составитель О.А. Платонов В Вавила – Праздник острых вил (День Вавилы, Вавила) Народное название дня св. мч. Вавилы, епископа Антиохийского (251) 4/17 сент. Св. Вавила считался покровителем домашнего хозяйства, а его символом были острые вилы. По народным поверьям, св. Вавила не только своими вилами помогал крестьянам по хозяйству, но и выгонял ими нечистую силу – бесов и леших. На Вавилу чинили грабли, косы, вилы. Мужики молились: «Вавила, сохрани мой дом и меня от несчастия и огня». Последнее было связано с тем, что в этот же день праздновалась икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Вадим ключник (отмыкание родников) Народное название прмч. Вадима (IV в.), 9/22 апр. В этот день по древнему обычаю русские очищали родники. Потом после молитвы св. Вадиму пили всей семьей чай из самовара. В некоторых местах России существовало поверье, что девушка, которая ожидает жениха, должна рано утром пробраться незаметно к роднику, ключевой водой умыться и,      не вытираясь полотенцем, возвратиться домой. Что задумает она при этом, то и сбудется. В теплых местах в большом роднике девушки нагими прыгали в него и молили о своем суженом. В более поздние времена после отмыкания родников на чистое дно бросали серебряную монетку на счастье. Валаамская икона Божией Матери Валаамскую икону Божией Матери наряду с Державной связывают с судьбой русской монархии. Царствование последнего императора, св. Царя-страстотерпца Николая II ознаменовано явлением двух святынь – Валаамской и Державной. Обретение первой произошло в 1897 спустя год после венчания имп. Николая II на царство, а явление второй состоялось в день его отречения 2/15 марта 1917. Обе иконы знаменовали начало и конец царствования последнего русского самодержца. Их роднит наличие в иконографии атрибутов царской власти: державы на обоих изводах и скипетра в Державной иконе. Празднование Валаамской иконе Божией Матери до 2003 совершали в 1-е воскресение после празднования дня прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в память об обретении святыни, а в настоящее время празднование установлено 1/14 июля. Валенки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Сборник Палестинской и Сирийской агиологии Сборник Палестинской и Сирийской агиологии, изданный В. В. Латышевым (два выпуска вместе; издание 1907, 1914 — Православный Палестинский сборник). Здесь представлены: СКАЗАНИЕ о мученичестве святых отцов, избиенных варварами Сарацинами в великой лавре преподобного отца нашего Савы Житие иже во святых отца нашего СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЧЕНИЕ святого и славного священномученика ВАВИЛЫ, архиепископа Антиохийского, и отроков трех ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ преподобного отца нашего МАРТИНИАНА ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ преподобного отца нашего Герасима отшельника МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТЫХ СЛАВНЫХ МУЧЕНИКОВ ХРИСТОВЫХ ШЕСТИДЕСЯТИ ТРЕХ МУЧЕНИЧЕСТВО святого Кириака архиепископа Иерусалимского ПОХВАЛА святому преподобномученику АНДРЕЮ НОВОМУ, совершившему течение мученичества в Иерусалиме ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ НОВОГО Житие св. Фотины Самарянки и дружины ее Житие преподобного Мартиниана Страдание святых Павла и Иулиании Сборник Палестинской и Сирийской агиологии, изданный В. В. Латышевым. Выпуск первый. ПРЕДИСЛОВИЕ Недостаток топографических и исторических сведений о палестинских и сирийских городах и селениях в известных нам произведениях древних греческих авторов давно уже побудил Императорское Православное Палестинское Общество обратить внимание и на те народные греческие агиологические тексты христианской эпохи, которые обычно называются синаксарями, мученичествами и житиями. Эти тексты, при всем их многословии; обыкновенно содержат в себе столь подробные сведения топографического или исторического характера, что представляют как бы верные памятники данных мест, или даже сокровищницы преданий их старинных обитателей. Впрочем, известно и внимание, повсюду обращенное в течение последнего тридцатилетия на агиологические памятники, и почерпаемый из них изобильный материал разнообразного интереса. Понятно, что и наше Общество не могло в известной мере не принять участия в их изучении, издавая по мере возможности представлявшиеся ему греческие агиологические тексты, имеющие отношение к Палестине  1 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

Луи Дюшен (католик) Глава IX. Юлиан и языческая реакция Язычество во время владычества династии Константина. – Запрещение жертвоприношений. – Упадок древних религий. – Юность Юлиана. – Развитие его религиозных воззрений. – Сделавшись императором, он провозглашает себя язычником. – Побежденная религия мстит христианству. – Убийство Георгия александрийского. – Литературные произведения Юлиана, его набожность и попытка возродить язычество. – Его поведение по отношению к христианам. – Возвращение изгнанных епископов. – Отмена привилегий, запрет преподавания. – Столкновения и насилия. – Восстановление Иерусалимского храма. – Юлиан и антиохийское население. – Смерть Юлиана. Уже во времена Константина, особенно с тех пор, как он сделался единодержавным императором, государство встало на сторону христианства против язычества. Однако не было проведено никакой общей меры для закрытия храмов. Государство более не совершало в них жертвоприношений, но за частными лицами была оставлена свобода совершать их, свобода утраченная, быть может, ими лишь в конце царствования. Такая терпимость должна была скоро исчезнуть: сыновья Константина проявили еще большую решимость, чем их отец, чтобы покончить с древней религией. В начале 341 г. Констант обратился к италийскому викарию со следующим рескриптом: «Да прекратится суеверие! Да уничтожится безумие жертвоприношений! Всякий, кто, вопреки закону божественного императора, нашего родителя, и настоящему приказу нашей кротости, осмелится совершать жертвоприношения, должен быть предан суду и наказан» 495 . Другие законы повторяют это запрещение, определяя, что храмы должны быть всюду закрыты, жертвоприношения возбранены под страхом смертной казни и конфискации 496 . Магненций, будучи сам христианином, разрешал, в виде исключения, совершать жертвоприношения в ночное время; Констанций отменил эту меру 497 . Однако следует заметить, что единственным проявлением культа, запрещавшимся в этом законодательстве, были жертвоприношения, тогда как языческие религии требовали много и других церемоний. Не видно, чтоб они были запрещены законом. Императорский рескрипт 342 года 498 решительно предписывает не касаться пригородных храмов, с которыми связывались цирковые и иные игры: преследовались суеверия, а не развлечения. Процессии, священные трапезы, мистерии и многие другие проявления религиозного чувства сохранялись, как встарь. В Риме до времен Феодосия совершались тавроболии. Посвящения в елевсинские мистерии практиковались при Костанции и даже после Юлиана. В Антиохии продолжали посещать пресловутое святилище Дафны и делали это далеко не с аскетическими намерениями. Вместо того, чтобы безусловно запретить эти посещения, что, по-видимому, следовало бы сделать во имя чистоты нравов, кесарь Галл удовольствовался тем, что создал конкуренцию святилищу. Он приказал перенести в священную рощу останки св. Вавилы, епископа-мученика; но с тех пор и солидным людям открылась возможность посещать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Календарь Материалы 4 октября 2010 г. [Документы истории] Протоиерей Владислав Цыпин В письме к епископу Антиохийскому Фабию, преемнику скончавшегося в узах святого Вавилы, святитель Дионисий рассказывает о мученических подвигах христиан из Александрии, одни из которых подверглись преследованиям еще до издания эдикта Деция, а другие уже на основании этого эдикта. Христиан кидали в негашеную известь, обезглавливали после пыток, усекли мечом, не подвергая предварительно мучениям, заживо сжигали. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Из разговора Господа с самарянкой видно, насколько духовная реальность непонятна тем, кто мыслит по плоти. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Христианская жизнь встречает много препятствий с первых шагов, и чем дальше, тем больше. Вступающему на путь жизни сей надо вооружиться крепким мужеством, чтобы идти, не робея прилежащих борений с препонами. [Интернет-журнал/Общество] Александр Гезалов Следственный изолятор 1 Петрозаводска – одно из самых старинных зданий города. Ему около 200 лет. Раньше там был храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». СИЗО расположен прямо в центре города, как бы напоминая прохожим о том, что от сумы и тюрьмы не так далеко. Многие думают, что СИЗО – это крепость с собаками и злыми охранниками. Но там работают люди, которые охраняют других людей, хоть и оступившихся. Светлана Ладина Пугали одну женщину, уговаривали, а потом еще велели подписать бумагу о том, что за последствия врачи не отвечают. И вот сидят они с мужем в машине, и оба плачут. А потом и говорят друг другу: «Если даже нам скажут, что он родится больным, мы не станем его убивать. И меньше любить его не станем. Так что пусть рождается». И не согласились на это изуверство. Родился замечательный мальчик. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин Очень многие люди, которые называют себя прихожанами наших храмов, на самом деле не бывают на богослужении. Они могут заходить в храм в течение дня поставить свечи, написать записки, и могут делать так годами, но при этом не появляться на службе, может быть, за исключением Пасхи и Рождества. Это плохо, но это факт. И для таких людей (а их действительно очень много) голос Церкви — это голос человека, который стоит за ящиком. Многое зависит от того, кто этот человек.

http://pravoslavie.ru/archive/101004

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Вторник, 17 сентября 2024 г. (4 сентября ст.ст.) Седмица 13-я по Пятидесятнице Глас 3, Поста нет сщмч. Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251) . прор. Моисея Боговидца (XVI в. до Р. Х.) . Обретение мощей свт. Иоасафа, епископа Белгородского (1911) . Второе обретение (1964) и перенесение (1989) мощей свт. Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского . Собор Воронежских святых. прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1866) . мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117) . мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV) . мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305-311) . сщмч. Петра (Зимонича) Дабро-Боснийского, митрополита (1941) (Серб.) . сщмчч. Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского, Сергия (Дружинина), епископа Нарвского, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова, пресвитеров, прмч. Стефана (Кускова), иеромонаха, мчч. Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина (1937) . мц. Елены Черновой (1943) . иконы Богородицы «Неопалимая Купина» (1680) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 2Кор.8:16-9:5 Ев.- Мк.3:13-19 сщмч.: Лит.: Ап.- Евр.11:33-12:2 Ев.- Лк.12:32-40 свт.: Лит.: Ап.- Евр.7:26-8:6 Ев.- Ин.10:9-16 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. священномученику Вавиле Антиохийскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

1 В русс.пер.: «красота ее» ; но в септуаг., как и в слав.: δξα ντρπου — «слава человека» — и.И. 2 Т. е. епископа Флавиана. 3 Из соч. св. Иоанна Дамаскина «Об иконах». Этого отрывка нет ни в одной из трех бесед, быть может, потому, что которая-нибудь из них, всего вероятнее третья, дошла до нас не в целом виде. 4 Т. е. епископа Флавиана. 5 В ориг. «безквасное». Здесь приведено в соответствие с цитатой — и.И. 6 Перев. проф. Юнгерова 7 Гр.септуаг.: βραχυ τι ­­ слав. «мало что» — и.И. 8 Гр.: και ελυπηθη και επορευθη στυγνος ; слав. «опечалися и пойде дряхл» — в рус.синод.перев. этот смысл не усматривается — и.И. 9 Аттическая монета около 4 копеек. Нужно ли сохранять это примечание? Царские 4 коп. действительно были дневным пропитанием, теперь это мало кому будет понятно — и.И. 10 гр. « λγοις »; — в синод.перев. «делах» — и.И. 11 В ориг.: « κα παρασκευαζου προς την οδον » — последние слова И.Златоуст, очевидно, приводит как цитату, но в имеющихся у меня текстах св.Писания этих слов не видно — и.И. 12 Т. е. епископу Флавиану. 13 В синод.перев. этого слова нет — и.И. 14 В синод.перев. этих слов нет — и.И. 15 В Библии наоборот: «разрешиться и быть со Христом... несравненно лучше; а оста­вать­ся во плоти нужнее для вас» (Флп.1:23—24); видимо И.Златоуст это и имел в виду, но в цитате допустил неточность — и.И. 16 В Библии: «наш» — и.И. 17 Т. е. Урваном, Прилидианом и Еполлонием, которых память празднуется вместе с памятью св. Вавилы. 18 В синод.пер.: «согласные» — и.И. 19 Беседа эта издана только в латинском переводе. 20 Произнесено в Антиохии после похвального слова св. Евстафию, в день памяти св. Романа — 18 ноября. 21 Принадлежность этого слова св. Златоусту сомнительна в виду большого различия в слоге и языке между ним и подлинными словами св. отца. 22 Здесь в русском синод. переводе совсем другой смысл, а в септуагинте то же, что и в славянском: εξομολογησεται πασα γλωσσα τω θεω — и.И. 23 Вероятно епископа антиохийского, погребенного в одном храме со св. Вавилой в Дафне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3386...

На допросе перед своим сожжением в срубе, которое последовало 5 января 1666 года, этот вязниковский пророк обмолвился любопытными словами. Объясняя свое учение религиозного самоубийства, он промолвил: “Мы-де сей путь Лукиана мученика Ссылка “лесного старца” Вавилы на Лукиана весьма многозначительна: св. Лукиан из Самосаты, память которого празднует церковь и который жил в 235—312 годах, хорошо известен в отеческой литературе как один из ранних христианских писателей и жертва преследований христиан при Диоклетиане, замученный голодом в антиохийской тюрьме. Уже его смерть от голода, правда, не добровольного, а вынужденного, могла служить примером для самоуморителей постом среди последователей Капитона и Вавилы. Но возможна еще и другая догадка: во II—IV веках было два Лукиана Самосатских: уже упомянутый христианский писатель, мученик и гораздо более знаменитый языческий сатирик, умерший около 200 года. Оба Лукиана, и языческий сатирик и христианский комментатор, писали приблизительно в одинаковом стиле, часто пользовались параллельными приемами в своей литературной работе, и поэтому произведения Лукиана Сатирика иногда ошибочно приписывались Лукиану Мученику, и наоборот, а известная византийская энциклопедия Свиды вообще значительно спутала авторов этих совсем различных по своим идеям писателей. В одном из своих произведений сатирик и язычник Лукиан вывел Перегрина, философа-циника и, как кажется, христианина, которого христиане все же почитали как мученика и который в 165 году, чтобы показать свое презрение к гонениям и свое духовное превосходство, добровольно сжег себя на костре. Очень вероятно, что, говоря о пути, указанном Лукианом, русско-французский “лесной старец” Вавила подразумевал именно этот пример добровольного мучения и смерти во славу своих убеждений, который хотя и был описан Лукианом Сатириком, но все же мог быть ввиду ошибочно определенного авторства в глазах Вавилы примером самоотверженного самосожжения, описанным св. Лукианом Мучеником. Так как нам до сих пор почти совсем неизвестна биография и прошлое Вавилы, то настаивать на такой догадке, конечно, невозможно, но она нам кажется наиболее вероятным объяснением происхождения русского религиозного “новоизобретенного способа самоубийственных смертей” путем огня.

http://sedmitza.ru/lib/text/439589/

Вернувшись, святой стал ревностно заботиться о том, чтобы снова соединить разделившееся стадо Христово. Кроткий и смиренный сердцем архиепископ не отрицал и епископства Павлина, но признавал его, а сам пас новое стадо – именно обратившихся из арианства в православие, которых тогда павлиниане не принимали в общение. Когда же беззаконный Юлиан, утвердившись на престоле, явно отвергся от Христа и стал поклоняться идолам, тогда снова святой Мелетий был изгнан из Антиохии. По всему обширному царству Юлиана было воздвигнуто на христиан гонение, которое особенно было сильно в Антиохии. Беззаконный царь, отправляясь в поход со всем своим войском в Персию, прибыл в Антиохию: здесь он приносил много жертв идолу Аполлона, стоявшему на месте, называемом Дафна: это место находилось в предградии Антиохийском: здесь были положены и мощи святого мученика Вавилы с тремя младенцами. Однажды царь спросил лживого своего бога Аполлона, некогда дававшего людям ответы, победит ли он персов? Идол ничего не отвечал ему, ибо с тех пор, как были перенесены в то место мощи святого Вавилы отбежал оттуда: с того времени и перестал давать ответы идол, прежде много предсказывавший, ибо сей бес прорицал через идола. Царь был опечален, что идол перестанет давать предсказания: узнав от тамошних жрецов, что мощи Вавилы были причиной молчания идола Аполлона, он приказал галилеянам – так называл он христиан – взять оттуда те мощи. Лишь только они были взяты, на храм Аполлона с небес ниспал огонь и сжег капище вместе с идолом: это очень опечалило и посрамило нечестивых жрецов, и они решили отомстить христианам. Для сего они стали говорить перед царем, что галилеяне из ненависти зажгли ночью храм Аполлона. Тогда царь исполнился ярости на христиан: он приказал преследовать и гнать их, тогда же и святой архиепископ Мелетий был изгнан из города; другие христиане, добровольно убежав из Антиохии, скрывались в тайных убежищах. Тогда были подвергнуты мучению и два святых пресвитера антиохийских – Евгений и Макарий, и святой Артемий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

3. Служебные минеи полезны для агиолога еще историческими сведениями о святых, которые сообщаются в службах. Жития некоторых святых не дошли до нас и единственный источник сведений о них суть службы, во славу их составленные; впрочем сии сведения большею частию общи. Приступим к более частному исследованию о минеях служебных. Минеи служебные двоякого рода: праздничные и повседневные. Праздничные минеи по происхождению своему естественно древнее повседневных; ибо сначала песнопения слагались на великие праздники и во славу особенно чтимых святых. Так как дошедшие до нас каноны древнейшие на праздники и великим святым относятся к VII-VIII векам, то и начало праздничных миней, подобных настоящим, должно относить к сим векам. Древнейшая праздничная минея, нам по имени известная, относимая к IX веку, есть сирская, содержащая важнейшие праздничные службы за месяцы декабрь, январь (февраля нет), март, август, находящаяся в Ватиканской библиотеке 214 . Другие две праздничные минеи, проф. Болотовым названные сирофиникийскими, одна IX в., содержащая 41 службу, другая X века с 54 службами, описаны им в Христианском Чтении (1893 г. ч. 1 стр. 185 и след.). Первая минея монофизитским митрополитом г. Дамаска Иоанном подарена была некоему Якире, а этот мар Якира в 932 г. пожертвовал ее игумену скитскому Моисею Низикийскому. Из них извлечен Болотовым месяцеслов сирофиникийский, во многом от нашего отличный как в самых памятях, так в днях празднования святым. Месяцеслов им дополнен и объяснен словами Иоанна Златоустог о (387–391 г.) и Севира антиохийского (512–518 г.). Мы приведем здесь более замечательные памяти или неизвестные по другим месяцесловам или стоящие под другими необычными числами. Янв. 1 Василия Великого и Григория Богослова , 23 янв. муч. Вавилы (и 3 отроков, но есть и в Еклагадионе). 1 февр. Ефрема Сирина (тоже в запад. древних), 8 февр. Севира антиохийского, февр. 14 Сретение. Марта 24 (sic) Благовещение Богородицы. Мая 15 Богородицы над колосьями (моление о сохранении выколосившегося хлеба от невзгод).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

– Идите вперед в путь блаженный с миром, дети мои, а потом и я последую вам, и порадуюсь с вами радостью вечной в Царствии небесном. И скончались слуги от потопления, сподобившись принять мученический венец от Христа Бога, в Которого уверовали. Продолжая приступать к святому мученику Феодориту, нечестивый правитель кричал: – Принеси жертву богам. Исполнившись духа пророческого, святой сказал ему: – Ты, злочестивейший и окаяннейший из всех людей, будешь жевать свои внутренности и немного времени пройдет, как извергнешь насильственно скверную свою душу и предашь ее огню вечному; также и беззаконнейший твой царь, недолго спустя после тебя, погибнет в Персидской земле; пораженный невидимою рукою, он будет ввергнут в геенну огненную. Знай достоверно, что начинание дел ваших не будет иметь успеха, ибо конец ваш близок, и погибель ваша не дремлет. Не будучи в состоянии терпеть таких слов святого, скверный мучитель повелел тотчас его обезглавить, и пошел святой на смерть, радостный, моля Бога о себе и о всем мире, и, усеченный секирою в главу, скончался. Похоронив честное тело его, верные сохранили в сердцах своих пророческие слова, в муках изреченные мучителю, и ожидали исполнение их. И сбылось, что оба Юлиана, дядя и племянник, вскоре погибли с шумом. Юлиан, дядя царский, правитель стран восточных, убивший святого Феодорита, с того времени, как мочёю своею осквернил престол Божий и попирал священные сосуды, ругаясь над святыней и хуля Христа, – впал в недуг. Тотчас в тайных его местах начали родиться черви; они грызли его снизу, и день ото дня увеличивалась болезнь. Искуснейшие врачи прилагали много старания, чтобы исцелить его, но не имели никакого успеха, и час от часа хуже ему приходилось, ибо черви сильно размножались и съедали тело его, которого коснулась правосудная рука Божия. И исполнились слова святого, сказанные мучителю: «будешь жевать свои внутренности», ибо когда проходы его засорились, уста богохульные стали скверным проходом: итак, поедаемый червями, он зло изверг окаянную свою душу. Также и друг его Филикс, заведовавший сокровищами царскими, не избежал скорой казни Божией: по возмездию Божию, внутренности его повредились, и кровь днем и ночью текла потоком из богохульных его уст, как из источника, и вскоре умер он для вечности, предав окаянную душу свою геенне. Когда злочестивый царь Юлиан пришел в Антиохию и узнал об этом, то не дерзнул нанести бесчестие мощам святого священномученика Вавилы, почивавшим в Дафне Аполлоновой, но повелел христианам взять их оттуда, – как пишется о том в житии этого святого, в 4 день сентября. Потом отступник Юлиан, отправившись походом против персов, погиб там, как предсказал святой священномученик Христов Феодорит 1772 . Видев исполнение его пророчества, верные прославили Христа истинного Бога, с Отцом и Сыном славимого во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010