Св. Иоанн в Антиохии собственными глазами видел гонение на христианство от язычников, давшее ей славных мучеников и исповедников. Это случилось в двухлетнее царствование Юлиана, который сделал последнюю отчаянную попытку восстановить и обновить язычество в греко-римском мире и подавить христианство. Для достижения этих целей были Юлианом употреблены различные меры, не приведшие к желательным последствиям, хотя и наделавшие много вреда св. церкви. Пришлось употребить старое испытанное средство – гонения. Но Христос посрамил язычника-императора. Это случилось на глазах у мальчика св. Иоанна, когда ему было около 15 лет. Юлиан в 362 году прибыл в Антиохию и стал теснить христианство. В предместии ее был древний храм Аполлона. «Дафнийская» роща окружала его. Никто уже не молился в идольском капище, храм был пуст. Погребенные неподалёку от него мощи св. Вавилы, еп. Антиохийского, в храме его имени, привлекали постоянно толпу богомольцев христиан, верой получавших исцеление от св. мощей. Думая, что присутствие св. мощей умалило славу и толпу богомольцев идольского храма. Юлиан приказал христианский храм закрыть, а св. мощи Вавилы перенести в другое, более отдаленное место. Нечестивое повеление было исполнено. Христиане торжественно перенесли св. мощи при пении псалма: «да посрамятся кланяющиеся истуканам, хвалящиеся о идолах своих». Это оскорбило Юлиана и он приказал арестовать многих христиан, ввергнуть их в темницы и предать мукам, которыми 15-летний певец Феодор и некоторые диаконисы уготовили себе небесные венцы. Бог отомстил за мучимых: неожиданно для всех капище Аполлона поражено было молнией и сгорело. Юлиан, озлобившись сильно, приказал закрыть и разграбить главный христианский храм в Антиохии. При исполнении приказания пострадал мученически пресвитер Феодорит. Мальчик св. Иоанн видел эти ужасы, видел печаль христиан и матери своей, которая объяснила ему, конечно, весь смысл сих потрясающих событий. В душе мальчика зарождались глубокие симпатии к славному христианству. С какой-же радостью оба – и мать и сын – услышали, что нечестивый гонитель поражен стрелой в битве с персами: в этом они увидели исполнение предсказания, данного пресвитером Феодоритом пред смертью и одним христианским учителем, на вопрос Ливания: что поделывает сын плотника? – ответившим, «что сын плотника есть Господь, Христос и Бог, строящий теперь погребальные дороги» (оказалось) для Юлиана. Свет язычества померк совсем и последствия гонения быстро исчезли. Чудная сила христианства для св. Иоанна была очевидна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

св. Нифонта, епископа Новгородского, совершается Церковью 8 апреля; скончался Нифонт в 1156 году. небольшой город близ Киева. ныне уездный город Витебской губернии, при впадении р. Полоты в Западную Двину. Полоцкое княжество занимало большую часть Витебской губернии, части Могилевской, Минской и Виленской губерний. было в 1192 году. Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского Армянская — на северо-востоке Малой Азии. ( < < back) занимал патриаршую кафедру в Антиохии с 357 по 358 г. ( < < back) патриарх Константинопольский, занимал патриаршую кафедру в 341 г.; потом как еретик был низвержен, но несколько раз захватывал в свои руки патриаршую власть до 360 г. Македоний нечестиво учил о Святом Духе, что Он есть служебная тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына. ( < < back) Констанций царствовал с 337 по 361 г. ( < < back) патриаршествовал в Константинополе с 360 по 370 г. ( < < back) Евстафий патриаршествовал в Антиохии с 323 по 331 г. ( < < back) священномученик Евсевий, епископ Самосатский, мученически скончался около 380 г. Память его совершается 22 июня. ( < < back) епископ Кипрский, — один из замечательнейших учителей Церкви и знаменитый церковный историк V века. Вышеозначенное событие описано им в его церковной истории. ( < < back) Епифаний, архиепископ Кипрский, — известный церковный писатель IV в. Скончался в 403 г. Память его 22 мая. ( < < back) неправильно учил о таинстве Пресвятой Троицы, утверждая, что Бог есть одно Лицо: как Отец — Он на небе, как Сын — на земле, как Святой Дух — в тварях. ( < < back) Отступник царствовал с 361 по 363 г. ( < < back) святого Вавилы, епископа Антиохийского, совершается 4 сентября. ( < < back) царствовал с 363 по 364 г. ( < < back) царствовал с 364 по 378 г. ( < < back) царствовал с 383 по 392 г. ( < < back) патриаршествовал с 381 по 404 г. ( < < back) святой Симеон, первый столпник, память которого празднуется Церковью 1 сентября. ( < < back) Великий воцарился в 379 г. и царствовал до 395 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Слово «О священномученике Вавиле» (Ες τν ερομρτυρα Βαβλαν; De s. hieromartyre Babyla; CPG, N 4347; PG. 50. Col. 527-534; SC. 362. P. 277-312; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 568-573), произнесено 24 янв. 388 или 393 г. ( Grillet B., Guinot J.-N. Introduction//SC. 362. P. 280). Посвящено памяти сщмч. Вавилы, еп. Антиохийского. И. З. говорит о чудесах, совершавшихся святым после смерти, видя в них действие силы Божией и ясное доказательство буд. воскресения. Слово «О мучениках Иувентине и Максимине» (Ες τος μρτυρας Ιουβεντνον κα Μαξιμνον; In Iuventinum et Maximinum martyres; CPG, N 4349; PG. 50. Col. 571-578; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 618-623), служивших солдатами и пострадавших при имп. Юлиане Отступнике, датируется янв. или февр. 388 г. ( Bonsdorff. 1922. P. 5; Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 235). Слово «О святой мученице Пелагии, что в Антиохии» (Ες τν ϒαν μρτυρα Πελαϒαν τν ν Αντιοχε; De sancta Pelagia virgine et martyre; CPG, N 4350; PG. 50. Col. 579-584; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 623-630), датируется 8 окт. 386 г. ( Malingrey A.-M. Tableau chronologique//SC. 396. P. 369. Not. 3; Mayer. 2005. P. 251). И. З. произносит похвалу антиохийской мученице св. Пелагии, к-рая, будучи осужденной на смерть, лишила себя жизни не по боязни смерти, но чтобы спастись от поругания. Гомилия «О священномученике Игнатии Богоносце» (Ες τν ϒιον ερομρτυρα Ιϒντιον τν θεοφρον; In s. Ignatium martyrem; CPG, N 4351; PG. 50. Col. 587-596; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 632-642), произнесена 17 окт. 386 г. ( Malingrey A.-M. Tableau chronologique//SC. 396. P. 369. Not. 3; Mayer. 2005. P. 251). Посвящена памяти одного из мужей апостольских - сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, осужденного на смерть в Антиохии, но принявшего мученическую кончину в Риме в правление имп. Траяна. Слово «О святом Евстафии, архиепископе Антиохийском» (Ες τν Εστθιον ρχιεπσκοπον Αντιοχεας; In s. Eustathium Antiochenum; CPG, N 4352; PG. 50. Col. 597-606; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 2. C. 642-650), произнесено в Антиохии, вероятно, ок. 386-388 гг. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 504). И. З. восхваляет свт. Евстафия как мученика, несмотря на то что тот умер в изгнании своей смертью. По мнению И. З., мучеником делает не одна лишь смерть, но и душевный настрой и расположение воли.

http://pravenc.ru/text/540881.html

В письме к епископу Антиохийскому Фабию, преемнику скончавшегося в узах святого Вавилы, Дионисий рассказывает о мученических подвигах христиан из Александрии, одни из которых подверглись преследованиям еще до издания эдикта Деция, а другие уже на основании этого эдикта. Старца Юлиана, Крониона, по прозвищу Енус, Епимаха и Александра сожгли в негашеной извести; Вису, египтянина Немезиона и святую деву Аммонарию обезглавили после пыток; старицу Меркурию и многодетную мать Дионисию усекли мечом, не подвергая предварительно мучениям; Макария заживо сожгли. В своем письме Фабию Дионисий рассказывает также о 15-летнем отроке Диоскоре, который «вызвал общее восхищение и удивил судью умными ответами на его убеждения; он отпустил отрока, сказав, что он, считаясь с его возрастом, даст ему отсрочку для раскаяния» . Самого епископа Дионисия спасли от гонителей против его собственной воли. Святитель Григорий Неокесарийский ушел тогда в пустынные места вместе со своей немногочисленной паствой. После относительно безопасного существования в правление Северов и при Филиппе Арабе многие христиане привыкли к мирной жизни, духовно расслабились и не выдержали испытаний. При прежних гонениях число павших никогда не было столь значительным, как в правление Деция. В уже цитированном письме Фабию Антиохийскому Дионисий Александрийский рассказал о поведении малодушных. После издания эдикта, пишет он, «все притаились. Многие видные люди явились сразу: одни из страха; магистраты – повинуясь своим обязанностям, некоторых тащили близкие. Вызванные по имени подходили к нечистым жертвам, одни – бледные и дрожащие, словно не они собрались принести жертву, а сами шли как жертвы на заклание. Толпа, стоявшая вокруг, осыпала их насмешками: явные трусы, они боялись и умереть, и принести жертву. Другие быстро, с готовностью подходили к жертвеннику, развязностью своей подтверждая, что никогда и не были христианами… Из тех, кто был схвачен, одни даже пошли в тюрьму, и кое-кто долго просидел в заключении, но затем они отреклись, не представ еще даже перед судом; другие некоторое время терпели пытки, но терпеть дальше отказались» .

http://pravoslavie.ru/41686.html

Служебные минеи полезны для агиолога еще историческими сведениями о святых, которые сообщаются в службах. Жития некоторых святых не дошли до нас и единственный источник сведений о них суть службы, во славу их составленные; впрочем сии сведения большею частию общи.     Приступим к более частному исследованию о минеях служебных. Минеи служебные двоякого рода: праздничные и повседневные.     Праздничные минеи по происхождению своему естественно древнее повседневных; ибо сначала песнопения слагались на великие праздники и во славу особенно чтимых святых. Так как дошедшие до нас каноны древнейшие на праздники и великим святым относятся к VII-VIII векам, то и начало праздничных миней, подобных настоящим, должно относить к сим векам.     Древнейшая праздничная минея, нам по имени известная, относимая к IX веку, есть сирская, содержащая важнейшие праздничные службы за месяцы декабрь, январь (февраля нет), март, август, находящаяся в Ватиканской библиотеке. Другие две праздничные минеи, проф. Болотовым названные сирофиникийскими, одна IX в., содержащая 41 службу, другая X века с 54 службами, описаны им в Христианском Чтении (1893 г. ч. 1 стр. 185 и след.). Первая минея монофизитским митрополитом г. Дамаска Иоанном подарена была некоему Якире, а этот мар Якира в 932 г. пожертвовал ее игумену скитскому Моисею Низикийскому. Из них извлечен Болотовым месяцеслов сирофиникийский, во многом от нашего отличный как в самых памятях, так в днях празднования святым. Месяцеслов им дополнен и объяснен словами Иоанна Златоустого (387—391 г.) и Севира антиохийского (512—518 г.). Мы приведем здесь более замечательные памяти или неизвестные по другим месяцесловам или стоящие под другими необычными числами. Янв. 1 Василия Великого и Григория Богослова, 23 янв. муч. Вавилы (и 3 отроков, но есть и в Еклагадионе). 1 февр. Ефрема Сирина (тоже в запад. древних), 8 февр. Севира антиохийского, февр. 14 Сретение. Марта 24 (sic) Благовещение Богородицы. Мая 15 Богородицы над колосьями (моление о сохранении выколосившегося хлеба от невзгод).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

618. Беседа о псалмопении. 1863. II. 382. III. 382. 619. Беседа об утверждении евангелия. 1863. III. 395. 620. Беседа о том, что опасно и для поучающих и для слушающих проповедывать с угодливостью. 1863. III. 412. 621. Беседа о том, что нужно часто ходить в церковные собрания для очищения грехов своих. 1863. III. 431. 622. Беседа о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может. 1863. III. 446. 623. Беседа первая об утешении при смерти. 1863. III. 487. 624. Беседа вторая об утешении при смерти. 1863. III. 497. 625. Беседа о воскресении мертвых. 1863. III. 511. 626. Беседа первая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 540. 627. Беседа вторая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 551. 628. Беседа третья в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 559. 629. Беседа четвертая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 567. 630. Беседа пятая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 584. 631. Беседа шестая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 596. 632. Похвальное слово всем святым мученикам. 1864. I. 3. 633. Беседа о святых мучениках. 1864. I. 14. 634. Беседа в день святых мучеников. 1864. I. 29. 635. Беседа в память св. мученика Васса. 1864. I. 36. 636. Похвальное слово Мелетию, архиепископу антиохийскому. 1864. I. 47. 637. Похвальное слово святому Евстафию, архиепископу антиохийскому. 1864. I. 57. 638. Похвальное слово св. великомученице Дросиде. 1864. I. 72. 639. Похвальное слово св. мученику Юлиану. 1864. I. 93. 640. Беседа в память св. священномученика Фоки. 1864. I. 112. 641. Беседа в память святого священномученика Вавилы. 1864. I. 126. 642. Беседа о святом священномученике Вавиле. 1864. I. 136. 643. Похвальное слово св. мученикам Иувентину и Максиму. 1864. II. 219. 644. Похвальное слово св. мученицам Виринее и Проскудии и матери их Домнине. 1864. II. 241. 645. Беседа в память тех же святых мучениц. 1864. II. 259. 646. Похвальное слово св. мученице Пелагее. 1864. II. 266. 647. Беседа в память той же святой мученицы. 1864. II. 278. 648. Похвальное, слово св. мученику Лукиану. 1864. II. 282.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После Константия престол занял Юлиан Отступник, и в 362 году святой был снова изгнан, ему пришлось скрываться в тайных убежищах. Возвращенный императором Иовианом в 363 году, святой Мелетий написал богословский трактат " Изложение веры " , который способствовал обращению к Православию многих ариан. При императоре Валенте II весной 365 года и в 371 году святой снова подвергался изгнанию в район Гетаса в Армении на границе с Каппадокией, где тесно общался с Василием Великим. Мелетий опять вернулся в Антиохию в 379 году, вызванный из ссылки при новом императоре Грациане. Еп. Павлин Антиохийский, находившийся в глубокой старости, объявил, что разделять престол с тем, кто рукоположен арианами, не может, т. к. это противоречит церковным правилам. Приверженцы еп. Мелетия попытались ввести его на престол силой. Волнения были успокоены договором, по которому никто другой не будет претендовать на кафедру, когда один из епископов почиет, на кафедре будет второй Но Западная Церковь видела в еп. Мелетии арианина, принимая в общение еп. Павлина Антиохийского. В сентябре-октябре 379 года был созван Собор в Антиохии, подтвердивший правомочность еп. Мелетия. Отцы Собора под председательством еп. Мелетия подписались под посланиями, присланными из Рима, против арианства и аполлинарианства, тем самым восстановив церковное общение Запада и Востока В 380 году святитель отправился на II Вселенский Собор в Константинополь и был его председателем. Перед началом Собора святой Мелетий поднял руку и показал три перста, потом соединил два перста, а один пригнул и, благословив народ, провозгласил: " Три ипостаси разумеем, о едином же существе беседуем, " при этом святителя осенил огонь, словно молния. Во время этого Собора в 381 году святитель Мелетий отошел ко Господу. Святой Григорий Нисский почтил память почившего похвальным словом. Сохранились беседа святого Мелетия о единосущии Сына Божия с Богом Отцом и его письмо к императору Иовиану об исповедании Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию и положены в гробнице священномученика Вавилы, епископа Антиохийского, в одноименном храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Antioh...

Ко времени диаконства относится книга его о св. Вавиле и против Иулиана и язычников. На основании местных преданий Иоанн красноречиво изображает подвиги этого славного антиохийского епископа и священномученика, говорит о его мощах, и воспроизводит памятные ему и антиохийцам события из времени пребывания Иулиана в Антиохии, когда он, пытаясь поднять язычество, приказал удалить мощи Вавилы из его храма в предместье Дафны и восстановить блеск языческого культа в находившемся тут же капище Аполлона, который, однако же, внезапно сожжен ударом молнии в знамение тщеты замыслов отступника. В посмеяние над язычеством Иоанн дозволил себе привесть здесь монодию бывшего учителя своего Ливания, в которой он оплакивал гибель Аполлонова капища. Закоснелость этого славного у язычников ритора и борца за язычество оправдывала ревнителя веры в таком поступке его по отношению к бывшему учителю. Не забыта в книге и безумная попытка Иулиана восстановить иудейский храм в Иерусалиме. Ко времени диаконства Иоанна Сократ относит и Слова его о священстве. Возможно, что Слова эти, писанные ранее, назначавшиеся для друга Иоанна Василия и бывшие пока известными только в круге ближайших друзей, теперь предложены в общую известность, к общему назиданию. Возможно, что Иоанн, теперь диакон, сам восчувствовал потребность оживить в своей душе, засвидетельствовать для других свои мысли о священстве ввиду предстоявшего ему пресвитерского сана. Пробыв десять лет в звании чтеца с шестью из них годами подвижнической жизни, а затем пять дет в сане диакона, Иоанн на 39 году жизни возвышается до пресвитерства: редкий пример неспешного восхождения по степеням свящ. служения, назидательный особенно в лице мужа столько высоких дарований и качеств! И теперь не сам он искал пресвитерства, а призван для сего любовью и благожеланиями святителя Флавиана и антиохийского клира и народа. Для святителя и народа с мыслью о священстве Иоанна соединялась мысль об учительстве, проповедничестве. Хотя доселе он и не говорил проповедей, во всем были известны и его высокое образование и это учительские дарования, заявленные в писаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Трактат сохранился в незаконченном виде. 2. Трактат «О святом Вавиле против Иулиана и язычников» написан в 382 г. В нем святитель рассказывает о событии, происшедшем 20 лет назад, в 362 г., когда император Юлиан Отступник приказал вынести мощи св. Вавилы, архиепископа Антиохийского, из Дафни (близ Антиохии), где они покоились, чтобы восстановить там поклонение Аполлону. Однако 24 октября 362 г. капище Аполлона сгорело, а девятью месяцами позже, 26 июня 363 г., самодержец был убит. Златоуст воздает благодарение Богу за эти происшествия и приводит пространную цитату из речи своего учителя Ливания, оплакивавшего сгоревший храм Аполлона. Трактат тематически связан с Похвальным словом св. Вавиле, произнесенным позднее, когда Златоуст уже был пресвитером. Нравственно-аскетические трактаты 1. Наиболее ранними из аскетических трактатов Златоуста считаются два «Увещания к Феодору падшему», адресованные другу юности Златоуста, некогда разделявшему с ним монашеское уединение, а затем, несмотря на обет послушания и безбрачия, захотевшему выйти из монастыря в мир и жениться. В трактатах Златоуст рассуждает о высоте монашеского призвания и призывает Феодора к покаянию. Феодор внял увещаниям Златоуста и вернулся к монашеской жизни. Впоследствии он стал епископом Мопсуестийским, выдающимся церковным деятелем и богословом (за свои ошибочные взгляды он был осужден V Вселенским Собором 553 г.). «Письменный ответ Феодора падшего Иоанну Златоусту » является позднейшей подделкой. 2. Три слова «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни», написанные в период с 378 по 385 г. являются апологией монашества, адресованной родителям, которым Златоуст предлагает посылать своих детей в монастырь для нравственного воспитания. Второе слово имеет подзаголовок «К неверующему отцу», третье – «К верующему отцу». 3. Трактат «Сравнение царей с монахами» (в русском переводе: «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни») продолжает тему слова «К неверующему отцу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В сем году созван был в Константинополе Феодосием великим, для подтверждения Никейских догматов, второй великий святой Вселенский собор, состоявший из ста пятидесяти православных епископов. Сюда также приглашены были тридцать шесть епископов Македониевой ереси под председательством Елевсия, сто же пятьдесят православных епископов были под председательством Тимофея Александрийского, Мелетия Александрийского , святейшего Кирилла Иерусалимского и Божественного Григория Константинопольского. Тридцать шесть епископов ереси Македониевой, побуждаемые отцами принять учение Никейского собора, согласившись еще при Валенте с Либерием, подали свои записки. Посланные же из Рима с Сильваном отказались принять истину, и возвратились назад, сделались предметом посмеяния всех, как такие люди, которые думают так, а подают голос в другом смысле, тем паче они представили несообразное с их поведением послание от лица Либерия, свидетельствовавшее о православии их. Святой собор оставил Константинопольское епископство за Григорием Богословом и против воли его посадил его на престол как мужа много подвизавшего и очистившего Церковь от язвы ересей. После того этот премудрый и блаженнейший муж, узнав, что некоторые из египтян завидуют ему, добровольно удалился от престола царствующего града, объявив о том в прощальном слове. По отреченьи его, царь и собор возвели на его место Нектария, родом из Тарса, бывшего тогда претором, еще некрещенного, но в жизни честного и набожного. Святой и Вселенский собор, утвердив учение о Единосущном, прибавил к символу веры еще богословие о Духе; кроме того постановил правила, по которым престолу Константинопольскому предоставлялись права нового Рима. Здесь отличались Григорий Нисский , Пелагий Лаодикийский, Евлохий Эдесский, Амфилогий Иконийский с Григорием Богословом и прочими вышеупомянутыми. Святой собор предал проклятию Ария, Евсевия Никомедийского, Евзоя, Акакия, Феогниса, Евфрония и других; сверх того отлучил Македония Духоборца, Евдоксия, Аэция и Евномия. Великий Мелетий, по окончании Константинопольского собора, почил в мире. Святое тело его переносено было в Антиохию и положено близ гроба святого мученика Вавилы. Флавиан рукоположен был в епископы Антиохийские еще при жизни Павлина, хотя прежде и дал клятву, что не примет посвящения во епископы. Оттуда произошло новое замешательство в Церкви Антиохийской: одни благоприятствовали Павлину, другие Флавиану. Тогда же царь перенес в Константинополь тело Павла Исповедника и положил оное в церкви, которую построил Македоний, наветник против Павла. л. м. 8577, Р. Х. 377.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010