Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 32  голоса:  3.5 из  5) Надо ли брить ребенка налысо в годик? На первый взгляд забавный вопрос, но он постоянно вызывает горячие споры. Обычно за бритье выступают бабушки — мы, де своих брили, и все нормально, а то волосы будут плохие. Против бритья чаще голосуют молодые мамы, особенно мамы девочек, которые считают бритье налысо издевательством над ребенком и вообще процедурой, не имеющей смысла. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. 1. Брить (не стричь, а брить) ребенка налысо в годик нужно для того, что бы волосы были густыми. На самом деле у каждого человека на голове определенное наследственностью количество волосяных луковиц. Ни от одного из видов стрижки или бриться не удастся увеличить или уменьшить их количество, изменить их структуру или цвет — волосы будут такими, какими им определено быть генами ребенка. 2. Почему же некоторые родители говорят, что после бритья у детей выросли густые красивые волосы? Дело в том, что в возрасте около года у детей происходит естественная смена волос. Стрижка или бритье немного ускоряют этот процесс, поэтому может создаться впечатление, что волосы стали лучше. На самом деле они и без стрижки и бритья стали бы такими же, только на пару месяцев позднее. 3. Брить ребенка в годик это традиция, нет ничего плохого в том, чтобы ее соблюсти. Наши же предки неглупые были, раз придумали это для чего-то. Наши предки были не глупые, но породили огромное количество суеверий. Обряд пострижения детей в год уходит корнями в глубокую древность, фактически в языческие времена. Тогда мальчики находились при матерях до года, затем их передавали на воспитание мужчинам — отцу или “дядькам”, которые должны были научить ребенка ратному делу, охоте и всем прочим мужским занятиям. Волосы у многих народов считаются символом непокорности, бунтарства. Поэтому мальчиков коротко стригли в знак того, что они переходят в послушание к отцу. К первому же году жизни, когда ребенок начинал ходить, в некоторых местностях считали необходимым “порвать путы”, “обрезать пуповину от матери-сырой земли”. Это духовной пуповиной наши предки считали волосы. Это еще одна причина возникновения традиции стричь детей в возрасте около года. Эта процедура имела не косметический, а сакральный смысл.

http://azbyka.ru/deti/rebenku-godik-brit...

 Внутреннюю ликвидировали в середине 60-х, и Максим с книгами и машинкой для стрижки последовал вместе со всеми в Лефортово, где много лет спустя с ним имел дело и Владимир Буковский. Максим – единственный из надзирателей (ходил он не в форме, а в сером халате) иногда проговаривал полные предложения – предлог, глагол, сказуемое. Даже доходил иногда до шуток. На вопрос моего сокамерника Вити Карякина: «А что сегодня по телевидению?» – ответствовал: «Ванька-Встанька, вторая серия». Замечу, что ни с кем из его коллег такие перешучивания были просто немыслимы. Словесный портрет его мне составить исключено, да, наверное, и даже современный компьютерный фоторобот не сумел бы. Уверен, что и у других клиентов его парикмахерской получилось бы не лучше: черноволосый, среднего роста Максим был совершенством безликости и безличности. И это, несмотря на его способность говорить фразами. В какой-то из десятых дней появляется Максим в камере с бумажным пакетом: «Распишитесь». Передача! Я не берусь восстановить ее ассортимент полностью, но она содержала то, что испытывали родители, собирая ее и стоя в очереди к окошку на Кузнецком для вручения дежурному тюрьмы. Среди съедобного – три красных крутых яйца! Радость, благодарность, перенос себя к Иоанну Воину, молитвам. От той передачи оставалось уже совсем малое, когда неожиданно после баланды надзиратель рявкнул: «Стричься!» Угловая бескоечная камера была оборудована не табуреткой, а стулом, на полу –тряпка, клочки стриженных волос. Мрачное освещение от зарешеченной лампочки и рифленого стекла маленького окна, впрочем. Молчаливая стрижка. Пауза, отрыв машинки от скоблимого черепа и вопросы Максима: «Яйца получил? Съел? Почему же тебя твой Бог (писать ли с заглавной в его устах?) не освободил и ты у нас остался?» Без скромности скажу, что по жизни у меня накопились несколько импровизированных реплик, приводивших собеседника если не к коллапсу, то к длительной паузе. Но метафизика с теодицеей по ходу скобления щек и головы ошарашили так, что я растерялся и ответ мой оказался и никчемным, и неумным. Об этом бритье осталось противное ощущение…

http://bogoslov.ru/book/4239454

Погибла Помпея, когда раздразнили Везувий! Эй! Господа! Любители святотатств, преступлений, боен,— а самое страшное видели — лицо мое, когда я абсолютно спокоен? И чувствую — «я» для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо. Allo! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца. Скажите сестрам, Люде и Оле,— ему уже некуда деться. Каждое слово, даже шутка, которые изрыгает обгорающим ртом он, выбрасывается, как голая проститутка из горящего публичного дома. Люди нюхают — запахло жареным! Нагнали каких-то. Блестящие! В касках! Нельзя сапожища! Скажите пожарным: на сердце горящее лезут в ласках. Я сам. Глаза наслезненные бочками выкажу. Дайте о ребра опереться. Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! Рухнули. Ей выскочишь из сердца! На лице обгорающем из трещины губ обугленный поцелуишко броситься вырос. Мама! Петь не могу. У- церковки сердца занимается клирос! Обгорелые фигурки слов и чисел из черепа, как дети из горящего здания. Так страх схватиться за небо высил горящие руки «Лузитании». Трясущимся людям в квартирное тихо стоглазое зарево рвется с пристани. Крик последний,— ты хоть о том, что горю, в столетия выстони! Любит не любит Неоконченное I Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут загадав и пускают по маю венчики встречных ромашек Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье Пусть серебро годов вызванивает уймою надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие II Уже второй должно быть ты легла А может быть и у тебя такое Я не спешу и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить III море уходит вспять море уходит спать Как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете И не к чему перечень взаимных болей бед и обид. IV Уже второй должно быть ты легла В ночи Млечпуть серебряной Окою Я не спешу и молниями телеграмм Мне незачем тебя будить и беспокоить как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете и не к чему перечень взаимных болей бед и обид

http://pravmir.ru/luchshie-stihi-mayakov...

Обычно захватывающее его зрелище на этот раз показалось скучным, и Эвбулид выбрался из толпы, забившей здание гимнасия. Улицы Афин по-прежнему были полны народа. Каждый торопился по своим делам. Напрасно Эвбулид пытался завести разговор с остановившимся поправить ремешок сандалии гражданином, с жестикулирующим на ходу философом. Сославшись на неотложные дела, они продолжили путь. Никому не было дела до счастливого Эвбулида. Толкаемый всеми, он медленно брел по бурлящим улицам, пока взгляд его не упал на знакомую надпись, сделанную прямо на стене одной из торговых лавок: «Здесь, за самую скромную плату, седые снова станут молодыми, молодые — юными, юные — зрелыми мужами! Модная стрижка, бритье, уход за ногтями, ращение волос и самая приятная беседа — только у нас!» Обрадованный Эвбулид машинально пригладил свои мягкие волосы, отмечая, что давно не мешало бы постричься, придирчиво осмотрел отросшие ногти и, едва сдерживая нетерпение, шагнул через порог лавки. В тесном помещении было оживленно. Два цирюльника — оба метеки : худой финикиянин и тучный грек из Элиды ловко обслуживали клиентов. Финикиянин тщательно выбривал щеки молодого грека. Элидец красил волосы пожилому афинянину, придавая им красивый однородный цвет. Слушая вполуха, о чем рассказывают клиенты, они успевали делиться свежими новостями, услышанными от предыдущих посетителей, перебивая друг друга и перевирая их, как только могли. Два десятка человек, разместившись на лавках вдоль стен, увлеченно беседовали между собой в ожидании своей очереди. Эвбулид поискал глазами свободное место и направился к дородному капитану триеры — триерарху, который молча прислушивался к тому, о чем говорят остальные. — Сегодня на агоре поймали вора! — вытаращив глаза, воскликнул финикянин. — Мерзавец утянул у торговца рыбой двадцать пять драхм! — Не двадцать пять — а целую мину! — поправил элидец. — И не в рыбном ряду, а на сомате! — Говорят, на сомате продавали сегодня полузверей-получеловеков! — подхватил финикиянин, и его глаза стали похожими на круглые блюдца.

http://azbyka.ru/fiction/kolesnica-gelio...

Так у нас, даже и в преобразованной Петром Великим России, – такие по-видимому, малости народной жизни, как простой покрой платья на европейский образец, стрижка волос и бритье бороды, имеют свой высокознаменательный смысл: в преобразованиях по этим чисто-наружным предметам, великий Петр дал русскому народу (сообразно с русским свойством) великий урок, что истинно-православная русская жизнь и быт и истинный образ в нас Божий состоят отнюдь не в отчуждении нашем от других народов, не в мертвой букве нашей старины или в привычной внешности... Пусть же миссионер всякий раз, как будет рассуждать, наприм., о нелепой вражде раскола против достославного исправителя церковных книг Никона, о безумных вопияниях раскольников против православного чтения имени Иисуса, против пятипросфория, против троеперстия, – пусть всякий раз испытывает себя, насколько он сам относительно этих предметов успел раскрыть на деле живую и действенную силу Христовой истины, премудрой и в самых кажущихся малостях, – силу благодати, животворной и в самых простых вещах. Но в сем самоиспытании пусть он не довольствуется самохвально тем, что знает смысл и значение того или другого из означенных предметов; не без смысла же вовсе и сами раскольники держатся своей старой неправленной книги или двуперстного крестного знамения. Нет! Пусть миссионер добросовестно пред самим Богом испытает себя, выдерживается ли он, и много ли выдерживает то доброе свойство и требование православно-русского духа, чтобы на самом деле, а не в одном бездейственном: «конечно, то или другое так», – разумелась верующим и живою блюлась в нем благодатная сила того или другого наглядного церковного предмета. Будет ли, напр., миссионер верен этому свойству и потребности русского духа, не удовлетворяющегося одними отвлечениями, а стремящегося к истине живой и на все внешнее простирающей живое духовное влияние , если в троеперстии будет разуметь и другим раскрывать указание на тайну пресвятой Троицы без всякого, так сказать, прикосновения своего духа и мысли к любви Отца небесного, в Сыне существенно почивающей и на нас, как мы ни грешны, сияющей живительною и согревающею душу благодатью Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

гл. 9), и будут пить вино из них и упояться, и услышат слова Господа Спасителя: «пийте, братия» Мои, «и упийтеся» (Песн. Песн. 5:1). Будут же пить то новое вино, которое Он, обещал пить в царстве Отца вместе с апостолами Своими (Марк. гл. 14). Это тот виноградник из Сорека, вино из которого мы ежедневно пьем в таинствах. Не довольствуясь изобилием всего этого, они, ради услаждения, разведут сады и будут орошать их, чтобы в них не было недостатка ни в каких видах добродетелей и чтобы вкушать плоды их; потому что кто насадил и оросил, тот сам будет и есть. Когда горы и холмы сделают все это, — будут источать сладкий сок, построят города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них, тогда Господь насадит их самих на земле их, о которой говорится: «верую видети благая Господня на земли живых» (Псал. 26:13), и в Евангелии: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Матф. 5:5). Когда же Он насадит их и глубоко укоренит, то не будет более исторгать их из земли, которую дал им. Отсюда мы видим, что хотя церковь до конца мира будет колеблема чрез гонения, но не может быть разрушена; она подвергается испытаниям, но не преодолевается. И это будет потому, что совершить это обещал Господь Бог всемогущий или Господь Бог ея, то есть церкви, а Его обетование есть закон природы.    То есть в 406 г.     «Vergil». Eclog. III, 284.     «Horat.» II, Carm. XIV, 1—2.    Собственно «рогатый (согпита)».    Собственно: «не закатятся» подобно светилам, заходящим и скрывающимся на западе.    Или: «стригущий, бреющий» и «стрижка, бритье (tonsor, tonsura)».    То есть: не смех, а имя Исаака вместо имени Иакова.    Stillare — собственно капать, лить каплями.    Бог в пророческих Писаниях изображается возвещающим Свое слово «рукою manu, per manus)» пророков или чрез пророков.    Cete или cetus означает собственно всякое морское китообраз.    То есть: земля означает здесь то, что находится на ней.     «Fasciculus» (собственно «небольшая связка») — небольшое общество людей, находящихся в взаимной связи между собою.     «Venmilabrum» — веяло, лопата для веяния хлеба.    Апостол Павел (Деян. 9:15). Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

4:12,15. Топливо для костра. Как правило, в Месопотамии и Палестине в качестве топлива использовали высушенный навоз или лепешки из крошева отжатых маслин. Деревья представляли слишком большую ценность, чтобы употреблять их на приготовление пиши или обогрев. Иезекииль, однако, приходит в ужас, когда Бог повелевает ему использовать человеческие испражнения, которые, как всякая нечистота, должны были удаляться за пределы мест обитания человека ( Втор. 23:12–14 ). Он был священником, и этот акт осквернял его, он просто не мог заставить себя повиноваться. Поэтому Бог уступил и разрешил ему готовить пищу на коровьем навозе. 5:1. Бритва брадобрея. В некоторых переводах исходное древнееврейское слово переводится здесь как «меч». В угаритском языке это слово обозначает острый инструмент для разрезания жареного мяса. «Бритва» достаточно точно передает смысл этого термина. Выбор слова «меч», вероятно, был продиктован использованием меча вавилонянами, чтобы осрамить и поразить Иерусалим. 5:2. Волосы как жертвоприношение. Стрижка или бритье головы чаще всего связывались с трауром (см. коммент. к Ис. 15:2 ). Однако, когда назореи давали обет не стричь волос в течение какого-то времени, закон повелевал, чтобы после окончания обета остриженные волосы приносились в жертву, сжигались ( Чис. 6:18 ). Древние считали, что волосы (наряду с кровью) являются средоточием человеческой жизни. Как таковые они часто использовались в колдовстве, в магических ритуалах. Об этом, в частности, свидетельствует существовавшая в Мари практика посылать царю прядь волос пророка вместе с его пророчествами. Волосы предназначались для гадания, которое определяло, заслуживает ли внимания присланное пророчество. 5:10. Каннибализм. Дефицит и полное истощение запасов продовольствия были страшным следствием осады города. Ситуация иногда становилась столь ужасающей, что жители города доходили до людоедства (см. коммент. к 4Цар. 6:29 ). Так, например, в летописях ассирийского царя Ашшурбанипала описывается осада Вавилона в 650– 648 гг. до н. э. и дошедшие до крайнего отчаяния, умирающие от голода люди, которые опустились до людоедства. В ряде месопотамских договоров содержатся проклятия, угрожающие такими бедствиями, которые заставят нарушителя договора превратиться в людоеда и поедать членов своей семьи или своих соотечественников (напр., в договоре Ашшурнирари V с Матиилу из Арпада). Библейская версия подобных проклятий встречается в Лев. 26и Втор. 28:53–57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Волосы духоборы обязательно стригут наголо и только по краям оставляют узкую полоску волос подлиннее. По всем вероятиям, это составляет один из догматов духоборского учения, как и бритье бороды, так как бородатого духобора или с нестриженными волосами нигде не встретишь. Выражение лица серьезное с оттенком угрюмости, самоуверенное; походка твёрдая, решительная. Выступает духобор прямо. В выражении лица, в походке, в манере говорить проглядывает какая-то гордость, упрямство, настойчивость и лукавство. Духоборка роста почти такого же, как мужчины, сложена на диво – прочно и устойчиво; обладает достаточной физической силой, работая наравне с мужиком. На её наружность более повлиял юг с его солнцем: чёрные глаза, заметная смуглость лица, чёрные волосы. Красотой духоборки, впрочем, похвалиться не могут; незамужние духоборки, до 17, 18 лет, отличаются полными румяными щеками и свежестью лица и, действительно, очень миловидной внешностью; но это только до замужества; на 25 году они глядят старухами, что нужно приписать усиленному физическому труду, раннему замужеству (в 14 лет), частым родам и злоупотреблению в былое время спиртными напитками; не мало также подрывает здоровье духоборки стирка белья, производимая, несмотря ни на какой холод, на берегу речки по колено в воде. В одежде духоборов много оригинального; по уверениям некоторых из них, её будто бы духоборы переняли от основателя секты Капустина, а он многое заимствовал от первых проповедников духоборческого лжеучения квакеров, таков напр. синий цвет одежды, брадобритие и стрижка волос, кокарды на козырьках. По словам духоборов, они должны одеваться так, как никто в мире, т. е. своей одеждой выделяться среди всех племён и национальностей. На голове у духобора летом картуз-шапка с плисовым околышем и белыми или жёлтыми кантами. Зимой картузы заменяют барашковыми шапками с красным верхом. Как на посягательство на самобытность духоборского костюма следует указать на маленькие барашковые же шапочки казачьего фасона с чёрным верхом, вводимые в последние годы в употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вообще духоборы – народ рослый: средний рост мужчин 2 арш. 7 вершк. Лицо полное, раскрасневшееся и расплывшееся от жиру, глаза темно-серые и светло-голубые, нос правильный, цвет лица, как и волос, от темного до светло-белого всех оттенков, хотя преобладающий элемент – блондины. Волосы духоборы обязательно стригут наголо и только по краям оставляют узкую полоску волос подлиннее. По всем вероятиям, это составляет один из догматов духоборческого учения, как и бритье бороды, так как бородатого духобора, или с нестриженными волосами нигде не встретишь. Выражение лица серьезное с оттенком угрюмости, самоуверенное, походка твердая, решительная. Выступает духобор прямо. В выражении лица, в походке, в манере говорить проглядывает какая-то гордость, упрямство, настойчивость и лукавство. Духоборка роста почти такого же, как мужчины, сложена на диво прочно и устойчиво; обладает достаточной физической силой, работая наравне с мужиком. На ее наружность более повлиял юг с его солнцем, черные глаза, заметная смуглость лица, черные волосы. Красотою духоборки, впрочем, похвалиться не могут; незамужняя духоборки, до 17–18 лет, отличаются полными румяными щеками и свежестью лица и, действительно, очень миловидною внешностью, но это. только до замужества. На 25 году они глядят старухами, что нужно приписать усиленному физическому труду, раннему замужеству (в 14 лет), частым родам и. злоупотреблению в былое время спиртными напитками; не мало также подрывает здоровье духоборки стирка белья, производимая, не смотря ни на какой холод, на берегу речки по колено в воде. В одежде духоборцев много оригинального; по уверениям некоторых из них, ее будто бы духоборы переняли от основателя секты Капустина, а он многое заимствовал от первых проповедников духоборческого учения квакеров, таков, напр., синий цвет одежды, брадобритие и стрижка волос, кокарды на козырьках. По словам духоборцев, они должны одеваться так, как ни кто в мире, т. е. своею одеждою выделяться среди всех племен и национальностей. На голове у духобора летом картуз – шапка с плисовым околышком и белыми или желтыми кантами. Зимою картузы заменяют барашковыми шапками с красным верхом. Как на посягательство на самобытность духоборческого костюма, следует указать на маленькие барашковые же шапочки казачьего фасона с черным верхом, вводимые в последние годы в употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Империя расширялась во всех направлениях, поглощая Урарту на севере, Мидию на востоке, Вавилонию и Элам на юге и Сирию-Палестину на западе. В эпоху расцвета Ассирия включала в свой состав полностью или частично территории таких современных государств, как Иран, Ирак, Турция, Сирия, Ливан, Иордания, Израиль и Египет. Слава Ассирии как милитаристского государства подтверждается многочисленными источниками и составляет ее историческое наследие. Ее стратегия психологической войны имеет в своем арсенале риторику устрашения, жестокие разрушительные акции и тщательно отобранные примеры жестоких пыток. Ее имперские амбиции подогревались жаждой добычи, удовлетворять которую позволяло разграбление завоеванных городов, обложение данью и взимание таможенных пошлин. См. также коммент. к 1:1; 6и 7:1. 7:18. Мухи и пчелы. Выражение «даст знак», может означать «свистнуть». Наблюдение за пчелиным роем показывает, что пчел можно выманить из улья и перевести на новое место с помощью свиста. Атакующие войска в «Илиаде» Гомера также сравниваются с мухами и пчелами. 7:20. Обреет Господь бритвою. В ассирийском языке понятие «брадобрей» (цирюльник) могло использоваться как божественный титул. Здесь эта роль приписывается Яхве. Хотя многие переводы подразумевают бритье всей головы, в оригинале речь идет о выбривании волос надо лбом. В Месопотамии обривание половины головы было публичным унижением, наказанием за преступление. Кроме того, уродливая стрижка была отличительным признаком рабов. Большинство комментаторов считают, что выражение «волоса на ногах» является эвфемизмом, обозначающим лобковые волосы. 7:23. Стоимость виноградных лоз. Неясно, к чему относится «тысяча серебреников»: к продаже тысячи виноградных лоз по одному серебрянику за каждую (цена невообразимо высокая) или, что более реально, к участку земли, где произрастает тысяча лоз, урожай которых ежегодно приносит тысячу серебреников. Последняя версия находит подтверждение в Песн. 8:11 . 7:24,25. Пахотная земля под пастбище. Крупный рогатый скот и овечьи отары губительно воздействуют на пахотные земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010