Более естественно предположение, что многие ветхозаветные книги первоначально писались на так называемом пергаменте или обделанной коже. По свидетельству историков, в Азии с древнего времени употреблялся для письма пергамент. По Геродоту, у финикийцев употреблялась кожа для письма и от них этот материал письма перешел к грекам. Это письмо, говорит Геродот, было древнего происхождения – απ του παλαιο и употребительно в Малой Азии (V, 58). По свидетельству Диодора, в Персии, у киприйцев и лакедемонян употреблялись для письма кожи. Плиний приписывает изобретение пергамента Евмену 2-му, царю пергамскому (197–150 гг. до Р. Хр.), но неверно, потому что он гораздо ранее употреблялся в Персии и Ионии (Геродот V, 196). Очень возможно, что евреи воспользовались этим удобным и прочным материалом. Еврейское слово книга – от глагола стричь, брить, снимать волосы (особ, в сирском языке с таким значением употребляется этот глагол и от него производное – бритва), – означает очищенный от волос материал, т.е. кожу. По закону Числ.5 священник должен написать клятву обвиняемой в прелюбодеянии жены и изгладить ее в воде обличения. Этот закон можно было исполнить, если писать слова на коже, не портившейся от воды, чернилами, которые могли разойтись в воде. Кроме столь прочного материала у евреев употреблялся и более слабый – папирус или листья египетского тростника. Если он был более слаб, то и более легок для переноски и хранения. Из Иер.36 видно, что свитки книжные могли легко гореть на жаровне. Пергамент, конечно, не мог так гореть, а папирус мог. Папирус был очень употребителен в древнем мире у финикиян, египтян, римлян и др. Но употребительный у вавилонян и ассирийцев материал – глиняные таблички – в Библии неизвестен, хотя впоследствии у талмудистов, думают, употреблялся очень нередко. В египетских саркофагах находят полотняные свитки с иероглифами. Может быть и у евреев употреблялось полотно для письма. Листы пергамента, папируса или полотна свертывались на скалку и назывались свитками ( Пс.39:6 ). И доселе у евреев употребляются пергаментные и папирусные свитки, особенно в синагогах. При употреблении описываемых свитков, для прочтения написанного нужно не «раскрывать книгу» как у нас, а «развертывать» свиток ( Ис.34:4; 37:14 ; Иов.31:35–36 ; Иер.36:18–23 ) и по прочтении не «закрывать», а «свертывать» его ( Ис.34:4 ; Апок.6:14 ). Писание производилось разным способом. На камнях и металлах вырезывали надписи железным резцом ( Иов.19:24 ; Иер.17:1 ); на табличках писали грифелем; на пергаменте, папирусе и полотне кисточкой или тростниковой палочкой ( Пс.44:2 ). Таблички для письма натирались воском, камни и металл обделывались и полировались, а для кожи и папируса употреблялись чернила ( Числ.5:23 ; Иер.36:18 ). Писцы весь свой материал носили в особом ящике ( Иез.9:3–11 ). У писцов был особый нож, которым можно было обрезывать листы свитка ( Иер.36:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Елкана и Анна были еще молоды; после Самуила Анна родила еще несколько детей (см.: 2, 21). Что же касается чудесного рождения ребенка от супругов, находящихся в недетородном уже возрасте (как Захария и Елисавета), то на это есть и дополнительное объяснение: зачатие ребенка немолодыми уже родителями бесстрастно. Здесь не проявление страсти играет роль, а желание иметь ребенка. – А почему Анна обещает Богу, что ее сын не будет пить хмельных напитков – вина и сикера – и что его головы не коснется бритва (см.: 1, 11)? Те же слова мы находим потом в Евангелии от Луки (1, 15) – Ангел, явившийся Захарии, сообщает ему, что его будущий сын – Иоанн Предтеча – не будет пить вина и сикера. – Анна таким образом обещает, что ее сын будет назореем. В Ветхом Завете существовал особый вид аскетического подвига и служения Богу – назорейство. Назореи принимали три обета: не употреблять алкоголь, не брить и не стричь волос и не прикасаться к мертвым телам. Важно, что из трех указанных два требования – воздержание от алкоголя и запрет прикосновения к умершим – распространялись и на священников. В символическом смысле назорейство означало высшую степень посвящения себя Богу, отделенности от мирского для Господа. Обычно обеты назорейства были временными, примеры пожизненного назорейства – Самуил и Иоанн Предтеча – в высшей степени редкость. В отдаленном смысле назорейство можно назвать аналогией христианского монашества (правда, в отличие от монашества назорейство не связано с воздержанием от брака); интересно, что в позднем иврите термин «назир» стал обозначать монахов в других (отличных от иудаизма) религиозных традициях. – Сын Анны Самуил возрастает при Ковчеге Завета под опекой первосвященника Илия, который относится к нему как к сыну; Самуил одет в священную одежду, льняной ефод. Это оказывает на него воздействие? – Да, атмосфера, в которой возрастает Самуил – она, с одной стороны, благоприятна для его духовного развития(одежда низших служителей была подобна ефоду первосвященника, но, в отличие от него, не имела украшений), с другой – находясь в этом святом месте, он видит не только хорошее. Сыновья Илия, священники Офни и Финеес – люди негодные (2, 12), они не помнят о Боге и священническом долге, бессовестно отбирают у людей жертвенное мясо, развращают женщин. Илий беспомощно увещевает зарвавшихся сыновей, не будучи в силах пресечь их беззакония. Илия обличает безымянный пророк (человек Божий): он предрекает ему бедствие Божиего жилища, то есть Ковчега со скрижалями Завета (немного позже ковчег будет захвачен филистимлянами, см.: 4, 11) и смерть сыновей в один день (см.: 2, 27–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Б   Баана и Рихав • Багряница • Баит • Бальзамирование • Бальзам • Бараны • Барс • Басня • Бахурим • Башни • Башня стада • Башня Силоамская • Бдолах • Бегемот или гиппопотам • Бедный • Беероф • Беер-Шива • Бездна • Бела • Бене-Яакан • Бера • Берот • Бес • Бессмертие • Бесплодие • Бет-Арбел • Алмон-Дивлафаим, Бет-Дивлафаим • Беф • Беф-Авен • Беф-Гарам, Беф-Гаран • Беф-Дагон • Беф-Иешимоф • Бефкарем • Беф-Левеоф • Беф-Нимра • Беф-Орон,:Бефорон Бефорон • Беф-Сан, Бефсан • Беф-Таппуах • Беф-Фегор • Беф-Хогла • Беф-Цур • Беф-Шемеш • Бефсамис • Бецер • Беэр • Библия • Бидекар • Бич • Бифья • Благовонное дерево • Благословение, Благословлять • Блуд • Блудницы и блудники • Блюститель • Бог • Бог крепостей • Болезни • Борода • Бохим • Боцец и Сена • Брак • Брат • Братья Иисуса • Бритва, Брить • Бубаст • Буйвол • Бук • Бытие В   Ваал • Ваалаф • Ваалис • Ваал-Гад • Ваал-Гамон • Ваал-Гацор • Ваал-Ермон • Ваал-Иудин • Ваал-Меон • Ваал Цефон • Ваал-Шалиша • Ваала • Ваалаф-Беер • Вааса, Ваеса • Вавилон • Вавилонская земля • Валак • Валаам • Валла • Валтасар • Вамоф • Ванея • Варавва • Варак • Варахий • Варвар • Варнава • Варсава • Вартимей • Варух • Варфоломей • Васан • Васемафа • Вафуил • Вдова • Вдохновение • Веельзевул • Везек • Веелиада • Велиар • Венадад • Венец дома Иоава • Вениамин • Вениаминово колено • Вено • Веон • Верблюд • Вервь • Вереи • Вереника • Веретено • Верзелий • Верия • Веселиил • Ветер и вихрь • Ветоним • Вечер • Вечный и вечность • Веф-Дагон • Вефиль • Вефхором • Вилдад • Вино • Виноградная лоза • Виноградник • Виноград • Вирсавия • Виффагия • Вифавара • Вифания • Вифезда • Вифлеем • Вифиния • Вифсаида • Власт • Власть • Власяница • Внутренности • Воанергес • Вода • Вода города • Водяные ворота • Возложение рук • Вознесение • Возношение • Возрождение • Броня, Война • Волк • Волосы • Волхвы • Волчцы и тернии • Вол • Вооз • Воровство • Вороны • Ворота • Ворота Источника • Ворота Долины • Ворота Ефремовы • Ворота Навозные • Воскресение • Восор • Восток • Восьмиструнная • Врач • Времена года • Время • Вретище • Всадники и скороходы • Вселенная • Второзаконие • Вугеянин • Вуз • Вульгата • Высоты • Высоты Исааковы

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разбор. Святой Златоуст и другие толкователи разумеют под чашей Господней – чашу Крови Христовой, а под чашей бесовской – идоложертвенное (толковый Апостол, лист 546 об.–547). 113. Брадобритие По мнению старообрядцев, брадобритие есть обычай еретический; в доказательство своей мысли они приводят из «Кормчей книги» правило, приписываемое иеромонаху Студийского монастыря Никите Стифату , жившему в одиннадцатом столетии, где говорится: «не писано ли есть въ закон: не постригайте брадъ вашихъ, се бо женамъ лпо, мужемъ же неподобно, создавый Бог судилъ есть, Мосеови бо рече: постризало да не взыдетъ на брады ваша, се бо мерзко есть Господеви: ибо отъ Константина царя Ковалина и еретика суща се узаконено есть» (Кормчая, лист 388 об.) 320 . Разбор. Правило это основано на ветхозаветном законе и не обязательно для христиан, потому что на апостольском соборе обрядовый закон Моисеев был отменен ( Деян.15:20–29 ), это во-первых. А во-вторых, и потому, что законоположение монаха Стифата не каноническое, как есть канонические послания некоторых святых отцов, да и сам он не причислен к лику святых. В разбираемом правиле слова из закона Моисеева приведены не вполне точно, там говорится: Не сотворите кргомъ власъ главъ вашихъ, ниж брадъ вашихъ ( Лев.19:27 ). А следуя этому закону, не должно не только брить бороды, но и стричь волос, что противоречит словам апостол Павла: мжъ уб аще власы раститъ, ( 1Кор.11:14 ). Да и в Ветхом Завете брадобритие не безусловно воспрещалось, но даже предписывалось, как, например, перед посвящением левитов для служения Богу. да взыдетъ бритва на вс тло ихъ (левитов), – говорится в ветхозаветном законе ( Чис.8:7 ). После очищения от проказы: « вс власы (прокажённого) , глава и брада и брви, и вскъ власъ да ( Лев.14:9 ). А пророку Иезекиилю Сам Бог повелел обрезать волосы на голове и бороде ( Иез.5:1 ). Наконец, из истории не видно, что брадобритие узаконено Константином Ковалином (VIII века). Напротив, по свидетельству историка Георгия Кедрина, брили бороду римские императоры православные: Маврикий (VI века) и Ираклий (VII века) (см.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Рассмотрим ныне, что составляет незаконное утверждение сего собора, оставив то, что все его утверждения делает сомнительными и подозрительными, как-то в первом из вышеписанных примечаний показано. Во втором же, из оных примечаний состоит незаконное утверждение о небрадобритии. 1) Поскольку утверждено ложным и смешным свидетельством о Константине Ковалине. Никто бо не повествует из Историков, что он был изобретатель брадобрития. А хотя бы он и брил свою бороду, однако из сего не следует, что нам брить бороду не позволительно. Ибо то нам не позволительно, что возбраняют законы Божественные, а не то, что Ковалин делал. 2) Поскольку основано на ложных правилах. Подводит бо правила Апостольское и собора Трулльского, но их нигде не находится, да и не было. 3) Поскольку доказывается текстами Священного Писания, не только несходственными и худо истолкованными, но ещё и превращёнными. Ибо в тексте, Левит гл. 19 написано: «не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших». Собор же Макариев пишет: «не постригайте усов ваших». Подобно же и в тексте Числ гл. 6 ст. 5: «бритва да не взыдет на главу его, а собор Макариев написал: «постризало да не взыдет на браду вашу. В третьем, незаконное утверждение есть об установлении празднества в день субботы. 1) Поскольку основывается на порочном основании. Порочное же потому, понеже взято от правил или заповедей Апостольских, которые, яко от еретиков искажённые, отринуты Св. шестым вселенским собором Трулльским. 2) Поскольку кроме того, что показывает дух Иудейства, не согласно есть с преданием и содержанием православной церкви. 3) Поскольку 29 правилу святого Лаодикийского собора, в котором сии слова находятся: «всяк Христианин не в субботу празднует, но в неделю. Толкование : аще убо который Христианин в субботу празднует, и не делает, таковой со Иудеи празднует и жидовствует. Сего ради подобает в субботний день делати, не делати же и праздновати в неделю». Равно же противоречит 70 правилу Апостольскому, которым возбраняется верным праздновать с Иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

То, что будто сих св. великомучеников не должно брать в пример, потому что они не носили бороды, покоряясь воинскому закону, в настоящем случае нимало не важно; ибо Стоглавный Собор не сделал исключения из своего правила ни для кого. 2) Стоглавный Собор говорит, будто стрижение бород запрещают св. Отцы в 11 правиле 6-го Вселенского Собора. Но в сем правиле, помещенном здесь не в его полноте, а по сокращению, шестой Вселенский Собор говорит совершенно не о том 1250 , и ни одно правило из всех вселенских и поместных Соборов ни слова не говорит о бритии бород и стрижении усов. Стоглавный Собор, вероятно, почел за правило 6-го вселенского Собора правило о пострижении брады, помещенное в Кормчей книге на обороте 388 листа, потому что оно в правилах монаха Скифита (Стифата) напечатано после означенного, не относящегося сюда, 11 правила 6-го Вселенского Собора. Но это ошибка очень грубая. Стоглавный Собор должен был справиться, принадлежит ли это правило 6-му Вселенскому Собору, и, если бы справился, то тотчас увидел бы, что там его нет. Ибо это правило поставлено в числе Скифитовых правил уже после очень длинного правила о субботех, и почти столько же длинного другого – о брацех иереовых, которые к 11 правилу 6-го Вселенского Собора нимало не принадлежат 1251 . 3) Стоглавный Собор говорит, будто 6-й Вселенский Собор постановил означенное 11 правило против Греческого Царя Константина Ковалина; но это ложно. Ибо Царь Константин Ковалин не только не царствовал прежде или во время 6-го Вселенского Собора, но и родился спустя уже около 40 лет после сего Собора 1252 . 4) Стоглавный Собор говорит, будто 6-й Вселенский Собор, укрепляя обязанность христиан не брить бороды, приводил в доказательство слова Господа из Моисеевой книги Числ следующие: постризало да не взыдет на главу его; но эта ссылка ложная, и отнюдь не может принадлежать 6-му Вселенскому Собору. В Книге Числ сказано: бричь (бритва) да не взыдет не на браду, а на главу его 1253 . Притом означенные в Книге Числ слова Господа были сказаны не в отношении ко всему народу Израильскому, а в отношении только к Назореям 1254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Моя радость И ничего больше. . . . . . Обедают и вспоминают, какая литература была в годы их юности. — А «Всадника без головы» помнишь? — Каррамба! Еще бы не помнить. — Эта чертовская сложность, запутанность сюжетных перипетий, и никаких этих психологических штучек — скачешь по книге, как мустанг по прерии… «Святая Дева! Я, кажется, убил его»! — Я, кажется, нечаянно убил его. — Вот, вот. Именно. Нечаянно убил… . . . . . Неточность газетного языка. Журналист М. в «Вечерней Москве» (18. 02. 46) пишет в статье о четвертой очереди метро: «Навеки оставил о себе память художник Фролов, погибший при осаде Ленинграда». Получается, что Фролов служил у немцев и осаждал (а не оборонял) Ленинград!.. . . . . . «Есть большие собаки и есть маленькие собаки, но маленькие собаки не должны смущаться существованием больших: все обязаны лаять — и лаять тем голосом, какой Господь Бог дал». Чехов — Бунину. В воспоминаниях И. А. Бунина. . . . . . Зацепа. Тридцатилетний дядя с очень живым, умным и веселым «южным» лицом. Видать, из демобилизованных. В десантном бушлате, в шапке, на которой сохраняется еще след пятиконечной звезды. Поставил в самом бурном месте рыночного водоворота маленький раскидной столик и — торгует какими-то кубиками для точки бритв. Целый день толпится возле этого столика народ. И нельзя не залюбоваться и не заслушаться этим парнем. Зазывает он покупателей ненавязчиво, как бы походя, с юмором, не очень даже уговаривая и не слишком настойчиво убеждая, что товар его не липовый. Но при этом он проделывает удивительные вещи. Берет бритву, на глазах у всех весьма основательно тупит ее о камень, затем проводит лезвием по руке, доказывая, что бритва тупая. Не довольствуясь этим, снимает шапку с головы стоящего рядом двенадцатилетнего мальчишки-ремесленника и изо всех сил «бреет», то есть пробует брить рыжие лохмы испугавшегося до полусмерти паренька. Затем берет «кубик», натирает им — ловко и изящно — кожаный ремень, который властно дает подержать тоже первому попавшемуся зрителю, и — точит в течение одной минуты бритву. Потом достает откуда-то светлую прядь женских волос, приставляет ее к бритве и — дует на волосы. Бритва буквально «одним дыханием» на лету прорезает основательной толщины прядку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

– Ну вот еще кусочек остался. Отсюда снимем, и готово. По семейным надобностям? – Какое там по семейным! По делам бывшего союза кредитных товариществ. Инспектором я разъездным. Послали в объезд с ревизией. Черт знает куда. Застрял в Восточной Сибири. А назад никак. Поездов-то ведь нет. Пришлось пешком, ничего не попишешь. Полтора месяца шел. Такого навидался, в жизнь не пересказать. – А и не надо рассказывать. Я вас научу уму-разуму. А сейчас погодите. Вот вам зеркало. Выпростайте руку из-под простыни и возьмите его. Полюбуйтесь на себя. Ну как находите? – По-моему, мало сняли. Можно бы покороче. – Прическа не будет держаться. Я говорю, ничего и не надо рассказывать. Обо всем самое лучшее молчок теперь. Кредитные товарищества, поезда люкс под снегом, инспектора и ревизоры, лучше вам даже слова эти забыть. Еще в такое с ними влопаетесь! Не по внучке онучки, не по сезону это. Лучше врите, что доктор вы или учитель. Ну вот, бороду начерно отхватила, сейчас будем набело брить. Намылимся, чик-чик, и лет на десять помолодеем. Я за кипятком схожу, воды нагрею. «Кто она, эта женщина? – между тем думал доктор в ее отсутствие. – Какое-то ощущение, будто у нас могут быть точки соприкосновения и я должен ее знать. Что-то виденное или слышанное. Вероятно, она кого-то напоминает. Но черт побери, кого именно?» Портниха вернулась. – А теперь, значит, побреемся. Да, стало быть, лучше никогда не говорить лишнего. Это истина вечная. Слово серебро, а молчание золото. Поезда там литерные и кредитные товарищества. Лучше что-нибудь выдумайте, будто доктор или учитель. А что видов навидались, держите про себя. Кого теперь этим удивишь? Не беспокоит бритва-то? – Немного больно. – Дерет, должна драть, сама знаю. Потерпите, миленький. Без этого нельзя. Волос отрос и погрубел, отвыкла кожа. Да. Видами теперь никого не удивишь. Искусились люди. Хлебнули и мы горюшка. Тут в атамановщину такое творилось! Похищение, убийства, увозы. За людьми охотились. Например, мелкий сатрап один, сапуновец, невзлюбил, понимаете, поручика. Посылает солдат устроить засаду близ Загородной рощи, против дома Крапульского. Обезоруживают и под конвоем в Развилье. А Развилье у нас было тогда то же самое, что теперь губчека. Лобное место. Что это вы головой мотаете? Дерет? Знаю, милый, знаю. Ничего не поделаешь. Тут подчищать приходится прямо против волоса, да и волос как щетина. Жесткий. Такое место. Жена, значит, в истерике. Жена поручика. Коля! Коля мой! И прямо к главному. То есть это только так говорится, что прямо. Кто ее пустит. Протекция. Тут одна особа на соседней улице знала ходы к главному и за всех заступалась. Исключительно гуманный был человек, не чета другим, отзывчивый. Генерал Галиуллин. А кругом самосуды, зверства, драмы ревности. Совершенно как в испанских романах.

http://predanie.ru/book/68813-doktor-zhi...

Но время шло, и я мало-помалу стал обживаться. С каждым днем всё менее и менее смущали меня обыденные явления моей новой жизни. Происшествия, обстановка, люди — всё как-то примелькалось к глазам. Примириться с этой жизнью было невозможно, но признать ее за совершившийся факт давно пора было. Все недоразумения, которые еще остались во мне, я затаил внутри себя, как только мог глуше. Я уже не слонялся по острогу как потерянный и не выдавал тоски своей. Дико любопытные взгляды каторжных уже не останавливались на мне так часто, не следили за мной с такою выделанною наглостью. Я тоже, видно, примелькался им, чему я был очень рад. По острогу я уже расхаживал как у себя дома, знал свое место на нарах и даже, по-видимому, привык к таким вещам, к которым думал и в жизнь не привыкнуть. Регулярно каждую неделю ходил брить половину своей головы. Каждую субботу, в шабашное время , нас вызывали для этого, поочередно, из острога в кордегардию (не выбрившийся уже сам отвечал за себя), и там цирюльники из батальонов мылили холодным мылом наши головы и безжалостно скребли их тупейшими бритвами, так что у меня даже и теперь мороз проходит по коже при воспоминании об этой пытке. Впрочем, скоро нашлось лекарство: Аким Акимыч указал мне одного арестанта, военного разряда, который за копейку брил собственной бритвой кого угодно и тем промышлял. Многие из каторжных ходили к нему, чтоб избежать казенных цирюльников, а между тем народ был не неженка. Нашего арестанта-цирюльника звали майором — почему — не знаю, и чем он мог напоминать майора — тоже не могу сказать. Теперь, как пишу это, так и представляется мне этот майор, высокий, сухощавый и молчаливый парень, довольно глуповатый, вечно углубленный в свое занятие и непременно с ремнем в руке, на котором он денно и нощно направлял свою донельзя сточенную бритву, и, кажется, весь уходил в это занятие, приняв его, очевидно, за назначение всей своей жизни. В самом деле, он был до крайности доволен, когда бритва была хороша и когда кто-нибудь приходил побриться: мыло было у него теплое, рука легкая, бритье бархатное. Он видимо наслаждался и гордился своим искусством и небрежно принимал заработанную копейку, как будто и в самом деле дело было в искусстве, а не в копейке. Больно досталось А-ву от нашего плац-майора, когда он, фискаля ему на острог, упомянул раз имя нашего острожного цирюльника и неосторожно назвал его майором. Плац-майор рассвирепел и обиделся до последней степени. «Да знаешь ли ты, подлец, что такое майор! — кричал он с пеной у рта, по-свойски расправляясь с А-вым, — понимаешь ли ты, что такое майор! И вдруг какой-нибудь подлец каторжный, и сметь его звать майором, мне в глаза, в моем присутствии!..» Только А-в мог уживаться с таким человеком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Текст же Священного Писания предложен изменённым. Ибо в нём сих слов: «и усов не постригати» не находится, а пишется: «не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бреете брад ваших, и кроения не сотворите на теле вашем о души, и язв настреканных да не сотворите в вас» 478 . Сие взято из 19 главы Левит, следующее же из 6 гл. Числ: «Во вся дни обета очищения своего бритва да не взыдет на главу его, дóндеже скончаются дние, елики обещал есть Господу» 479 . Примечай, что сей Макаров собор превратил и самый текст Священного Писания. Ибо в нём не сказано, «на браду вашу», но «на главу его». Послушаем теперь, каким образом блаженный Феодорит текст Левитов изъясняет: «Некие толковаша, яко сисоен знаменует власы хитросплетённые (примечай вместо сисоен, в Российском тексте имеется обстрижение кругом, как бы изъясняется то слово); аз же мню иному законом воспрещается: у Еллинов бо обычай есть не обстригать власов на главах отроков, но оставлять, да растут, и по времени посвящать их демонам. Обыкоша же и браду брить, когда некоего оплакивали, и ланиты уязвлять в честь усопших. Также некие части тела иглами настрекавше, чернило вточаху в послужение демонам. Сие убо закон Божественный воспрещает» 480 . Вот того же Феодорита толкование текста, из книг Числ взятого! Обетов виды суть многи: некие бо обещаваху жертвы, некие деньги, некие же и самих себя; а иные творили обеты, да в уречённое число дней не пьют вина, или да не бреют главы. Таковые быша, о них же Божественный Яков Богодухновенному Павлу глагола: суть у нас мужие четыре обещавше себе Богу: сия поим очистися с ними, и иждиви на них» 481 . Сиречь даждь ты жертвы, ниже по закону «обычай есть приносити их ради, да отимеши подозрение. О сих здесь закон определяет и повелевает, иже сотвориша сицевый обет, да воздержатся от оцта, и гроздия, и скорлупы во вся дни обета своего (обетом же нарицает посвящение), и да не бреют главы, дóндеже скончаются дние, елики обещаша Господу» 482 . К сему же присовокупляю того же текста толкование и Святого Кирилла Александрийского : «пребезумные Еллины, последующие обычаю своему противоестественному, и живущие яко скоты, оставляют власы свои, мня их растить демонов ради. Обстригаху же их в определённые времена, чествования ради иные горных нимф, другие же рек, и сие бысть им некий образ богослужения. Моисей же премудрый, паче же через Моисея сам всепремудрый и всепреискусный Бог сынам Израилевым, иже имеяху прелесть Египтян неудобоомовенную, таяжде заповедал есть, помалу пренося их через древние обычаи и обряды, во еже оное служении не демонам более, но Богу всяческих якобы через образ и тень относить. Сея же ради вины и законы о жертвоприношениях положил есть, и о жертвах кровных не благоволил. И того ради глагола явственно через уста Исаии: „кто бо изыска сия из рук ваших“ 483 . Убо язычникам обычай бысть безумнейший: закон же научает изящнейшему, и праведно преобразует в лучшее состояние и то, еже тщетным быти являшеся» 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010