иконография сер. XVII в. могла появиться на пограничье современных Белоруссии, Польши и Украины (Замостье (ныне Замосць) - Луцк - Пинск). Оттуда иконы Божией Матери этого типа распространялись на прилегающие регионы Галиции и Волыни. Образцом данного типа является чудотворная Верхратская икона Божией Матери из Креховского мон-ря, по преданию принесенная в Верхрату из Замостья в 1682 г. (в наст. время в Креховском мон-ре). К этому типу близки икона Божией Матери «Умиление» 1656 г. из с. Местковичи близ Пинска (НХМ РБ), икона рубежа XVII и XVIII вв. кисти иером. Иова (Кондзелевича) из Белостоцкого монастыря близ Луцка и др. Богородичная икона такого типа, возможно, была принесена до 1656 г. (или между 1654 и 1656) с Пинщины вместе с Купятицкой иконой в Киево-Братский мон-рь, где стала почитаться как чудотворная. В этом случае документальные данные архидиак. Павла Алеппского не согласуются с легендарными сведениями о прибытии иконы по Днепру из Вышгорода. Можно только предполагать, что во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. чудотворный образ Божией Матери мог быть поврежден или потерян, а в 1662 г. он был возобновлен или написан заново или же заменен иконой, «приплывшей» из Вышгорода. Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ) Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ) Сцена с плывущей по Днепру К.-Б. и. представлена на гравюрах. На одной из них, на меди, под названием «Богоявление», созданной в честь освящения в 1693 г. нового Богоявленского собора Киево-Братского монастыря ( Люта Т. Могилянський «Theatrum Gloriae» Ibaha Мазепи//Пам " ятки Украïни. 2013. 1(183). С. 57), изображено «Крещение Господне» в Иордане-Днепре, по волнам к-рого к Киеву плывет лодка с К.-Б. и. Слева от реки показан вышгородский храм святых Бориса и Глеба, а на противоположном гористом берегу стоят киевские церкви, ниже которых, на Подоле,- Богоявленский собор Братского монастыря, возле которого изображена группа людей во главе с равноап. кн. Владимиром и со святыми Борисом и Глебом. Внизу по центру помещен герб гетмана И.

http://pravenc.ru/text/1684331.html

вкладчик получил благословение митр. Варлаама (Ясинского) на постройку церкви. При этом Девульский оговаривал свое право использовать передаваемое имущество вплоть до смерти (Там же. 65. С. 95-99). Ок. 1725 г. у властей М. Б. м. возник конфликт с Могилёвским еп. Сильвестром (Четвертинским), отказавшимся утвердить настоятелем обители кандидата братчиков игум. Климента (Пигаревича). Архиерей стремился подчинить М. Б. м. и братство своей власти и назначить для управления ими своего игумена. Действия еп. Сильвестра поддержал рус. резидент Игнатий Рудаковский. Защищая свою ставропигию, братчики обратились к кор. Августу II Саксонскому, к-рый поддержал их требования. 18 окт. 1725 г. он выдал братчикам королевскую грамоту (Там же. 68. С. 102-103). Однако против братчиков был архидиак. Каллист Заленский, к-рый поспособствовал удалению из М. Б. м. в Черниговскую епархию игум. Климента и лишению его права священнослужения. Заленский препятствовал церковным службам братчиков и не допускал в М. Б. м. городских священников. Фактически захватив власть в Могилёвской епархии, он надеялся стать преемником престарелого еп. Сильвестра (Четвертинского; † 14 февр. 1728). Зимой 1727/28 г. Заленский захватил в М. Б. м. епископский архив и способствовал назначению наместником обители минского игум. Гедеона (Шишки). Архидиакон предпринял попытку своего избрания во епископа не в Могилёве, а в Мстиславле, не имея благословения ни от Киевского митр. Варлаама (Вонатовича) , ни от ставропигиальных братств. 26 июня 1728 г. братчики составили инструкцию для своих послов, к-рых они собирались отправить в Киев для подачи жалобы на действия Заленского. 8 сент. 1729 г. митр. Варлаам (Вонатович) назначил, а 30 янв. 1730 г. утвердил епископом Могилёвским Арсения (Берло) , бывш. настоятеля киевского Межигорского в честь Преображения Господня монастыря . 10 марта 1730 г. архидиак. Каллист спровоцировал выступление братчиков и горожан против еп. Арсения. В итоге королевским манифестом 29 июля 1730 г. еп. Арсению (Берло) было запрещено служить на Могилёвской кафедре. Т. о., вопрос о власти в М. Б. м. остался открытым. Лишь в 1732 г. архидиак. Каллист был наказан и затем сослан в Сибирь. Могилёвский Братский мон-рь в честь Богоявления. Фотография. 1909 г.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

Для своего излюбленного училища Петра Могила устроил особую церковь («конгрегационную») в честь св. Бориса и Глеба, а для помещения классов соорудил большое двухэтажное здание, завел при училище библиотеку, а для бедных учеников учредил бурсу. В нравственное назидание студентам Петр Могила составил в 1636 году книгу: «Анфологион, сиричь молитвы и поучения душеполезныя; в душевную пользу спудеев (студентов) и всех благочестивых любомолитвенник». В этой книге Могила выражает желание, чтобы в училищах не только преподавались высшие науки, а еще более и выше всего посеевалось и вкоренялось в сердцах учеников благочестие, без которого всякая мудрость есть глупость перед Богом, и справедливо так именуется. 98 Громадное просветительное значение братского училища (коллегии) и других школ, учрежденных Могилою в разных городах, признавалось даже недоброжелателями православных; так, изменивший православию Кассиан Сокович (бывший в 1622 году учителем в Киево-братском Богоявленском училище) указывал униатам на превосходство школ у православных, в особенности же Киевского училища, и Петр Могила отвечал Соковичу: «ты вспоминаешь о школах Киевских и Гойских и признаешь, что в них учат хорошо; это ты говоришь правду, ибо по истине в них учат хорошо». В 1635 году профессор латинского языка в Киевском училище Сильвестр Коссов издал «отчет» (сказание) о школах Киевских и Винницких, в котором свидетельствовал, что «господа обыватели киевские и других мест охотнее, чем при предках наших (которые и до нас постоянно учили по-латыни), стали наполнять своими детьми, как муравьями, наши Аполлоновы житницы (т. е. православные училища), называть их Геликоном, Парнасом, величаться ими». 99 Из этого свидетельства усматривается, что школа в то время была единой и всесословной, в ней не было ни партийности, ни раздельности, и в числе учеников Киево-братского училища встречаются дети и высшего сословия (например, Александр Скумин-Тышкевич и др.), и духовенства (протопоповичи) и местных властей (бурмистровичи). 100 По примеру прежних митрополитов Петр Могила тоже вступил в тесные сношения с Москвой и послал царю Михаилу Федоровичу часть мощей св. Владимира, по обретении их при раскопках на месте древней Десятинной церкви. Особенное внимание заслуживают старания Петра Могилы перед царем о том, чтобы в Москве был заведен особый монастырь, в котором могли бы жить «старцы и братия общежительного Киевского братского монастыря», и обучать детей боярских и простого народа грамоте греческой и славянской, и обещал прислать «старцев с учителями». Эти старания Могилы о насаждении просвещения в Московском государстве увенчались успехом уже после его смерти. По инициативе патриарха Никона и боярина Ртищева в 1648 году было устроено в Москве ученое братство и в него, под главенством Епифания Славинецкого, вступили ученые иноки Киевских и других малороссийских монастырей, и много потрудились на пользу русской церкви и просвещения. 101

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Братский острог являлся первым по времени из числа построенных на бурятских землях. Он имел громадное значение как сторожевой пост, прикрывавший путь с Енисея на Лену и как опорный пункт для сбора ясака с бурят. Вскоре Братский острог становится удобным пунктом для снаряжения экспедиций за Байкал. Первую церковь в Братском остроге построили в 1631 году (по другим данным — в 1649 г.). При последующих переносах острога на новые места, вероятно, переносили и церковь. В 1675 году русский дипломат Николай Гаврилович Спафарий, проездом в Китай остановившись в Братском остроге, записал: «в остроге церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской». На чертеже Братского острога 1701 года Семёна Ульяновича Ремезова отчётливо читаются формы довольно крупной деревянной церкви, занимающей почти всё внутреннее пространство острога. В 1707 году храм сменяет другая двухпрестольная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери с тёплым приделом Богоявления Господня. Длина новой церкви составляла 9 саженей (19,2 м); ширина 6 саженей 1 аршин (13,5 м). В течение всего XVII века Братский острог был приписан к Енисейскому острогу. С утратой военного значения в XVIII веке острог превратился в село Братско-Острожное. К началу XIX века Владимирская церковь значительно обветшала, поэтому в нескольких метрах южнее её в 1843 году на средства прихожан строится новая деревянная церковь, проект которой был разработан в Петербурге по просьбе декабриста Петра Александровича Муханова, отбывавшего в 1833-1842 годах ссылку в Братске. В памяти сельчан сохранилось имя строителя нового храма — им был плотник М.С. Карпов. Новый храм, так же как и старый, был с двумя престолами: зимним во имя Богоявления Господня (освящен в 1843 г.) и летним во имя Владимирской иконы Божией Матери (освящен в 1844 г.). Старинный иконостас с иконами, освященными ещё первым иркутским епископом святителем Иннокентием Кульчицким, по утверждению жителей села, был перенесён из Кафедрального Богоявленского собора г. Иркутска в новый храм села Братско-Острожное.

http://sobory.ru/article/?object=38618

Нечкино. Церковь Богоявления Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сведений о строительстве первых Пророко-Ильинской и Владимирско-Богородицкой церквей по документам ЦГА УР не обнаружено. Известно, что в начале XVIII в. в селе уже существовали деревянная Пророко-Ильинская и Владимирско-Богородицкая церкви. В июне 1768 г. Преосвященным Варфоломеем, епископом Вятским и Великопермским, дана храмозданная грамота на строительство вместо обветшавшей Владимирско-Богородицкой церкви новой деревянной церкви с тем же названием. Церковь была построена в 1770 г. и по указу Вятской духовной консистории от 15 марта 1770 г. 287 освящена во имя Владимирской иконы Божьей Матери. В 1801 г. по клировым ведомостям в селе значились 2 деревянные ветхие церкви: Пророко-Ильинская и Владимирско-Богородицкая. 4 марта 1801 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота 566 на строительство каменной церкви, которая была построена на средства прихожан в 1807 г. с тремя престолами. В холодной церкви – главный – освящен во имя Богоявления Господня, в теплой – правый– освящен 20 июня 1807 г. в честь Владимирской иконы Божьей Матери, левый – освящен 23 июня 1808 г. в честь Св. Пророка Илии. В состав прихода в 1846 г. входили: с. Нечкино, д. Пислегово, д. Макарово, д. Усть-Нечкинка, д. Чепаниха, д. Дуванак, поч. Голованов, поч. Коновалов, поч. Чукавин, д. Горбунова, д. Юриха, д. Сениха, д. Лагуново, д. Немешаево, д. Слепокурова, д. Килина, д. Боровики, д. Шадренки. 5 мая 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство. Богоявленская церковь закрыта по Указу Президиума Верховного Совета УАССР от 3 сентября 1941 г. Здание передано под больницу. Материалы ЦГА УР Село Нечкино – Богоявленская церковь, каменная, построена в 1807 г.; расстоянием от г. Вятки в 500 в., от уездного города и от благоч. в 20 вер.; приписные церкви в деревнях Лагуновской и Дуванаке; часовни деревянные в деревнях: Горбуновской, Дуванакинской, Лагуновской, Макаровской и Чепаниховской; причта по штату положено: 2 св., 1 д., 2 пс.. квартиры для причта казенные; земли: усад. 1 д. 2225 с., пах. 30 д., неудобн. 3 д. 175 с.; братский денежный доход 907 р.; руги собир. на весь причт до 120 п. ржи и 80 п. овса, прихожан: правосл. рус. 3052 м. п., 3036 ж. п.; старообр. 54 м. п., 46 ж. п.; приход состоит из 15 селений, расст. 3-12 вер.

http://sobory.ru/article/?object=02835

Не позднее 1620 г. ктитором К.-Б. м. стал запорожский гетман П. К. Конашевич-Сагайдачный, пожертвовавший не позднее 10 апр. 1622 г. на нужды мон-ря значительные суммы и впосл. похороненный рядом со строившимся каменным собором в честь Богоявления. По преданию, он же пожертвовал для монастырской церкви серебряный крест, хранившийся в соборе обители. 10 апр. 1625 г. царю Михаилу Феодоровичу Романову, а также думному дьяку И. Т. Грамотину было отправлено «письмо духовных и мирских братий», в к-ром содержалась просьба «о милостыни на украшение своей церкви Богоявления Господня, Благовещения и преподобных Антония и Феодосия Печерских». 17 янв. 1626 г. обращение с просьбой о выделении помощи К.-Б. м. и школе поступило к царю Михаилу Феодоровичу (АрхЮЗР. 1883. Ч. 1. Т. 6. С. 551-554). Среди первых настоятелей К.-Б. м. известны: в 1628 г.- иером. Серапион (Бельский), в 1630-1631 гг.- иером. Тарасий (Земка), в 1631-1632 гг.- иером. Фома (Иевлевич). В 1630 г. в Киеве свирепствовала эпидемия моровой язвы, часть насельников скончались. Объединение с Киево-Печерской школой Новый этап в жизни К.-Б. м. начался после подписания архим. Петром (Могилой) и Киевским братством акта об объединении Киево-Печерской школы и школы, располагавшейся в К.-Б. м. В соответствии с этим договором свт. Петр становился главным братчиком и защитником объединенной школы. В нач. 1632 г. объединение школ было подтверждено Киевским митр. Исаией (Копинским) и гетманом И. Д. Петражицким-Кулагой. 5 июня решение об объединении Печерской и Братской школ утверждено митр. Киевским Исаией (Копинским). При этом митрополит потребовал, чтобы за богослужением в К.-Б. м. поминалось имя митрополита Киевского. Данная мера должна была подчеркнуть, что объединенная школа находится в его юрисдикции. К осени 1632 г. новая школа разместилась в стенах К.-Б. м. Ректором школы, именовавшейся «коллегией», и настоятелем (1634-1638) К.-Б. м. стал игум. Исаия (Трофимович-Козловский) Архим. Петр (Могила), получив звание «пожизненного блюстителя, опекуна и защитника» К.-Б. м., предоставил в пользование обители Вишенскую и Гнедину волости близ Киева и деревни Процев и Ревное. На его средства для К.-Б. м. было приобретено местечко (впосл. село) Новосёлки. В 1638 г. по ходатайству свт. Петра (Могилы) земельные угодья Васильевской (Трехсвятительской) и Крестовоздвиженской церквей вместе с храмами грамотой польск. кор. Владислава IV Вазы были переданы в собственность К.-Б. м.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Максимилиана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейшего Владыку приветствовал митрополит Ювеналий, который, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Сегодня Вы совершили богослужение на этой земле, освященной благочестием и мученической кровью священнослужителей и верующих, запечатлевших свою горячую веру. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон вместе с сопутствующими ему архипастырями совершил сюда свой пастырский визит. А 20 лет назад, когда совершалось перенесение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, Святейший Патриарх Алексий служил здесь всенощную, пребывал здесь, а наутро направился дальше сопровождать святые мощи и совершил Божественную литургию в Орехово-Зуеве». Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству икону священномученика Константина Богородского с частицей мощей. Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом . В память о посещении Святейший Патриарх Кирилл передал Богоявленскому собору список Казанской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки священномученика Константина Богородского с Патриаршим благословением. В XVII  в. город Ногинск был ямским селом Рогожа. На месте нынешнего собора стоял храм во имя святителя Николая. В 1755-1767 гг. в с. Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и было переименовано в Богородск. В 1822-1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 г. от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню. В 1873 г. церковь была наименована собором. Тогда же по прошению прихожан собор был разобран, и в 1876 г. построен новый, более просторный храм в честь Святого Богоявления Господня с теми же приделами. В 1885-1886 гг. колокольню надстроили третьим ярусом звона, а в 1890 г. сюда торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего было 13 колоколов.

http://patriarchia.ru/db/text/1838634.ht...

Монастырь основан в 1615 г. женой Мозырского маршалка Стефана Лозки Елизаветой Гулевичевной, пожертвовавшей под Богоявленский монастырь, принадлежавший ей двор с постройками. С 1620 г. он считался ставропигиальной обителью константинопольского патриарха. Пожар, бывший в 1658 году, сильно повредил монастырь. Его поновили через четыре года, но в 1665 г. он был совершенно разрушен. Обитель после столь сильного удара опять возобновляется около 1670 г. и поновляется в 1740 г., но в 1786 г. закрывается. Возникнув снова, как второклассный монастырь, в 1799 г., он истребляется пожаром в 1811 году. Это было последним его бедствием, так как в 1836 г. произошло окончательное его восстановление. Начало этого монастыря тесно связано с возникновением братства и академия. Богоявленское братство возникло одновременно с другими южнорусскими братствами в конце XVI в., задавшиеся целью защищаться и бороться с папством и иезуитами, мечтавшими подчинить себе, если не всю православную Русь, то хоть юго-западную ее окраину с Киевом во главе. И не мало бед, лишений и тяжелых ударов перенес Братский монастырь в своей упорной, геройской борьбе. В эпоху польского владычества на юго-западе России и гонений на православие он служил твердым оплотом для ревностных борцов, а его училище, соединенное в 1622 г. с лаврской школой под именем Киево-Могилянской коллегии, было в то время единственным высшим заведением в России, приготовлявших в своих стенах ряд великих деятелей. 26-го сентября 1701 года коллегия была преобразована в академию, которая существовала нераздельно с монастырем до 1799 года. Она и ныне расположена в стенах обители, а ее ректор управляет монастырем, но в материальном отношении они не зависимы друг от друга. В монастыре два каменных храма: в честь Богоявления Господня и во имя Сошествия Св. Духа. Соборная церковь Богоявления Господня с приделами в честь Рождества Иоанна Крестителя построена на месте деревянной гетманом Иваном Мазепой в 1693 г. Она неоднократно подвергалась разрушению от пожара и поновлена в последний раз в 1891 году. На ее хорах с правой стороны расположен придел во имя святителя Димитрия Ростовского , а с левой или южной – во имя Св. равноап. князя и Св. равноап. кнг. Ольги. В этом храме хранятся святыни обители – чудотворная икона Братской Богоматери, приплывшая по р. Днепру в 1662 г. из разоренного татарами в г. Вышгороде соборного храма, и древний образ Св. Николая Чудотворца, пожертвованный в монастырь в 1632 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Кроме основного храма в монастырь входили братская школа, больница, аптека, а в 1630 году была основана еще и типография, которая впоследствии стала одним из самых крупных центров белорусского книгопечатания 17 века. Но типография проработала всего 25 лет, в 1655 году все печатное оборудование вывезли из монастыря, как и резной иконостас. С каждым годом монастырь лишь приходил в упадок, а бесчисленные войны это только усугубили. Множество мастеров вышли из стен монастыря: художники, чеканщики, резчики по дереву, граверы – все они разъехались по городам России или были переведены в Москву. В начале 20-го века монастырь пытались возродить, но безуспешно. Более или менее из всех монастырских строений сохранилась до наших дней Свято-Духовская церковь, правда, в перестроенном виде. Она была построена в начале 17 века и действует по сей день, являясь ценным памятником архитектуры барокко: пилястры, плоские арочные ниши, лепные оконные проемы. К сожалению, многие элементы церкви были утеряны, перестроены или разрушены: не сохранились резной иконостас и фрески мастера Григория, а также первоначальная крыша, но несмотря на это Свято-Духовская церковь все еще остается одной из самых интересных достопримечательностей города. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

http://sobory.ru/article/?object=17668

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .  Во внимание к трудам по спасению жизни людей и в связи с 80-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил академика РАН, профессора, доктора медицинских наук, заведующего кафедрой госпитальной терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, председателя Российского респираторного общества, члена исполкома Общества православных врачей России А.Г. Чучалина орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени. «Еще раз всех с праздником! Хотел бы сердечно приветствовать владыку митрополита Киприана из братской Болгарской Церкви, который сослужил мне вместе с духовенством. Я рад возможности вместе с ним совершить Божественную службу и заверить его, что в сердцах русских православных людей всегда хранятся вера и братские чувства в отношении православного болгарского народа. Пусть славянское братство, пусть особые отношения между болгарами, русскими сохраняются для укрепления всего Православия и особенно для укрепления веры в православных народах», — сказал в завершение Предстоятель Русской Церкви.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси   Фотоальбоми в свято Хрещення Господня в Богоявленському кафедральному в У свято Хрещення Господнього Кирил звершив та чин великого освячення води в Богоявленському в за темою та поховання Болгарського Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита : Послання] Преставився до Господа Болгарський У молитовно вшанували пам " ять святителя Серафима Богучарського В сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому в день пам " князя Московського в Даниловому У сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника Виконувач обов " екзарха Африки звершив на Церкви в У день свята Хрещення Господнього екзарх звершив в " ятнику на честь святих та 10-у м. У Хрещенський начальник взяв участь в води на Йордан У день свята Хрещення Господнього Кирил звершив в Христа Спасителя м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5577916...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010