– С тех пор как посетил меня Бог этою болезнью, и я возлег на одре, я много молил и молю Бога о том, чтобы Он, ради вашей юности, ниспослал мне еще немного времени прожить на земле, пока я увидел бы вас совершенными во всем. В следующую же ночь было святому Ксенофонту откровение в сонном видении, что Бог повелевает ему еще оставаться в этой жизни. Он возвестил об этом супруге и детям, и все они радовались и славили Бога. Больной начал мало-помалу выздоравливать от недуга и сказал сыновьям:  – Дети, отправляйтесь и оканчивайте ваше учение, а по окончании немедленно возвращайтесь: я устрою ваш законный брак. Затем он посадил их на корабль и, снабдив всем необходимым, отпустил их снова в Берит.  Когда они отправились в путь морем, плавание вначале было благоприятным, так как дул попутный ветер. Но затем внезапно поднялся противный ветер, и на море наступила неожиданная буря и сильное волнение. Корабельщики скоро оставили руль, и корабль был понесен бурею неведомо куда, все более погружаясь в волнах. Все, находившиеся на корабле, отчаялись в спасении жизни и под влиянием бедствия и страха смерти горько плакали. Плакали и оба брата, Иоанн и Аркадий, вознося молитвы к Богу. «Владыка преблагий и Промыслитель о всякой твари! – молились они. – Не презри создания Своего, помяни добрые дела наших родителей и ради них не оставь нас: не дай нам прежде времени умереть в молодых годах нашей цветущей юности. Пусть пощадит нас водная буря и не поглотит нас глубина морская. Помяни милости Твои и щедроты, призри с высоты святой славы Твоей и воззри на бедствие наше. Услышь стенание наше и вопли наши! Сердцем сокрушенным и духом смиренным мы молимся Тебе: простри к нам Твою всесильную десницу и избавь нас от смертной гибели; не предай нас смерти ради Твоего имени, но поступи с нами по милости Своей и по множеству милосердия Своего. Избавь нас от потопления ради славы Своей, ибо не мертвые восхвалят Тебя и не те, которые нисходят в ад (ср. Пс. 113:25 ), а мы, живые, прославим Твое величественное имя».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Скачать epub pdf Среда седмицы 14-й по Пятидесятнице Господь сказал Своим ученикам: «Переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина». Однажды Господь нам тоже сказал: давайте переправимся на другую сторону – и каждый из нас поплыл. Каждый человек, родившийся из утробы матери, должен переплыть житейское море. К этому нас понудил Господь, потому что никто не может сказать: это я сам захотел жить – и родился, и теперь живу. Каждый человек именно такого внешнего вида, именно таких способностей, дарований, такого устроения вызван к жизни Богом от определенных Им родителей. Есть такая поговорка: жизнь пройти – не поле перейти. Поле, даже большое, перейти просто, а вот в жизни бывает очень много всяких волнений, трудностей, скорбей и болезней. Нечто подобное испытали и ученики Спасителя. Когда Господь проповедовал Евангелие Царства Божия, чтобы народ Его не теснил, Он на лодке немножко отплыл от берега, а люди стояли по бережку, и Он мог спокойно держать к ним речь. А когда Господь отпустил народ, то прилег на корме отдохнуть и уснул. И вот началась великая буря, потому что озеро Галилейское очень большое и, когда поднимается ветер, там бывают высокие волны. Волны стали перехлестывать через борт, так что лодка уже почти тонула. Ну, конечно, ученики испугались и стали Его будить: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» Мы слышим в этих словах прямо укор: как Тебе, дескать, не стыдно, мы погибаем, а Тебе вроде и нужды нет. Как же можно спать? Тут буря такая, а Ты спишь. Господь проснулся и «запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань». И море сразу утихло. Потом, обратившись к апостолам, Он сказал: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» То есть Господь их в свою очередь укорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Смотри, как он чужд гордости. Чтобы не заметно было, что он пророчествует, а как бы говорит по предположению, сказал: " вижу " ; они не поверили бы (пророчеству), если бы он прямо высказал его. И прежде, нежели стал пророчествовать, говорит: Бог, " Которому служу " , – чтобы приготовить их. Неужели же душам надлежало погибнуть? Погибли бы, если бы не спас Бог. По естественному порядку вещей они могли погибнуть, но Бог не попустил этого. " Но сотник " , говорит (писатель), " более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла " . Чтобы оче­видно было, что (Павел) говорил не по предположению, кормчий, опытный в деле, говорит противное; следовательно, слова (Пав­ловы) были сказаны не по предположению. " А как пристань не была приспособлена " . Смотри, и местность показывает, что он говорил не по предположению: она была неудобна; скорее те говорили по предположению, которые советовали плыть далее; но никакой поль­зы оттого не произошло; напротив, они подверглись буре и вы­бросили груз корабля. На это и указывает (писатель), прибав­ляя: " боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус " . Все это попускается для того, чтобы после они не оставались в неверии: поднимается сильная буря, делается великая темнота, а для спасения от погибели выбрасывается и пшеница и все; это именно означают слова: " боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус. Надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда " . Видишь ли, как много содей­ствовали внушению его и буря и темнота? И смотри, как по­слушен делается сотник: он отсекает лодку и бросает ее. А что корабельщики еще не верили, но поверили только после, не удивляйся этому; они – народ грубый и нескорый на послу­шание. Заметь, как и здесь мудро действует Павел; он не укоряет их и не раздражается, но говорит кротко: " надлежало послушаться " . Он знал, что кто укоряет во время самого бедствия, того не скоро послушают, а когда большая часть бедствия прой­дет, тогда скорее послушают.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Смотри, как он чужд гордости. Чтобы не заметно было, что он пророчествует, а как бы говорит по предположению, сказал: " вижу " ; они не поверили бы (пророчеству), если бы он прямо высказал его. И прежде, нежели стал пророчествовать, говорит: Бог, " Которому служу " , чтобы приготовить их. Неужели же душам надлежало погибнуть? Погибли бы, если бы не спас Бог. По естественному порядку вещей они могли погибнуть, но Бог не попустил этого. " Но сотник " , говорит (писатель), " более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла " . Чтобы очевидно было, что (Павел) говорил не по предположению, кормчий, опытный в деле, говорит противное; следовательно, слова (Павловы) были сказаны не по предположению. " А как пристань не была приспособлена " . Смотри, и местность показывает, что он говорил не по предположению: она была неудобна; скорее те говорили по предположению, которые советовали плыть далее; но никакой пользы оттого не произошло; напротив, они подверглись буре и выбросили груз корабля. На это и указывает (писатель), прибавляя: " боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус " . Все это попускается для того, чтобы после они не оставались в неверии: поднимается сильная буря, делается великая темнота, а для спасения от погибели выбрасывается и пшеница и все; это именно означают слова: " боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус. Надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда " . Видишь ли, как много содействовали внушению его и буря и темнота? И смотри, как послушен делается сотник: он отсекает лодку и бросает ее. А что корабельщики еще не верили, но поверили только после, не удивляйся этому; они народ грубый и нескорый на послушание. Заметь, как и здесь мудро действует Павел; он не укоряет их и не раздражается, но говорит кротко: " надлежало послушаться " . Он знал, что кто укоряет во время самого бедствия, того не скоро послушают, а когда большая часть бедствия пройдет, тогда скорее послушают. Потому он начинает опять говорить, когда исчезла всякая надежда на спасение; тогда он и предсказывает доброе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1708...

Смотрите, вот как проявилось не вместимое в человеческий разум беспрекословное послушание апостола Петра. Петр сказал Ему в ответ: " Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде " . Сам он не дерзнул пойти, но понимал, что если Господь повелит, то это будет возможно. Тот апостол Петр, который знал все свойства водной стихии, видел, что буря эта такова, что и умелый пловец может погибнуть в ней. Он же сказал: " Иди " . И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Вот какова сила послушания! Вот где настоящее отречение от своего разума! Но вдруг в апостоле Петре проснулся здравый смысл - он, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: " Господи! Спаси меня " . Апостол Петр, увидев бурю, вдруг на мгновение потерял свою веру, свое послушание, и в нем проявился обыкновенный здравый смысл, обыкновенное человеческое рассуждение. Он испугался невозможности делать то, что он сейчас делает. И как только вера в нем поколебалась из-за того, что он стал прислушиваться к своему рассудку, он стал тонуть и закричал: " Господи! Спаси меня " . А ведь он прекрасно умел плавать. Но буря была столь великой, горы воды подымались и опускались; и человек, спокойно ориентирующийся в водной стихии и пользующийся ей, оказался беспомощным в таком положении. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: " Маловерный! Зачем ты усомнился? " (Мф.14:31). Смотрите, Господь Иисус Христос укоряет апостола Петра не за то, что он пошел к Нему по воде, не за то, что он послушался и взял на себя чересчур много в этом послушании, но за то, что он усомнился, стал думать, что это невозможно - идти по воде при такой буре. И когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: " Истинно Ты Сын Божий " . И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую (Мф.14:32-34). Вот пример, с одной стороны, отречения от своего разума, с другой стороны - тех последствий, которые случаются, когда человек во время послушания начинает прислушиваться к своему рассудку: он терпит как бы потопление, подобно апостолу Петру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Спаси меня, Боже, ибо дошли воды до души моей. Я был ввергнут в глубокую тину, и не на чем стать, вошёл в глубины моря, и буря потопила меня. Устал я кричать, охрипла гортань моя, померкли глаза мои от ожидания Бога моего. Стало больше, чем волос на голове моей, ненавидящих меня напрасно, укрепились враги мои, изгоняющие меня неправедно; за то, что не похитил, я возмещал. Боже, Ты познал безумие моё, и согрешения мои от Тебя не сокрылись. Да не постыдятся о мне надеющиеся на Тебя, Господи, Господи сил, и да не посрамятся о мне ищущие Тебя, Боже Израилев! Ибо ради Тебя я претерпел поношение; покрыл стыд лицо моё. Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность о доме Твоём снедает меня, и поношения поносящих Тебя пали на меня. И облек я постом душу мою, – и это стало в поношение мне; и возложил на себя, как одежду, рубище, – и стал для них притчей. О мне толковали сидящие у ворот, и обо мне пели пьющие вино, я же с молитвой моей к Тебе, Боже; во время благоволения, Боже, по множеству милости Твоей, услышь меня в истине спасения Твоего. Спаси меня из тины, чтобы мне не увязнуть, да избавлюсь от ненавидящих меня и из глубоких вод; да не потопит меня буря на водах, и да не поглотит меня глубина, и да не сомкнёт надо мною колодец устья своего. Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству сострадания Твоего взгляни на меня. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю, скоро услышь меня, внемли душе моей и искупи её, ради врагов моих избавь меня. Ибо Ты знаешь поношение моё, и стыд мой, и посрамление моё; пред Тобою все теснящие меня. Поношения и мучения ожидала душа моя; и ждал я сострадающего, и не было его, и утешителей – и не нашёл; и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. Да станет трапеза их сетью для них, и воздаянием, и западнёй, да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их согни навсегда. Излей на них гнев Твой, и ярость гнева Твоего да настигнет их. Да будет двор их пустым, и в шатрах их да не будет живущего, ибо, кого Ты поразил, они стали гнать и к боли ран моих прибавили. Прибавь беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою, да изгладятся из книги живых, и с праведными да не напишутся. Нищ и страдаю я: спасение Твоё, Боже, да поддержит меня. Восхвалю имя Бога моего с песнью, возвеличу Его в славословии, и угоднее это будет Богу, чем телец молодой, с пробивающимися рогами и копытами. Да увидят это нищие и возвеселятся; взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Ибо услышал бедных Господь и узников Своих не презрел. Да восхвалят Его небеса и земля, море и всё, движущиеся в нём. Ибо Бог спасёт Сион, и города Иудеи отстроятся, и поселятся там люди, и наследуют его, и семя рабов Его овладеет им, и любящие имя Его будут обитать в нём.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/polunoshh...

Среда, утреня. Канон 1-й. Ирмос 6-й: «Бездна грехов и прегрешений буря мя смущает, и во глубину нужднаго реет мя отчаяния: но Твою крепкую руку мне простри яко Петрови, o Управителю, и спаси» . В смущение душу могут привести «бездна грехов и буря прегрешений» . Средство от сего избавиться – молитва и помощь Божия. Минея месячная Сентябрь, день 13-й. Икос после песни 6-й канона на утрени: «Память совершая обновлений, мудрейший древле Соломон Богу, животных безсловесных приношаше всесожжения и жертвы: егда же ныне истина и благодать прииде на землю: жертвы абие преложи, жертвовав Жертву на спасение наше в Себе, яко Человеколюбец» . В Ветхом Завете человеку было предуказываемо на истину, а в Новом она пришла на землю, а с нею и благодать ее. Истина – во Христе, а это – непостижимая для ума, необъемлемая им Божественная мысль и жизнь, но в простоте сердца и души познаваема в Божественной любви и отсюда уже открывается уму и сердцу. Сентябрь, день 26-й. Утреня, седален по стихословии 1-м = Мк. 3:17 : Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть сыны громовы: «Ты сын назвался если Божественного Грома, во еже оглушити ушеса злочестивых, и трубы сладчае возгласив, о всемудре! В правая сердца, Слова воплощение, и яко искренний друг на перси возлегий. Отонудуже почерпл еси разума явление, всем проповедал еси, Отцу Собезначального, Иоанне апостоле» . Иоанн и Иаков были названы Иисусом Христом сынами грома, то есть Божественного, ибо как гром действует неотразимо на слух, так слово Божие неотразимо действовало чрез них на сердца человеческие, так что никто из слушавших их не мог противиться истине. Канон 2-й (Богослову 1-й), песнь 6-я, тропарь 1-й: «Иисус, Бог мой и Господь, твою чистоту приим, и всесовершенную святость, брата тя, Богослове, прият» . Канон 3-й (Богослову 2-й), песнь 9-я, тропарь 1-й: «Часов и времен Господь Сый Избавитель в преполовении оне на Кресте висяше, и тебе предаде якоже девственнику, блаженне Приснодеву, славу неотъемлему дая еже величати тя» ; Ин. 19:25–27 : При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Усыновив Иоанна Своей Матери, Иисус Христос сделал, таким образом, его Своим братом и наиближайшим. Так Иисус Христос возвысил, почтил и приблизил его к Себе за его совершенные чистоту, святость и девственность. Особенно же за последнюю Он передал ему Свою Матерь для заботы о Ней по Своей смерти на кресте, как неспособному ничем оскорбить Ее непостижимой девственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Так кем же предстает перед нами автор рассматриваемого Комментария – одним из самых удобных кандидатов на то, чтобы считаться основателем современного критического подхода к тексту Священного Писания, или экзегетом, чье истолкование происходит в рамках церковной традиции с ее особым отношением к боговдохновенному тексту? Чтобы прояснить этот вопрос, следует обратиться не столько к исследованиям, содержащим неизбежные обобщения, сколько, непосредственно, к тексту Комментария. С этой целью мы рассмотрим истолкование Феодором периферийных деталей библейского повествования этой книги, содержащих описание не самых ярких событий, по отношению к его основной линии. Однако, в разрешении именно этих, лишь на первый взгляд не самых важных затруднений библейского текста, можно увидеть влияние более значимых и фундаментальных экзегетических концепций. Истолкование Ион. 1:4–5 Обратимся к рассмотрению отрывка Ион. 1:4–5 , содержащего повествование об обстоятельствах пребывания пророка Ионы на корабле, направлявшемся в Фарсис; рассказ об этом событии в варианте Синодального перевода звучит следующим образом: «Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул» ( Ион. 1:4–5 ). На первый взгляд, из прочтения этого текста в воображении читателя может возникнуть следующая сцена, не лишенная трагикомических ассоциаций: в то время, как за бортом корабля бушует страшная буря, а матросы от страха бросаются в молитвенных воззваниях о спасении к своим богам, убегающий от Бога пророк, невозмутимо спускается в трюм корабля, и, не обращая внимания ни на шторм, ни на крики и стенания своих спутников, безмятежно засыпает. Очевидно, перед нами картина, которая может одинаково служить иллюстрацией, как величию подлинного аскета, так и беззаботности равнодушного к своему Божественному призванию пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Такая бесчувственность странного пассажира изумила капитана корабля, и он, спустившись вниз, растолкал его и раздраженно сказал: «что ты спишь? Встань, возопи к Богу твоему; может быть Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем». В крайности у язычников было в обычае молиться всем богам, какие только были известны им по имени, в надежде, что хоть какой-нибудь из них да отзовется на мольбу. Так как капитан еще не знал, кто такой именно Иона, из какой страны и какой веры, то он при этом не имел в виду именно Иегову, а заставлял пассажира молиться вообще его национальному Богу. Иона поднялся, и когда он увидел в чем дело, как близко корабль к гибели, то в душе его сразу во всем ужасе представилось сознание своей греховности и поднялась душевная буря, пред которой ничего не значил и этот «черный северяк», яростно стремившийся к поглощению настигнутого им корабля. Между тем на корабле продолжало происходить ужасное смятение, раздавались отчаянные вопли и мольбы. У матросов опустились руки и все в смертельном ужасе ожидали погибели. Тогда среди пассажиров и матросов явилась мысль, что эта страшная буря вероятно есть выражение гнева богов на какого-нибудь тяжкого грешника из среды их. Море, по языческому воззрению, считалось одним из проявлений божества и ярость его признавалась требованием со стороны последнего удовлетворения себе за какое-либо тяжкое преступление, и потому при подобных случаях было в обычае прибегать к отысканию преступника, чтобы чрез жертвоприношение его разъяренному божеству избавиться от его гнева. Так было и теперь. Немедленно приступлено было к делу. Виновник узнавался по жребию, каковой обычай был распространен не только в языческом мире, но не раз употреблялся и среди израильтян ( Нав. 7:14 ; 1Цар. 10:20 ). «Пойдем, – закричали на корабле, – бросим жеребья, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда». Жребий был брошен и, к удивлению всех, он пал на того странного незнакомца, который во время всеобщего смятения и ужаса предавался сну и только что разбужен был капитаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Таким образом книга Ионы настойчиво указывает, что если среда, в которой жили язычники, была дурна и пагубна, – то с другой стороны среди них было много прекрасных человеческих душ, которые не были безвозвратно утрачены для вечного блаженства, ибо и они были спасены пришествием в мир Господа нашего Иисуса Христа, так как в душе их хранился священный огнь Божией правды и любви, возженный в душе человеческой при творении и не погасший еще окончательно 1111 . Следующие стихи еще яснее рисуют, сколько добра было в этих душах. Несмотря на выпавший на Иону жребий, обрекавший его на смерть, и несмотря на грозящую им гибель корабельщики не хотят исполнять над ним приговора, хотя Иона с полным убеждением – и в своей виновности, и в том, что с его погибелью буря утихнет, – требует исполнения приговора. А язычники все колеблются; им жалко этого человека, этого иноплеменника, потому что они лучше его знают, что он брат им по человечеству. Они начинают усиленно работать веслами, чтобы попытаться пристать к берегу, или выкинуться на него с судном. Они все еще надеются, что им не придется выкидывать в море Иону, так как мера эта возмущает их человеколюбивые души. Видя наконец, что силы их ослабевают и что им нет спасения, они возносят к Господу (ст. 14),-т. е. к Иегове, которого чтит Иона, – трогательную молитву, в которой они просят Его «не вменить им кровь невинную». В этой молитве они высказывают еще понимание, что одна воля Божия есть закон для материального и нравственного мира: «Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе». Иону выкидывают в море, и буря утихает. Это так поражает язычников, что они прославляют имя явленного им в сей день Всемогущаго Бога, имя Которого Иегова. Они приносят жертвы и дают обеты. Мы не знаем, в чем заключались эти обеты, но не невозможно, что они выражали обещание идти в Иерусалим и поклониться Иегове в знаменитом на всем востоке, – а тем более в Финикии – храме, построенном Соломоном. Вспомним молитву его при освящении храма: «Если и иноплеменник, который не от Твоего народа.... приидет из земли далекой ради имени Твоего, – ибо и он услышит о Твоем имени великом и приидет он и помолится у храма его: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое!...».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010