Однако мотивировка этих действий Юлиана имела сугубо политический подтекст: по словам историка, он хотел тем самым привлечь на свою сторону и язычников, и христиан, чтобы создать надежную опору в борьбе с Констанцием. В «Церковной истории» Феодорита Кирского антихристианские указы Юлиана и репрессии против христиан занимают больше места (Ист., III, 7). 1245 Язычники убили Георгия 4 декабря 361 г. Поводом для этого, по словам Сократа (I, 2), послужило следующее. Александрийские христиане надругались над заброшенным святилищем Митры, вследствие чего в городе произошли столкновения между христианами и язычниками. Георгия якобы вытащили из церкви, привязали к верблюду и после недолгих мучений сожгли вместе с животным. В.В. Болотов утверждает, что Георгий был арестован 30 ноября и посажен в тюрьму, а 4 декабря убит ( Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. 4. М., 1993. С. 290). 1246 Кстати, Сократ также сообщает о слухе, согласно которому виновниками происшедшего были соратники Афанасия (I, 3). Вероятно, конфликт вокруг святилища действительно был использован ими в качестве предлога для устранения Георгия. После смерти последнего александрийских ариан возглавил Люций (I, 4). 1249 Феодул и Леонтий числятся в списках отлученных на Селевкийском соборе 359 года. Леонтий был предшественником Евдоксия на Антиохийской кафедре. 1251 О приверженности будущего императора христианству и о том, что причиной ссылки Валентиниана на Восток было его нескрываемое благочестие, пишет и Феодорит (III, 16). 1252 Силенциарии – ответственные за соблюдение тишины во время придворных церемоний. 30 главных силенциариев разделялись на три декурии, каждая из которых подчинялась декуриону. 1253 Останки мчн. Вавилы, находившиеся возле дафнийского храма Аполлона в Антиохии, были отданы христианам, которые перенесли их в город (Сокр., III, 18; Феодорит, III, 10). Восстановленный храм Аполлона сгорел 26 октября 362 г. 1254 Вавила, епископ Антиохийский (238–251 гг.) погиб во время преследований христиан в правление Деция.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    1. Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком«.      Если и в обыкновенной, мирской жизни портреты великих людей, их бюсты, статуи, а особенно гробницы и могилы способны производить сильное впечатление на почитателей их памяти и пробуждать в них восторженное преклонение пред их жизненным подвигом, то гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой должны естественно производить неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память. Следующий исторический факт подтверждает справедливость предыдущего положения.      В Антиохийской Церкви упадок нравов развился до крайних пределов: в лесах, с которыми связаны были языческие предания об Аполлоне и Дафне, устроялись безнравственные оргии, циничные игры; никакие запреты, никакие увещания пастырей Церкви не помогали. Но вот наконец племяннику императора Констанция пришла в голову мысль построить в предместье Дафны базилику (храм), перенести в нее мощи особо чтимого мученика Вавилы, и с тех пор оргии прекратились. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Подлинно, как бы легкий ветерок какой веет отовсюду на присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя». Древние праздники у мощей святых красноречивее всего говорят о том, как высоко ставила Церковь их нравственно-назидательную цель. Все средства употреблялись для того, чтобы использовать чувство близости святого, возбуждаемое его останками, в целях назидания: читались повествования о страданиях мучеников, составлялись и затем читались мученические акты, производившие потрясающее действие на слушателей… 

http://pravmir.ru/pochitanie-svyatyx-mos...

Это уважение выражается: Повествуя о чудотворной силе святых мощей, святой Ефрем Сирин говорит о святых мучениках: они и по смерти действуют как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа. Сверхъестественная благодать избирает орудием своих спасительных действий на верующих не только самые мощи, но и различные одежды, бывшие на них, также раки мощей, самый прах, окружающий раку. И потому даже вещи святых издревле были предметом благоговейного почитания верующих. Почитание мощей святых в Ранней Церкви Как в соединении с душою святые были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею они остаются богатым вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим. Святитель Василий Великий говорит: «Кто касается костей мученика, тот приемлет некоторое сообщение освящения по благодати, обитающей в теле мученика». История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Игнатий, епископ Антиохийский , при императоре Траяне был брошен на растерзание диким зверям, пожравшим все его тело и оставившим немного только самых твердых костей, которые как священные останки были с благоговением подобраны верующими. В 156 году священномученик Поликарп , епископ Смирнский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота». Писатель латинской Церкви Пруденций говорит: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников, и обмытые чистым вином кости их все наперерыв стараются добыть себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия». Святитель  Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну». Святой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малые частицы, а все тело его обратилось в прах… С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую церковь Сион…» Цитаты о мощах святых

http://azbyka.ru/moshhi-svyatyx

Тогда Нектарий сказал: я — ныне иерей, а не гораздо ли хуже тебя провел прежнюю свою жизнь, как сам ты знаешь, — ты, столь часто услуживавший различным моим страстям? Но ты, блаженный, отвечал Мартирий, недавно крестившись, очистился и за сим удостоился священства; а то и другое установлено Богом для очищения от грехов, и мне кажется, что тебя нельзя отличить от новорожденных младенцев: а я, давно уже приняв божественное крещение, продолжал жить по-прежнему. Сказав таким образом, он отказался от рукоположения. Я хвалю этого человека за его отречение и потому-то даю ему место в этой истории. Между тем царь, узнав обстоятельства жизни бывшего константинопольского епископа Павла, перенес тело его и положил в церкви, построенной врагом его Македонием. Этот величайший и знаменитейший храм и доселе называется его именем, от чего многие, не знающие истины, особенно женщины и большая часть простого народа думают, что здесь погребен апостол Павел. Около того же времени и останки Мелетия перенесены были в Антиохию и положены подле гробницы мученика Вавилы. Говорят, что по повелению царя, они на всем пути, вопреки древнему закону Римлян, вносились внутрь городов и в каждом месте сретаемы были новою сменою псалпомений, пока не достигли Антиохии. Глава 11 О рукоположении антиохийского епископа Флавиана и о том, что тогда случилось из-за клятвы.    Такого-то погребения удостоился Мелетий: а на его место рукоположен был Флавиан — вопреки данной клятве, потому что Павлин был еще жив. От этого в антиохийской Церкви опять произошло величайшее волнение, так что весьма многие отделились от общения с Флавианом и стали собираться отдельно под предстоятельством Павлина. Из-за этого же пришли в несогласие между собою и сами иереи, — именно: египетские, аравийские и кипрские огорчались за Павлина, считая его обиженным; а сирские, палестинские, финикийские и большая часть армянских, каппадокийских, галатийских и понтийских держались стороны Флавиана. Не менее также оскорбились — римский епископ и все западные иереи, и к Павлину, как епископу антиохийскому, писали обычные послания, [носящие имя соборных], а в отношении к Флавиану хранили молчание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

исцеления (Книга Паломник. С. 33). Не исключено, что данная церковь принадлежала рус. населению К. Церковь св. Вавилы (34) ( Janin. 1969. P. 55-56), находилась в квартале Саллюстия (ν τος Σαλλουστου), по другим источникам - в К-польском предместье Евдом, недалеко от имп. резиденции. По мнению Жанена, церковь была посвящена сщмч. Вавиле , еп. Антиохийскому (пам. 4 сент.). Именно здесь сенаторы встречали императора, когда он возвращался из походов на Запад. Правитель совершал молитвы в церкви, а затем отправлялся во дворец. В кн. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного эта церковь названа церковью младенцев (τν Νηπων), возможно, в честь 3 отроков, принявших мученическую кончину вместе с Антиохийским епископом. После разрушения церкви болгарами (IX в.) хранившиеся в ней мощи святых были перенесены в Студийский мон-рь. Предположительно церковь могла находиться на северо-западе от Бакыркёя (Макрыкёя) и ее останки были использованы при постройке особняка в 1571 г. Монастырь св. Василия (35) ( Janin. 1969. P. 58-59), располагался около ц. Благовещения (τν Κρου), в окрестностях ворот св. Романа (Топкапы); был построен Василием, внебрачным сыном имп. Романа I Лакапина, паракиноменом (постельничим) и парадинастом при имп. Константине VII Багрянородном. Имп. Василий II, придя к власти, устранил постельничего Василия и намеревался разрушить до основания его мон-рь, однако довольствовался лишь тем, что вывез оттуда наиболее роскошные вещи (мебель, скульптуру) и, возможно, лишил обитель имений. Монастырь существовал после 976 г.; в 985 г. мон. Михаил сделал в нем копию рукописи (РНБ. Б. 1/5) при игум. Василии. Здесь был похоронен К-польский патриарх Иосиф I Галисиот в кон. марта 1283 г. и заключен после низложения Иоанн XIV Калека (февр. 1347). В рукописи 1354 г. этот мон-рь назван императорским. Герман, игумен мон-ря св. Василия, был одним из представителей греч. Церкви на Соборе во Флоренции и выступал против унии (нояб. 1452). По сведениям Антония Новгородца в 1200 г.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Этот мудрый и благочестивый император любил святого Мелетия, как своего отца, и почитал не иначе, как будто от него получил государство. Но великий святитель жил недолго и закончил многотрудную жизнь свою в Царьграде, куда прибыл на Второй Вселенский Собор. К несчастью Церкви, он умер тогда, когда православие только начало воскресать и когда ещё не совсем были кончены дата Собора, председателем и душой которого он был. Вся Восточная Церковь о нём восплакала; сетующий Феодосий приказал сделать ему погребение, которое можно назвать торжеством. Тело святого мужа перенесли в храм Святых Апостолов, где воспеваемы были псалмы от нескольких ликов на разных языках; множество людей, стекаясь туда, приносили свечи и, прикладывая к лицу его полотенца, уносили их в дом, как бесценные сокровища. Красноречивейшие витии 143 архиереев, бывших на Соборе, говорили в честь его похвальные речи, описывая добродетели его и гонения, претерпенные за веру. По окончанию всех почестей, которые надлежало оказать ему, Феодосий велел эти славные и драгоценные мощи перенести в Антиохию и показывать их повсюду, хотя этого в обыкновении у римлян и не было. Отовсюду стекались народы, чтобы сопровождать исповедника Господня с пением псалмов. Наконец он был погребён в престольном граде своём, подле гроба святого мученика Вавилы, славнейшего епископа Антиохийского. О происхождении обряда готовить коливо в память святого великомученика Феодора Тирона 144 Император Юлиан всемерно старался истребить христианскую веру. Но поскольку имя философа всего более льстило его самолюбию, то богоотступник по большей части употреблял не суровые и бесчеловечные, а тайные и хитрые к тому средства. Сверх того, он знал из опытов, что тиранства не уменьшали, но умножали число мучеников и христиан. Таким образом, издеваясь над верными, Юлиан умыслил осквернить их в первую седмицу Великого поста, когда христиане наиболее очищаются и благоговеют: он приказал Царьградскому губернатору все съестные и питейные припасы, которые продаются на торжище, смесить с кровью от жертв идольских, или, по крайней мере, окропить оной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Извлечения из книги «Арелатские проповедники V–VI вв.» (то есть из города Арль во Франции). Здесь мы приводим следующие тексты: — Гонорат Массилийский. Житие святого Илария, епископа Арелатского; — Слово святого Илария о жизни святого Гонората, епископа Арелатского; — Кесарий Арелатский. Избранные слова. Митерикон Митерикон — «женский вариант» Патерика, то есть собрание изречений св. жен-подвижниц. Митерикон предваряет наставление аввы Исайи о внешнем уставе монашеской жизни и замыкает его же рассуждение о внутренней жизни монахинь. В Х веке Митерикон составил инок (авва) Исаия и представил его «пречестной монахине Феодоре». Его нашел и перевел святитель Феофан Затворник. Сборник палестинской и сирийской агиологии В этот сборник вошли следующие сочинения: «Сказание о мученичестве святых отцов, избиенных варварами Сарацинами в великой лавре преподобного отца нашего Саввы»; «Житие иже во святых отца нашего Симеона Столпника»; «Мучение святого и славного священномученика Вавилы, архиепископа Антиохийского, и отроков трех»; «Житие и деяния преподобного отца нашего Мартиниана»; «Житие и деяния преподобного отца нашего Герасима отшельника»; «Мученичество святых славных мучеников Христовых шестидесяти трех»; «Мученичество святого Кириака, архиепископа Иерусалимского»; «Похвала святому преподобномученику Андрею Новому, совершившему течение мученичества в Иерусалиме»; «Житие и деяния преподобного Антония Нового»; «Житие св. Фотины Самарянки и дружины ее»; «Житие преподобного Мартиниана»; «Страдание святых Павла и Иулиании». «Жития византийских святых» «“Жития византийских святых” принадлежат к памятникам мирового значения. Распространившись по всему восточному и западному христианскому миру, они обогатили литературы-преемницы и оказали влияние на ход их развития. Особенно велика была роль византийских житий в славянских странах, в частности в Древней Руси и в России нового времени: их прилежно переводили русские агиографы и использовали в своем творчестве многие русские писатели. Мощи преподобных отцов лавры Саввы Освященного, замученных персами в 614 году

http://blog.predanie.ru/article/20_pater...

28. И вышел весь город на встречу преподобному мужу со светильниками и песнями, говоря ему: «Пришел пастырь наш, принеся нам сокровище небесное, которому цена не представляется; отворите врата принять стража нашего города. Небеса веселятся и земля радуется, и мы грешные славу воссылаем Владыке всех Богу, говоря: свят, свят, свят Господь Бог наш». И вносят его в церковь Касиана, и через тридцать дней повелел стратилат Ардавурий, и переложили его в Великую церковь , в .... (здесь в греческом тексте испорчено одно слово) снова по откровению Божию воздвигли ему придел, достойный славных и многоценных его останков и со многою славою и песнями положили там, так воспевая: «Отца и Сына и Святого Духа поем, даровавшего нам сокровище неисчерпаемое». 29. Многие старались, принося епископу золото, серебро и сокровища, чтобы кто-нибудь взял часть благословенных его останков, и он никому не дал ради клятв, которыми поклялся. Город же Антиохийцев получил сокровище неисхитимое, вечного стража, судию скорого, предстателя милостивого, избавителя крепкого, спасителя благоумолимого, нелицеприятного и вообще жителя божественного и вечного, совершающего весьма многие исцеления верным во славу Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и в нескончаемые веки веков. Аминь. IV. Мучение святого и славного священномученика Вавилы, архиепископа Антиохийского, и отроков трех. Месяца Сентября 4-го 1. Царь Нумериан, принесши жертву нечистым демонам, пожелал войти в дом Божий; триблаженный же Вавила, бывший епископом кафолической церкви в Антиохии и умевший добре пасти своих овец, услышав, что Нумериан намеревается войти, возвысил голос свой к народу и сказал: «Тверды будьте, дети; здесь останьтесь; ибо волк намеревается войти в дом Божий, и если не предвосхитит нас Бог, мы погибнем». Они послушались и остались, а он, стоя пред дверьми, ожидал. Нумериан покусился войти, и раб Божий Вавила, стоя, удержал его, говоря: «Не входи, имея оскверненные руки». Нумериан же усиливался войти и, поражаемый свободоречием мужа и стыдясь окружающей молвы, на сей раз промолчал, повелев крепко стеречь его до завтра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память 4 сентября Страдание святого священномученика Вавилы, и с ним трех отроков Злочестивый царь Нумериан 1 ] во время своего пребывания в городе Антиохии устроил большое празднество в честь идолов. В числе жертв, принесенных идолам, была пролита и невинная кровь маленького отрока, сына царского, коего Нумериан взял себе в залог твердого и ненарушимого мира с одним чужеземным царем. С этим царем некогда он вел войну, и так как они не могли одолеть друг друга, то заключили между собою мир, утвердили его взаимными клятвами и стали друзьями. В удостоверение же непреложного мира и дружбы чужеземный царь отдал Нумериану, на его попечение, маленького своего сына с тем, чтобы он заменил ему отца и воспитал его как свое родное дитя. С лестью приняв сего царского отрока, Нумериан вскоре проявил бесчеловечную жестокость: он нарушил мир с царем, пренебрег своею клятвою, презрел дружбу и собственною рукою заколол царского сына в капище мерзостных богов своих. В то время архипастырем Антиохийской церкви был святой и богобоязненный епископ Вавила. Избранный по указанию Божественного Промысла на престол архиерейский, святой Вавила «был образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим.4:12). В то время как совершали идольский праздник и бесчеловечное убийство, епископ, собрав всех христиан, находившихся в Антиохии, в святой храм, приносил там бескровную жертву Богу истинному, молясь о своем словесном стаде, чтобы не расхитили его душепагубные волки; при этом он поучал своих словесных овец быть твердыми в вере и не отпадать от церкви во время бедствий. Возвращаясь с мерзкого и человекоубийственного жертвоприношения, нечестивый царь направился к христианскому храму, желая видеть совершение Божественных Таин и своим входом во храм грозя осквернить святыню Господню. Услыхав, что нечестивый царь со всем своим синклитом идет в церковь, ревнитель славы Божией, великий святитель Вавила, оставив Божественный алтарь и, выйдя царю навстречу, остановился в церковных дверях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А самое открытие, как и перенесение всегда сопровождалось особенной церковнообрядовой торжественностью. Так, например, в 332 г. при императоре Константине Великом мощи святых апостолов Луки, Андрея и ученика апостольского Тимофея торжественно перенесены были в Константинополь и положены в храме святых апостолов. Впоследствии, при императоре Юлиане, несмотря на то что он при общем озлоблении своем против всего христианского был и злейшим врагом почитания мощей святых и из этого издал повеление перенесть мощи святого Вавилы из Дафны, где они мешали развитию язычества, в Аптиохию, – мощи его, по свидетельству Созомена, во время их перенесения «сопровождаемы были бесчисленным множеством христиан различного пола и возраста при пении клиром 113 псалма и громких кликах народа, который на каждый стих псалма ответствовал посклицанием: да постыдятся и посрамятся ecu кланяющиеся истуканным ( Пс. 46, 6 ) 123 . Святым Амвросием тотчас по посвящении его в сан епископа благоговейно перенесены были мощи его предшественника святого Дионисия из Армении в Медиолан 124 , а также торжественно были открыты останки святых мучеников Гервасия и Протасия и положены в храме под жертвенником 125 . Затем, как известно, по повелению императора Феодосия Великого останки святого Мелетия епископа антиохийского были с особенной торжественностью перенесены из Константинополя в Антиохию, так как перенесение их сопровождалось псалмопениями по большой дороге и через города 126 . С такой же торжественностью перенесены были в 430 г. и мощи святого Иоанна Златоуста из Армении сперва в Халкидон, а потом в Царьград в сопровождении патриарха, многочисленного духовенства и народа при участии императора, сената и разных государственных чиновников и при торжественных встречах у царьградских церквей, мимо которых они на царской колеснице везлись до самого храма святых апостолов, где и были положены. А какой общеизвестностью и каким глубоким и благоговейным чествованием у всех верующих пользовались вновь открытые или перенесенные нетленные останки святых, это прекрасно изобразил святой Иоанн Златоуст , говоря слушателям своим следующее: «Скажи мне, где гроб Александров? Укажи и скажи, в который день он умер! А гробы рабов Христовых славны, и находятся в царственном городе, дни кончины их известны; ибо составляют торжество для целой вселенной. Александрова гроба не знают и свои; а гроб Христов знают и варвары. И гробы рабов Распятого блистательнее царских дворцов, не только по величине и красоте строений (ибо в сем отношении они превосходнее); но, что гораздо важнее, по ревности стекающихся к ним. Ибо и тог, кто носит багряницу, приходит лобызать гробы сии и стоит пред ними, и молит святых, чтоб предстательствовали за него пред Богом» 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010