Кучи бумажного старья дожидаются вывоза на свалку. Бывало, иду с собакой гулять и начинаю поглядывать, а то и слегка «рыться» в кучках, так менее неудобно перед соседями пересматривать чужой хлам, пускай и выкинутый самими хозяевами. Остановили меня коллекции педагога Шапошникова, собранные им буквари и учебные пособия за полтора века, а его наследник их все, что не пристроил, выкинул. Вот и лежат связки давних изданий, старинных учебников для начальной школы, бесчисленные азбуковники, книги для начального чтения отрокам, барским и сельским. Взял с собой, что уж слишком стыдно оставлять на уничтожение. Среди приглянувшегося - «Розовая азбука» с рисунками Конашевича, 1918 года издания. Но больше всего меня, как библиофила, резануло по сердцу то, что выложила на вывоз Елена Барсукова, «наследница» библиотеки Барсуковых, исследователей произведений духовных писателей второй половины XIX столетия. Она стаскивала уникальную библиотеку и укладывала эти ценнейшие издания не в кучу, как другие жильцы, а в поставленный контейнер. Были тут и годовые подборки духовно-исторических журналов, и молитвословы, и богословские труды учёных, иногда с автографами и правкой по тексту. Пробовал убедить её не делать этого спешно, а позвать к себе людей сведущих, чтобы сдать редкие издания, скажем, определить в Литературный музей. Связывалась, говорит, с ними, несколько отобрали, а всё это оставили на своё усмотрение. Вот и усмотрела - на вывоз. Хорошо, кое-что спас Всеволод Олегович Волков, он тогда только что появился в нашем доме, получил здесь квартиру по обмену. Его мать, Софья Всеволодовна, внучка Саввы Мамонтова, брошенная мужем Олегом Васильевичем Волковым вероломно - возвращался после тюремных лет к ней, она полтора десятилетия терпеливо ждала его. По дороге из ссылки суженый познакомился с какой-то дамочкой в вагоне, и пока ехали вместе - столковались. Решил гонимый: нечего возвращаться к жене, а начну-ка новую жизнь с этой попутчицей. Софья Всеволодовна и дети оскорбились. Ещё бы, такое предательство пережить! Старик Волков впоследствии долго жил, написал мемуары, безобразничал: «За одного еврея я сто русских отдам», изувечился - прогуливаясь с собакой, свалился в яму, и на 90-м году успе о Господе.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/11/...

На столе брошена связка ключей – хозяйка была управляющей всей женской половиной, а если умирал супруг, а мальчики были маленькими, то вступала в управление и мужской половиной: такую женщину называли матерой вдовой. Такой была боярыня Феодосия Морозова, управлявшая огромным хозяйством, доставшимся от супруга. Детские игрушки, люлька. Мальчики до 5-7 лет воспитывались на женской половине, потом их переводили на мужскую. А девочки продолжали здесь жить до вступления в брак. Девочке собирали приданое с рождения, потом она своими руками его пополняла, пряла, вышивала. Боярская дочь вступала в брак в 15-17 лет. Терем просторный, светлый, «светлица, светелка», много окон, самое светлое место в доме – это требовалось для работы девушек с вышивкой, шитьем. Работали много, целыми днями, месяцами (у окошка для наглядности посадили манекенов-девиц в сарафанах, кто за прялкой, кто над пяльцами согнулся). Знатные также не гнушались этой работы. Мы нигде не увидели кроватей – вдоль стен стояли лавки, на них молодежь, видимо, и спала. Только у хозяина и хозяйки были свои спальни (но подлинных кроватей 17 века не сохранилось). Ну и, наконец, последнее помещение – комната мальчиков. Небольшая, примерно такого же размера, как кабинет и библиотека. Печка. Так же, как и в тереме, кроватей нет, только лавка. Почетное место занимает большой глобус - точная копия глобуса Винченцо Коронелли (монах, итальянский космограф, картограф, известный своими атласами и глобусами). Очень качественная копия, высокого уровня. Хорошо показана Старая часть Света, неточностей мало. Примерно с семи лет мальчиков начинали обучать грамоте, сначала по псалтыри, но в 17 столетии уже появляются буквари (в экспозиции представлен букварь 1694 года). Сначала идет буква на кириллице, затем на греческом и латинице, потом картинки на эту букву, стихи… Языки, которые в начале 17 века почти никто, кроме толмачей, не знал, но к концу 17 века посредством букварей начинают обучать греческому, латинскому. Открывается Первая Латинская академия. Учебник по риторики – в переводе с немецкого – для будущего боярина красиво говорить было очень важно. Искусство цифирное – книга по арифметике. Компас, карта, чертежи, чучело сокола. Соколиная охота в моде, но это не только забава, но и физическая подготовка. Чтобы охотиться, нужно было хорошо сидеть в седле и владеть оружием. Митрополит Филарет говорил, что многие мирские дела готов забыть, а вот соколиную охоту вспоминает. Дети взрослели рано, если девочки, как я уже писала ранее, выходили замуж к 15-17 годам, то мальчики в 12 лет уже знали военное искусство, сопровождали своего отца, наблюдали, и к 15 годам вполне могли самостоятельно воевать, участвовать в боевых действиях.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/19/...

Но государственная нужда не терпела отсрочки, не ждала, пока загнанные школьники доучат свои буквари, и удовлетворять ее приходилось, так сказать, сырьем, принудительными жертвами, подрывавшими народное благосостояние и стеснявшими общественную свободу. Государственные требования, донельзя напрягая народные силы, не поднимали их, а только истощали: просвещение по казенной надобности, а не по внутренней потребности давало тощие, мерзлые плоды, и эти припадочные порывы к образованию порождали в подраставших поколениях только скуку и отвращение к науке, как к рекрутской повинности. Народное образование получило характер правительственного заказа или казенной поставки подростков для выучки по определенной программе. Учреждались дорогие дворянские кадетские корпуса, инженерные школы, воспитательные общества для благородных и мещанских девиц, академии художеств, гимназии, разводились в барских теплицах тропические растения, но на протяжении двух столетий не открыли ни одной чисто народной общеобразовательной или земледельческой школы. Новая, европеизированная Россия в продолжение четырех-пяти поколений была Россией гвардейских казарм, правительственных канцелярий и барских усадеб: последние проводили в первые и во вторые посредством легкой перегонки в доморощенных школах или экзотических пансионах своих недорослей, а взамен их получали оттуда отставных бригадиров с мундиром. Выдавливая из населения таким способом надобных дельцов, государство укореняло в обществе грубоутилитарный взгляд на науку как путь к чинам и взяткам и вместе с тем формировало из верхних классов, всего более из дворянства, новую служилую касту, оторванную от народа сословными и чиновными преимуществами и предрассудками, а еще более служебными злоупотреблениями. Так случилось, что расширение государственной территории, напрягая не в меру и истощая народные средства, только усиливало государственную власть, не поднимая народного самосознания, вталкивало в состав управления новые, более демократические элементы и при этом обостряло неравенство и рознь общественного состава, осложняло народнохозяйственный труд новыми производствами, обогащая не народ, а казну и отдельных предпринимателей, и вместе с тем принижало политически трудящиеся классы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

О.Александр Березовский: - Как порой родитель думает: эх, сынок, вот послушался бы ты меня -  скольких бы бед ты избежал, как бы тебе сейчас было хорошо! О.Дмитрий Смирнов: - Да. К сожалению, такое любовное воспитание редко  наблюдается. Родители раздражаются, начинают орать, ребенок только пугается  - и контакт прерывается, он погружается в собственный мир. Потом его опять для его блага отдают в детское учреждение, там он вступает в детский коллектив, которое завершает это уродство его души -  и уже тогда, что- либо сделать уже нельзя. Конфликт потом продолжается до того момента, когда ребенок полностью отказывается повиноваться и доходит до ненависти к родителям. О.Александр Березовский: - Батюшка, в такой ситуации можно каким-то образом вернуть доверие ребенка?                            О.Дмитрий Смирнов: - Конечно, можно, но большинство родителей вообще не понимают такой задачи. Вот мамочка, которая звонила, она говорит: не знает, вместо того, чтобы почитать книжки, она звонит на радиостанцию. Это говорит о полной беспомощности. Любая кошка знает, что ей делать с котятами, а человеческая мама не знает. О.Александр Березовский: - У кошки нет задачи воспитать. О.Дмитрий Смирнов: - Как же, есть, иначе котенок не вырастет во взрослое животное. О.Александр Березовский: - Есть задача: научить.                            О.Дмитрий Смирнов: - Научить, конечно. Она им мышей приносит. Начинает с ними играть, обучает своих котят, как обращаться с мышкой, учит и птиц ловить. О.Александр Березовский: - С таким внешним образованием у нас тоже справляются: в школу отдал... О.Дмитрий Смирнов: - Опять: отдал. Кошка ж никому не отдает. О.Александр Березовский: - Батюшка, кошка умеет научить.                            О.Дмитрий Смирнов: - А у человека для этого книги есть. Можно в интернете все что угодно найти -  и как ребенка пеленать, и как готовить грудь к кормлению, и как сцеживать, что нужно и какие делать компрессы, как избежать мастита. Ну, всё, всё  -  и первые шаги, и буквари, и упражнения для мелкой моторики -  всё есть. Но ничем не прошибешь эту косность. Они лучше будут смотреть проект «Голос».

http://radonezh.ru/text/batyushka-chto-d...

698 . В то же время вышел в свет и «Акос» Лихудов. 699 Лихуды объясняют появление своей книги так: «Книги различныя на православную и непорочную веру восточныя церкве списашася и неции сих претолковашася с латинска на российский и польский язык от некиих мнениями оных единомудрствующих униатом глаголемым, и напечаташася в различных местах в Польше же в Киеве, негли и не тамо, но прелестно под именем Киева и инде, яже убо пелыни суть горчайши, аще и медвенницею чрез надписание имен лицемерствуют». 700 Лихуды говорят, что они «ради прещений, на всяк день от некиих не мудрых убо, но неученых и льстецов, в упорстве едином сатанинском пребывающих, молчали», но теперь отвечают по повелению великих государей царей и великие государыни царевны и по благословению патриарха. 701 Из книги Медведева мы узнаем, что споры о пресуществлении уже были известны и патриарху. «Марта в 9 день един некто от знаменитых духовных пречестных людей (вероятно – Евфимий) беседуя о пресуществлении и утверждая оно не Христовыми словесы быти... в утверждение того неправого мудрования, а себе в похваление, на св. патриарха ложная глаголя: аз ныне от св. патриарха сию премудрость, юже вы мене слышасте вещающа, почерпл есмь... Аз (Медведев) того нового себе нарицающа богослова (Евфимия?) знаю добре, яко такового он есть учения еже надеюся и буквари совершенно не разумеет, не точию что от свободных наук он знает»... «Акос» и Манна были искрами, попавшими в пороховой погреб. Сразу проявились две партии, доселе скрытые: одна греческая с Лихудами и Евфимием, 702 учеником Славинецкого, во главе, другая с Сильвестром Медведевым и Саввою Долгим. Греки сумели попасть в больное место противной партии, называя противников – латинщиками: они де изучилися от еуитов, аще сие и в скоре сердец их держат, обаче от начертаний и глаголаний уже добре познаватися, яко латинстии ученицы, и латинская учительства и обычаи держат, и проповедают, и списания их таковых показуют. 703 В самом деле Сильвестр и его сторонники, люди схоластического образования, возросли на латинской почве, читали латинские и польские книги, были знакомы с поляками и представителями западного духовенства, знали лучше латинских, чем греческих писателей, в письме употребляли и латинский шрифт, и латинские слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

был рукоположен в митрополита сибирского. «Приехавши в Тобольск», пишет Соловьев, «Филофей рассмотрел в церквах Божиих великое нестроение, и обратился к Петру за средствами помочь беде. Филофей писал о необходимости завести в Тобольске школы и учить грамматике славянской и латинской, в ученики понудить от всякого чина детей, завести типографию великого государя казною, печатать буквари, часословы малые и псалтыри. Ответы царя сообщил владыке Виниус. Указывалось, что надлежит «простираться в учении славяно-российской грамматики, и чтоб вся, яже попу или диакону надобно знать, изучились и Православной веры катехизис достаточно знали... типографии в Тобольске не быть, а какие книги понадобятся, покупать в Москве». В отношении иноверцев отвечено: «Которые иноземцы хотят волею своею креститься в Православную Христианскую веру, и их крестить, а неволею никаких иноземцев не крестить, и ясак с них не складывать, только их спрашивать, какой ради причины приходят ко Св. крещению, велеть им учинить исповедь. Которые Татары или иные иноземцы пойманы в смертных винах, и похотят креститься на том, чтоб быть им живым, и таких, буде с верою совершенно приступают, окрестя и дав им время довольное на покаяние, потом учинить по Уложению и по градским законам, да всякие беззакония истребятся; и которые языка, ниже веры сведомы, и тех скоро не крестить, да не будет вере Православной от них поругания, делать в том со многим опасьством и рассмотрением, испытуя вины, чего ради иноземец крещения пожелает, внимали-б словесы Спасителевы, реченные: сице кто верует и крестится, спасен будет». Митр. Филофею помогали несколько ученых монахов, привезенных им из Киева. При нем крестилось до 40 000 остяков, вогулов и др. инородцев, для которых им выстроено было 37 церквей. Западную Сибирь он изъездил всю вдоль и поперек с проповедью св. веры. Истреблял он идолов, крестил народ сотнями. Проникал он на восток по Ангаре и Тунгузке; был и за Байкалом. Одного из своих сподвижников, архим. Мартиниана, он отправил в 1705 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вторую группу (по уровню спроса в покупке и распространенности в домах крестьян) составляли азбуки, буквари, самоучители разного рода, прописи. Третью – басни, разные виды художественной литературы (больше всего – на исторические темы) и сказки. При чтении религиозно-нравственных книг и взрослых и детей интересовали, по мнению А. В. Балова, «главным образом, чудеса, подвиги и строгость жизни различных святых и деятельность их на пользу ближних». В Великий пост иные большаки запрещали в своей семье чтение светских книг, читали только «божественное». Существенное дополнение в круге чтения духовной литературы составляли рукописи. В их числе в домах крестьян встречались и очень древние. Сборники старинных сочинений духовно-нравственного, исторического, богословско-полемического содержания при переписывании составлялись по-новому, пополнялись новыми текстами. Традиция переписывания духовных текстов сохранялась и ныне сохраняется не только у старообрядцев, которые не хотели пользоваться печатной литературой «никониан», но в русском народе в целом. Переписать своей рукой молитвы, каноны, акафисты, назидания старцев и др. считается делом душеспасительным. Часто встречались также рукописные травники и лечебники. Среди светской литературы корреспонденты выделяли произведения А. С. Пушкина, крестьяне читали их очень охотно. Особенной популярностью пользовались повести; более других были любимы «Капитанская дочка» и «Дубровский». «Встречаются крестьяне, – отмечал А. В. Балов, – которые очень живо обрисовывают Гринева, Пугачева». Из прозы Пушкина очень популярны были также «История Пугачевского бунта» и сказки. «Сказки Пушкина знают даже безграмотные старухи». Из поэтических произведений больше знали «Полтаву» и многочисленные стихотворения, ставшие народными песнями: «Буря мглою», «Сквозь волнистые туманы», «Под вечер осенью ненастной в пустынных дева шла местах», «Утопленник», «Черная шаль», «Талисман», «Бесы» и мн. др. У отдельных крестьян встречалось Полное собрание сочинений Пушкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мне доложено также, якобы изданием букварей в Вильне занимаются исключительно и безответственно евреи. В таком случае это издание имело бы только торговую цель, направляемую по видам людей с влиянием; да едва ли и прилично, чтобы первоначальное обучение христианского юношества зависело от нехристиан. Не зная, на каких основаниях производится печатание учебных книг, в том числе и букварей, по Виленскому учебному округу, равно во сколько оно зависит от начальства сего округа, долгом считаю просить покорнейше Ваше Превосходительство: не признаете ли возможным обратить внимание на означенные выше обстоятельства, и распорядиться, чтобы издание русских букварей обеспечено было надёжными издателями; чтобы в них по-прежнему печатались и необходимые ежедневные молитвы, и чтобы буквари сии прежде печатания подвергались рассмотрению Православного духовного цензора. О распоряжении, какое Вашему Превосходительству угодно будет сделать по сему предмету, покорнейше прошу меня уведомить, дабы я мог принять соответственные меры и с моей стороны, особенно если вы не найдёте возможным распорядиться вполне удовлетворительно по этому случаю. 51. Список с отношения к Виленскому военному губернатору Назимову, от 5 апреля 1859 года за 1041, о несообразности сделанного по гражданскому ведомству распоряжения, по случаю напечатанной в иностранном журнале статьи о телесных наказаниях, которыми якобы понуждались к возвращению в Православие прихожане Порозовской церкви По случаю статьи, напечатанной в каком-то иностранном журнале, о телесных наказаниях, которыми якобы понуждались к возвращению на лоно Православия прихожане Порозовской церкви, Ваше Высокопревосходительство конфиденциальным отношением, от 27 минувшего февраля за 1503, уведомляете меня, что по настоящему делу изволили вы распорядиться: 1) Волковыского окружного начальника Новицкого, который наказывал крестьян не для понуждения к принятию Православия, но за дерзость и непочтительность против властей, перевести в другую губернию к такой же должности, для избежания дальнейших толков; 2) настоящее дело оставить без дальнейшего хода в гражданском ведомстве, предоставив духовному, начальству оставшихся в заблуждении прихожан возвратить к своим обязанностям мерами кроткого убеждения; 3) местному гражданскому начальству иметь строжайшее наблюдение, чтобы гражданские власти отнюдь не принимали на себя в подобных делах мер судебно-полицейской расправы, содействуя духовенству лишь в тех случаях, когда оное обратится с требованием о доставлении лиц к исполнению христианских обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Статья эта была замечательная и вызвала весьма существенные дополнительные соображения. В «отечественных Записках» обращалось внимание на незначительность услуг духовенства народному образованию в допетровскую эпоху, когда духовенству принадлежали еще церковные имущества и оно, следовательно, обладало большими материальными средствами, и параллельно ставились на вид заботы об этом образовании со стороны православных мирян, которые, соединяясь в религиозно-просветительные братства, учреждали народные школы, составляли буквари и грамматики. В заключении высказывалось удивление, что автор, защищая сельское духовенство от угнетений светской власти, ни слова не говорит о том угнетении, которое оно претерпевает от своей же братии, духовенства. А также высказывалось удивление и тому, что автор, при перечислении неблагоприятных влияний на сельское духовенство, забывает упомянуть о кастовом устройстве его и схоластическом воспитании, то есть, о двух самых главных причинах препятствующих просветительному влиянию его на народ 56 . Но что всего примечательнее, так это обращение внимания государя императора на статью «О первоначальном народном обучении», а именно, на следующее место: «православное духовенство есть сословие намеренно униженное, на которое сама государственная власть смотрит с презрением». Так как эта статья, принадлежавшая перу Н. Гилярова-Платонова , появилась, как известно, в органе московской духовной академии, а затем перепечатана под заглавием «Судьба русского народного образования» в московском журнале, «Православное обозрение» 1862 года 6 57 , то спрошено было мнение об этой статье митрополита Филарета. Последний заявил в письме на имя обер-прокурора Ахматова, от 25 сентября 1862 года, что статья эта была прочитана ему в рукописи без объявления намерения напечатать оную, потому он следил за ней не строгим критическим взором и, обращая внимание на сущность дела, на поручение духовенству первоначального обучения народа, отозвался о ней одобрительно 58 . Затем, по существу запроса митрополит Филарет, признавая приведенные выражения неосторожными и неблаговидными, однако находил, что, по конструкции всего замеченного места в статье, указанные выражения надо понимать только как обескураживающее мнение духовенства о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Издание школьных пособий отразилось на росте грамотности и начального образования в Московской Руси, которая, по сохранившимся к тому времени данным, получила значительно большее распространение, чем это думают. По интересным подсчетам Соболевского, во второй половине XVII века белое духовенство было уже поголовно грамотно, хотя за столетие до этого Стоглавый собор еще сетовал на наличие малограмотных и неграмотных священников и дьяконов. Среди монашества число грамотных было ниже, но тоже достигало 75 процентов; близка к ним была грамотность и дворян, колебавшаяся от 65 до 78 процентов на сто душ мужского пола. Среди купечества, наоборот, грамотность была выше и колебалась от 75 до 96 процентов. Среди посадских число грамотных на сто человек мужчин было от 16 до 43, а среди крестьян колебалась около 15 процентов 132 . Новые подсчеты С. К. Богоявленского показывают, что среди низших классов населения в 1670–1680-х годах грамотность была даже несколько выше и достигала 23–52 процентов на сто душ мужского взрослого населения в зависимости от областей и социальных групп 133 . Большие тиражи изданий – так, например, за вторую половину XVII века было издано более 300 000 экземпляров букварей и 150 000 Учительных Псалтырей и Часословов – и дешевизна книг – буквари продавались по одной копейке за книгу – несомненно, способствовали распространению грамоты. С каким интересом население относилось к книге и учению, видно уже из того, что нередко многотысячные тиражи распродавались в несколько дней 134 . Эта работа Печатного Двора, особенно развившаяся во время господства там сторонников движения " церковного возрождения», лучше всего характеризует их взгляды на просвещение и образование. Конечно, эта работа была еще скромна по своему уровню и масштабам и давала помощь людям лишь на уровне первоначального образования при богослужении, но она все же поднимала подготовку духовенства, облегчала его просветительную работу и помогала внедрению в мысль и совесть народа истин православия. К тому же она была первой попыткой массового, общедоступного распространения грамотности и знаний 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010