Свящ-ки Свящ-ки и причетники Диаконы Причетники Жены и дочери духов-ва Крестьяне 278 15 22 25 7 3 Иной раз духовенство проявляло особое рвении в своей заботе о школах. Священник с. Власовка Борисоглебского уезда на свой счёт купил для школы столы, стулья и буквари 330 , а священник с. Пичкеряевский Майдан Спасского уезда на свои средства построил флигель и передал его под школу 331 . Обучали в церковных школах элементарной грамотности и основам православной веры. Вот какие предметы изучали в школе при Федоровской пригородной церкви г. Моршанска: «Умеющим читать-объяснять св. историю и катихизис, воскресные Евангелия, чин Божественной литургии и прочих церковных служб и праздников, обучать их свободному чтению по церковной печати, а способных и церковному пению, а также четырём правилам арифметики и счетоводству. Таким образом, ученики разделяются на два класса: в первом начинающие учиться грамоте, во втором слушающие уроки св. истории и других предметов» 332 . Дело народного образования развивалось трудно, во многом по причине того, что сами крестьяне не всегда понимали необходимости обучения их детей. Усманский благочинный Иоанн Спиридонов по этому поводу писал в своём отчёте: «Для распространения грамотности и религиозно-нравственного просвещения, при всех церквах ведомства моего, священниками заведены приходские школы. Но эта великая со стороны священников благу общему жертва не вызвала достодолжного сочувствия со стороны их прихожан. Они приняли это заявление более частное и несостоятельное» 333 . Школы терпели нужду во всем «в столах, скамьях, в отоплении, в прислуге, а не менее и в попечителях из самих прихожан, в учебных книгах, бумаге, чернилах, больших и малых досках» 334 . Ещё одна идея, которая была реализована в годы правления святителя Феофана связана с открытием благочиннических библиотек. Епископ так определяет необходимость этих библиотек: «Духовная литература год от году все расширяется. Священнику надо быть с ней знакому и для того, чтобы самому совершенствоваться в познаниях, и для удобнейшего научения своей паствы истинам Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Это было уже на Новом Валааме после войны – сравнить нельзя было с настоящим Валаамом. Фарисейства и «буквы законной» отец Михаил не переносил. Для этого у него было свое особое слово: «букварь». «Не будь никогда букварем – я не говорю, что надо упускать, не выполнять, нет, все надо, но если только это, то это будет в осуждение». Однажды две его духовных дочери, приехав на Валаам, захотели пособороваться. Отец Михаил дал с радостью свое благословение, но сам не мог совершить этот чин по болезни глаз – один глаз ничего не видел, а второй «глазик капризничал», очень утомляясь от долгого чтения. Он послал их к благочинному отцу Симфориану, но тот отказался на том основании, что, когда он получал иеромонашество, в числе прочих правил от церковных властей было предписано соборовать только «в случае болезни». Отец Михаил очень расстроился: «Вот так все у нас и делается по уставу, вот уж этот Симфориан – «букварь»! У нас нынче и до причастия допускают по уставу – через три недели». Был такой случай: один брат плохо себя почувствовал, захотел исповедаться и причаститься – нет, говорят, еще трех недель не прошло, не положено, подожди. Пошел я к ним и говорю, что вы делаете? Забыли, как жили первые христиане. Забыли апостольские правила. А что отец Иоанн Кронштадтский говорит? Не послушались меня, а наутро брат этот и умер. Вот до чего могут дойти эти «буквари». Правила и каноны были строго предписаны финским духовным управлением. О жертвах Богу «Многими скорбями – вот жертва Богу», – говорил батюшка. Какая бы ни была «тучная жертва» – не угодна она Богу, если хоть капля желания в ней есть, хотя малая доля стяжания и пристрастия. Все главное – в искренности, правдивости, чистоте сердца. Жертва, угодная Богу, была жертва бедной вдовицы, потому что была всецелая, от чистого сердца – такую жертву Он приемлет с любовью». Бывали случаи, когда отец Михаил, получая множество посылок и подарков, не принимал их, отдавал сразу другим или же просто отказывался. Остальное всегда раздавал другим, а денег совсем не брал, а если брал, то или для церкви, или когда знал, что надо помочь другим. Бывало, приедут его чада – он и дорогу им всю оплатит и с собой даст. После 65-летнего возраста все в Финляндии получают маленькую пенсию, получали и монахи. За небольшим вычетом, эти деньги выдавали им на руки, но отец Михаил от них отказался, оставив их в пользу монастыря. «Разве монаху нужны деньги! Я вот ничего не беру и от монастыря, а смотри, сколько всегда Господь мне дает, у меня все есть в изобилии – и масло, и вино, и свечи, и ладан». О пище отец Михаил даже не упомянул... «Кто всецело предал себя Богу – того Господь не оставит», – добавлял старец.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Московским Иннокентием (Вениаминовым). В Казани вырос удивительно плодотворный миссионерский центр во главе с профессором Н. И. Ильминским. Появились миссионерские монастыри и миссионерские образовательные структуры, в том числе на Алтае. По мере воплощения высоких планов и мыслей о. Макария возрастала и Алтайская миссия. При свящ. Стефане Ландышеве (впоследствии протоиерее) укреплялось и прорастало то, что было посеяно при о. Макарии, но значительных сдвигов больше не произошло. Миссия выросла до 8 станов с 11 церквами, возникло около 30 селений новокрещеных алтайцев, а всего крещено было 2901 человек. Вместе с о. Стефаном особенно потрудились прот. Василий Вербицкий, Михаил Парвицкий, впоследствии московский митрополит Макарий (Невский) 80 , алтаец переводчик Михаил Чевалков (впоследствии протоиерей), его супруга Агриппина Ионовна, а со временем и восемь его детей. К 1864 г. в миссии трудились 9 миссионеров — священников, иеродиакон, диакон и 8 причетников, всего же вместе с переводчиками — 29 человек. 24 ноября 1865 г. Св. Синод назначил нового начальника миссии 81  - архим. Владимира (Петрова), который развернул активную деятельность. Он был назначен на Алтай после создания в Петербурге первого миссионерского общества 82 . Под его руководством миссия расцвела: открывались новые станы, начальные школы для местных народов, было организовано центральное миссионерское училище в Улале. Значительно увеличилось и число миссионеров. С целью повышения уровня деятельности Алтайской миссии отец Владимир направил молодого иеромонаха Макария (Парвицкого-Невского) в Казань к Н. И. Ильминскому для ознакомления с методикой преподавания в казанской крещено-татарской школе, а также для консультации по составлению алтайской грамматики. В результате обучение новообращенных по системе инородческих школ Ильминского было введено в Алтайской миссии, а впоследствии и в открытой в 1882 г. Киргизской миссии. Расширялась переводческая деятельность — переводились жития святых, богослужебные книги, создавались буквари, грамматики, учебники местных языков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Первым, упоминаемым в церковных документах 1857 года настоятелем Старо-Слободского храма, является священник Калинник Савицкий. Он обратился к Режицко-Люцинскому благочинному священнику Никифору Кушину с рапортом о том, что «20 июня, в 2 часа по полудни, вторая часть потолка обрушилась с повреждением некоторой части иконостасной арки. И первая, при входе в церковь, часть потолка угрожает час от часу совершенным падением». Зимой того же года сильным ветром была повреждена кровля храма, а службы на некоторое время прекратились. Следующим настоятелем, с 1858 года, был священник Исаакий Доронин. Его стараниями крыша и потолок храма были вновь восстановлены. Возобновляются и регулярные богослужения. Отец Исаакий докладывает благочинному, что «церковная утварь состоит из пяти икон, трех лампад, трех ветхих хоругвей и одной плащаницы; имеется все, что необходимо для отправления богослужений, но только весьма в бедном и храму Божьему не совсем соответственном состоянии…». Известно, что в 1860 году императрица Мария Александровна сделала пожертвования беднейшим храмам Полоцко-Витебской епархии. В число таких приходов попала и Старая Слобода. Пожертвования состояли из наборов священных сосудов, комплекты праздничных облачений и различная утварь. Кроме облачений, пожертвованных императрицей, остальные дары сохранились и имеют надписи подтверждающие этот факт. Вся оставшаяся утварь употребляется на богослужениях в храме Воскресения Христова и в наше время. 1 декабря 1861 года отец Исаакий Доронин открывает в своем доме церковно-приходскую школу для детей. Но количество обучающихся не доходило до десяти, т.к. сами прихожане не имели к тому явного расположения. Свободным же от богослужений был лишь один день, что не позволяло отцу Исаакию заняться этим в полной мере. К 1864 году усилиями настоятеля в храме Преображения была собрана библиотека, состоящая «из 74 книг 26 наименований, большей частью которой составляла учебная литература – буквари, прописи, книжки для начального чтения, учебники по арифметике, русскому языку и т.п.».

http://sobory.ru/article/?object=07862

В 16-17 ст. Киево- Печерский монастырь утвердился как один из центров христианской культуры. В 1615 г. в Лавре была основана типография, вокруг которой объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности Елисей Беринда, Захария Копистенский, Петр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи. В лаврской типографии вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории церкви, в том числе " Патерик Печерский " , " Тератургима " Афанасия Кальнофойского, " Требник " Петра Могилы, " Синопсис " Иннокентия Гизеля. Киево-Печерская Лавра стала крупнейшим монастырем на всей Руси, площадь которого составляет почти 30 гектаров. На ее территории находится около ста сооружений, 42 из которых являются уникальными. Лавра имела 23 храма (из них 6 - пещерных с 36 алтарями. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах, как в неких священных схронах. Невзирая на всевозможные исторические потрясения: войны, пожары, землетрясения, Лавра осталась общерусской святыней и оплотом Православия в борьбе с католицизмом, губительной унией, с прочими ересями. Она была центром просвещения на Южно-русских землях, вожделенным метом паломничества не только православных христиан, и униаты благоговейно преклоняли колени у лаврских святынь. Благодаря Печерской Лавре Киев наименован Русским Иерусалимом. После февральской революции 1917 г. жизнь монастыря проходила в драматических условиях частой смены власти в Киеве, войны и разрухи, а после прихода к власти большевиков - безумной атеистической пропаганды, уничтожения церкви и упадка культуры. Трагические события после 1917 года послужили к тотальному истреблению православного духовенства и всего, что было связано с Православной Церковью. 25 января 1918 года у стен Лавры был замучен первый новомученик российский митрополит Киевский и Галицкий Владимир, а в 1920 году Лавру закрыли… Во время оккупации фашистами Киева монастырь удалось возродить, но не надолго - в 1961 году монахов вновь изгнали из стен обители, где устроили в глумление над Святыней музей… 29 сентября 1926 г.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Неоценимое значение для православного населения Финляндского края и для Православия в целом имели находившиеся в его пределах знаменитые обители: Валаамский Спасо-Преображенский и Коневский Рождественский монастыри. В Сибири Настоящим просветителем Западной Сибири в XVIII веке считается митроп. Тобольский Филофей (Лещинский) (†1727). Приехав в Тобольск после рукоположения и назначения в 1702 году, он заметил в церковной жизни великие нестроения. Он обратился за помощью к императору Петру: необходимо завести в Тобольске школы и учить грамматике славянской и латинской, в ученики понудить от всякого чина детей, завести типографию за счет государственной казны, печатать буквари, малые часословы и псалтири. Ответ государя был более чем странным при его ратовании о просвещении: в учении достаточно славяно-российской грамматики, попы и диаконы должны знать катехизис и все, что относится к православной вере, но... “типографии в Тобольске не быть, а какие книги понадобятся, покупать в Москве”. Что касается иноверцев, то тех, которые хотят креститься по доброй воле, принимать, а неволею никого не крестить. От налога новокрещенных не освобождать, строго спрашивать о причинах перехода в Православие. Тех, кто совершил смертные грехи, крестить, но затем учинить расследование согласно законам, “да всякие беззакония истребятся”. Митрополиту Филофею помогали несколько ученых монахов, привезенных им из Киева. При нем крестились 40.000 остяков, вогулов и других иноверцев. Для них было построено 37 церквей. Митрополит изъездил всю Западную Сибирь вдоль и поперек. Истреблял идолов, сотнями крестил народ. Проникал далеко на восток по Ангаре и Тунгуске, был за Байкалом. Одного из своих сподвижников, архим. Мартиниана, он отправил в 1705 году на Камчатку. Там была воздвигнута Успенская пустынь, но миссионерские успехи были незначительны. В 1728 году в Успенскую пустынь была отправлена миссия под начальством игумена Иоанна. Вскоре миссионеры построили четыре храма и окрестили около 5.000 камчадалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

тайн без всякого сумления приобщить» 1213 . По современному воззрени, при нормальном состоянии кающегося, – семидневное говение понимаетсн делом, само собою подразумевающимся. «Аще убо кроме постов четырех обычных, читается в «Учительном известии», приступити ко св. причащению восхотят (кто-либо), седмь дней прежде да постится, в молитвах церковных и домашних пребывающе и предуготовляюще себе к чинному исповеданию грехов своих. Пред осмым же днем да исповедят пред иереем вся грехи своя...» Впрочем, в тоже время здесь замечается: «сие же не в нужде; в нужде бо три дни, или един день, да постятся точию» 1214 . Главная практическая задача говения, это – самоиспытание себя в отношении греховности. С Петровского времени у нас приняты для большого достижения этого некоторые внешние пособия. Так, по указу св. Синода 1721 г. 26 февр., положено – «вместо прежнего от книг Ефрема Сирина и от Соборника и прочих чтения, читать новопечатные буквари с толкованием заповедей Божиих, распределяя оные умеренно, дабы приходящие в Церковь Божию и готовящиеся к исповеди и св. причастию люди, слыша заповеди Божии и толкование их и осмотряся в своей совести, лучше могли ко истинному покаянию себя приуготовить» 1215 . По «Книге о должностях пресвитеров приходских» священник обязан поучать прихожан во время говения их – «в каких действиях истинное покаяние состоит» и именно: а) «познать грехи своя и привесть на память все, сколько может, делом словом и помышлением содеянные, во-первых волею и ведением, за которые совесть грызет или угрызала; в) познавши, раскаяться и жалеть за содеяние их..; г) оные пред Богом в молитве всегда, а пред пресвитером, яко власть разрешения имеющим, в подобное время исповедать; г) прося у Бога помилования... и на заслуги И. Христа все упование о оставлении грехов положить; е) твердое намерение предприять, чтоб не возвращаться по греху, но новое житие по заповеди Божией начать..». Сверх того, по той же «Книге» от священника требуется, чтобы «готовящимся ко исповеди прихожанам он истолковал заповеди и при каждой велел всякому в себе рассуждать: сделал ли тое, что заповедь велит или, вознерадя; оставил...» 1216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Но и во Владимировой эта типография сослужила большую службу, начав печатать и рассылать по Карпатам и Америке календари, молитвословы, Сборники и т.д. Так установилась связь между Карпатами и Америкой, и когда я в 1934 г. ехал на кафедру в Америку, то ехал уже к своим. Однако и во Владимировой не заглохло дело. Там выросла прекрасная церковь , церковный дом, где раньше помещалась типография, а потом на американские пожертвования начали строить и большой типографский корпус. Слава Владимировой – колыбели нашей Православной Миссии! Это – лучшие годы моей церковной работы. Реставрация Русской Церковной Типографии Преподобного Иова Почаевского (Считаю своим долгом опубликовать настоящую статью, как мой отчет перед Русскою Православною церковью и Русским народом в порученном мне еще в Почаеве церковно-общественном деле.) Указом Св. Синода Русской Церкви от 29-го ноября 1902 г. за 9,807 я – архимандрит Виталий – был назначен из преподавателей Александровской Миссионерской Семинарии Владикавказской епархии типографом Почаевской Лавры на Волыни. По прибытии на место назначения в Почаевскую Лавру, я принял по описи имущество исторической Почаевской Типографии на свою ответственность, которая не снята с меня и до ныне. 1 . Исторические сведения о Почаевской Типографии Преподобного Иова (Железо) Эта Почаевская Церковная Типография основана была Преп. Иовом Почаевским на средства, данные ему владелицей Анной Гойской. Из первых изданий Почаевской Типографии сохранилась до наших дней книга Кирилла Транквиллиона «Зерцало Богословия», отпечатанная в 1618 году; по сему можно определить приблизительно год основания сей типографии. То было время ожесточенной борьбы Западно-Русского народа против насильно навязываемой ему Римской унии, и главная цель основываемой типографии была – помогать печатным словом Православным в этой тяжкой борьбе. Хотя Почаевская Типография, после смерти Преподобного Иова, была временно захвачена униатами базилианами, но, все же, освободившись, она продолжала служить Западно-Русской Православной Церкви. Влияние ее было огромно. Все церкви Волыни, Подолии, Холмщины, Полесья, Галичины, Буковины, Прикарпатья, а отчасти и Балкан пользовались и доныне пользуются богослужебными и вероучительными книгами Почаевского издания. Еще на моей памяти октоихи, минеи, евангелия, триоди, апостолы печатались в Почаевской Типографии по 2, по 5, по 10 тысяч, а псалтири, часословы, буквари, начатки, молитвенники, богогласники и другие народные книги – по 100 тысяч за один наклад.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

102(103). " Επιστολα διαρων ιλοσων, ρητρων, κα σοφιστν κς», ν ν τμω. 1. В Венеции. Двадцать шесть посланий разных философов, риторов, и мудрецов, в одном томе. На греч. «У оной книги оболочка ветха». (По описям 1701–1735 гг. за 655, 1738–1749 гг. за 651). 103(104). Ευχολγιου. 1. Там же. 1692. Требник с служебником греческой. (По описям 1701–1749 гг. за 303? При описи 1749 г. замечено: «есть, только польская, а не греческая»). 104 (105). «Ετερον εχολγιου. 1. Там же. 1648. Другой такой же. 105 (106). «Ετερον οöμοιον. 1. Там же. 1613. Третий такой же. (По описям 1701–1735 гг. за 568, 1738–1749 гг. за 566). G 106 (107). Geographia universa tam vetus, quam nova Magini et Ptolomaei Pelusiensis, duobus voluminibus distincta, uno tomo. Latine. 1. В Колонии. 1597. География всеобщая древняя и новая, Магина и Птоломея Пелусийского, на две книги разделенная, во одном томе. 107 (108). Γραμματικ ελληνικ Μανουλ Μοσκοπολου 1.– – На латин. языке. «У оной книги в конце переплета повреждено». 108 (109. Л. 13 об.). Grammatici libri quinque, elementa scilicet slavono-graeco-latina. 5. В Москве. 1701. Грамматика греческая Мануила Москопула. Без заглавия и «весьма ветха». 109(110). Γρηγορου ρχιεπισκπου θεσσαλονκης λγοι ποδεικτικο δο κατ λατνων.2.– – Пять грамматик, то есть, буквари славено-греко-латинские. H. 110 (111). " Ιστορα Ιεροκοσμιχη περ το ορος Σινα, περ τν βασιλων τς Αγυπτου, κа περ αιρσεν Τορκων κa ΠερσV, ν ν τμω. 1. В Венеции. 1617. История церковная и гражданская о Синайской горе, о царех египетских, и о ересях турецких и персидских, в одном томе. На греч. I. 111 (112. Л. 14). Iohannis Tytz lexicon theologicum, 1. В Колонии. 1619. Иоанна Тиция лексикон богословской. На латинском. (По описям 1701–1735 гг. за 712, 1738–1749 гг. за 705). 112 (113). ‘Ιωννου το Χρυσοστμου, Βασιλεου το Μεγλου, κα Γρηγοριου το διαλγου λειτουργεαι, μετ μικρο εχολογου, κa Γερμανο ερμηνεα ς τν το Χρυσοστμου λειτουργεαν. 1. В Венеции. 1639.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

„Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.“ „Как же хочешь ты со мною биться? разве на кулаки?“ „Да уж на чем бы то ни было.“ „Ну, давай на кулаки!“ говорил Бульба, засучив рукав: „посмотрю я, что за человек ты в кулаке!“ И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая. „Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума!“ говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. „Дети приехали домой, больше году их не видели, а он задумал нивесть что: на кулаки биться!“ „Да он славно бьется!“ говорил Бульба, остановившись. „Ей-богу хорошо!“ продолжал он, немного оправляясь: „так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся!“ И отец с сыном стали целоваться. „Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил. Никому не спускай! А всё-таки на тебе смешное убранство: что это за веревка висит? А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?“ говорил он, обращаясь к младшему: „что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?“ „Вот еще что выдумал!“ говорила мать, обнимавшая между тем младшего. „И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось… (это дитя было двадцати слишком лет и ровно в сажень ростом). Ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться!“ „Э, да ты мазунчик, как я вижу!“ говорил Бульба. „Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь! Это всё дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия, всё это ка зна що, я плевать на всё это !..“ Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. „А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010