В следующий приезд в Переславль, по-видимому, в 1523 году великий князь уговорил Даниила стать игуменом основанного им монастыря и ввести в нём общежительный устав. Уже при жизни преподобного Даниила монастырь начал обзаводиться земельной собственностью. В конце 1528 года Василий III и великая княгиня Елена посетила Данилов монастырь во время поездки по северным обителям для богомолья о рождении наследника. По преданию, по молитве Даниила у великого князя родился сын — будущий царь Иоанн IV. Даниил, наряду со старцем Иосифова Волоколамского монастыря блаженным Кассианом Босым и старцем Троице-Сергиева монастыря Иовом (Курцевым) был восприемником княжича Иоанна, когда его крестили в Троице-Сергиевом монастыре 4 сентября 1530 года. В сочинении «Благодарение и похвала о благорадостном рождении по неплодстве сына, молитвою от Бога дарованна… боговенчанного царя и великого князя Ивана», включенном в Лицевой летописный свод о Данииле говорится как о священнике, «иже во многих летех благоговейно предстояй олтарю Господню, иже от основания воздвиже великую обитель в Переяславли во имя Святая Троица, и Пречистыа Богородица, и всех святых; всех бо святых прилежай добродетелех, ибо всех странных и безпомощных упокоиваше достойно и мертвых погребаше, по всему же бяше тих и кроток». В честь рождения сына Василий III пожертвовал деньги на строительство 1-го каменного храма в Даниловом монастыре — Троицкого собора с приделом во имя святого Иоанна Предтечи — святого покровителя княжича Иоанна. Вскоре в монастыре была построена в камне также церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с трапезной. 3 ноября 1532 года в Богоявленской церкви на Троицком подворье в Москве Даниил вместе с игуменом Троице-Сергиева монастыря Иоасафом (Скрипицыным) крестил 2-го сына Василия III — Юрия. Близость к семье правителя никак не сказалась на образе жизни Даниила, для которого было характерно «в молитвах протяженное простирание и безгневное любомудрие, смиреное же кротостное любоприятие и в трудех преизящное трудолюбие». Даниил учил иноков прилежанию в молитве, как церковной, так и келейной, заповедал строгое безмолвие после вечернего правила. Святой игумен трудился на всех монастырских послушаниях — чистил конюшню, участвовал в постройке монастырской ограды и братских келий, возделывал огород. По благословению преподобного Троицкий монастырь принимал и кормил нищих, голодающих и недужных людей. Отправляясь куда-либо по делам, святой всегда шёл, даже если сопровождавшие его иноки ехали на телеге. Путешествуя в 1533 году в Новгород к святителю Макарию, имевшему духовную любовь к преподобному, за иконами для новопоставленной церкви, Даниил подвергся нападению разбойников близ города Кашина, был ограблен, но впоследствии, во время суда, простил нападавших и отказался от требования возмещения ущерба.

http://sobory.ru/article/?object=00434

Селец Мстиславского р-на), известен с XVI в., в 1730 занят униатами, с 1839 православный, упразднен в 20-х гг. XX в.), могилёвский Братский Богоявленский (мужской, в Могилёве, основан в 1619-1620, упразднен в 1928), Буйничский Свято-Духов (женский, в совр. с. Буйничи Могилёвского р-на, основан в 1633 как мужской, в 1798 приписан к могилёвскому Братскому мон-рю, в 1835 преобразован в женский, упразднен ок. 1925), Мстиславский Тупичевский Свято-Духов (мужской, в совр. урочище Тупичевщина близ Мстиславля, основан в 1641, в 1842-1877 приписан к мстиславскому Николаевскому мон-рю, в 1877 упразднен, в 1886 возобновлен как женский, приписной к Мазоловскому жен. мон-рю, с 1903 самостоятельный, упразднен в 1918), Мазоловский (Мазаловский) (женский, в современной дер. Мазолово Мстиславского р-на, основан в 1665 как Преображенский, в 1727 (или в 1743) захвачен униатами, с 1788 православный, в 1832 главный храм освящен в честь Вознесения Господня, мон-рь упразднен в 1925), Охорский (Вохорский) Преображенский (мужской, в совр. дер. Охорь Чериковского р-на, известен с 1669, с 1842 приписной к могилёвскому Братскому мон-рю, с 1911 самостоятельный, упразднен ок. 1917), шкловский Воскресенский (мужской, в Шклове, основан в 1702, упразднен в 1846), шкловский Успенский (женский, в Шклове, известен с 1720, упразднен в 1795), Белыничский в честь Рождества Пресвятой Богородицы (мужской, в мест. Белыничи (ныне поселок Могилёвской обл.), основан в 1877, в 1927 присоединился к григорианскому расколу, вскоре был закрыт). Упраздненные (в границах М. е. до 1917): Лит.: Лобов М. Ректоры Могилёвской ДС, проходившие эту должность до 1798 г., с кр. биогр. о каждом из них сведениями//Могилёвские ЕВ. 1896. 4. С. 51-59; 5. С. 71-79; 6. С. 97-102; он же. История Могилёвской ДС за 1-й период ее существования (1759-1814 гг.)//Там же. 17-36; 1897. 1/2, 4/5-7, 10, 13, 14, 15; он же. Уездные и приходские училища, состоявшие в ведении Могилёвской ДС за 1-й период ее существования//Там же. 1897. 16. С. 201-209; Могилёвская старина.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

23-го же числа получено было мною письмо с приложением 1-го тома Слов и речей в Бозе почившего Митрополита Московского Филарета 1098 , вновь изданных от наследников покойного Святителя Протоиерея Павла Казанского 1099 и священника Константина Богоявленского 1100 . Вот что писали от 20-го числа: «По поручению родственников покойного Митрополита Московского Филарета имеем честь почтительнейше препроводить Вашему Преосвященству первый том издаваемых ныне его Слов и речей. При сем, надеясь на Ваше благорасположение к предпринятому нами труду, осмеливаемся беспокоить Ваше Преосвященство покорнейшею просьбою: благоволите, Преосвященнейший Владыко, сообщить нам могущие быть у Вашего Преосвященства материалы для дальнейшего хода издания сочинений почившего Святителя, а прилагаемое при книге объявление сделать известным по вверенной Вашему Преосвященству епархии чрез напечатайте в Епархиальных Ведомостях». Я отвечал на имя о. протоиерея Казанского от 26-го числа: «Препровожденный ко мне экземпляр изданного Вами 1-го тома Слов и речей в Бозе почившего Московского Архипастыря Филарета имел я удовольствие полнить. За этот драгоценный дар Вам и сотруднику Вашему, а равно и всем родным Вашим, коих поручение Вы исполнили, приношу мою искреннюю благодарность. Материалов для дальнейшего хода изданий и почившего Святителя, о коих Вы пишете, у меня никаких нет, кроме нескольких писем, полученных мною в разное время от покойного Владыки; но эти письма или слишком частного содержания, или таковы, что в настоящее время еще не могут быть преданы гласности. Приложенное при книге объявление об изданий Вашем передано мною для напечатания в Полоцких Епархиальных Ведомостях. Призывая Вам на дальнейшие труды Ваши по изданию творений незабвенного Архипастыря Божие благословение, с братскою о Христе любовию пребываю». 24-го ч. имел я честь получить из С.-Петербурга от Члена Св. Синода высокопреосвященного Архиепископа Василия следующее архипастырское послание: «Восстав при помощи пользовавших меня врачей от одра тяжкой долго продолжавшейся болезни моей, я счел самым первым из долгов своих долгом принести Вашему Преосвященству мою искреннюю благодарность как за поздравление меня с наступлением нового года, сопровожденное Вашим благим желанием моему смирению так и за присланное прекрасное слово, произнесенное Вами в Витебском Кафедральном Соборе 1101 , и взаимно поздравить Ваше Преосвященство с сим новолетием и от всей моей души пожелать Вам, да продлить и умножить Жизнодавец Господь дни лета жизни Вашей и венчает всерадостнейшим успехом Архипастырские труды Ваши на настоящем месте служения Вашего к благу св. церкви и к утешению многочисленных Ваших почитателей».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

многие из них перешли в католичество или униатство, что сильно ослабило политическое и экономическое положение обители. Основная часть монастырского корпуса в 30-40-х гг. XVII в. была построена на средства братчиков. 20 янв. 1634 г. одним из видных вкладчиков Л. м. стала жена киевского подчашего Лаврена Лозко Анна Васильевна Гулевич († после 1651), внучка бывш. Луцкого и Острожского еп. Феодосия (Гулевича). Она отписала мон-рю 1 тыс. злотых. Из них одна половина предназначалась его игумену, а другая была потрачена на достройку фундамента, стен и на убранство храма. 24 мая 1634 г. священники и студенты иезуитского коллегиума, вооруженные саблями, копьями и кольями, напали на братство и монастырь, избили игум. Исаакия, монахов и больных госпиталя, разграбили казну обители, выбили окна в постройках и взломали дверь звонницы, через которую проникли в Крестовоздвиженскую ц., где учинили разгром. 28 мая иезуиты повторили погром и избиение братчиков. В связи с этими событиями 11 авг. 1634 г. в луцкие гродские книги на имя кор. Владислава IV Вазы были вписаны протесты православных (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 685-691; Воссоединение Украины с Россией. 1953. 80. С. 138-142). В 1636 г. митр. Киевский свт. Петр (Могила) подтвердил права Луцкого братства, разрешив ему содержать школу при мон-ре, к-рую архиерей подчинил киевскому ректору ( Исаевич. 1981. С. 95). 2 апр. 1641 г. Галшка (Елизавета; † 1642), старшая сестра А. В. Гулевич, фундатор Киево-Братского в честь Богоявления монастыря , будучи также родственницей князей Пузын, пожаловала Луцкому братству 200 злотых на окончание строительства кирпичного здания Крестовоздвиженской ц., 200 злотых на мон-рь и 50 злотых на богадельню. Духовную грамоту Галшки подписал еп. Луцкий и Острожский Афанасий (Пузына) , свидетелями были видные луцкие братчики, включая кн. Ю. Пузыну, И. Козинского, И. Броневича, К. Ушака-Куликовского и А. Гуляницкого. Основную часть финансового и материального капитала братства пожаловал влиятельный при дворе польского кор.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Материальное положение обители зависело от пожертвований верующих, наибольшее количество вкладов получили луцкий Братский и Почаевский (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ) мон-ри. С нач. XVII в. в мон-рях Волыни вводили общежительный устав, к 1648 г. он был принят в 20 монастырях. В обителях Волыни не получила распространения скитская жизнь. В условиях утверждения униатства Киевский митр. Петр (Могила) усилил архипастырский надзор за мон-рями Киевской митрополии, в т. ч. волынскими. Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Наиболее значительные мон-ри Л. е.: Гощанский, дерманский Троицкий, дорогобужский Успения Пресв. Богородицы, дубенские - Воздвижения Честного Креста, Вознесения Господня, Преображения Господня, жидичинский Воскресения Господня, корецкий Успения Пресв. Богородицы, кременецкий Богоявленский, луцкие - Воздвиженский, Троицкий, Успенский, острожский Троицкий, пересопницкий Рождества Пресв. Богородицы, Почаевский Успенский, Степанский арх. Михаила, Чернчицкий Преображенский и др. Статус архимандритии имели Жидичинский и Овручский мон-ри (недолго входил в Л. е.). В волынских обителях служили: прп. Иов (Железо) , являвшийся игуменом дубенского Воздвиженского мон-ря (вероятно, 70-е гг. XVI в.- нач. XVII в.) и Почаевского мон-ря (между 1617 и 1623-1651), Иннокентий (Гизель), возглавлявший Гощанский мон-рь в 1640-1642 гг., Мелетий (Смотрицкий) , игум. Дерманского мон-ря в 1627-1633 гг., Иов (Княгиницкий) , мон. Дерманского мон-ря в 1602-1605 гг., Павел Домжив-Люткович Телица, игумен Чёрненского мон-ря в 1631-1634 гг. Мон-ри были центрами благочестия, книжности, иконописного искусства. Приходская сеть Л. е. сформировалась к кон. XVI в., для нее было характерно скопление храмов в многочисленных городах епархии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Данилово, урочище. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм построен в 1812 на средства князя А. А. Кильдишева. Трапезная между храмом и колокольней построена во 2-й пол. XIX в., приделы Богоявленский и Никольский. Данилово. Церковь каменная, холодная, за неимением средств на отопление, хотя и предназначалась быть теплой, построена старанием князя Кильдишева в 1812 году. Престолов три: главный - Казанский и придельные: левый - в честь Богоявления Господня и правый - во имя св. чудотворца Николая. Местно чтимая Казанская икона Божией Матери, празднуется 8 июля. Дворов 210, душ муж. пола 687, жен. пола 642, великороссы, земледельцы, имеют земли душевого надела 1 десятину. В приходе четыре деревни: Протуры – 73 двора, в 4 верстах от церкви, Алексеевка, Кочетовка тож, 23 двора, в 4 верстах, Вороновка – 24 двора, в 4 верстах и Марьевка – 22 двора, в 5 верстах. Есть река Теньтевка, весьма незначительная. Школы: церковно-приходская и земская, одноклассные, смешанные, в последней законоучителю 24 руб. в год. Есть церковно-приходской совет. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1814 года. Церковная библиотека в 30 томов. Штат: священник и псаломщик. У причта земли 3 десятины усадебной и 33 десятины полевой, последняя в 2,5 верстах от церкви. Земля дает годового дохода 110 руб., братский годовой доход 160 – 200 руб. Казенное жалование священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. в год. Церковный капитал 1773 руб. 52 коп. Дома у причта собственные. А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии». - Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Елатомский уезд, стр. 775. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Храм начал возрождаться. Проведены субботники. Служатся изредка службы. Просьба посильно помочь с восстановлением храма http://rusbereza.ru/pomoch/hramu/166 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17072

В 1895 году здесь было 255 учеников. В городе Лемиссе имеется религиозно-просветительный силлог «Εσβεια». Кипр имеет 145 тысяч православных жителей. Церковь синайская состоит из одного монастыря на богошественной горе Синае и его метохов. Монастырь был построен византийским императором Юстинианом в 527 году и с того времени непрерывно, в течение многих веков, служит тихим пристанищем для избегающих мира и его гибельных прелестей, очагом истинного монашества, светочем православия и хранилищем книжных сокровищ седой древности. Монастырь расположен на покатой отлогости горы Синая и окружён громадными стенами с башнями, бойницами, караулками и контрфорсами, придающими обители вид крепости. Внутри стены монастырские постройки нагромождены без всякого порядка. Главный храм монастыря, построенный Юстинианом, посвящён Преображению Господню. В нём сохранились замечательные мозаики и многие драгоценности из священной утвари, а также почивают в серебропозлащенной раке мощи великомученицы Екатерины Александрийской (III в.). К главному алтарю Преображенского собора примыкает небольшой придел в честь Неополимой Купины, устроенный на месте богоявления Моисею. Кром того, в соборе имеется ещё восемь других приделов, а на всей монастырской территории устроено до двадцати церквей, основанных в разное время и разными лицами. Внутреннее пространство Синайской обители занято – мусульманской мечетью, построенной ранее 1381 года, по распоряжению египетского правительства, и обращённой теперь монахами в амбар для хранения зернового хлеба, – домом архиепископа, помещением дикея, гостиницей, братской трапезой, библиотекой и разными хозяйственными постройками; братские кельи устроены в стенах монастыря. Все здания обмазаны глиной, стоят неправильно и разделены небольшими дворами и кривыми крытыми ходами. Монастырь представляет лабиринт, устроенный намеренно с целью безопасности монахов, в которых нередко стреляли с соседней горы арабы и бедуины. На двориках монастырских построек растут кипарисы, тополи и груши, а по стенам вьётся виноград. Другой большой сад монастыря насажен вне его главной стены, при разрушенной церкви св. Апостолов, и наполнен маслинами, грушевыми, персиковыми, фисташковыми и лимонными деревьями, виноградными лозами и даже пальмами; сад обильно снабжён водой и походит на прекрасный оазис среди мрачных голых скал. Он устроен, главным образом, архиепископом-игуменом Синая Каллистратом III. Среди сада находится кладбище с церковью св. Трифона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

9 июня 1720 г. переведен на Смоленскую кафедру с возведением в сан митрополита. Просил Синод приписать к Смоленской епархии во внимание к ее бедности города Торопец и Брянск. Пытался добиться освобождения своих домовых людей от платежа денежного оклада и недоимки, по этому вопросу вступил в конфликт с обер-кригс-комиссаром Поленским. В 1721 г. доносил Синоду, что «смоленские гражданские и уездные жители, как шляхта и приказные, так и посадские, и прочих разных чинов люди, в делах ко управлению под духовный суд обретаются ни мало не послушны, а паче и непокорны». По жалобам из епархии Синоду стало известно, что в смоленском архиерейском доме со священников взимались штрафы в размере 5 р. за венчание без венечных памятей и за допущение младенцам умереть без Крещения. В. погребен в смоленском кафедральном Успенском соборе. В. был образованным архиереем. Оставил после себя значительное имущество, опись к-рого, составленная по распоряжению Синода, занимает 96 листов, и денежные средства на сумму более 6 тыс. р. Значительные пожертвования завещал в киевские мон-ри: Киево-Печерский , Николаевско-Пустынный, Братский в честь Богоявления Господня , Межигорский, а также в иркутский Вознесенский мон-рь, в смоленский Богоявленский собор, в смоленскую ризницу и мн. частным лицам. Обладал значительной б-кой из рукописных и печатных книг (381 книга), из них основная часть (217 названий) - западноевропейские издания. Больше всего книг лат. и польск. (196 названий), есть издания на франц., нем., греч. языках. В их числе - сочинения Гомера, Цицерона, Барония и др. авторов. Келейные вещи и часть б-ки были отданы еп. Феофилакту (Лопатинскому) . Певчие В. перешли к архиеп. Феофану (Прокоповичу) . Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 37, 103, 105, 127, 267, 274, 355, 425. Прил. XX, XXI; Т. 2. Ч. 2. 1878. 1030, 1102; Т. 3. 1878. 329, 357, 554; Т. 4. 1880. 48. Лит.: Терновский Ф. А. Варлаам Коссовский//ТКДА. 1879. Окт. С. 270-279; Там же. 1888. Дек. С. 294-296; Санковский А. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Смоленск, 1898. Вып. 1. С. 14; Рункевич С. Г. Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906. С. 155-156, 163-164; Покровский И. Средства и штаты великорус. архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 г.//ПС. 1907. Июль/Авг. С. 281; Нояб. С. 705; он же. Рус. епархии в XVIII в.: открытие их, состав и пределы//Там же. 1908. Апр. С. 501; Гурий (Степанов), иером. Правосл. миссия среди ламаитов и меры к ее наилучшей постановке по трудам Казанского и Иркутского миссионерских съездов//Там же. 1911. Янв. С. 130; Акишин М. О. Варлаам Коссовский и его б-ка//Книжные собр. рос. провинции: Проблемы реконструкции. Екатеринбург, 1994. С. 97-114.

http://pravenc.ru/text/154191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Марценко Александр Францевич; 12.03.1887, Одесса - 18.12.1954), архиеп. Тульский и Белёвский. В 1910 г. окончил Одесскую ДС, в 1914 г.- СПбДА с ученой степенью канд. богословия. 20 июля 1912 г. пострижен в монашество с именем А. в Калуге еп. Калужским и Боровским Георгием (Ярошевским) ; 21 июля им же рукоположен во иеродиакона, 6 дек. 1913 г. еп. Ямбургским Анастасием (Александровым) рукоположен во иеромонаха. С февр. 1914 г. А. служил в рус. Урмийской миссии в Персии. По возвращении в 1915 г. в Россию в связи с началом первой мировой войны короткое время был насельником Глинской пуст . С 19 сент. 1915 г. преподавал в Ставропольской ДС и служил благочинным мон-рей Ставропольской епархии. В марте 1919 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем пинского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря . В мае того же года Временным высшим церковным управлением юго-востока России назначен полковым священником и благочинным кавалерийского корпуса. В 1920 г. А. эмигрировал в Сербию, в июле 1922 г. переехал в Польшу и был назначен настоятелем Александра Невского кафедрального собора в Варшаве и председателем Варшавской духовной консистории. В окт. того же года определен администратором Виленской епархии, председателем Виленской духовной консистории и настоятелем виленского Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . 9 февр. 1923 г. Синодом Польской Православной Церкви с согласия польск. правительства А. был назначен епископом Люблинским, викарием Варшавско-Холмской епархии. 25 февр. 1923 г. в Александро-Невском соборе Варшавы состоялась хиротония А., к-рую возглавил архиеп. Волынский и Кременецкий Дионисий (Валединский) . А. приветствовал неканоническое провозглашение 1 нояб. 1924 г. Патриархом К-польским Григорием VII автокефалии Польской Православной Церкви. В 1924 г. А. был назначен ректором Виленской ДС, а в 1926 г.- ректором Волынской ДС, но в нояб. 1926 г. освобожден от этой должности за сопротивление полонизации правосл. духовных школ. В 1928 г. уволен на покой с проживанием в Мелецком мон-ре Варшавско-Холмской епархии. В марте 1930 г. назначен епископом Камень-Каширским, викарием Пинско-Полесской епархии. В марте 1931 г. принес присягу о лояльности Польскому гос-ву. С апр. 1934 по сент. 1937 г. управлял Гродненской епархией, с сент. 1937 г. вновь епископ Камень-Каширский.

http://pravenc.ru/text/115978.html

Достойно удивления, что при таком ударе молнии монастырские храмы Предтеченский и Богоявленский — оба деревянные, выкрашенные масляною краскою, не загорелись и остались совершенно невредимыми. Усматривая в сохранении храмов милость Божию, явленную по молитвам Царицы Небесной и преподобного Никодима Кожеозерского Чудотворца, мощи коего почивают въ Богоявленском храме, настоятелем монастыря соборно был отслужен 12-го августа благодарственный молебен пред образом Тихвинской Божией Матери с акафистом, о избавлении Кожеозерской обители от явной опасности, так как если бы загорелись церкви, то и другим зданиям монастыря; которые все деревянные, не избежать бы огня, и монастырь весь бы был уничтожен пожаром. Кожеозерского монастыря настоятель, архимандрит Питирим " . Из описания следует, что церковь Иоанна Предтечи стояла рядом с деревянной теплой церковью в честь Богоявления Господня. В это время она ещё была деревянной и могла быть заменена каменной между 1898 и 1909 годами. В 1894 году монастырём изыскивались средства для устройства церквей на братском кладбище и в Никодимовой пустыни. Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, скорее всего, тоже была построена между 1898 и 1909 годами. Главным из всех дел игумена Питирима было устройство проезжей дороги к обители от онежского почтового тракта, из деревни Корельской. Источники: О православных монастырях, том I, Зверинский В.В., С.-Петербург, 1890. Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни, Кононов А., С.-Петербург, 1894. Описание монастырей Архангельской Епархии, Шашков А., Архангельск, 1902. Православные монастыри Российской империи, Денисов Л.И., Москва, 1908. Православные русские обители, Сойкин П.П., С.-Петербург, 1910. Архангельские Епархиальные Ведомости. Кожозерский монастырь расположен на Кожозере в 70 км от поселка Усть-Кожа по старой заброшенной монастырской дороге. Согласно преданию, в 1552 году сюда пришел первый пустынножитель — монах Нифонт. Озеро в то время было безлюдным. Несколько лет Нифонт провел в одиночестве, затем к нему пришел мирянин Сергий, которого Нифонт посвятил в монашеский чин и нарек Серапионом. Вскоре собралась небольшая братия. Нифонт отправился в Москву хлопотать об устроении монастырском, но пропал без вести. Дело созидания обители принял на себя Серапион. Серапион был татарским царевичем, плененным при взятии Казани и окрещенным в Москве, где он жил некоторое время у боярина Плещеева, жене которого доводился родственником. Но пробыл он в Москве недолго. Через 4 года, в 1556 году, Сергий уже на Кожозере. После смерти Ивана Грозного, в 1585 году, Серапион прибывает в Москву просить царя Федора об устроении монастырском, чего и добивается. Монастырь получает в свое владение все озеро, а также денежные пожертвования, на которые возводятся две церкви — Богоявленская и Благовещенская, обе деревянные. Во второй раз Серапион появляется в Москве в царствование Бориса Годунова. Новый царь жалует обители тони на Белом море и 4 деревни по реке Онеге.

http://sobory.ru/article/?object=20875

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010