Среди сочинений Златоуста, созданных в этот период, следует отметить «Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана» 256 , написанное приблизительно в 379 году 257 , прославляющее епископа Антиохии священномученика Вавилу, мученически пострадавшего в 250 году. Это слово основано на противопоставлении силы веры св. Вавилы и бессилия язычества. Вскоре после этого произведения появился трактат «О божестве Христа против иудеев и язычников» 258 . Главным в этом сочинении является мысль о всепобеждающей силе Христовой, с одной стороны проявляющейся в победе христианства над язычеством, а с другой, – делающейся очевидной через исполнение в новозаветные времена ветхозаветных пророчеств, а также пророческих слов Самого Христа. В первые годы диаконского служения 259 Иоанном созданы два слова «О сокрушении» 260 и три слова «К Стагирию подвижнику» 261 . «О сокрушении» – произведение аскетического характера, в котором Златоуст анализирует причины греха и говорит о необходимости его врачевства через покаяние. Во втором слове он, говоря о добродетели и любви к Богу, обращается к толкованию ряда псалмов (в главах 4 и 5). Уже в этом раннем толковании обозначены те экзегетические принципы, на которые в более зрелый период своего творчества опирался Иоанн Златоуст . В словах «К Стагирию подвижнику» Златоуст поднимает проблему греха и страданий, к которой будет возвращаться на протяжении всей жизни. Ко времени диаконского служения, а именно к 382/3 году 262 Келли относит и два трактата Златоуста «О живущих вместе» 263 . При этом он ссылается на письмо блаженного Иеронима к Евстохию, в котором Иероним критикует трактат Златоуста. Поскольку письмо было написано весной 384 года, то временем создания «О живущих вместе» является 382/383 год 264 . Эти два трактата посвящены проблеме нравственной жизни клира; в них Златоуст говорит о недопустимости совместной жизни целибатных клириков с девственницами. Далее следует отметить три слова, в которых выражены взгляды Златоуста на проблемы брака и девства. Это сочинения «О девстве» 265 (381/2 г.), «К молодой вдове» 266 (380/1 г.) и «О воздержании от второго брака» 267 (382 г.). В трактате «О девстве», рассуждая о преимуществах девственного образа жизни, Златоуст опирается на учение об этом предмете апостола Павла, изложенное в 1Кор., гл. 7. Впоследствии, в беседах на первое послание к Коринфянам Златоуст ссылается на своё слово «О девстве» 268 . Слово «К молодой вдове» обращено к молодой женщине, потерявшей своего мужа Ферасия, слово «О воздержании от второго брака» обращено к молодым вдовам вообще. В этих произведениях Златоуст говорит о тех духовных преимуществах, которые получают молодые вдовы, не выходя повторно замуж, но посвящая себя служению Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Вы знаете наверное и помните, как он, летом, когда полуденные лучи раскаляли небо, с сотрудниками своими каждый день ходил туда, не как зритель только, но чтобы участвовать в работах. Он часто и носил камни, и тянул веревки, и усерднее работников прислуживал всякому, кто имел нужду в помощи при постройке. Знал он, верно знал, какие награды будут уготованы ему за это, — потому непрестанно и служил мученикам, не только прекрасными зданиями и непрерывными празднествами, но еще лучшим этого способом. Какой же это способ? Он подражает их жизни, соревнует их мужеству, всячески по возможности утверждает в себе самом образ мучеников. Смотри: они предали тела на заклание, а он «умертвил земные члены» (Кол.3:5); они устояли против пламени огненного, а он погасил пламень похоти; они сражались с зубами зверей, но и он укротил самую жестокую из наших страстей — гнев. За все это возблагодарим Бога, за то, что Он даровал нам и столь доблестных мучеников, и пастырей, достойных мучеников, «к совершению святых.., для созидания Тела Христова» (Еф.4:12), с Которым Отцу слава, честь, держава, со Святым и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    Память св. Вавилы праздновалось 24 января, к какому времени нужно относить и произнесение беседы; год произнесения — по вероятному предположению — 387-й.    Вероятно епископа антиохийского, погребенного в одном храме со св. Вавилой в Дафне. Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычник... Предсказание Господа о совершении чудес последователями Его, невозможное в язычестве. Приношение людей в жертву обличает происхождение язычества от демонов. Беспредельная благость Спасителя. Деяния Апостолов свидетельствуют об исполнении предсказания Господа, а истинность их повествования удостоверяется и современным состоянием христианства и язычества, и первоначальным успехом проповеди апостолов. Гнусное убийство римским царем взятого в заложники мира царского сына. Бог не тотчас наказывает грешников, давая время и случай для покаяния.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Он представляет интересные варианты и дополнения к житию св. Симеона, известному по другим редакциям. Из той же рукописи заимствован и четвертый текст (греч. стр. 75–85, русск. 86–96), мученичество св. Вавилы архиепископа Антиохийского, которого память совершается 4–го сентября.  [V] За ним поставлены (греч. стр. 86–114, русск. 97–130) две разные редакции жития преподобного Мартиниана (память 13 февраля) из рукописей Московской синодальной библиотеки. Третью редакцию того же жития издал Paul Rabbow в Wiener Studien XVII, 1896, стр. 253–293. Далее следуют два разные жития преподобного Герасима отшельника. Редакция первого (греч. стр. 115–123, русск. 131–140) в виде «Похвалы» основана на тексте, который мы издали в другом месте, приписав его по внутренним основаниям Кириллу Скифопольскому  7 . Эта безыменная похвала раньше была издана весьма ошибочно Константином Дукаки по не указанной и, следовательно, неизвестной рукописи, в которой автором назван св. Софроний Иерусалимский  8 . Наше издание основано на рукописи 145 афонского Дионисиева монастыря  9 , написанной в 1619 г.; наш текст занимает в ней листы 156–161; к сожалению, конца текста здесь недостает. Второй текст о препод. Герасиме с именем монаха Космы ритора (греч. стр. 124–135, русск. 141–152), ныне впервые издаваемый, мы списали из codex Messanensis MB, 1308 года  10 . Другой копии его мы не знаем. В этом тексте житие препод. Герасима  [VI]  представляется более подробным и во многом отличным от известных доселе преданий о нем. Стоит отметить, что, между тем как память его совершается 4 марта, текст из Дионисиева монастыря ставит 5–й день того же месяца, а из codex Messanensis — 8–й день. О памятях препод. Герасима в разные дни в древнейшие времена см. свидетельства у архиепископа Сергия, Полный Месяцеслов 2, т. II, стр. 62. В 1892 г. мы издали из cod. Coisl. 303 небольшой греческий текст, переведенный в старые времена с сирийского языка и содержащий в себе сказание о мученичестве в Иерусалиме 60 мучеников во времена Льва Исаврянина  11 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

26.). Повествуемое сими двумя очевидцами подтверждается еще жизнеописанием святого, которое составлено Козьмою, учеником его, на сирском языке (Assemani Acta SS. Martyrum Orientalium el Occidentalium. Rom. 1748 . T. II. p. 268–398.). Cm. Uhlemann, Symeon d. erste Saulenheilige in Syrien. Leipzig. 1846. 4. Страдания св. Священномученика Вавилы и с ним трех отроков (3 в.). От Метафраста сокращенне. – В «Деяниях Святых» Метафрастово сказание в лат. переводе, января 24. стр. 576. Древнейшие сведения о св. Вавиле находятся в истории Евсевия (кн. 6. гл. 23.), у Леонтия, Еп. Антиохийского (сконч. около 358 г.), ученика св. Лукиана (Chronicon Paschale, ed. Bekker. p. 503.), также в похвальном слове св. Вавил св. Иоанна Златоустог о, говоренном в Антиохии, и в книге его «против язычников» (Opp. Chrysostom, ed. Montfaucon. Т. II. р. 531.). Сохранилось и описание страданий Священномученика, по изследованиям Болландистов, древнейшее Метафраста. Метафрастово сказание в большей части подробностей согласно с указанными источниками. 9. Страдание св. Севириана (при Ликинии). Не сказано, откуда. – Согласно с Метафрастовым сказанием, у Сурия сент. 9. стр. 101. Метафрастово сказание сходно с древнейшим греческим (Act. SS. Septembr. d. 9. р. 356.), исключая подробности о событиях, случившихся по смерти мученика, – о чем не упоминается в сем древнейшем повествовании, которое, судя по простоте и краткости изложения, составлено, вероятно, из судебных записей. 12. Житие и страдание св. Автонома Священномученика (4 в.) От Метафраста сокращенне. – В «Деяниях Святых» сентября 12. стр. 16. греческий подлинник и латинский перевод. Автор тремя веками древнее Метафраста, ибо намекает (п. 6. по подлиннику), что жил в царствование Иустина (518–527), и говорит, что сам видел мощи святого, доселе остающиеся нетленными спустя 200 лет по смерти его (п. 7). Что говорит автор об источниках, какими он пользовался в своем сказании о жизни святого, возбуждает к нему особенное доверие. «История мученика дошла до нас частию от описавшаго ее прежде нас,...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

    Св. Симеон столпник. «В славянской минее житие пр. Симеона, списанное от Антония ученика его, от Феодорита, еп. кирского книги Боголюбивых гл. 26, от Симеон Метафраста, от Евагрия схоластина кн. 1. гл. 51, от Георгия Кедрина и от Великой Минеи Четьи. В Деяниях св. (Ian. I. 261) — житие, составленное Антонием в латинском переводе (стр. 264) и Метафрастово (274). Антоний, ученик преподобного, так начинает описание жизни своего наставника: «Новое и чудное таинство совершилось в наши времена. Я сам Антоний грешник и последнейший из учеников его видел то, что предаю письмени.» Феодорит кирский, из которого многое внесено в славянское житие, был также современником святого; сам посещал его во время пребывания его на столпе и, передавая виденное и слышанное о чудных его подвигах, говорит: «о деяниях его хотя могу свидетельствоваться почти всеми, но страшусь приступить к повествованию чтобы не показались они потомкам баснословными и не достоверными, так как превышают человеческую природу» (гл. 26 Боголюбцы). Певествуемое — двумя очевидцами подтверждается еще жизнеописанием святого; которое составлено Космою, учеником его на сирском языке (Assemani Аста SS. Магтуг. orient. et occid. T. II. 268—398). См. Uhlamann. Symeon der erste Saulenheilige in Syrien.» Св. Димитрий ростов. стр. 133. Жизнеописание составлено Космою в 474 году, следовательно только 15 лет во смерти св. Симеона. По житию святой скончался в 459 году в пяток; но пяток в 459 году приходится на 4 сентября. (Может быть память его перенесена на 1 сентября ради весьма чтимого в Антиохии священномученика Вавилы, еп. антиохийского 4 сентября. Мощи св. Симеона сперва положены в церкви Кассиана, но немного спустя построен был еще храм в Антиохии (Метафраст). Часть мощей его перенесена была в Царьград. Евагрий свидетельствует, что большая часть мощей его сохранилась в Антиохии и описывает их. (Кн. I. гл. 13 стран. 35 по русск. переводу).     Мученица Каллиста и Евод и Ермоген. Несправедливо мартиролог римский 25 апреля называет Каллисту Каллистом. В некоторых списках Иеронимова мартиролога, у Ноткера 25 апреля, в восточных памятниках и в западновосточном синайском 1 сентября она называются Каллистою. Причина ошибки та, что в восточных памятниках (равно и в славянском прологе) все трое названы самобратиями и братиями (υταδαλφοι или δαλφο) с отданием преимущества мужескому роду. Но в стихословии греч. пролога она ясно называется женою. Все трое скончались в Никомидии от меча, а во латинским старым мартиролгам в Сицилии в Сиракузах. Рокх Пирр относят страдание их к 309 году 25 апреля (Sicillia sacra Т. IL), Феррарий к Диоклитианову гонению. В студийском уставе патр. Алексии XI в. говорятся, что мощи их находились в студийском монастыре и им 1 сентября совершалась служба.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Календарь Материалы 4 октября 2010 г. [Документы истории] Протоиерей Владислав Цыпин В письме к епископу Антиохийскому Фабию, преемнику скончавшегося в узах святого Вавилы, святитель Дионисий рассказывает о мученических подвигах христиан из Александрии, одни из которых подверглись преследованиям еще до издания эдикта Деция, а другие уже на основании этого эдикта. Христиан кидали в негашеную известь, обезглавливали после пыток, усекли мечом, не подвергая предварительно мучениям, заживо сжигали. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Из разговора Господа с самарянкой видно, насколько духовная реальность непонятна тем, кто мыслит по плоти. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Христианская жизнь встречает много препятствий с первых шагов, и чем дальше, тем больше. Вступающему на путь жизни сей надо вооружиться крепким мужеством, чтобы идти, не робея прилежащих борений с препонами. [Интернет-журнал/Общество] Александр Гезалов Следственный изолятор 1 Петрозаводска – одно из самых старинных зданий города. Ему около 200 лет. Раньше там был храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». СИЗО расположен прямо в центре города, как бы напоминая прохожим о том, что от сумы и тюрьмы не так далеко. Многие думают, что СИЗО – это крепость с собаками и злыми охранниками. Но там работают люди, которые охраняют других людей, хоть и оступившихся. Светлана Ладина Пугали одну женщину, уговаривали, а потом еще велели подписать бумагу о том, что за последствия врачи не отвечают. И вот сидят они с мужем в машине, и оба плачут. А потом и говорят друг другу: «Если даже нам скажут, что он родится больным, мы не станем его убивать. И меньше любить его не станем. Так что пусть рождается». И не согласились на это изуверство. Родился замечательный мальчик. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин Очень многие люди, которые называют себя прихожанами наших храмов, на самом деле не бывают на богослужении. Они могут заходить в храм в течение дня поставить свечи, написать записки, и могут делать так годами, но при этом не появляться на службе, может быть, за исключением Пасхи и Рождества. Это плохо, но это факт. И для таких людей (а их действительно очень много) голос Церкви — это голос человека, который стоит за ящиком. Многое зависит от того, кто этот человек.

http://pravoslavie.ru/archive/101004

То, что хлеб и вино становятся, благодаря схождению Святого Духа, Плотью и Кровью Христа, христианам дано постичь верою, а не физическим зрением, учил Кирилл. Вкушая Тело и Кровь Христа, каждый христианин становился “причастником божественной природы” (2Пет.1:4) и христоносцем (χριστοφρος) 487) . По окончании тайноводственного катехизиса неофиты примыкали к общему собранию верных. Часть пятая. Катехизация в Антиохии (конец IV–cepeдuha V beka) Катехумен – это овца без клейма, заброшенный постоялый двор, гостиница без дверей, открытая для всех, без разбора; притон разбойников, логовище диких зверей, обитель демонов. И вот Господь повелевает, чтобы по Его человеколюбию этот заброшенный постоялый двор без дверей, это пристанище разбойников стали царским дворцом. Он посылает нас, учителей и экзорцистов с тем, чтобы приготовить постоялый двор. И мы, назидающие вас, укрепляем слабые и ненадежные стены постоялого двора наставлением 488) . О первых христианах в Антиохии мы знаем гораздо больше, чем, скажем, об их собратьях в Александрии. Как мы уже упоминали, именно в Антиохии последователи Мессии стали впервые называться христианами. Это обстоятельство было предметом особой гордости жителей сирийской столицы 489) . Антиохия в середине I в. была ареной борьбы двух противоположных миссионерских позиций по вопросу о том, применимы ли к прозелитам из язычников ритуальные ограничения Торы. Консервативные иудеохристианские группы, которые соблюдали большинство законов ритуальной чистоты, просуществовали в Антиохии вплоть до IV в. В целом, однако, преобладали более свободные тенденции, связанные с миссионерской политикой ап. Павла. Как и Александрия, Антиохия была крупнейшим культурным и религиозным центром эллинистического мира. Хотя в Антиохии иногда случались перебои с хлебом, зрелища в ней, казалось, никогда не прекращались. Очень популярны были скачки, гладиаторские бои, театральные представления и прочие увеселения, против которых с большой энергией, но без ощутимых результатов проповедовал в IV в. св. Иоанн Златоуст. В пригородном местечке Дафни регулярно проводились Олимпийские игры, а также находился древний храм Аполлона с необыкновенно влиятельным оракулом. Прорицания этого оракула прекратились только после того, как мощи христианского мученика, антиохийского епископа Вавилы, были перезахоронены неподалеку от храма.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Если случалось переносить мощи святых из одного места в другое: то перенесение их совершаемо было весьма торжественно. Так, когда в четвертом веке, в Дафне, предместии Антиохии, тело св. Вавилы заставило умолкнуть дотоле прорицавшего идола Аполлона, и когда Юлиан-богоотступник, по просьбе жрецов храма аполлонова, приказал унести оттуда святые мощи Вавилы; то перенесение их в Антиохию совершено было христианами с пением, при многочисленном стечении народном, всех возрастов 11 . Глубокое же уважение к святым мощам мучеников христиане первых веков выразили тем, что «по преданию ли апостольскому, или по благочестивому обычаю христиан, сперва начали совершать священнодействие на мученических гробницах, и те же гробницы обращали в Христовы жертвенники или престолы, потом уже ввели в обыкновение и самые жертвенники или престолы освящать с положением под них святых мощей» 12 . А на седьмом вселенском соборе, в 788 году, между прочим, определено внести святые мощи в те храмы, которые освящены без мощей и впредь без них не освящать храма (см. правило 7-е). Это свято соблюдается и доныне, потому что на всяком святом престоле, сколько бы их ни было в храме, часть святых мощей сохраняется в антиминсе. При сем считаем нужным упомянуть, что у древних христиан было благочестивое обыкновение святые мощи полагать в основание храмов. Так, например, известно, что «зодчие, пришедшие из Константинополя (1075 г.) для сооружения великой Киевопечерской церкви, принесли с собою мощи семи св. мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора. Мощи положены были в разных местах под стенами церкви, в основание ея, а над мощами по стенам изображены были самые лики этих угодников» 13 . После сего, упоминать ли о том, что христиане, для всегдашнего воспоминания святых, издревле чтут не только нетленные, цельбоносные мощи их, но и изображения святых на иконах? Были примеры, что, еще при жизни святых на земле, лики их изображали христиане на различных вещах своих, для того, чтобы всюду зреть вожделенные образы святых. Так, по словам св. Иоанна Златоустог о, при жизни св. Мелетия, епископа антиохийского, «каждый из жителей Антиохии желал дать сыну своему имя Мелетия, думая чрез святое наименование как бы ввести Святаго в дом свой. Многие, желая не только слышать имя, но и всюду зреть изображение Святаго, начертали священный образ его на перстнях, печатях, чашах и на стенах жилищ» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой снова сказал ему: «Как же ты смеешь пребывать здесь, когда пришел я, служитель истины?» После этих слов некоторый плачевный голос исходил от идолов, и потом они вдруг все упали и разбились 42 . Св. Афанасий Великий свидетельствует, что демоны вводили в заблуждение умы человеков различными привидениями, пребывая в источниках и реках, древах или камнях, и невежественных смертных устрашали призраками» 43 . А о том, как относятся демоны к приносимым им жертвам, говорит св. Иоанн Златоуст в «Слове о Вавиле» (против Иулиана и язычников). Поведав обстоятельства, давшие повод к построению капища Аполлону в Дафне, предместье Антиохийском, Златоуст говорит, что дьявол, воспользовавшись баснословным преданием, поместил в капище демона для обольщения и погубления людей. Демон, присутствуя при идоле, давал провещания, которыми поддерживались заблуждения язычников. В Дафну были перенесены мощи священномученика Вавилы, и демон сперва умолк, а потом и вовсе удалился из капища. «Таков обычай у демонов, — присовокупляет св. Отец, — когда воздают им человеки Божеское поклонение вонею и дымом крови, тогда они, подобно кровожадным и ненасытным псам, пребывают в тех местах для питания и наслаждения. Когда же никто не приносит им таких жертв, тогда они пропадают как бы от голода. Доколе приносятся жертвоприношения, доколе совершаются скверные тайнодействия, дотоле демоны присутствуют и увеселяются» 44 . А каким образом духи злобы ( Еф.6:12 ) могут питаться приносимыми идолам жертвами, изъясняет св. Василий Великий: «Демоны, как преданные сластолюбию и страстям, в значительной степени наслаждаются и питаются жертвами. В то время, как сжигаются жертвы, кровь превращается через горение в испарения и, разложившись, таким образом, на тонкие части, переходит в состояние, свойственное естеству демонов. Всеконечно, они питаются испарениями, не так, чтобы они их ели или наполняли ими чрево, но подобно некоторым животным, устрицам и прочим этого рода, которые принимают пищу всем существом своим.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Руфин сообщает только о факте публичного покаяния Феодосия без восточных подробностей этого рассказа (Historia Ecclesiastica II, XVIII; М. S. L. t. XXI). Что же касается Павлина, то он, кроме упоминания о публичном покаянии Феодосия, правда, довольно глухо и неопределенно, говорит об акте отлучения Амвросием императора от церковного общения: copiam imperatori ingredienti Ecclesiam denegavit: пес prius dignum judicavit coetu Ecclesiae vel sacramentorum communione, quam publicam ageret poenitentiam, (c. 24); однако и в этом можно сомневаться: письмо Амвросия, апеллируя только к совести императора, не содержит подобной экскомунникации. Кроме того, и сам по себе рассказ Феодорита содержит в себе много несообразного. Так закон, который, по словам Феодорита, по приказанию Амвросия был написан императором в отмену своего распоряжения относительно жителей Фессалоник, находится в кодексе Феодосия еще под 382 г. и, следовательно, появился задолго до конфликта императора с епископом. Далее, по представлению того же Феодорита, Феодосий на основании этого именно закона пощадил антиохийских мятежников, тогда как на самом деле это возмущение случилось, как мы видели, гораздо ранее Фессалоникской резни. (Labriolle. Saint. Ambroise pp. 140–142). – Наконец, нужно иметь в виду, что здесь мы имеем дело далеко не с оригинальным рассказом: наши историки только приписали св. Амвросию то, что они нашли уже у других авторов и относительно других лиц. Нечто аналогичное мы встречаем впервые у св. Иоанна Златоуста в его рассказе о конфликте Вавилы Антиохийского с имп. Филиппом Аривитянином; позже подобные черты были внесены в жизнеописание самого св. Иоанна Златоуста и Епифания Кипрского . (См. об этом статью Baur " a Zur Ambrosius=Theodosius Frage в Theol. Quartalschrifl 90, 1908, ss. 401–409). 1508 Paulini ex Epist. ad Alypium. У Migne t. XIV. S. L в собрании testimonium veterum patrum о св Амвросии. 1511 Вопросом о подлинности и хронологической последовательности творений св. Амвросия из трудов, упомянутых уже при изложении его биографии, между прочим занимаются исследования Förster " a, Sellner " a и Ihm " a.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010