— У вас раненые, — низким, грудным голосом сказала она Володе, когда мимо нее через террасу пронесли носилки, — я врач, позвольте мне помочь вам… Он не ответил, посторонился, так она была чиста по сравнению с ними, так несхожа была здешняя жизнь с тем, что досталось им, лесовикам, так враждебно пахло от нее сладкими духами. Цветкова уложили на пружинный матрац в тихой, белой, большой, очень тепло натопленной комнате. Раненых Володя расположил рядом, чтобы все были «под рукой». Но ведь теперь он состоял в отряде не только врачом, его назначили командиром! И, наскоро вымывшись в бане, переодевшись в положенную здесь для отдыхающих дурацкую полосатую пижаму из фланели и накинув на плечи халат (его собственную одежду нянечки забрали «на обработку»), Володя обошел посты, проверил, действительно ли перерезана телефонная линия с райцентром, побеседовал с Минькой Цедунькой, на которого очень полагался, и только тогда вновь поднялся на террасу и пошел коридором дома отдыха, для того чтобы приступить к своим обязанностям врача. Здесь увидел он себя в зеркале и даже попятился — таков он теперь стал: дурацкая, словно в любительском спектакле, неопределенного цвета бороденка обросла его скулы и клинышком сошлась на подбородке. И усы отросли бесформенные, не усы, а «элементарная шерсть», как выразился одессит Колечка Пинчук, тоже остановившийся возле того самого зеркала, перед которым обозревал себя Володя. Глаза же смотрели испуганно и брезгливо из-под лохматых, длинных ресниц — оглядывали ободранные на лесных тропах щеки, лоб, иссеченную дождями и снегом кожу, — оглядывали Владимира Афанасьевича Устименко, такого, какому впору и даже очень подошло бы, подпираясь хвостом, лазать по стволам таинственных баобабов, — так он про себя подумал и, разжившись у Пинчука бритвой, принялся за бритье. «Нашего Цветкова, имея такую внешность, как моя, — не заменить, раздумывал он, кряхтя под взмахами пинчуковской, черт бы ее драл, бритвы. — С такой рожей действительно на хвосте раскачиваться в далеких и таинственных обезьяньих тропиках!»

http://azbyka.ru/fiction/dorogoj-moj-che...

— Хотел захватить бутылочку, бренди, — сказал он, здороваясь, — но у меня железный старпом — мой Петроковский. У нас с ним немножко, правда, распределены обязанности: я — добряк и душа-парень, рубаха, одним словом. А он — рачитель! Он — скупой! Мы так с ним решили, потому что иначе все мое судно пошло бы прахом. Так он — мой Жорж, Егор Семенович — не дал. Он заявил, что когда приходят гости — то честь им и место, а когда «на вынос» — он не даст. Он, видите ли, не может обеспечить всех, куда я хожу в гости, потому что я слишком часто хожу в эти разные гости. Мне удалось украсть у себя в каюте только этот джин, и то, когда Жоржик зазевался. Он у меня тиран, но немножко ротозей, чуть-чуть. Это меня и спасает… — А может, мы, братцы, водочки выпьем? — спросил Родион Мефодиевич. — У меня есть — с похода накоплена. И консервишки какие-то есть. Сейчас распорядимся, будет у нас гвардейский порядок… В салоне было тепло, сухо, уютно. За отдраенными иллюминаторами посвистывал сырой ветер, визгливо орали чайки, с пирса доносились размеренные звуки вальса: там, несмотря на непогоду, танцевали матросы. — Занятно воюем, — чему-то улыбаясь и расставляя на столе стопки, сказал Степанов. — В море всякого навидаешься, а тут вдруг старинный вальс… — Это «На сопках»? — спросил Амираджиби. Он слегка дирижировал одной рукой, потом, когда музыка кончилась, вздохнул и сказал: — Красиво. И почему это именно моряки, Родион, больше всех других любят вальс? — Потому, наверное, что разлука любовь бережет, — думая о чем-то своем и отвечая этому своему, оказал Степанов, но тотчас же смутился и попросил гостей к столу. — Прошу к столу, — сказал он тем же голосом, которым говорил эти слова много лет в кают-компаниях своих кораблей, и от степановского приглашения Володе сделалось еще уютнее. Амираджиби улыбнулся. — Когда я сделал предложение своей жене, — сказал он Устименке, — своей нынешней супруге, то в числе прочих аргументов — не слишком убедительных выдвинул один, решивший исход моей пламенной, темпераментной, но отнюдь не искусной речи. Я сказал: «Тасечка, дорогая Тасечка!» (Она у меня русская Анастасия Васильевна.) «Тасечка!» — воскликнул я и вручил ей теплую, полураздавленную грушу дюшес — эта груша нагрелась у меня в кармане до температуры плавления металла. «Тасечка, — произнес я, — мы, моряки, всегда тоскуем по нашим женам, потому что подолгу их не видим. Мы сходим с ума от любви, потому что не знаем, что такое будни брака, мы знаем только праздники». Ты улавливаешь мою мысль, Родион? Вы понимаете меня, доктор? Жена для мужа — праздник, и он для нее — тоже. Никогда нет разговоров про пересоленный суп или про то, что ты опять сегодня не побрился. «Не брейся, — говорит она, — не трать время на это проклятое бритье!» — «Я обожаю кушать именно пересоленный суп, — говорит он, — для меня нет супа, если он не пересоленный!»

http://azbyka.ru/fiction/dorogoj-moj-che...

Это чудесная коробочка, ее называют то шкатулка, то ларчик. Вот его после белого чемодана внесли в номер Чичикова, и дальше он еще несколько раз будет очень подробно описан. Сначала нам известно, что когда Чичиков погулял по городу и очень внимательно всё разглядывал, он, в частности, сорвал с тумбы афишу. Он ее внимательно прочитал и потом всё-таки принес в номер. В номере он еще раз внимательно прочитал, посмотрел на обороте, нет ли там чего, ничего не обнаружил и сложил в свой ларчик. Музейные сотрудники мне сказали, что здесь, в этой коробочке может храниться до восьмидесяти предметов. Такая шкатулочка совершенно необходима путешествующему человеку, потому что в ней много для удобства проезжающих. Там инкрустация, всё очень похоже. А у Гоголя написано еще, что ящичек этот вынимается, а внизу еще целый второй слой для бумаг. И вот Коробочка когда увидит, что Чичиков быстро-быстро достает бумагу, чтоб под диктовку написать список мертвых душ, она сразу начинает у него клянчить бумаги, и он сказал, что гербовую ей не надо, зато у него другая есть, и дал ей листочек. А этот прекрасный предмет уже не из помещичьего, а из чиновничьего быта. Это называется зерцало. Когда Чичиков пришел в присутственное место, чтобы совершить купчую, он там много разных этапов прошел. Вы помните, ему, как Вергилий Данте, прислужился какой-то чиновник с драным локтем, они прошли через разные помещения и оказались в главном месте, где только кресла стояли, и за зерцалом и двумя книгами сидел «один, как солнце, председатель». Зерцало – это не зеркало, как некоторые думают. Дети иногда представляют, что сидит председатель и сам на себя в зеркало смотрит: делать ему нечего больше. Такая штука в каждом присутственном месте стояла, а в ней самые главные петровские указы. Мы посмотрели на эти предметы, но теперь мы должны понять, что это предметы музейного качества, а всё то, что описано у Гоголя, гораздо грязнее и, как правило, неисправно. Гоголь, как, конечно, никто до него в литературе, особенно в таком количестве, пишет про то, какие предметы грязные: засаленные стены, закопченная люстра... Ну, если пирожок не грязный, то просто он несколько недель сохраняется, и тоже с гигиеной там не всё хорошо. Приходит со своим тюфяком Петрушка, слуга Чичикова, и вносит свой особенный запах. И Чичиков, который очень заботится о чистоте, говорит: «Ну ты б сделал что-нибудь…» И когда нужно принарядиться и как-то особенно позаботиться о чистоте, тогда Чичиков предпринимает какие-то гигиенические процедуры, и опять очень подробно это описывает Гоголь. Он говорит, что Чичиков, «извнутри подпирая языком», начинает бритье. Он моется, начиная с ушей, он прочищает нос, он еще что-то делает. Это про грязь. Грязи очень много. И еще насекомые.

http://pravmir.ru/creative/mertvyie-dush...

Установлен новый, январский год, вместо сентябрьского, и новое летосчисление – с Рождества Христова, вместо бывшего с Сотворения мира 11 . Изменена форма старинного русского неуклюжего платья на более удобный европейский манер 12 . Указами об обязательном бритье бороды и усов произведена перемена и во внешнем виде человеческого облика в русском народе 13 . Вводимы были изменения в привычный уклад домашней и общественной жизни: установлены общественные собрания – ассамблеи; велено строить в Москве каменные дома с черепичными крышами, наблюдать на улицах и на дворах в столицах чистоту и порядок, мостить улицы камнем; заведены аптеки вместо «зелейных лавок», допущена вольная продажа табаку, дровосекам даны наставления о распиловке дров и т. п. 14 . «Сердце России» – Москва не могла оставаться резиденцией государя, подчинявшего чувство разуму, была заключена в священный футляр первопрестольной столицы и оставлена для воспоминания и вдохновения, на случай надобности, а для нового государственного дела поставлен новый город – Санкт-Петербург, на берегу многоводной и могучей реки, у самого моря. Царь сам прошел всю России, и старая затхлая атмосфера могла оставаться нетронутою разве только в совсем недоступных углах. Некоторые архиереи давали повод к замечанию, что «не всяк епископ может чистое слово сложить» 16 . Даже патриарх вызывал и со стороны мирского общества, и со стороны духовенства нарекания и упреки в невежестве, когда, не отличая обряда от догмата, формы от сущности, требовал перекрещивать чрез погружение уже крещенных чрез обливание, или, не умея отличить «кесарева» от «Божия», объявлял бритье бороды искажением образа Божия в человеке, преследовал бритье бороды и подстригание волос, входившее еще до Петра в моду у наших «европейцев», отлучал от Церкви имевших общение с «брадобрийцами», приравнивал, как патриарх Адриан, «усатых», т. е. безбородых, к котам и псам и запугивал их вопросом, где они со своим искаженным ликом станут на Страшном Суде. Недостаток образования вел к напыщенности свыше всякой меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Установлен новый, январский год, вместо сентябрьского, и новое летосчисление – с Рождества Христова, вместо бывшего с Сотворения Мира 11 . Изменена форма старинного русского неуклюжего платья на более удобный европейский 12 манер Указами об обязательном бритье бороды и усов произведена перемена и во внешнем виде человеческого облика в русском народе 13 . Вводимы были изменения в привычный уклад домашней и общественной жизни: установлены общественные собрания – ассамблеи; велено строить в Москве каменные дома с черепичными крышами, наблюдать на улицах и на дворах в столицах чистоту и порядок, мостить улицы камнем; заведены аптеки вместо «зелейных лавок», допущена вольная продажа табаку, дровосекам даны наставления о распиловке дров и т. п. 14 «Сердце России» – Москва не могла оставаться резиденцией государя, подчинявшего чувство разуму, была заключена в священный футляр первопрестольной столицы и оставлена для воспоминания и вдохновения, на случай надобности, а для нового государственного дела поставлен новый город – Санкт–Петербург, на берегу многоводной и могучей реки, у самого моря. Царь сам прошел всю Россию, и старая затхлая атмосфера могла оставаться нетронутою разве только в совсем недоступных углах. Некоторые архиереи давали повод к замечанию, что «не всяк епископ может чистое слово сложить» 16 . Даже Патриарх вызывал и со стороны мирского общества, и со стороны духовенства нарекания и упреки в невежестве, когда, не отличая обряда от догмата, формы от сущности, требовал перекрещивать через погружение уже крещенных через обливание, или, не умея отличить «кесарева» от «Божия», объявлял бритье бороды искажением образа Божия в человеке, преследовал бритье бороды и подстригание волос, входившее еще до Петра в моду у наших «европейцев», отлучал от церкви имевших общение с «брадобрийцами», приравнивал, как Патриарх Адриан, «усатых», т. е. безбородых, к котам и псам и запугивал их вопросом, где они со своим искаженным ликом станут на страшном суде. Недостаток образования вел к напыщенности свыше всякой меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

С воцарением Петра I обстоятельства переменились. Вернувшись из заграничного путешествия, Петр собственноручно обрезал бороды приближенным боярам. В 1699 был издан Указ о бороде, повторенный в 1701 и 1705. По этим указам гости должны были платить за бороду 100 руб., царедворцы, люди дворовые, городские, служилые и торговые 2-й статьи – 60 руб.; торговые 3-й статьи, посадские, ямщики, церковные причетники – по 30 руб. Заплатившие пошлину получали медный знак, на котором были изображены борода и усы под словами «деньги взяты». С крестьян Указом 1705 велено было брать по 2 гривны за каждый приход в город и без пошлины их к городским воротам не пускать. В 1722 было приказано брать за бороду 50 руб. пошлины со всех, исключая государственных крестьян и духовенство, причем для носящих бороды был установлен особый покрой платья. В 1724 велено было «женам бородачевым» носить платья-опашни и шапки с рогами. Указы о стрижке бороды в связи с запрещением носить русское платье вызвали недовольство всех сословий. Во многих городах появились воззвания, запрещавшие бритье бороды. Благодаря этим последним, в Астрахани в 1705 вспыхнул бунт. Дела о брадобритии встречаются в царствование Екатерины I, Анны Ивановны (1727 и 1737) и Елизаветы Петровны. В 1757 Ломоносов за свое шуточное стихотворение «Гимн бороде» подвергся ожесточенным обвинениям в «глумлении над законом и таинствами веры». Борода играла немаловажную роль и в Пугачевском движении, хотя Екатерина II и отменила петровские законы о бороде, оставив бритье обязательным только для войска и лиц, находящихся на государственной службе. Эти законы и в 40-х XIX в. оставались еще в силе; в 1849 было запрещено даже вообще носить бороды дворянам, т. к. это найдено несовместимым и со службой по выборам. В то же время бритье бороды употреблялось помещиками в качестве наказания провинившимся мужикам и считалось не менее позорным, чем обрезывание косы девушке. Окончательно запрещение носить бороды было упразднено имп. Александром III, который сам стал носить бороду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Грех ли брить или стричь бороду? Попытался войти в общение с блоггером старообрядческого сайта по вопросу: грех брадобрития и брадострижения. Ответ изобиловал эмоциями и даже цитатой из послания ап. Павла, но не относящегося к теме(явно непристойное применение). Далее попытался самостоятельно изучить тему, но есть некоторые ссылки на 6-й вселенский собор, Епифания Великого, Киприана Карфагенского, но цитаты более относятся к внешним признакам христианства того времени. Конечно масса старообрядческих авторитетов от протопопа Аввакума(куда уж без него, вот истинно богослов!) И уж конечно обилие вветхозаветных и Левит и Второзаконие, прямо как в синагоге. Меня интересует реальное отношение Церкви в плане догматики и апологетики. С уважением, очень надеюсь на полнный ответ. Сергей. Отвечает священник Антоний Скрынников: Здравствуйте, Сергей! Действительно, если мы обратимся к Священному Писанию, то увидим, что в Ветхом Завете бритье бороды считается грехом (Левит, 19:27). Дело в том, что по ветхозаветным представлениям бритье бороды считалось позором, именно брадобритие было одним из наказаний, встречающихся в Ветхом Завете. В то же время нужно помнить, что в настоящее время такое наказание не распространено в современном мире и бритая борода уже несет информационной нагрузки. Апостольский собор, описанный в книге Деяний, говорит новообращенным христианам чего им стоит избегать и чему нужно следовать, полностью опуская тему наличия или отсутствия бороды. Актуальным для России вопрос брадобрития стал 316 лет назад, когда император Петр I объявил войну русской бороде, введя большой налог на бороду, сделав исключение лишь духовенству. В настоящее время, в церковной традиции нет обязательного требования носить бороду всем православным христианам, как непременного атрибута духовной, церковной жизни. Если вы обратите внимание на православные иконы, то сможете найти лики без признаков бороды, например великомучеников Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона и Димитрия Солунского, святого Карпа, апостола от 70-ти итд. С уважением, священник Антоний Скрынников. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/grex-li-b...

Таким образом, правительство вместо предположенной большой корысти получало от раскольников ничтожный доход, который и непроизводительно тратился от недостатка надлежащего контроля; недоимки были обычным явлением; строгость при взыскании денег вела к обеднению, разорению и бегству раскольников: а церковь принимала притворных членов вместо искренних. Незаписные раскольники за ношение бороды обязаны были, наравне с другими бородачами, платить штраф по 50 рублей в год. Указ о бритье бород существовал давно, но в апреле 1722 года он был повторён и подтверждён «накрепко» в целях исполнения его. Запрещение носить бороду появилось в 1701 году. Явившись сначала в форме шутки, распоряжение это постепенно становилось всё строже, пока не сделалось тяжёлым бременем для тех, кого оно касалось. Распоряжение это относилось к лицам служащим, т. е. помещикам, купцам и промышленникам. В указе от 1705 г. подробно изложено о штрафах за не бритье бород. Царедворцы, дворовые и городские жители, всяких чинов служащие и приказные люди платили по 60 рублей с человека; законом предусмотрено было и то, чтобы под видом бритья не подстригали бород, поскольку стриженую бороду за целую считать надлежит и велено таких бородачей, у которых ножницами подстрижена, а не выбрита борода, ловить и приводить к суду 450 . Духовенство от бритья бороды было освобождено; хотя освобождено было от бритья бороды и крестьянство, однако существовало постановление, по которому с крестьян взималось везде по воротам городским пошлина с бороды по все дни, как пойдут в город и за город, а без пошлин крестьян не велено впускать в город и за город (из города). По указу 1722 г. штраф за ношение бороды определялся в 50 руб. – цифра в то время весьма значительная, особенно для бедных людей. Кто платил 50 руб. за бороду, тот освобождался от уплаты двойного оклада; не сразу, впрочем, уяснялось это распределение, а по особому решению Святейшего Синода в ответ на запрос архимандрита Антония от 9 февраля 1722 г. 451 ; кто, по обращению из раскола, сбривал бороду и не носил старого платья, тот освобождался от уплаты штрафа за бороду, хотя бы прежде не платил по каким-либо причинам 452 ; с людей, запустивших бороды, но от бритья не отрекавшихся, штрафа не правили 453 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Несмотря на все уважение к бороде в XV и особенно первой половине XVI в. у нас на Руси, под влиянием запада, начало было входить в обычай бритье бород, которому последовали и сам великий князь Василий Иоаннович 1261 . Но этот обычай подвергся единодушным порицаниям со стороны членов церковной ерархии. Против брадобрития писали: Максим Грек , Вассиан Косой, митроп. Макарий, автор статьи о неисправлениях церковных, неизвестный автор послания к Иоанну Грозному. Стоглавый собор предал даже неблагословению церкви лиц, дерзавших отступить от дедовского обычая 1262 . Но более и решительнее других пастырей церкви восставал против брадобрития митроп. Даниил. Он же сохранил в своих сочинениях немало интересных данных, представляющих собою, до каких крайностей доходил в отдельных случаях вновь занесенный к нам обычай. Появившийся обычай бритья бород начал развиваться на Руси, и применение его на деле стало сопровождаться иногда довольно оригинальными последствиями. Отказавшись от бороды, самого лучшего своего украшения, русский человек лишение ее хотел восполнить иного рода выгодами, рассчитанными на изящество физиономии, какие представлялись ему новыми только усвоенным обычаем. Так как бритье бороды и усов оставляло после себя на лиц заметные следы, то русские щеголи постарались обойти это неудобство тем, что начал не брить, а выщипывать волосы на бороде и усах, чтобы показаться пред другими помоложе 1263 . Митрополит Даниил довольно долго останавливается на описании подобного рода щегольских приемов русских поклонников моды. «Яко блудницам обычай есть, говорит он, сицев нрав твой уставляеши, власы же твоя не точию бритвою и с плотию отъемлеши, но и щипцем искорене изтарзаеши, и щипати не стыдишися, женам позавидев, мужеское свое лице на женское претворяеши. Или весь хощеши жена быти? О помрачения сластей плотскихъ! О безумия конечного! Свободное оставив, к работному течет. Не хощу, рече жена быти, но муж, яков-же и есмь: да аще еси муж, и не хощеши жена быти, почто брады твоея или и ланит твоих власы щиплеши, и искорене исторзати не срамляешися?» «Почто, спрашивает митрополит в другом месте, не точию власи твоя, но и плоть свою с власы твоими остригаеши от брады и ланит твоих»?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Пушкин уделял внимание иконам и в подготовительных материалах к своим историческим сочинениям. Когда поэт в «Истории Петра» описывает стрелецкий бунт, он не забывает упомянуть об иконе: «Мая 15 стрельцы, отпев в Знаменском монастыре молебен с водосвятием, берут чашу святой воды и образ Божией Матери , предшествуемые попами, при колокольном звоне и барабанном бое вторгаются в Кремль» (9,18-19). Позже Пушкин рассказывает, как царевна Софья пыталась примириться с братом, который находился в Троице-Сергиевой Лавре, и послала в монастырь в качестве посредника патриарха: «Патриарх задержан был в монастыре. Царевна в ужасе поехала сама, в сопровождении знатных особ, держа в руках икону Спасителеву . Но Петр узнал, что она остановилась в селе Воздвиженском, послал к ней стольника Ивана Ивановича Бутурлина сказать, что в монастырь ее не впустят и чтоб она поехала назад» (9,30). Упоминаются иконы и при описании поражения стрельцов в 1698 году: «Разбитие стрельцов происходило 18-го июня у Воскресенского монастыря. Мятежники, отслужив молебен и освятя воду, не внемля увещеваниям, пошли на войско, состоявшее из 2000 пехоты и 6000 конницы. Попы несли впереди иконы и кресты, ободряя мятежников. Генералы, думая их устрашить, повелели стрелять выше голов. Попы закричали, что сам Бог не допускает оружию еретическому вредить православным, и стрельцы, сотворив крестное знамение, при барабанном бое и с распущенными знаменами, бросились вперед» (9,52). Как известно, Петр I в приказном порядке приказал русским боярам брить бороду на западный манер, что вызвало страшное недовольство и в обществе, и в Церкви. В «Истории Петра» Пушкин делает запись: «Народ почитал Петра антихристом» (9,11). Одной из причин, по которым в действиях Петра видели антихристианские начала, было бритье бород. Как видно по записям поэта его заинтересовала эта проблема и ниже он делает выписку из постановлений Стоглавого собора: «Творящие брадобритие ненавидимы от Бога, создавшего нас по образу Своему» (9,13). Запрет на бритье бороды на Руси имеет богословское объяснение, он основывается на 26-ом стихе первой главы Священного Писания. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему (Быт.1:26); Образ же Божий есть Христос (2Кор.4:4; Кол.1:15). Итак, человек - живая икона Христа, каждый человек носит в себе образ Христов. Образ же Божий, согласно святым Отцам, следует понимать и в духовном, и в физическом смысле - образ Божий проявляется и «в очертании телесном», как учит свт. Василий Великий. Если Господь сотворил мужчину так, что у него растет борода, то она становится неотъемлемой частью образа Божия, а потому брить ее - значит искажать этот заданный образ своим вмешательством. И на иконах Спаситель всегда изображается с бородой; с бородой пишутся и все святые, кроме юношей. Выписки Пушкина помогают понять не просто логику, но богословские соображения и благочестивые устремления противников бритья бород не только в петровские времена, но и в более ранний период.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010