Вопрос: гл.Иов 33-ст14-29 Кто такой ЕЛИУЙ? Почему именно молодой человек вразумляет Иова? Как толковать именно эту главу - особенно об Ангеле-наставнике? ст. 29 - Все это делает Бог два, три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить светом живых. Какое влияние-значение имеют эти строки для нынешних людей? Что означают слова и просветить светом живых? Отвечает священник Афанасий Гумеров : Елиуй был одним из четырех друзей Иова. Он происходил из северо-арабского племени, начало которому положил Буз (Вуз) – сын Нахора, брата патриарха Авраама (Быт.22:21). Присутствуя при беседе, он точно соблюдает одно из жизненных правил древности (совершенно утраченное в наше время): хранить молчание, когда говорят старшие. Елиуй воздерживается говорить, несмотря на пылкость характера и сознание своей правоты. Елифаз, Вилдад и Софар высказывают традиционную ветхозаветную мысль о неизбежном возмездии за грехи. Не зная о желании Бога испытать праведного Иова (1:8-12), они убеждены, что он наказан за какую-то вину и призывают покаяться. Елиуй, имея подобные мысли, вместе с тем говорит об этом с большей тонкостью. В его речах можно увидеть новые грани богословских суждений о Божественной справедливости. Он утверждает, что человек может быть неправ перед Богом не отдельным каким-нибудь преступлением, но в силу той общей испорченности, которая присуща человеку(36:7-10). Елиуй говорит также о воспитательном значении страданий. Однако и его речи содержали лишь человеческую мудрость. Иов, отвечая друзьям, настойчиво говорит о своей невинности. Он вопрошает Бога о причинах постигших его бедствий и просит суда: «Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой. Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе?» (13:22-24).   Когда Елиуй умолк, из бури раздался голос Бога. Господь являет впечатляющие свидетельства Своего величия, всемогущества и премудрости. Иов признает себя неправым, но раскаивается не в нарушении заповедей, которых он не нарушал, а в том, что заблуждался об отношении к нему Бога. Для постижения Его всеблагости и премудрости не достаточно одного лишь разума. Необходим реальный опыт Богообщения: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:5-6

http://pravoslavie.ru/6228.html

иеромонах Иов (Гумеров) Многие же будут первые последними, и последние первыми ( Мф. 19:30 ). Господь здесь выражает мысль, что земное положение человека (богатство, общественное положение, звания, титулы и проч.) могут не соответствовать Божественному воздаянию. Многие первые в глазах людей окажутся в будущем, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей ( Мф. 19:28 ) последними. Духовность и душевность – разные ли по смыслу слова? иеромонах Иов (Гумеров) Это различие проводится в апостольских Посланиях. Люди, руководимые Святым Духом, названы духовными. Они способны принять спасительные истины и жить ими. Тех же, кто в своей жизни руководствуется мирской мудростью, своим умом и своими естественными силами, святые апостолы называют душевными. Они не принимают мудрости от Духа Божия, потому что она для их земного ума кажется непонятной – безумием. «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» ( Иуд. 1:19 . В естественном человеке дух пребывает в скрытом состоянии, и только Дух Божий его пробуждает к жизни и делает его владыкою души и тела. Естественный человек обладает только прирожденным ему умом, или рассудком, при посредстве которого он судит о явлениях здешней жизни. Душевному человеку неведомо духовное, духовному же ведомо и духовное, и душевное, в котором он пребывал ранее: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор. 2:15 ). Что означают слова и просветить светом живых? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Елиуй был одним из четырех друзей Иова. Он происходил из северо-арабского племени, начало которому положил Буз (Вуз) – сын Нахора, брата патриарха Авраама ( Быт. 22:21 ). Присутствуя при беседе, он точно соблюдает одно из жизненных правил древности (совершенно утраченное в наше время): хранить молчание, когда говорят старшие. Елиуй воздерживается говорить, несмотря на пылкость характера и сознание своей правоты. Елифаз, Вилдад и Софар высказывают традиционную ветхозаветную мысль о неизбежном возмездии за грехи. Не зная о желании Бога испытать праведного Иова ( Иов.1:8–12 ), они убеждены, что он наказан за какую-то вину и призывают покаяться. Елиуй, имея подобные мысли, вместе с тем говорит об этом с большей тонкостью. В его речах можно увидеть новые грани богословских суждений о Божественной справедливости. Он утверждает, что человек может быть неправ перед Богом не отдельным каким-нибудь преступлением, но в силу той общей испорченности, которая присуща человеку( Иов.36:7–10 ). Елиуй говорит также о воспитательном значении страданий. Однако и его речи содержали лишь человеческую мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

13 . Пророчество об Аравии. – В лесу Аравийском ночуйте, караваны Деданские! 14 . Живущие в земле Фемайской! несите воды на встречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих. 15 . ибо они от мечей бегут, от меча обнаженного, и от лука натянутого, и от лютости войны. 16 . Ибо так сказал мне Господь: еще год, равный году наемничьему, и вся слава Кидарова исчезнет, 17 . и луков у храбрых сынов Кидара останется немного: так сказал Господь, Бог Израилев. Под именем Аравии разумеется весь полуостров Аравийский. Идумея составляет часть северной каменистой Аравии, в настоящем же пророчестве невидимому говорится о центральной Аравии и о западной приморской (Чермного моря) полосе, по которым проходили войска Ассурбанипала, предпоследнего царя Ассирии. Дедан есть имя, которое мы встречаем в Быт. 10:7 в числе сынов Куша, и в Быт. 25:2–3 в числе внуков Хеттуры от Авраама. Повидимому одно из этих племен исчезло, или они слились в Аравии, так что под именем Дедана мы позже встречаем одно только племя, которое жило кочевою жизнию и занималось преимущественно перевоскою товаров до Тира и даже вероятно ходило с своими караванами в глубь Азии до Кавказа 885 ,– а может быть и гораздо далее к востоку. Под именем живущих в земле Фемайской следует разуметь потомков Измаила и Фемы, сына его ( Быт. 25:15 ). У пророка Иеремии XXV, 23–24, Дедан, Фема и Буз, „все стригущие волосы на висках“,-перечисляются в числе племен Аравийских и на ряду с царями Аравийскими (других племен), что как бы указывает на особенное свободное социальное устройство этих племен, не имевших царей. Под именем „черных“ или „чернокожих“,-Кидар, надо видеть потомков сына Измаила этого имени ( Быт. 25:13 ). Это было самое сильное и славное из племен Аравийских. У Иезекииля XXVII, 21, слава Кидара видна из того, что об нем упоминается особо среди других племен. Иезекииль говорит: „Аравия и все князья Кидарские“. Мы видели в изучении книги Песнь Песней, что в главе I, ст. 4 упомянуты „шатры Кидарские“, как общеизвестный предмет. Ниже в настоящей главе в ст. 17 указана слава лучников храбрых сынов Кидара 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иер.25:12–23 . Вавилон, в свою очередь, выпьет также чашу гнева Божия через 70 лет, а потом эта чаша будет поднесена и другим народам. Пророк подробно перечисляет эти народы; начиная с иудеев, он упоминает далее великую южную державу – Египет, а потом маленькие, пограничные с Иудеею государства: Уц, Филистимскую землю, Идумею, затем восточных соседей: Моава и Аммона, потом северо-западное финикийское государство с его колониями, затем жившие на юге и юго-востоке племена арабские, наконец далекие государства – Елам и Мидию и другие северные государства, за которыми наступит очередь и Вавилона. Причиною, по которой Господь заставит все эти народы пить из чаши гнева Его, пророк выставляет то, что даже избранный народ Божий пьет из этой чаши. Как же Господу простить более виновные пред судом Божественной Правды языческие народы! Иер.25:20 .  и весь смешан­ный народ, и всех царей земли Уца, и всех царей земли Филистимской, и Аскалон, и Газу, и Екрон, и остатки Азота, «Смешанный народ» – эти слова относятся к ст. 19-му и обозначают пришельцев из других стран, напр., финикиян и греков, которые стали селиться в Египте со времени Псамметиха, отца Нехао. – «Уц» – тоже почти что Идумея ( Плач 4.21 ), но здесь она в политическом отношении представляется как отдельная область. Из филистимских городов не упомянут Геф, который в то время уже лишился своего значения (ср. Ам 6.2 ; 2Пар 26.6 ). От Азота же оставались только остатки, потому что Псамметих после 29-ти летней осады взял его и разрушил. Иер.25:22 .  и всех царей Тира, и всех царей Сидона, и царей островов, которые за морем, Под островами можно разуметь не только настоящие острова но и все побережье Средиземного моря, особенно же – финикийские колонии. Иер.25:23 .  Дедана, и Фему, и Буза, и всех, стригущих волосы на висках, Ср. Ис 21:13 и сл. «Буз» – см. Иов 32:2 . «Стригущие волосы на висках» – см. Иер.9:26 . Иер.25:24 .  и всех царей Аравии, и всех царей народов раз­ноплемен­ных, живущих в пустыне, Под Аравией здесь разумеется не вся страна, теперь обозначаемая этим именем, а часть ее, с востока и юго-востока примыкающая к Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 19. Фараона царя Египетского, и слуг его, и князей его, и весь народ его, и всех воо6ще. После Иерусалима пил Фараон, царь Египетский и его сторонники, пили князья и весь народ, всякий народ, не Египетский только, но и живущий во областях Египта, который LXX перевели συμμχτους, т. е. смешанный, народ не Египетский, а пришлый и чужестранный. И всех царей земли Авситидийской, которая по еврейски называется Us и из которой происходил Иов, как повествует история: человек некий бяше в стране Авсидийстей ( Иов. 1, 1 ). Следует заметить, что этого стиха у LXXhem, а Феодотион вместо Ус перевел остров. Ст. 20. И всех царей земли Филистимской и Аскалона, Газы, Аккарона, и остатки Азота. Указал на землю Филистимскую, т. е. на страну Палестинян вообще, и в частности на города их: Аскалон, Газу, Аккарон и Азот; умолчал об одном только Гефе, который разумеется под словом остатки. Ибо это именно означают слова: и остатки Азота, так как округа, города Гефа лежит в соседстве и смежно с Азотом, который по еврейски называется Esdot. А что Палестиняне были отведены в плен и подвергнулись опустошению от Вавилонян, об этом пишет Исаия. Ст. 21. Идумею и Моава, и сынов Аммона, и всех царей Тара, и всех царей Сидона. Идумея – область, в которой находятся горы Сеир и которая по еврейски называется Едом; Моав и Аммон – потомки Лота близ Мертвого моря. Тир и Сидон – главные города на финикийском берегу, также покоренные во время на- шествия Вавилонского и имевшие Карфаген своею колонией, почему по неправильному произношению, называются Poeni вместо Phoeni. Их язык значительно близок к языку еврейскому. Ст. 22. И царей островов, которые за морем. Разумеет Кипр, Родос и острова, называемые Κυχλδες (Цикладами); ибо и эти острова были захвачены Вавилонянами. Ст. 23. И Дедан, и Феман, и Буз, и всех стригущих волосы. Это народы пустыни, соседние и смешанные с областями Измаильтян, которых теперь называют Сарацинами, и о которых говорится: стригущих волосы. Ст. 24. И всех царей Аравии, и всех царей Запада, живущих в пустыне. Этого у LXX нет. Итак после Дедана, Фемана, Буза и Измаильтян продолжает перечисление стран. И всех царей Замри. И этого у LXX нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Пророк же Исаия, говоря о нем непосредственно после Сеира (=Идумеи) относит его к Аравии. То же делает и Иеремия в настоящем месте ( и Дедана… и вс цр Данные, указанные в пророческих книгах, могут привести к заключению, что Дедан был частию Аравии и, будучи сопределен с Идумеею, соединялся иногда с последнею и политически. Население его принадлежало несомненно не к потомству Эдома, но, вероятно, к потомству Хеттуры от Авраама. Дедан, названный в Быт. 10:7  и 1Пар. 1:9  между потомками Хуша, был родоначальником племени, жившего гораздо далее к востоку, около Персидского залива. Пророк разумеет, может быть, того и другого Дедана. Он говорит о разных народностях, населявших степное пространство между Аммоном, Моавом и Эдомом с одной стороны и Вавилонией с другой, по имени называя только некоторые из них. – Фема, в Быт. 25:15  и 1Пар. 1:30  называемый между сыновьями Измаила, в Ис. 21:14  и в настоящем месте пророка Иеремии причисляется к жителям Аравии. В северной части пустынной Аравии, на границе с сирийскою пустынею, еще ныне одна местность арабами называется тем же именем Зсэма (=Фема). – Буз – имя второго сына Нахора ( Быт. 22:21 ) и народа, от него происшедшего и жившего также в северной части пустынной Аравии. Вскаго стриженаго по лиц ег ср. Иер. 9:26 : вскаго стризающаго власы по лиц своем. Вс смсники (русск. с евр. всех царей народов разноплеменных) битающы в пстыни. В Аравии пустынной жили различного происхождения народности, из которых у пророка только что названы Дедан – народность, происходящая отчасти от Хуша, отчасти от Хеттуры, Фема – из потомков Измаила, Буз – из потомков Нахора. Ведя кочевую жизнь, эти народности постоянно меняли свое местопребывание и смешивались одна с другою. – Вс цар Имя Замврии, по евр. Зимри, не встречается в других местах Ветхого Завета. Если оно есть имя прилагат. притяж. от Зимран, имени одного из сыновей Хеттуры ( Быт. 25:2 ): то место жительства этого племени нужно полагать в той же пустынной Аравии, в которой жили и другие потомки Хеттуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Вскоре после этого Кандид, епископ Сергиополиса, предложил выкупить пленных числом 1200, и он отпустил их на свободу, получив залог по два центенария. Но Кандид, не сумев сдержать свое обещание, был справедливо наказан. Хосров затем выступил против Хираполиса и готовился к осаде, когда епископ Берои предложил ему 2000 фунтов серебра, если он откажется от блокады. Хосров согласился, и даже обещал освободить все римские владения на Востоке за 1000 фунтов золота. Между тем Буз, стратег Востока, не считая себя достаточно сильным, чтобы противостоять Хосрову, продолжал двигаться с места на место. Хосров затем выступил на Берои, от жителей которой он потребовал выкуп в 2000 фунтов серебра, вслед за тем увеличил сумму в двое, и когда они не смогли заплатить, он взялся за энергичную осаду города. Но Мегас, епископ Берои, обратился к Хосрову и побудил его позволить жителям уйти свободно, куда бы они ни пожелали. Большинство солдат добровольно перешли к Хосрову, потому что положенную оплату они давно не получали. Подобным же образом Хосров потребовал выкуп от жителей Антиохии, и, когда они отказали, осадил город. Пока он энергично атаковал, Феоктист и Малац 109 с солдатами из Ливана тайно выскользнули из города и бежали. Таким образом Хосров легко вынудил Антиохию сдаться и обратил жителей в рабство. Послы из Рима были отправлены к нему: Иоан, сын Руфина, и Юлиан, его личный секретарь. После долгого обсуждения условий было решено, что римляне должны выплатить Хосрову 5000 фунтов золота сразу, и 500 фунтов ежегодно в виде дани, в обмен на его обещание прекратить разорение римской территории; и что послы будут отправлено от Юстинианом с утвержденным договором. Но несмотря на такое соглашение, Хосров приступил к Апамее и потребовал крупную сумму денег от ее епископа Фомы; наконец, он вынес все священные сосуды и подношения и покинул город. Именно здесь чудо драгоценного и животворящего креста имело место. 110 Хосров также пожелал присутствовать на цирковых играх в этом самом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Что бы это могло быть? Какая-нибудь змея или тигр? Он продолжал идти и снова услышал шорох: кто-то за ним идет. Матиуш вынул револьвер и стал ждать. Это оказалась маленькая негритянка, дочь короля людоедов, веселая Клю-Клю. Матиуш узнал ее, потому что луна ярко светила, и очень удивился. — Чего ты хочешь, Клю-Клю? — спросил Матиуш по-негритянски. Он уже научился немного говорить на их языке. — Клю-Клю кики рец — Клю-Клю кин брун. Она долго еще что-то говорила, но Матиуш ничего не понял. Запомнил только одно: — Кики, рец, брум, буз, кин. Клю-Клю была очень печальна и плакала; Матиушу стало жаль маленькую Клю-Клю: наверно, у нее какие-то неприятности. Он дал ей свои часы, зеркальце и хорошенький флакончик, но Клю-Клю не перестала плакать. Что же это означало? Только когда Матиуш вернулся, профессор перевел ему слова Клю-Клю; они означали, что Клю-Клю очень любит Матиуша и хочет вместе с ним ехать. Матиуш попросил профессора, чтобы он объяснил Клю-Клю, что она не может ехать одна, что ее папочку, короля Бум-Друма, возможно, пригласят в Европу, и тогда, наверно, она сможет приехать с ним. И Матиуш уже больше не думал о маленькой Клю-Клю, тем более, что перед отъездом было очень много дел. На пятьсот верблюдов были погружены ящики с золотом и драгоценными камнями, фрукты и напитки, а также всевозможные африканские деликатесы, вина и сигары в подарок министрам. Он договорился, что через три месяца пришлет клетки для отправки в его зоологический сад диких зверей, и предупредил, что, может быть, пришлет самолетом разные вещи, так что пусть не пугаются, если прилетит белый человек на большой птице из железа. Рано утром они сели на верблюдов и отправились в путь. Дорога была трудная, но все были закалены, так что на обратном пути пустыня их утомила гораздо меньше. 25 Тем временем министры Матиуша составили конституцию и стали ждать. Ждут, ждут, а Матиуш все не возвращается. Куда пропал, неизвестно. Кораблем добрался до Африки, по железной дороге доехал до последнего негритянского селения, находящегося у самой пустыни. Там он со своими спутниками жил в палатках, и офицер белого гарнизона разговаривал с ними. Потом пришли верблюды от короля людоедов, а что было дальше, никто не знал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4248...

Для меня, бывшего педагога (35 лет стажа) совершенно ясно, что трагедия в москов-ской школе есть реальное подтверждение КРИЗИСА ВСЕЙ СИСТЕМЫ ОБРА-ЗОВАНИЯ РОССИИ,сложившейся за последние 22 года. Не смотря на громкие протесты большинства учителей, родителей и общест-венности, насильственно насаждались бесовские программы и прозападные принци- пы обучения, начисто игнорирующие воспи-тетельный процесс, ка прежде всего, нравственно-моральный, где становление этических поведенческих норм всегда было на первом плане. Случившиеся трагедия, безусловно, это повод для ПОЛНОГО ПЕРЕСМОТРА ВСЕХ ПОЗИЦИЙ И ПРОГРАММ ПО ЛИНИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... 11. Ответ на 1., Андрей Карпов: простым введением сочинения или патриотического воспитания в школу проблему не решить. Поскольку на уровне общества очевиден примат совсем других ценностей -а именно личного успеха и обогащения. Именно так! Я в школе учился с 1947 года по 1957 год. Парадоксально, но в школе того времени не было какого-то специального патриотического образования. До 1953 года (до 7 класса) у нас не было никакого культа Сталина. Учителя не вспоминали о нём и в каждом классе не висел его портрет. Уроки политинформации, патриотизма ... всё это было у моих детей в 70-80 годы. Нас послевоенная школа специально не воспитывала, не приставал к нам ни с какими идеями. Был курс " Конституция СССР " и там понятно присутствовала и идеология, и политика. А так никто не жужжал, не приставал к тебе. Воспитывала сама жизнь. Вернувшиеся с фронта ВОВ и войны с Японией ещё долго носили гимнастёрки зелёного (защитного) цвета " хаки " . И не потомц что сильно гордились (хотя малость и не буз того), а уж больно прочная/ноская была ткань военной формы. А из шинелей делали пальто (тёплое). А кинофильмы " Два бойца " , " Небесный тихоход " , " Константин Заслонов " , " Сталинград " (не 3D конечно), " Александр Матросов " , " Зоя Космодемьянская " , ... Воспитывали родители и не специально, а своей жизнью, рассказами, примерами неназойливыми. У нас дома (Ростов-Дон) где-то весной 1948 года на кухне сидел знакомец отца (здоровенный мужик, на фронте танкист) и рассказывал за бутылкой, как въезжал на своём Т-34 в майскую Прагу - я (восьмилетний пацан) сидел в углу, слушал и тайком глотал слёзы счастья (вижу живых героев). Так что не существует такого отдельного воспитания патриотизма, если нет его в самой текущей жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/04/et...

Если Элам в Быт. 10:22  называется сыном Сима: то это значит, что в стране, носившей это название, были и семиты. Последние составляли в ней, вероятно, только меньшинство, и потому не только относительно образованности, но и в политическом отношении зависели от туранцев. (Об отношении между туранцами и семитами в Месопотамии, в древней Вавилонии, сказано выше, в предвар. замеч. к толков. гл. 2–6). Во время пророка Иеремии Элам, повидимому, пользовался значительною долею независимости. Покоренный было (в половине 7 века до Р. Хр.) ассир. царем Асурбанипалом (=Сарданапалом), Элам, кажется, помогал мидянам и халдеям в их борьбе с Ассириею и, когда последняя была покорена, остался в союзе с мидянами, которые стали господствовать над землями к востоку от Тигра. – Мидия лежала севернее Элама. Государственною независимостию Мидия пользовалась со времени Сеннахирима, когда она освободилась от власти Ассирии, до времени Кира, в лице которого персидские цари приняли власть и над Мидией, переставшею с тех пор иметь своих царей. Это последнее историческое обстоятельство, это подчинение Мидии персидским царям имели в виду те греч. переводчики, которые вместо слова «мидян» поставили слово «персов». Упоминание «Фемана» в слав.-греч. переводе стиха Иер. 25:23  объясняется смешением имени (=Фема) с именем (сын Елифаза, внук Исава), смешением, которое допущено также в Быт. 25:15 ; 1Пар. 1:30  и Ис. 21:14 . – Вместо названия Рса, находящегося в слав. переводе согласно с Ват., Александр. сп. и Альд. изданием, в Комплют. изд., в тексте блаж. Феодорита и в сирском с гекзапл Оригена переводе, согласно с евр. текстом, употреблено название Βοζ=Буз. – И вс цр В соответствие последнему слову читается τν περσν только в Ват., Александр. и Фр.-Авг. сп., в Альд. изд. и в сирско-гекзаплском переводе; в Комплют. же изд. вместо того стоит слово μδων. То и другое чтение соединены в греч. тексте, который толкует блаж. Феодорит. Иер. 25:26 26. И вс цр и коегождо к брат ег, и вс црства, же на лиц земл, и црь Сесахъ послд ихъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010