Г. стремился упрочить свою власть и на Левобережной Украине. В 1686-1687 гг. между митрополитом и запорожским казачеством произошел конфликт в связи с попыткой Г. подчинить себе церкви Запорожской Сечи, тогда как они считались приписными к Межигорскому в честь Преображения Господня мон-рю . Митрополит потерпел поражение в конфликте: по просьбе властей Межигорского мон-ря патриарх Иоаким в 1687 г. даровал обители ставропигию . Положение Г. стало неустойчивым после свержения Самойловича с гетманства в июле 1687 г. Воспользовавшись напряженными отношениями между Москвой и митрополитом, архим. Варлаам (Ясинский) 18 янв. 1688 г. обратился к царям с просьбой о подтверждении ставропигии Киево-Печерского мон-ря, просьба была удовлетворена. 27 янв. Г. было запрещено титуловаться митрополитом всея России. 7 марта архиеп. Лазарь (Баранович), жалуясь царям на Г., писал о том, что митрополит лишил его титула архиепископа и исключил из Черниговской епархии 3 протопопии. Архиеп. Лазарь просил изъять Черниговскую кафедру из юрисдикции Киевского митрополита и подчинить непосредственно Московскому патриарху. Эта просьба также была исполнена. Г. проявил себя как активный церковный строитель. Благодаря его усилиям был отремонтирован пришедший в ветхость Софийский собор, в сев.-зап. части к-рого в 1689 г. был устроен придел в честь Собора св. Иоанна Предтечи. Митрополит неоднократно испрашивал у царей богослужебную утварь для собора, добился возвращения незаконно отнятых у храма земельных владений. В возобновлении Софийского собора принимали участие не только укр. зодчие, но и московские мастера, почерк к-рых угадывается в форме наличников. При Г. состоялось перенесение чудотворной Любечской иконы Пресв. Богородицы из г. Любеча Черниговской епархии в Киев (1690), перенесение в киевский Софийский собор из луцкой Иоанно-Богословской ц. пепла сожженной левой руки вмц. Варвары и кораллового перстня, был устроен оклад для чудотворной Купятицкой иконы Пресв. Богородицы , началось строительство нового храма в киевском Братском в честь Богоявления Господня муж. мон-ре (на средства Мазепы), была освящена новая церковь в Мотронинском во имя Св. Троицы мон-ре , делалась попытка обновления Десятинной церкви в Киеве и др.

http://pravenc.ru/text/161879.html

Чрез восемь лет после нашествия Мазовши ополчился на Москву отец его Седи-Ахмет и похвалился поработить Россию. Сын великого князя Иоанн прогнал войско зловерное из России. Св. Иона разрушение похвальбы Ахмета отнес заступлению Богоматери и в Успенском соборе в 1459 году устроил придел в похвалу Богоматери (См. 21-го мая и 23 июня). 226 Ондрусова Николаевская пустынь, игум. Даниила, Спб. 1856 г. В Сторожке загубского прихода близ церковной стены стоит часовня и в ней на казенной плите надпись говорит: „на сем месте погребен св. обители сея начальник – строитель пред. Кидриан, преставися в л. 7000“. Храм каменный в честь св. Николая и Богоявления Господня, а в нижнем этаже престол в честь усления Богородицы. Свед. о мон. 422. 423, где впрочем – неточности. На месте обители ныне деревня Сторожня, иначе Сторожевский Нос, с приписным храмом. – Итак сомнения г. Костомарова о Киприане (Север. народопр. 2, 361.) – решены. 228 В ркп. Олонецком требнике под 17 мая замечено; „в сей день перенесение мощей пред. отца нашего Адриана, игумена Николаевского монастыря, на Ладожском озере, на Ондрусовом острове, в Олонедком уезде, нового чудотворца, а память его празднуется августа 26“. Ркп. святцы: „прел. Адриан, игумен Рождественского (Введенского) монастыря др. Богородицы, иже бысть на Ладожском озере, на Ондрусовом острове, в Олонецком уезде, чудотворец; преставися в лет. 7000 м. мая в 17“. Убиение преподобного и явление его старцам изображается на иконах обители. По описи 1582 г. в Ондрусовом монастыре церковь св. Николая каменная, но другую церковь деревянную, в честь введения Богоматери «сожгли немецкие люди», – шведы. 1581 г. дер. ограда, келья игумена и 7 келий братских также сожжены. Неволин. О пятин. 156. 230 Ондрусова Николаевская пустынь, стр. 23–26. Спб. 1856 г. В известиях Сына отечества 1836 г. стр. 78 сказано, что императором присланы 25,000 р. на новый храм, но деньги для нового храма собраны были строителем от разных благотворителей. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885./Август. – 292, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ (Копинский (Купинский); ок. 1580 - 25.09(5.10).1640), митр. Киевский и Галицкий в 1631-1632 гг. (фактически до марта 1633). Биография Принадлежал к старинному мелкопоместному шляхетскому роду Копинских (Копенских), который относился к гербу «Lubicz» и происходил из Подляшья, из мест. Копина (ныне село Лукувского повята Люблинского воеводства, Польша); отдельные ветви рода в XVI-XVII вв. имели поместья в Белзском и Галицком воеводствах ( Boniecki A. Herbarz polski: Wiadomoci historyczno-genealogiczne o rodach szlacheckich. Warsz., 1907. Cz. 1. T. 11. S. 190-191). Вероятно, И. принадлежал к ветви рода, связанной с Галицкой Русью . И. получил образование в одной из братских школ или в Острожской академии. Ок. 1598 г. он принял постриг в Киево-Печерском мон-ре , настоятелем которого тогда являлся архим. Елисей (Плетенецкий) . И. «неисходно» прожил в обители 16 лет, состоя блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, где под его началом подвизались 12 монахов. В 1612 г. кн. Михаил Корыбут Вишневецкий выдал грамоту игумену Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря Афанасию и «отцу Исайе Печерскому» с разрешением строить мон-ри в его заднепровских владениях. В 1614 г. основатель и настоятель находившегося во владениях кн. Михаила Вишневецкого Густынского во имя Св. Троицы мон-ря (ныне в с. Густынь Черниговской обл., Украина) игум. Иоасаф Святогорец в связи с ухудшением здоровья пригласил И. в монастырь в качестве преемника, и тот начал строить в обители ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, кельи и др. здания. Вскоре игум. Иоасаф поправился, И. вернулся в Киев. 14 окт. 1615 г. Анна Гулевичевна Лозкина пожертвовала свой дом в Киеве для устройства там правосл. мон-ря и школы и передала его в ведение И. Приняв этот дар, православные образовали Киевское братство , которое должно было опекать учрежденные по воле Анны Гулевичевны киевский Братский в честь Богоявления мон-рь и братскую школу. И. стал старшим иеромонахом Братского мон-ря и старшим братчиком.

http://pravenc.ru/text/674836.html

саж. в основании и 26 сажен вышины, а в 1814 году внутри Свято-Троицкого храма, к западной стороне, устроен придел во имя св. Димитрия Ростовского . В 1818 году рядом с храмом преп. Сергия построены каменные двухэтажные настоятельские покои, а внизу помещение для братии и послушников; к этим помещениям в 1825 году пристроены двухэтажные каменные монастырские келлии, в числе восьми. В 1829 и 1830 годах при настоятеле архимандрите Арсении над трапезной теплой Сергиевской церкви устроен придел во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и освящен в 1831 г. В этом же году построен особый каменный корпус в 2 этажа; внизу устроены братская трапеза и кухня с погребом, подвалом и кладовою, а в верхнем этаже – братские келлии. В 1848 году, при настоятеле архимандрите Иезекииле, к левой стороне Сергиевской теплой церкви, над могилой схимонаха Вассиана был заложен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, который освящен 2 сентября 1849 года; придел же во имя св. Иоанна Богослова упразднен. В 1905 году, при настоятеле архимандрите Гаврииле, под приделом в честь Казанской иконы Божией матери из усыпальницы схимонаха Вассиана устроена была пещерная церковь куда был перенесен придел во имя святителя Димитрия Ростовского . Под алтарем этого храма в том же 1905 году была устроена кувуклия. Эта церковь освящена преосвященным Гурием в честь Богоявления Господня, святителя Димитрия Ростовского , преподобного Серафима Саровского и преподобного Вассиана. Монастырь огражден каменною стеною. Все храмы и здания занимают нижнюю половину монастырской земли, северный же скат горы занят фруктовым садом, за которым вблизи ограды проходит полотно Московско-Казанской железной дороги; невдалеке и вокзал станции «Алатырь». 4 июля 1906 года от возникшего в городе пожара, истребившего более 300 домов, сгорел весь монастырь: все церкви, колокольня (при чем колокола упали и некоторые разбились), корпуса и все надворные постройки. Осталась только пещерная церковь , где под спудом почивает угодник Божий схимонах Вассиан и кувуклия. С помощью Божией и добрых людей, монастырские здания начали восстанавливать. Во владении Алатырского Троицкого монастыря находятся две упразднённые пустыни: Ключевская загородная пустынь, близ села Четвертакова, Ардатовского уезда, и Свято-Духовская пустынь – в 2 верстах от г. Алатыря, на берегу р. Суры. 4 К Троицкому Сергиеву монастырю было приписано 14 монастырей: Пещанский, Киржатский, Стромыжский, Белопесоцкий, Свияжский, Казанский, Астраханский, Авнежский, Махрицкий, Алатырский, Хотьковь; пустыни: Ново-Троицкая, Сергиева близ Петергофа, Георгиевская (Владимирской губ.) и Богоявленский монастырь в Кремле. Читать далее Источник: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и его подвижник схимонах Вассиан : с присовокуплением чудес, совершившихся при его могилке/Свято-Троицкий Алатырский монастырь. - Москва : Типолитогр. И. Ефимова, 1906. - 72 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ Свт. Иоасаф Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. (Почаевская Успенская лавра) Свт. Иоасаф Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. (Почаевская Успенская лавра) (Горленко Иоаким Андреевич; 8.09.1705, близ г. Прилуки - 10.12.1754, слобода Грайворон Хотмыжского у. Белгородской губ.), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский. Из укр. казачьей семьи. Прадед И. Лазарь Горленко дослужился до должности полковника Прилуцкого полка, в 1665 г. был пожалован дворянством, в 1687 г., во время Крымского похода кн. В. В. Голицына, убит взбунтовавшимися казаками. Останки Л. Горленко перенесли в Густынский во имя Святой Троицы монастырь , где устроена родовая усыпальница. Д. Л. Горленко, дед И., также занимал должность полковника Прилуцкого полка, был близок к гетману И. С. Мазепе , после разгрома шведов под Полтавой в 1709 г. бежал из России вместе с сыном А. Д. Горленко. Впосл. они вернулись и были прощены царем Петром I, хотя долго находились под подозрением. Сыновья Д. Л. Горленко получили образование в школе киевского Братского в честь Богоявления монастыря . Святитель род. в день Рождества Пресв. Богородицы. По преданию, явившийся отцу ангел покрыл мальчика архиерейской мантией, возвестив о святительском служении сына. В 1713 г. Иоаким был направлен в Киево-Могилянскую академию. Уже в 1716 г. юноша, по его словам, «возлюбил монашество», собирался принять постриг, однако долго не решался открыть свое желание родителям. В эти годы покровителем и духовником Иоакима был его дядя, насельник Киево-Печерской лавры инок Пахомий. В 1723 г. Иоаким приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Тогда он поехал в Киев под предлогом завершения обучения и поступил в находившийся в окрестностях города Межигорский в честь Преображения Господня монастырь , а в Киеве оставил слугу для доставки ему писем из дома и отправки ответов родителям. Вел строгий монашеский образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских Межигорского монастыря иеросхим. Феодором был пострижен в рясофор с именем Иларион. Родители примирились со случившимся и благословили сына на дальнейшее служение. В 1727 г. рясофорный монах был переведен в киевский Братский монастырь, где 21 нояб. настоятелем игум. Иларионом (Левицким) пострижен в мантию с именем Иоасаф в честь прп. Иоасафа, царевича Индийского. 6 янв. 1728 г. Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) И. был рукоположен во диакона.

http://pravenc.ru/text/578038.html

1022 В ркп. житии Царского 134 описано 17 чудес преподобного, из которых последнее было в 1657 г. 1025 Ондрусова Николаевская пустынь, игум. Даниила, Спб. 1856 г. В Сторожке загубского прихода близ церковной стены стоит часовня и в ней на каменной плите надпись говорит: «на сем месте погребен св. обители сея начальник – строитель преп. Киприан, преставился в л. 7000. Храм каменный в честь св. Николая и Богоявления Господня, а в нижнем этаже престол в честь успения Богородицы. Свед. о мон. 422. 423., где впрочем – неточности. На месте обители ныне деревня Сторожня, иначе Сторожевский Нос, с приписным храмом. – Итак сомнения г. Костомарова о Киприане (Север. народопр. 2, 361.) – решены. 1027 В ркп. Олонецком требнике под 17 мая замечено: «в сей день перенесение мощей преп. отца нашего Адриана, игумена Николаевского монастыря, на Ладожском озере, на Ондрусовом острове, в олонецком уезде, нового чудотворца; а память его празднуется августа 26.» Ркп. святцы: «преп. Адриан, игумен рождественского (введенского) монастыря пр. Богородицы, иже бысть на Ладожском озере, на Ондрусовом острове, в олонецком уезде, чудотворец; преставился в лет. 7000 м. мая в 17». Убиение преподобного и явление его старцам изображается на иконах обители. По описи 1582 г. в Ондрусовом монастыре церковь св. Николая каменная, но другую церковь деревянную, в честь введения Богоматери «сожгли немецкие люди», – Шведы. 1581 г. дер. ограда, келья игумена и 7 келлий братских также сожжены. Неволин о пятин. 156. 1029 Ондрусова николаевская пустынь, стр. 23–26. Спб. 1856 г. В известиях сына отечества 1836 г. стр. 78 сказано, что императором присланы 25000 р. на новый храм, но деньги для нового храма собраны были строителем от разных благотворителей. 1033 Соб. л. 11, 28. В 1147 г. Святослав Ольгович пришел к Дедославлю; а наместники Владимира и Изяслава убежали из страны вятичей из Брянска, Мценска и Блова. Святослав «занял всю страну вятичей до Брянска и Воробьина, Подесенье, Домогощь и Мценск». Исследование о древней области вятичей – в чтен. общ. лет. 1862 г. кн. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(Паевский Михаил Львович; 15.11.1879, с. Витулин Бельского у. Гродненской губ.- 17.05.1931, Москва), архиеп. Енисейский и Красноярский. Происходил из древнего белорус. священнического рода. Сын известного церковного историка и публициста прот. Льва Семеновича Паевского (1850-1919). С детства прислуживал в храме, с 8 лет был церковным чтецом. После учебы в Жировицком ДУ поступил в 1892 г. в СПбДС. Из-за слабого здоровья в 1897 г. перевелся в Таврическую ДС, которую окончил в 1898 г. В 1900 г. поступил в КазДА. 12 февр. 1901 г. пострижен в монашество с именем Мелхиседек. 10 апр. 1901 г. рукоположен во диакона. На 2-м курсе академии заявил о желании поступить в состав Пекинской духовной миссии, 18 янв. 1902 г. был отчислен из числа студентов, однако из-за отмены отъезда в Китай восстановлен в академии 8 марта того же года. 28 янв. 1903 г. рукоположен во иерея. В 1904 г. окончил КазДА с ученой степенью кандидата богословия. 3 сент. того же года получил назначение преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Могилёвской ДС. 28 апр. 1905 г. стал настоятелем кафедрального собора Могилёва. С 25 сент. того же года исполнял обязанности настоятеля могилёвского Братского в честь Богоявления Господня мужского монастыря . С 11 окт. 1905 г. благочинный мон-рей Могилёвской епархии. 18 дек. 1906 г. назначен настоятелем Богоявленского мон-ря с возведением в сан игумена. 24 янв. 1907 г. стал настоятелем Белыничского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Могилёвской епархии с возведением в сан архимандрита. С 22 сент. 1907 г. настоятель Херсонесского во имя святого равноапостольного князя Владимира мужского монастыря Таврической епархии. 19 марта 1909 г. переведен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мужского монастыря Черниговской епархии. 17 окт. 1910 г. назначен смотрителем Владикавказского ДУ. 11 марта 1914 г. стал ректором Самарской ДС. 23 авг. того же года переведен ректором Тифлисской ДС. По благословению экзарха Грузии архиеп. Питирима (Окнова) ввел регулярные богослужения на груз. языке в домовом семинарском храме во имя Св. Давида. 31 окт. 1914 г. М. стал членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. И. о. главы синодальной конторы во время отсутствия архиеп. Питирима. В нояб. 1915 г. по инициативе М. при Тифлисской ДС утверждены курсы по изучению древних груз. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

В обители ныне три каменных храма. Соборный храм в честь Св. Троицы построен в 1505 г. слуцкой княгиней Анастасией Олелько, восстановлен в 1795 г. минским архиеп. Виктором Садковским и окончен сооружением иконостаса в 1801 г. архиеп. минским Иовом Потемкиным. В нем два придела: правый во имя Св. вмчц. Екатерины, сооруженный на средства императрицы Екатерины II, и левый во имя Св. князя Александра Невского. Второй храм над святыми вратами освящен во имя Св. ап. и ев. Иоанна Богослова, а третий – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, В монастырской ризнице хранятся пожертвованные слуцким князем Юрием Юрьевичем Олелько настоятельский посох из литого серебра (в 1580 г.), серебряный золоченный потир и писанное им уставное рукописное четвероевангелие. Кроме того, здесь же находятся фелонь из самотканой цельной серебряной парчи и кипарисный посох, присланный в благословение монастырю в 1611 г. иерусалимским патриархом Феофаном через слуцкого князя Иеронима Радзивилла. У левого придела соборного Свято-Троицкого храма покоятся в металлическом гробике накладного серебра мощи младенца Гавриила (сконч. 1690 г.), а у стены правого придела того же храма в свинцовой раке покоится тело последней слуцкой княжны Софии Юрьевы Олелько, скончавшейся 19 марта 1612 года. В числе настоятелей Свято-Троицкого монастыря был известный Михаил Рагоза, впоследствии киевский митрополит. Управляет ныне этой необщежительной обителью архимандрит. Женская обитель Спасо-Преображенский монастырь в Минске. Эта необщежительная обитель находится в самом городе и существует с 1872 г. в зданиях бывшего католического Бенедиктинского монастыря. Сюда были переведены инокини монастырей Варваринского, бывшего в Пинске, и Троицкого, находившегося в с. Вольне, Новогрудовского уезда. В обители один каменный храм в честь Преображения Господня, освященный в 1874 году. В нем хранится частица мощей вмчц. Варвары. Управляет игуменья. Могилевская губерния Обителей мужских 8, женских 6. Мужские обители Богоявленский Братский монастырь в Могилеве. Богоявленский необщежительный монастырь находится в самом городе. Он был основан в 1633 г. поборником православия князем Яном Огинским. Для более успешной борьбы с унией при монастыре им же была устроена типография и школьное братство. Богоявленская Братская обитель несколько раз подвергалась опустошительным пожарам. Она страдала от огня 6 апреля 1664 г. и в 1708 г., когда шведы унесли все ее драгоценные украшения. Возобновленная в 1731 году, она вновь охватывается пламенем в Вознесение 1748 года. Через два года после этого бедствия ее возобновляют, но она снова сгорает 9 октября 1810 года и 16 августа 1850 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Впосл. под рук. И. были созданы оршанский (Кутеинский) в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (1631), Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской (впосл. жен.) монастырь (1633), мстиславский Тупичевский Свято-Духовский мужской (впоследствии женский) монастырь (июнь 1641), Борколабовский в честь Вознесения Господня женский монастырь (июнь 1641). Для последней обители И. избрал настоятельницу - игум. Фотинию (Киркоровну) из сестер Кутеинского Успенского мон-ря, откуда в Борколабово перешла часть насельниц. Борколабовская обитель подчинялась Кутеинскому Богоявленскому монастырю в соответствии с ктиторской грамотой Борколабовской обители, данной Стеткевичем-Заверским 24 июня 1641 г. С 1641 г. И. имел титул «игумен кутеинский, буйничский и борколабовский, первоначальник и основатель мон-рей Оршанского повета» ( Жудро. 1906. С. 7). В 1652 г. по требованию И. Буйничский мон-рь уступил Борколабовской обители половину принадлежавших ему земель в Костинке и Холмах (впосл. из-за этих владений между обителями до 1759 велась ожесточенная борьба с взаимными вооруженными нападениями). И. имел право назначать игуменов и постригать иноков в мстиславском Тупичевском мон-ре, братии которого в фундушевой грамоте шляхтичей Москевичей от 24 июня 1641 г. предписывалось повиноваться И. и даже после его смерти находиться под «началом общежительнаго монастыря Кутеенскаго» (цит. по: Пятницкий. 1907. С. 4). И., по-видимому, участвовал в устроении могилёвского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1637), в постройке в Могилёве братской Богоявленской ц., в создании др. храмов и обителей в Белоруссии. Во всех созданных при участии И. мон-рях был введен общежительный устав свт. Василия Великого. Заслуги И. в деле возрождения западнорус. монашества отмечены в ряде рус. сочинений 2-й пол. XVII в., связанных с патриархом Никоном , к-рый высоко ценил белорус. церковного деятеля. Апология И. содержится в «Житии патриарха Никона», где сообщается, что И. «многи монастыри своими труды сооруди, и иночествующих множество собра, и во своей пастве всех имеяй, и благочестие во всей Белой России утверждаяй и удерживаяй во время гонения от развращенных униатов». В сб. «Рай мысленный» (Иверский Святоозерский мон-рь, 1659), в разд. «Слово благополезное о создании монастыря Пресв. Богородицы Иверские, иже на Святем озере» патриарх Никон особо отмечает заслуги И. в утверждении устава свт. Василия Великого, подчеркивая, что благодаря кутеинскому игумену «лавра Богоявления близ славна города Орша бысть глава и начало общему житию во всей Белой России и в Литве» (цит. по: ИРИ. Т. 4. С. 884-885).

http://pravenc.ru/text/578242.html

Николая Чудотворца. С запада располагается 3-ярусная колокольня. В 1699-1701 гг. у больничных келий возвели больничную 5-главую ц. во имя прп. Нила Столобенского (в 1701 освящена архиеп. Тверским и Кашинским Сергием († 1704); в 1723 переосвящена в честь Всех святых). В сер.- 2-й пол. XVIII в. в обители развернулось храмовое строительство, важнейшую роль в котором сыграла артель во главе с крестьянином монастырской слободы Селижаровского во имя Святой Троицы мужского монастыря Фомой Павловым. В 1751-1755 гг. на месте св. врат была построена надвратная ц. во имя прп. Нила Столобенского, стилистически повторявшая надвратный храм Донского мон-ря в Москве, а рядом с больничным храмом - надвратная ц. апостолов Петра и Павла (1760-1764) с элементами торопецкой архитектуры. В июне 1777 г. в юго-зап. части острова было открыто место пещеры прп. Нила, и на нем возвели 2-этажную ц. Покрова Пресв. Богородицы (1777-1781; устроена иждивением жившего в обители И. С. Челищева; освящена архим. Иоанникием 27 дек. 1781) с верхним храмом во имя св. Иоанна Предтечи. В юж. части острова на средства вкладчиков (в т. ч. 2 тыс. р. в 1783 пожертвовал крупнейший с.-петербургский предприниматель, уральский заводчик, выходец из Осташковской слободы С. Я. Яковлев) была построена ц. в честь Воздвижения Креста Господня (1784-1788) с колокольней в традициях псковских звонниц и оградой. В 30-х гг. XIX в. были перестроены завершения Всехсвятской ц. (в 1832 пятиглавие заменено на ротонду с одной главой) и надвратной ц. прп. Нила Столобенского (в 1838 на средства новоторжца Н. Г. Пожарского разобран высокий восьмерик с 5 главами и возведена ротонда, перекрытая куполом и небольшим барабаном с одной шарообразной главкой). В 1667-1672 гг. в мон-ре, на сев. стороне, построили трапезный корпус, в к-рый входили кухня, квасовня с погребом и ледником под ним, запасная палата (перестроена в 1781-1782), больничные кельи и 3 братские кельи, на вост. стороне мон-ря возвели часть ограды со св. вратами и келью возле них.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010