(13) Не отринь меня от Себя и дух святой Твой не отнимай от меня. (14) Возврати мне радость спасения Твоего и духом благородным поддержи меня. (15) Научу преступных путям Твоим, и грешники к Тебе обратятся. (16) Избавь меня от крови, Б-же, Б-г спасения моего; воспоет язык мой справедливость Твою. (17) Г-споди, открой уста мои, и язык мой возвестит хвалу Тебе, (18) Ибо не хочешь Ты жертвы; я принес (бы ее) – всесожжения не желаешь Ты. (19) Жертвы Б-гу – дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Б-же, презирать не будешь. (20) Сделай добро Цийону по благоволению Твоему, отстрой стены Йерушалаима. (21) Тогда захочешь Ты жертвы справедливости, всесожжения и (жертвы) цельной, тогда возложат на жертвенник Твой быков. 52 (1) Руководителю. Маскил. (2) (Псалом) Давида, Когда пришел Доэйг, эдомитянин, и сообщил Шаулу, сказав ему: " Давид пришел в дом Ахимэлэха " . (3) Что похваляешься злодейством, храбрец? Милость Б-жья весь день! (4) Несчастья замышляет язык твой, – как острая бритва (он), – творит обман. (5) Любишь ты зло больше, чем добро, (изрекать) ложь – больше, чем говорить справедливое. Сэла! (6) Любишь ты всякие слова клеветы, язык лжи. (7) И Б-г разрушит тебя навеки, сгребет тебя и прогонит тебя из шатра, и искоренит тебя из земли живых. Сэла! (8) И увидят праведники, и благоговеть будут, а над ним посмеются. (9) Таков муж, (который) не сделал Б-га крепостью своей и полагается на великое богатство свое, укрепляется злодейством своим. (10) А я, как маслина зеленеющая в доме Б-жьем, полагаюсь на милость Б-жью во веки веков (всегда). (11) Благодарить буду Тебя вечно за то, что сделал Ты, и надеяться на имя Твое, ибо благо (оно) для благочестивых Твоих. 53 (1) Руководителю: на махалат. Маскил Давида. (2) Сказал негодяй в сердце своем: " Нет Б-га! " Губили они, осквернялись беззаконием. Нет делающего добро. (3) Б-г с небес смотрел на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли человек разумный, ищущий Б-га. (4) Все отступили, все загрязнились. Нет творящего добро. Нет ни одного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

15: 7–11). Решение по обсуждавшейся теме предложено было предстоятелем Иерусалимской общины Иаковом: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15: 19–20). Слова эти прозвучали особенно веско потому, что Иаков пользовался уважением даже со стороны иудеев, не уверовавших во Христа, за неукоснительную строгость, с которой сам он соблюдал закон. Христианский писатель II века Егезипп, записки которого цитирует Евсевий Кесарийский, писал о нем: «Он был свят от чрева матери; не пил ни вина, ни пива, не вкушал мясной пищи; бритва не касалась его головы, он не умащался елеем и не ходил в баню. Ему одному было дозволено входить во Святая святых; одежду носил он не шерстяную, а льняную. Он входил в храм один, и его находили стоящим на коленях и молящимся о прощении всего народа; колени его стали мозолистыми, словно у верблюда, потому что он всегда молился на коленях и просил прощения народу. За свою великую праведность он был прозван Праведным». Иерусалимский Собор в основу своего послания к «находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников» (Деян. 15: 23) положил совет Иакова Праведного: «Угодно Святому Духу и нам (эти слова стали формулой, с которой начинались впоследствии соборные определения. – п. В.Ц.) не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15: 28–29). Так устранено было препятствие, затруднявшее вхождение в Церковь обращающимся из язычества. Судя по адресату послания Иерусалимского Собора, отмена обязательности ритуальных предписаний Ветхого Завета не распространялась на христиан из иудеев. С них «бремя закона» снято было уже после разрушения храма и прекращения жертвоприношений. Упорствовавшие и после этого в соблюдении обрядовых предписаний, включая обрезание, отделились от Церкви, составив иудеохристианские общины евионитов и назореев.

http://pravoslavie.ru/34553.html

18 . Анна, мать Самуила, в молодости была бесплодна и, придя в дом Господень, в скорби молилась и горько плакала и дала обет, говоря: Господи Всемогущий, Боже Саваоф! Если Ты дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его, и вина и сикера не будет он пить, и бритва не коснется головы его ( 1Цар.1:11 ). 19 . И Господь благословил Анну, и родила она Самуила, и вскормила дитя, и отдала его в храм служить Господу ( 1Цар.1:1922 ). 20 . И за дар, что Анна привела Богу Самуила, Господь благословил ее, и она еще родила трех сыновей и двух дочерей ( 1Цар.2:2021 ). 21 . Отрок Самуил был в благоволении у Господа и людей, а о Илии первосвященнике и судии Израильском за то, что он не обуздывал своих сыновей Офни и Финееса, которые отвращали своим нечестием людей от Бога и спали с женщинами, собиравшимися у входа в скинию, был суд Божий: Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня Илия и его сыновья и дом их будут посрамлены ( 1Цар.2:30 ). 22 . И прославил Господь Самуила и открыл ему глас Свой, и он узнавал глас невещественный – Божий: «Самуил, Самуил», и открывал ему Бог тайны, и волю Свою, и суд Свой ( 1Цар.3 ). 23 . И узнал весь Израиль, что Самуил удостоен быть пророком Господним ( 1Цар.3:20 ). 24 . За нечестие Офни и Финееса, за то, что священники оскверняли приношение и угашали веру в народе, филистимляне умертвили 30 тыс. израильтян, был взят ковчег Божий, и два сына Илии умерли, а сам Илия умер от скорби ( 1Цар.4:1018 ). 25 . А от ковчега Господня было наказание язычникам Вефсамиса. За то, что они открывали ковчег и не чтили святыню Господню, погибло 50 тыс. ( 1Цар.6:19 ). 26 . И сказал пророк Самуил дому Израилеву: «Не служите идолам, и солнцу, и луне, ибо они не сотворили вас, а служите одному Господу, и Он поможет вам». И покаялся народ, и вознесли всесожжение Богу, и возгремел Господь сильным громом над филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем ( 1Цар.7:3, 10 ). 27 . Старейшины Израиля пришли к Самуилу и сказали ему: Поставь над нами царя. И молился Самуил Богу, и неугодно было это Богу ( 1Цар.8:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

3–4. Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день, неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Признавая Давида мятежником, Саул неоднократно похвалялся превосходством своей силы над ним. Так, когда Давид ушел из Номвы в Филистимскую землю, в город Геф, к царю Анхусу, а отсюда перешел в город Кеиль и донесли Саулу, что Давид пришел в Кеиль, то Саул сказал: «Бог предал его в руки мои; ибо он запер себя, вошедши в город с воротами и запорами». – «И созвал Саул весь народ на войну, чтоб идти к Кеилю, осадить Давида и людей его». Давид снова должен был спасаться бегством ( 1Цар.22:7–8,13 и сл.). – Так похвалялся Саул своим злодейством и творил беззаконие весь день – постоянно. – Неправду измышлял язык его, или – язык Саула высказывал измышленную им неправду, – то, чего в действительности не было. И лесть, точнее – коварство ты соделал своим орудием, которое так убийственно, как изощренная или хорошо отточенная бритва, не только очищающая бороду, но и срезающая голову одним взмахом. – Как несправедлив был коварный Саул в отношении к Давиду, это засвидетельствовал пред ним первосвященник Авимелех. На допросе царя, почему он оказал помощь Давиду, который будто бы враг царя, Авимелех заявил решительно: «кто из всех рабов твоих так веренее, как Давид? Он и зять царя, и исполнитель повелений твоих, и почтен в доме твоем». И это свидетельство свое Авимелех запечатлел мученическою смертью ( 1Цар.21:14,16,18 ). – И вот, Давид с изумлением и огорчением спрашивает, почему Саул так похваляется злобой, силой и коварством: он предвидит, что Саулу предстоит страшная гибель, – он соделается жертвой гнева и проклятия Божия (ст. 7–9). 5–6. Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду. Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив. С негодованием и огорчением Давид говорит о Сауле: «ты возлюбил злобу более, нежели благость», – любишь злое настроение питать злодеяниями больше, нежели добродушие, питающееся добрыми делами милости и справедливости; возлюбил неправду, неже глаголати правду, – любишь говорить неправду больше, нежели правду, разумеется – в обвинении неповинного Давида. Ты возлюбил глаголы потопные, – такие слова, а с ними и дела, которые гибельны и губительны для других, – они высказываются языком льстивым коварным. Возбужденный гневом, Саул высказывал коварные и клеветливые обвинении на Давида с страшными угрозами; они волновали народ и разрушали мирное течение жизни, подобно тому, как потоп – бурное наводнение все потрясает, разрушает и увлекает в безвестную даль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

52. (1) Руководителю [музыкантов]. Давида -(2) после того, как пришел Доэг, эдомитянин, и сообщил Шаулю, сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха. (3) Зачем похваляешься злодейством, сильный? Милосердие Всесильного весь день! (4) Гибель замышляет язык твой, словно отточенная бритва, творит обман. (5) Ты возлюбил зло больше добра, ложь – больше, чем правдивое слово, вовек. (6) Ты возлюбил всякие таинственные речи, язык хитрости. (7) Но и тебя Всесильный сокрушит вовек, изринет тебя и исторгнет тебя из шатра [твоего], искоренит тебя из земли живых, вовек. (8) Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним: (9) «Вот человек, который не Всесильного сделал крепостью своей, а полагался на величие богатства своего, укреплялся в погибели своей». (10) А я, как свежая маслина в Доме Всесильного, уповаю на милосердие Всесильного во веки веков. (11) Вечно буду славить Тебя за то, что Ты сделал, и уповать на имя Твое, ибо хорошо оно для благочестивых Твоих. 53. (1) Руководителю [музыкантов]. На нравоучение (2) Сказал негодяй в сердце своем: «Нет Развратились они и совершили гнусные преступления, нет делающего добро. (3) Всесильный с небес смотрел на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли благоразумный, ищущий Всесильного. (4) Все уклонились, испачкались в грязи, нет делающего добро, нет ни одного. (5) Неужели не знают творящие беззаконие, поедающие народ мой, как едят хлеб, что они ко Всесильному не (6) [Ведь] там испытывали они страх, где не было [подобного] страха, ибо рассеял Всесильный кости ополчившихся вокруг Ты обесславил их, потому что Всесильный отверг (7) «Кто даст с Сиона спасение Израилю?». Когда возвратит Всесильный пленников народа Своего, тогда будет ликовать Яаков и возрадуется Израиль. 54. (1) Руководителю [музыкантов]. На негинот, нравоучение Давида, (2) когда пришли [жители местности] Зиф и сказали Шаулю: «А ведь Давид у нас скрывается!». (3) Всесильный! Именем Твоим спаси меня и могуществом Твоим верши правосудие мое! (4) Всесильный! Услышь молитву мою, внемли словам уст моих, (5) ибо чужие восстали на меня и насильники ищут души моей, не поставили они Всесильного перед собой. (6) Вот, Всесильный – помощник мой, Господь – среди поддерживающих душу мою. (7) Обратится зло на врагов моих, истиной Твоей истребишь Ты их. (8) Добровольно принесу я Тебе жертву, прославлю имя Твое, о Бог, ибо оно благо, (9) ибо Он избавит меня от всех бед, на врагов моих смотрел глаз мой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

9. Таким образом " бритва нанятая " показывает нам сильный, полный гнев Божий, окончательное определение Его. А выражение: " по ту сторону реки, царем Ассирийским " значит: по ту сторону Евфрата, – потому что Иудея и вся Палестина от Персии лежала по другую сторону этой реки. Все это, говорит пророк, Господь совершенное " отнимет " . А называя голову, волосы, бороду и ноги, Он называет всю страну в форме сравнения с телом, обнимая словом всю их страну, как он говорил и в начале: " вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места " (Иса. 1:5, 6), разумея не одного человека, но сравнивая всю страну с одним телом. То же он говорит и здесь, т.е. что вся земля подвергнется тяжкому наказанию. Одно он выразил " бритвой " , а другое подобием тела, объясняя, что угрожающее определение Божье, тяжелее всякой бритвы, истребит и людей и произведения земли, и оставит ее обнаженной и пустынной. Далее он изображает это запустение другим сравнением, и делает это для того, чтобы в них страх остался всегда живым, и скорбь не ослабела от продолжительности речи. Людям невнимательным кажется, что следующие слова содержат обещание некоторых благ; но обстоятельно вникающие знают, что в них изображается великое запустение. В самом деле, что он говорит? " И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец,  по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле " (ст. 21, 22). Здесь. Как я выше сказал, изображается великое запустение. Земля, производящая пшеницу и ячмень, будучи лишена людей. представит обильное пастбище для овец, и столь обильное, что по избытку корма даже две овцы и одна телка будут в состоянии доставить владельцу их источники молока. Таким образом, избыток корма для бессловесных служит величайшим доказательством недостатка людей. То же означает и мед: пчелы обыкновенно любят обитать в пустынях, где они находят обильную пищу  где никто не беспокоит их. А чтобы ты убедился, что здесь изображается великое запустение, служат дальнейшие слова. " И будет в тот день : на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и колючий кустарник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

    К. Это значит умереть для мира и грехов и проводить жизнь священную, святую и наиболее всего любезную Богу, чем опять весьма похвалялся Павел, говоря: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19-20). Это, думаю, и значит: умереть в мире и понести мертвость Христа, а в то же время и проводить жизнь в Нем. Итак, пепел, телицы в смешении с водою может указывать собою на мертвость Христа, совершаемую во святом крещении, причастниками которой, сказано, должны быть и сами числящиеся левитском чине и как бы в сени освобожденные от всякого вида плотской нечистоты. На это, думаю, указывает, и очень ясно, снятие бритвою волос на теле: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4:12), как бы какую нечистоту волос и ногтей срезающее с ума нечистоту врожденных нам плотских движений, каковую Священное Писание в одном месте называет также и законом греха, живущим в членах плоти и противовоюющим закону ума и влекущим недозволенному (Рим. 7:23). Но силою и действием Святого Духа, как бы бритвою срезаемый, он (закон греха) немоществует, а если бы как-нибудь стал снова усиливаться в нас, то еще с большею силою отсекается: «духом ходите, — сказано, — и похоти плотские не совершайте» (Гал.5:16). Как бритва, однако же, не вполне с самого корня вырывает у нас волос, а срезает недавно лишь вырастающий: так ив нас слово Божие не до самого как бы корня исторгает врожденное нам влечение похоти (ибо совершенная святость соблюдена для будущего века), но скорее умерщвляет возрастающее и усиливающееся в нас и укрощает неистовствующий в членах плоти закон. Итак, снятие волос загадочно указывает на очищение ума, которое совершает в нас Божественное и острейшее слово Божие. Омовение же одежд указывает нам светлое и безукоризненное жительство, вне проявляющееся: «промышляюще добрая не только пред Господем, по написанному, но и пред человека» (Рим. 12:17 и Притч. 3:4). И Сам Господь говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Итак, истинно святые и священные должны быть чистыми изнутри и совне, нося мертвость Иисуса в своем теле и некоторым образом спогребаясь Ему чрез святое крещение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

“У нас принято, – от имени православного пишет В.Ф. Марцинковский, – чтобы за крещаемого ребёнка произносили обеты восприемники. Но это немыслимо ни в психологическом, ни в нравственном смысле, и на это нет никакого дозволения в Слове Божием, а наоборот этот обычай противоречит Слову Божию… немыслимо ручаться за чужое обращение в будущем”. 343 Неизвестно откуда Марцинковский с такой уверенность черпает свои доводы, но Слово Божие представляет нам немало примеров такого ручательства. Хотя младенцы не могут быть наставлены в вере, но на страницах Библии взрослые давали обет Богу за своих несмышлёных детей и Господь принимал эти обещания. Так, Анна ещё до рождения Самуила дала обет, говоря: Господи, Всемогущий Боже, Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей… и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его, и вина и сикера не будет он пить, и бритва не коснётся головы его ( 1Цар. 1:11 ). Последнее означает не то, что он просто будет небритым трезвенником. Это значит, что он всю жизнь будет назореем Божиим, что предполагает ещё б о льшие обеты, нежели произнесённые (см. Числ. 6 гл). Если мать могла обещать за своего сына такое сугубое служение Богу в Ветхом Завете, и Бог принял его, то почему новозаветные родители не могут сделать то же самое по отношению к своим детям? И даже не нужно обещать что-то сверх! Православные восприемники обещают Богу лишь то, что крещаемые будут наставлены в вере и благочестии, и будут принадлежать к спасительной Церкви Христовой. Восприемники призваны максимально ограничить круг духовных исканий крещаемого. Полагаясь на истинность Слова Божия, они исключают буддизм, шаманизм, оккультизм, протестантизм и т.д. и т.п. (имже несть числа) из рациона духовного питания в связи с их губительностью для души. И палитра религиозных путей новокрещёного сводится к православному пониманию духовной жизни. Иначе говоря, восприемники обязуются по возможности культивировать семя Христово в душе крещаемого и не дать тернию сделать крещение тщетным. Так, Анна ограничила выбор духовного пути Самуила до минимума ещё до его рождения и, таким образом, лишила его права выбора. Подобным же образом поступают все родители, решая за детей, что им есть, во что одеться и чему учиться, исходя из того, что они (родители) считают полезным для ребёнка. Вопрос ко взрослым: считаете ли вы свою церковь истинной? Действительно ли действие Святого Духа полезнее воздействий иных духов? Если на оба вопроса ответ положителен, то вновь повторю: “пустите детей приходить ко Христу и не препятствуйте им” ( Мк. 10:14 ). Итак, даже протестантское понимание крещения как присяги и обещаний Богу не должна бы исключать детей из числа крещаемых!

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

а. Назорейство И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу и проч… (Ст. 1–2). Что такое было назорейство в ветхом завете? По словопроизводству с еврейского языка, название назорея означало человека особливого или отдельного; ибо назореи, не в пример прочим людям, отказывались от разных удовольствий и удобств житейских, и добровольно налагали на себя строгие подвиги благочестия, для достижения наитеснейшего соединения с Богом. Следовательно, они вполне соответствовали новозаветным инокам (инок – иной, особливый человек) подвижникам, приемлющим на себя исполнение высших советов евангельских. Различие только в том, что иноческие обеты в новом завете произносятся на всю жизнь; между тем, как обеты ветхозаветных назореев могли быть произносимы на разные сроки, свободно определявшиеся самим человеком 875 , хотя могли так же распространяться и на целую жизнь, как то видно из примеров Самуила и Самсона 876 . Отсюда открывается преимущество новозаветной добродетели пред ветхозаветной. Что же касается самих обетов назорейских, то они состояли в том во-первых, что назорей должен был воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни вина, ни уксуса из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод. Во все дни назорейства своего не должен он есть (и пить) ничего, что делается из винограда от зерен до кожи. (Ст. 3–8). Такое строгое и решительное воздержание от всего хмельного было знаком крайнего воздержания от всего страстного и нечистого. Βо-вторых, во все дни обета назорейства бритва не должна касаться головы назорея, но должно было ему растить свои волосы – как символ нравственной силы и преуспеяния во всякой добродетели. Наконец назорей, подобно великому первосвященнику, должен был беречь себя от прикосновения к мертвым телам, даже в случаях смерти самых ближайших своих родственников (отца, матери, брата и сестры), – в знак того, что он тщательно должен убегать греха, породившего смерть, и в знак своей всецелой преданности воле Божией и подчинения всех земных своих чувств религиозным идеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

— Адонаи Господи Саваоф! если Ты милостиво призришь на смирение рабы Твоей и, вспомнив обо мне, дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я принесу его Тебе в дар, чтобы оно служило Тебе во все дни жизни своей. Оно не будет пить вина и никакого опьяняющего напитка, и бритва (как это в обычае у назореев) не коснется головы его. В то время, как Анна молилась так пред Господом и надолго продолжила свою молитву, священник Илий смотрел на уста ее. Так как она говорила в сердце своем и уста ее только двигались, а голоса ее не было слышно, то Илий счел ее пьяною и сказал ей: — До каких пор в пьяном виде ты будешь оставаться здесь? Удались от места Господня и протрезвись. — Нет, господин, — отвечала ему Анна, — я не пьяна, но я — женщина, удрученная тяжкою скорбью. Я не пила вина и никакого другого опьяняющего напитка; я излила душу мою пред Господом. Не дай же рабы твоей дочерям Израилевым в насмешку, ибо от великой горести и скорби моей я говорила доселе. Тогда Илий сказал ей на ее слова: — Иди с миром. Бог Израилев да исполнит всякое прошение твое, какое ты просила у Него. — Я, раба твоя, — сказала Анна, — нашла милость в очах твоих. После сего Анна возвратилась к мужу своему, ела с ним и пила, и лицо ее не было уже печально, как прежде. На другой день, вставши рано и поклонившись Господу, они возвратились в дом свой. И призрел Господь на смирение Анны, услышал молитву ее и разрешил ее неплодие. Анна зачала и, когда исполнилось время, родила сына и дала ему имя Самуил, что значит испрошенный у Бога. Вскоре приблизился праздник, в который муж Анны по обычаю своему ходил со всем своим семейством к Господу в Силом принести жертвы и молитвы свои Богу и отдать десятину от плода земли своей. Анна сказала мужу: — Теперь я не пойду с тобою в Силом, но останусь дома, пока не вскормлю младенца, а когда он будет отнят от груди, тогда пойду явиться лицу Господню и исполню обет, который дала Господу: пусть останется сын мой навсегда для служения Ему. Муж ответил ей: — Делай, что угодно тебе, и пусть исполнит Господь слово твое, вышедшее из уст твоих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010