186, 188–189. Грамота Пульхерии к ним же. Ibid. стр. 196. В прошениях палестинских монахов Бароний видит и скрытую цель – привлечь имп. Пульхерию на свою сторону. Annales ecclesiastici Baronii t. VI, sub. anno 452, c. 37, p. 198. 582 S. Leonis ер. CXXIV, ad monachos Palaestinos. 21 Марта 453 г. Patr. curs, compl. Migne, ser. lat. t. LIV, p. 1068. 583 Деян. всел, соб., т. 4, стр. 189 и 195. Грамоты императора Маркиана и императрицы Пульхерии к архимандритам и монахам в Элии и около неё. 586 Ibid. т. 4, стр. 190–192. Об утверждении того, что определил Св. Халкидонский собор против Евтихия и монахов. 591 Год обращения императрицы Евдокии установлен у Грегоровиуса (Amhenais р. 247) на основании свидетельства Ле-Киена (Oriens christianus t. 3, р. 168). 593 Leonis ep. CXXIII ad Eudociam augustam. Patrol, curs, compl. ser. lat. Migne, t. LIV, p. 1060–1061. 598 Comelerii, t. II, р. 270; Пал. пат. вып. 2, стр. 53–54. Олибрий был собственно зятем императора Валентиниана и императрицы Евдокии (Евагрия Церк. ист. кн. 2, гл. 7), мужем внучки Евдокии – Плакиды. 599 Евдокия призвала Гензериха для защиты от Максима, но Гензерих, взяв Рим, её вместе с дочерьми отправил в Карфаген. Сама Евдокия и жена Олибрия возвратились в Константинополь в 462 г., а вторая дочь Евдокии насильно была выдана замуж за сына Гензериха – Гунерика; в 472 г. она убежала в Палестину к гробу своей бабушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во всяком случае в средневековую эпоху «Утешение фило­софией» не вызывало подозрения относительно чистоты хри­стианской веры ее автора. Это была одна из самых читаемых на Западе книг в эпоху раннего средневековья, и поэтому с появле­нием письменности на национальных языках ее стали интенсив­но переводить: король Альфред Великий перевел «Утешение» на англо-саксонский язык, монах Ноткер из Сент-Галленского мона­стыря – на древневерхненемецкий, автор «Романа о Розе» Жан де Мень – на старофранцузский. Трактат Боэция о Троице ком­ментировал Фома Аквинат. Образ Боэция присутствует в X песни Дантевского «Рая»: «Узрев все благо, радуется там безгрешный дух, который лживость мира являет внявшему его словам. Плоть, из которой он был изгнан, сиро лежит в Чельдоро, сам же он из мук и заточенья принят в царство мира». В 1883 г. папа Лeb XIII санкционировал местный культ Боэция в Павийской епархии, где его издавна почитали как христианского мученика. Лучшими греческими историками V века были продолжив­шие, каждый по-своему, классический труд Евсевия Кесарий­ского: уроженец столицы Сократ, Созомен, родившийся близ палестинской Газы, и блаженный Феодорит Кирский , сириец, писавший на греческом языке. Крупнейшим из современных им западных историков был выходец из Испании Орозий, кото­рый около 417 г. завершил работу над написанной под прямым влиянием блаженного Августина и продиктованной апологе­тической идеей историей мира – «История в семи книгах про­тив язычников». Марсельскому епископу, а по другим сведени­ям, – священнику Сальвиану, родом из Трира, захваченному и разоренному франками в 418 г., в пору юности автора, при­надлежит трактат «О Промысле Божием» (De gubernatione Dei). В нем Сальвиан задается вопросом, почему варвары и язычни­ки безнаказанно грабят и убивают римлян и христиан, и ответ на этот вопрос у него тот же, что давали русские летописцы по поводу нашествия на Русь Батыя: по грехам самих христи­ан они претерпевают мучения от варваров. Чтобы проиллю­стрировать этот свой тезис, он рассказывает о злоупотребле­ниях римских чиновников, о беспощадной жадности крупных земельных собственников – галлов и римлян, о том, как они отягощают участь бедняков, вынужденных продавать своих детей, чтобы не умереть от голода, о восстании багаудов – нищих разоренных крестьян, о том, что бедные люди часто бегут с территорий, контролируемых римской властью, на земли, захваченные варварами, где они надеются устроиться более благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Однако еретики-гностики, которые называются по имени у Климента Алекс., Ипполита и Оригена , принадлежали II в. Поэтому собственно II в. есть век развития гностицизма 601 ; а цветущее время его Климент Алекс. и вовсе ограничивает царствованием Адриана и Антонина Старшего (117–161). Но нужно иметь в виду, что к 2-й половине III в. относятся такие крупные, сохранившиеся до нас, оригинальные произведения офитского гностицизма, как Pistis Sophia и книги Jeû 602 .– Однако как гностицизм явился и развивался ранее II, еще в веке, хотя бы то и «во мраке неизвестности“, как «тайна беззакония“,– так он и после далеко пережил II в. Он существовал не только в III в., но и в IV-м. Так св. Епифаний в 26 ереси описывает под общим именем «гностики“ крайне безнравственные секты, которые были весьма распространены, напр., в Египте, где были известны под названием стратиотиков и фивионитов. Со стороны этих еретиков он подвергался опасности соблазна 603 . Кроме того, Епифаний свидетельствует о секте архонтиков, которые распространяли яд своего учения во времена Констанция в Палестинской области и в великой и малой Армении 604 . Сохранились следы существования офитского гностицизма еще в VI в., именно, известен в 530 г. эдикт имп. Юстиниана против офитов. Якоби 605 видит оживление гностицизма в VII в. в секте кафаров. Некто Евгений Шмитт 606 проводит гностическое течение чрез средние века и доводит его до наших дней. В. Шульц 607 сближает древний гностицизм с новыми теософами. 30. Но если нельзя, на основании ересеологов, точно определить время жизни и деятельности еретиков, указать их зависимость друг от друга или взаимное влияние, то всё-таки необходимо дать хоть какую-нибудь классификацию гностиков, и важнее всего сделать это на основании данных, заимствованных у отцов и писателей церкви. Прежде всего, мы видим у ересеологов разделение выведенных у них ересей на две группы: с одной стороны, секты, обязанные своим происхождением отдельным лицам, как главарям, и развивавшиеся далее под воздействием учеников их (школа Валентина, Кердона, Маркиона и др.); а с другой стороны, ереси, основатели которых остались им неизвестными, и наименования даются им или на основании выдающихся особенностей их учения 608 (офиты, наассены Ипполита и др.), или заимствуются от мнимых авторов, употреблявшихся у них книг (елкезаиты) 609 .– Все, известные им ереси – церковные учители и писатели делят на евионитов (и родственные им группы – николаитов, керинфиан) и гностиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Евсевий и Памфил приняли к себе молодого ликийца, Апфиана, получившего образование в беритских школах и столь ревностного христианина, что он не мог вынести жизни со своими родителями, которые были еще язычниками. Памфил обучал его Св. Писанию. Однажды Апфиан услышал крик на улице. Это вызывали христиан, чтобы заставить их присутствовать на языческом торжестве. Он не утерпел и, не предупредив своих хозяев, ринулся вон, побежал в храм, где находился префект, бросился на него, схватил его за руку и хотел помешать ему принести жертву идолам 55 . У Апфиана был брат, Эдесий, тоже христианин и ученик Памфила; он отличался образованием и страстным аскетизмом. Неоднократно задержанный, Эдесий был, наконец, присужден к ссылке в палестинские рудники; он покинул их и бежал в Александрию, где тотчас начал посещать судебные заседания префекта. Префектом был некто Иерокл, ненасытный гонитель христиан 56 . Назначенный управлять Нижним Египтом, он проводил свои убеждения с самой крайней суровостью. Эдесий услыхал однажды, что он приговорил христианских девственниц к испытанию, худшему для них, чем самые жестокие пытки, и к тому же незаконному. Этого было для него достаточно: с криком негодования он вскочил на судейское место, дал судье две звонких пощечины и, бросив его на землю, стал топтать ногами 57 . Одна девственница из г. Газы, которой угрожали публичным домом, протестовала против тирана, доверившего власть таким ужасным правителям, и ее тотчас подвергли пытке. Возмущенная этим, одна бедная женщина из Кесарии, Валентина, подняла шум и опрокинула алтарь. Их сожгли вместе на одном костре 58 . Три христианина – Антонин, Зевина и Герман – повторили выходку Апфиана и бросились на правителя во время идолослужения; их обезглавили 59 . Из этих рассказов следует, кажется, заключить, что палестинских правителей, которых Евсевий изображает, однако, в самых темных цветах, нельзя обвинить в особой жестокости. Они показали строгий пример, наказав суровым образом несколько человек христиан, слишком стремившихся заявить о своих убеждениях или провинившихся в нарушении особых запрещений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Открытое и внимательное изучение доселе неизвестных или малоизвестных памятников, свидетельствующих о жизни древнего сектантства, подтверждает иногда самые невероятные известия о них, находящиеся у древних ересеологов 563 . Представленная нами общая характеристика относится более или менее ко всем полемическим сочинениям Епифания, преимущественно же к главному из них – Панарию, которое представляет важнейший источник для истории древних ересей. Но кроме Панария у Епифания есть еще другие полемические сочинения. Всех их три. Все они писаны Епифанием или с его слов учениками – по просьбам палестинских монахов, пресвитеров, христианских сановников – почитателей св. Епифания. После общей характеристики, представим несколько отдельных замечаний о времени, обстоятельствах написания, составе и значении каждого сочинения в отдельности. Первое по времени полемическое сочинение Епифания известно под названием Анкората 564 .– Епифаний так назвал его, желая выразить, что в этом сочинении дается надежный якорь для утверждения в истине плавающим по морю житейскому и ищущим спасения от прельщений бесовских и еретических 565 . Это сочинение было составлено в X год царствования Валентиниана и Валента и VI г. Грациана, т.е. в 373 566 по просьбе Матидия, Тарсина и Нумерия, пресвитеров из города Памфилийского Сведры, и Палладия и Северина, начальников того же города 567 . Писал это сочинение со слов св. Епифания ученик его Анатолий 568 . Для истории древних ересей Анкорат представляет еще немного материала. Он имеет полемико-догматический характер, представляет раскрытие православного учения о Троице, воплощении, воскресении мертвых и будущей жизни – преимущественно против учения современных Епифанию еретиков – ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов. Но местами автор касается здесь и учения древнейших еретиков: савеллиан, манихеев, маркионитов, также заблуждений иудейских и языческих. И здесь уже высказывается идея автора составить обличение всех еретических сект от сотворения мира до своего времени, и представляется перечисление этих сект в числе 80, применительно к указанному выше месту из книги «Песнь песней» 569 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Радуйся, главу свою за главу Церкви Христа радостно под меч преклоньшая. Радуйся, непобедимая мученице Павло, мучения за истину претерпевшая. Радуйся, страдании своими в радостный чертог Небесный вшедшая. Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Кондак 8 Странно и страшно бысть страдание твое за Христа людем не ведущим Бога, присноблаженная Валентино. Ты же, с радостию прияла еси мучения за Сладчайшаго Жениха своего, и кровию неповинною душу свою убелив, хвалу воспевала еси Творцу: Аллилуиа. Икос 8 Вся суетныя прелести и радости мира сего презрела еси, святая мученице Валентино, и всем сердцем Господа возлюбивши, жертву спасительную Ему принесла еси. Сего ради и мзду велию на небеси стяжала еси, яже нетленна пребыва во веки. Мы же, с любовию тебе воспеваем: Радуйся, вся до конца претерпевшая. Радуйся, течение добре скончавшая. Радуйся, душу свою убелившая кровию мученическою. Радуйся, Пасху вечную на небеси вкушающая. Радуйся, Хлебом небесным питающаяся. Радуйся, питием нетленным на небеси напояешися. Радуйся, милость от Бога всем верным приносящая. Радуйся, прощения грехов наших у Бога просящая. Радуйся, усердней молитве научающая. Радуйся, нашим прошениям скоро внимающая. Радуйся, от горьких мучений нас избавляющая. Радуйся, о нашем спасении пред Господом ходатайствующая. Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Кондак 9 Все естество ангельское возрадовася зело, видя тя, святая мученице Валентино, истинным Богом Христа исповедавшую и мужественно вся козни вражия победившую. Ныне же в чертозех Небесных купно со Ангелы и всеми святыми веселишися, поя: Аллилуиа. Икос 9 Ветийство человеческое не возможе по достоянию восхвалити тя, всеблаженная Валентино, за вся страдания твоя, яже претерпела еси за возлюбленнаго тобою Христа. Темже, ублажая мученическую кончину твою, поем со умилением сие: Радуйся, Ангелов терпением удивившая. Радуйся, чистотою души твоея вся небеса возвеселившая. Радуйся, ликом святых радостно приятая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-muc...

Почти в тот же день 536 претерпел мученичество юноша из Тира, именем Ульпиан; его бросили в море в кожаном мешке вместе с собакой и аспидом. Несколько времени спустя, также претерпел мученичество Айдезий, брат Апфиана. Старше брата своего, он более учился и носил мантии философа, сперва осужден был в каменоломни Палестины. Когда оттуда вышел, то направился в Александрию, где был свидетелем жестоких определений, изрекаемых правителем против людей почетных и девственниц, которых отдавал он торговцам невольниками. Подобно брату своему, он осмелился упрекать за то правителя в самом судилище. По перенесении жесточайших мучений, он был брошен в море и умер той же смертью, как брат его. Страдания, переносимые мучениками в Кесарии, не устрашали истинно верующих. Пока исповедавшие Иисуса Христа находились на судилище правителя, молодая девушка, едва осьмнадцати лет, именем Феодосия, подошла к ним, поклонилась и просила помянуть ее, когда будет пред Богом. 537 Схваченная воинами, как будто совершившая преступление, она приведена была к судье; он пришел в бешенство, как дикий зверь, и приказал бросить юную деву в море, избичевавши ей ужасным образом всё тело. Тогда претерпел в Кесарии Сильван, сперва пресвитер и исповедник; он предан мученичеству, когда возведен был в сан епископа. Домнин, известный во всей Палестине за искренность свою и красноречие, был сожжен живым. Тогда-то приведен был пресвитер Памфил к правителю Урбану, желавшему видеть человека, столь известного по красноречию своему и философии. Он надеялся довести его до отступничества, но усилия его оказались тщетными и он приказал знаменитого пресвитера бросить в темницу. В это время Урбан попал в немилость и был замещен Фирмилианом. 538 Новому правителю привели множество христиан, осужденных в порфировые каменоломни в Фиваиде. Среди них находились женщины и дети; всем им он приказал обжечь по одной ноге и вырвать по одному глазу и в таком виде отослал в каменоломни палестинские; равно преследовал он и христиан той провинции. Когда в Газе застигли их собравшимися для чтения Священного Писания, то поступили как с христианами Фиваиды и сослали в каменоломни. Среди них была девица, давшая обет хранить свою непорочность. Когда правитель своими нечестивыми и жестокими угрозами не успел с нею ни в чем, то отдал ее на мучение палачам. Другая христианская девица, родом из Кесарии, именем Валентина, присутствуя при этих ужасах, воскликнула: «долго ли будешь так мучить сестру?» ее немедленно схватили, а председатель ласкательствами и угрозами начал заставлять ее принести жертву, но не мог в том успеть, приказал бичевать все тело и сжечь живой вместе с девицей из Газы, которую она называла сестрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010