На допросе перед своим сожжением в срубе, которое последовало 5 января 1666 года, этот вязниковский пророк обмолвился любопытными словами. Объясняя свое учение религиозного самоубийства, он промолвил: “Мы-де сей путь Лукиана мученика Ссылка “лесного старца” Вавилы на Лукиана весьма многозначительна: св. Лукиан из Самосаты, память которого празднует церковь и который жил в 235—312 годах, хорошо известен в отеческой литературе как один из ранних христианских писателей и жертва преследований христиан при Диоклетиане, замученный голодом в антиохийской тюрьме. Уже его смерть от голода, правда, не добровольного, а вынужденного, могла служить примером для самоуморителей постом среди последователей Капитона и Вавилы. Но возможна еще и другая догадка: во II—IV веках было два Лукиана Самосатских: уже упомянутый христианский писатель, мученик и гораздо более знаменитый языческий сатирик, умерший около 200 года. Оба Лукиана, и языческий сатирик и христианский комментатор, писали приблизительно в одинаковом стиле, часто пользовались параллельными приемами в своей литературной работе, и поэтому произведения Лукиана Сатирика иногда ошибочно приписывались Лукиану Мученику, и наоборот, а известная византийская энциклопедия Свиды вообще значительно спутала авторов этих совсем различных по своим идеям писателей. В одном из своих произведений сатирик и язычник Лукиан вывел Перегрина, философа-циника и, как кажется, христианина, которого христиане все же почитали как мученика и который в 165 году, чтобы показать свое презрение к гонениям и свое духовное превосходство, добровольно сжег себя на костре. Очень вероятно, что, говоря о пути, указанном Лукианом, русско-французский “лесной старец” Вавила подразумевал именно этот пример добровольного мучения и смерти во славу своих убеждений, который хотя и был описан Лукианом Сатириком, но все же мог быть ввиду ошибочно определенного авторства в глазах Вавилы примером самоотверженного самосожжения, описанным св. Лукианом Мучеником. Так как нам до сих пор почти совсем неизвестна биография и прошлое Вавилы, то настаивать на такой догадке, конечно, невозможно, но она нам кажется наиболее вероятным объяснением происхождения русского религиозного “новоизобретенного способа самоубийственных смертей” путем огня.

http://sedmitza.ru/lib/text/439589/

Но какое торжество для человека Божьего! Трое юных учеников 368 , воспитанных святым Вавилой, следуют за ним, перед всем народом свидетельствуют, что они с великим наставником неразлучны в жизни и смерти и, презирая ласки и обещания Нумериана, не хотят оставить святого Вавилы. В юном возрасте совершенные мужи, они не устрашились ни мучений, ни смерти. Вытерпев все неистовства народа и все мучения, учитель и ученики осуждены были наконец на смертную казнь. Когда пришли на лобное место, святой Вавила сказал: «Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя» ( Пс.114:7 ), – и, поставив пред собой отроков, повелел их предпослать к Богу в тех видах, чтобы они, лишившись наставника, не лишились твёрдости против ужасов смерти. Дети приняли венец страдальческий, а праведник воскликнул: «Се, аз и дети, яже ми дал еси, Боже» ( Ис.8:18 ), – и сам преклонил главу свою под орудие смерти. Гнев Божий за оскорбление святых мощей Вблизи города Антиохии было приятное и весёлое место, от природы осенённое кипарисными и лавровыми деревьями и орошаемое быстрым и прозрачным источником. Оно называлось Дафной, от имени языческой девицы Дафны, за которой будто некогда гнался языческий бог Аполлон и тут настиг её. Но как язычники в лице своих идолов поклонялись порокам, то и это происшествие заслужило новую честь Аполлону, и на том месте сооружён был ему великолепный храм, в котором лжебог на все вопросы давал ответы. Галл, брат Юлиана, соцарствовавший Констанцию, стараясь распространить христианство, соорудил тут же небольшую церковь и перенёс в неё из Антиохийского собора мощи священномученика Вавилы и трёх отроков, пострадавших с ним, дабы непрестанно стекавшийся народ, видя чудеса от гроба его, мало-помалу обращался к вере евангельской. С того времени словоохотный идол онемел и, сколько ни курили перед ним ладану, сколько ни закалывали тельцов, – не давал ответа. Вскоре воцарился злочестивый Юлиан. Имея пламенную приверженность к богам язычества, он особенно благоговел перед Аполлоном, как перед богом-покровителем просвещения, ибо Юлиан любил называть себя философом. Зная по слуху, что его любимого бога поразил недуг немоты, он уверился в том и лично, будучи в Антиохии, и удивляясь столь необыкновенному, по его мнению, чуду, неотступно вопрошал идола о том и о другом. Но, вместо всех ответов, едва наконец получил один, что Аполлону препятствует говорить злой сосед, который лежит близ его капища. Это относилось к мощам священномученика Вавилы. Огорчённый Юлиан сначала велел было разметать по улицам или предать огню святые останки человека Господня; но его объял священный ужас, от которого не могут защититься и самые буйные головы. Итак, по некоторому размышлению, он приказал антиохийским христианам унести гроб святого Вавилы и трёх отроков обратно в соборную церковь , что и было исполнено.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

О. Н. Заец Гимнография Память В. отмечается в ряде литургических памятников: Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3), первопечатном московском Типиконе (1610. Л. 247) и др., но без богослужебных указаний. По рукописям известны каноны В. 4-го гласа, с акростихом «Σ, Νικομηδε μκαρ, μν, Βαβλα. Ιβ» (Тебя, Никомидии блаженного, воспеваю, Вавила. Иов), ирмос: «Τρισττας κραταιος» (    ), нач.: «Σοφα το Πατρς, νυπστατε Λγε» (Мудрость Отца, воипостасный Слове); 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Μαρ υρικ χορε μελιηδα μνον εδω. Αμν» (Мученическому лику сладкую песнь пою. Аминь), ирмос: «Αρματηλτην Θαρα βθισε» (      ), нач.: «Μαρτυρικν νευφημεν βουλμενος χορεαν, Δσποτα» (Желая восхвалять мученический лик, Владыка) (Ταμεον. Σ. 34). Иконография Изображения В. встречаются редко, кроме того, их идентификация затруднена, поскольку святой имеет общий день памяти, сходные черты жития, в частности мученической кончины (усекновение мечом), со сщмч. Вавилой , еп. Антиохийским. Основным моментом в различении образов святых мог бы являться их чин святости, в соответствии с к-рым В. должен изображаться в хитоне и гиматии, а еп. Вавила Антиохийский - в святительском облачении, однако контаминация житий святых не позволяет это сделать с достаточной определенностью. Для рус. иконописных подлинников характерно описание В. как священномученика. В толковой части (Последование церковнаго пения и собрания вселетнаго) иконописного подлинника сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 4 сент. В. соответствует следующее описание: «сед, брада покороче Власьевы (сщмч. Власий, еп. Севастийский.- Э. Ш.), риза празелень»; как и еп. Вавила Антиохийский («священномученик другой Вавила»), он назван священномучеником. Изложение, представленное в толковой части, не соответствует лицевым святцам этого подлинника, где помещены изображения не 2, а 3 святых. 2 (крайние) фигуры показаны в святительском облачении (фелонь, омофор, с Евангелием в руках; в толковом описании В. омофор не указан) и определялись как образы еп. Вавилы Антиохийского (имеет отдельное описание, представлен с 3 отроками) и В. (см. Kaster), а средняя фигура, облаченная в хитон и гиматий, не названа. Можно предположить, что в прориси на этом листе даны известные составителю святые с именем Вавила, а именно, под надписью «    » показаны изображения сщмч. Вавилы Сицилийского, память к-рого приходится на 24 янв. (этим числом отмечено празднование еп. Вавилы Антиохийского в Римских мартирологах),- фигура святителя справа и В.- фигура в центре. При подобном варианте идентификации изображений облачение В. соответствует чину его святости; облик святого на прориси уподоблен образу свт. Николая Мирликийского: «сед, брада невелика, курчевата, взлиз плешив, на плеши мало кудрецов».

http://pravenc.ru/text/288132.html

На допросе перед своим сожжением в срубе, которое последовало 5 января 1666 года, этот вязниковский пророк обмолвился любопытными словами. Объясняя свое учение религиозного самоубийства, он промолвил:»Мы-де сей путь Лукиана мученика проходим " 1038 . Ссылка " лесного старца» Вавилы на Лукиана весьма многозначительна: св. Лукиан из Самосаты, память которого празднует церковь и который жил в 235–312 годах, хорошо известен в отеческой литературе, как один из ранних христианских писателей и жертва преследований христиан при Диоклетиане, замученный голодом в антиохийской тюрьме. Уже его смерть от голода, правда, не добровольного, а вынужденного, могла служить примером для самоуморителей, постом среди последователей Капитона и Вавилы. Но возможна еще и другая догадка: во II–IV веках было два Лукиана Самосатских: уже упомянутый христианский писатель-мученик и гораздо более знаменитый языческий сатирик, умерший около 200 года. Оба Лукиана, и языческий сатирик, и христианский комментатор, писали приблизительно в одинаковом стиле, часто пользовались параллельными приемами в своей литературной работе, и поэтому произведения Лукиана-сатирика иногда ошибочно приписывались Лукиану-мученику, и наоборот, а известная византийская энциклопедия Свиды вообще значительно спутала авторов этих совсем различных по своим идеям писателей. В одном из своих произведений сатирик и язычник Лукиан вывел Перегрина, философа-циника и, как кажется, христианина, которого христиане все же почитали как мученика и который в 165 году, чтобы показать свое презрение к гонениям и свое духовное превосходство, добровольно сжег себя на костре. Очень вероятно, что, говоря о пути, указанном Лукианом, русско-французский «лесной старец» Вавила подразумевал именно этот пример добровольного мучения и смерти во славу своих убеждений, который, хотя и был описан Лукианом-сатириком, но все же мог быть, ввиду ошибочно определенного авторства, в глазах Вавилы примером самоотверженного самосожжения, описанным св. Лукианом-мучеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В течение 1859 года почти все зажиточные иерусалимские жители и монастыри так ревниво обратились на скупку прилегающих к Мейдаму земель, что цены на малейшие участки достигли здесь до размеров неслыханных. Кругом Мейдамской площади теперь трудно уже купить хороший клочок земли и очевидно, что в непродолжительном времени вокруг этой площади должен образоваться новый и самый лучший квартал Иерусалима, выгодный и по местоположению и потому, что здесь сходятся 4 дороги: в Вифлеем, Яффу, Наплуз и к Крестному монастырю. По всей вероятности, по обстройке и заселении этого нового предместия облегчится порядок затворения Яффских ворот, и тогда русские здания сами собой почти очутятся в городе. б) Участок называемый Мамилла. Место это, занимающее около 3.000 кв. сажен, расположено против Мейдама, через долину, внизу, по ту сторону Яффской дороги. Оно имеет значение и в истории Иерусалима: наш известный паломник XII века игумен Даниил, в своём «Страннике», вспоминая о сем месте, определяет положение его так: «близ Иерусалима, на восток лиц, от столпа Давидова, яко же муж дострелит 2-ды, место подольно... и ту есть печера, (в ней) лежат мощи св. младенцев избиенных в Иерусалиме в царство Ираклиево и зовётся то место Агиа-Мамила» – искажённое по выговору туземцев название св. Вавила, во имя которого, согласно местному преданию, был здесь древний монастырь, разорённый в одно из варварских нашествий. Но о каких младенцах упоминает сказание, записанное игуменом Даниилом? В житии св. мученика Вавилы, епископа Антиохийского (Пролог, под 4 сентября), действительно находим, что вместе с ним были избиты младенцы мужского и женского пола, числом 84, но не при Ираклии, а при Максимиане, и не в Иерусалиме, а в Антиохии. В сказании нашего паломника очевидно соединены два разновременные события. Это поясняет тоже местное предание, говоря, что в упоминаемом им монастыре св. Вавилы были погребены останки иерусалимских христиан, избиенных в царство Ираклиево, во время падения и разорения Св. Града Хозроем, царём персидским. Самый же монастырь, как надобно полагать, был основан прежде, по поводу перенесения сюда из Антиохии останков св. мученика Вавилы и избиенных вместе с ним младенцев или одних младенцев. Из соединения этих двух событий и составилось сказание нашего паломника о месте называемом ныне Агиа-Мамила, или просто Мамила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вернувшись, святой стал ревностно заботиться о том, чтобы снова соединить разделившееся стадо Христово. Кроткий и смиренный сердцем архиепископ не отрицал и епископства Павлина, но признавал его, а сам пас новое стадо – именно обратившихся из арианства в православие, которых тогда павлиниане не принимали в общение. Когда же беззаконный Юлиан, утвердившись на престоле, явно отвергся от Христа и стал поклоняться идолам, тогда снова святой Мелетий был изгнан из Антиохии. По всему обширному царству Юлиана было воздвигнуто на христиан гонение, которое особенно было сильно в Антиохии. Беззаконный царь, отправляясь в поход со всем своим войском в Персию, прибыл в Антиохию: здесь он приносил много жертв идолу Аполлона, стоявшему на месте, называемом Дафна: это место находилось в предградии Антиохийском: здесь были положены и мощи святого мученика Вавилы с тремя младенцами. Однажды царь спросил лживого своего бога Аполлона, некогда дававшего людям ответы, победит ли он персов? Идол ничего не отвечал ему, ибо с тех пор, как были перенесены в то место мощи святого Вавилы отбежал оттуда: с того времени и перестал давать ответы идол, прежде много предсказывавший, ибо сей бес прорицал через идола. Царь был опечален, что идол перестанет давать предсказания: узнав от тамошних жрецов, что мощи Вавилы были причиной молчания идола Аполлона, он приказал галилеянам – так называл он христиан – взять оттуда те мощи. Лишь только они были взяты, на храм Аполлона с небес ниспал огонь и сжег капище вместе с идолом: это очень опечалило и посрамило нечестивых жрецов, и они решили отомстить христианам. Для сего они стали говорить перед царем, что галилеяне из ненависти зажгли ночью храм Аполлона. Тогда царь исполнился ярости на христиан: он приказал преследовать и гнать их, тогда же и святой архиепископ Мелетий был изгнан из города; другие христиане, добровольно убежав из Антиохии, скрывались в тайных убежищах. Тогда были подвергнуты мучению и два святых пресвитера антиохийских – Евгений и Макарий, и святой Артемий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вернувшись, святой стал ревностно заботиться о том, чтобы снова соединить разделившееся стадо Христово. Кроткий и смиренный сердцем архиепископ не отрицал и епископства Павлина, но признавал его, а сам пас новое стадо — именно обратившихся из арианства в православие, которых тогда павлиниане не принимали в общение. Когда же беззаконный Юлиан, утвердившись на престоле, явно отвергся от Христа и стал поклоняться идолам, тогда снова святой Мелетий был изгнан из Антиохии. По всему обширному царству Юлиана было воздвигнуто на христиан гонение, которое особенно было сильно в Антиохии. Беззаконный царь, отправляясь в поход со всем своим войском в Персию, прибыл в Антиохию: здесь он приносил много жертв идолу Аполлона, стоявшему на месте, называемом Дафна: это место находилось в предградии Антиохийском: здесь были положены и мощи святого мученика Вавилы с тремя младенцами [ 12 ]. Однажды царь спросил лживого своего бога Аполлона, некогда дававшего людям ответы, победит ли он персов? Идол ничего не отвечал ему, ибо с тех пор, как были перенесены в то место мощи святого Вавилы, бес отбежал оттуда: с того времени и перестал давать ответы идол, прежде много предсказывавший, ибо сей бес прорицал через идола. Царь был опечален, что идол перестанет давать предсказания: узнав от тамошних жрецов, что мощи Вавилы были причиной молчания идола Аполлона, он приказал галилеянам — так называл он христиан — взять оттуда те мощи. Лишь только они были взяты, на храм Аполлона с небес ниспал огонь и сжег капище вместе с идолом: это очень опечалило и посрамило нечестивых жрецов, и они решили отомстить христианам. Для сего они стали говорить перед царем, что галилеяне из ненависти зажгли ночью храм Аполлона. Тогда царь исполнился ярости на христиан: он приказал преследовать и гнать их, тогда же и святой архиепископ Мелетий был изгнан из города; другие христиане, добровольно убежав из Антиохии, скрывались в тайных убежищах. Тогда были подвергнуты мучению и два святых пресвитера антиохийских — Евгений и Макарий, и святой Артемий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Наконец, чтобы нанести решительный удар христианству, – он хотел-было доказать лживость предсказаний пророков и Иисуса Христа ( Дан. 9, 26. 27 . Матф. 24,2 ) касательно храма иерусалимского, и велел восстановить его. Иудеи с восторгом принялись за священный для них труд. Каждый из них жертвовал, чем мог. Юлиан со своей стороны щедро давал от себя пособие. Но св. Кирилл, архиепископ иерусалимский, уверял всех, что это дело не состоится, потому что слова Господа: не останется камень на камне непременно должны исполниться. Так и было. Едва успели расчистить место, и приготовить материалы, – вдруг сильное землетрясение с бурею и вихрем разбросало все заготовленное и многие работники задавлены были камнями и обломками. Работы остановились, – но только на время. Вскоре снова приступили к делу, – и снова последовала еще большая неудача, потому что, кроме землетрясения, вырывались из земли остатки основания прежде бывшего храма, орудия разбрасывались вихрем, огонь, вырываясь из земли клубами, опалял работников и оставлял на телах их кресты. Иудеи с ужасом оставили тогда предприятие и многие приняли христианство. Это было в 363 году. Подобную неудачу Юлиан испытал в Дафне, предместии антиохийском. Там стоял храм, посвященный Аполлону. Но не далеко от него построена была братом Юлиана, Галлом, христианская церковь , в которой почивали мощи св. священномученика Вавилы, епископа антиохийского, и трех отроков, с ним пострадавших. Юлиан, собираясь в поход против персов, прибыл в храм Аполлонов, чтоб вопросить кумира об исходе войны. Но на все его вопросы идол молчал. Жрец объяснил это молчание тем, что подле храма Аполлонова лежат мощи св. Вавилы. Юлиан сначала велел сжечь св. мощи, но потом одумался и велел христианам перенести их в Антиохию, а капище Аноллоново отделать заново и с большим великолепием. Христиане торжественно перенесли мощи св. Вавилы в Антиохию. Храм Аполлонов отстроен был великолепно. Нов ночь перед днем открытия вдруг огонь ниспал с неба на капище, и оно сгорело до основания. Разумеется, христиан стали обвинять в поджоге. И несмотря на то, что соседние поселяне, и даже жрецы капища утверждали, что огонь ниспал с неба, а не был подложен христианами, – многие христиане потерпели жестокие мучения и смерть. С этих пор Юлиан сделался еще жестче для христиан: отправляясь в поход против персов, он дал торжественный обет принести всех христиан в жертву идолам, если только счастливо окончит войну, а в Иерусалиме построить амфитеатр, и на нем отдать на съедение зверям христианских епископов и иноков. Но в сражении он был смертельно ранен, и, чувствуя, что смерть его близка, схватив в горсть кровь, лившуюся из раны, бросил ее на воздух, и со словами: «Ты победил ты меня, галилеянин», – изверг свою душу (363 г.) Бедствия Церкви от еретиков

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Евода и Гермогена. Иерон. У. 25 апр. 1. Пр. Марфы, матери Симеона столпника. 2. Св. муч. Маманта. Иерон. мР. и все 17 авг. 2. Св. Иоанна постника, патр. цареградского. Свв. мучч. 3618 в Никомидии. 3. Пр. Феоктиста, спостника Евфимию Великому. Канон Феофана. Св. Фивы диакониссы кенхрейской. Дим. Рост. 3. Св. Анфима. Иерон. мР. Р. В. А. У. Н. 27 апр. Св. Фивы. А. У. Св. священномуч. Аристиона. Иерон. Р. 3. Пр. Феоктиста, спостника Евфимию Великому. Священномуч. Армистиона, еп. александрийского. 4. Св. Вавилы другого, муч. никомидийского. 43. Петр. 4. Св. Вавилы, еп. антиохийского и 3 отроков. Иерон. Гал. Анги. Б. и все 24 янв. Св. прор. Моисея. Иерон. мР. и все. 4. Св. другого Вавилы с 84 детьми. 5. Свв. Урвана, Феодора, Медимна и друг. при Валенте. Лавр. 1136. Муч. Раисы. Петр. Муч. Сарвида. Охр. Св. Петра, иже в Афире. Акад. 5. Св. муч. Фифаила и сестры его Фивеи. Св. муч. Сарвила. Св. Петра, иже во Афире. 6. Муч. Кириака. 1295. Пр. Давида прежде разбойника. 239. Пр. Архиппа. У. 1610. 6. Св. муч. Кириака в Александрии. Св. Кирилла, еп. гортинского. Св. Давида прежде разбойника. Пр. Архиппа. 7. Пр. Луки, игум. Глубок. реки. 1295. 7. Св. ап. Евода. мР. А. У. Н. 6 мая. Св. ап. Онисифора. мР. А. У. Н. 6 сент. 7. Пр. Луки, игумена обители Глубокой реки. 8. Рождество Пресв. Богородицы. Иерон. Англ. Б. Алляц. и все. 9. Пр. Феофана исповедн. 1295. Муч. Харитона. 1295. Блаженного Никиты. 1295. Муч. Стратора. 1295. 9. Пр. Феофана исповедника и постника. Пр. Никиты сокровенного угодника. 10. Св. ап. Лукия. 1295. Св. трех жен горе пустынней. 239. Св. Петра, ел. никейского. Син. 1. МКр. Св. Павла, ен. никейского. Петр. 10. Св. Лукия, еп. Кирены. мР. А. У. 6 мая. 10. Св. муч. Варипсава. Свв. Трех жен, в горе пустынней обретенных. Свв. Петра и Павла, еп. никейских. 11. Пр. Евфросина. 1295. Мучч. Димитрия, Еванфии и Димитриана. 239. 11. Пр. Евфросина инока. Свв. мучч. Димитрия Еванфии и Димитриана. 12. Св. мучч. Феодора александрянина. 13. Обновление храма воскресения Христова. Канон I.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В месяцеслове Василии нет мучеников 3628 ни 2, ни 4 сентября. В стишном же прологе сказания разных редакций прологов об о них и тех же мучениках повторяются нередко. 3     Священномуч. Анфим. Четья минея от различных писателей. В Деяниях св. (Apr. III. 482 et 60) помещены древние мученические акты, которые имел в виду Метафраст и которые представляют сведения, согласные с нашею четьею минею. Ближайший свидетель мученической кончины его есть Евсевий (кн. 8 гл. 6 и 13). Император Иустиниан построил ему великолепный храм на противоположном берегу Рога, украсив его мрамором и золотом. (Дю-Канж IV, 180). Лев Великий создал храм ему близ Ксиронирка (Bandurii 719). Месяцеслов Василия о св. главе его говорит, что в то время она [в X в.] лежала в Никомидии, производила много чудес и постоянно произращала власы. Святой пострадал в 302 или 303 году, сентября 3 по Метафрастовым актам. В Пасхальной Хронике под 19 годом Диоклитиана (это год кончины св. Анфима; Диоклитиан с 284 года) приведено извлечение из письма св. муч. Лукиана в Антиохийцам о кончине св. Анфима (Ог. chrism. I. 583. Pamrol. cursus compl. Т. 115. 171).     Священномуч. Вавила. В Деяниях св. (Iul. IV. 16) в истории патриархов антиохийских доказывается, что св. Вавила пострадал при Декии в 250 году 24 января (день его кончины выводится из похвальных слов Златоуста), а 4 сентября, вероятно, было принесение мощей его; там же дается ответ на критику Тильмона об актах св. Вавилы и утверждается, что один был Вавила, еп. антиохийский, а другого епископа мученика не было, что причина явления другого Вавилы заключается в неверном сказании александрийской Хроники, что, по Кедрену, был мученик Вавила при Нумериане в Антиохии, но не епископ антиохийской. Никифор (Ц. Ист. кн. 6, гл. 33-) говорят, что Нумериан распял Вавилу, епископа антиохийского за то, что сей обличал его, когда он вошел в церковь христианскую и осматривал ее, но сам Никифор (в следующей 34 главе), перечисляя епископов антиохийских, преемников первого Вавилы, опускает второго Вавилу, который бы должен быть при Нумериане.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010