Прими, в самом деле, ясное доказательство из Ветхого Писания. Друзья Иова, пришедши для утешения, обвиняли его за смелость речи, и оправдывали Бога. А Иов говорил Богу: кто поставит судью между мною и Тобою, и буду знать, сколь велики мои грехи, что Ты так осудил меня? Друзья Иова оправдывали Бога, когда им было неизвестно основание (дела), и скорее праведника, как согрешившего, осудили, а Бога, как поражающего, защищали. И говорят ему: " Очень " ты говорил с избытком, " Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду " (Иов. 15:11; 8:3)? Он поразил (тебя) по грехам твоим; если бы не было много грехов у тебя, ты не подвергся бы наказанию. Им также казалось, что они Бога защищают, - но осудили праведника. Принял ли Бог говоривших за Него вопреки правде? Если бы Он принял защиту в Его пользу, когда праведник бесчестился, - принимал бы и эту честь в отношении Себя, когда Сын бесчестился. Слушай, что Господь говорит друзьям Иова: зачем " не говорили истины на раба Моего " (Иов. 42:8)? Если Он отвергает от Себя неговоривших истины против раба, принимает ли изощряющего свой язык против Единородного? Да не будет. Итак, неотразимо наказание для злословящих Святого Духа. Слушай, что говорит Спаситель: " всякий грех и хула простятся человекам, если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32). К чему нужны заключения о рождённых и нерождённых, созданных и несозданных? Слово ереси остро, сверх изощрённой бритвы. Но и бритва, хотя бы много и сильно была изощрена, может сбривать волосы, а не сечь дерево; слово же истины не есть бритва, но секира. Потому Иоанн Креститель говорит: " Уже и секира при корне дерев лежит " (Мф. 3:10). Не сказал: бритва, - потому что слово Божие не есть гладкое, против выглаживающих свою суету речью совне, - но - секира, посекающая гордость хвастунов, как свидетельствует Иоанн, говоря: " Уже и секира при корне дерев лежит " . Сборище говорящих коварство и сплетающих ереси есть бритва, как говорит Давид Саулу: " Что хвалишься злодейством, сильный " ? Целый день " гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он [у] [тебя], коварный! " (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1655...

3:10). Не сказал: бритва, - потому что слово Божие не есть гладкое, против выглаживающих свою суету речью совне, - но - секира, посекающая гордость хвастунов, как свидетельствует Иоанн, говоря: " Уже и секира при корне дерев лежит " . Сборище говорящих ко­варство и сплетающих ереси есть бритва, как говорит Давид Саулу: " Что хвалишься злодейством, сильный " ? Целый день " гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он [у] [тебя], коварный! " (Пс. 51:3,4). Отец законополагает, Сын повелевает, Дух самовластно правит. Слушай Бога, говорящего: благовествующие придут, " которых призовет Господь " (Иоиль. 2:32). Прошу тебя: выслушай, чтобы узнать согласие истины. Мы не сражаемся заключениями, но следуем Писанию. Желаем быть рабами Писания, не порабощать Писание нашим заключениям. Вера не при­нимает заключений, не потому что они безрассудны, но потому что она превосходит всякое размышление. Павел, чтобы пока­зать тебе, что вера вооружается против размышлений, говорит: " Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия … " (2Кор. 10: 4,5). Но если и часто беззаконник побеждает рассуждением, -  не изумляйся, потому что Давид говорит: " Дела беззаконий превозмогают меня " (Пс. 64:4). И Отец посылает апостолов, и Сын посылает, и Святой Дух посылает. Спаситель говорит апостолам: вот я посылаю вас в мир: " идите, научите все народы … " ( Мф. 28:19). А в Деяниях Апостольских говорится: " Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию … " (Деян. 13:4). Отец призывает апостолов, Сын призывает апостолов; пророк говорит: от горы Сион придёт благовествующий, и благовествующие, " которых призовет Господь " (Иоиль. 2:32). Итак, дело Божие -  призвание благовествующих. Если призвание дело Божие, то поэтому Дух, говорящий чрез пророков, сказал (также): это говорит Дух Святый: " отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их " (Деян. 13:2). Об этом сказано нами достаточно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

6: 8). В книге Судей мы имеем указания на то, что известный судия Сампсон был назореем. О назорействе Сампсона мы читаем следующее – это слова Бога матери Сампсона: Ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий (Суд. 13: 5). Также есть версия, что ветхозаветный пророк Самуил был назореем. Об этом нам говорит I книга Царств. На эту мысль нас наводят слова матери Самуила, Анны, которая дала следующий обет Богу: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его (1 Цар. 1: 11). Как видим, здесь есть указание и на посвящение ребенка Богу (на все дни жизни его), и на то, что он не будет обрит. Есть еще одно важное указание. Это слова Самого Бога, которые Он говорит через Своего пророка Амоса. В этих словах Господь Бог обращается к народу Израиля, говоря следующее: Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших – в назореи; не так ли это, сыны Израиля? (Ам. 2: 11). Что касается новозаветного периода, то в нем мы тоже встречаем указание на существование этой группы людей. Так, например, по Преданию Христианской Церкви, святой пророк Иоанн Креститель был назореем. В обетовании о рождении святого пророка Ангел Божий говорит его отцу следующее: он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей (Лк. 1: 15). Объясняя обетование, данное отцу Иоанна Крестителя, Захарии, архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Ангел успокоил его [Захарию – С. М.], сказав, что… сын его всех превзойдет своим необыкновенным строгим воздержанием и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Св. Духа» с. 53]. Именно такими чертами и отличались назореи: строгое воздержание с целью достичь особых благодатных даров от Бога. В каком-то смысле, в этом видны некоторые черты, которые будут характерны и для христианского монашества – отречение от мира ради стяжания особой благодати Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Если ап. Иоанн и всех христиан называет священниками ( Откр.1:6, 5:9–10 ), хотя и в духовно-нравственном смысле, то тем более пастыри Христовой Церкви на земле могут называться священниками. Не имеют права называться учителями и отцами представители сектантских общин, которые самовольно и противозаконно присвояют себе права учительства и извращают закон Христов своими произвольными толкованиями. д) Мнимодуховные христиане упрекают православную Церковь еще за то, что её пастыри носят длинные волосы. Об этом обычае апостол Павел пишет: если муж растит волосы, то это бесчестие для него ( 1Кор.11:14 ). На это нужно заметить мнимодуховным христианам, что по понятиям древних восточных народов ращение длинных волос было признаком рабства, лишения свободы, или же признаком принадлежности к философской секте, почему Апостол и говорит, что ращение волос бесчестие для мужчины. Эти слова Апостола относятся к мирянам, а не к пастырям. Обычай же пастырей носить длинные волосы имеет основание в Св. Писании. На востоке с глубокой древности был обычай людям, посвящающим себя на особое, чрезвычайное служение Богу, во всё время своего служения или назорейства не стричь волос, как об этом читаем в книге Чисел: во все дни назорейства его бритва не должна касаться головы его. До исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он; должен растить волосы на голове своей ( Чис.6:5 ). О нестрижении волос назареями говорится и в книге судей: бритва не коснется головы его, потому что он назорей ( Суд.13:5 ). Посему когда ветхозаветный назорей лишался длинных волос, как судия Сампсон, то благодатная сила Божия отступала от него ( Суд.16:21 ). Когда Сампсон был острижен филистимлянином, он потерял силу и уже не мог побеждать филистимлян, но когда снова у Сампсона отрасли волосы, то и благодатная сила снова возвратилась к нему и он умертвил три тысячи филистимлян ( Суд.16:27, 30 ). Точно также и от пастыря отступает благодать, дарованная ему при его посвящении в сан, если у него, как неверного раба, за какое-нибудь преступление отрежут волосы, или расстригут его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К сказанному добавлено: «в тот день, когда надобно его очистить» ( Лев.14:2 ), живую курицу пустят в поле, а «очищаемый омоет одежды свои» (ср. Лев.14:7–8 ). После этого он «острижет все волосы свои» «и омоет тело свое водою, и будет чист» (ср. Лев.14:8–9 ). Ибо недостаточно покропить на очищаемого и объявить его чистым (ср. Лев.14:7 ), если он не сделает всего того, о чем сказано после. И так как на очищающемся от проказы надеты грязные одежды, после окропления ему надлежит омыть их (ср. Лев.14:8 ). Однако эти одежды не кажутся мне сотканными из одного лишь зла; иначе их велено было бы не омыть, а выбросить. Этим показано, что он не совершенно чужд Богу в своем поведении, но при этом и не чист пред Господом и не хранится от греха. Ибо он не омывал бы своих одежд, если бы они не были грязными, и не стал бы надевать ее снова после того, как она была омыта, если бы ткань пришла в негодность. Что касается повеления обрить «все волосы», то мне думается, что волосами здесь названы все мертвые дела души, утвердившейся во грехе, которые теперь повелевается удалить. Поэтому каждый грешник, если хочет очиститься по-настоящему, должен вырвать и удалить все, что рождается в его помыслах, словах или делах, чтобы ничего не осталось. Святой же должен сохранять все волосы, и, если возможно, «бритва» не должна касаться «головы его», чтобы ничего не удалять ему из своих мудрых мыслей, слов или дел. Вот и головы Самуила не касалась бритва (ср. 1Цар.1:11 ) и праведных назореев (ср. Чис.6:5 ), о которых справедливо написано: «лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (ср. Пс.1:3 ). Поэтому и об учениках Господа сказано, что у них «волосы на голове все сочтены» (ср. Мф.10:30 ), то есть все их поступки, все слова и все помыслы посвящены Богу, ибо праведные они, ибо они святые. Грешник же все дела свои, все слова, все помыслы должен отсекать. Потому и сказано: «Обреет все волосы свои, и будет чист» ( Лев.14:9 ). Но заметь, что и после очищения недостаточно того, что он «омоет одежды свои» и «обреет все волосы свои», если помимо этого он не «омоет тело свое водою» ( Лев.14:9 ). Поистине следует удалить всю грязь, всю нечистоту не только с одежд своих, но и с тела, чтобы не осталось на нем пятна проказы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

молитвы), ставится это слово в значении для нас и необычном εχ (обета), по крайней мере в рассказе об Анне в 1-й Книге Царств: И первосвященник Илий сидел тогда на седалище при дверях храма Господня. И была она (Анна) печальна сердцем и молилась ( προσηξατο) Господу и горько плакала, И дала она обет ( π ξατο εχν), сказав: Господи сил! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь о мне и не забудешь рабы Твоей и даруешь рабе Твоей сына, то я отдам его Господу в дар на все время жизни его, и бритва не взойдет на голову его ( 1Цар 1,9–11 ). Так как « χα π ξατο εχν» сопоставлено здесь с « προσηξατο πρς Κριον», то не без основания можно усвоить этому месту такое значение: «Она (Анна) и то и другое сделала т.е. и » προσηξατο πρς Κριον» и " π ξατο εχν«. Выражение » προσηξατο«, по всей вероятности, здесь поставлено в обыкновенном значении εχ (молитвы), а другое » π ξατο εχν« в том значении, в котором встречается оно в Книгах Левит и Числ (дала обет) 7 . Потому что слова: Я отдам его Господу в дар на все время жизни его, и бритва не взойдет на голову его, собственно говоря, не означают тот обет ( εχ), который и Иефай дал в следующих словах: И дал Иефай обет ( εχ) Господу и сказал: Если Ты предашь сынов Аммона в руки мои, то когда я буду возвращаться от сынов Аммона, должен тот кто из ворот дома моего мне выйдет на встречу, Господу принадлежать, и я принесу его как всесожжение ( Суд 11,30–31 ) 8 . § 5. Возражения противников молитвы. Так как всеведущий и всеблагой Бог и без наших молитв направляет все к нашему благу; так как кроме того и земные судьбы, и вечный жребий каждого человека определены в совете Божием от вечности и изменению Божественные решения не подлежат: то молитва совершенно бесполезна и даже безумна. Первее всего желали вы 9 , чтобы были изложены основания, опираясь на которые утверждают некоторые, что молитва излишня, так как ею де ничего не может быть достигаемо: то вот мы не медлим посильным удовлетворением этого вашего желания, при чем слово εχ будет употребляемо нами в его общем и простейшем значении (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

мученик Игнатий, увещевавший почитать священство как Христа, Апостолов и пророков, то они бы не противились этому церковному обычаю. Считать же, что священники велят народу целовать им руки по превозношению, а не ради почтения Самого Христа и благодати священства, нельзя, ибо сами священники, приветствуясь, целуют друг другу руку. И хотя они равны между собою по благодати, таким целованием они проявляют не своё превозношение, а взаимное уважение именно к благодати священства, которая им дарована, к деснице, через которую священнодействует Сам Христос. 3) О ношении длинных волос. Протестанты говорят: почему православное священство (и монашество) носит длинные волосы, если написано: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» ( 1Кор.11:14 ). Прежде всего, давайте ответим на такой вопрос: природа стала учить этому со времени Нового Завета, или она научала тому и раньше? Бесспорно, природа учила и учит этому всегда. Тем не менее, в Ветхом Завете назореям было строго запрещено стричь волосы: «Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он» ( Числ.6:5 ). И, как мы знаем, огромная сила, данная Богом Самсону, и благодать и благословение Господни пребывали с ним, пока он не стриг своих волос; как только он лишился своих волос, Господь отступил от него; отошла и его сила ( Суд.16:19–20 ). Пророк Самуил также никогда не стриг волос, как сказал о том Ангел его матери: «ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его , потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий» ( Суд.13:5 ). Итак, природа действительно учит нас тому, что длинные волосы – бесчестье для мужчины: это общее правило для всех. В то же время, из этого правила Сам Бог сделал исключение, и повелел назореям, посвятившим себя Богу, не стричь волосы. Израильтяне все были посвящены Богу, но назореи были именно теми людьми, которые сугубо, особо посвящали себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Перейдем к повествованию книги Судей о Самсоне ( Суд. 13:2–16:31 ), которое со стороны критики также признается достоверным. Здесь, между прочим, сообщается, что Самсон со дня своего рождения должен был нести обеты назорейства. Ангел Господень, явившийся родителям Самсона и возвестивший им о рождении сына, сказал: младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий 21 , и бритва не коснется головы его; пусть (он) не ест ничего, что производит виноградная лоза, пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого ( Суд. 13:7,14 ). И обеты эти действительно были исполняемы Самсоном; в дни его младенчества и отрочества за исполнением их наблюдали его родители; возросши Самсон сам считал своею священною обязанностью соблюдать все, что было связано с назорейством. Филистимлянке Далиле, которая потом выдала еврейского героя своим соплеменникам, он сказал: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей ( Суд. 13:3–6, 7, 12–14, 16, 17 ). Но что же служило побуждением, во времена Судей, принимать обеты назорейства, и почему эти обеты считались обязательством по отношению к Богу и таким образом носили религиозный характер? Ответ на этот вопрос мы находим в законах Пятикнижия, именно в кн. Числа 6:1–21 ; здесь излагаются постановления относительно назорейства, в том числе и те, которые были исполняемы Самсоном и его матерью перед его рождением ( Числ. 6:3–5 ; ср. Суд. 13:4, 5, 7, 14; 16:17 ); здесь же говорится, что назорей во все дни назорейства посвящен Богу, свят Господу ( Числ. 6, 7, 8 ). Ясно, что обеты назорейства во времена Судей и религиозное значение, которое им тогда придавали, всецело основывались на законах Пятикнижия, в частности на постановлениях кн. Числа, и значит, эти постановления и законы были, в период Судей, известны Израилю, который ими и руководствовался, по крайней мере, в лице лучших своих представителей. Это обстоятельство еще раз свидетельствует о неосновательности выводов современной критики, относящей, как мы уже знаем, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

1146 Упоминание об установлении памяти св. Георгия сразу после завершения в победных тонах истории о чуде вызывает некоторый диссонанс в повествовании. Противоречие легко снимается, если принять во внимание, что чудо Георгия о змие относится к циклу преданий о посмертных чудесах св. великомученика Георгия (см.: Великомученик Георгий Победоносец/Новая книга России. 5, 1999. С. 22–23). Между тем в нашем случае чудо представлено как едва ли не первое (и чуть ли не единственное) прижизненное деяние Георгия. Так что рассказ Палеи, весьма подробный в деталях, несколько непоследователен с точки зрения агиографии. 1147 Западная часть православного храма называется притвором; в древности эта часть отделялась от настоящего храма глухой стеной; это было место кающихся, оглашаемых, а также язычников и еретиков; здесь же стояла купель для крещения; на стенах притвора обычно изображались сцены из жизни прародителей, поучительные притчи, размещались иконы местночтимых святых; в некоторых монастырях в притворе ставились столы, за которыми обедали монахи, отчего эта часть храма называлась ещё, как и в Палее, трапезой. Щит св. Георгия, чудесным образом висящий в притворе, должен был быть для недавних язычников символом могущества Божия и истинности христианской веры. – А.М.К. 1148 Составителю Палеи было известно житие святого, и он, вероятно, осознавал недостаточность введения в состав Палеи лишь одного эпизода из обширного георгиевского цикла, поэтому он выражает намерение обратиться к рассказу о мучениях, но его план по каким-то причинам остался нереализованным. 1149 Из этого можно заключить, что Самсон был назореем, ибо отращивание волос являлось внешним признаком обета назорейства (о назорействе Самсона см.: Суд. 16:17 ). Назореи (т. е. отдельные) – лица, посвятившие себя Богу. 1152 Ср.: «И он открыл ей все сердце своё, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди» ( Суд. 16:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

12 230 Сердце чистым созижди во мне, Боже, и дух правды возроди в груди моей! 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня! 14 Даруй мне радость о спасении моем и Духом державным утверди меня! 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 231 Избавь меня от крови, Боже, Боже, спасающий меня, и в радости восхвалит язык мой правду Твою. 17 Господи, уста мои отверзи, и уста мои изрекут хвалу Тебе. 18 Если бы восхотел Ты жертвы, я принес бы ее, но к всесожжению Ты не благоволишь. 19 232 Жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог. 20 233 Окажи, Господи, благоволение Твое Сиону, и да созиждутся стены Иерусалимские! 21 Тогда благоволить будешь к жертве правды, возношению и всесожжению; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Слава: 1 234 В конец, в поучение, Давида, 51; 2 Когда пришел Доик Идумеянин и возвестил Саулу, и сказал ему: «Пришел Давид в дом Авимелеха». 3 235 Что похваляешься злодейством своим, сильный? Беззаконие творишь всяк день. 4 236 Неправду поведал язык твой; как бритва изостренная стала ложь твоя. 5 Возлюбил ты зло больше добра, неправду больше речей правдивых; 6 Возлюбил ты слова пагубные, язык лживый. 7 Посему Бог сокрушит тебя вконец, возьмет тебя и переселит тебя из жилища твоего, и корень твой исторгнет из земли живых. 8 Увидят это праведники и убоятся, посмеются над тобой и скажут: 9 «Вот человек, который не искал помощи от Бога, но уповал на великое богатство свое, и закоснел в суете своей». 10 А я – как маслина плодовитая в доме Божием; уповаю на милость Божию вовеки. 11 Прославлю Тебя вовеки за все, сотворенное Тобой, и надеюсь на имя Твое, ибо оно благо для праведных Твоих. 1 237 В конец, на маелефе, в поучение, Давида, 52. 2 Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога». Развратились они и мерзки стали в беззакониях; нет творящих добро. 3 Бог приклонился с Небес к сынам человеческим, да увидит, есть ли знающий или ищущий Бога. 4 Все уклонились от истины, все непотребными стали; нет творящего добро, нет ни единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010