Как пораженный слепотой, он не смог найти дом, да и не верил, что я сижу дома, когда меня преследуют. С трудом че­рез четыре дня, когда Господь велел мне уйти и чудесным обра­зом уготовал путь, я и мои слуги, и многие братья – все вместе мы отправились» (Евсевий, цит. изд., с. 230). В пути Дионисий и его спутники были схвачены, но когда об их аресте узнали люди, пировавшие на свадьбе в ночное время, они бросились на выручку, хотя, судя по их дальнейшему поведе­нию и по тому, что они были совершенно неизвестны святителю, едва ли они принадлежали к Церкви, так что отношение к хри­стианам со стороны простого народа существенно изменилось за два столетия, прошедших со времен Нерона. Эти люди, как пи­шет далее святитель, «догнав нас, радостно закричали. Воины, охранявшие нас, тут же убежали, а они обступили меня: я же как был, так и лежал на голых носилках. И я – видит Бог – принял их сперва за разбойников, которые нас разденут и ограбят. Я си­дел на своем ложе голый, в одной рубахе; остальная одежда ле­жала около меня, им я и протянул ее. Они же велели мне встать и как можно скорее уходить. И тогда, поняв, зачем они пришли, я стал криком просить и молить их уйти и нас оставить. Если же хотят они мне добра, то пусть предупредят взявших меня и са­ми отрубят мне голову. Пока я это выкрикивал.., они силой меня подняли. Я навзничь упал на землю, но они потащили меня за ру­ки и за ноги. Они взвалили меня на спину, вынесли из этого го­родка и увезли, посадив на осла» (Евсевий, цит. изд., с. 230–231). В письме к епископу Антиохийскому Фабию, преемнику скончавшегося в узах святого Вавилы, Дионисий рассказыва­ет о мученических подвигах христиан из Александрии, одни из которых подверглись преследованиям еще до издания эдикта Деция, а другие уже на основании этого эдикта. Старца Юлиа­на, Крониона, по прозвищу Енус, Епимаха и Александра сожг­ли в негашеной извести; Вису, египтянина Немезиона и святую деву Аммонарию обезглавили после пыток; старицу Меркурию и многодетную мать Дионисию усекли мечом, не подвергая пред­варительно мучениям; Макария заживо сожгли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Мученик Христофор 22 мая (9 мая по церк.кал.) Святой Христофор жил в 3-ем веке, во время гонения на христиан при императоре Декии (249–251 гг.). Он был высокого роста, красив и обладал необычайной силой. Еще будучи язычником он обличал преследователей христиан. Узнав о большой физической силе Христофора, император Декий послал своих воинов привести его. В это время святой Христофор уже веровал в Христа, но еще не был крещен. По пути в его руке расцвел сухой жезл, которым он пользовался как посохом. Затем по его молитве умножились хлеба, которых не доставало у путников. Воины были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Христофором приняли крещение от антиохийского епископа Вавилы. Узнав о принятии Христофором христианской веры, император решил хитростью склонить его к отречению от Христа. Он поручил двум блудницам, Каллиникии и Акилине, добиться этого. Но вместо этого Христофор обратил этих женщин к вере во Христа, за что их подвергли истязаниям. Скончались они мученицами. Воины же, приведшие Христофора и крестившиеся, были обезглавлены. После этого Христофора бросили в раскаленный медный сосуд, но он остался невредимым. Подвергнув святого Христофора новым истязаниям, мучители, наконец, отсекли ему голову. Это произошло в Ликии (в Малой Азии) около 250 года. Память мученика Христофора чтится как на Востоке, так и на Западе, особенно в Испании. На Западе прибегают к его помощи во время заразных болезней и при путешествиях. Мощи мученика Христофора почивали в монастыре святителя Дионисия в Париже, где похоронены французские короли. Тропарь: Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отгонудуже со бесплотыми и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое. Блаженная Таисия 23 мая (10 мая по церк.кал.) Святая Таисия жила в Египте в 5-ом веке. Оставшись сиротой после смерти богатых родителей, она сначала вела благочестивую жизнь, посвящая себя благотворительности и помощи больным. Нередко в ее доме останавливались иноки, приходившие из пустыни в город для продажи своих корзин. Таисия пользовалась всеобщей любовью и уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Так как попытка Юлиана восстановить иерусалимский храм относится к 362 году, то из приведенного указания следует, что слово написано в 382 году. Но, имея в виду, что Златоуст не всегда со всею точностью обозначает время событий, можно считать указанное обозначение времени лишь приблизительным и принять, что слово написано Златоустом около 382 года 198 . Что касается вопроса: было ли «слово в память Священномученика Вавилы» произнесено в церкви при собрании народа, или нет, то на него можно скорее дать отрицательный ответ. Кто поверит, чтобы столь длинное слово было произнесено зараз. Притом, оно не имеет заключительного славословия в честь Пресвятой Троицы, которым обыкновенно оканчиваются церковные поучения Златоуста. Наконец, выражения этого слова: «я потому и описываю это пред живыми еще свидетелями» 199 , по-видимому, едва ли могли быть произнесены в народном собрании. Правда, во многих местах, этого слова Златоуст обращается к «некоторым» или «присутствующим». Но, по всей вероятности, это обращение есть обычный оборот ораторской речи, так как и все вообще слово изобилует цветами обычного красноречия, или произошло от того, что автор намеревался прочитать свое слово друзьям 200 . Некогда в Антиохии был епископ Св. Вавила. Горя ревностью по благочестию и любовью к ближним, он, однажды неустрашимо воспретил вход в церковь одному из императоров римских, умертвившему взятого им самим в заложники царского сына. Озлобленный Император повелел заключить в темницу, и потом умертвить неустрашимого епископа. Вавила только просил, чтобы вместе с телом положены были в гроб и цепи, которыми он был связан в темнице. Эти цепи, действительно, были найдены при останках, когда Галл, управлявший Антиохией при Констанции, повелел открыть гроб, перенести св. мощи мученика в Дафну, антиохийское предместье, и положить в нарочно устроенном для этой цели храме. Цель Галла состояла в том, чтобы воспрепятствовать безнравственным потехам в Дафне, любимом гульбище антиохийцев. Действительно, пресловутое предместье мало-помалу стало преобразовываться из места увеселений в место благочестивого поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/o...

В одной летописи 1472 года так повествуется об открытии гробов московских митрополитов, почивающих в Успенском соборе: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины «мощи»» (Собрание русских летописей. Т. VI. С. 195). В 1667 году Новгородскому митрополиту Питириму донесено было об открытии мощей преподобного Нила Столбенского: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. СПб. Т. IV. С. 156). Очевидно, мощами именовались и в том и в другом случае только одни кости. Вообще «на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (Голубинский Е. Е. Канонизация святых. С. 297-298).  История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Игнатий, епископ Антиохийский, был брошен на растерзание диким зверям (при императоре Траяне), пожравшим все его тело и оставившим немного только самых твердых костей, которые как священные останки были с благоговением подобраны верующими. В 156 году священномученик Поликарп, епископ Смирнский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота». Писатель латинской Церкви Пруденций говорит: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином кости их и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия». Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну». Пресвятой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малыя частицы, а все тело его обратилось в прах… С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую церковь Сион…» Блаженный Иероним говорит, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла — в виде костей (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 35, прим.). 

http://pravmir.ru/pochitanie-svyatyx-mos...

увенчал его имп. диадемой. М. скончался в К-поле во время Собора. Его кончина показала, сколь хрупким было согласие между участниками Собора. Сразу возник вопрос о преемнике М. в Антиохии. Свт. Григорий Богослов выступил с предложением не избирать преемника М. и заявил, что правосл. общины Антиохии теперь может объединить еп. Павлин. Согласно Феодориту, еще в 379 г., во время антиохийского диспута, такое предложение выдвигал сам М.: по смерти одного из них, Павлина или его самого, оставшийся в живых должен управлять всей Церковью. Но тогда против такого решения выступил еп. Павлин (Ibid. V 3), теперь же против были сторонники М., к-рые избрали ему преемником пресв. Флавиана. Кроме того, прибывшая на Собор делегация егип. епископов поставила под сомнение совершённое М. возведение Григория Богослова на К-польскую кафедру, и свт. Григорий вынужден был отречься от нее. В К-поле было устроено торжественное прощание с М., речь произнес свт. Григорий Нисский. Останки М. были перевезены в Антиохию и погребены в мартирии св. Вавилы в Дафне ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 8-9; Sozom. Hist. eccl. VII 10). Пять лет спустя по кончине епископа свт. Иоанн Златоуст , будучи пресвитером в Антиохии, произнес похвальное слово М., к-рый крестил его, поставил в чтеца и диакона ( Ioan. Chrysost. Homilia encomiastica in S. patrem nostrum Meletium//PG. 50. Col. 515-520). В возвышенном тоне о М. говорил свт. Григорий Богослов ( Greg. Nazianz. De vita sua//PG. 37. Col. 1133-1141). Свт. Григорий Нисский, знавший М. в последние годы его жизни, описывал его как человека приятной внешности, со светлой улыбкой и с мягким голосом ( Greg. Nyss. Ог. funebr. in Melet.//PG. 46. Col. 852-864). Положительные свидетельства о М. каппадокийских отцов и Иоанна Златоуста, лично знакомых со святителем, постепенно создали вокруг его образа ореол святости. Неопределенность догматической позиции М. в начальный период его епископата эти авторы компенсировали, отзываясь о нем как о ревностном стороннике Православия в последующей его деятельности.

http://pravenc.ru/text/2562860.html

Для христиан-современников Сульпиция эпоха Юлиана Отступника, связанная с реставрацией языческих порядков и гонением на христиан, была одновременно временем подвигов мучеников, пострадавших за веру от Юлиана. Так, Руфин Аквилейский приводит два знаменитых рассказа, свидетельствующих о торжестве Церкви во времена Юлиана. Первый рассказ посвящен истории перезахоронения мученика Вавилы Антиохийского, в ходе которого «вся Церковь , мужчины и женщины, девушки и юноши» шли торжественной процессией и, распевая псалмы, осмеивали языческие обычаи поклоняться идолам (Х.35). Второй рассказ содержит историю исповедника Феодора, чья стойкость во время истязаний и пыток принесла «славу Церкви и позор гонителям» (Х.36). Орозий, сообщая в «Истории против язычников» о правлении Юлиана и указывая на запрет христианам заниматься преподавательской деятельностью, со ссылкой на предшественников также пишет о стойкости христиан, которые оставляли службу, сохраняя веру (VII.30.3). Подобная трактовка эпохи Юлиана совершенно не укладывалась в рамки концепции, создаваемой Сульпицием. Он предпочитает упустить из виду краткий период испытаний при Юлиане, чтобы не ломать ощущения беспрерывности внутрицерковной смуты и не приуменьшать ее масштабы. Желание выразить свое негативное отношение к происходящему в Церкви заставляет Сульпиция обходить стороной в «Хронике» самые яркие деяния св. Мартина Турского, о которых он предпочитает сказать лишь в других своих сочинениях. Подобно тому как Сульпиций Север не обращает внимание читателя «Хроники» на распространение Мартином Слова Божьего среди язычников, он почти ничего не говорит о просветительской деятельности Илария из Пуатье, Амвросия Медиоланского и других православных епископов. Сульпиций совершенно не использует излюбленный прием Руфина, наполнявшего свою «Церковную историю» вставными новеллами о праведниках и святых мужах. Упоминания же Сульпиция о деятельности отцов Церкви в «Хронике» вовсе не создают у читателя впечатления о каких-либо успехах ортодоксального христианства на западе Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28. dTxa per_ Qeoa — можно перевести и как «слава, окружающая Бога», что Чедвик отвергает как «mistranslating». Изречение цитируется в Схолиях на Ареопагитики ( Migne J.-P . PG. IV.429b., причем «церковный философ Секст» здесь ставится в один ряд ни более ни менее как с самим святителем Григорием Богословом! О неименуемости Бога см.: святой Иустин философ . Апология II.6; Климент Александрийский . Строматы. V.82.83; Ориген . Против Цельса. VI.65, VII.42. Чедвик отмечает, что изречения 27—29 цитируются в древнем до-Метафрастовском житии святого Вавилы Антиохийского, сохранившемся в латинском переводе (Acta Sanctorum. 24 jan. Vol. II. Священномученик обращает весьма близкие к секстовым слова к проконсулу. Их греческий оригинал сохранился в приписываемых преподобному Иоанну Дамаскину «Священных параллелях» в редакции Codex Rupefucaldinus ( Migne J.-P . PG. XCVI. 533А. 31—32. Как пишет Чедвик, превосходство человека над ангелами было предметом споров среди христиан во II веке, и предлагает обратить внимание на следующие места: Климент Александрийский . Какой богач спасется. 29; Ecl. proph. 56—57; Ориген . Против Цельса. IV.74—99; Comm. in Matth. X. 13. По словам А. И. Сидорова, в данном случае можно провести сравнение с учением святителя Григория Паламы, согласно которому «ангелы суть служебные духи, литурги не только Высшего Ума, но и ниже их по достоинству стоящих людей. И это единственный им данный удел» ( Сидоров А. И . Указ. соч. С. 298. В связи с вышесказанным ср. изложение православного учения у В. Лосского в кн.: Лосский В. Н . Спор о Софии. 8. /Хоругвь: Сб. статей. — М., 1994. Вып. 2. С. 21—23. 37. Свобода — ™xous:a, то есть речь идет о свободе, сопряженной со властью и правом. Это изречение цитировалось Пелагием, о чем пишет блаженный Августин (О природе и благодати. XIV. 77., ™xous:a может означать и собственно «свободу воли» — именно так понял это слово Руфин, переведший его как libertas arbitrii. 38. Ср.: 16. 39—40. Одно из древнейших свидетельств о мытарствах. Чедвик отмечает, что подобным образом неоднократно толкуется Оригеном известное место из Нагорной проповеди (Мф 5:26. Ср. также: Клим. Алекс . Стром. VII.83.1; IV.116.2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Сборник Палестинской и Сирийской агиологии Сборник Палестинской и Сирийской агиологии, изданный В. В. Латышевым (два выпуска вместе; издание 1907, 1914 — Православный Палестинский сборник). Здесь представлены: СКАЗАНИЕ о мученичестве святых отцов, избиенных варварами Сарацинами в великой лавре преподобного отца нашего Савы Житие иже во святых отца нашего СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЧЕНИЕ святого и славного священномученика ВАВИЛЫ, архиепископа Антиохийского, и отроков трех ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ преподобного отца нашего МАРТИНИАНА ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ преподобного отца нашего Герасима отшельника МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТЫХ СЛАВНЫХ МУЧЕНИКОВ ХРИСТОВЫХ ШЕСТИДЕСЯТИ ТРЕХ МУЧЕНИЧЕСТВО святого Кириака архиепископа Иерусалимского ПОХВАЛА святому преподобномученику АНДРЕЮ НОВОМУ, совершившему течение мученичества в Иерусалиме ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ НОВОГО Житие св. Фотины Самарянки и дружины ее Житие преподобного Мартиниана Страдание святых Павла и Иулиании Сборник Палестинской и Сирийской агиологии, изданный В. В. Латышевым. Выпуск первый. ПРЕДИСЛОВИЕ Недостаток топографических и исторических сведений о палестинских и сирийских городах и селениях в известных нам произведениях древних греческих авторов давно уже побудил Императорское Православное Палестинское Общество обратить внимание и на те народные греческие агиологические тексты христианской эпохи, которые обычно называются синаксарями, мученичествами и житиями. Эти тексты, при всем их многословии; обыкновенно содержат в себе столь подробные сведения топографического или исторического характера, что представляют как бы верные памятники данных мест, или даже сокровищницы преданий их старинных обитателей. Впрочем, известно и внимание, повсюду обращенное в течение последнего тридцатилетия на агиологические памятники, и почерпаемый из них изобильный материал разнообразного интереса. Понятно, что и наше Общество не могло в известной мере не принять участия в их изучении, издавая по мере возможности представлявшиеся ему греческие агиологические тексты, имеющие отношение к Палестине  1 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

обр. мартириями, особенно в Св. земле, напр. ц. Богородицы (сер. V в.), т. н. Кафизма на пути из Иерусалима в Вифлеем; аналогичная по плану ц. Богородицы на горе Гаризим (после 484); различного рода крестообразные сооружения - от самых простых, подобных мартирию свт. Вавилы в Каусье (Антиохия), до таких сложных, как ц. ап. Иоанна в Эфесе (ок. 450) с 5-нефным восточным и 3-нефными остальными рукавами. Идеи октагона и креста при планировании построек часто сочетались, напр. мартирий в Ниссе, октагон в Севастополисе (Сухуми, IV-V вв. (?)); рукава креста могли быть даже в форме 3-нефной базилики (мартирий в Калъат-Симъане, 80-90-е гг. V в.). Их центральные пространства - октагональные, круглые или квадратные - перекрывали деревянным шатром, реже каменным сомкнутым сводом или куполом (нек-рые, возможно, оставались открытыми), что придавало композиции сооружения новую, вертикальную ось развития. Подобный тип был характерен для мартириев, но такую композицию могла иметь и соборная церковь и церковь при имп. резиденции, что связывает их происхождение и с архитектурой дворцовых залов. Особую группу составляют тетраконхи с обходом или тетраконхи с двойной структурой, наиболее ранняя сохранившаяся постройка такого рода - ц. Сан-Лоренцо Маджоре в Милане, отождествляемая с известной по источникам базиликой Порциана (50-70-е гг. IV в.). Она была собором влиятельной арианской общины, стояла рядом с предполагаемым имп. дворцом. Амбулаторий и галереи открывались в пространство внутреннего тетраконха 2-ярусными аркадами на изящных мраморных колоннах. Крещатые столпы в углах центрального квадрата поддерживали кубовидный объем, перекрытый сводом, за столпами располагались башенки. Сочетание 4 угловых башен с центральной придавало экстерьеру храма 5-главый силуэт. С юга и востока к церкви примыкали 2 мавзолея, перед зап. экседрой собора располагался атрий, обрамленный портиками, а вход в комплекс украшала колоннада пропилеев, центральное звено антаблемента к-рой имело арочное очертание. Вскоре постройки, подобные миланскому храму или антиохийской Великой ц., распространились на Балканском п-ове, первый из них - тетраконх во дворе б-ки Адриана в Афинах (10-е гг.

http://pravenc.ru/text/383977.html

(Службы по месяцеслову занимают в рукописи листы 68 оборот – 196). Сентябрь (листы 68 оборот – 82 оборот). 1 . Начаток индикта и преподобного отца нашего Симеона столпника, 4 . Священномученика Вавилы. 5 . Пророка Захарии, отца Предтечева. 6 . Чудо архистратига Михаила в Хонех. 7 . Предпразднство св. Богородицы. 8 . Рождество Богородицы. 9 . Иоакима и Анны. 12 . Попразднство Рождества Богородицы. 13 . Предпразднство Воздвижения креста. 14 . Воздвижение креста. 15 . Служба Воздвижения и св. мученика Никиты. 16 . Св. мученицы Евфимии и преподобного Евиота Студийского. 20 . Св. великомученика Стефана и иже с ним. 23 . Зачатие Предтечи. 24 . Первомученицы Феклы. 25 . Преподобной Евфросинии Александрийской. 26 . Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 28 . Преподобного исповедника Харитона. 29 . Преподобного Кириака. 30 . Св. Григория Великого Армении. Октябрь (листы 82 оборот – 89 оборот). 1 . Апостола Анании и преподобного Романа, творца кондакаря (сладкопевца). 2 . Священномучеников Киприана и Иустины. 3 . Священномученика Дионисия Ареопагита . 6 . Апостола Фомы. 7 . Мучеников Сергия и Вакха. 8 . Преподобной Пелагии Антиохийской. 9 . Апостола Иакова Алфеева. 11 . «Семаго сбора о святых иконах» и память св. Феофана, творца канонов. 12 . Мучеников Прова, Тарха и Андроника. 13 . Святых Карпа и Папила. 14 . Успение апостола и евангелиста Луки. 20 . Мученика Артемия. 21 . Преподобного Илариона. 22 . Чтется житие преподобного Аверкия. 23 . Иакова брата Господня. 24 . Священномученика Арефы и иже с ним. 26 . Великомученика Димитрия. 31 . Чтется житие преподобного Аврамия. Ноябрь (листы 89 оборот – 101 оборот). 1 . Козмы и Дамиана. 2 . Св. Акиндина и иже с ним. 3 . Мученика Акепсимы и иже с ним и преподобного Иоанникия. 6 . Павла исповедника. 8 . Собор архистратига Михаила. 11 . Мучеников Мины, Виктора и Викентия, и преподобного Феодора Студита . 12 . Иоанна Милостивого, преподобного Нила и попразднство преподобного Феодора Студита . 13 . Иоанна Златоустог о. 14 . Апостола Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010