И сказала ему: «Самсон! Филистимляне собрались против тебя». Тогда он разорвал тетивы, как пережженную веревочку. Далида сказала ему: «а! ты неправду сказал; скажи же теперь, чем связать тебя?» Он отвечал: «если покрепче затянуть меня новыми веревками, то я буду так же малосилен, как и все». Далида достала новые веревки, не бывшие в деле, и связала его. А Филистимлянин опять скрывался у нее в комнате. Но когда она опять сказала ему: «Самсон! Филистимляне подступают к тебе», то он разорвал их на руках, как нитку. Далида сказала: «и теперь ты неправду сказал: открой мне, чем можно связать тебя?» Он отвечал: «вотки семь кос головы моей в ткань». Она это сделала во время его сна; потом начала будить: «Самсон! Филистимляне собрались на тебя». Он вскочил и выдернул ткачью колоду своими волосами из стана. Тут Далида начала упрекать его: «как же ты уверяешь, что любишь меня? а вот в третий раз обманул меня и не сказал, в чем заключается сила твоя». И она произносила перед ним эти упреки каждый день. Все это наскучило ему смертельно; и он открыл ей тайну своей силы. Он сказал: «ни разу бритва не проходила по голове моей; потому что я с самого рождения Назорей Богу. Если меня остричь, то сила покинет меня: и я буду слаб, как и всякий другой». Теперь Далида увидела, что он открыл ей всю душу. Она дала об этом знать князьям флистимским, и те принесли ей обещанное серебро. После этого в первый же раз, как он уснул у нее, она позвала человека стричь его. И когда сняты были волосы с головы его, сверхъестественная сила оставила его. Далида стала кричать: «Самсон! Филистимляне идут на тебя». Он пробудился с мыслию, что жестоко накажет их: но Господь уже отступил от него. Филистимляне овладели Самсоном и выкололи ему глаза. Итак, за грехи слепой чувственности суд Божий лишил его не только силы, но и зрения. Пленника отвели в Газу, оковали его двумя медными цепями и приставили его к самой унизительной по тогдашним понятиям работе, именно, в темнице заставили его молоть ручными жерновами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Изъяснение псалма 51-го. Пс.51:1 .  Начальнику хора. Учение Давида. Пс.51:2 .  После того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха. «В конец, разума Давиду», «внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов». И отсюда видно, что у Авимелеха было два имени. Ибо Доик, как показывает первая книга Царств, донес Саулу на Ахимелеха и тем побудил избить священников. А здесь и в тридцать третьем псалме его же Пророк называет Авимелехом. Божественный Давид, узнав о клевете на иереев, написал псалом сей, поощряя обидимых к терпению и твердости, и показывая правдивость Божия суда. Посему-то и надписал псалом: «в конец, разума», чтобы, водясь благоразумием, во всяком деле ожидали мы конца. Заключает же в себе псалом вместе и предсказание о неистовстве Рапсака, который, происходя от Евреев, а потом сделавшись пленником Ассириян, научился их нечестию, произнес хульныя слова на Бога и покушался обманчивыми речами ввести в заблуждение народ иудейский. Пс.51:3 .  Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною. «Что хвалишися во злобе сильне? беззаконие весь день». Пророк называет сильным Доика, как приближеннаго к Саулу, а Рапсака, как человека, которому вверено было военачальство. Предлагает же речь в виде вопроса, советуя не много думать о себе в злобе своей, и не тратить все время на лукавство. Ибо слова: «весь день» Симмах перевел: «всякий день». Пс.51:4 .  Гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! «Неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть». Лживыми словами, говорит Пророк, оскверняешь язык (ибо употребил слово: «умысли» вместо: «выговорил»), и произносишь речи, подобныя изощренной бритве, устрояя пагубу тем, которые верят им. Пс.51:5 .  Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду. «Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду». Вместо лучшаго, говорит Пророк, избрал ты худшее, речам истинным предпочел лживыя; паче правды возлюбил неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Когда же филистимляне узнали, что пожар этот произвел Самсон из-за жены его, которую отец выдал за брачного друга Самсона, зажгли дом, в котором жила жена Самсона, и сожгли ее. Это снова навлекло на филистимлян мщение Самсона, который пришел к ним и перебил им голени и бедра, затем он засел в ущелье скалы Етама. Тогда филистимляне вступили в удел Иуды. Жители сего удела, желая отвратить от себя ярость их, послали три тысячи человек к Самсону, чтобы связать его и выдать неприятелю. Он сам согласился на это, под условием, что не будет убит своими. Когда же привели его к филистимскому войску и оно, увидев его, испустило радостный крик, тогда, объятый Духом Божиим, он разорвал свои узы и избил тысячу воинов попавшейся ему ослиною челюстью. После этого подвига он почувствовал сильную жажду, воззвал к Богу, и тотчас же перед ним открылся источник (ямина в Лехе), который после назывался источником взывающего. Показав себя таким образом подвижником брани и вместе подвижником веры, впоследствии Самсон показал своим примером, что и великие люди могут иметь великие слабости. Раз пришел он в Газу и вошел в дом блудницы. Жители Газы, узнав об этом, заперли городские ворота и стерегли, чтобы поймать и убить его. Но Самсон ночью подошел к воротам, поднял их с их вереями и запорами на свои плечи и отнес на вершину близ лежавшей горы. Столь необыкновенный опыт страшной силы Самсоновой возбудил в филистимлянах желание узнать, от чего у него такая сила. И вот они обратились к Далиде, другой филистимлянке, которую страстно любил Самсон, с просьбою выведать тайну его необыкновенной силы. Долго скрывая от нее это, он наконец открыл ей, что он назорей Богу, и что бритва ни разу не проходила по голове его, и что если остричь его, то сила оставит его. Тогда Далида во время сна велела остричь его, и действительно сила Божия оставила его. Призванные филистимляне взяли его, выкололи ему глаза, привели его в Газу, оковали его двумя медными цепями и приставили к жерновам молоть в доме узников. Весьма вероятно, что в этом состоянии Самсон очистил прежние грехи свои раскаянием и силы его росли вместе с волосами. В праздник Дагона филистимляне приказали принести его в свое собрание, чтобы поругаться над ним. Они смеялись над ним и заушали его и, наконец, поставили его между столбами здания. Тогда сказал Самсон мальчику, который водил его, чтобы подвел его ближе к столбам, на которых утверждалось здание, и, ощупав их, в последний раз воззвал к Богу о помощи, и, упершись в них, в один правою, а в другой левою рукою, потряс их с такою силою, что все здание обрушилось, и он при своей смерти умертвил врагов более, нежели сколько во время своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Молящемуся должно молиться так, чтобы, всецело сосредоточившись и напрягши ум, призывать Бога со скорбной душой, не умножая слов и не распространяясь в молитве, а произнося немногие и простые слова, потому что не от множества слов, а от трезвости души зависит услышание. И это можно видеть на примере Анны, матери Самуила. Она говорит именно: «Господи... Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей... и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу... на все дни жизни его,[и вина и ... хмельного не будет пить 1 ], и бритва не коснется головы его» ( 1Цар.1:11 ). Много ли здесь слов? Но так как она совершила эту молитву со вниманием и трезвостью, то достигла всего, чего желала: и испорченную природу исправила, и заключенную утробу отверзла, и себя привела в состояние великого благодушия, пожав тучный колос с бесплодного камня. Итак, молящемуся следует и не многословить, и постоянно молиться. Творить краткие и частые молитвы, с небольшими промежутками, заповедали и Христос, и Павел. Если ты будешь распространяться в словах, нередко делая это без внимания, то дашь дьяволу большую свободу подойти к тебе, устроить ковы и отвлечь твою мысль от произносимых слов. А если будешь творить постоянные и частые молитвы, занимаясь все время частым повторением их, то легко сможешь сохранить внимание и самые молитвы будешь творить с большой бдительностью. Хочешь ли узнать, что такое бодрственность, трезвенность и настойчивость молитвы? Иди к Анне, узнай, что сделала она. Встали, говорится, все от трапезы ( 1Цар.1:9 ), и она тотчас же обратилась не ко сну, не к отдыху, – почему мне кажется, что, и сидя за трапезой, она была воздержна и не отягчала себя какими-нибудь яствами, а иначе не пролила бы таких слез. В самом деле, если мы, постясь и воздерживаясь от пищи, едва можем так молиться, лучше же сказать – никогда не молимся так, то тем более она не могла бы молиться так после трапезы, если бы и за трапезой не была подобна постящимся. Постыдимся же мы, мужи, женщины, – мы, которые, молясь о Царствии, зеваем от сонливости, – постыдимся той, которая просила о сыне и плакала. Заметь ее благочестие и в другом отношении. «Голоса ее..., – говорится, – не было слышно... уста ее только двигались» ( 1Цар.1:13 ). Так приступает к Богу тот, кто хочет что-либо получить, – без потягот и зеваний, без сонливости, без почесываний, без небрежности. Разве Бог не мог дать и без молитвы? Разве Он не знал еще прежде прошения желания жены? Но если бы Он дал прежде прошения, то не обнаружилось бы усердие жены, не открылась бы добродетель ее, не стяжала бы она за это такой награды. Но посмотрим и на ее любомудрие. Когда священник Илий счел ее за пьяную, смотри, что она говорит ему: «Не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе» ( 1Цар.1:16 ). Это поистине дело сокрушенного сердца, когда мы не сердимся и не раздражаемся на оскорбителей, а даже и оправдываемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но избавитель уже явился в его среде и готов был выступить на защиту своего народа. Это был необычайный герой – по имени Самсон. Самсон был сын бездетной дотоле четы Маноя с женой из колена Данова, соседнего с филистимской землей и потому наиболее терпевшего от жестоких врагов. Самое рождение его было возвещено ангелом, который объявил жене Маноя, «что она зачнет и родит сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки филистимлян». То же известие повторено было и самому Маною с подтверждением его особым видением ангела, поднимавшегося в пламени жертвенника. В определенное время действительно родился у них сын, которому дано было имя Самсон. Колено Даново, к которому принадлежал Самсон, всегда было сравнительно малым и не в силах было даже отвоевать отведенного ему И. Навином удела у филистимлян, которые совершенно отрезали его от приморской равнины и стеснили в горах. Положение его было столь стесненным, что впоследствии оно вынуждено было даже выселить из себя значительную часть, предоставив ей искать себе местожительство на северной границе страны. Но у них был укрепленный лагерь на горах, господствовавших над филистимской равниной, и там-то именно возрастал Самсон. Будучи назореем, т.е. человеком, всецело посвященным на служение Богу и Его царству 138 , и представляя живой урок, что сила и спасение избранного народа заключались только в его невидимом Царе, который давал Свою помощь только за исполнение Его святых законов, Самсон возрастал в виду городов и деревень своих угнетателей. При виде угнетенного положения своего народа от жителей этих идолопоклоннических городов и страдая за честь своего отечества и своего Бога, юный назорей возмущался духом, и в народе уже носились слухи, как «Дух Господень» по временам действовал в длинноволосом отроке, уже начинавшем обнаруживать необычайную силу. Достигнув возмужалости, Самсон не сразу выступил на спасение своего народа от врагов, а показал сначала ту же слабость, которою страдали все вообще израильтяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Но как же сказано, что она и " умножила " , молитву, тогда как молитва ее была краткая? Она не умножала слов и не распространялась в молитве, а произнесла немногие и простая слова: " Адонаи Господи Елои Саваоф, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его " (1Цар.1:11). Много ли здесь слов? Что же (писатель) разумел, говоря: " умножила " ? То, что она постоянно повторяла одно и то же, и не переставала в течение долгого времени произносить одни и те же слова. Так молиться повелел и Христос в Евангелии: сказав ученикам своим, чтобы они не молились подобно язычникам и не говорили лишнего (Мф.6:7), Он дал нам и образец молитвы, научая (нас), что быть услышанным (Богом) зависит не от множества слов, а от бдительности души. Но, скажет кто-нибудь, если нужно молиться немногими словами, то, как Он в доказательство того, что нужно непрестанно молиться, сказал притчу о том, что была одна вдова, которая неотступностью просьбы и частым приходом своим смягчила жестокого и бесчеловечного судью, не имевшего ни страха Божьего, ни стыда перед людьми? (Лк.18:3 и сл.). Как и Павел увещает, говоря: " в молитве постоянны " (Рим.12:12) и опять: " непрестанно молитесь " (1Фессал.5:17). Произносить, ведь, немного слов и непрестанно молиться – это противоречит одно другому. Нисколько не противоречит – да не будет – напротив, одно с другим весьма согласуется. И Христос, и Павел заповедали творить краткие и частые молитвы, с небольшими промежутками. Если долго будешь произносить слова, нередко делая это без внимания, то дашь дьяволу большую свободу подойти к тебе, устроить ковы и отвлечь мысль твою от произносимых слов. А если будешь творить постоянные и частые молитвы, занимая все время частым повторением (их), то легко можешь сохранить внимание и самые молитвы будешь творить с большой бдительностью. Так поступила и она, произнося не много слов, но постоянно и многократно припадая к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Но когда таким образом над домом престарелого первосвященника готовился суд Божий, при Скинии рос благоговейный отрок, которому промысл Божий определил передать руководство судьбами народа. Это был Самуил. Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила 1 Цар. 1–3 У подножия гор Ефремовых раскинулся городок Рама. Там жил благочестивый левит по имени Елкана с двумя женами: Анной и Феннаной. У Феннаны были дети, и она постоянно унижала бездетную Анну. Анна сильно горевала о том, что она не имеет детей, и терпеливо сносила укоры Феннаны. Раз в год это семейство отправлялось в Силом для жертвоприношения у храма Господня. И вот однажды, после жертвоприношения, Анна пришла в Скинию Собрания и стала пламенно молить Господа, чтобы Он даровал ей дитя. Скорбящая Анна дала обещание Богу, что если у нее родится сын, то она посвятит его Господу; он не будет пить вина, и бритва не коснется головы его. В это время на возвышенном месте у входа в храм сидел первосвященник Илий. Видя, как женщина долго молится, беззвучно шевеля губами, он посчитал ее пьяной и стал выговаривать ей за это. Анна смиренно ответила первосвященнику: «Нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом…» Илия тронула скорбь женщины, он отослал ее домой со словами: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое …» (1 Цар. 1:15:17). Спустя некоторое время у Анны родился сын, которого она назвала Самуилом, что значит «испрошенный у Господа». Когда Самуил подрос, Анна привела его в Силом и отдала первосвященнику Илию для служения Господу. Самуил остался жить при Скинии и воспитывался здесь под руководством первосвященника. Он был добрым и благочестивым отроком. Безнравственные примеры сыновей Илия не только не испортили нрав Самуила, но, напротив, воспламенили в нем большую ревность и искреннюю любовь к Богу. Паломники любили Самуила и разносили славу о его добродетелях по всей стране. Сам Илий, хотя и продолжал любить своих распутных сыновей, все надежды возлагал на Самуила и в глубине души считал его своим преемником.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Нынешней масс-культуре, как выясняется, претит изображение старости, болезни, высоких чувств, человеческого страдания. Всего, что «напрягает» — ум, душу, сердце. Как выяснилось, есть в этой сфере даже специальный термин — неформат. Да что там страдания, не хочется испытывать даже такой естественной для нас, людей, грусти при созерцании одной из важнейших тайн этого мира — смерти. Помню собственное изумление, когда увидел в выпуске теленовостей сюжет из одной западноевропейской страны: женщина пригласила на похороны своего мужа… клоунов (!), чтобы, как она сама же и разъяснила недоумевающему корреспонденту, участники траурной церемонии «не грустили, ведь смерть это так печально». Неужели это и есть та самая выдающаяся европейская культура, которую вот уже не первое столетие пытаются навязать нам в качестве некоего образца для подражания отечественные либералы?! Вспомним, ведь ещё полтора десятка лет назад не было разнузданных юмористических марафонов такого масштаба. И к чему это привело? Конечно, и прежде юмористы-сатирики специализировались на затасканных сюжетах про тёщу-злыдню, коварного соседа, завидущую подругу, друзей-выпивох, туповатого начальника, да мало ли ещё подобной, набившей оскомину пошлости… И всё же это было несколько иного уровня и, согласитесь, не в таком диком количестве. Теперь же — какой телеканал ни включи, ощущение такое, что попадаешь в дурдом, обитатели которого соревнуются в том, кто выдаст больше непотребств. Чего стоят одни похотливые «новые русские бабки» и козлоногие «новые русские дедки» с пошлейшими текстами и омерзительным кривлянием! Неужто не обрыдяо?! Ну, как после увиденного и услышанного прикажете детской неокрепшей душе относиться к собственным бабушкам и дедушкам, к старости вообще? Что же касается постоянного публичного глумления над мужчиной — главой семьи, отцом, мужем, воином — то это тема отдельного серьёзного разговора. Что скрывать — пьянство, наркомания, слабо выраженные волевые качества, нежелание и неумение создать крепкую семью и воспитывать собственных детей в чистоте и вере, защищать Родину — всё это у нас есть, преодолеть же этот частокол способны сегодня не все русские парни, и это наша с вами общая беда. Но важно то, как об этом говорить. В том же несмолкаемом ржанье, что обрушивается на граждан нашей страны с раннего утра и до поздней ночи, нет намёка не то что на боль или сострадание, но и на малейшее сочувствие. Одно лишь глумление — при полном равнодушии к нашим общим бедам. Каким же грозным предостережением всем нам звучат слова Священного Писания: «…гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; ты любишь всякие погибельные речи, язык коварный: За то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых» ( Пс. 51:4-8 ).

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

О каком обете идет речь? Очевидно. об обете назорейства, который Павел дал в соответствии с ветхозаветными установлениями. Согласно книге Чисел, «если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка... и ничего приготовленного из винограда не должен пить... Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его: до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей» ( Чис. 6:2–5 ). Павел мог обрить голову в двух случаях: либо он ранее дал обет назорейства и теперь срок этого обета закончился, либо on теперь обрил голову и дал обет, имея в виду не стричься до окончания срока обета. Более вероятным представляется второе понимание, поскольку конечной точкой путешествия Павла был Иерусалим, а именно там в ознаменование окончания обета назорейства остригали волосы и затем приносили их в храм ( Чис. 6:18 ). Таким образом, Павел остригся в Кенхреях, дав обет соблюдать назорейство до прихода в Иерусалим. 279 В то же время некоторые ученые считают, что Павел мог no окончании обета остричь волосы, не дожидаясь прихода в Иерусалим: в этом случае он просто принес бы с собой в храм остриженные волосы. 280 Как бы там ни было, Лука считает нужным отметить факт острижения Павлом волос «по обету», чтобы указать на то, что он сохранял иудейские обычаи и установления. Будучи противником навязывания этих обычаев обращающимся в христианство язычникам, он в своей личной практике продолжал соблюдать их. Первой остановкой на пути в Сирию стал Эфес. Почему Павел выбрал этот город? Очевидно, туда шел корабль, и вполне возможно, что он лишь сделал там краткую остановку, чтобы пополнить запасы воды и про довольствия для дальнейшего путешествия; или же Павел должен был в Эфесе поменять корабль, Павел воспользовался этой остановкой, чтобы по своему обычаю посетить местную синагогу. Акилу и Прискиллу он оставил в городе, «а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями». И здесь произошло нечто неожиданное: вместо обычной негативной реакции на его проповедь случилось обратное, и иудеи «просили его побыть у них долее» ( Деян. 18:20 ). Возможно, с первого раза они не оценили опасность, которую новая религия, проповедуемая Павлом, несет их собственной религии. В дальнейшем они изменят свое отношение к нему и при повторном посещении им Эфеса в ходе третьего миссионерского путешествия будут вести себя иначе ( Деян. 19:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Обрезание Обрезание ( Быm. XVII, 10–12 , Uh. VII, 22 ) было замечательным обрядом иудейской религии, который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужского пола в 8-й день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом. Повеление об обрезании было повторено Моисею ( Ucx. XII, 44 , Лeb. XII, 3 , Uh. VII, 22, 23 ). Евреи всегда с особой точностью соблюдали обряд обрезания. Как оказывается из несомненных свидетельств, обрезание употреблялось даже прежде времен Авраама. Египтяне совершали этот обряд в очень раннюю эпоху. Приккард свидетельствует, что он был в употреблении между народом амакосою, составляющим очень значительную часть южноафриканского народонаселения. Кафры доселе совершают оный, и, вероятно, он был общим между первобытными жителями земли Ханаанской, потому что филистимляне позднейшего времени первоначально именуются необрезанными. От евреев многие другие восточные народы приняли означенный обряд, и он составляет главное условие вступления в религию Магомета, хотя в настоящее время считается магометанами не более как делом обычая и иногда не совершается над детьми до их пятилетнего или шестилетнего возраста. Орудиями для совершения обрезания служили: нож, бритва и даже острый каменный нож ( Ucx. IV, 25 , Hab. V, 3 ). Приводят много физических причин, объясняющих установление означенного обряда, на которых, впрочем, мы не останавливаемся за неимением места и времени; но среди иудеев он соблюдался как религиозный обряд для отличия естественных потомков Авраама ( Puм. IV, 9–12 ). Иудеи времен апостольских, обратившиеся в христианство, продолжали приписывать этому физическому отличию столь великую важность, что считали соблюдение оного существенно необходимым для спасения. Это религиозное заблуждение произвело сильное несогласие среди членов Церкви Галатской, и поэтому ап. Павел торжественно писал им: Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа; еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон ( Гaл. V, 2–3 ), и для того чтобы показать отличительное свойство новозаветного домостроительства, он прибавляет: Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь ( Гaл. VI, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010