Так у нас, даже и в преобразованной Петром Великим России, – такие по-видимому, малости народной жизни, как простой покрой платья на европейский образец, стрижка волос и бритье бороды, имеют свой высокознаменательный смысл: в преобразованиях по этим чисто-наружным предметам, великий Петр дал русскому народу (сообразно с русским свойством) великий урок, что истинно-православная русская жизнь и быт и истинный образ в нас Божий состоят отнюдь не в отчуждении нашем от других народов, не в мертвой букве нашей старины или в привычной внешности... Пусть же миссионер всякий раз, как будет рассуждать, наприм., о нелепой вражде раскола против достославного исправителя церковных книг Никона, о безумных вопияниях раскольников против православного чтения имени Иисуса, против пятипросфория, против троеперстия, – пусть всякий раз испытывает себя, насколько он сам относительно этих предметов успел раскрыть на деле живую и действенную силу Христовой истины, премудрой и в самых кажущихся малостях, – силу благодати, животворной и в самых простых вещах. Но в сем самоиспытании пусть он не довольствуется самохвально тем, что знает смысл и значение того или другого из означенных предметов; не без смысла же вовсе и сами раскольники держатся своей старой неправленной книги или двуперстного крестного знамения. Нет! Пусть миссионер добросовестно пред самим Богом испытает себя, выдерживается ли он, и много ли выдерживает то доброе свойство и требование православно-русского духа, чтобы на самом деле, а не в одном бездейственном: «конечно, то или другое так», – разумелась верующим и живою блюлась в нем благодатная сила того или другого наглядного церковного предмета. Будет ли, напр., миссионер верен этому свойству и потребности русского духа, не удовлетворяющегося одними отвлечениями, а стремящегося к истине живой и на все внешнее простирающей живое духовное влияние , если в троеперстии будет разуметь и другим раскрывать указание на тайну пресвятой Троицы без всякого, так сказать, прикосновения своего духа и мысли к любви Отца небесного, в Сыне существенно почивающей и на нас, как мы ни грешны, сияющей живительною и согревающею душу благодатью Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

гл. 9), и будут пить вино из них и упояться, и услышат слова Господа Спасителя: «пийте, братия» Мои, «и упийтеся» (Песн. Песн. 5:1). Будут же пить то новое вино, которое Он, обещал пить в царстве Отца вместе с апостолами Своими (Марк. гл. 14). Это тот виноградник из Сорека, вино из которого мы ежедневно пьем в таинствах. Не довольствуясь изобилием всего этого, они, ради услаждения, разведут сады и будут орошать их, чтобы в них не было недостатка ни в каких видах добродетелей и чтобы вкушать плоды их; потому что кто насадил и оросил, тот сам будет и есть. Когда горы и холмы сделают все это, — будут источать сладкий сок, построят города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них, тогда Господь насадит их самих на земле их, о которой говорится: «верую видети благая Господня на земли живых» (Псал. 26:13), и в Евангелии: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Матф. 5:5). Когда же Он насадит их и глубоко укоренит, то не будет более исторгать их из земли, которую дал им. Отсюда мы видим, что хотя церковь до конца мира будет колеблема чрез гонения, но не может быть разрушена; она подвергается испытаниям, но не преодолевается. И это будет потому, что совершить это обещал Господь Бог всемогущий или Господь Бог ея, то есть церкви, а Его обетование есть закон природы.    То есть в 406 г.     «Vergil». Eclog. III, 284.     «Horat.» II, Carm. XIV, 1—2.    Собственно «рогатый (согпита)».    Собственно: «не закатятся» подобно светилам, заходящим и скрывающимся на западе.    Или: «стригущий, бреющий» и «стрижка, бритье (tonsor, tonsura)».    То есть: не смех, а имя Исаака вместо имени Иакова.    Stillare — собственно капать, лить каплями.    Бог в пророческих Писаниях изображается возвещающим Свое слово «рукою manu, per manus)» пророков или чрез пророков.    Cete или cetus означает собственно всякое морское китообраз.    То есть: земля означает здесь то, что находится на ней.     «Fasciculus» (собственно «небольшая связка») — небольшое общество людей, находящихся в взаимной связи между собою.     «Venmilabrum» — веяло, лопата для веяния хлеба.    Апостол Павел (Деян. 9:15). Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

10–11 Дневной рацион Иезекииля состоял примерно из 200 граммов хлеба и 0,6 литра воды. Эта скудная пища образно характеризует недостаток продовольствия (17). 5:1 Бритье головы было знаком траура. 17 Голод, лютые звери, язва и кровь (война) – символы, неоднократно повторяющиеся в книге. 6:1–14 Пророчество об идолопоклонстве в Израиле Это пророчество обращено к горам Израилевым, и речь здесь идет о «высотах», о жертвенниках, которые находились на возвышенных местах и были центрами идолопослужения, берущего начало у хананеев. Иногда эти высоты использовались и для поклонению Господу, но при этом одновременно сохранялись и многие языческие ритуалы. Предостережение состояло в том, что суровая участь ожидает не только город, но и его окрестные территории. Поклоняющихся на высотах не спасут их идолы. Вместе с тем грядущие события не означали только наказание. Выражение «и узнаете, что Я – Господь» повторяется несколько раз (7, 10, 13, 14). Поклоняющиеся на высотах уразумеют, что их идолы – ложные боги, и познают истинного Бога. Идолослужение на высотах было давней проблемой Израиля (ср.: 3Цар. 12:28– 33 ; 4Цар. 17:9–11 ). Хотя Иезекииль в дальнейшем будет обличать «новые» грехи Израиля, приобретенные им в общении с соседними народами, некоторые его речи направлены на эти старые проблемы. Языческие обычаи, даже закрепленные столетними традициями, не перестают оставаться таковыми. 1–7 Бог обращается к горам Израилевым: «Я наведу на вас меч, и разрушу высоты ваши; и жертвенники ваши будут опустошены, столбы ваши в честь солнца будут разбиты, и повергну убитых ваших перед идолами вашими… и узнаете, что Я – Господь». 8–10 «Но Я сберегу остаток, так что будут у вас среди народов уцелевшие от меча… и узнают, что Я – Господь». 11–14 «Горе за все гнусные злодеяния дома Израилева! падут они от меча, голода и моровой язвы… пораженные будут лежать между идолами своими вокруг жертвенников их… и сделаю землю пустынею… и узнают, что Я – Господь». Примечания. 11 «Горе» – многие комментаторы полагают, что в этом слове отражена целая палитра переживаний и скорбных чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Глава 5 1–4. Четвертое символическое действие: сбритые волосы. 5–17. Объяснение символических действий. Иез.5:1 .  А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раз­дели волосы на части. Пророк должен теперь представить исход осады Иерусалима, причем он сам опять выступает представителем осажденного города, а волосы его – жителей. Он сбривает волосы на бороде и голове и таким образом символизирует позор (ср. 2Цар 10.4–5 , ввиду чего бритье было запрещено священникам – Лев.21.5 ) и опустошение ( Ис 7.20 и д.), а тем, что пророк сбритые волосы уничтожает различным способом, он представляет способы, которым Господь совершит свой суд над населением Иерусалима и Иудеи. – «Возьми себе острый нож», слав. точнее «меч». «Уже тем, что пророк пользуется вместо бритвы мечом, указывается в чем будет дело» (Сменд). – «Бритву брадобреев возьми себе», т. е. в качестве настоящей бритвы возьми меч; слав. «острее паче бритвы». Слово «брадобрей», «галав», более нигде не употребленное в Ветхом Завете (корень его – арабский), свидетельствует, что во времена Иезекииля была уже эта профессия. Сбритые волосы развешиваются на весах, в знак особой точности Божия предопределения на 3 равные части. По LXX волосы развешиваются на 4 части и первой участи подвергаются две части; это, начиная с блаж. Иеронима, признают недосмотром переписчиков; может быть первоначально под четвертою частью разумели сожженные волосы из завязанных в одежду (см. ст. 3), а после удвоили первую часть. Иез.5:2 .  Третью часть сожги огнем по­среди города, когда исполнят­ся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрест­ностях его; и третью часть раз­вей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними. «Посреди города», т. е. изображения его на кирпиче. – «Когда исполнятся дни осады», т. е. символизирующего ее лежания пророка. – Все три подробности символического действия объяснены в 12 ст. Сожжение волос означает смертоносные бедствия осады: голод и язву, а может быть и сожжение города при осаде. – «Изруби мечем в окрестностях его», т. е. вырисованного на кирпиче города; избиение предпринимающих вылазку. Символ и действительность так мало отделяются друг от друга, что это новейшему писателю поставлено было бы в упрек; но античный человек не проводил между символом и действительностью такой резкой границы, как мы. – «Развей по ветру». Означает рассеяние евреев по всей земле, начавшееся скоро после взятия Иерусалима: кроме Вавилонии часть удалилась в Египет. – «Обнажу меч вслед за ними». Рассеянные евреи будут всегда в трепете в виду преследующих их врагов. Символ на время уступает место прямой речи: Господь сам становится на место пророка, и народ на место волос. Но такое вторжение прямой речи заставляет некоторых видеть во фразе вставку из 12 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, вследствие того, что вы это сделали, и замыслили бесполезное, и Я, Господь, замыслю зло на род сей; не потому, что замышляемое Мною есть [действительно] зло, но потому, что будет казаться злом претерпевающим его то, что Я предназначаю; ибо оно угнетет вас так что не будете в состоянии поднять свои хребты, не будете ходить с видом гордецов, именно вы, которых постигло время плена. В то время (или: потом) будут говорить о вас в притче, а несчастья ваши обратятся в предмет песни: «Разорением мы опустошены в конец, удел народа моего». Храм Мой, говорит Он, который только один среди прочих народов Я ставил выше всего, – этот храм обратится в развалины. И каким образом отступит от меня Ассириянин, когда он возвратится чтобы по жребию разделить поля мои? По этой причине, о род Израилев, на которого Я замышляю бедствие, ты не будешь иметь части в наследии праведных. Но и из крайней степени наказания чрез плен можно усмотреть, что все случившееся с ними есть следствие того, что они распяли Господа: так, по крайней мере, согласно изданию Семидесяти толковников. Ибо слава Израиля лишена своих волос и обрита в скорби о чадах, некогда возлюбленных; если же что-нибудь послужит к возобновлению волос её, то снова чрез бритье и обрезывание будет отсечено. Тогда все мысли их были обращены на труд, и то, что они измыслили с усыпленною душою и мыслью принесет им труд; и что бы они ни сделали, все будет приведено в замешательство тотчас после того, как воссияет свет Христов и [наступит] мщение. Ибо хотя они и читали, что Израиль побеждал, когда Моисей воздевал свои руки ко Господу, и был побеждаем, когда Моисей опускал утомленные руки ( Исх.17 ), не воздели своих рук ко Господу; но, совершая всякие преступления над бедными и народом Божиим, они возжелали полей, ограбили дома сирот, и разорили и мужа, и жену, и детей, и имущество его. По этой причине замыслил (или, замышлял) Господь бедствия на племя это, – не на двенадцать колен, но на племя, оскверненное злодейством и преступлениями, – по причине которых они не могли поднять головы своей и выступать прямо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Итак вследствие того, что вы это сделали, и замыслили бесполезное, и Я, Господь, замыслю зло на род сей; не потому, что замышляемое Мною есть действительно зло, но потому, что будет казаться злом претерпевающим его то, что Я предназначаю; ибо оно угнетет вас так что не будете в состоянии поднять свои хребты, не будете ходить с видом гордецов, именно вы, которых прястигло время плена.    В то время (или: потом) будут говорить о вас в притче, а несчастия ваши обратятся в предмет песни: «Разорением мы опустошены в конец, удел народа моего.» Храм Мой, говорит Он, который только один среди прочих народов Я ставил выше всего, — этот храм обратится в развалины. И каким образом отступит от меня Ассириянин, когда он возвратится чтобы по жребию разделить поля мои? По этой причине, о род Израилев, на которого Я замышляю бедствие, ты не будешь иметь части в наследии праведных. Но и из крайней степени наказания чрез плен можно усмотреть, что все случившееся с ними есть следствие того, что они распяли Господа: так, по крайней мере, согласно изданию Семидесяти толковников. Ибо слава Израиля лишена своих волос и обрита в скорби о чадах, некогда возлюбленных; если же что-нибудь послужит к возобновлению волос ет, то снова чрез бритье и обрезывание будет отсечено. Тогда все мысли их были обращены на труд, и то, что они измыслили с усыпленною душою и мыслию принесет им труд; и что бы они ни сделали, все будет приведено в замешательство тотчас после того, как воссияет свет Христов и наступит мщение. Ибо хотя они и читали, что Израиль побеждал, когда Моисей воздевал свои руки ко Господу, и был побеждаем, когда Моисей опускал утомленные руки (Исх. XVII), не воздели своих рук ко Господу; но, совершая всякие преступления над бедными и народом Божиим, они возжелали полей, ограбили дома сирот, и разорили и мужа, и жену, и детей, и имущество его. По этой причине замыслил (или, замышлял) Господь бедствия на племя это, — не на двенадцать колен, но на племя, оскверненное злодейством и преступлениями, — по причине которых они не могли поднять головы своей и выступать прямо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1:13 Лахис. Лахис, занимавший господствующее положение над местностью в Шфеле и в Западной Иудее, был главным укрепленным пунктом линии оборонительных сооружений иудейских царей. Расположенный между Иерусалимом и филистимскими городами-государствами, Лахис охранял главные дороги, идущие с побережья. В Лахисе (Tell ed-Duweir) сохранились следы поселения бронзового века, а также обширные оборонительные сооружения и впечатляющие городские ворота периода средней бронзы II (когда он был главным хананейским городом) и железного века III (когда он стал западным бастионом после разделения царства; 2Пар. 11:5–10 ). Несмотря на выгодное стратегическое положение (холм высотой 150 футов), город пал под натиском войск ассирийского царя Сеннахирима в 701 г. до н. э. (анналы Сеннахирима; дополнительную информацию см. во 2Пар. 32:9 ). Ассирийские рельефы из царского дворца в Ниневии наглядно изображают яростные атаки в ходе осады города, о чем свидетельствуют остатки мощного крепостного вала в юго-западной части кургана. Массовые захоронения, в которых обнаружено около 1500 тел, вероятно, также связаны с падением города. Письменные свидетельства о более поздней осаде города вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. существуют в виде двадцати одного письма на глиняных черепках (остраконах), которые были обнаружены в помещении стражи в городских воротах. В них описывается безысходная ситуация, когда защитники города увидели, как погасли сигнальные огни соседних городов. 1:16. Бритье головы. Существуют разные ритуалы, связанные с трауром, в том числе разрывание одежды, нанесение порезов на тело (см. коммент. к Лев. 19:28 ), пост (см. коммент. ко 2Цар. 12:16 ) и посыпание головы пеплом или пылью (см. коммент. ко 2Цар. 13:19 ). Бритье головы было не только знаком траура ( Иер. 41:5 ), но и элементом ритуала очищения ( Лев. 14:8,9 ; Чис. 6:9 ). Так, ассирийские жрецы брились перед церемонией введения в должность. Герой поэмы «Ниппурский бедняк» (таблички из Султантепе, 2-е тыс. до н. э.), представляясь лекарем, сбривает все волосы. Вероятно, этот обычай был обусловлен гигиеническими соображениями, так как врачи постоянно соприкасались с больными и умирающими. 2:1–13 Несправедливость и лжепророчество

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Надо заметить, что открытая прическа обозначает девицу, потому что было бы бесчестием для замужней женщины, если б она явилась с непокрытой головой. Женщины носят на голове меховую шапочку, сверху гладкую, а снизу круглую, со всех сторон остроконечную, наподобие короны, и усеянную драгоценными камнями, равно как и самый ее верх. Шапочка эта назади несколько длиннее, чем спереди, и имеет два острых конца. Называется она треух. Головной убор девиц... который также имеет вид короны и усеян жемчугом и брильянтами, называется перевязкою. Некоторые привязывают к этому убору ленты, называемые связки. Украшение, носимое девицами на шее, называется ожерелье, а в ушах – серьгами. Верхняя одежда их, подбитая мехом, называется шубой, нижняя – телогрейкой, или сарафаном, сорочка – рубахой. Рукава в рубахе у них до того широки и собраны в складки, что на них идет от шестнадцати до семнадцати аршин полотна. Браслеты или украшения на руках называются у них зарукавья. На ногах они носят так называемые чулки, которые обыкновенно не подвязывают, а обувь их, из красной или желтой кожи, с весьма высокими каблуками и острыми носками, называется башмаками. Кроме описанной перемены в одежде, русским приказано было брить бороды; но усы носить дозволяется, хотя придворные чины и другие лица не носят уже и усов. Для того же, чтобы приказание это исполнялось в точности, заведены были особые бородобреи, чтобы они брили бороды без различия всем тем, кого встретят с бородою. Многим из русских распоряжение это казалось до того горьким, что они старались подкупить деньгами тех бородобреев, которым поручено было брить всех; но это не помогало, потому что вслед за тем они попадали на другого бородобрея, который не соглашался ни на какой подкуп. Такое бритье совершалось даже за столом царя и везде в другом месте, даже над самыми знатными вельможами. Невозможно выразить скорбь, какую причиняло это бритье многим русским, не могшим утешиться оттого, что они потеряли бороду, которую они так долго носили и которую считали признаком почета и знатности. Есть и теперь еще много таких, которые дали бы бог знает что за то, чтобы отбыть такого несчастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мир мистера Подснепа был не слишком обширен в моральном отношении и даже в географическом; и хотя его фирма существовала торговлей с другими странами, он считал все другие страны, с одной только немаловажной оговоркой насчет торговли, просто недоразумением, а по поводу их обычаев и нравов замечал внушительно, с краской в лице: «Все это — не наше!», и — фьюить! — прочие страны уничтожались одним мановением руки. Кроме них, весь мир вставал в восемь, брился начисто в четверть девятого, завтракал в девять часов, уезжал в Сити в десять, возвращался домой в половине шестого и обедал в семь. Понятия мистера Подснепа об искусстве можно изложить следующим образом. Литература: крупная печать, соответственным манером описывающая вставание в восемь, бритье начисто в четверть девятого, завтрак в девять, отъезд в Сити в десять часов, возвращение домой в половине шестого и обед в семь. Живопись и скульптура: статуи и портреты приверженцев вставания в восемь, бритья в четверть девятого, завтрака в девять часов, отъезда в Сити в десять, возвращения домой в половине шестого и обеда в семь. Музыка: пристойное исполнение (без вариаций) на струнных и духовых инструментах, успокоительным образом изображающее вставание в восемь, бритье в четверть девятого, отъезд на биржу в десять, возвращение домой в половине шестого и обед в семь. Ничего другого не дозволялось этим праздношатающимся Искусствам под страхом отлучения. Ничему другому не должно быть места под луной! Будучи столь выдающимся человеком по своей респектабельности, мистер Подснеп сознавал, что на него возложена обязанность покровительствовать и самому Провидению. Поэтому ему всегда было точно известно, чего именно хочет Провидение. Другие, ниже стоящие на общественной лестнице и менее респектабельные люди, возможно, не справились бы с этой задачей, но мистер Подснен всегда был на высоте. И весьма замечательно (а также, должно быть, весьма удобно) было то, что Провидению неизменно хотелось того же, чего хотелось и самому мистеру Подснепу!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Что касается до одежды женщин, то я снял портрет с одной молодой женщины этого народа, бывши во дворце губернатора и при содействии его, следовательно, с большим удобством, чем это мог бы сделать я в палатках их. На ней была красивая верхняя одежда, покрытая белым покрывалом, скрывавшим ее лицо; по просьбе моей она сняла покрывало и таким образом показала голову, покрытую другим белым покрывалом, чрезвычайно тонким и прозрачным, повязанным вокруг шеи довольно изящно, сквозь который виден был головной ее убор. Я попросил ее снять и этот второй покров, потому что он закрывал лучшее ее украшение, которое я желал снять, и она явилась мне такою, какими татарки бывают в своем кафтане и в своих платках. Головной убор ее весь покрыт был золотыми червонцами, как уже выше сказано, формы остроконечной, наподобие митры, и обшит множеством жемчугу, который нанизан был и на нескольких нитках, висевших от убора вниз, вместо кос. Род цветного шарфа, прикрепленного назади к этому головному убору, обмотан был у нее вокруг шеи и частию спускался напереди. Кроме того, на плечах у ней были серебряные цепи и такие же цепи около тела, вместо пояса, и на одной из них висели серебряные же ящички, в которые татарки кладут обыкновенно маленькие .молитвенники и другие ценные вещицы. Волосы ее перевязаны были большой черной лентой с двумя пышными шелковыми пучками на конце. (...) Госпожа эта, с которой я рисовал одежду, принадлежала к знатной татарской семье; ее сопровождали три женщины, бывшие в ее распоряжении, а привел один татарин, знакомый губернатора. Русские называют татар, живущих в этих местах, юр- товскими татарами, потому что они здесь туземцы. Таким образом они не платят никакой подати его величеству и обязаны только поставлять несколько сотен своих людей на войну, когда он того потребует. Но в случае надобности они могут выставить в поле до 20 000 войска. Те татары, которых в Астрахани называют индийцами, бреют себе голову довольно странным образом, в одно известное время в году; они приказывают вырывать волосы с корнем кончиком перочинного ножа, так что кровь при этом течет у них ручьями по лицу. Жрец их или тот, кому поручают производить это бритье, совершает первый прием, и если он сделает это не совсем удачно, то присутствующие сами начинают это бритье. (...) Такая обрядность совершена была вне города, подле хлебного магазина, за несколько времени до моего прибытия. Совершающие эту обрядность суть индийцы, из коих некоторые живут также в Татарской слободе. Ногайские татары живут в палатках в окрестностях города Терки; но крымские татары постоянно здесь никогда не живут, а приезжают только по временам для продажи своих лошадей и рогатого скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010