К нач. 1914 г. население Минской губ. составляло ок. 3 млн чел., из них православных 2 240 439 чел.; в Минске проживало 106 673 чел., из них православных 38 873 чел. В епархии насчитывалось 1232 правосл. храма (10 соборных, 8 монастырских, 550 приходских, 23 при казенных и богоугодных заведениях, 3 домовых, походный, 272 кладбищенских, 365 приписных) и 291 часовня. Действовали мон-ри: мужские - Свято-Духовский в Минске, пинский Братский в честь Богоявления , слуцкий во имя Святой Троицы , Ляданский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы ; женские - минский в честь Преображения Господня и во имя прп. Евфросинии Полоцкой при Свято-Троицком храме в мест. Ивенец Минского у. Имелись епархиальные учреждения: попечительство о бедных духовного звания и при нем эмеритально-вспомогательная касса духовенства, училищный совет, церковно-школьная инспекция, Минский отдел ИППО (с 1903), комитет Православного миссионерского общества, миссионерский комитет, комитет, заведующий епархиальным свечным заводом. К 1 янв. 1914 г. в М. е. действовали 924 учебных заведения, в т. ч. семинария в Минске, 3 уездных муж. духовных уч-ща - в Минске, Слуцке и Пинске, 2 жен. уч-ща - в Минске и мест. Паричи, 2-классная псаломщическая школа при Минском архиерейском доме. В 1914-1920 гг. территория М. е. стала ареной военных действий, испытала нем. и польск. оккупацию. Церковно-общественные учреждения и организации Церковь Казанской иконы Божией Матери в Минске. 1914 г. Фотография. Ок. 1915 г. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Минске. 1914 г. Фотография. Ок. 1915 г. В 1865 г. по инициативе архиеп. Михаила (Голубовича) было создано минское братство во имя свт. Николая. Его костяк составили крупные чиновники, богатые землевладельцы, деловые люди разного вероисповедания и разных национальностей. В первые годы братство обладало значительными суммами, которые тратило на многообразную благотворительную деятельность. Со временем его деятельность угасла, в 1888 г. братство было соединено с епархиальным училищным советом. В 1902 г. братство насчитывало 64 члена. На средства братчиков содержалась церковь при Минском благотворительном об-ве, выдавались пособия нуждающимся учителям церковноприходских школ, к праздникам Рождества Христова и Пасхи братство помогало деньгами и продуктами бедным жителям Минска. С 1903 г. оно содержало при минском Свято-Духовском мон-ре бесплатную столовую для бедных без различия вероисповедания и национальности. С 1905 г. при братстве стали проводиться богословские чтения, организованные по инициативе Минского еп. Михаила (Темнорусова), много сделавшего для активизации братского движения в М. е., развивавшего миссионерско-просветительскую и благотворительную деятельность союзов мирян. В 1909 г. Никольское братство отделилось от училищного совета и активизировало свою деятельность: стало выпускать ежемесячный ж. «Православный братчик», открыло в бывш. доме трудолюбия при Переспенской ц. швейную мастерскую и проч.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Ясинский; 1627-22.08.1707, Киев), митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России. По-видимому, происходил из шляхетского рода. Начальное образование получил в Киево-Могилянской коллегии. В 1651 г., после разорения Киева войском литов. гетмана Я. Радзивилла, В. оставил коллегию, продолжил образование в европ. школах, возможно, курс риторики слушал в Эльбинге (совр. Эльблонг, Польша), философии - в Ольмюце (совр. Оломоуц, Чехия), затем обучался в Краковской католич. академии. В Киев вернулся между 1660 и 1665 гг., был пострижен в монашество в Киево-Печерском монастыре. Принимал участие в деятельности типографии мон-ря, вероятно, заведовал ею, а также «проходил учительские звания». Не позднее 13 нояб. 1665 г. был избран игуменом киевского Братского в честь Богоявления Господня мон-ря и ректором Киево-Могилянской коллегии, к-рую восстанавливал после разрушения ее в 1665 г. войсками П. Д. Дорошенко. Направлял воспитанников коллегии для продолжения образования в Зап. Европу. Желая укрепить положение коллегии, обращался с просьбами о поддержке к польск. и рус. правителям, пользовался покровительством Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича) . В 1673 г. при набеге поляков на монастырское имение Новосёлки были убиты трое монахов киевского Братского монастыря. Братия поставила их гибель в вину В., к-рый был вынужден оставить игуменство и ректорство и занять должность проповедника в Киево-Печерском мон-ре. Предположительно с 1673 по 1677 г. являлся игуменом киевского Михайловского Златоверхого мон-ря. В 1680 г. по поручению киево-печерского архим. Иннокентия (Гизеля) вместе с иером. Паисием приезжал в Москву за милостыней для Киево-Печерского мон-ря. 8 июля 1680 г. назначен настоятелем Пустынно-Николаевского мон-ря в Киеве. В 1683 г., после смерти архим. Иннокентия, гетман И. Самойлович обратился в Москву за разрешением на избрание архимандрита Киево-Печерского мон-ря, к-рый был ставропигиальным и подчинялся К-польскому Патриарху.

http://pravenc.ru/text/154219.html

В 1-й пол. XVIII в. обитель стала униатской, но православные традиции жили здесь до конца столетия. По этой причине при монастыре действовала не только латинская, но и русская школа. С 1777 г. обитель содержала благотворительную больницу. В 1839 г. монастырь был возвращен в лоно Православия. Митрополит Иосиф (Семашко) († 1868), обративший в Православие многих униатов Беларуси и Украины, сделал местного игумена Леонтия Скибовского († 1868) своим соратником. По поручению владыки Иосифа о. Леонтий в 1839–1841 гг. выезжал на многочисленные приходы Житомирщины и Киевщины, где тактично устранял возникавшие среди униатов недоразумения относительно православных богослужений. В Тригорье под надзор о. Леонтия присылали оппозиционных униатских священников и монахов, чтобы они могли подробнее изучить православное богословие и пересмотреть вопрос об оправданности унии 1596 г. Усердные труды игумена были почтены саном архимандрита (1839). Во время I-й мировой войны в обители жили эвакуированные члены Духовного Собора Почаевской Лавры. В 1930-х годах монастырь упразднили, в каменном Преображенском храме разместили склад, в братском корпусе — сельскую школу. В 1939 г. уничтожили Богоявленский храм, в 1941 г. Преображенский храм открылся как приход, в 1990 г. братский корпус был возвращен Церкви, в 1993 г. приход обращен в монастырь. В настоящее время священноархимандритом Тригорского Свято-Преображенского монастыря является архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский. Число монашествующей братии 9 человек, с послушниками – до 20 человек. В монастыре ведутся ремонтно-реставрационные работы. Описание [ править править код ] Обитель занимает овальную в плане площадку на вершине скалистого холма над руслом реки Тетерев. На рукописном Волынском Евангелии 1-й пол. XVII в. ученые нашли надпись: «Сия книга рекомая Евангелие… толковое… сложена и придана есть церкви Божои Святой Тройцы в обители Тригорской» (по мнению Малевича, храм был деревянным). В 1651 г. храм был разрушен вследствие событий Хмельниччины. Согласно «Инвентарю», новая церковь, также деревянная, была сооружена в 1685 г. в честь Преображения Господня. При униатском настоятеле Адриане Шубовиче львовский архитектор Иоганн Шнайдер соорудил (или капитально перестроил) в 1782 г. каменный братский корпус, который, будучи размещен на косогоре, имеет на севере один этаж, на юге — два.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Преображ...

Старо-Голутвин монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Старо-Голутвин монастырь - православный мужской монастырь в Московской области. Основан во второй половине XIV века. Был закрыт в конце 1920-х гг., возвращен Церкви в 1993. При монастыре действует гостиница. Содержание История [ править править код ] Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. - наиболее вероятная дата его основания. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма - Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения - фундамент и цокольная часть - сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: " камушки Преподобного " . Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря - преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV-XVI вв. упоминается Голутвина слобода, давшая название современным Московским 1-му, 2-му и 3-му Голутвинским переулкам.

http://azbyka.ru/palomnik/Старо-Голутвин...

Колянур. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела , Богоявления Господня Год постройки:Между 1760 и 1764. Год утраты:приблизительно 1950 Адрес: Кировская область, Советский район, с. Колянур. Координаты: 57.418559, 48.79583 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По рассказам старожилов, Колянурская церковь была построена на средства жителей окрестных деревень и, конечно, самих колянурцев. Красивая была церковь, в округе таких не было. Всюду были художественные изображения святых великомучеников господних, ангелов Божьих. Говорили, что украшали церковь владимирские и суздальские художники. Но вся эта красота эта была разрушена в 1931 году. Именно тогда с куполов сняли кресты, а в 50-х годах прошлого века церковь была взорвана и разобрана на кирпичи. В селе Архангельская церковь, каменная двухэтажная, построена в 1760-1764 гг. В ниж­нем этаже находится теплый придел в честь Богоявления Господня. Верхняя часть храма восьмигранная. Отдельно стоящая ко­локольня соединена с храмом в 1839 г. В 1905 г. священником был Александр Сарычев. В 1857 г. при церкви открыто земс­кое народное училище.В 1950-х г.г: церковь разломана на кирпич. http://rodnaya-vyatka.ru/places/72358 8) Село Колянур – Архангельская церковь, каменная, построена около 1764 г.; расстоянием от гор. Вятки в 160 в., от уездного города в 60 в., от благоч. вь 21 вер.; часовня Ермаковская, каменная, постр. в 1875 г.; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 пс.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 8 д., пах. 86 д. 15 с., сен. 28 д., неудоб. 5 д. (под церк. площ. и кладб.); братский денежный доход: св. 993 р., диак. 662 р., пс. 331 р.; руги собир. на весь причт до 80 пуд. ржи, 150 п. овса и 80 п., ячменя; прихожан: прав. рус. 3595 м. п., 3783 ж. п.; приход состоит из 49 сел., расст. 1–14 в. Село находится в средине небольшой возвышенности, при небольшой речке Немдеже; местность кругом села безлесная. Школ в приходе четыре: в селе церк.-прих. и земская и две земские же в дер. Б.-Шишуре и Крутой Горе в 9–12 вер. Занятие прихожан исключительно землепашество. Мед. пунк. в приходе нет; вол. правл. Колянурское в селе: пар. прис. в 20 в.в сл. Кукарке; ж. д. ст. Котельнич в 100 в.; село на тракту из Яранска в Уржум. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка, 1912 http://rodnaya-vyatka.ru/places/72358 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=38640

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН (Одорский; ок. 60-х гг. XVII в.- после 1715), архим., ректор Киево-Могилянской академии. Из старинного шляхетского правосл. рода. Перешел в унию; вероятно, с 1674 г. обучался в Львовской иезуитской коллегии, завершил образование в Оломоуце (Моравия), где принял монашество в ордене василиан . Польск. кор. Ян Собеский предложил Г. перейти в Православие и занять вдовствующую Белорусскую кафедру. В 1690 г. митр. Сочавским Досифеем, еп. Львовским Иосифом (Шумлянским) и еп. Перемышльским Иннокентием (Винницким) Г. был хиротонисан во епископа Могилёвского. Однако правосл. паства отказалась принять епископа, рукоположенного архиереями, близкими к униатству (еп. Иосиф тайно перешел в унию в 1677, еп. Иннокентий - в 1681, открыто они заявили об этом позднее), и настаивала на подтверждении хиротонии Г. Киевским митрополитом. Приехав 1 марта 1690 г. в Киев, Г. не был признан легитимным епископом и фактически находился под домашним арестом в Киево-Печерской лавре . Тогда он официально признал свою принадлежность к униатству и заявил о разрыве с ним. Московское правительство относилось к Г. с недоверием, предписав ему находиться под надзором в одном из мон-рей. Поселившись в Киево-Печерской лавре, Г. с 1691 г. служил «казнодеем» (проповедником), к 1693 г. имел сан иеромонаха. В нач. июля того же года в составе посольства от киевских мон-рей прибыл в Москву с рекомендательными письмами от Киевского митр. Варлаама (Ясинского) и гетмана И. С. Мазепы . Г. сразу обратил на себя внимание умением произносить проповеди и остался в Москве. Он проповедовал, писал лит. произведения-панегирики, посвященные церковным иерархам и светским правителям. В апр. 1697 г. Г. вернулся в Киево-Печерскую лавру, но по-прежнему находился под надзором. В 1701 г. он стал ректором Киево-Могилянской академии, настоятелем киевского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря в сане игумена. С помощью Мазепы и др. благотворителей упрочил материальное положение академии и мон-ря, отремонтировал постройки. Осенью 1703 г. был заложен фундамент и начато строительство каменного 2-этажного академического корпуса («Мазепинского»). В 1705 г. Г. был избран настоятелем Крупицкого во имя свт. Николая мон-ря в сане архимандрита. Вошел в ближайшее окружение Мазепы, после измены к-рого в 1712 г. был арестован и сослан в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . Вместе с др. ссыльными священнослужителями в 1713 г. Г. основал Архангельскую славяно-латинскую школу (впосл. семинария), в 1715 г. стал ее ректором. Составил для учеников катехизис.

http://pravenc.ru/text/161875.html

Осенью 1648 г., находясь в Молдавском княжестве, П. вступил в переписку с Хмельницким. Патриарх принял решение ехать на Украину и в Русское гос-во, в т. ч. для переговоров о поддержке царем восставших казаков. 2 окт. П. покинул Яссы в сопровождении присланного от гетмана полковника С. Мужиловского. По дороге в Киев патриарх крестил в Православие мн. поляков, в дек. в Киеве дал гетману публичное разрешение от грехов, допустил к причастию без исповеди и благословил его на борьбу в защиту правосл. веры. 5 янв. 1649 г. П. торжественно встретили в Путивле и препроводили в Москву. Патриарх, в частности, привез мощи вмч. Меркурия, вмч. Пантелеимона и мц. Феклы, а также чертеж Иерусалима и обмеры храма Гроба Господня для сооружения Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова ставропигиального мужского монастыря (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 7157 г. 7. Ч. 1. Л. 143-144). Пребывание патриарха в русской столице продолжалось с 27 янв. по 10 июня 1649 г. Он неоднократно встречался с царем и высказывал руководству Посольского приказа просьбы о принятии в российское подданство запорожцев и об освобождении вост. христиан от агарянского ига. Ответы московских дипломатов были уклончивы: Русское гос-во не хотело нарушать мирный договор с Речью Посполитой и не имело ресурсов для противостояния с Османской империей. Тем не менее П. приобрел большой авторитет при рус. дворе и, как считается, оказал определяющее влияние на царя и буд. патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) (к-рого в марте 1649 лично рукоположил в Новгородского митрополита) в вопросе о необходимости унификации рус. обрядов по греч. образцам в связи с перспективой объединения правосл. народов под скипетром рус. самодержца. В Москве П. оставил находившегося в его свите уставщика Арсения Грека , к-рый впосл. стал одним из ближайших сотрудников патриарха Никона в деле исправления церковных книг и обрядов. П. также ходатайствовал перед царем о помощи Киево-Братскому в честь Богоявления мужскому монастырю (Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы. М., 1953. Т. 2. С. 221, 239).

http://pravenc.ru/text/2578659.html

В 1647 г. б-ка обители насчитывала 88 книг, в 1663 г.- 266 книг (174 печатные и 92 рукописные), в 1836 г.- 767 книг. В 1857 и 1873 гг. были составлены новые описи б-ки, в 1862 г.- каталог. В 1890 г. рукописные книги (129) были описаны А. Е. Викторовым . В 1913 г. б-ку разместили на 2-м этаже юго-зап. части братских келий и настоятельского корпуса. К 2018 г. значительная часть рукописного собрания Н. С. п. хранится в НИОР РГБ, отдельные рукописи - в б-ке РАН, рукописном отделе ГАТвО, Австрийской национальной б-ке, частных собраниях. Старопечатные книги хранятся в различных б-ках, музеях и личных собраниях ( Барсегян. 2005. С. 248). Некоторые книги находятся в монастырском музее «Наследие преподобного Нила» ( Барсегян (Куксинская). 2017. С. 428-436, 621). Святыни и достопримечательности Первый каменный Богоявленский собор (1663–1671) на иконе «Прп. Нил Столобенский с видом монастыря». Сер. XVIII в. (Музей «Наследие прп. Нила») NI_1795 Первый каменный Богоявленский собор (1663–1671) на иконе «Прп. Нил Столобенский с видом монастыря». Сер. XVIII в. (Музей «Наследие прп. Нила») NI_1795 К 1917 г. в Н. С. п. находились: мощи прп. Нила Столобенского (рака установлена в Богоявленском соборе), у к-рых совершались чудеса исцеления; чудотворные Владимирская Селигерская (Келейная) икона Божией Матери (по преданию, келейная икона прп. Нила, находилась у раки с мощами). Надгробная икона прп. Нила, написанная в 1595 г. насельниками Оршина в честь Вознесения Господня женского монастыря монахами Иовом и Нифонтом по рассказам людей, знавших прп. Нила, находилась в иконостасе Благовещенского придела Богоявленского собора, Чудотворный скульптурный образ прп. Нила пребывал на месте пещеры преподобного, в нижнем храме во имя св. Иоанна Предтечи Покровской ц. Почитались гробницы устроителей пустыни - прп. Германа и свт. Нектария, колодец прп. Нила, часовня над дубом прп. Нила. Торжественно отмечались престольные праздники храмов Н. С. п.: Крещение Господне, Благовещение и Покров Пресв. Богородицы, Воздвижение Креста Господня, дни памяти арх. Михаила, св. Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца, прп. Нила Столобенского (7 дек., 27 мая), Всех святых, в земле Российской просиявших. Грамотой еп. Тверского и Кашинского (впосл. митрополит) Вениамина (Пуцек-Григоровича) в 1756 г. был установлен ежегодный крестный ход из Осташковской слободы (позднее г. Осташков) в Н. С. п. в день обретения мощей прп. Нила и дано разрешение обносить их в этот день вокруг мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1867-1870; освящена 17 сент. 1870 митр. Московским свт. Иннокентием (Вениаминовым) ) построена перед Вознесенским собором и Никольской ц., на месте разобранной каменной колокольни со Знаменской ц. Это одноглавый четверик, перекрытый сомкнутым сводом, с притвором. Фасады церкви украшены поясом декоративных кокошников, окна декорированы килевидными наличниками. В 1870 г. в храме был установлен резной 3-ярусный иконостас из ясеневого дерева с позолотой. В 1891 г. церковь была расписана. Собор во имя Всемилостивого Спаса (освящен 7 окт. 1900 митр. Московским сщмч. Владимиром (Богоявленским) ) является одной из архитектурных доминант Д. п. Это прямоугольное в плане здание, центральная часть к-рого увенчана массивным куполом на световом барабане. К подкупольному пространству, выделенному на юж. и сев. фасадах ризалитами, завершенными по углам декоративными главками, примыкают прямоугольная апсида и трапезная. Стены собора декорированы стилизованными элементами древнерус. зодчества (килевидные арки, кокошники, поребрик). В соборе находился 5-ярусный иконостас. Одноглавый храм во имя Всех святых (освящен 16 июня 1913 митр. Московским свт. Макарием (Невским)) находился в здании трапезной, примыкающей к сев.-вост. башне ограды. В храме был установлен 3-ярусный позолоченный иконостас. Колокольня (1845) сооружена под влиянием русско-визант. стиля. На четверик с въездными воротами поставлен восьмерик, цилиндрический ярус звона и невысокий барабан с главой. Фасады колокольни украшены килевидными наличниками, нишками с филенками, пилястрами. 8-гранный ярус колокольни имитирует ярус звона древних колоколен, хотя оттуда никогда не звонили. Рядом с колокольней - сторожка, арка св. ворот, угловая башня. В 1848 г. построен 2-этажный братский корпус, возведена 3-этажная угловая башня. В 1889 г. сооружена гостиница, в 1890 г.- странноприимный дом. В 1891 г. с юго-запада монастыря появились ограда и флигель для престарелой и немощной братии. Ко 2-й пол. XIX в. относятся настоятельский корпус и надкладезная часовня. Святыни

http://pravenc.ru/text/168568.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН (Рожновский Павел Стефанович; 27.10.1867, Кострома - 30.12.1950, Мюнхен, Германия), митр. Минский и Белорусский. Из дворянской семьи. Отец был поляком-католиком, мать - русская; она воспитала мальчика в правосл. вере. После учебы в Новгородском реальном уч-ще поступил в Николаевское инженерное военное уч-ще в С.-Петербурге, которое окончил в 1893 г. Служил офицером 3-го саперного батальона в Вильне (ныне Вильнюс, Литва). Тяготился армейской службой, стремясь к духовному жизненному пути. В 1895 г. вышел в отставку в чине поручика. В 1895-1897 гг. был вольнослушателем Миссионерских курсов при КазДА. 15 сент. 1897 г. принял монашеский постриг с именем Пантелеимон в казанском в честь Преображения Господня монастыре . 19 сент. того же года рукоположен во диакона, 27 сент.- во иерея. С июля 1898 г. настоятель Мироносицкой Царёвококшайской пуст. (ныне Мироносицкий женский монастырь ) Казанской епархии. 6 февр. 1900 г. возведен в сан игумена. 26 марта 1903 г. назначен настоятелем Иоанна Милостивого святителя Загаецкого монастыря Волынской епархии, возведен в сан архимандрита. 29 сент. 1905 г. переведен настоятелем Маркова витебского во имя Святой Троицы монастыря , с 3 нояб. того же года также благочинный мон-рей Полоцко-Витебской епархии. Награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени. Пантелеимон (Рожновский), еп. Кировоградский и Новомиргородский. Фотография. 10-е гг. XX в. Пантелеимон (Рожновский), еп. Кировоградский и Новомиргородский. Фотография. 10-е гг. XX в. 30 мая 1913 г. Синод принял решение об учреждении в составе Полоцко-Витебской епархии вик-ства, охватывавшего правосл. приходы на территории Латгалии (ныне часть Латвии) и избрал П. на Двинскую викарную кафедру. 2 июня 1913 г. в витебском Свято-Николаевском кафедральном соборе П. был хиротонисан во епископа Двинского. Хиротонию совершили епископ Полоцкий и Витебский Владимир ( Путята ) и еп. Гдовский сщмч. Вениамин (Казанский ; впосл. митрополит). Поскольку в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия) не было правосл. монастыря, резиденцией двинского епископа временно определили полоцкий братский в честь Богоявления монастырь . П. регулярно бывал в Двинске, совершал богослужения; во время первой мировой войны проводил беседы с личным составом размещенных в городе воинских частей. С 15 авг. 1917 г. в связи с отъездом еп. Полоцко-Витебского сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. каталикос Кирион III (II) ) П. вступил во временное управление Полоцкой и Витебской епархией. По его инициативе в Витебске в архиерейском доме и в городской Петропавловской ц. были организованы религиозно-нравственные чтения. 17 янв. 1918 г. состоялось учредительное собрание Витебского кружка ревнителей религиозно-нравственного просвещения. Как управляющий епархией участвовал в работе 2-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

http://pravenc.ru/text/2578866.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010