Радуйся, нескверная и чистая дево. Радуйся, Господу верность сохраньшая. Радуйся, Его паче всего возлюбившая. Радуйся, во благочестии пожившая. Радуйся, тем Христу угодившая. Радуйся, в страсе Божием пребывшая. Радуйся, мир суетный победившая. Радуйся, мучением своим веру во Христа засвидетельствовавшая. Радуйся, жизнь вечную унаследовавшая. Радуйся, в рай Божий всельшаяся. Радуйся, венцем нетленным увенчанная. Радуйся, в Царствие Небесное вшедшая. Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Кондак 1 Избранная Господом для свидетельства истинныя веры, мужественно поправшая языческое нечестие и за своя страдания нетленным венцем от Жениха Христа увенчанная, святая мученице Валентино, ныне ублажаем святую память твою. Ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, молися за ны, прославляющих тя и с верою вопиющих: Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Молитва мученице Валентине О, многострадальная и премудрая мученице Христова Валентино! Ныне почитающе святую память твою, к тебе мы, грешнии и недостойнии, усердно прибегаем и во умилении сердец наших молимся. Ты паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса Христа возлюбила еси и Тому чрез все житие верно последовала еси, Божественною благодатию душу свою питающи. Испроси убо и нам благодать просвещающую нас, да ею осеняеми, в вере и благочестии, в подвизех целомудрия и любви преуспевати будем и Христу в ближних Его служити неленостно потщимся. Моли убо Спаса нашего да сподобит и нас странствие наше земное непреткновенно совершити, и в мире и покаянии житие наше скончати, да тако на земли поживше, вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо с тобою и со всеми святыми вкупе восхвалим Троицу Единосущную и Нераздельную, и воспоем Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815).

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-muc...

Здесь, посещая Святую Землю, в 1933 году остановились две англиканские монахини – Стелла-Мария Робинсон и Катрин-Франсес Спрот. Они ничего не знали ни о России, ни о Православии. Сестра Валентина, духовными руководителями которой были старец Аристоклий Афонский и оптинский старец Анатолий (Потапов), а духовным отцом - епископ Московский Арсений (Жадановский), однажды довольно долго беседовала с англичанками о России, рассказывала свои воспоминания о личном общении с Великой княгиней Елизаветой, которая, когда-то увидев девочку среди других детей, сказала о ней: «Валентина будет моя». У сестры Стеллы была небольшая брошюра о Великой княгине Елизавете Федоровне, приобретенная ею перед самым отъездом из Англии. Узнав, что останки убиенной покоятся под храмом св. Марии Магдалины, обе монахини стали посещать богослужения в этой церкви. Жизнь и мученическая смерть святой послужили тому внутреннему духовному преображению англиканских монахинь, в результате которого они решили принять Православие и монашеский постриг по православному чину, что и произошло в 1934 году. Два года спустя сестра Стелла, получившая в постриге имя Мария, была возведена в сан игуменьи Вифанско-Гефсиманской общины. На пожертвования своих родственников она построила в Вифании школу-интернат для православных девочек из арабских и русских семей, открыла иконописную школу и ткацкую мастерскую для слепых девушек, построила медицинскую амбулаторию для местного населения. Директором школы-интерната стала бывшая выпускница Смольного института Ольга Алеева. В воспитании детей ей помогал опытный педагог сестра Ольга, племянница профессора Мечникова. Английский язык преподавал специально приехавший из Индии в Иерусалим православный англичанин архимандрит Лазарь (Мур). Изначально община, собираемая игуменьей Марией, была многонациональной. В ней молились и трудились палестинские девушки, русские эмигрантки и монахини из Европы. Из сестер Вифанской общины вышли такие игуменьи, как матушка Тамара, в миру Великая княгиня Татьяна Константиновна, дочь Великого князя, поэта Константина Константиновича Романова.

http://pravoslavie.ru/5260.html

Кроме парадных портретов в полный рост существовали также поясные портреты государя. На них, как правило, Н. А. также представлен в военной форме, но художники старались передать личность императора. Среди самых известных - портрет Н. А. с орденом св. Владимира худож. Г. Г. Манизера (1905, ГИМ). Кисти Галкина принадлежит поясной портрет Н. А. в овале в белом мундире с золотыми эполетами и голубой георгиевской лентой (1896, ГИМ). Авторские повторения этого портрета, а также многочисленные копии находились во мн. присутственных местах. Часто встречавшимся изображением был и поясной овальный портрет государя в алом мундире лейб-гвардии Гусарского полка, выполненный Н. Г. Шильдером (написан в 1896, имел многочисленные повторения, напр. на Александровском подворье Имп. Палестинского об-ва в Иерусалиме, в частной коллекции). Еще более личным и камерным характером отличаются погрудные портреты Н. А., напр. овальные портреты работы Липгарта (1897), А. В. Жерве (1898), Ж. Беккера (1898), А. В. Маковского (1903, парный с портретом Александры Феодоровны, все - частные собрания). О том, что Н. А. позировал художникам, император упоминает в дневнике 2 апр. 1898 г.: «После завтрака нас совсем одолели художники для разных картин - французы Бэккер и Жервекс и старый знакомый Туксен» (Дневники имп. Николая II (1894-1918). М., 2011. Т. 1. С. 401). На рубеже XIX и XX вв. 3 портрета Н. А. выполнил Серов. В 1899 г. был закончен портрет императора в красном мундире Королевского шотландского 2-го драгунского полка (Музей Королевского шотландского полка, Эдинбург, Великобритания; Н. А. был шефом полка с 1896 и заказал портрет для подопечных военных). Именно этот портрет упоминает Серов в письме И. С. Остроухову от 25 дек. 1899 г. (Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Л., 1985. Т. 1. С. 271-272). Полотно было закончено раньше портрета Н. А. в форме офицера Преображенского полка, что видно из письма Серова жене от 19 февр. 1900 г. (Там же. С. 279). Портрет в тужурке был оплачен художнику в июле 1900 г. (Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. 1971. Т. 2. С. 510). А. П. Остроумова-Лебедева писала о впечатлениях от «шотландского» портрета: «В ярко-красной форме (английской) с черной папахой в руках, на фоне черноватых листьев; прямо великолепно» ( Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки, 1900-1916. Л.; М., 1945. С. 32). Портрет отправили в Великобританию, но присылали в С.-Петербург на 5-ю выставку «Мира искусств» в 1903 г. и на Осенний салон в Париже в 1906 г.; в рецензии его назвали «одним из лучших портретов Его Величества» ( Карелин А. 5-я выставка картин журнала «Мир искусства»//Знамя. 1903. 42. 14 февр.).

http://pravenc.ru/text/2566092.html

Остававшиеся в живых потом­ки Феодосия все были женщинами – его внучка Евдоксия, вдова Валентиниана III, томилась вместе со своими дочерьми в афри­канском плену у вандальского короля Гензериха. Ее мать Евдо­кия, пребывая на Святой Земле, достигла уже по тем временам преклонных лет, к тому же в глазах православных диафизитов она скомпрометировала себя участием в мятеже палестинских моно­физитов. Вдова Феодосия Малого, она по рождению не принад­лежала к правящей династии и о верховной власти не помышля­ла. Самым влиятельным сановником в Константинополе в 457 г., как и в предшествующее правление, был магистр армии консулярий и патриций Флавий Ардавур Аспар, алан по отцу и гот по матери, но как арианин, он не мог быть признан императором ни Церковью, ни сенатом, ни народом, верховная власть ему могла достаться лишь в результате кровавого насилия, сопряженного с риском потерять все, включая жизнь – свою, близких родствен­ников, а также составлявшего его опору остготского и аланского по происхождению офицерского корпуса. Но не желая вовсе рас­ставаться с властью, он решил поставить императором генерала, которому доверял. Его выбор пал на романизованного фракийца из племени бессов Льва – в ту пору он имел сан комита и чин военного трибуна. В «Книге церемоний», составленной Константином Порфирогенетом, приведены отрывки из написанного Петром Патрикием, который в правление Юстиниана Великого занимал долж­ность магистра оффиций, трактата «О гражданском устройстве», и в одном из них описан чин поставления императора Льва, совер­шенный 27 января 457 г. После его избрания в сенате, которое, разумеется, было лишь формальностью, поскольку сенаторы дав­но уже, еще со времен принципата, своим выбором дублирова­ли решение, которое принималось военной верхушкой, состо­ялась торжественная церемония в военном лагере в пригороде Константинополя Евдоме, где находился также один из импера­торских дворцов. Там собрались офицеры и солдаты дворцовых схол – своего рода лейб-гвардии – и армейских частей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Иеромонах Ферапонт (Широков), магистр богословия и старший преподаватель Вологодской духовной семинарии, в своей статье рассказывает об основных этапах становления духовного образования в Вологодской епархии в первой половине XVIII в. Сотрудник библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии Андрей Валентинович Полетаев представляет в своей работе материалы по книжной археографии кирилловской традиции. Его статья знакомит читателей со старопечатными книгами из собрания Екатеринбургской духовной семинарии. Она содержит научное описание 14 старопечатных книг XVII–XVIII вв. Следующая статья — кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института восточных рукописей РАН Александра Гавриловича Грушевого. Ученый обратил внимание на то, что многие важные события из истории Императорского православного палестинского общества фактически остаются вне поля зрения исследователей, несмотря на доступность источников. Одно из таких событий, а именно угроза закрытия школ Общества в Сирии в 1909 г. вследствие финансового кризиса 1905–1908 гг., рассматривается автором в настоящей статье. Далее в статье кандидата исторических наук, доцента и заведующего Сектором археографии и источниковедения Института истории СО РАН Станислава Геннадьевича Петрова рассмотрен неизвестный ранее исторический источник, посвященный особенностям богослужения одного из лидеров обновленческого раскола в Православной Российской Церкви еп. Антонина (Грановского). Работа стала продолжением уже сданной в печать статьи, в которой освещается богослужебная практика обновленческого архиерея, подробно изложенная в отправленном Патриарху Московскому Тихону докладе духовенства и монашествующих Московского Страстного монастыря. Завершает раздел исследований статья Оксаны Евгеньевны Шелудяковой, доктора искусствоведения, профессора Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского и заведующей Регентским отделением Екатеринбургской духовной семинарии. В статье рассматриваются проблемы современного церковно-певческого образования на различных его ступенях, анализируется соответствующий опыт Екатеринбургской митрополии.

http://sedmitza.ru/text/10064407.html

16-е Св. священномученика Афиногена и десяти учеников его Пидахфоя (ныне село Петахтун, в 50 верстах от Севастии, ныне Сиваш) – город митрополии Севастийской, где епископствовал Афиноген. Страдал вместе с десятью учениками своими в Севастии, в 311 году, при Максимине 2-м, императоре. Судия сначала велел обнажить десять учеников, повесить, жестоко бить и строгать железными гребнями, потом обезглавить. После того жестоко бичевали епископа, и наконец судья приговорил его к смерти. Афиноген просил судью исполнить казнь в Пидахфое, местопребывании и отечестве его. Судья снизошёл на эту просьбу. Когда святого исповедника вели к его городу, то он пел псалмы и песнь «Свете тихий» (о которой это есть самое древнее упоминание). Афиноген был обезглавлен в своём жилище, и верующие на том же месте похоронили тело его. Составитель «Истории Трапезунда и окрестной страны» (изд. в Константинополе в 1870 году на Греч. языке) говорит, что «в притворе (ες τν νρϑηα) древней церкви, теперь мечети, существует надпись: νϑδε εται ϑηνογνης – то есть: здесь покоится Афиноген». Свв. мучч. Павла и с ним двух сестёр Алевтины или Валентины и Феи или Хионии В 308 г. в царствование Максимиана многие христиане Фиваиды осуждены были на тяжёлые работы за исповедание Христа. Из них присланы были в Кесарию Палестинскую к префекту Фирмилиану из Палестинских каменоломень 97 исповедников, вместе с жёнами и новорождёнными младенцами. Префект велел раскалённым железом прижечь им сгибы и жилы левой ноги, а ножом извлечь сначала правый глаз вместе с оболочками и зрачком, а потом через прижигание уничтожить его в самом корне. Между исповедниками-Египтянами были две девы – Фея (Хиония) и Алевтина (Валентина) и неустрашимый Павел. Девы после страшных истязаний были сожжены, а Павел приговорён к смерти. Он молился на месте казни за все народы христианские о даровании им мира, за обращение Иудеев, Самарян и всех язычников, за толпу народа, окружавшего его, за императора и судью, и всех правителей, и за палача; молился о том, чтобы Господь не вменил согрешения мучителей в отношении к нему, и после молитвы сам преклонил обнажённую шею под меч палача. Вскоре за этим приведены были из Египта и Кесарии 130 исповедников и, потерпев истязания, были сосланы частью в Палестинские, частью в Киликийские рудники 217 . Св. мученицы Иулии девицы

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

731 Очевидно, петербургские связи на сей раз подействовали. По ходатайству епископа Кирилла, указом Св. Синода от 14 апреля 1861 г. Вениамин был определен штатным членом Миссии и получил золотой миссионерский наперсный крест. 732 Об Аврааме Сергеевиче Норове см. выше, примеч. 108 к документу 59. Норов познакомился с Вениамином во время второго своего путешествия в Палестину в 1861 г. В письме упоминается также жена Норова, Варвара Егоровна (1814–1860), об упокоении души которой он просит молиться. 733 О иеромонахе Христофоре, члене Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, см. выше, примеч. 141 к документу 73. 736 Эберн Александра Иосифовна (1805–1870; в монашестве Магдалина – с 1867 г.). См. о ней выше, примеч. 214 к документу 152. 737 Фабрика серебряных изделий Сазиковых – одна из старейших ювелирных фирм России. Основатель фирмы – купец третьей гильдии Павел Федорович Сазиков, с 1793 г. хозяин небольшой мастерской в Москве, которая несколько десятилетий спустя превратилась в обширное предприятие с филиалом в Петербурге. В 1842 г. был открыто петербургское отделение сазиковской. После Павла Федоровича дело продолжил его сын выдающийся ювелир Игнатий Павлович (1793–1868) и внуки Валентин (1830–1877) и Павел (1815–1856). 738 Потемкина Татьяна Борисовна (урожденная княжна Голицына; 1797–1869), статс-дама, благотворительница – влиятельная представительница неформальных петербургских придворных и церковных сфер, способствовавшая решению тех или иных церковно-политических, в том числе кадровых, вопросов. С 1827 г. до самой смерти – председательница С.-Петербургского Дамского попечительного о тюрьмах комитета. Ее домовая церковь в Петербурге была «сборной крещальной» для иноверцев (более тысячи евреев и инославных были обращены ею в православие). Содействовала развитию православных духовных миссий в России и за рубежом. Делала щедрые пожертвования на церкви и монастыри, на свои средства восстановила в 1844 г. Святогорскую обитель в Харьковской губ. Ее участие в делах русского присутствия на Православном Востоке высоко ценили А.Н. Муравьев, А.С. Норов , архимандрит Порфирий (Успенский) . Когда в Петербурге возник Палестинский Комитет (1859), а затем Палестинская Комиссия (1864), религиозным центром кружка, связанного с этими организациями, была Т.Б. Потемкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Напротив, 2-е столетие во всех отношениях, и в доказательстве истины и в развитии заблуждения, как в отношении к апостолам, так и в отношении к ересиархам апостольского времени, показывает себя второстепенным. Считать второстепенное первоначальным и первоначальное второстепенным, может только упорное пристрастие к своей предзанятой мысли. 95 Действительное различие приготовления Павла к делу апостольства у язычников и всей его внутренней и внешней деятельности от приготовлений и образа деятельности палестинских апостолов указано, между прочим, Деличем (Delitzsch) во введении к посланию к Римлянам в Zeitschrift f. d luth. Th. 1849. 11. 4. s. 605 ff. 97 Cp. Gundert Ueber den 1 Br. des Clemens Boman. in der Zeitschr. f. d. luth. theol. 1853. H. 4. и 1854. H. 1. 3. 98 Может быть Евангелие от Иоанна или какое-либо из посланий Павла в некоторых выражениях, мыслях, оборотах, совпадают с гностическими или другими сектантскими системами 2-го столетия. Но вопрос в том, Евангелие ли от Иоанна и послания к Ефесеям, Филипписеям, Колоссаям и др. заимствовали это из монтанства, валентинианства и др., или монтанство и валентинианство заимствовали это у Иоанна и Павла? Кто умеет различать признаки оригинального и заимствованного, тот не затруднится в ответе. 99 Именно, несомненно подлинное первое послание Климента Римского представляет яснейшее доказательство, что совершенно ложно мнение (которое необходимо по воззрению новой школы) будто в Римской Церкви еще 100 лет спустя после смерти Павла преобладал евионитизм. 100 Если новозаветные писания не подлинны и исторически недостоверны при таком облаке свидетелей: какой церковный писатель должен быть признан достоверным? Если эта разрушительная критика отвергла Писания Павла, Петра, Иоанна, как она оставит сочинения приписываемые Игнатию, Иринею, Клименту, Оригену , Евсевию? Если же писания указанных писателей не должны иметь значения, как скоро отвергнуты писания Павла, Петра, Иоанна: то на чем будет основываться все историческое знание, которое мнит уничтожить Павла, Петра, Иоанна?.. Читать далее Источник: Введение в Новозаветные книги Священного Писания/[Проф. Галльск. ун-та Гэрике Г.Э.] ; Пер. с нем. под ред. архим. Михаила. Половина. - Москва : В Синод. тип., 1869./1-я половина. - XII, 257 с.; 2-я половина. - IV, 311 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Для большей плодотворности трудов по истолкованию Священного Писания и по преподаванию богословия, Ориген изучил еврейский язык и познакомился более основательно с греческой философией. Он слушал философию Платона у философа Аммония Сакка. Упражнения его в философии, беседы и диспуты с еретиками послужили поводом к нареканиям и стали источником его огорчений, особенно когда еретики лукаво пускали в оборот записи о его диспутах, остававшиеся большей частью непроверенными им. Но ободрением для него служило то, что некоторые из еретиков и язычников приходили к истине. Таковым был, например, Амвросий со своей семьей, оставивший гностика Валентина и ставший преданнейшим учеником, последователем и помощником Оригена , иждивением которого последний смог издать многие свои труды. Амвросий приставил к Оригену семь тахиграфов (стенографов), посменно писавших под его диктовку; многочисленные переписчики и каллиграфистки перебеливали и размножали сочинения Оригена. Во время гонений на Александрийскую Церковь при императоре Каракалле (216 г.) верующие понудили Оригена удалиться в Палестину, где два преданные епископа, Александр Иерусалимский (ученик Климента Римского ) и Феоктист Кесарийский, дали ему почетное убежище. По их настоянию Ориген , будучи еще мирянином, изъяснял Священное Писание пред многолюдными собраниями верующих в храмах. За это он подвергся сильному порицанию от епископа Димитрия Александрийского, заставившего его вернуться в Александрию. По приглашению Юлии Маммии, матери императора Александра Севера, Ориген посетил ее в Антиохии и дал ей начальное наставление в Христианстве. В 228 году Ориген был вызван по церковным делам в Грецию и проездом через Палестину в 230 году принял в Кесарии рукоположение во пресвитера от упоминавшихся выше епископов Александра и Феоктиста. Еп. Димитрий Александрийский в связи с этим сильно обиделся, так как рукоположение было совершено без его согласия. И тогда он на двух местных Соборах осудил Оригена и объявил его недостойным звания учителя, исключенным из клира Александрийской Церкви и лишенным пресвитерского сана (231 г.). Сообщив этот приговор через Окружное послание прочим Церквам, еп. Димитрий получил согласие многих, кроме палестинских, финикийских, аравийских и ахайских Церквей. Акты египетских Соборов, осудивших Оригена, не сохранились. По существующим же свидетельствам основаниями приговора, кроме прежней вины «проповедания мирянина в присутствии епископов» и сомнительного факта самоизувечения, служили принятие рукоположения от иерархов других Церквей и некоторые неправославные мнения обвиняемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Ориген нашел прибежище в Кесарии Палестинской и там по просьбе епископов Кесарийского Феоктиста и Иерусалим­ского Александра беседовал с народом, изъясняя ему Священное Писание . Это обстоятельство вызвало неудовольствие еписко­па Александрийского Димитрия, который укорял своих собра­тий в направленном им послании в том, что они дозволили проповедовать мирянину в присутствии епископов, назвав это делом неслыханным. В ответном послании Александр и Феок­тист писали: «Зачем он говорит явную неправду? Где найдутся люди, способные принести пользу братьям, оттуда и приглаша­ют их святые епископы проповедовать народу; так делали на­ши блаженные братья: в Ларанде Эвелпист пригласил Неона; в Иконии – Цельс Павлина; в Синнаде – Аттик Феодора, – вероятно так поступали и в других местах только мы этого не знаем» (Евсевий, цит. изд., с. 217). Это был первый известный документально конфликт между Димитрием Александрийским и Оригеном , который однако не помешал Оригену по возвраще­нии в Александрию продолжать преподавание в Огласительном училище. В 226 г. Ориген выезжал из родного города в Антио­хию для беседы с покровительствовавшей христианам матерью императора Александра Севера Мамеей. Между тем, в жизни Оригена произошла значительная пере­мена вследствие обращения им из гностической Валентиниановой ереси в православие состоятельного александрийца Амвросия. Благодаря нему Ориген принялся за основательное научно-текс­тологическое и экзегетическое исследование Писаний. «Амвро­сий, – по словам Евсевия, – не только настоятельно убеждал и уговаривал его взяться за эту работу, но и щедро предоставлял все необходимое для этих занятий. Более семи скорописцев пи­сали под его диктовку, сменяясь по очереди через определенное время; не меньше было переписчиков и красиво писавших деву­шек» (Евсевий, цит. изд., с. 220). Около 231 г. Ориген отправился по церковным делам в Эл­ладу, и остановившись на пути в эту страну в Кесарии Палестин­ской, он был там рукоположен епископом Феоктистом в пресви­теры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010