Пр. Варуха . 1295. Сирл. (МГр. 21 окт.). Вавилы , архиеп. антиохийского. Екл. (4 сент.). Ипатия , еп. гангрского. Строг. Мил. МГр. 1820. Никод. (31 мар.). Фомы нового, патр. константиноп.Конст. Кап. 239 и др. (21 марта). Захарии и Азы . 1295 (21 окт.). 16 I. Св. ап. и ев. Матфея в Ефиопии. Все (кроме МКр. М. 11 и 12 в. Канон Феофана. Служба. (Неап. 6 мая. М. Р. Анга. Б. и все 21 сент. Крит. 9 окт. Западные говорят, что мощи его в Салерно, а глава в Риме в церкви Богоматери Маджиоре). Св. Фулвиана князя, нареченного во св. крещении Матфея; обращен ев. Матфеем. Макс. Цитер. Аполлос. 1806. Киев. Мес. Мес. вс. св. Преставление пр. Сергия малопипежского, † 1585. IV. Пр. Павла . 51. 124. 1621 (одно лице с Памвою? V). V. Ипатия , еп. и чудотворца. Рум. Мак. М. XV в. 397 Соф. Напебр. Синод. в. 325 со службою (31 мар.). Муч. Варлаама . Вас. Иер. Кал. Нан. 2. М. 11. и 12 в. и многие (19 нояб.). Кинтилиана , еп. селевкийского. Сирл. (15 нояб. МГр.). Елпидия, Евстохия, Маркедла . Сирл. (15 нояб.). Заколение Иакова . 244. 247. (30 апр.). Отцов первого вселенского собора . 51 (29 мая). Пр. Памвы . 51. В 1621 Папы (18 июля). Пренесение мощей пр. Ефрема перекомского. 51. Белоз. 493. 516. В 201 обретение (16 мая). 17 Св. о. н. Григория , еп. неокесарийского, † 266–270. Все. М. Р. МКр. М 11 и 12 в. Канон Феофана. Служба. (мР. А. У. 3 июля). Пр. Лазаря писца (икон) при Феофиле и Михаиле царях, † ок. 857 г. Петр. Лавр. 1295 (М. Р. 23 февр.). Пр. Никона , ученика пр. Сергия радонежского, † 1426. Собор 1547. У. 336. Белоз. 485. 1646. 1659. Канон иером. Пахомия. Служба. Она есть в Сборнике Румянц. в. II. Захарии скитотома (сапожника) и Иоанна . 1295. Пр. Лонгина . Канон сырн. Субб. 1295. В IV в. близ Александрии см. Достопам. Сказания. Пролог 9 апр. Пр. Иустина . 1295. Св. Максима , патриарха константиноп. 1295 (Конст. 20 нояб. Мак. 22 нояб.). Без сомнения, здесь разумеется Максимиан (431–434), что у нас 21 апреля, а не философ, епископ цареградский, аполлинарист, сн. Штадлера, IV. 380, и не Максим II († 1488), как в Правосл. Обозр. 1868. 41. стр. 394.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

4 Гяур — этим именем (от араб. kiafir — язычник ) турки презрительно звали всех немусульман. 5 « Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире » (1Ин.4:2,3). 6 —« Искушение вас не достиже, точию человеческое: верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести » (1Кор.10:13). — Ср .: 2Пет.2:9; Евр.12:4. 7 Священномученик Вавила Антиохийский (Βαβλας Αντιοχεας; 238–251) — еп. Антиохии (237–253), пострадавший во время гонений императора Деция. Епископа сопровождали его ученики — трое родных братьев: Урван, Прилидиан и Епполоний в возрасте 12, 9 и 7 лет. За отказ поклониться идолам их повесили на дереве, подвергли пытке огнём и затем обезглавили. Вавилу погребли вместе с учениками, в гроб были положены его оковы. В 351 г. Констанций Галл построил в Дафне (предместье Антиохии) небольшой храм и перенёс в него мощи св. Вавилы и пострадавших с ним отроков. Это первый известный случай официального торжественного перенесения мощей. Память — 4 сентября по ст. ст. Сократ Схоластик в «Церковной истории» сообщает предание, что Юлиан Отступник открыл языческие храмы в Антиохии и, придя к оракулу дафнийского Аполлона, не смог получить ответа на свои вопросы, так как дух «страшился соседа, мученика Вавилы, тело которого лежало в недалёкой от того места гробнице». Мощи святого были перенесены из Дафны в другой город. 8 Пс.134:15–18; Прем.15:15; Иер.10:8; Откр.9:20. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/starec-efrem-filofejsk...

5. К детям учащимся. О любви к Богу (Из жизни св. священномученика Вавилы. Чет. Мин. сент. 4) Вы знаете, дети, что благодеяния Божии к нам велики и неисчислимы. Вы знаете, что Бог даёт нам жизнь; посылает святых Ангелов для хранения нас; даёт землю в жилище нам; солнце, луну, звёзды – для освещения нас; воздух, воду, растения, животных, чтобы мы имели все удобства для жизни; что Он открыл нам Свою волю, чтобы мы исполняли её и благоугождали Ему; даровал спасительные таинства, чтобы пользуясь ими мы очищались от грехов, приближались к Нему и в Нём получали спасение и вечную жизнь. Вы знаете, что всё, что имеем доброго, начиная с самой жизни, всё мы имеем от Бога и что «Им лишь, – как говорит Слово Божие, – и живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). Так, вы знаете всё это. Но для чего же, спрошу, это вам дано знать? Не забывайте, что дано для того, чтобы вы, видя и зная беспредельную любовь Божию к вам, и сами платили Богу любовью и благодарностью. К такой любви призывает вас и наш Спаситель. Он говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!» ( Мк.12:30 ) Да, не забывайте, дети, что первая заповедь для вас, первая обязанность ваша должна состоять в том, чтобы вы любили Бога Творца и благодетеля вашего; и, как видите, не просто любили, но любили бы, по слову Спасителя, всем сердцем вашим, и всею душею, и всем разумением, и всею крепостью вашей. Но, что же, спросите, значит последнее? Что значит любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением, всею крепостью? Что это значит, на это даст вам ответ следующий пример. Святой священномученик Вавила, епископ Антиохийский, при жизни своей однажды сжалился над троими лишившимися отца сиротами – мальчиками, заступил для них место последнего и воспитал их в вере и благочестии. И дети настолько привязались к нему, что не оставили его и в то время, когда он мучителем Нумерианом предан был на страдания за Христа, и ходили за Вавилою и в то время, когда он в цепях с позором водим был по городу.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

II. Из жития св. священномученика Вавилы мы видели, братия, высокий образещ почитания духовных пастырей: св. братья отроки: Урван, Прилидиан и Епполоний отвечали, как вы припомните, мучителю, что они любят своего духовного наставника – св. епископа Вавилу более матери, потому что он заботится о спасении их душ! Да научит пример этих св. отроков-мучеников и всех нас почитать наших духовных пастырей, ибо они пекутся о спасении душ наших. И слово Божие, и учение отцев церкви, и жизнь святых научает нас этой истине. а) Слово Божие подробно определяет, в чем должно выражаться почитание духовных наставников. Верующие должны принимать их, как посланников Божиих. «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Коринф. 4–1), учит ап. Павел. Христиане должны внимать и следовать их наставлениям: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно», учит тот же великий апостол ( Евр. 13–17 ); христиане должны следовать их примеру: «умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Коринф. 4–16), говорит св. ап. Павел; они обязаны подражать их вере: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13–7 ); они должны почитать и уважать их: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5–17 ); их долг молиться за них: «умоляю вас, братия, Господом нашим I. Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу ( Римл. 15–30 ). Молитесь за нас», учит св. ап. Павел ( Евр. 13–18 ); истинные христиане всегда ясно и определенно сознают свою обязанность обеспечивать содержание своих духовных пастырей: «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». ( Галат. 6–6 ). – Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящаго; и трудящийся достоин награды своей ( 1Тим. 1–18 ). – Отправляя 12 апостолов на проповедь, I. Христос сказал им: «не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» ( Матф. 10–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Более не спрашивайте меня ни о чем, и молю вас простить меня».    После этого ушел он в пещеру, заложил за собой дверь и пробыл в ней, никогда и ни с кем не говоря, двенадцать лет. Когда же пришло время преставления его, он, призвав всю братию, повторил сказанное прежде о послушании и о покаянии, добавив: «Блажен, кто здесь сподобится положенным быть». И, сказав это, почил с миром о Господе.    Был же между братией некто, уже много лет страдавший болью в ногах; и принесли его к умершему; он же обнял тело блаженного и исцелился с того часа, и до самой смерти никогда уже не болели у него ни ноги, ни что другое. Имя этому исцелившемуся — Вавила. И вот что он рассказал братии: «Лежал я, — рассказывал он, — и стенал от боли, и вдруг вошел этот блаженный и сказал мне: «Приди, я исцелю тебя». Я же хотел его спросить, когда и как он сюда пришел, но он мгновенно сделался невидим». И уразумели все после этого, что угодил он Господу: не выходил он из пещеры и не видел солнца двенадцать лет, плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день. И это слышал я от самого Вавилы, исцеленного им.    Если кому невероятным покажется то, о чем я пишу, пусть прочтет жития святых отцов наших Антония и Феодосия, зачинателей русских монахов, и тогда уверует. Если же и тогда не переубедится, не его вина: должно сбыться притче, сказанной Господом: «Вышел сеятель сеять семя свое, и иное упало при пути, другое в терние» — в сердца тех, кто лишь заботами житейскими поглощен, о них же пророк сказал: «Окаменело сердце людей сих, и им трудно слышать ушами»; другой же: «Господи, кто поверит слышанному о нас?»     К Поликарпу. Ты же, брат и сын мой, не следуй их примеру; не для них пишу я это, но чтобы тебя приобресть. Совет же даю тебе: благочестием утвердись в святом том монастыре Печерском, не желай власти, ни игуменства, ни епископства: довольно тебе для спасения окончить жизнь свою в нем. Ты сам знаешь, что много подобного могу я рассказать тебе из разных книг; но лучше, и для тебя будет полезнее, если я расскажу даже малое из того многого, что слышал о содеявшемся в том божественном и святом монастыре Печерском.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«Мои по духу», – отвечал Вавила. «Есть ли у вас мать?» – спросил царь отроков. «Есть, – отвечали они, – но мы любим Вавилу больше матери, потому что он заботится о спасении душ наших». Отыскали мать Христодулу. Та сказала, что отроки – ее дети, но она отдала их Вавиле, чтобы он привел их в Царство Небесное. Царь приказал бить мать, детей же начал ласкать, а потом бить за непослушание, наконец, вместе с Вавилою, и, привязав к дереву, жечь огнем. «Что пользы, что отдаешь себя и детей на смерть? – сказал царь Вавиле. – Ты позаботился бы, чтобы они не погибли в цвете юности». Св. мученик отвечал: «тебе, царь, следовало бы заботиться о пользе своего государства и бороться со врагами своего народа, а ты гонишь и мучишь нас, неповинных ни в чем». Царь разгневался и приказал отсечь головы всем четверым мученикам. Это было в 251 г. По повелению Юлиана отступника, мощи свв. мучеников были удалены из Дафны, где покоились. Но во время отшествия мощей молния пала на храм идола Аполлона и обратила его в пепел. II. В житии св. священномученика Вавилы мы видели, братия, высокий образец почитания духовных пастырей: св. братья отроки: Урван, Прилидиан и Епполоний отвечали, как вы припомните, мучителю, что они любят своего духовного наставника – св. епископа Вавилу, более матери, потому что он заботится о спасении их душ! Да научит пример этих свв. отроков-мучеников и всех нас почитать наших духовных пастырей, ибо они пекутся о спасении душ наших. И слово Божие, и учение отцов Церкви, и жизнь святых научает нас этой истине. а) Слово Божие подробно определяет, в чем должно выражаться почитание духовных наставников. Верующие должны принимать их, как посланников Божиих . «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4–1), учит апостол Павел. Христиане должны внимать и следовать их наставлениям : «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно», – учит тот же великий апостол (Евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Не думайте, что бесы имеют равную силу над всеми нами. Они имеют огромную, безмерную силу над людьми, которые по духу своему, по делам своим подобны свиньям. Этих губят бесы так легко, как погубили стадо свиное в гадаринской стране. Но к святым приблизиться они не смеют: они боятся святых, боятся креста Христова, боятся молитвенных заклинаний их. Был в III веке священномученик Вавила, епископ Антиохийский. Через много лет после его мучениче-ской кончины императором Констанцием святые мощи его были перенесены в небольшой храм, специально построенный вблизи храма языческого бога Аполлона, в котором идол его бесовской силой прорицал будущее чрез жрецов своих. И что же? Вблизи святых мощей Вавилы бесы не смели обитать, и вещания идола прекратились. Так боятся бесы святых, так будут бояться и вас, если будете святы и непорочны пред Богом, если крестом и постоянной молитвой будете ограждать себя от власти их. Вот чему учит нас это событие в стране Гадаринской. «Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их» (Мк. 5, 14–17). Это кажется странным, почему просили Его: уйди, уйди! Почему не просили напротив: пройди, пройди, чтобы освятить их Своим пришествием? Не думайте, что сделали это потому, что были нечестивы, потому, что были опечалены гибелью свиней. Не так, не так! Они этого осуждения не заслужили, ибо св. Лука, повествуя об этом, говорит: «…потому что они объяты были великим страхом» (Лк. 8,37). Они были потрясены, трепетали от страха, видя необычайное чудо, трепетали пред Тем, Кто бесов изгонял. Трепет их был так велик, что не могли они перенести присутствия Иисуса, и просили Его: уйди, уйди! Мы недостойны, не можем перенести Твое присутствие. А мы не будем так просить, мы будем просить: не уходи от нас, не покидай нас никогда. Не уходи, Господи, Господи!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Правда, что прикосновение к телам умерших обыкновенных людей, по санитарным условиям Палестины, у ветхозаветных евреев было признаваемо осквернением; но в 4Цар. 13:21 мы читаем следующее: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». Понятно после этого, почему богодухновенные писатели Ветхого Завета указывали на необходимость благоговейного отношения к останкам святых. «Бог хранит все кости праведного: ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:21 ). «Процветут кости праведных от места своего» ( Сир. 49:12 ). «И по успении Елисея, пророчествовало тело его» ( Сир. 48:14 ). «Память праведного пребудет благословенна» ( Притч. 10:7 ). Не только мощи праведников, но даже вещи, оставшиеся после них, часто бывали орудием проявления милости Божией, как, напр., милоть Илии ( 4Цар. 2:14 ), одежда Иисуса Христа ( Мк. 5:28–29 ), платки и полотенца ап. Павла ( Деян. 19:20 ). Даже тень ап. Павла служила средством проявления силы Божией ( Деян. 5:15 ). Молокане не замечают того самопротиворечия, в котором они вращаются. Возражая против почитания св. мощой, они с презрением говорят о человеческом теле, не исключая даже и тела Господа нашего Иисуса Христа, а когда они возражали против христианских храмов, они настойчиво указывали на те места Св. Писания, где говорится о теле человеческом, как о храме Божием, как о жилише Св. Духа. Согласно с учением слова Божия, Православная Церковь предает земле даже тело явного угодника Божия после его смерти. Мало этого, не каждое нетленное тело оно прославляет как св. мощи, а только то тело праведника, которое наперед прославлено Самим Богом дером многократных чудотворений. Прекрасное наставление дает Иоанн Златоуст в своей беседе на память св. мученика Вавилы: «Не смотри на то, что лежит пред тобою нагое тело мученика, лишенное душевной деятельности, а смотри на то, что в нем присутствует иная сила, высшая самой души, благодать Св. Духа, которая своими чудотворениями удостоверяет всех в истине воскресения». Исидор Пелусиот говорит сомневающемуся в истине православного учения о почитании св. мощей: «Если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу, и за их постоянство, чествуется нами прах мученических тел, то спроси тех, которые получили от них исцеление, и дознай в каких страданиях подают они врачевание. Тогда не только не будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Так и я теперь вижу, что под словами (притчи), как бы под листьями, скрываются еще мысли, которые теперь и соберу тщательно, употребив вместо серпа слово. Виноградник, раз быв обобран, остается без плода, с одними листьями; но не так бывает с духовным виноградником божественных Писаний; но, хотя бы мы взяли все, что видим, в нем остается еще более. Многие конечно и прежде нас говорили об этом предмете; многие, может быть, будут говорить и после нас: но никто не будет в состоянии исчерпать все его богатство. Таково свойство этого богатства: чем более станешь проникать в глубину, тем более будут истекать божественные мысли; это источник неиссякающий. Надлежало бы отдать вам этот долг еще в предшествовавшее собрание; но я признал не безопасным пройти молчанием подвиги блаженного Вавилы и двоицы святых мучеников после него бывших  ; поэтому я отсрочил уплату долга, сберегая вам полную уплату до настоящего дня. Теперь же, когда мы и отцам воздали славу, не по достоинству их, а по нашим силам, я преподам и вам остаток повествования о Лазаре. Но вы не утомляйтесь, пока я не дойду до конца, начав слово с того, на чем прежде остановил его. На чем же я остановил его? На пропасти, отделяющей праведных от грешников. Когда богач сказал: « Пошли Лазаря », — Авраам отвечал ему: « Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят » (Лк. 16:26). Я много уже говорил в доказательство того, что, после человеколюбия Божия, должно полагать надежду спасения в собственных делах, не рассчитывая на отцов, дедов и прадедов, ни на сродников, друзей, домашних и соседей, ибо « человек никак не искупит брата своего » (Пс. 48:8)? Сколько бы ни просили и ни умоляли отшедшие отсюда с грехами, все слова их будут тщетны и напрасны. И пять дев просили елея у своих сверстниц, но не получили (Мф. 25:9); и скрывший в землю талант, хотя много оправдывался, однако был осужден (Мф. 25:28); и не напитавшие Христа алчущего и не напоившие жаждущего, хотя думали защититься неведением, но не получили прощения и оправдания (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Отца Вавилы не было дома: он, по обыкновению, гулял над озером и смотрел на цапель, глотающих покорных лягушек. Новый товарищ отца Вавилы, отец Прохор, обрадовался нам, точно деревенская барышня звону колокольчика. Сам он бросался отпрягать нашу лошадь, сам раздувал самовар и все уверял, что «отец Вавило вот ту минуту вернутся». Мы с Овцебыком вняли этим уверениям, уселись на завалинке лицом к озеру и оба приятно молчали. Никому не хотелось говорить. Солнце уже совсем село за высокие деревья, окружающие густою чащею все монастырское озеро. Гладкая поверхность воды казалась почти черною. В воздухе было тихо, но душно. — Гроза будет ночью, — сказал отец Прохор, таща на себе в сени подушку с моих беговых дрожек. — Зачем вы беспокоитесь? — отвечал я, — может быть, еще и не будет. Отец Прохор застенчиво улыбался и проговорил: — Ничего-с! Какое беспокойство! — Я и лошадку тоже заведу в сени, — начал он, выйдя снова из хатки. — Зачем, отец Прохор? — Гроза большая будет; испужается, оторвется еще. Нет-с, я ее лучше в сени. Ей там хорошо будет. Отец Прохор отвязал лошадь и, войдя в сени, тянул ее за повод, приговаривая: «Иди, матушка! иди, дурашка! Чего боишься?» — Вот так-то лучше, — сказал он, уставив лошадь в уголку сеней и насыпав ей овса в старое решето. — Чтой-то отца Вавилы долго нет, право! — проговорил он, зайдя за угол хатки. — А вот уж и замолаживает, — добавил он, показывая рукою на серовато-красное облачко. На дворе совсем смеркалось. — Я пойду посмотрю отца Вавилу, — сказал Овцебык и, закрутив свои косицы, зашагал в лес. — Не ходите: вы с ним разойдетесь. — Небось! — и с этим словом он ушел. Отец Прохор взял охапку дров и пошел в избу. Скоро в окнах засветилось пламя, которое он развел на загнетке, и в котелке закипела вода. Ни отца Вавилы, ни Овцебыка не было. Между тем вершины деревьев в это время изредка стали поколыхиваться, хотя поверхность озера еще стояла спокойною, как застывающий свинец. Только изредка можно было заметить беленькие плески от какого-нибудь резвящегося карася, да лягушки хором тянули одну монотонно-унылую ноту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010