Люцифер Каларийский.    Люцифер, епископ Каларийский, Панкратий и Иларий, священники Римской церкви, были отправлены епископом Либерием к императору Констанцию послами. Когда Люцифер отказался осуждать веру Никейскую, как об этом пишет Афанасий, он был снова отправлен в Палестину, проявив при этом удивительную твердость и решимость принять мученичество. Он написал книгу против императора Констанция, которому и послал ее для прочтения. Вскоре после этого он вернулся в Каларию при императоре Юлиане. Умер при Валентиниане. Евсевий из Сардинии.    Евсевий, уроженец Сардинии, сначала причетник в Риме, а затем епископ в городе Верчелли. За веру в Христа был сослан императором Констанцием в Скифополис и затем в Каппадокию. Вернулся в церковь при императоре Юлиане и обнародовал комментарии Евсевия Кесарийского к псалмам, которые он перевел с греческого на латинский. Умер в годы правления Валентиниана и Валента. Фортунатиан.    Епископ Аквилеи Фортунатиан, африканец по рождению, в царствование Констанция составил краткие комментарии к Евангелиям, разбитые на главы и написанные простым стилем. Фор- тунатиан является объектом всеобщей неприязни, потому что, когда Либерии, епископ Римский, был отправлен в ссылку за веру, Фортунатиан настойчиво убеждал его присоединиться к ереси. Акакий.    Акакий, слепой на один глаз и прозванный поэтому Одноглазым, епископ церкви в Кесарии Палестинской, написал семнадцать книг об Екклесиасте и шесть на разные темы, кроме того, множество трактатов по различным вопросам. Он был столь влиятелен при императоре Констанции, что сделал епископом Рима Феликса, занявшего место Либерия. Серапион.    Серапион, епископ Тмуитский, который вследствие своей гениальности удостоился прозвища Схоласт, был близким другом монаха Антония. Опубликовал превосходную книгу против учения манихеев, а также книгу «О надписаниях псалмов» и «Полезные послания к разным лицам». При императоре Констанции был известен как исповедник. Главы 100—135 Иларий.    Иларий, епископ Пуатье в Аквитании, был изгнан во Фригию синодом Безьера. Написал двенадцать книг против ариан, книгу «О Соборе» для галльских епископов, а также комментарии к псалмам: 1-му, 2-му, с 51-го до 62-го и со 118-го до конца книги. В этой работе он подражал Оригену, но добавил и новый материал. Небольшую книгу, адресованную Констанцию, он подарил императору во время его пребывания в Константинополе, еще одну книгу «О Констанции» он написал после смерти последнего. Сохранились его работы: «Против Валента и Урсация», содержащая историю Аримианского и Селевкийского Соборов, «Послание к префекту Салюсту, или Против Диоскура», а также книга гимнов и мистерий, комментарии к Матфею, еще одна небольшая изящная работа «Против Авксентия» и послания разным людям. Говорят, он писал о Песни Песней, но эта работа нам неизвестна. Умер в Пуатье в царствование Валентиниана и Валента.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Люцифер Каларийский. Люцифер, епископ Каларийский, Панкратий и Иларий, священники Римской церкви, были отправлены епископом Либерием к императору Констанцию послами. Когда Люцифер отказался осуждать веру Никейскую, как об этом пишет Афанасий, он был снова отправлен в Палестину, проявив при этом удивительную твердость и решимость принять мученичество. Он написал книгу против императора Констанция, которому и послал ее для прочтения. Вскоре после этого он вернулся в Каларию при императоре Юлиане. Умер при Валентиниане. Евсевий из Сардинии. Евсевий, уроженец Сардинии, сначала причетник в Риме, а затем епископ в городе Верчелли. За веру в Христа был сослан императором Констанцием в Скифополис и затем в Каппадокию. Вернулся в церковь при императоре Юлиане и обнародовал комментарии Евсевия Кесарийского к псалмам, которые он перевел с греческого на латинский. Умер в годы правления Валентиниана и Валента. Фортунатиан. Епископ Аквилеи Фортунатиан, африканец по рождению, в царствование Констанция составил краткие комментарии к Евангелиям, разбитые на главы и написанные простым стилем. Фор- тунатиан является объектом всеобщей неприязни, потому что, когда Либерии, епископ Римский, был отправлен в ссылку за веру, Фортунатиан настойчиво убеждал его присоединиться к ереси. Акакий. Акакий, слепой на один глаз и прозванный поэтому Одноглазым, епископ церкви в Кесарии Палестинской, написал семнадцать книг об Екклесиасте и шесть на разные темы, кроме того, множество трактатов по различным вопросам. Он был столь влиятелен при императоре Констанции, что сделал епископом Рима Феликса, занявшего место Либерия. Серапион. Серапион, епископ Тмуитский, который вследствие своей гениальности удостоился прозвища Схоласт, был близким другом монаха Антония. Опубликовал превосходную книгу против учения манихеев, а также книгу «О надписаниях псалмов» и «Полезные послания к разным лицам». При императоре Констанции был известен как исповедник. Главы 100—135 Иларий. Иларий, епископ Пуатье в Аквитании, был изгнан во Фригию синодом Безьера. Написал двенадцать книг против ариан, книгу «О Соборе» для галльских епископов, а также комментарии к псалмам: 1-му, 2-му, с 51-го до 62-го и со 118-го до конца книги. В этой работе он подражал Оригену, но добавил и новый материал. Небольшую книгу, адресованную Констанцию, он подарил императору во время его пребывания в Константинополе, еще одну книгу «О Констанции» он написал после смерти последнего. Сохранились его работы: «Против Валента и Урсация», содержащая историю Аримианского и Селевкийского Соборов, «Послание к префекту Салюсту, или Против Диоскура», а также книга гимнов и мистерий, комментарии к Матфею, еще одна небольшая изящная работа «Против Авксентия» и послания разным людям. Говорят, он писал о Песни Песней, но эта работа нам неизвестна. Умер в Пуатье в царствование Валентиниана и Валента.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕННАФА, ВАЛЕНТИНА И ПАВЛА [греч. Ενναθ, Οαλεντνη (Γαλεντνα), Παλη] († 308), мученицы Кесарие-Палестинские (пам. 10 февр.). Е. была родом из Газы , В.- из предместья Кесарии Палестинской. Обе пострадали при имп. Галерии (305-311) по приказу правителя Фирмилиана за исповедание христианства и отказ принести жертву языческим богам. После различных пыток мученицы были обезглавлены. Согласно тексту Мученичества, такая же судьба постигла и П., однако, по всей видимости, здесь имеет место ошибка. Проложные и синаксарные сказания о Е., В. и П. восходят к 8-й гл. соч. «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского, где наряду с Е. и В. значится мч. Павел. Как отмечал еще архиеп. Сергий (Спасский) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 65), в слав. памятниках рус. происхождения жен. имя Павла появляется ошибочно вместо муж. Павел, к-рое стоит в греч. как рукописных, так и совр. печатных синаксарях и Минеях. Впрочем, данная ошибка, вкравшаяся по вине переписчика, повторяется и в нек-рых визант. синаксарях, напр. в Петровом 1249 г. (Там же. Т. 2. С. 39). Дата памяти Е., В. и П., принятая в РПЦ, восходит к слав. проложной заметке из ВМЧ митр. Макария, откуда она была заимствована свт. Димитрием Ростовским. В ряде визант. синаксарей память Е., В. и П. закреплена за 15, 16 или 18 июля (напр., в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) - под 15 июля; в синаксарях семейства B (по классификации И. Делеэ) - под 16 июля), в других синаксарях приводится 2 даты празднования - февральская и июльская. Дата 18 июля закрепилась в печатных греч. Минеях. Февральское и июльское сказания немного различаются между собой; это объясняется тем, что составители Мученичества для 10 февр. и для 15 (16, 18) июля по-разному группировали почерпнутый из сочинения Евсевия материал. В июльских сказаниях, следующих тексту Евсевия, перед рассказом о Е., В. и П. идет преамбула о егип. мучениках - христианах, доставленных в Палестину, где каждому из них по приказу правителя Фирмилиана в г. Диокесария отрезали левую ногу и выкололи правый глаз. Некоторые детали этого рассказа были перенесены в следующее за ним Мученичество Е., В. и П.

http://pravenc.ru/text/189975.html

11 июля 2013 года на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в городе Санкт-Петербурге состоялась установка памятной доски, посвященной Василию Николаевичу Хитрово . На торжественной церемонии присутствовали: руководители фонда «Возрождение культурного наследия», вице-предводитель Российского Дворянского Собрания, действительный член ИППО Александр Юрьевич Королев-Перелешин, краеведы города, представители СМИ, Санкт-Петербургского отделения Российского Красного Креста, различных патриотических и общественных организаций, братия обители. На просьбу фонда откликнулся и принял участие в мероприятии детско-юношеский хор имени « Иоанна Дамаскина » под управлением Ирины Валентиновны Болдышевой. Уже 20 лет этот уникальный коллектив совершает свое радостное и нужное служение. Он организован и работает при Владимирском соборе города Санкт-Петербурга. Все присутствующие горячо помолились об упокоении раба Божьего Василия. Литию на могиле В.Н. Хитрово совершил руководитель паломнической службы Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры иеромонах Антоний (Простихин). По завершении литии иеромонах Антоний и все присутствующие трижды пропели «Вечная память». В своей проповеди отец Антоний рассказал о связи Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и Дома Романовых, истории Императорского Православного Палестинского Общества, особо обратив внимание на личность Великого князя Сергея Александровича, первого председателя Общества. Отец Антоний отметил, что Его Высочество сделал очень много для Святой Земли и погиб за свои христианские убеждения. Хор « Иоанна Дамаскина » под управлением Ирины Валентиновны Болдышевой исполнил два песнопения, посвященных Великому князю Сергею Александровичу и Святой Земле, а также Пасхальный тропарь на греческом языке. В ходе общения руководителей фонда «Возрождение культурного наследия» с известным Санкт-Петербургским краеведом Татьяной Иннокентьевной Ганф удалось установить несколько крайне важных обстоятельств, связанных с захоронением Василия Николаевича Хитрово .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Первой жертвой народного ослепления стала Палестина. Ситуация там взорвалась сразу после IV Вселенского Собора пото­му, что предстоятель Иерусалимской церкви Ювеналий до это­го Собора воспринимался монофизитами как единомышленник Диоскора, он был своего рода вице-председателем на разбойни­чьем соборе в Эфесе, он участвовал в осуждении ненавистного монофизитам Флавиана Константинопольского. Поэтому присут­ствие его на Соборе в Халкидоне, его подпись под анафематствованием Диоскора расценены были не только в Египте, но и в его собственной церкви противниками Халкидона как предательство. Монах египетского происхождения Феодосий, присутствовавший на Соборе в Халкидоне, утверждал, что Собор принял несторианскую ересь, и поднял восстание, во главе которого, по словам Ф.И. Успенского, «стояло до 10 тысяч палестинских монахов» 915 . Мятежный монах, как рассказывает Феофан Исповедник , «своими скверными руками варварским образом присвоил свя­щеннодейственную власть... и рукополагал в городе новых епи­скопов, когда настоящие епископы не возвратились еще с Собо­ра. Он выгнал из города Авериана, епископа Скифопольского... некоторых мучил, иных лишил имения, дома других предал огню, так что казалось, город только что взят варварами. Сверх того он умертвил Афанасия, диакона храма Святой Анастасии, кото­рый порицал и обличал его безбожие; тело сего святого приказал влачить по городу и потом отдать псам на съедение. Домн, епи­скоп Антиохийский, равно и Ювеналий Иерусалимский, бежа­ли от него в пустыню. Целых двадцать месяцев занимал Иеруса­лимский престол погибельный Феодосий» 916 . Денежную помощь мятежникам оказала жившая в Иеруса­лиме вдова императора Феодосия Евдокия, вероятно из непри­язни к покровительнице диафизитов святой Пульхерии. Евдокия открыто заявила о своем несогласии с Халкидонским оросом. В разгар мятежа к августе Евдокии обратились ее дочь Евдоксия вместе с мужем Валентинианом, а также епископ Римский Лев Великий , умоляя ее принять Халкидонский орос и не поддержи­вать бунтовщиков, и, по словам Ш. Диля, «в конце концов она уступила уговорам римского первосвященника, и, чтобы заслу­жить Небесное Царство, какое он ей обещал, она употребила все оставшееся у нее влияние, чтоб умиротворить поднявшихся про­тив своего епископа палестинских монахов и привести к халкидонской вере раскаявшихся еретиков» 917 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Первой жертвой народного ослепления стала Палестина. Ситуация там взорвалась сразу после IV Вселенского Собора, потому что предстоятель Иерусалимской Церкви Ювеналий до этого Собора воспринимался монофизитами как единомышленник Диоскора: он был своего рода вице-председателем на «разбойничьем соборе» в Эфесе, он участвовал в осуждении ненавистного монофизитам Флавиана Константинопольского. Поэтому присутствие его на Соборе в Халкидоне, его подпись под анафематствованием Диоскора расценены были не только в Египте, но и в его Церкви противниками Халкидона как предательство. Монах египетского происхождения Феодосий, присутствовавший на Соборе в Халкидоне, утверждал, что Собор принял несторианскую ересь; он поднял восстание, во главе которого, как пишет Ф.И. Успенский, «стояло до 10 тысяч палестинских монахов» . Денежную помощь им оказала жившая в Иерусалиме вдова императора Феодосия Евдокия, вероятно, из неприязни к покровительнице диафизитов святой Пульхерии. Евдокия открыто заявила о своем несогласии с Халкидонским оросом. Мятежный монах, как рассказывает Феофан Исповедник, «своими скверными руками варварским образом присвоил священнодейственную власть… и рукополагал в городе новых епископов, когда настоящие епископы не возвратились еще с Собора. Он выгнал из города Авериана, епископа Скифопольского… некоторых мучил, иных лишил имения, дома других предал огню, так что, казалось, город только что взят варварами. Сверх того, он умертвил Афанасия, диакона храма святой Анастасии, который порицал и обличал его безбожие; тело сего святого приказал влачить по городу и потом отдать псам на съедение. Домн, епископ Антиохийский, равно и Ювеналий Иерусалимский, бежали от него в пустыню. Целых двадцать месяцев занимал Иерусалимский престол погибельный Феодосий» . В разгар мятежа к августе Евдокии обратились ее дочь Евдоксия и зять Валентиниан, а также епископ Римский Лев Великий, умоляя ее принять Халкидонский орос и не поддерживать бунтовщиков, и, по словам Ш. Диля, «в конце концов она уступила уговорам римского первосвященника, и, чтобы заслужить Небесное Царство, какое он ей обещал, она употребила все оставшееся у нее влияние, чтоб умиротворить поднявшихся против своего епископа палестинских монахов и привести к халкидонской вере раскаявшихся еретиков» . После подавления мятежа, достигнутого относительно малой кровью, поскольку значительная часть монахов прислушалась к голосу Евдокии и возвратилась в лоно кафолической Церкви, Феодосий бежал от преследования на Синайскую гору, где и нашел укрытие; незаконно рукоположенные мятежниками епископы и клирики были низложены, а на Иерусалимскую кафедру был возвращен святитель Ювеналий, занимавший ее еще в течение нескольких лет – до свой кончины в 458 году. Его преемником стал Анастасий I, носивший уже патриарший титул.

http://pravoslavie.ru/55203.html

Мнение Диоскора, показавшееся чудовищным по своей несправедливости диакону римской церкви Иларию, нашло поддержку прежде всего в Ювеналии. Соборные акты говорят: Ювеналий Иерусалимский сказал: Флавиан и Евсевий показали себя чуждыми священнического и епископского сана, когда покусились нечто прибавить или убавить в Святой вере, изложенной Св. Никейским собором и утвержденной Св. вселенским собором, некогда собиравшимся здесь, в Ефесе. Таким образом дерзающие нечто прибавлять или убавлять в вере, а особенно произведшие такое смущение отчуждаются от священства. Поэтому и я определяю, согласно со Св. и вселенским собором и со святым и боголюбезнейшим архиеп. Диоскором, отчуждая их от епископского достоинства. 463 Участвовал ли архиеп. Ювеналий в тех физических насилиях, какие были произведены Диоскором, Варсумой и др. над Св. Флавианом, – неизвестно. Вернее всего, что не участвовал: действия Диоскора по отношению к архиеп. Флавиану объясняют личным нерасположением его к последнему, какого нерасположения не мог питать к Св. Флавиану архиеп. Ювеналий. Не участвовали в них и палестинские монахи, хотя они несомненно присутствовали на Ефесском соборе 449 г., быть может, в составе свиты архиеп. Ювеналия. Права голоса никто из них не имел, так как место всех «религиознейших» восточных архимандритов, согласно грамате имп. Феодосия, было предоставлено на этом соборе архим. Варсуме. Палестинские монахи могли входить в состав этой фанатичной толпы, которая, находясь вне залы соборных заседаний, тем не менее оказывала сильное влияние на их ход. Постановленное на разбойничьем соборе было утверждено имп. Феодосием, который был вполне уверен, что охраняет правую веру и содействует водворению спокойствия в государстве. Не смотря на просьбу папы Льва, «не допустить, чтобы человеческое превозношение сделало насилие Евангелию Христа и дать свободу защищать веру”, 464 имп. Феодосий, под влиянием евнуха Хризафия, настаивал на законности действий разбойничьего собора. В ответном письме своем к императору западной половины империи Валентиану он писал, что на Ефесском соборе «с полной свободой и совершенной истиной отлучены от церкви недостойные священства, а восприняты те, которые признаны достойными, и что досточтимыми епископами не сделано ничего противного правилу веры и справедливости”. 465 Последняя мысль с ещё большей настойчивостью проводится имп. Феодосием в письмах его к Галле-Плакиде и к Ликинии-Евдоксии: «что уже однажды отсечено, того невозможно опять сделать”, писал им император в ответ на просьбы о новом пересмотре дела Евтихия и Флавиана. 466

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

323 Евсевий здесь умышленно не сообщает о причинах этого «пожара». Сократ Схоластик восполняет это умолчание нашего автора. «В то время в Антиохии по случаю его (Евстафия Антиохийского) низложения, произошло сильное возмущение, да и после, когда избирали епископа, часто разгоралась такая вражда, что народ, разделившись на две стороны, едва не разрушил всего города. Одни домогались перевести в Антиохию Евсевия Памфила из Кесарии Палестинской, а другие старались восстановить Евстафия. К той и другой стороне присоединилась городская община, так что, наконец, в город, будто против неприятеля, вступил отряд войск, и, конечно, дошло бы до мечей, если б Бог и страх к царю не укротили народного волнения, ибо царь своими посланиями, а Евсевий своим отказом остановили мятеж» (Сократ Схоластик, «Церковная история», I, 24). 324 Конечно, под выражением Константина нельзя понимать Церковь вселенскую, так как основные патриархаты в это время вполне пользовались равной честью — во всяком случае, со стороны самого Константина. Об этом свидетельствует его поведение во время арианского спора, в отличие от спора, скажем, с Павлом Самосатским, когда за правильную была принята точка зрения римского епископа. Поэтому под выражением Константина «над всей церковью» следует понимать Церковь Антиохийскую, в противоположность кесарийской — не «всей», а части, входящей в антиохийский патриархат. 325 Минь говорит об ошибке автора, аретузского пресвитера звали Христофор. 326 Новациане — последователи римского антипапы Новатиана (ум. 268 г.), отколовшиеся от Церкви по вопросу о принятии в Церковь согрешивших, считавшие невозможным принятие в церковь согрешивших — отрекшихся или запятнавших себя тяжкими грехами — прелюбодеянием, убийством и т.д. 327 Валентиниане — последователи гностика Валентина (ум. ок. 161 г.). 328 Маркиониты — последователи Маркиона, основным отправным пунктом которого было отрицание тождественности Бога Нового и Ветхого заветов. 329 Павлиане — последователи Павла Самосатского, отвергавшего действительность воплощения Христа и учившего об «энергийном» общении человеческой природы Спасителя и Второй ипостаси Св. Троицы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

Губернатор Петербурга В. Матвиенко посетила Русскую духовную миссию в Иерусалиме 24 мая 2008 г. 15:02 В пятницу 23 мая Русскую духовную миссию в Иерусалиме посетила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. В дар миссии губернатор северной столицы привезла изделия иконописной и художественной мастерских Александро-Невской лавры , в числе которых икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей. В Троицком соборе миссии В. Матвиенко приветствовали член миссии игумен Феофан (Лукьянов) и настоятельница Горненского монастыря игумения Георгия (Щукина). В своем приветственном слове игумен Феофан сказал, в частности: «Троицкий собор, этот крохотный уголок некогда крупного Русского подворья, как символ былого величия России и ее будущего процветания в единстве духовном и материальном, несет в себе глубокий смысл и значение, выполняет серьезные задачи. Как Святая Троица есть совершенный образец совета, единомыслия и любви, так и этот храм — первый на Святой Земле, возведенный в честь Святой Троицы — соединил в себе труды многочисленных русских, палестинский и европейских мастеров, и является связующим звеном между странами, народами, эпохами и культурами. Троицкий собор является сокровищницей, собранной по крупицам многих россиян. Многое в этом храме связывает и с северной столицей России. В этом храме хранятся драгоценные вклады петербуржцев — императоров и промышленников, архитекторов и художников». Игумен Феофан вкратце рассказал об истории строительства и украшения храма и поздравил губернатора с успешным окончанием визита. В память о посещении собора Валентине Ивановне была подарена икона Иерусалимской Божией Матери, которая является образцом совместного труда российских и местных мастеров. Детям, которые изготовили для миссии сувениры, тоже были переданы подарки. Игумения Георгия преподнесла В. Матвиенко икону святой мученицы Валентины, ее небесного покровителя. В своем слове В. Матвиенко поблагодарила членов миссии и сестер Горненской обители за те труды, которые они несут по сохранению российского достояния в Святой Земле. «Здесь часть России, оплот Православия», — сказала Валентина Ивановна, выразив сожаление, что некогда большая часть подворья была утеряна. «Ту работу, которую выполняет Русская духовная миссия в Иерусалиме невозможно переоценить. С большой радостью воспринимаю известие, что начался процесс возвращения российского имущества. Испытываю и огромную радость, — заключила В. Матвиенко, — что имею возможность побывать на Святой Земле и прикоснуться к этим святыням».

http://patriarchia.ru/db/text/410827.htm...

Тропарь: Воинствословием истинным, страстотерпче, небесного Царя воевода предобрый был еси Феодоре: оружием бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя присно (всегда) верою ублажаем. Мученицы Валентина, Павла и Еннафа 23-е февр. (10 февр. церк.кал.) Сведения об этих трех мученицах очень скудны. Известно, что они пострадали за веру Христову в Палестине в 308-ом году при Максимиане 2-м Галерии (308–313 г.) от областного правителя Фирмилиана. Святая Еннафа была из окрестностей Газы, святая Валентина – из Кесарии Палестинской, а святая Павла – из окрестностей Кесарии. Валентину привели в языческий храм для принесения жертвы. Она бросила камень на жертвенник и обратилась спиной к пылающему на нем огню. За это ее, избив, обезглавили. Подобные мучения претерпели Еннафа и Павла. Тропарь: Агницы словесные, Агнцу и Пастырю приведостеся мучением ко Христу, течение скончавше и веру соблюдше. Темже днесь радостною душею совершаем, досточуднии, святую вашу память, Христа величающе. Благоверный Всеволод 24-е февр. (11 февр. церк.кал.) Благоверный князь Всеволод, нареченный в крещении Гавриилом, был сыном святого великого князя Мстислава и внуком Владимира Мономаха . Рожденный и воспитанный в Новгороде, он молитвой и чтением божественных книг с юных лет прилепился к Господу и был верен Ему во всю жизнь. “Поучаясь в заповедях Господних всегда”, он имел “душу милостиву”. Начав управлять Новгородской областью с 1117-го года, он в 1123-ом году победоносно ходил на Ям; в 1132-ом году делал поход на Чудь и взял Юрьев. Одаренный мужеством и большой телесной силой, он не ради корысти и власти поднимал свой меч, а для водворения мира и порядка и ради защиты своих подданных. С мужеством воина он соединял беззаветную любовь к устроению отчизны и ради ее спокойствия, с отречением от своей славы, влагал свой меч в ножны. Во время своего княжения в Новгороде, он усердно заботился о христианском просвещении и христианском образе жизни своих подданных. Он с благоговением относился к церковным службам, построил много храмов, защищал слабых от притеснения сильных, был “другом нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник” и, вообще, истинным отцом своих подчиненных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010