И мы читаем далее: Мф.8:23 . «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его». Как радостно читать эти слова: «за Ним последовали ученики Его» . Плевелы отселись, а истинные ученики, эта пшеница Божия, последовали за Ним. Лодка (корабль) – есть древний символ Церкви. Христос в лодке с учениками – это великий символ присутствия Господа Иисуса Христа в собрании верных. Сказано: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). И мы читаем далее: Мф.8:24 . «И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал». Блаженный Иероним пишет: «Прообраз этого знамения мы читаем в книге пророка Ионы, когда он среди других, находившихся в беспокойстве, был спокоен и безмятежно спал, и был пробужден, и освободил пробудивших его своею властью и таинством страдания своего» . Сам Христос указывал на этот прообраз, когда говорил: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). Иными словами, любое избавление человеков приобретается ценою страданий Сына Божия, Его смерти, погребения и Воскресения. Но пока Он спокойно спит в лодке, хотя буря уже началась и волны захлестывают ладью. Отвечая на вопрос, почему Господь спал в лодке, как бы предоставив апостолов самим себе, Златоуст уточняет: «В самом деле, если бы буря случилась во время Его бодрствования, то они или не устрашились бы, или не стали бы Его просить, а может быть, даже не подумали бы, что Он может совершить подобного рода чудо. Потому-то Он и предался сну, чтобы дать им время испытать страх, и заставить их сильнее почувствовать происходящее. Человек иначе смотрит на то, что случается с другими людьми, и что случается с ним самим. Так как ученики видели всех других облагодетельствованными, а себя самих не получившими никакого благодеяния, и были беззаботны (они ведь ни хромы не были, и никакой другой подобной болезни не имели), и потому им надлежало собственным чувством испытать Его благодеяния, то Он попускает восстать буре, чтобы им чрез спасение от нее сильнее почувствовать Его благодеяние» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И первым знамением этого покровительства было то, что Ангел Господень и столп облачный, двигавшиеся впереди стана, теперь стали позади его, чтобы укрыть народ от египтян. Настала ночь – темная и бурная. По указанию Божию Моисей простер руку свою на море, и сильный северо-восточный ветер с такою яростью стал гнать воду, что море сделалось сушею: «и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше; воды же им были стеною по правую и по левую сторону», защищая боковые подступы к переходу. Буря настолько задержала в таком положении воду, что израильтяне успели перебраться на ту сторону моря со всеми своими стадами, естественно, торопясь под влиянием страха надвигавшейся погони. Несомненно, это была страшная ночь, как можно видеть из описаний ее псалмопевцем, воспевавшим это достопамятное событие столетия спустя: «Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали, и глас грома Твоего в круге небесном, молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась» ( Псал. 76:17–19 ). Только что израильтяне успели перебраться на восточный берег, как у западного берега показались и египтяне. Что им было делать? Сразу ли броситься по тому пути, по которому перешли израильтяне, или поискать обходного пути, чтобы перенять беглецов сухим путем? Воины и лошади были утомлены усиленным маршем, и ночь была страшно темная. Но в стане израильтян светился столп огненный, показывавший, что они недалеко, и фараон решился тотчас же преследовать добычу. Думая, что буря еще долго будет сдерживать воду и видя добычу так близко, он не послушался благоразумия и с своей конницей ринулся вброд, направляясь по указанию сигнального огня, который должен был обозначать место нахождения самого вождя беглецов. Между тем, по описанию Иосифа Флавия, разразился страшный бурный ливень, с громом и молнией, и вместе с порывистым ветром заставил невольно смутиться гонителей, которые, в то же время, видя огни, зажигавшиеся в различных местах среди израильтян для указания пути отдельным частям, потеряли прямое направление и в смятении кое-как ощупью пробирались по дну.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И Петр пошел, но испугался волн, начал тонуть и закричал: Господи! спаси меня ( Мф. 14:30 ). Иисус Христос протянул руку и поддержал Петра. Когда они вошли в лодку, ветер утих. Таково сегодняшнее повествование Евангелия. Невольно на мысль приходят наши дни и наша жизнь, окруженная житейской бурей. Становится страшно жить. И мы вспоминаем Господа. Но Он нам кажется призраком. Хорошо, если мы подобно Петру воскликнем: «Господи, если это Ты, повели прийти к Тебе». Хорошо, если мы, идя к Господу, не испугаемся житейской бури или если испугаемся, то все же воскликнем: «Господи, спаси меня!» Господь всегда поможет. Но если мы с самоуверенностью отвернемся от Господа, утверждая, что это призрак, если мы, утопая, не обратимся к Господу, то приходит наша погибель. Это закон жизни: Господь, Утверждение и Спаситель мой, кого убоюся? Господь – камень, на котором должна строиться наша жизнь, и тогда никакая буря нас не собьет – мы сами устоим и еще другим поможем. Да будет в сердцах наших обращенность ко Господу, и тогда никакая житейская буря нам не страшна. Исцеление бесноватого отрока. (Ин. 17:14–24) Неделя 10-я по Пятидесятнице У одного отца был бесноватый сын. С детских лет страдал, несчастный. Злой дух бросал его и в огонь и в воду и всячески хотел погубить его. Отец просил учеников Христовых исцелить несчастного, но они не могли. Тогда отец обратился к Христу Спасителю: сжалься над нами и помоги нам ( Мк. 9:22 ). Иисус Христос ответил: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему ( Мк. 9:23 ). На это отец воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9:24 ). И Господь Иисус Христос исцелил несчастного сына несчастного отца. Потом ученики Христовы спрашивали Спасителя, почему они не могли исцелить? И Спаситель ответил: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:29 ). Что из этого евангельского повествования может относиться к нам? Иногда, пожалуй, и мы бываем бесноватыми от гордости, от злобы, от нечистых искушений и других страстей. Как справиться с такой бедой? И слышим слова Спасителя: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

(Ибо) Руце его в коши поработасте (работали кошницами). Здесь надобно подразумевать: ибо, для связи с вышесказанными словами. Ибо руки, говорит, израильского народа работали кошницами; а кошницы означают великие корзины, наполнявшиеся до верха грязью, кирпичами и соломою, которую, возложив на плечи свои, носили и таким образом строили Фараону крепости. 8. В скорби призвал Мя еси, и избавих тя . В сих и нижеследующих словах Давид представляет Христа беседующим с евреями и поучающим их, что Он издревле был благодетелем их, где скорбью называет угнетение, которое терпели евреи от приставников Фараоновых, понуждавших их работать при постройках скоро. Книга Исхода называет сих приставников побудителями к работам; ибо сказал, говорит, Господь к Моисею: видя видел Я притеснение народа моего в Египте и слышал вопль их от понуждавших к работам; ибо Я знаю печаль их и Я снизшел, чтобы избавить их от руки египтян (Исх. 3, 7) и опять: и Я видел оскорбление, которое причиняют им египтяне (ст. 10). Слова: ты призвал Меня, и Я избавил тебя, и подобные им, сказаны о предках евреев, а не о потомках их, потому что предки и потомки были один народ. Услышах тя в тайне бурне (в тайном месте во время бури). Услышал тебя, говорит, народ мой и исполнил прошение твое Я, Бог твой, Который находился там тайно и невидимо в сокрытом месте бури, приводившей в смятение египетский полк в Чермном Море и Я связал колеса и колесницы их и вел их в море насильно на погибель их; ибо буря есть сильное кружение ветров, называемое вихрем Или по изъяснении другого слова: Я услышал в тайном (месте) бури, употреблены вместо: от великой и чрезмерной скорби Я избавил тебя. Ибо буря есть стремительный крепкий и зимний ветер, разрушающий домы, вырывающий с корнями деревья, которым изображается великое и страшное искушение. Или по словам Феодора, словами: в тайном (месте) бури, указывает на то облако, из которого Бог как бы из скрытого места разговаривал с ними, так как облако имеет свойство дышать ветрами и бурями. Или сказал сие потому, что Бог не открыто, но тайно действует.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Иез.38:7 .  Готовься и снаряжайся, ты и все по­лчища твои, собрав­шиеся к тебе, и будь им вождем. «Готовься и снаряжайся». Иронический совет: он все равно погибнет. – «Будь им вождем». Все здесь названные народы не подданные Гога, а только находятся под его командой; отсюда и несколько необыкновенное выражение. Но евр. мишмар значит собств. «знамя». LXX: «и будеши Ми в преднюю стражбу», προφυλακτην, авангард (Бертолет): «резерв», смысл, подтверждаемый след. стихом. Иез.38:8 .  После многих дней ты по­надобишься; в по­следние годы ты при­дешь в землю, избавлен­ную от меча, собран­ную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в по­стоян­ном запусте­нии, но теперь жители ее будут воз­вращены из народов, и все они будут жить безопасно. Хотя Гог и уже готов, но еще не наступило время Господу воспользоваться им, ибо сначала Израиль должен водвориться в своей земле. – «После многих дней» (ср. Ис 24.22 ) то же, что «в последние годы», при конце Мира, по Откр 20.7 после таинственных 1000 лет. – «Понадобишься» – предположительный перевод евр. типпакед, котор. LXX точнее переводят «уготвишися» (соб. «делать смотр»), Вульг. visitaberis. – «Землю, избавленную от меча». Земля – синоним народа, о котором, собственно, только можно сказать: избавлены (но LXX: низвращенную) от меча, и особенно «собранную из многих народов», из плена. – «Горы Израилевы» – любимое у Иезекииля название Палестины, в котором сквозит любовь к своей стране горца, поселенного насильно в далекой и низменной чужбине. – «В постоянном запустении», LXX: «пуст весьма», δι ολον. Палестина была в запустении в течение 70 лет плена; но выражение может указывать на время от смерти Спасителя до пришествия Антихриста в течение которого евреи находятся в рассеянии. – «Все они будут жить безопасно». «Таково будет положение церкви пред последней борьбой между добром и злом» (Трош.). Иез.38:9 .  И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы по­крыть землю, ты и все по­лчища твои и многие народы с тобою. «Буря» (слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Илия, чтобы спасти свою жизнь, скрылся от Иезавели и ушел в Пирсону, в город, лежавший на южных пределах царства Иудейского. Здесь оставил он своего служителя, а сам пошел далее на юг. Углубившись в пустыню на расстояние дневного пути 119 , он остановился, сел под пустом дрока 120 , стал просить себе смерти и сказал: «Господи! пожил я; возьми теперь душу мою, потому что я не лучше моих отцев». Потом он лег и заснул под кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал: «встань, ешь». Илия осмотрелся и видит – в головах у него хлебец, какие обыкновенно пекут на горячих камнях, и кувшин с водою. Он ел и пил, и опять лег. Ангел Господень снова пробудил его и сказал: «встань, ешь, потому что тебе предстоит дальний путь». Илия встал, ел и пил; и этою, свыше посланною, пищею так подкрепился, что мог совершить сорокадневное путешествие до горы Божией, Хорта. Там он вошел в одну пещеру и провел ночь. Кажется, пророк находился в таком состоянии духа, что почитал свое дальнейшее служение между Израильтянами излишним; он находил, что ни обличения не действуют на нечестивых, ни великие знамения не вразумляют их, и что остается только поразить их гневом суда Божия, открывающегося или в бурях, или в землетрясениях, или в пламени. И вот он слышит голос от Господа: «зачем ты здесь, Илия?» Он отвечал: «я сильно возревновал по Господе Боге, Вседержителе, когда увидел, что сыны Израилевы оставили Твой завет, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; я один остался, и уже моей души ищут, чтобы отнять ее». Господь повелел ему выйти и стать на горе, в ожидании откровения Божия. И вот, начались страшные знамения. Зашумела ужасная буря, от которой в горах делались расселины и дробились скалы; буря сменилась землетрясением; потом пронесся огонь; за огнем следовало едва ощутительное веяние прохлады. Ни в буре, ни в землетрясении, ни в огне Господь не открыл Себя, но среди тишины, навевавшей прохладу, послышался голос. Илия закрыл лице свое власяницею и, вышедши, стал у входа в пещеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Иона пророчествовал в царстве Израильском. Однажды Бог повелел ему идти в Ниневию, столицу царства Ассирийского, и там проповедовать покаяние. Иона не послушался Божественного повеления и отправился на корабле в другую страну. Во время плавания поднялась сильная буря на море, так что корабль находился в опасности. Корабельщики начали молиться Богу, а потом бросили жребий, чтобы узнать, из-за кого постигло их такое бедствие. Жребий пал на Иону. Иона исповедал перед всеми свой грех и просил, чтобы его бросили в море. Когда Иона был брошен в море, то буря прекратилась. По повелению Божию Иона был поглощен большим китом и находился в чреве его три дня и три ночи и молился Богу. Потом Бог повелел киту извергнуть Иону на сушу. После этого Иона отправился в Ниневию и начал проповедовать, что Ниневия, за нечестие ее жителей, через сорок дней будет разрушена. Жители Ниневии поверили пророку Божию, наложили на себя пост и усердно со слезами молились Богу, чтобы Он помиловал их. Господь услышал молитвы раскаявшихся грешников и пощадил их город. Трехдневное пребывание Ионы в чреве китовом прообразовало пребывание тела Иисуса Христа в гробе и воскресение Его из мертвых на третий день. § 33. Пророки Царства Иудейского. Исайя (Ис. 6, 8 гл. и др.) Исайя пророчествовал в царстве Иудейском. К пророческому служению он был призван следующим образом. Он видел Господа, сидящего на престоле, а вокруг Него стояли Серафимы, которые взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (воинств) вся земля полна славы Его». Потом Исайя услышал голос Божий, Который повелел ему идти и проповедовать покаяние народу Иудейскому. Исайя отправился и стал проповедовать покаяние. А так как Иудеи не исправлялись, то Исайя предсказал, что в наказание за нечестие Бог пошлет на них Вавилонского царя, который разрушит Иерусалим и храм, а Иудеев отведет в плен. Особенно ясно Исайя предсказывал об Иисусе Христе. Он предсказал, что Иисус Христос родится от Девы, что Он будет творить чудеса, и пострадает за грехи людей. § 34. Пророк Даниил и три отрока (Дан. 1, 2 гл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Иона садится на корабль в Иоппии (Иаффе), Соломона ( 2Nap. II, 16 ) служила портом Палестины местности это не гавань, а довольно опасный рейд. повеление Божие было объявлено Ионе в Гафхефере 1103 не менее как в двух днях пути от Иопии: у него сложилось твердое намерение не исполнять повеления ему данного; и он с упорством, свойственным упрямому» племени, идет в сторону, противную той в которую послан, с целью пробраться на дальний запад ему приказано было идти. Корабль, на который входить Иона, несомненно финикийский хотя корабельщики могли принадлежать к разным родам 1104 I, 4. «Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, началась на море великая буря, и корабль готов был разрушиться. шились корабельщики и взывали каждый к своим богам, стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его. Иона спустился во внутренность корабля, лег и крепко уснул. После нескольких дней беспокойства душевной муки и усталости от пути Иона думает, что достиг желаемого. Получив некоторое нравственное успокоение, засыпает, презирая опасность. Буря начинается по особому произволению Божию и делается столь сильною, что корабль подвергается опасности быть разбитым о скалы, или берег Палестины. Моряки, опытные в навигации, выкидывают груз вопият к богам своим – «каждый к своему богу, оказывается, что экипаж корабля состоял из язычников. Один Иона спит. I, 6. «И пришел к Иону начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть Бог (Елогим) вспомнит о нас, и мы не погибнем». В речи начальника корабля слышится выражение того внутреннего чувства, на которое указывают многие новейшие писатели 1105 , – что Божество и понятие о вечном Боге жило всегда в сердцах людей совершенно независимо от мифических измышлений, и что язычники, не отдавая себе в этом ясного отчета, чувствовали сердцем одного Бога Промыслителя и Царя мира. Выражения, общие и язычникам, – как напр. – «так Богу угодно», «пусть будет воля Божия», «Богу известно» и тому подобные, без означения имени какого-нибудь языческого божества, встречаются и у Гомера, и у Гезиода 1106 , и суть драгоценные памятники и свидетели, что не из фетишизма и политеизма выработалось верование в единого Бога, а напротив многобожие выработалось из монотеизма посредством обожения атрибутов божества, сначала постигаемых как свойства Божества, а впоследствии отделяемых от него и чествуемых отдельно 1107 . Но присущее человеку верование, – которого начало в первом откровении, – о Едином Боге – никогда в сущности не умирало, а продолжало жить в сердцах и в речи народа, несмотря ни на какие разветвления политеистического древа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Итак, что произошло в нашей семье на второй неделе Великого Поста? Подумав, я решила так. Здесь роковую роль сыграл совет, некогда принесенный мною из храма: " А вы делайте так: как бы нечаянно готовьте постом только молочные и рыбные блюда. Мясо же исключите совсем. Вот и будет у всех вас пост " . Вообще-то я знаю, что всякий совет должен быть взвешен и обдуман. Вроде бы я думала, и уступки делала, а попросту: хитрила. Только оказалось, что делала-то я все это зря. Вот подала бы вовремя мужу кусок жареного мяса, он бы у нас и Библию не отнял, и в церковь бы детей со мной отпустил, и молились бы мы по-прежнему все вместе. А так — запрет. Опущенный шлагбаум. Нету дороги вперед. И все из-за чего? Из-за мяса. Как тут не вспомнить Апостола Павла? " Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир ирадость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей " . Побежала я со всех ног в магазин. Накупила кучу мясной еды. Забила ею холодильник сверху донизу. Но " мир и радость во Святом Духе " уже ушли из моего дома. В нем бушевала буря, и сладить с нею я не могла. Нужно было отступать. Я повернулась и пошла назад. По дороге я разрушала все, что со старанием и слезами строила своими собственными руками раньше. Временами я останавливалась и осматривалась вокруг себя в надежде увидеть мирную морскую гладь. Но буря не утихала, и я снова начинала отступать, отказываясь от всех своих приобретений. Временами бушующее море выбрасывало из себя какие-то странные осколки, которые свидетельствовали мне о том, что я, по-видимому, просто не понимаю происходящего в его страшной глубине. Вот воскресный вечер. Самая Крестопоклонная Неделя. В комнате сидим мы двое и мирно беседуем. И вдруг я слышу: — Я очень люблю вспоминать наше венчание. Какой красивый крест мы с тобой тогда поцеловали! Мне хочется посмотреть на него еще раз. И снова поцеловать.

http://zavet.ru/book/sokolova10.htm

Когда ты будешь вопить, пусть избавят тебя в скорби твоей. Я, который постоянно молчал в пренебрегал, как бы не видя твои грехи, не буду более молчать, но скажу, что уже прежде сказал: молчах, еда и всегда умолчу ( Ис. 42:14 )? и объявлю о правде твоей и делах твоих. Это следует читать в ироническом смысле, подобно тому, как если бы кто-либо сказал уличенному в преступлениях: посмотри на свои хорошие дела. Поэтому, если когда-либо настанет для тебя время скорби в ты начнешь простирать руки не к идолам, которых почитала, а к небу, и молить Бога о помощи; то пусть внимают, тебе и спасают тебя от опасности те, коих ты почитала, когда пользовалась спокойствием. Это и чрез Иеремию Бог говорит в ней же: где суть бози твои, яже сотворила ecu? Да востанут и избавят тя во время озлобления твоего (Иер. 2:28). Вместо того, что Семьдесят перевели: пусть избавят тебя в скорби твои и что мы выразили [словами]: пусть спасут тебя собранные твои, Симмах перевел: пусть избавят тебя синагоги твои. Следовательно говорит собственно к иудеям, что сонм их синагог не в состоянии спасти их ко время осады. Ст. 13–14. И всех их унесет ветер, развеет дуновение. Надеющийся же на Меня наследует землю и будет владеть горою святою Моею. И скажу: проложите путь, дайте дорогу, уклонитесь от стези, убирайте преграды с пути народа Моего. LXX: Ибо всех их развеет ветер и унесет буря. Надеющиеся же на Меня будут владеть землею и наследуют гору святую Мою, и скажут: очистите пути пред Ним и уберите преграды с пути парода Моего. Иудеи уверяют, что это предрекается о вавилонянах, что, когда они будут побеждены силою Бижиею, народ возвратится в Иудею и будет владеть горою Сионом и будут устранены все препятствия с пути и не подвергается засаде ни от какого народа; ибо Господь выровняет путь для народа своего. И утверждают, что это исполнилось при Зоровавеле и Ездре. Мы же, связывая эти слова с предшествующими, утверждаем, что всех идолов, которые но могли освободить их, уносит ветер и буря и они делаются подобными пыли, которую слетает ветер с лица земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010