LXX: Поэтому слушайте слово Господне, люди стесненные и князья народа сего, который в Иерусалиме. Ибо вы сказали: мы заключили завет с адом и с смертию договор: если нападет буря проходящая, она не придет на нас, потому что мы положили ложь надеждою нашею и будем прикрываться ложью. То, о чем мы говорили выше, – что князья иудейские обыкновенно с насмешкою говорили пророкам: заповедывай, снова заповедывай; подожди, снова подожди и прочее тому подобное, что показывается, что они не верили речам пророков и презирали пророчества их, – это же показывает и настоящий отдел, почему они и называются мужами посмевающимися . Это – книжники и фарисеи, которые властвуют над народом Божиим в Иерусалиме, которых LXX называют: мужами стесненными и князьями народи Иерусалимского . Ибо не словами, а делом они говорили: мы, как и прочие народы, мы заключили союз и договор с адом и с смертию, однажды на всегда отчаялись в спасении. Без сомнения плен придет спустя долгое время, так как вы говорите: «еще немного, еще немного, подожди, еще подожди». Следовательно, когда мы умрем, то мы не будем чувствовать бича плена. Ибо однажды на всегда мы поверили лжи, т. е. напрасно надеялись на Бога и закон Его. И прикрылись ложью, потому что чрез смерть избежали грозящего плена. Еврейское слово sot Акила и Симмах перевели бич , LXX – буря , также и chasab все перевели ложь, – на которую надеялись иудеи и отец которой, по евангелисту Иоанну, есть диавол. Ст. 16–20. Посему так говорит Господь Бог: вот Я положу в основаниях Сиона камень испытанный, краеугольный, драгоценный, укрепленный основанием: кто уверует в него, тот не будет спешить. И поставлю суд весами, и правду мерилом, и град истребит надежду лжи, и воды потопят убежище. И рушится союз ваш с смертию, и договор ваш с преисподнею не устоит; когда пройдет всепоражающий бич, вы будете ему в попрание. Как скоро он будет проходить, он схватит вас, ибо рано с рассветом будет проходить он днем и ночью, и только одно угнетение даст понятие о молве об нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   6. Но нам, возлюбленнейшие, должно размыслить, что для совершения сего невидимый Судия подвиг дыхание самого тонкого ветра, возбудил бурю из одного облака и — потряс землю, поколебал основания стольких зданий. Что же Сей Судия сотворит, когда Сам лично придет, и гнев Его возгорится на отмщение грешникам, если и то нестерпимо, когда Он поражает нас самым тонким облаком? Какая плоть устоит перед гневом Его, если Он воздвиг только ветр — и потряс землю, дал только движение воздуху — и ниспроверг столько зданий? — Рассуждая о таком могуществе, Павел говорит: «страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр 10.31). Это же самое могущество выражает Псалмопевец, когда говорит: «грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» (Пс 49.3). Направление этого Страшного Суда сопровождается бурею и огнем, так как буря задушает тех, которых пожигает огнь. Итак, возлюбленнейшие братия, непрестанно имейте перед очами день тот, а что кажется трудным для верования, то облегчается сравнением. Ибо об этом дне у Пророка сказано: «Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый!» (Соф 1.14). Об этом дне Господь еще говорит через Пророка: «И ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого» (Агг 2.22). Итак, если Он, как сказали мы прежде, потряс воздух — и земля не устояла, — кто же устоит, когда Он потрясет небо? — Но чем мы назовем те страшилища, которые видим, если не предвестниками грядущего гнева? Потому-то и необходимо нам подумать, что нынешние страшилища настолько же различаются от последнего страха, насколько лицо предвозвестника различается от могущества Судии. Итак, возлюбленнейшие братия, с полным вниманием помышляйте о дне том, исправляйте жизнь, переменяйте привычки, искушения ко злу побеждайте противлением, а допущенные грехи очищайте слезами. Ибо тем безопаснее некогда узрите Пришествие вечного Судии, чем большим страхом ныне предварите Его устремление.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Еще одно важнейшее свойство современного человека, о котором говорит здесь тебе, душа, святой Андрей, — способность и пригодность к богопознанию. Одним она дается вместе с даром веры, другим — иными путями вместе с иными харизмам.    В Ионе вера сочеталась с даром пророчества. Однако вот что особенно важно для нас: пророческим своим даром (яко пророк) он разуме Божие благоутробие. «Потому, — говорит он Господу своему, — я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии».    Но он не только знал заранее те качества Божества, о которых сказал: он был уверен, что Господь несомненно их явит на несчастных жителях Ниневии, — а это уже дело веры, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Именно в осуществлении ожидаемого не усомнился Иона, именно в невидимом, но познаваемом иногда даже чувственно в своих проявлениях в среде рода человеческого, был уверен пророк, — он был уверен в благости, милосердии, долготерпении многомилостивого Господа и Его безмерном человеколюбии и милосердии к грешникам кающимся, ибо Он сказал: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).    Наконец, Критский светильник указывает тебе, душа моя, на самую цель бегства Ионина в Фарсис: «темже, говорит, ревноваше пророчеству не солгатися». Иона приходит в Иоппию (нынешнюю Яффу — маленький городок в преддверии Тель-Авива, собственно — невысокая скала, очень неплотно застроенная, подошва которой вся погружена в белую пену морских волн), презирает морское волнение («Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Ион. 1:4)), жертвует собою, принося жизнь свою за жизни своих попутчиков («он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. ...И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей.... И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Ион. 1:12, 15, 2:1)) и прообразовав своим тридневным погружением в пучины морские во чреве китове Христово погребение («Ят бысть, но не удержан в персех китовых Иона: Твой бо образ нося, страдавшаго и погребению давшагося, яко от чертога, от зверя изыде»), — и всё это только для того, чтобы неложным было пророчество, чтобы не возникла по его собственной вине в умах недалеких ниневитян хула на имя Божие!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Когда непогода и буря пройдут, солнце приятнейше нам сияет. Так и когда буря искушений минует, благоприятность и любезность благости Божией в сердце человеческом чувствуется. Тогда сладчайшее вёдро в душе сияет. Тогда душа утешается, мира и покоя, как сладчайшей вечери, насыщается. Тогда в такой душе «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс.84:11). Тогда вкушает и видит душа, «как благ Господь» (Пс.33:9). Такая сладость за претерпенным искушением в сердце человеческом следует. Терпи нашедшее искушение, христианин, и почувствуешь потом благоприятное и сладчайшее ведро в душе своей.    Кроме того, когда смотрим на солнце, христиане, вспомним о том, что Христос Господь сказал: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43). В такую великую и чудную славу облекутся избранники Божии, что, как солнце, будут сиять. Будем же взирать душевными очами на эту славу и презрим обманную славу и честь этого мира.    Перевод П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 3. Отец и дети    Дети от отца рождаются. Так и христиане, люди обновленные и сыновья Божий по благодати, рождаются от Бога. «А тем, которые приняли Его (Христа, Сына Божия), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1:12—13).    Дети рождаются от семени отчего. Христиане рождаются водою и Духом, словом Божиим и верою. «Восхотев, родил Он нас словом истины» (Иак.1:18). «Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Петр 1:23).    Дети рождаются от отца по плоти. Христиане рождаются от Бога по Духу. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин 3:6).    В детях примечаются свойство и подобие отчее. Так и в христианах должны быть свойство и подобие Отца Небесного. Должны и они быть святы, благи, милосердны, кротки, терпеливы и прочее. Так им говорится: «по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: Будьте святы, потому что Я Свят» (1 Пет.1:15—16). «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:36).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Кто к солнцу идет, за тем тень следует. Кто от солнца отходит, от того тень отступает. Так и затем, кто ко Христу, Праведному Солнцу, приближается и с верою и любовью за Ним следует, — ненависть, злоба и гонение этого мира неотлучно последует. Мир, ложью диавольской ослепленный, истины Божией не любит. И потому, как Христа, саму Истину, ненавидел, гнал, так и христианина, держащегося истины, ненавидит и гонит. Апостол написал об этом: «И все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Однако, возлюбленный христианин, не скорби о том, что мир тебя ненавидит. Христос несравненно больше и лучше всего мира, и любовь Его слаще всего мира. Кого Христос любит и милует, тому ненависть и злоба этого мира ничем не вредит. Только смотри, чтобы ты Христов был. Христос Своего не оставит. Столько претерпел и пострадал Он за тебя, оставит ли тебя в нужде твоей? Услышь утешительное Его обещание Своим рабам: «С ним Я в скорби; избавлю его» (Пс.90:15). А как узнать, кто Христов есть, — показывает апостол: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). И еще: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19). Будь Христов, и весь свет, и все диаволы не повредят тебе, так как Он несравненно сильнейший из всех, и все земные и преисподние перед силой Его Божественной трепещут.    Когда небо густыми и темными облаками покрывается и великая буря находит, кажется, что солнце оставляет нас. Однако и в такое время оно всегда тончайшие свои лучи испускает на нас. Так, когда темное облако и буря искушений находят на нас и накрывают нас, кажется, что Бог оставил нас. Однако Бог и в такой тьме верного Своего не оставляет, но сокровенною силой Своей его сохраняет. «И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор.10:13). Не отчаивайся, возлюбленный христианин, когда какое искушение постигнет тебя, но молись и призывай Его. Тогда и жди помощи от Него, по неложному Его обещанию: «И призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс.49:15). Бог ожидает в искушении твоего терпения и подвига, а не уныния и негодования. «Надейся на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и надейся на Господа» (Пс.26:14), без совета и изволения Которого ничего не бывает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А за несколько часов раньше сего, после беседы с учениками, как Сын Божий Он возглашал к Отцу: «Отче! пришел час (время благоволения, Боже): прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (во истине спасения Твоего), да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь Вечную» ( Ин.17:1–2 ). Пс.68:15–16 Спаси мя от брения, да не углебну: да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих. Брение – значит вообще: «грязь»; а здесь – «болотная тина», или трясина, которая так затягивает упавшего в нее, что он никак не может высвободиться из нее. Поэтому выражение: спаси мя от брения – значит: «извлеки меня из тины»; да не углебну (от слова «углебати», см. ст. 3) значит: «чтобы мне не погрязнуть, не потонуть». Ровенник (от слова «ров») значит: «колодезь с водою», также – «пропасть». Тина (брение), воды и ровенник употреблены пророком, очевидно, в переносном смысле, как образы великих опасностей и бед (см. Пс.17:17, 29:2–4 ). Как выше (в ст.3) он жаловался на приключившиеся ему несчастья и опасности, так теперь умоляет о том, чтобы те же несчастья не подвергли его окончательной погибели, и, воодушевленный надеждою на милость Божию, просит Господа о спасении от всех бед и о избавлении от всех врагов (от ненавидящих его), причинявших те бедствия (как и в Пс.17:18 ). Бедственное положение изображаемого пророком страдальца было близко к отчаянию, и он сравнивает его поэтому с падением в колодезь (ровенник), готовый сведением краев своего отверстия поглотить навсегда упавшего в него. Всеми этими образными изречениями Давид пророчески предызображал страждущего Спасителя, приближавшегося к смертной пропасти: ад растворяет на Него свои челюсти, и Богочеловек просит, чтобы буря гнева не поглотила человечество – чтобы ад, приняв Его, не удержал Его в своей власти: да не сведет над Ним ровенник уст своих. Пс.68:17–19 Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Апостолы приняли Спасителя в корабль свой, ветер утих, и они поплыли спокойно; так точно, когда Господь с нами и сохраняет нас Своей благодатью, то всякая опасность для нас прекращается, и мы можем неуклонно и беспрепятственно идти к истинной цели своего назначения. Даже и тогда, когда настанет для нас последняя буря жизни, если наш Божественный Покровитель будет с нами, мы не убоимся зла, как царь-пророк исповедует о себе: Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; (Пс. 20:4) Итак, если желаем, среди опасностей моря житейского, обрести безопасность, и, по окончании плавания, достигнуть блаженной вечности, то остережемся, чтобы своими грехами не огорчать Господа, своим своеволием не удаляться от Него, и из-за этого не лишиться Его благодати. Чему еще учит нас нынешнее евангельское событие? Оно учит, что и среди великих бед и опасностей мы отнюдь не должны предаваться отчаянию. Ночью, среди моря, на небольшом судне застает апостолов сильная буря: где и как искать спасения? Нет с ними Божественного их Учителя, Которого ветры и море слушаются (Мф. 8: 27). Он Сам бдит над возлюбленными Своими учениками; среди ужасов опасности вдруг является к ним, трепещущим от страха, и успокаивает их: дерзайте, это Я, не бойтесь! Так, братия, когда и нас среди плавания по волнующемуся морю жизни постигают беды и напасти, то мы никак не должны думать, что Господь совсем оставил нас, если только мы не отвратили Его от себя своим ожесточением во грехах и нераскаянностью. Среди всевозможных бедствий, самых тяжких испытаний, мы не должны впадать в безнадежное уныние или отчаяние, но с твердым упованием и молитвой должны обращаться к Господу и от Него ожидать помощи, Господь беспредельно благ и многомилостив; Он всегда готов явиться на помощь всем, призывающим Его с верой и особенно тогда, когда, по-видимому, не остается им никакой надежды спасения. Итак, бедствующие в этом мире, все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. (1 Петр. 5:7)! Обращайтесь к Господу все, находящиеся в большей или меньшей опасности жизни: Он спасет и вас, как спас учеников Своих на море во время бури. Обращайтесь ко Господу все падающие духом при виде множества грехов своих и боящиеся праведного Божьего гнева: Он, сделавшийся для всех нас искупительной жертвой, ниспошлет вам мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. (Филип. 4:7). Обращайтесь к Господу, страждущие различными болезнями: Он всемогущ и исцелит вашу болезнь, даже и такую, в которой не может помочь вам никакое искусство человеческое. Обращайтесь к Господу все в истинных нуждах своих, какого бы рода они не были: всем, с твердым упованием к Нему притекающим, Он подает несомненную помощь и спасение.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В городе жило очень много людей, сто двадцать тысяч, и он отказывается плыть на корабле в Ниневию, он садится в корабль, который плыл в противоположном направлении, и разыгралась буря. И потом все пассажиры этого корабля поняли, что это из-за Ионы. Эта буря не унималась, по просьбе самого Ионы его бросили в море, и огромная рыба проглотила его. Может быть, это был кит, белая касатка, и он оказался, в конце концов, в Ниневии. Эта огромная рыба извергла его на сушу, он пошел в Ниневию и начал там говорить, что они все провалятся. Жители Ниневии наложили на себя строгий пост. Причем постились не только взрослые, но и дети, и не только дети - и животные даже постились. И сам царь Ниневии наложил на себя обет и строго постился. И по проповеди Ионы произошло раскаяние глубокое этих людей, и они были прощены Богом. Иисус Христос ставит в пример Иону, при этом говорит, что здесь больше Ионы, потому что Иисус Христос - это не просто пророк или человек, это Сын Божий, это Богочеловек. И если от проповеди Ионы покаялись ассирийцы, жители Ниневии, то почему же евреи, Богоизбранный народ, не слышат проповеди Христа Иисуса – Сына Божия подлинного Мессию? Вот в этом заключался укор этих людей, потому что царица Савская приходила из дальней Эфиопии, чтоб послушать мудрости Соломона и пророчества Ионы среди язычников. Собственно говоря, и те послушались и наложили на себя покаяние, а среди евреев такой реакции на проповедь Христа не наблюдалось. А если говорить о ситуации, связанной с апостолом Петром – да, действительно апостол Павел увидел, что апостол Петр при появлении ревнителей закона стал стыдиться язычников, с которыми он сидел вместе за столом, кушал и беседовал. И Павел обличает Петра в некоем лицемерии, что он поступает не прямо по истине Евангельской. И Павел обличает, что и Варнава лицемерил вместе с Петром. Но при этом святые отцы, когда дают комментарии на это событие, они всегда стараются сгладить как бы такое неправильное поведение Петра, они говорят даже, что Павел не в укоризну Петру это говорил, чтобы научить других.

http://radonezh.ru/text/s-kakimi-slovami...

В другой раз случилось, что в пустыне около города Вифсакды с Иисусом было около пяти тысяч мужчин, а с ними их жены и дети. Солнце уже садилось. Ученики сказали Иисусу: «Место здесь пустое, и время позднее, не отпустишь ли этих людей, чтобы они пошли в селения и там купили себе пищи?» Но Иисус сказал ученикам: «Зачем им идти далеко? Вы дайте им есть». Тогда один из учеников отвечал Спасителю: «Где нам взять пищи для такого множества народа?» Спаситель сказал: «Посмотрите, нет ли здесь сколько-нибудь хлеба?» «У одного мальчика, – отвечал апостол Андрей, – есть пять ячменных хлебов и две рыбы, но что это для такого множества?» Тогда Спаситель велел подать себе хлеб и рыбу, потом велел рассадить всех на зеленой траве. Когда же все сели рядами, по сто и по пятьдесят человек вместе, Спаситель взял пять хлебов и две рыбы, взглянул на небо, благословил их и, ломая хлебы, стал подавать ученикам куски, чтобы они раздавали народу. Таким же образом разделил Спаситель и две рыбы. Когда все насытились, Иисус Христос велел ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало, и этих оставшихся кусков набралось двенадцать корзин. Иисус Христос перед преломлением хлеба совершил молитву и благословил хлеб, который так милостиво и щедро раздавал бедному народу. Не забудем и мы примера, поданного нам Спасителем. Когда принимаемся за пищу, помолимся Богу, Который дает нам все, что мы имеем, и благословляет труды и работы наши. Он создал все, Его милостью растет и спеет рожь, из которой приготовляется хлеб. Как же нам ни благодарить Господа за дары Его отеческого милосердия! Как нам в нужде и скорби ни уповать на благость и всемогущество Господа! Иисус Христос ходит по воде После того как Иисус Христос пятью хлебами и двумя рыбами напитал множество народа, Он взошел на гору близ моря один, чтобы помолиться, а Своим ученикам приказал в лодке переправиться на другой берег. Ученики исполнили это повеление Иисуса. Но вечером поднялся на море ветер и сделалась великая буря. Буря все усиливалась, ученики уже далеко отплыли от берега, а волны страшно качали и заливали их лодку.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

В царствование того же Иеровоама, Иона был призван к новому служению. Он получил от Бога повеление идти для проповеди покаяния к нечестивым и враждебным по отношению к израильтянам иноплеменникам. — Встань, — повелел ему Господь, иди в Ниневию — город великий 6 ] и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. Но пророк не исполнил повеления Божия. Он думал, что Бог, как благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, умилосердится над ниневитянами, если они покаются в своих грехах. Посему он боялся, что пророчество его о погибели Ниневии не сбудется, и его сочтут за обманщика, и самое имя Бога Израилева подвергнется нареканию и укоризнам. Не хотел он в душе своей и пощады сему нечестивому городу, жители коего были столь враждебны и опасны для израильтян. В то же время чувствуя и всю тяжесть непослушания Богу, Иона, в страхе и скорби, бежал от Лица Божия. Но никто не может укрыться от Бога, ибо «Господня — земля и что наполняет ее» (Пс.23:2): кто может бежать от Того, «иже везде сый и вся исполняяй»? Во время бегства Иона прибыл в Иоппию и нашел здесь корабль, отправлявшийся в отдаленный Фарсис 7 ]; отдав плату за провоз, он вошел на корабль и отправился в далекий путь. Но Господь, желая вразумить раба Своего, воздвиг сильный ветер, и на море поднялась великая буря. Сильные волны бросали корабль из стороны в сторону, так что он готов уже был разбиться. Ужас объял корабельщиков, и они стали взывать каждый к своему богу, кто какого чтил и считал своим хранителем. В то же время, желая облегчить корабль от излишней тяжести и тем уменьшить угрожавшую опасность, они начали выбрасывать кладь в море. Один Иона оставался праздным; он спустился во внутренность корабля, лег там и крепко заснул. Между тем пришел к Ионе кормчий и, найдя его спящим среди такой опасности, разбудил его и с ужасом говорил ему: — Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему: может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем. Но буря не утихала и опасность от нее не уменьшалась. Тогда корабельщики сказали друг другу:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010