Самсон в одиночку боролся с филистимлянами. Он поймал в силки триста лисиц, связав их хвост с хвостом, привязал к хвостам горящие факелы и погнал испуганных зверей в сторону города. Лисицы неслись вперед, как безумные, поджигая по пути нивы, виноградники и сады. За короткое время все достояние филистимлянских земледельцев обратилось в прах. Словно из-под земли вырастал он на дорогах перед прохожими, убивал и сеял такой страх, что даже храбрые из храбрых боялись встречи с ним. Это не могло долго продолжаться, и филистимляне решили положить конец террору Самсона. Их войска вторглись в Иудею и, грозя опустошить страну, потребовали, чтобы им выдали силача. Самсон добровольно вышел из пещеры и позволил связать себя веревками. Когда же он был доставлен в лагерь филистимлян и те стали его оскорблять, Самсон разорвал веревки, как нитки, схватил свежую ослиную челюсть, валявшуюся на земле, и в гневе накинулся на своих мучителей. В лагере филистимлян началась паника, и многие обратились в бегство. Самсон воспользовался замешательством и убил тысячу человек. Возвращаясь в свою пещеру, он весело напевал хвастливую песнь: « Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек» (Суд.15:16). Самсон недолго оставался в горах, так как благодарные израильтяне избрали его судьею. С тех пор в течение двадцати лет он управлял ими, и его имя приводило в трепет филистимлян. Надеясь на свои силы, Самсон не боялся в одиночку ходить в филистимские города. Однако влюбчивый Самсон попал в сети блудницы-филистимлянки по имени Далида. Об этом узнали филистимляне и решили действовать подкупом. За большие деньги они уговорили коварную Далиду выведать у Самсона секрет его необычайной силы. Однажды Самсон признался ей: «Бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей, если же остричь меня, то отступит от меня сила моя…» (Суд.16:17). Далида тотчас уведомила своих земляков, чтобы они пришли к ней с обещанной денежной наградой. А сама тем временем усыпила Самсона на коленях своих и повелела состричь семь кос с его головы.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Самуил-пророк Самуил-пророк. ( I Цap. I:20, II:11 ; Дeяh. III:24 ; Ebp. XI:32 и др.) – Самуил – пророк и судья народа израильского. Елкана и Анна, родители Самуила, жили в Рамафаим-Цофиме, городе, расположенном на южной границе горы Ефремовой в нескольких милях на ю.-з. от Иерусалима. Отец Самуила был потомок Левия через его второго сына Каафа ( I Nap. VI, 27, 34 ). Елкана имел вторую жену по имени Феннана, от которой имел нескольких сыновей и дочерей, но Анна, его любимая жена, была бесплодна. Это служило поводом ко многим для нее неприятностям. Анна была предметом особенной любви своего мужа, что возбуждало в Феннане ревность, вследствие которой сия нередко поносила и укоряла в бесплодии свою соперницу. Даже времена священных празднеств не были свободны от этих домашних неприятностей. Во время одного из ежегодных посещенй Скинии свидения в Силоме, когда и Елкана и его семейные отправились в Силом поклониться и принести жертву Господу Саваофу, душа его возлюбленной супруги была возмущена сильной горестью вследствие непрестанных упреков со стороны Феннаны: она плакала и не ела, нежные слова ее мужа не могли успокоить ее. В горести души своей она встала, пошла в Скинию и, простершись пред Господом, молила Его сжалиться над ее печалью и дать ей дитя мужского пола, причем дала обет в случае исполнения ее прошения, посвятить своего первенца на служение Богу и сделать его назореем: вина и сикера не будет он пить, говорила она, и бритва не коснется головы его (ст. 11). Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий принял было ее горячую, порывистую молитву за опьянение. Трогательный ответ Анны сразу рассеял все его подозрения. Илий благословил ее от лица Господа и сказал ей, чтобы она возвратилась домой с миром. Как бы сознавая с этой минуты, что ее молитва принесена не тщетно, и пошла она в путь свой и ела, и лице ее не было уже печальное как прежде. Анна родила сына и назвала его Самуилом, потому что она испросила его у Господа. Как только позволили обстоятельства, она возвратилась и исполнила свой обет, посвятивши Самуила Богу в Силоме, и отрок остался служить Господу при Илии священнике ( I Цap. II, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

«Сей начал быть силен на земле», – говорит Писание, употребляя те же слова, которые позднее царь Давид отнесет вообще ко всем нечестивцам: «Что хвалишься злодейством, сильный? Милость Божия всегда [со мною]. Гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду. Ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых» ( Пс. 51, 3–7 ). Все это описание прямо списано, как с подлинника, с Нимрода. Он первым стал опираться не на волю Бога, а на свои силы, которые у него были огромны. Сперва он завоевал себе славу как искусный зверолов. По еврейскому преданию, он обладал теми кожаными ризами, которыми Бог облек Адама. Тот передал их Еноху, а тот – Мафусалу. Их сохранил во время Потопа Ной, а Хам похитил их и отдал своему сыну Хушу, который в свою очередь передал их Нимроду. Когда последний оделся в эту одежду, то звери и птицы падали перед ним и он легко ловил их. Сохранились вавилонские печати, где он изображен борющимся со львом. С тех пор все великие владыки Ассирии и Египта любили изображать себя в сцене охоты, а сама охота стала аристократическим видом спорта. Видя это, люди признали его существом сверхъестественным, и Нимрод решил поднять мятеж против Господа. Незадолго до этого, после смерти Ноя (в 2612 г. от Сотворения мира), три его сына первыми спустились с гор. Вместе с ними спустились и их потомки, которых эти три патриарха убедили не бояться нового Потопа. Во время их переправы через реку Тигр (в 2659 г.) у Салы родился сын, которого Арфаксад, его прадед, назвал Евером, что значит «переход». Это имя, данное в честь переправы, было пророческим, ибо Евер совершил духовный переход от этого падшего мира, отказавшись строить башню. Они с Нимродом были сверстниками, в духовном же отношении – антиподами. Один был гражданин странствующего небесного Града, а другой хотел создать свой земной Город. Но люди пошли не за праведником, а за беззаконником, ибо их извращенная природа мешала им идти за Богом. Им хотелось земной стабильности, покоя и комфорта без Творца. Хотелось найти место, куда никто не залезет, а перед глазами Господа этого не получится.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Следующий вопрос: можно ли родителям просить у Бога для своего ребёнка духовные блага, в том числе добрую совесть? В Библии мы видим ряд примеров, когда одни люди просили у Бога за других людей, и Бог отвечал на эти просьбы (см. 3Цар.17:21–22 ; Мф.8:5–10,13; 9:18,19,23–25; 15:22–28; 17:14–18 ; Ин.11:41–44 ). Протестанты также постоянно просят у Бога различных духовных благ для своих ближних и родных, как-то: спасения, вразумления, смягчения сердца, исцеления, покаяния и пр. Так если мы можем просить Бога духовные блага для взрослых людей, которые имеют свою волю, то тем более родители имеют право испросить у Бога добрую совесть для своих малых детей, воля которых полностью подчинена их воле. Итак, главный смысл 1Пет.3:21 такой: «крещение есть испрошение у Бога доброй совести», и родители имеют полное право просить её для своего ребёнка. И хотя глагол επερωτω чаще всего значит «просить» (особенно в языке Нового Завета), но он всё же может обозначать и «обещать», потому это слово в разных языках и переводах и переводят по-разному. Но даже и в этом случает крещение ребёнка возможно, ибо Библия даёт нам ни мало примеров того, как родители посвящали Богу своих детей и давали за них обещание служить Богу. Так, Анна посвятила Богу Самуила не то что в детстве, но ещё до его рождения и даже зачатия: «И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» ( 1Цар.1:11 ). То есть, Анна пообещала Богу за своего сына, что он не будет стричься, и будет служить Богу и во все дни своей жизни! И такое обещание, естественно, было угодно Богу. Обрезание, о чём выше я уже упоминал, также являлось заключением завета человека с Богом, а завет предполагает обещание и соглашение двух сторон . Таким образом, евреи через обрезание вводили своих детей в завет с Богом, и за них обещали состоять в этом завете и исполнять все требования закона Божьего. И такое обещание нисколько не противоречило Божьей воле – напротив, Бог Сам повелел так поступать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

СЛОВО 13. О ЗЛOYMЫШЛEHVI ИУДЕЙСКОГО СИНЕДРИОНА. В 1-м он сказал: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных. Не так – нечестивые, не так: но они – как пыль, взметаемая ветром с лица земли. Потому не воскреснут нечестивые для суда, и путь нечестивых погибнет» ( Пс. 1:1, 4–6 ). Во 2-м он сказал: «Народы замышляют тщетное, и князья совещаются против Господа и Помазанника Его. Живущий на небесах посмеётся над ними, и Господь опозорит их; Он скажет им во гневе своём, и яростью своею приведёт их в смятение; и, как сосуд горшечника, Он сокрушил их» ( Пс. 2:1–2, 4–5, 9 ). В 4-м он сказал: «Сыны человеческие! Доколе вы [будете] жестокосердны? Отчего вы любите суету и ищете лжи?» ( Пс. 4:3 ). В 5-м он сказал: «У Тебя не водворятся лукавые, нечестивые не пребудут пред очами Твоими, – [ибо] сердце их суетно» ( Пс. 5:5–6, 10 ). В 7-м он сказал: «Сонм людей окружит Тебя» ( Пс. 7:8 ). В 13-м он сказал: «Сказал безумец в сердце своём: „Нет Бога”» ( Пс. 13:1 ). В 21-м он сказал: «Ибо множество псов окружило меня, скопище злых обступило меня» ( Пс. 21:17 ). В 46-м он сказал: «Князья народов собрались к Богу Авраамову» ( Пс. 46:10 ). В 62-м он сказал: «Ибо заградились уста говорящих неправду» ( Пс. 62:12 ). В 81-м он сказал: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнесёт суд. Не познали, не разумели, во тьме ходят» ( Пс. 81:1, 5 ). В 91-м он сказал: «Ибо вот, враги твои, Господи, вот, враги Твои погибнут, и рассыпаются все творящие беззаконие» ( Пс. 91:10 ). В 131-м он сказал: «Врагов его облеку стыдом, а на нём процветёт святыня моя» ( Пс. 131:18 ). СЛОВО О Въ з рече: «Се, бол неправдою, зачатъ болзнь и роди Ровъ изры, ископа и впадес въ му, юже створи». Въ л рече: «Нмы да будуть стны льстивы, глаголюще на праведнаго Въ рече: «Възискахъ и не обртес мсто Въ м рече: «ды хлбъ мой възвеличилъ на м лесть». Въ м-мь рече: (л.198в) «Обличю т и поставлю предъ лицемь твоимь грхы тво». Въ на рече: «Что с хвалиши о злоб, силный? всь день и неправду зыкъ твой; ко бритва изострена створилъ лесть; възлюбилъ злобу паче благостын, неправду нежели глаголати правду; възлюбилъ вс глаголы потопны и зыкъ льстивъ. Сего ради раздрушить т Богъ до коньца, въстергнеть т и преселить т села и корень твой земл И зрть праведнии и ботьс, и рькуть: се человкъ, иже не положи Бога соб, но пова на множьство богатьства и възъможе Въ нв рече: «Рече безуменъ въ сердци нсть Бога. Растьлишас и омрачишас въ начинаньихъ своихъ». Въ ог рече: «Елико лукавнова врагъ о свтмь Въ ри рече: «Епископьство да прииметь (л.198г) инъ, и потребитьс земл памть ихъ, и облечетьс въ клтву, акы въ ризу, и внидеть, акы вода въ тробу и, [ ко] олй, въ кости

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Сперва меня это удивило: я думал, что в то простое, грубое время зло творили мечом, огнем, дубиной. Однако в псалмах то и дело сетуют на более тонкое зло: «Ибо нет в устах их истины... гортань их — открытый гроб, языком своим льстят» (5:10). «Под языком его — мучение и пагуба» (9:28); «уста льстивы» (11:3); «уста лживые» (30:19); «слова уст его — неправда и лукавство» (35:4); «все, ненавидящие меня, шепчут между собою» (40:8); язык, «как изощренная бритва» (51:4); «уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» (54:22); «всякий день поносят меня враги мои» (101:9). Тут не надо никаких научных подтверждений, мы все это знаем, мы даже слышим в злобном и вкрадчивом хоре знакомые голоса. Один из них слишком знаком, так что трудно его узнать.  VIII. Природа Отношение псалмопевцев к природе определяют два фактора. Первый есть у всех древних авторов; второй был в их времена предельно редок. 1. Псалмопевцы принадлежат к крестьянскому народу. Для нас само слово «еврей» связано с деньгами, торговлей, ростовщичеством. Но это восходит лишь к Средним векам, когда евреи не имели права владеть землей. Какие бы черты ни выработали в них века таких занятий, у их ветхозаветных предков черт этих не было. Они возделывали землю. Даже царь, отнимающий виноградник у своего подданного, больше похож на злого помещика, чем на царя. Все были связаны с землей; каждый чувствовал свою прямую зависимость от почвы и погоды. Точно так же жили очень долго и греки, и римляне. Тем самым, тогда не могло быть «любви к природе» — чувства горожанина, выбравшегося за город. Когда городов мало и сами они малы, люди не сознают, что есть некая «сельская жизнь». «Природа» — это просто мир, как вода для рыбы. Конечно, любоваться природой они могут, но в это естественно входит польза. Гомер любуется пейзажем, но описывает он хорошую землю, обилие воды, тучные пастбища, крепкий лес. Поскольку, в отличие от евреев, он — из народа мореплавателей, упоминает он и удобную гавань.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ст. 4. …В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части… Хотя закон обязывал только мужской пол являться три раза в году к дверям скинии свидения 268 ; однако, не воспрещено было это и женщинам, и детям, и даже рабам из Евреев 269 . Елкана ходил к скинии со всем своим семейством, и это было признаком его особенного усердия и набожности. Ст. 5. … Анне же давал часть особую, [так как у нее не было детей], ибо любил Анну [более, нежели Феннану]… Известно, что из праздничных, или мирных жертв, по отделении из них тука и крови на жертвенник, и известных частей (груди и правого плеча) в пользу священников, устроялся священный пир около скинии, причем, всякий глава семейства собственноручно разделял своим домочадцам части из жертвенного мяса. На сей пир закон внушал Израильтянам приглашать и левита, и пришельца, и сироту, и вдову... В сем состояла особого рода священная благотворительность. В знак преимущественной своей любви к Анне, Елкана отделял ей особую, т. е. лучшую или двойную часть из жертвы. Это напоминает, как, некогда, Иосиф, угощая братьев своих в Египте, любимому брату Вениамину посылал от стола своего лучшие и большие части 270 . Ст. 11. …и дала (Анна) обет, говоря: Господи… Саваоф! если Ты … дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его… Сущность этого обета матери Самуиловой была та, что, во-первых, сын ее будет вечным назореем; ибо обеты назорейские в том и состояли, между прочим, чтобы не прикасаться к охмеляющим напиткам и не стричь волос, – а это именно и обещает Анна за сына своего 271 . Во-вторых, сына своего Анна назначает на непрерывное служение при скинии. Хотя Самуил был левит по происхождению, и, следов., сам по себе уже принадлежал Господу; однако же, левитской службе был назначен в законе срок 272 . Но Анна, в силу обета своего, определяет сына на служение в доме Господнем во все дни его жизни, и к этому постоянному служению присоединяет строгость жизни назорейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Стражи, не ожидавшие внезапного появления Самсона, разбежались. Тогда Самсон выломал городские ворота с косяками и запором, взвалил их на свои могучие плечи и отнес на вершину ближайшей горы. Хотя и на этот раз Самсон избежал гибели от руки филистимлян и даже поставил их в смешное положение, но своим распутством он осквернил обет назорейства. Продолжая идти по этому безнравственному пути, Самсон шел к своей гибели, и, нося еще на себе длинные волосы, он уже не носил в себе Духа Божия. Вскоре влюбчивый Самсон попал в сети другой блудницы-филистимлянки по имени Далида. Об этом узнали филистимляне и решили действовать подкупом. За большие деньги они уговорили коварную Далиду выведать у Самсона секрет его необычайной силы. Дождавшись ближайшей нежной встречи, Далида с самым невинным видом спросила у своего возлюбленного, в чем секрет его силы. Однако Самсон, наученный горьким опытом, старался держать в тайне свои секреты и не рассказывать о них даже своим близким. Подозревая в предательстве свою коварную любовницу, Самсон всякий раз, когда она приставала к нему с этим вопросом, обманывал ее. Но Далида узнавала обман и требовала от Самсона искренности. Наконец, Самсон не выдержал и признался ей: «Бритва не касалась головы моей, ибо я назарей Божий от чрева матери моей, если же остричь меня, то отступит от меня сила моя…» (Суд. 16:17). Далида тотчас уведомила своих земляков, чтобы они пришли к ней с обещанной денежной наградой. А сама тем временем усыпила Самсона на коленях своих и повелела состричь семь кос с его головы. Затем, разбудив его, она крикнула: «Филистимляне идут на тебя, Самсон!» (Суд. 16:20). В ту же минуту подбежали филистимляне. Самсон кинулся на них, но силы его оставили, и он оказался в руках своих врагов. Филистимляне заковали Самсона в цепи, выкололи ему глаза и заставили его в городе Газе, в подземелье, вращать мельничный жернов. Победу над своим врагом филистимляне решили отметить жертвоприношениями и большим пиром в храме их бога Дагона. Развеселившиеся язычники потребовали привести к ним Самсона, чтобы насладиться видом его падения и отомстить ему таким образом за все минуты страха, за все обиды, какие они от него терпели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Я помню, такой был случай: у моих родственников была свадьба, и один гость так упился, прямо не мог на ногах стоять, мы это видели. И он говорил: – Я еду домой на машине, я еду. А его все удерживают, удерживают, говорят: – Да ты не сможешь поехать. Он даже начинает драться: – Я поеду! Тогда я говорю: – А вы дайте ему возможность, пусть он дойдет до машины хотя бы. Его отпустили, он встал, сделал два-три шага и упал. А как упал, так задумался. Вот так вот, на бок вот так прилег и говорит: – Ребята, а вообще-то вы правы. Действительно, где бы мне место найти, я бы поспал… Вот иногда человек дергается так: Я! Я! Я! Он не понимает, что ничего уже не осталось от того, что было раньше. Если раньше ты молился, вспомни свои первые молитвы, какими удивительными они были, вспомни, как первый раз ты открыл Библию, как ты ее читал, как эти священные слова касались тебя. Вот история Самсона. Все, наверное, помнят: в Библии был такой Самсон. Родился мальчик, и мать получила от Бога глас: «ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий» ( Суд.13:5 ). И сила его будет в волосах. И мать не стригла Самсона. И этот мальчик рос, а у него волосы все длиннее, длиннее. Он бегает, волосы развеваются, наверное, другие мальчишки над ним смеялись, а он не обращал внимания, он действительно был сильнее всех. Он однажды пришел в город Филистимский, а там против него восстали, он взял ворота этого города, огромные ворота, взвалил себе на плечи и унес на гору. Это был сильнейший человек. И филистимляне не могли его победить. И тогда они нашли женщину, Далилу, и сказали ей: – Выведай тайну его силы. И вот эта Далила, – это тоже символ Лаодикийской Церкви, – она приручила, привязала к себе Самсона, она клала его голову к себе на колени, гладила, играла с этими волосами, длинными волосами, и спрашивала: – Самсон, в чем твоя сила? Самсон сказал ей однажды: – Если связать меня веревкой (и объяснил: вот такой-то, такой-то), вот тогда я потеряю силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Я ко бритву изощрену сотворил ecu лесть. Лестью Давид называет здесь клевету и предательство, которое было столь сильное и проницательное произведение клеветника и предателя Дойка, что пожало священнический город как бритва, когда оговорил пред Саулом первосвященника Авимелеха и бывших с ним священников, что они друзья и помощники Давида Почему и Св. Кирилл возглашает: так сказано о Доике за истребление и разрушение всего священнического города! так сильна была клевета! Слова Григория Нисского: И язык диавола подобен изощренной бритве. Ибо как весьма изощренная бритва не дает заметить бреющемуся у него волос, так и диавол, устрояя, с чрезмерно великим и хитрым искусством во зле, ковы, отнимая у души благодать добродетели и знания, делает сие отнятие их у нее не чувствительными, ибо оно, на кого враждует, того лишает благолепия власов, отсекая семь плетениц власов, в которых заключается наша сила; а мысль касательно духовных власов можешь угадать из седмеричного числа их; так исчисляет благодать Духа и Исаия , разделив ее на семь видов. За отсечением их, как случилось с Сампсоном, следует потеря очей и насмешки со стороны иноплеменных во время их пьянства... Исихия : Выражение: как бритва, означает секущего не чувствительным образом, так что острее того коварства, которое составил (Иуда) на языке предательства к имевшим взять Иисуса: кого я облобызаю, тот и есть; возьмите Его! 5. Возлюбил ecu злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду. Всегда, говорит, клеветник Доик ты любил зло более, нежели добро, и—более говорить неправду, нежели чтоб говорить правду Кирилл и Феодорит говорят: Доик говорил неправду, когда лгал на священника, говорил против него то, что не было им сделано. Ибо сказать, что (Авимелех) спрашивал о Давиде Бога, была ложь, а не истина. Напротив, он мог бы сказать правду, если бы уверил Саула, что священник не знал причины отшествия от него Давида, а принял его как друга царства и угостил его как посланного по делу царской службы. Слова Исихия : Зло есть диавол, как желающий всем всякого зла; а одно добро—Христос. Ибо благость принадлежит Богу по самому естеству Его. Итак, оставив своего Христа, Иуда возлюбил сатану: сверх того избрал неправду более, нежели чтоб говорить правду; тогда как он имел право, усвоив себе истинную правду проповедовать с прочими апостолами Евангелие, он сам ввергнул себя в неправду предательства. Тому же подвергается и тот, кто, находя удовольствие в порицаний и злословии ближнего, с величайшим удовольствием говорит неправду, то есть, ложь и умалчивает о правде, то есть, добродетели ближнего (в изд. Своде).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010