Трудно вообразить себе кишащие массы народа на судах и в портах, скопление солдат и чиновников, повозок и вьючных животных на дорогах. Среди них везде встречались христиане или же готовившиеся принять крещение. Ничто не отличало их от прочих путешественников, разве что сопровождавший их незримый свет. Идя от города к городу, они наблюдали, слушали и в конце концов обретали духовный свет и сердечный покой, подобно Юстину или Клименту: вчерашние ученики становились учителями. Другие христиане, подобно Гегезиппу, путешествовали ради того, чтобы больше узнать о церквах в Коринфе или Риме, ознакомиться с их истинными доктринами 142 . Несколько позже Юлий Африканец , родившийся в Эммаусе, потомок ветерана, поселенного там Титом 143 , посетил поочередно Эдессу, Рим и Александрию 144 . Аверкий, епископ Иерополя, в Малой Азии, прибыл в Рим, после чего объехал Восток вплоть до берегов Евфрата 145 . Рим, столица Империи, вскоре ставший и центром Церкви, имел христианскую общину, которую особенно часто посещали единоверцы и контактов с которой особенно добивались. Каждый отправлявшийся в Галлию или Испанию неминуемо проезжал через Рим. Поликарп прибыл туда из Смирны, Валентин – из Египта, Маркион – из Синопа, на Черном море, Эвельпист, ученик Юстина, – из Каппадокии, Родон – из Азии. Некоторые попадали туда против своей воли, как, например, Игнатий Антиохийский или как два ученика Юстина, приведенные в качестве рабов и вместе с ним принявшие смерть мучеников за веру 146 . Еретик Гермоген покинул Восток, чтобы обосноваться в Карфагене 147 , Апеллес отправился из Рима в Александрию 148 . Эта христианская миграция развивалась и ширилась. В III веке Ориген отправился из Александрии в Кесарию Палестинскую, а оттуда – в Тир и Сидон, Босру и Антиохию, Кесарию Каппадокийскую, в Афины и Рим. Гостеприимство, античная добродетель, стало и добродетелью христианской. Постоялые дворы На больших дорогах располагались станции для смены лошадей и мулов, постоялые дворы 149 , где можно было переночевать, а также таверны, где подавали еду и напитки. В Деяниях апостолов упоминаются Три Гостиницы 150 – станция для смены лошадей на дороге из Путеол в Рим, в сорока семи километрах от Вечного города.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Архив Пн Иеромонах Ефрем (Пашков): Духовные лидеры способны поддержать сирийский народ 24 апреля 2013 г. 11:11 О том, что сейчас происходит в Сирии и почему боевики выбирают в качестве мишени духовных лидеров — как христианских, так и мусульманских, «Журналу Московской Патриархии» рассказал и.о. представителя Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле иеромонах Ефрем (Пашков), который на днях побывал в Дамаске. — Отец Ефрем, какие впечатления у Вас остались после поездки в Сирию? Удалось ли Вам побывать в лагерях беженцев? — Российская делегация привезла в Сирию первую партию гуманитарной помощи. Мы находились в Дамаске в течение недели, с 14 по 20 апреля. Привезли около двух тонн медикаментов — их в стране остро не хватает, а также более 500 подарков для детей, оставшихся без родителей в результате последних военных действий. Среди членов делегации были представители Императорского православного палестинского общества Олег Фомин, Нелли Кускова, а также президент Фонда поддержки и сохранения духовных памятников Валентина Ланцева. Ситуация в стране очень тяжелая, это ощущается сразу. Даже прямого сообщения из Москвы в Дамаск нет, так как Турция и некоторые другие государства закрыли воздушное пространство для авиакомпании «Сирийские авиалинии». Сам аэропорт Дамаска незадолго до нашей поездки, 12 апреля, был обстрелян из минометов. К сожалению, посетить какие-то еще города, кроме Дамаска, было невозможно. В пригородах идут бои. Сначала нам показались даже смешными меры безопасности, предпринятые властями страны и российским посольством для охраны нашей автомобильной колонны — но сразу же, по пути из аэропорта в Дамаск нас обстреляли. Это повторилось, когда мы ехали обратно в аэропорт. Нас сопровождал Верховный муфтий Сирии Ахмед Бадр эд-Дин Хассун. Я, признаюсь, был удивлен его мужеством и стойкостью — боевики ведь объявили охоту за ним и обещали за его голову немалые деньги. Страшная трагедия произошла во время нашего пребывания в стране: в пятницу мы получили известие, что представитель министерства социальной защиты Сирии, который встречал российскую делегацию в аэропорту, принимал нас, занимался распределением гуманитарной помощи и помощью беженцам, был убит боевиками. У него осталась жена и четверо детей.

http://patriarchia.ru/db/text/2926754.ht...

В сем году сарацины воевали Персию и вступив с ними в сражение, одержали победу и силою покорили всех персов, но Ормизда, царь персов спасся бегством и в дальнейших странах укрылся в своем дворце. Сарацины пленили дочерей Ормизды со всеми его царскими богатствами и представили Омару, в то же время Омар приказал переписать всю землю, покоренную его власти. Эта перепись простиралась на людей, скотов и на растения. л. м. 6132, Р. Х. 632. В сем году в марте месяце индиктиона 14 умер царь Ираклий от водяной болезни; царствовал он 30 лет и 10 месяцев; после его вступил на престол сын его Константин и чрез четыре месяца своего царствования отравлен Мартиною, своею мачехою и патриархом Пирром, и начал царствовать Ираклион с матерью своею Мартиною. л. м. 6133, Р. Х. 633. Ираклион царь константинопольский шесть месяцев. При Павле еп. константинопольском 1 год. В сем году Мавиас взял Кесарию Палестинскую после шестилетней осады и убил в ней семь тысяч римлян, в то же время сенат низложил Ираклиона с Мартиною матерью его и Валентином, у Мартины отрезали язык, у Ираклиона нос, и изгнавши их, возвели на престол Константа, сына Константина, внука Ираклия, который и царствовал 27 лет. По низложении с епископства Пирра рукоположен в константинопольские патриархи, Павел пресвитер и эконом месяца октября, индиктиона 15, который и правил церковью 12 лет. л. м. 6134, Р. Х. 634. При Константе царе константинопольском 1-й год. В сем году Констант, взошедши на престол говорил к сенату: родитель мой Константин, при жизни отца своего, моего деда Ираклия, царствовал с ним довольно долгое время, а после его очень короткое: но зависть мачехи Мартины прекратила все добрые надежды и лишила его жизни, и это она сделала для Ираклиона, сына своего незаконнорожденного от Ираклия, и ваш приговор с волею Божиею справедливо лишил престола ее и сына ее, чтобы не видеть беззакония на римском престоле, о чем особенно печется ваша отличная знаменитость и потому прошу вас быть мне советниками и указателями общего благосостояния подданных. Сказавши сие, он распустил сенат, щедро осыпав его своими дарами. л. м. 6135, Р. Х. 635.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Сирийско-палестинские «флюиды» здесь счастливо соединились с собственной культурной традицией и эллинистическими влияниями, шедшими из Александрии и Константинополя. Рождение «средневекового» языка осуществлялось здесь быстрее и результативнее, чем в отягощенной античной утонченностью и интеллектуализмом византийской столице. Здесь не знали умствований, риторики, преклонения перед хрупкой одухотворенной красотой. В этом особом мире, словно на дрожжах, с помощью восточной экспрессии быстро и чудесно вызревал новый символический стиль, рождалась новая художественная эпоха. Таинственное очарование Равенны, ее genius locus (дух местности), сформированные в первые века христианской культуры, не оставили этот город и в последующие столетия: Равенна с ее Пинетой – лесом, населенным призраками ушедших эпох, стала местом жизни и смерти Данте. Здесь жили и украшали город храмами и дворцами последний римский император (бежавший сюда из Рима) Гонорий и его сестра, дочь императора Феодосия Галла Плацидия, Валентиниан III, варварские цари Одоакр и Теодорих, здесь бывали Юстиниан и его удачливый военачальник Велизарий. Город обрел своих святых и своих еретиков. Мавзолей Галлы Плацидии был украшен мозаиками дочерью Феодосия Великого и сестрой Аркадия и Гонория Галлой примерно во второй четверти V в. Название храма – условное, на самом деле он являлся придворной капеллой, посвященной мученику Лаврентию, покровителю династии Феодосия. Для ее декорирования Галла Плацидия, воспитывавшаяся в Константинополе и приехавшая оттуда в Равенну, привезла с собой византийских мастеров. Высокое качество исполнения мозаик и их стиль не оставляют в этом сомнений. Маленький храм в форме равноконечного греческого креста, перекрытого куполом на парусах, по типу и по функции являлся мартирием. Тематика росписи, естественно, связана с погребальным обрядом, но в еще большей степени отражает общие истины христианства. Мозаики расположены только в верхних частях храма, вся нижняя зона на уровень высоты человеческого роста облицована прозрачным струйчатым мрамором чуть желтоватого оттенка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Встретившись с восстановленным в сане архиереем, он предоставил Киру необходимые полномочия для определения условий мирного договора, включая размер подлежащей выплате арабам дани. Одновременно с этим император стягивал войска и флот для помощи последним осаждённым крепостям Египта, в которых греки отчаянно сопротивлялись мусульманам. Но пока шли эти приготовления, арабы завершили начатое дело до конца: 9 апреля 641 г. пала крепость Вавилон в Египте, 13 мая город Никиус, а затем Антинуполь. Причём последние поражения ознаменовались полной деморализацией римских командиров и солдат, панически отступавших при виде арабов, и жестокой резнёй мусульманами местного населения. В Сирии арабский полководец Муавия, благодаря предательству одного иудея, захватил Кесарию Палестинскую. После этого арабы проникли в Киликию, прошли в Капподакию и захватили город Евхаиты 665 . Любые семейные склоки, тем более в августейшей семье, едва ли уместны во время войны. Но всё же в скором времени отношения между Мартиной и императором резко испортились. Святой Константин III очень нуждался в средствах для ведения войны, и тут комит царских щедрот Филагрий, знавший о последних распоряжениях покойного Ираклия Великого, открыл царю тайну, что у патриарха Пирра хранятся деньги для Мартины. Император потребовал от патриарха вернуть их в казну, полагая, что Мартина не нуждается в отдельном обеспечении, и Пирр был вынужден подчиниться царскому приказу 666 . После этого патриарх пал в немилость и был отстранён от дворца. Однако царица люто возненавидела своего пасынка, и вскоре двор разделился на две партии, открыто враждовавшие друг с другом. Исправляя ошибку отца, связанную с изданием «Эктесиса», св. Константин Новый благосклонно принял послание Римского папы Uoahha IV (640–642), в котором тот жаловался на Константинопольских патриархов Сергия и Пирра и горячо защищал папу Гонория. По его мнению, покойный понтифик был православным архиереем, несколько запутавшимся в лексике и неверно понятым на Востоке. Царь не стал вдаваться в эти подробности и просто пообещал апостолику отменить «Эктесис». Однако он не знал, что дни его уже сочтены 667 . Еще с юности император страдал от туберкулёза. Напряжённая атмосфера, довлевшая в царском дворце, ещё более усугубила болезнь св. Константина III. Надеясь найти облегчение от страданий, он оставил столицу и переехал в Халкидон, где имел собственный дворец. Отъезд царя из Константинополя и его болезненное состояние вызвало тревогу в городе, где ходили упорные слухи, будто царь отравлен Мартиной. Верил ли в это сам св. Константин – не известно, но, безусловно, он не доверял мачехе. По совету того же Филагрия император обратился с просьбой к войску (!) обеспечить безопасность своему сыну Ираклию, которому было всего 10 лет. Исполнителем воли императора был назначен знатный армянин Валентин Аршакуни, которому царь передал для выплаты войску в качестве подарка 216 тыс. золотых монет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трудно вообразить себе кишащие массы народа на судах и в портах, скопление солдат и чиновников, повозок и вьючных животных на дорогах. Среди них везде встречались христиане или же готовившиеся принять крещение. Ничто не отличало их от прочих путешественников, разве что сопровождавший их незримый свет. Идя от города к городу, они наблюдали, слушали и в конце концов обретали духовный свет и сердечный покой, подобно Юс- тину или Клименту: вчерашние ученики становились учителями. Другие христиане, подобно Гегезиппу, путешествовали ради того, чтобы больше узнать о церквах в Коринфе или Риме, ознакомиться с их истинными доктринами . Несколько позже Юлий Африканец, родившийся в Эммаусе, потомок ветерана, поселенного там Титом , посетил поочередно Эдессу, Рим и Александрию . Аверкий, епископ Иерополя, в Малой Азии, прибыл в Рим, после чего объехал Восток вплоть до берегов Евфрата . Рим, столица Империи, вскоре ставший и центром Церкви, имел христианскую общину, которую особенно часто посещали единоверцы и контактов с которой особенно добивались. Каждый отправлявшийся в Галлию или Испанию неминуемо проезжал через Рим. Поликарп прибыл туда из Смирны, Валентин — из Египта, Маркион — из Синопа, на Черном море, Эвельпист, ученик Юстина, — из Каппа- докии, Родон — из Азии. Некоторые попадали туда против своей воли, как, например, Игнатий Анти- охийский или как два ученика Юстина, приведенные в качестве рабов и вместе с ним принявшие смерть мучеников за веру . Еретик Гермоген покинул Восток, чтобы обосноваться в Карфагене , Апеллес отправился из Рима в Александрию . Эта христианская миграция развивалась и ширилась. В III веке Ориген отправился из Александрии в Кесарию Палестинскую, а оттуда — в Тир и Сидон, Босру и Антиохию, Кесарию Каппадокийскую, в Афины и Рим. Гостеприимство, античная добродетель, стало и добродетелью христианской. Постоялые дворы На больших дорогах располагались станции для смены лошадей и мулов, постоялые дворы , где можно было переночевать, а также таверны, где подавали еду и напитки. В Деяниях апостолов упоминаются Три Гостиницы  — станция для смены лошадей на дороге из Путеол в Рим, в сорока семи километрах от Вечного города.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранная Господом для свидетельства истинныя веры, мужественно поправшая языческое нечестие и за своя страдания нетленным венцем от Жениха Христа увенчанная, святая мученице Валентино, ныне ублажаем святую память твою. Ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, молися за ны, прославляющих тя и с верою вопиющих: Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Икос 1 Ангельскую чистоту в земном житии своем непорочно сохранила еси, святая мученице Валентино, ныне же в чертозе Жениха Твоего со Ангелы вкупе воспеваеши Богу Трисвятую песнь на небеси. Мы же, чистоту жития твоего девственнаго прославляюще, хвалебное пение приносим ти сице: Радуйся, нескверная и чистая дево. Радуйся, Господу верность сохраньшая. Радуйся, Его паче всего возлюбившая. Радуйся, во благочестии пожившая. Радуйся, тем Христу угодившая. Радуйся, в страсе Божием пребывшая. Радуйся, мир суетный победившая. Радуйся, мучением своим веру во Христа засвидетельствовавшая. Радуйся, жизнь вечную унаследовавшая. Радуйся, в рай Божий всельшаяся. Радуйся, венцем нетленным увенчанная. Радуйся, в Царствие Небесное вшедшая. Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Кондак 2 Видя Господь душу твою силою дивною исполнену, яви тя, достохвальная Валентино, адаманта твердейшу, да мужественно исповедаеши веру истинную во Христа Иисуса вкупе со святыми девами Еннафою и Павлою, воспевая Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разумом своим, просвещенным от Бога, познала еси, святая мученице Валентино, яко идоли не можаху спасти души твоея. Егда же наста час испытания твоего, предана была еси на судище неверных, идеже правитель Фирмилиан в непочитании языческих богов обвини тя. Ты же, приведенная в языческий храм для поклонения идолом, отвергше тыя, камень дерзостно в жертвенник идольский вергла еси, воскликнувши: “Токмо Христос спасе душу мою!” Темже, прославляя велию веру твою, вопием: Радуйся, славная дщерь Кесарии. Радуйся, подвигом своим земное отечество твое прославльшая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-muc...

Некоторые видят в аскетах древности именно таких «пьяниц». Это глубокая неправда, ибо при таком отношении к Богу всегда должна явиться, как и во всяком наслаждении, высочайшая форма самоутверждения, между тем все аскетические писания полны любовью к миру. Всё, что они делали, даже спасение своей души, они делали для Бога и мира. В чём же подлинная сущность аскетизма? Я отвечу на это словом, которое обычно совершенно здесь не ожидают: в любви. Без любви к Богу, к людям и к миру – нельзя быть Антонием. Реальное слияние с Божеством (какое и было у великих подвижников), реальное общение с духовною сущностью мира возможно только путём того мистического состояния, которое называется любовью. Все подвиги аскетов были ради преуспевания в любви; все мотивы, которые ими двигали, были в любви. Они не убивали жизнь, но они заставляли дух освобождаться от власти материальных сил. Они не «пьянели» от Бога, они побеждали все силы своей души и заставляли их служить Богу 745 . Всё полно в аскетизме активностью, как активна христианская любовь. Вся борьба, все подвиги аскетов – во имя достойного служения Богу и людям. Антоний проклял бы «смиренных» официальных монахов. Он проклял бы тот аскетизм, о котором говорит В. В. Розанов . Он первый разрушил бы того идола, который мог бы «опьянять» людей. Он сказал бы: «Я молился о вас, да сподобитесь вы получить Того великого огненного Духа, Которого получил я " … ибо дух тот обитает в правых сердцах. И Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны 746 . И всё это ради мира, ради людей, ради всеобщего спасения, во имя вечной жизни, силой божественной любви! Они проповедовали аскетизм потому, что заглянули в ту беспредельную глубь мира, в которой увидали и поняли силу и смысл греха. Страшные, но великие слова написаны аввой Зосимой Палестинским : «Уничтожь искушения и помыслы – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни» 747 . Напряжённое устремление к Богопознанию, реальное, всё существо наполняющее чувство Его присутствия и Его действенность – жажда любви к Богу, служения Ему, суровое, даже жестокое требование отречься от своего «я», от своей воли и отдаться воле Его – вот те основные черты, которые сближают всех великих представителей аскетического христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Наиболее даровитых своих слушателей он после предуготовительных наук – геометрии, арифметики («энциклопедии» [термин, обозначавший цикл первоначальных общеобразовательных наук – γκκλια παιδεα – Ред.], которая преподавалась и более простым слушателям) «знакомил с различными системами философов и объяснял написанные ими сочинения, делая на каждое из них свои замечания, так что у самих язычников прослыл философом. К Оригену приходили многие учёные мужи и философы, привлекаемые его славой, и слушали его уроки (Euseb. Hist. eccl. VI, 18, 2//PG. T. 20. Col. 561A; р. п.: C. 268). Многие из философов посвящали ему свои сочинения или посылали на рецензию (Euseb. Hist. eccl. VI, 19, 1//PG. T. 20. Col. 561B; р. п.: C. 269). Между прочим, к данному времени относится (ок. 212 г.) знакомство Оригена с Амвросием, богатым и образованным человеком. Его Ориген своими уроками обратил из Валентиновой ереси в Православие (Euseb. Hist, eccl. VI, 18//PG. T. 20. Col. 560B; р. п.: C. 268) и приобрёл в нём неизменного друга и почитателя-мецената. Мирная деятельность Оригена была прервана в 215 г. народным восстанием в Александрии против Каракаллы. Разгневанный император отдал город на разграбление солдатам, запретил в нём пребывание иногородних, закрыл зрелища и философские школы и особенно вооружился против учёных (Dio Cass. 25:23). Ввиду опасности Ориген покинул Александрию и поселился в Кесарии Палестинской (Euseb. Hist. eccl. VI, 19, 16//PG. T. 20. Col. 269A; р. п.: C. 272). Его, по-видимому, сопровождал Амвросий, который как антиохиец потерял право жительства в Александрии. В Кесарии Ориген весьма предупредительно был принят епископом Кесарийским Феоктистом и Иерусалимским епископом Александром, который вместе с ним учился у Климента; друзья позволили Оригену -мирянину произносить в своём присутствии поучения народу (Euseb. Hist. eccl. VI, 8, 6//PG. T. 20. Col. 537A; р. п.: C. 258). Для Восточных Церквей, удержавших многие первохристианские обычаи (ср.: о праве учительства в «Дидахи»), в этом не было ничего соблазнительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

- И вы к этому времени собираетесь все аварийное жилье ликвидировать? - Да! Все то, что выявили на январь 2017-го и - дальше. По крайней мере, миллион человек мы переселим, если нам не будут мешать. Надеюсь, никто и не помешает. - Миллион должны получить новые квартиры - именно по линии Фонда ЖКХ. - Официально пока - 530 тысяч человек. Но на сегодня выходит цифра больше. Полагаю, что мы досрочно сумеем выполнить те задачи, которые поставлены по «аварийке». За два-три года. - Не могу не задать вам вопрос - как председателю Императорского Православного Палестинского общества. Поправка о том, что впервые в нашем Основном Законе появляется понятие Бога. А Бог, Сергей Вадимович, впервые нашей с вами Конституции - Советской, Российской... - В Советской Конституции вместо Бога была партия. А что касается упоминания Бога, это - история нашей страны, я ничего в этом плохого не вижу. Наоборот, я это поддерживаю. Это история нашей страны, православной Руси, которая просуществовала намного больше, чем 70 лет советской власти. Мне, кстати, больше всего нравится и то, что мы вспомнили страну-победителя. ( СССР - во Второй мировой. - А.Г.) А то у нас подзабыли, кто выиграл Вторую мировую-то. - Начали забывать. Не мы, конечно. - А Боженька им, Саша, напомнит через Конституцию. - Надеюсь, что примут нормально? - Конечно. У меня сомнений нет. Проголосуют 22 апреля в день рождения товарища Ленина . - А как вам поправка Валентины Терешковой - о том, что Владимир Путин сможет снова избираться Президентом России? - Она была ожидаема, на мой взгляд. А вообще - президента у нас выбирает не Конституция, а - народ. И в 2024-м право выбора будет у народа. Кого выберет, тот и будет. - Там, кроме Путина, будут же еще кандидатуры. - Ты знаешь, я сейчас внимательно почитал некоторые СМИ... Друзья мои, если вы - сильная оппозиция, умная, конструктивная, с интересными предложениями, - готовьте своего кандидата. Еще четыре года. Вон Борис Николаевич Ельцин победил же тогда всех, выйдя из оппозиции, кстати. Вот вам большой пример. Найдите кандидатуру... Вон в Америке борются пенсионеры между собой и ничего.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/13/a_chto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010