Не позднее 1620 г. ктитором К.-Б. м. стал запорожский гетман П. К. Конашевич-Сагайдачный, пожертвовавший не позднее 10 апр. 1622 г. на нужды мон-ря значительные суммы и впосл. похороненный рядом со строившимся каменным собором в честь Богоявления. По преданию, он же пожертвовал для монастырской церкви серебряный крест, хранившийся в соборе обители. 10 апр. 1625 г. царю Михаилу Феодоровичу Романову, а также думному дьяку И. Т. Грамотину было отправлено «письмо духовных и мирских братий», в к-ром содержалась просьба «о милостыни на украшение своей церкви Богоявления Господня, Благовещения и преподобных Антония и Феодосия Печерских». 17 янв. 1626 г. обращение с просьбой о выделении помощи К.-Б. м. и школе поступило к царю Михаилу Феодоровичу (АрхЮЗР. 1883. Ч. 1. Т. 6. С. 551-554). Среди первых настоятелей К.-Б. м. известны: в 1628 г.- иером. Серапион (Бельский), в 1630-1631 гг.- иером. Тарасий (Земка), в 1631-1632 гг.- иером. Фома (Иевлевич). В 1630 г. в Киеве свирепствовала эпидемия моровой язвы, часть насельников скончались. Объединение с Киево-Печерской школой Новый этап в жизни К.-Б. м. начался после подписания архим. Петром (Могилой) и Киевским братством акта об объединении Киево-Печерской школы и школы, располагавшейся в К.-Б. м. В соответствии с этим договором свт. Петр становился главным братчиком и защитником объединенной школы. В нач. 1632 г. объединение школ было подтверждено Киевским митр. Исаией (Копинским) и гетманом И. Д. Петражицким-Кулагой. 5 июня решение об объединении Печерской и Братской школ утверждено митр. Киевским Исаией (Копинским). При этом митрополит потребовал, чтобы за богослужением в К.-Б. м. поминалось имя митрополита Киевского. Данная мера должна была подчеркнуть, что объединенная школа находится в его юрисдикции. К осени 1632 г. новая школа разместилась в стенах К.-Б. м. Ректором школы, именовавшейся «коллегией», и настоятелем (1634-1638) К.-Б. м. стал игум. Исаия (Трофимович-Козловский) Архим. Петр (Могила), получив звание «пожизненного блюстителя, опекуна и защитника» К.-Б. м., предоставил в пользование обители Вишенскую и Гнедину волости близ Киева и деревни Процев и Ревное. На его средства для К.-Б. м. было приобретено местечко (впосл. село) Новосёлки. В 1638 г. по ходатайству свт. Петра (Могилы) земельные угодья Васильевской (Трехсвятительской) и Крестовоздвиженской церквей вместе с храмами грамотой польск. кор. Владислава IV Вазы были переданы в собственность К.-Б. м.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

За годы его настоятельства (1800-1844 гг.) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола. В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XIX века при архимандрите Аркадии построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 году - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Одновременно со службой в коллегии в дек. 1688 г. И. был избран игуменом киевского Пустынно-Николаевского мон-ря (универсал от Мазепы был выдан 10 янв. 1689). По прошению игумена 23 февр. 1692 г. Мазепа выдал обители универсал на владение с. Тростянец. С 1693 г. И. одновременно управлял киевским Братским в честь Богоявления монастырем . По инициативе И. на средства Мазепы в обеих обителях были построены каменные храмы: в Николаевском мон-ре - свт. Николая Чудотворца, а в Братском - Богоявленский. 17 мая 1693 г. И. инициировал составление представителями киевской ратуши описи монастырских имений с четким определением их границ. 15 июня того же года Мазепа своим универсалом подтвердил все владения Братского мон-ря (11 янв. 1694 И. получил в Москве царскую грамоту с аналогичным подтверждением), 16 июня - права Николаевского мон-ря на села Максимовка и Городище. Универсалом гетмана от 30 июля 1694 г. был завершен давний конфликт между Братским монастырем и Межигорским в честь Преображения Господня монастырем за владение мельницами на р. Котурке. В 1702 г. И. уже в должности архимандрита Киево-Печерской лавры был вынужден разбирать новый конфликт между этими обителями, претендовавшими на земли в районе Вышгорода. В нояб. 1690 г. И. был одним из кандидатов на пост архимандрита Киево-Печерской лавры, но избран был Мелетий (Вуяхевич). Позже И. оказался претендентом на служение в епископском сане в Переяславской епархии, проект создания которой был разработан митр. Варлаамом и Мазепой. Последний упоминал об И. как о будущем епископе в письме от 9 марта 1695 г. к патриарху Московскому и всея Руси Адриану . В 1697 г. И. был избран настоятелем Киево-Печерской лавры, 29 июня того же года в Москве патриархом Адрианом возведен в сан архимандрита. На новой должности И. много внимания уделял строительству и благоукрашению храмов. При нем в 1698 г. было завершено возведение на средства Мазепы храма во имя Всех святых. В 1700 г. на Ближних пещерах на средства полтавского полковника П. Герцика была построена ц. в честь Воздвижения Честного Креста (освящена 14 сент. того же года митр. Варлаамом). В 1701 г. завершилось начатое в 1698 г. на средства Мазепы строительство вокруг лавры крепостной стены протяженностью 1190 м, толщиной ок. 3 м и высотой ок. 7 м с 4 башнями и 3 воротами. Распоряжением Петра I от 8 окт. 1706 г. вокруг лавры началось сооружение еще одного крепостного вала. По прошению И. 30 нояб. 1702 г. к лавре был приписан Преображенский змиёвский, а 2 янв. 1703 г.- Покровский Сеннянский мон-ри (оба в пределах Белгородской епархии).

http://pravenc.ru/text/578092.html

Братский острог являлся первым по времени из числа построенных на бурятских землях. Он имел громадное значение как сторожевой пост, прикрывавший путь с Енисея на Лену и как опорный пункт для сбора ясака с бурят. Вскоре Братский острог становится удобным пунктом для снаряжения экспедиций за Байкал. Первую церковь в Братском остроге построили в 1631 году (по другим данным — в 1649 г.). При последующих переносах острога на новые места, вероятно, переносили и церковь. В 1675 году русский дипломат Николай Гаврилович Спафарий, проездом в Китай остановившись в Братском остроге, записал: «в остроге церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской». На чертеже Братского острога 1701 года Семёна Ульяновича Ремезова отчётливо читаются формы довольно крупной деревянной церкви, занимающей почти всё внутреннее пространство острога. В 1707 году храм сменяет другая двухпрестольная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери с тёплым приделом Богоявления Господня. Длина новой церкви составляла 9 саженей (19,2 м); ширина 6 саженей 1 аршин (13,5 м). В течение всего XVII века Братский острог был приписан к Енисейскому острогу. С утратой военного значения в XVIII веке острог превратился в село Братско-Острожное. К началу XIX века Владимирская церковь значительно обветшала, поэтому в нескольких метрах южнее её в 1843 году на средства прихожан строится новая деревянная церковь, проект которой был разработан в Петербурге по просьбе декабриста Петра Александровича Муханова, отбывавшего в 1833-1842 годах ссылку в Братске. В памяти сельчан сохранилось имя строителя нового храма — им был плотник М.С. Карпов. Новый храм, так же как и старый, был с двумя престолами: зимним во имя Богоявления Господня (освящен в 1843 г.) и летним во имя Владимирской иконы Божией Матери (освящен в 1844 г.). Старинный иконостас с иконами, освященными ещё первым иркутским епископом святителем Иннокентием Кульчицким, по утверждению жителей села, был перенесён из Кафедрального Богоявленского собора г. Иркутска в новый храм села Братско-Острожное.

http://sobory.ru/article/?object=38618

Деревянная церковь Богоявления Господня Вскоре после пожара 1671 года церковь была отстроена вновь на том же месте. В 1770 году ее " за ветхостью " разобрали и на освободившемся месте воздвигли новую деревянную церковь Богоявления. Просуществовала она до 40-х годов нашего века. В верхней части ее четверика тогда же и была сделана памятная храмоздательная надпись, шедшая вокруг храма: " Въ 1770 году при державе Благочестивейшия Великая Государыни Императрици Екатерины Алексеевны и при Наследнике Ея Благоверномъ Государе и Великомъ князе Павле Петровиче, и по благословению Преосвященного Антония, Епископа Олонецкаго и Каргопольскаго в бытность в обители сей Игумена Григория " . Поскольку Богоявленская церковь была выстроена слишком близко от братских келий и кухни, то в 1800 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила ее перебрали и подвинули на деревянных катках к востоку. После этого церковь встала на одну линию с соборным Свято-Николаевским храмом. Храм Богоявления представлял собой несложную ярусную конструкцию, в основании которой находился высокий четверик. Завершался он последовательно убывающими кверху двумя восьмериками, венчавшимися купольной кровлей, барабаном и луковичной главой. С востока примыкала пятигранная алтарная апсида. Все ярусы храма были прорезаны окнами и составляли единое композиционное пространство. Скромное убранство интерьера составлял иконостас XVIII века, сохранявший и более древние иконы. В XIX столетии храм обшили тесом и покрасили. Соборная церковь Святителя Николая Соборный монастырский храм Святителя Николая располагался почти посередине монастырской площади. Кроме главного он имел придел в честь Благовещения (в память престола над-вратной церкви). Каменною церковь была выстроена сразу после пожара 1671 года за счет средств, пожертвованных княгиней Марьей Тимофеевной Бельской. В своем первоначальном виде храм представлял собой небольшой бесстолпный объем с приделом с правой стороны, холодный, с выдвинутой к востоку алтарной апсидой и окнами " в два света " . Венчала его одна мощная глава на световом барабане. На плоскости стен имелся скупой декор. В таком виде церковь Святителя Николая пробыла почти два столетия, удовлетворяя потребностям немногочисленной братии монастыря. Укрепление материального положения обители, стремление как-то выделить хранилище главной монастырской святыни - явленного чудотворного образа Святителя Николая - побудило монастырские власти ходатайствовать перед священноначалием о перестройке храма. Надо отметить, что работы по реконструкции здания были выполнены на хорошем уровне.

http://sobory.ru/article/?object=33524

иконография сер. XVII в. могла появиться на пограничье современных Белоруссии, Польши и Украины (Замостье (ныне Замосць) - Луцк - Пинск). Оттуда иконы Божией Матери этого типа распространялись на прилегающие регионы Галиции и Волыни. Образцом данного типа является чудотворная Верхратская икона Божией Матери из Креховского мон-ря, по преданию принесенная в Верхрату из Замостья в 1682 г. (в наст. время в Креховском мон-ре). К этому типу близки икона Божией Матери «Умиление» 1656 г. из с. Местковичи близ Пинска (НХМ РБ), икона рубежа XVII и XVIII вв. кисти иером. Иова (Кондзелевича) из Белостоцкого монастыря близ Луцка и др. Богородичная икона такого типа, возможно, была принесена до 1656 г. (или между 1654 и 1656) с Пинщины вместе с Купятицкой иконой в Киево-Братский мон-рь, где стала почитаться как чудотворная. В этом случае документальные данные архидиак. Павла Алеппского не согласуются с легендарными сведениями о прибытии иконы по Днепру из Вышгорода. Можно только предполагать, что во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. чудотворный образ Божией Матери мог быть поврежден или потерян, а в 1662 г. он был возобновлен или написан заново или же заменен иконой, «приплывшей» из Вышгорода. Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ) Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ) Сцена с плывущей по Днепру К.-Б. и. представлена на гравюрах. На одной из них, на меди, под названием «Богоявление», созданной в честь освящения в 1693 г. нового Богоявленского собора Киево-Братского монастыря ( Люта Т. Могилянський «Theatrum Gloriae» Ibaha Мазепи//Пам " ятки Украïни. 2013. 1(183). С. 57), изображено «Крещение Господне» в Иордане-Днепре, по волнам к-рого к Киеву плывет лодка с К.-Б. и. Слева от реки показан вышгородский храм святых Бориса и Глеба, а на противоположном гористом берегу стоят киевские церкви, ниже которых, на Подоле,- Богоявленский собор Братского монастыря, возле которого изображена группа людей во главе с равноап. кн. Владимиром и со святыми Борисом и Глебом. Внизу по центру помещен герб гетмана И.

http://pravenc.ru/text/1684331.html

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Максимилиана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейшего Владыку приветствовал митрополит Ювеналий, который, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Сегодня Вы совершили богослужение на этой земле, освященной благочестием и мученической кровью священнослужителей и верующих, запечатлевших свою горячую веру. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон вместе с сопутствующими ему архипастырями совершил сюда свой пастырский визит. А 20 лет назад, когда совершалось перенесение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, Святейший Патриарх Алексий служил здесь всенощную, пребывал здесь, а наутро направился дальше сопровождать святые мощи и совершил Божественную литургию в Орехово-Зуеве». Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству икону священномученика Константина Богородского с частицей мощей. Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом . В память о посещении Святейший Патриарх Кирилл передал Богоявленскому собору список Казанской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки священномученика Константина Богородского с Патриаршим благословением. В XVII в. город Ногинск был ямским селом Рогожа. На месте нынешнего собора стоял храм во имя святителя Николая. В 1755-1767 гг. в с. Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и было переименовано в Богородск. В 1822-1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 г. от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню. В 1873 г. церковь была наименована собором. Тогда же по прошению прихожан собор был разобран, и в 1876 г. построен новый, более просторный храм в честь Святого Богоявления Господня с теми же приделами. В 1885-1886 гг. колокольню надстроили третьим ярусом звона, а в 1890 г. сюда торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего было 13 колоколов.

http://patriarchia.ru/db/text/1839860.ht...

Кроме основного храма в монастырь входили братская школа, больница, аптека, а в 1630 году была основана еще и типография, которая впоследствии стала одним из самых крупных центров белорусского книгопечатания 17 века. Но типография проработала всего 25 лет, в 1655 году все печатное оборудование вывезли из монастыря, как и резной иконостас. С каждым годом монастырь лишь приходил в упадок, а бесчисленные войны это только усугубили. Множество мастеров вышли из стен монастыря: художники, чеканщики, резчики по дереву, граверы – все они разъехались по городам России или были переведены в Москву. В начале 20-го века монастырь пытались возродить, но безуспешно. Более или менее из всех монастырских строений сохранилась до наших дней Свято-Духовская церковь, правда, в перестроенном виде. Она была построена в начале 17 века и действует по сей день, являясь ценным памятником архитектуры барокко: пилястры, плоские арочные ниши, лепные оконные проемы. К сожалению, многие элементы церкви были утеряны, перестроены или разрушены: не сохранились резной иконостас и фрески мастера Григория, а также первоначальная крыша, но несмотря на это Свято-Духовская церковь все еще остается одной из самых интересных достопримечательностей города. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

http://sobory.ru/article/?object=17668

Кадомский женский монастырь открыт в 1797 году, есть домовая церковь, деревянная, теплая, устроена в 1861 году, в зимнее время служба совершается в ней. Местно-чтимые иконы Божией Матери «Милостивая» и «Неувядаемый цвет». Сестер монастыря 361, занимаются чтением псалтири и рукоделием. Школа церковно-приходская, монастырская, двухклассная, законоучителю 120 руб. в год, имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1856 г. Библиотека в 752 экземпляра. Штат: два священника, диакон на псаломщической вакансии, у причта земли 20 десятин 120 кв. сажень луговой удобной и 1400 кв. сажень неудобной, от церкви в 10 верстах. Земля дает годового дохода 200 руб., братский годовой доход 1000 руб. Жалование от монастыря протоиерею и священнику по 480 руб. в год, а диакону 156 руб. в год. Причтовый капитал 12500 рублей. Дома у причта монастырские. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, Типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Кадомский уезд, стр. 725. В 2018 г. исполнится 150 лет со дня образования Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря. Именно так стала называться кадомская женская община в 1868 г. Основание монастыря было положено в 1793 г. купеческой девицей Еленой Филипповной Рожновой. У нее, как и у других жительниц Кадома, было огромное желание посвятить свою жизнь Богу в монастырском уединении. Они обратились к игуменье Рязанского женского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой прислать одну из послушниц этого монастыря для обучения монастырскому уставу. Первоначальницей обители стала Екатерина Варфоломеевна Горская, приехавшая в Кадом из Рязани. Кадомское городское общество в 1797 г. обратилось к Рязанскому епископу Симеону разрешить при Кадомской Димитриевской церкви основать женскую общину с названием " богадельня " , обещая помогать ей в дальнейшем существовании. В том же 1797 г., 3 июня, последовало разрешение Рязанского Епархиального начальства открыть при Димитриевской церкви женскую общину, переименованную в 1868 г. с Высочайшего соизволения в женский общежительный монастырь. В состав монастыря входило 3 храма. Первой была выстроена каменная холодная церковь в честь иконы Божией Матери " Милостивая " в 1857 г. и освящена епископом Тамбовским Макарием. Первоначально храм был совсем небольшим - с одним престолом. Но в 1880 г. с разрешения епархиального начальства, монастырь приступил к перестройке храма по проекту архитектора Четверикова в русско-византийском стиле. Были пристроены два придела. Правый был освящен в 1891 г. в честь Преображения Господня, левый - в честь Сергия Радонежского. В начале 1860-х гг. была выстроена каменная ограда вокруг монастыря с каменными башенками по углам и деревянный теплый храм с двумя престолами: в честь пророка Илии и Иоанна Крестителя. Зимой служба совершалась в этом храме, который был очень тесным для сестер. Монастырь нуждался в более просторном зимнем храме. Он и был с разрешения епархиального начальства заложен в 1896 г.

http://sobory.ru/article/?object=10016

Впосл. под рук. И. были созданы оршанский (Кутеинский) в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (1631), Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской (впосл. жен.) монастырь (1633), мстиславский Тупичевский Свято-Духовский мужской (впоследствии женский) монастырь (июнь 1641), Борколабовский в честь Вознесения Господня женский монастырь (июнь 1641). Для последней обители И. избрал настоятельницу - игум. Фотинию (Киркоровну) из сестер Кутеинского Успенского мон-ря, откуда в Борколабово перешла часть насельниц. Борколабовская обитель подчинялась Кутеинскому Богоявленскому монастырю в соответствии с ктиторской грамотой Борколабовской обители, данной Стеткевичем-Заверским 24 июня 1641 г. С 1641 г. И. имел титул «игумен кутеинский, буйничский и борколабовский, первоначальник и основатель мон-рей Оршанского повета» ( Жудро. 1906. С. 7). В 1652 г. по требованию И. Буйничский мон-рь уступил Борколабовской обители половину принадлежавших ему земель в Костинке и Холмах (впосл. из-за этих владений между обителями до 1759 велась ожесточенная борьба с взаимными вооруженными нападениями). И. имел право назначать игуменов и постригать иноков в мстиславском Тупичевском мон-ре, братии которого в фундушевой грамоте шляхтичей Москевичей от 24 июня 1641 г. предписывалось повиноваться И. и даже после его смерти находиться под «началом общежительнаго монастыря Кутеенскаго» (цит. по: Пятницкий. 1907. С. 4). И., по-видимому, участвовал в устроении могилёвского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1637), в постройке в Могилёве братской Богоявленской ц., в создании др. храмов и обителей в Белоруссии. Во всех созданных при участии И. мон-рях был введен общежительный устав свт. Василия Великого. Заслуги И. в деле возрождения западнорус. монашества отмечены в ряде рус. сочинений 2-й пол. XVII в., связанных с патриархом Никоном , к-рый высоко ценил белорус. церковного деятеля. Апология И. содержится в «Житии патриарха Никона», где сообщается, что И. «многи монастыри своими труды сооруди, и иночествующих множество собра, и во своей пастве всех имеяй, и благочестие во всей Белой России утверждаяй и удерживаяй во время гонения от развращенных униатов». В сб. «Рай мысленный» (Иверский Святоозерский мон-рь, 1659), в разд. «Слово благополезное о создании монастыря Пресв. Богородицы Иверские, иже на Святем озере» патриарх Никон особо отмечает заслуги И. в утверждении устава свт. Василия Великого, подчеркивая, что благодаря кутеинскому игумену «лавра Богоявления близ славна города Орша бысть глава и начало общему житию во всей Белой России и в Литве» (цит. по: ИРИ. Т. 4. С. 884-885).

http://pravenc.ru/text/578242.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010