Из Петербурга почтил меня своим собственноручным архипастырским посланием (от 15-го числа) Первенствующий Член Св. Синода, Высокопреосвященнейший Исидор 2412 Митрополит Новгородский и С.-Петербургский. Вот что изволил писать мне старейший иерарх Российской Церкви: „Преосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь! Благодарю Ваше Преосвященство за присланную Вами книгу: „Воспоминания о Преосвященном Леониде“. Сведения о нём тем более для меня интересны, что я не имел возможности близко узнать его, а знакомство по слуху всегда бывает поверхностно и не всегда верно. Нельзя не пожалеть о кратковременной его службе на Ярославской кафедре, где самостоятельные действия его могли обнаружить в нём всё богатство духовной опытности, приобретённой и собственным трудом и долговременным руководством мудрого святителя Московского 2413 . Но суды Божии неисповедимы! Слуга Божий, столько по нашему мнению нужный и для церкви полезный, особенно в нынешнее время, так скоро оставил земное поприще. Благому и верному рабу, верно, приспело время внити в радость Господа своего. —647— 1878 г. Вот и со-служитель его по Москве – Преосв. Игнатий переселяется на Костромскую кафедру. Из новых викариев Московских Преосвящ. Амвросий Можайский пожелал, вместо Саввинского подворья, остаться в Богоявленском монастыре. Другой ещё не избран, но, по всей вероятности, будет Арх. Кирилл 2414 , Инспектор Вифанской Семинарии, находящийся здесь на чреде. Поручая себя святым молитвам Вашим, с совершенным почтением и братской о Христе любовью честь имею быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугой“... Послание это доставило мне, разумеется, великое утешение. Но какая при этом странность! Первенствующий Член Синода считает вероятным назначение на освобождающуюся вакансию второго Викария Московской епархии Инспектора Вифанской Семинарии, архимандрита Кирилла; и однако ж это предположение не осуществляется. Почему? По несогласию Обер-Прокурора 2415 , который поставляет Синоду на вид, что будто бы ещё не бывало примеров, чтобы из инспекторов Семинарии возводились на степень епископскую (об этом сообщал мне в июле 1879 г. сам о. Кирилл – мой воспитанник 2416 по академии и постриженник). А между тем, в следующем 1879 г. в сан епископа Острогожского, Викария Воронежского, возведён был, с соизволения конечно того же Обер-Прокурора, вышедший из Одесского Ришелневского Лицея и не получивший вовсе богословского образования архимандрит Филарет 2417 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Богдашевский Дмитрий Иванович; 19.10.1861, с. Завидов Волынской губ.- 10.03.1933, Киев), архиеп. Каневский, вик. Киевской епархии. Из семьи священника. Окончил Мелецкое ДУ (1876), Волынскую ДС (1882), богословское отд-ние КДА (1886) со степенью канд. богословия; оставлен в академии для приготовления к профессорскому званию. В 1885-1887 гг. в «Волынских ЕВ» опубликовал первые работы: «Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII-XIV вв.» и «Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием». В 1887 г. назначен исполняющим должность доцента по кафедре истории древней и новой философии КДА. За представленную 17 авг. 1889 г. дис. «Лжеучения, обличаемые в первом послании св. ап. Иоанна» (К., 1890) удостоен степени магистра богословия (17 нояб. 1890 утвержден указом Святейшего Синода). Вскоре назначен доцентом КДА. В 1897 г. по собственному прошению переведен с кафедры истории философии на кафедру Свящ. Писания НЗ, с 1902 г. являлся экстраординарным профессором. В 1904 г. удостоен степени д-ра богословия за соч. «Послание ап. Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование» (К., 1904). С 1905 г. занимал должность сверхштатного ординарного профессора КДА, с 1907 г.- должность штатного ординарного профессора по кафедре Свящ. Писания НЗ, с 1909 г. инспектор КДА. В 1909 г. овдовел. С 1910 г. являлся гл. редактором «Трудов Киевской Духовной Академии» . В 1910 г. рукоположен во диакона, затем во пресвитера, вскоре возведен в сан протоиерея. В 1912 г. в связи с 25-летием научной деятельности удостоен звания заслуженного ординарного профессора КДА. 24 сент. 1913 г. в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры митр. Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Василий. В том же году возведен в сан архимандрита. 29 июля 1914 г. назначен ректором КДА и настоятелем киевского Братского в честь Богоявления Господня мон-ря . Состоял членом Комиссии по научному изданию слав. Библии.

http://pravenc.ru/text/150699.html

Настоятель (1865-1875) архим. Амвросий (Лотоцкий), выпускник Волынской ДС, из вдовых волынских священников, составил 1-е подробное историческое описание монастыря. При нем в архиве обители был обнаружен т. н. «Мелецкий кодекс» - сборник рукописей XV-XVI вв., в основном переводных, на староболгарском и церковнославянском языках. Этот сборник пожертвовал в М. м. в 1596 г. архим. Жидичинского мон-ря Гедеон (Юревич-Балабан). Впосл. архим. Амвросий передал сборник в б-ку КДА, к 2016 г. он хранился в Национальной б-ке Украины им. Вернадского. В архиве М. м. находилась и одна из немногих рукописных копий «Евангелия учительного» Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) , переданная в Киев. В 1875-1876 гг. настоятелем М. м. был архим. Рафаил (Троицкий), бывший ректор Волынской ДС, в 1884-1885 гг.- буд. еп. Никон (Богоявленский). В 1898-1908 гг. М. м. возглавлял архим. Модест (Комиссаржевский), выпускник Волынской ДС, при к-ром в обители были произведены ремонтные и реставрационные работы. Когда в 1900 г. была завершена реконструкция теплой Александро-Невской ц., братия во главе с архим. Модестом обратилась к архиеп. Волынскому и Житомирскому Модесту (Стрельбицкому) с просьбой освятить возрожденный храм. По просьбе иноков, сославшихся на старое монастырское предание, архиерей освятил ц. в честь Преображения Господня. Кроме того, в 1901 г. была построена колокольня. В этот же период на 2-м этаже братского корпуса, примыкавшего к теплому Преображенскому храму, была устроена домовая Александро-Невская ц. в память о существовавшем в 1859-1900 гг. одноименном теплом храме. В 1901 г. М. м. получал оклад из казны в размере 4085 р., оставаясь первоклассным необщежительным штатным. В 1908-1918 гг. в М. м. настоятельствовал архим. Алексий (Воронов), выходец из старинного дворянского рода, владевшего в т. ч. имениями на Волыни. При нем, в 1911 г., в М. м. была открыта 2-годичная псаломщическая школа, неоднократно прерывавшая свою деятельность в условиях войны и закрытая в 1918 г. польск. властями.

http://pravenc.ru/text/2563196.html

Главный храм обители – древнейший белокаменный Никольский собор первой трети XV века – сохранился до наших дней. Под слоем побелки на стенах собора до сих пор сохраняются фрески кисти Андрея Рублева. Уникальный архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и Богоявленским храмом «под колоколы» отстроены в начале XVI столетия, а два верхних яруса звона добавлены в 1793 году. Церковь под колокольней, являющаяся настоятельской усыпальницей, была освящена в честь преподобного Мефодия. Рядом с колокольней расположена церковь во имя Сергия Радонежского, поставленная над мощами преподобного Мефодия. Этот храм и монастырская колокольня в настоящее время принадлежат верующим и активно реставрируются. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная церковь Сретения Господня, сооруженная в первой половине XVI века. В подклети церкви – уникальная одностолпная палата, созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского Кремля. В юго-западном углу монастыря, рядом с больничными палатами для престарелой братии, соседствует больничная церковь во имя святителя Димитрия Ростовского. Над святыми «яхромскими» вратами, расположенными в западном прясле стены, сохранилась Спасо-Преображенская церковь конца XVII века. Из гражданских построек в монастыре сохранились здания конца XVII – начала XVIII столетия – настоятельский, казначейский и несколько братских корпусов. В целом весь архитектурный ансамбль Николо-Пешношского монастыря сохранился без потерь, однако требует реставрации. Погребения внутри Николо-Пешношского монастыря Николо-Пешношский монастырь известен также своим уникальным дворянским некрополем. Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище покоится прах представителей чуть ли не всех известных российских дворянских родов и фамилий, среди которых Оболенские, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Апраксины, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Тухачевские, Вельяминовы, Юшковы, Квашнины, Топорковы и многие-многие другие.

http://pravoslavie.ru/3579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ПЛЕННИЦАХ в Москве, основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищевым . В 1640 г. митр. Киевский свт. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня мон-ря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской» (АЮЗР). Ртищев взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архим. Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев , боярин Б. И. Морозов, архим. Новоспасского московского мон-ря (буд. Патриарх) Никон . Сведения об основании мон-ря сообщает «Житие милостиваго мужа Феодора Ртищева», написанное неизвестным по имени образованным монахом после кончины Ртищева, в 1673 г.; отдельные сообщения содержатся также в документах и воспоминаниях современников. Сначала было выбрано место за городом, к юго-западу, на берегу Москвы-реки, у подножия Воробьёвых гор. Сохранилось неск. названий этого места: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако Пленницы - наиболее распространенное. Первая деревянная ц. мч. Андрея Стратилата, давшая название обители, была построена на этом месте в кон. XVI в. в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея летом 1591 г. Тогда воины хана расположились станом в с. Воробьёве, рус. лагерь был разбит на месте совр. Донского мон-ря , в лагере находилась Донская икона Божией Матери . 19 авг. войска хана внезапно бежали. Поскольку в этот день празднуется память мч. Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить посередине между рус. и татар. лагерями; тогда же было установлено празднование Донской иконе Божией Матери. Андреевский Преображенский Московский мон-рь в Пленницах Андреевский Преображенский Московский мон-рь в Пленницах

http://pravenc.ru/text/115196.html

Закрыть Разведка реки Казанки у Храма-памятника православным воинам Ровно за два месяца до Крещения Господня активисты исследовали местность, прилегающую к храму, на предмет возможности устройства крещенской купели, и не только Михаил Щеглов   11:06 21.11.2023 178 Время на чтение 6 минут Фото: Фото автора Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани войсками Ивана Грозного – символическое место для каждого православного казанца. Эта церковь, освещённая в честь Нерукотворенного образа Христа-Спасителя, построена на братской могиле православных воинов, которых здесь покоится по разным данным около десяти тысяч. Церковь многострадальная, поскольку даже являясь памятником федерального значения, до сих пор не восстановлена и по сути не действует, пребывает в мерзости запустения – несмотря на многие и многие публикации, официальные обращения и возмущение православной общественности Казани, да и не только. По обычной воде Храм-памятник оказывается на острове, и пробраться к нему можно только по воде на лодке либо вброд, ведь глубина перехода не доходит и до колена. Более того, половина залитой водой территории, окружающей Храм-памятник – совершенно мелководная и Общество русской культуры ещё десять лет назад ставило вопрос о засыпке этих площадей, насаждения там парка и устройства туристической зоны. Тем не менее при церкви с начала нулевых в течение почти десяти лет действовал приход, пусть не многочисленный, но постоянный. А последнее десятилетие богослужения здесь проходят лишь один-два раза за год, не считая литию на Покровскую родительскую субботу. Но каждый год на Крещение-Богоявление здесь рубили и освещали прорубь, в связи с чем в январские дни место обретало множество посетителей, среди которых не только казанцы, но и многочисленные приезжие, даже гости из тёплых стран, пожелавшие не отставать от русских. И так – ежегодно, начиная с 2000 года, однако с 2020 года начались отмены крещенской купели на Храме-памятнике по невыясненным пока причинам. Поэтому в нынешнем году за два месяца до крещения 19 ноября мы решили выйти на место, осмотреться.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/21/ra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Закис Андрей Георгиевич; 1834, мыза Пуйкель, дер. Криевинь Волмарского у. Лифляндской губ.- 18.07.1899, Витебск), еп. Полоцкий и Витебский. Род. в латыш. крестьянской семье. 11 сент. 1851 г. принят на казенный счет в Рижское ДУ. В 1859 г. окончил Рижскую ДС и 26 авг. 1859 г. архиеп. Рижским и Митавским Платоном (Городецким) рукоположен во иерея. Начинал служить в Успенской ц. прихода Удмурга (Волмарского благочиния), в 1860 г. переведен в Никольскую ц. в Лиелварде (Рижского благочиния). Овдовел, в сент. 1860 г. назначен преподавателем латыш. языка в Рижскую ДС. В 1861 г. поступил в КДА, к-рую закончил в 1865 г. 27 июля 1865 г. пострижен в монашество. С 1865 г. преподавал в Рижской ДС латыш. язык, рус. грамматику, нравственное и апологитическое богословие, гомилетику, каноническое право и рус. историю. Принимал активное участие в латыш. издании ж. «Училище благочестия». В 1867 г. утвержден в степени кандидата, затем магистра богословия, в 1870 г. назначен инспектором Рижской ДС. 23 нояб. 1871 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Могилевской ДС, настоятелем могилевского Братского в честь Богоявления Господня мон-ря . В период его ректорства здания Могилевской ДС были капитально отремонтированы. 25 окт. 1883 г. указом Святейшего Синода А. был назначен, а 21 нояб. 1883 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. А. - первый правосл. архиерей латыш. происхождения. 3 июня 1890 г. А. был переведен на Архангельскую и Холмогорскую кафедру. Из-за неблагоприятного сев. климата А. часто болел и согласно собственному прошению 16 апр. 1893 г. был уволен от управления епархией, назначен управляющим ставропигиальным Симоновым Новым московским мон-рем . 3 сент. 1893 г. А. был переведен на Полоцкую и Витебскую кафедру. Предметом особых забот А. была латыш. паства, среди к-рой он начал активную миссионерскую деятельность. 24 окт. 1893 г. в Воскресенской ц. Витебска А. впервые совершил литургию архиерейским чином на латыш. языке. В 1894 г. А. учредил особую должность латыш. миссионера, старался подбирать на латгальские (в Вост. Латвии) приходы священников, свободно владевших латыш. или латгальским языками. По инициативе А. ежегодно выделялись средства на издание на латыш. языке религиозно-нравственной лит-ры, в Витебской ДС были учреждены стипендии для латышей. В 1895 г. в архиерейском доме было открыто церковно-археологическое древлехранилище. Несмотря на тяжелую болезнь, вплоть до своей кончины А. совершал богослужения в кафедральном соборе, в к-ром и был похоронен. Лит.: Преосвященный Александр, епископ Полоцкий и Витебский//Прибавления к ЦВ. 1893. 47. С. 1689; 1899. 32. С. 1278-1279; Сахаров С. П. Православные церкви в Латгалии. Рига, 1939. С. 9-10; Гаврилин А. Очерки истории Рижской епархии. 19 век. Рига, 1999. С. 316-317. А. В. Гаврилин Рубрики:

http://pravenc.ru/text/174590.html

К юбилею был построен главный храм Вооружённых Сил России в честь Воскресения Христова, посвященный ратным подвигам русского народа во всех войнах. Он был освящен 14 июня Святейшим Патриархом Кириллом. Его главная икона Спас Нерукотворный была принесена в период Великого поста в воинские храмы Санкт-Петербурга - Николаевский собор Кронштадта, Троице-Измайловский и Николо-Богоявленский соборы. Стало доброй традицией принесение в Кронштадт по случаю дня Военно-морского флота мощей праведного воина Феодора Ушакова, покровителя моряков. В епархии с 9 по 17 марта пребывала частица мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святыня была принесена из Иерусалима по благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалима и всея Палестины Феофила III и Святейшего Патриарха Кирилла. Ковчег с мощами находился Казанском кафедральном соборе, к нему приложились тысячи петербуржцев. Мы скорбим о продолжающейся смуте в семье Поместных Православных Церквей в связи с антиканоническими действиями Вселенского Патриархата на Украине . Враг рода человеческого, пользуясь несовершенством людей, сеет разделение и среди иерархов. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил сделал шаги к преодолению разделения, в феврале по его инициативе в Иордании состоялось собрание предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, в котором участвовал и наш Святейший Патриарх Кирилл. В итоговом документе подчеркнута необходимость всеправославного диалога по украинскому вопросу, а также укрепления братских связей между Православными Церквами. Но не все считают, что такие вопросы нужно решать сообща в духе взаимной любви и при неукоснительном соблюдении канонических прав другой стороны. В октябре глава Кипрской Православной Церкви Архиепископ Хризостом помянул за Божественной литургией главу украинских раскольников в числе Предстоятелей Поместных Церквей, фактически признав этим раскольничье собрание автокефальной Церковью. Священный Синод Русской Православной Церкви вынужден был прервать молитвенно-евхаристическое общение с Архиепископом Хризостомом и теми иерархами, которые вступят в церковное общение с раскольниками. Как вы знаете, в ноябре состоялся Синод Кипрской Церкви, на котором позиция заседавших архипастырей разделилась, но большинством голосов они поддержали своего предстоятеля, по сути признав Поместной Церковью упомянутое собрание раскольников. Обстановка среди кипрских иерархов сейчас неоднозначная, ряд архиереев по-прежнему отказывается поминать раскольников и сослужить с ними.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/23/mitrop...

«Не бойся говорить правду пред кем бы то ни было», — преподобноисповедник Антоний (Абашидзе) Источник: Православие в Украине С конца 1937-го до 1941 года владыка Антоний был единственным православным архиереем в Киеве. Почти через 70 лет со дня смерти, 14 июня 2011 года, Священный Синод УПЦ прославил его в лике месточтимых святых ( журнал 21 ). Посвятить себя на служение Церкви Схиархиепископ Антоний (Абашидзе) Схиархиепископ Антоний (в миру Давид Ильич Абашидзе) принадлежал к старинному и знатному грузинскому роду. По отцу он происходил из князей Абашидзе, по материнской линии был в родстве с другим знаменитым княжеским семейством — Багратуни, из которого вышел герой Отечественной войны 1812 года генерал Багратион. Родился будущий светильник Церкви 12 октября1867 г. в селе Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии в имении своих родителей. По окончании Тифлисской гимназии поступил на юридический факультет Императорского Новороссийского университета в Одессе, который окончил в 1891 г. с отличием. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но вместо этого князь Давид неожиданно для близких уехал в Киев и там, сдав «поверочный экзамен», поступил на I курс Киев­ской духовной академии. 1 октября1892 г. Давид Абашидзе подал на имя ректора академии епископа Сильвестра (Малеванского) прошение, в котором писал: «Имея непреодолимое желание привести в исполнение обет, давно данный мною Господу, посвятить себя вполне на служение Святой Его Церкви, прибегаю к стопам Вашего Преосвященства и смиреннейше прошу посвятить меня в иноческий чин». Как напишет позднее сам владыка, «Господь сподобил меня воспринять иночество в церкви Преподобного Антония в Ближних пещерах в Святой Успенской Киево-­Печерской Лавре, в коей, пред поступлением своим в Духовную Академию и при вступлении в монашество, прожил 3 месяца, а по принятии иночества, в продолжение 4 лет своего обучения, считал Св. Лавру своим родным монастырем». В том же году 16 ноября Давид Абашидзе был пострижен в монашество с именем Димитрий, в честь свт. Димитрия Ростовского. Через пять дней, 21 ноября, в Богоявленской церкви Киево-Братского монастыря рукоположен в сан иеродиакона.

http://pravoslavie.ru/48151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 9(20).11.1717, г. Нежин, ныне Черниговской обл.- 2(13).02.1795, г. Могилёв), свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), архиеп. Могилёвский, богослов. Из западнорус. дворянского рода, род. в семье сотенного урядника. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел лат., польск., греч., древнеевр. и нем. языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки ; впосл. архиепископ С.-Петербургский). 11 авг. 1744 г. в Киево-Печерской лавре принял монашеский постриг, к-рый совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским) ; в 1747 г. рукоположен в священнический сан, в 1752 г.- в сан архимандрита. С 1745 г. Г.- преподаватель поэтики (теории стихосложения) в академии, с 1747 г. профессор философии и префект, с 1751 г. профессор богословия, настоятель киевского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря , член Киевской духовной консистории, с 1752 г.- ректор академии. В 1750 г. Г. составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов. В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский) , возглавлявший единственную правосл. епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового правосл. епископа предшествовали активные попытки католич. партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию. Однако 20 авг. 1755 г. в Софии Св. соборе в Киеве состоялась хиротония Г. во епископа Могилёвского, к-рую совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий) , Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Кор. Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение Г. декретом от 3 июня 1755 г. Возрождение церковной жизни епархии Г.

http://pravenc.ru/text/162176.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010