С XVI века в Михайло-Архангельском монастыре вводится архимандритское управление. Первый документально известный архимандрит Герасим управлял монастырем с 1510 по 1536 год. Следующее упоминание монастыря находим у «Летописца Льва Вологдина» под 1517 годом: «В лето 7025, а от Рождества Христова 1517. …мая в 20 день на Устюге Великом в архангельском манастыре после святыя литоргии текло миро от образа Воскресения Христова, от снятия Христова со креста, от Положения во гроб, от вознесения Христова, от Благовещения пресвятыя Богородицы, от Рождества Христова, от Ведения Христа на страсть – от всех текло Более подробно монастырь описан в «Сотной с писцовых книг» 1630 года: «За острогомъ противъ Архангельскихъ воротъ м-рь Архангельской, а на м-ре церковь теплая съ трапезою и съ келарскою Введение Преч. Б-цы, древяна вверхъ на подклете… въ церкви жъ образы осталося после пожару холодного храму арх. Михаила… На монастыре колокольня рубленая древена Далее говорится о том, что в монастыре еще имелись: келья архимандрита; келья келаря; келья казначея; 20 келий братских; 3 кельи больничных. За монастырем: двор конюшенный; двор скотный; двор для служек; двор для церковных дьячков и мастеровых. Самое главное из «Сотной книги» следует, что в 1630 году в монастыре была одна теплая Введенская церковь, холодная Архангельская сгорела. До 1651 года все постройки монастыря были деревянными. Сильный пожар 1651 года уничтожил монастырь, и сразу же после этого начинается строительство новых, уже каменных сооружений - теплой церкви Введения с трапезной палатой и собора Архангела Михаила. В течение второй половины XVII века и первой половины XVIII века в монастыре почти непрерывно ведется строительство каменных зданий, которые в дальнейшем лишь перестраивались и изменялись, сохранившись до наших дней. По штатам от 26 февраля 1764 года Михайло-Архангельский монастырь причислен ко второму классу и в списке Российских монастырей занимает 38 место. В 1780 году в связи с образованием Устюжской области в монастыре разместились Присутственные места.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Моховая башня Сумского острога (1680 г.) Сумский острог, располагавшийся на берегу Белого моря, был деревянным, как и множество других русских крепостей XVI–XVII вв. Фортификационное искусство мастеров, строивших эти крепости, достигало столь высокого уровня, что стены и башни выдерживали «огненный бой». К настоящему времени от Сумского острога осталась только одна северо-западная (Моховая) башня, срубленная в начале 1680-х годов. В верхнем третьем ярусе башни располагались караульни. Башня Братского острога Острог находился на левом берегу Ангары, на пригорке, имел по углам четыре башни: «под тремя башнями три избы, четвертая порожняя да ворота проезжие. На воротах поставлена часовня да анбар новый рублен с перерубом трех сажен печатных». К началу XVIII в. Братский острог окончательно потерял свое военное значение. Братский острог был основан в 1631 году на берегу Ангары. Крепость, построенная казаками, служила опорным пунктом для русских поселенцев и представителей власти в Прибайкалье. Братский острог сыграл значительную роль в освоении Сибири и Дальнего Востока. В XVII веке мимо него проходил путь многих русских землепроходцев. Зимой 1656-1657 гг. Братский острог и, возможно, его северо-западная башня, служил местом заточения протопопа Аввакума - русского писателя старообрядца. В 1959 году северо-западную башню перевезли в Коломенское, где в 2007 году была проведена ее реставрация. Водяная мельница на речке Жуже Действующая мельница, воссозданная в Коломенском в 2007 году, относится к типу мельниц с вертикальным колесом верхнего боя. Для того чтобы мельница могла работать, была построена плотина и создан пруд, из которого вода по желобу попадает на мельничное колесо. Образцом послужила водяная мельница XIX в. из деревни Владимировка Братского района Иркутской области. Соколиный двор в Коломенском Реконструкция Соколиного двора сделана на основе архивных материалов. Комплекс решен по типу крестьянских усадеб характерных для села Коломенского. В качестве аналога для основного здания взят сельский дом, который по времени постройки восходит к первой половине – середине XIX в. Соколиный двор состоит из дома и огороженного двора, где расположены крытые вольеры для содержания ловчих птиц.

http://sobory.ru/article/?object=35802

В этом храме покоятся: у южной стороны Афанасий, архиепископ Новочеркасский, скончавшийся в 1847 году, и у северной Николая, Епископ Тамбовский, скончавшийся в 1864 году. В западной стороне, в недалеком расстоянии от соборного Предтеченского храма, высится колокольня, современная ему по основанию и постройке. Верх ее пирамидальный со слуховыми окнами, в которых находятся 4 иконы Евангелистов, в нижнем этаже колокольни проделана арка для св. ворот, во втором помещается архив и библиотека монастыря, а в верхнем – колокола. С южной стороны соборного храма находится теплая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она же заменяет и монастырскую трапезу. Через внутренний ход с церковью соединена братская кухня, за нею четыре новоустроенные кельи, а чрез небольшие сени – просфорная и хлебопекарня. Подвальный этаж занимает братский погреб. С юго-восточной стороны расположен теплый 6–ти главый каменный храм – во имя образа Нерукотворного Спаса, построенный в 1903 году. С юго-западной стороны за флигелем расположен небольшой двор, огражденный каменной стеной, к коей пристроены каменные: дровяной сарай, две материальных кладовых, хлебный амбар, ледник, квасная, братская баня и подъездный навес. С северной стороны Предтеченского храма находится одноэтажный каменный флигель с каменною к нему пристройкою для дровяника, в котором помещается 12-ть братский келий, с одним общим коридором во всю длину флигеля. С восточной стороны, у самой монастырской ограды, находится каменный двухэтажный дом настоятеля. Близ монастыря, к северу от ограды, находится старый скотный двор с работною избою и флигелем для помещения посетителей монастыря, построенные из дерева, еще далее – новый каменный скотный двор, а к востоку до 15-ти небольших деревянных дач, отдаваемых монастырем в летнее время в наём. Братии в монастыре до 20-ти человек. Средствами к содержанию монастыря служат: проценты с экономического монастырского капитала, которого имеется 34988 руб., и братского, которого имеется 30547 руб. 50 коп., а,  главным образом,  доходы от продажи ежегодно вырубаемого по 13 дес. леса.

http://sobory.ru/article/?object=12707

2 1/2 аршина, шириной - 4 саж., монашеская - длиной 2 1/2 саж., шириной - 2 саж. и 3 четверти, однопартаментная; две братских кепии - длиной - 10 саж. и шириной - 4 саж. с арш.; кухня; погреба; житница; конюшня; старые кухня и келия. Ограда кругом монастыря вся каменная, высотой 4 арш., толщиной - 5 четв.Около ограды монастырский двор длиной на 25 саж., шириной на 11 саж. На нём построены деревянные избы для приезду архиерейским служителям.Того ж монастыря двор за городом, за Московскими воротами, при часовне, для приезду монашеским людем: длина 14 саж., 2 арш.; ширина 13 саж., 2 арш.; оный двор огорожен тёсом. На дворе деревянные строения. Оного же монастыря, состоящий расстоянием от города Саратова в 7 верстах, двор при р. Увековке. Обширностью оной состоит: длина - 39 саж., ширина 40 саж. На том дворе строения: изба деревянная о двух партаментах, изба хлебная, погребица, кухня, анбар мушной, конюшня, баня. При том же дворе яблонный сад длиной - 22 саж. и шириной на 18 саж. При том саде анбар для хлеба и овин.На р. Увековке при том же дворе мельница и анбар. С мельницы оброку платится ежегодно в казну по 1 р. 75 коп. При той же мельнице изба.Подле монастыря по данной 1695 г. крепости пожалованы вкладные в монастырь для поминовения огородные места, на коих местах поселилось разных чинов жителей самовольно дворов 110.При том монастыре никаких школ, учителей и учеников, также богаделен не имеется. В том монастыре ныне налицо: настоятель архимандрит Макарий, казначей монах Андреям, 4 иеромонаха и 9 монахов. Все оные из великороссиян и находятся в монастырских трудах. Монастырю денежного и хлебного жалованья не определено, а имеют пропитание архимандрит с братиею от своих трудов и от подаяния мирского. Монастырю принадлежат угодья: вниз р. Волги по нижней россоши Увековки, от Торного буяраку, а на низ по рубеж Увековки речки, а по сторон тое пожни Яблонной буярак, по обе стороны и с лугами, на которой становится сена на 50 копен, т.е. 2 стога; за р. Волгою, в межах подле пашни от р.

http://sobory.ru/article/?object=20234

После 1582 г. на деньги царя казанского Симеона построена первая каменная церковь во имя Иоанна Богослова, над воротами монастыря к западу. Трудами и ходатайством пред царем Федором Ивановичем преп. Мартирия пожалованы Зеленецкому монастырю две выти земли и даны монастырю в 1595 г. на Ладожском озере рыбные ловли, с пожнями на берегу и с угодьями. В 1612 и 1613 гг. после осады варягами Тихвина, узнав об ожесточении, с каким войска Делагарди усиливались уничтожить всякую святыню православную, иноки Зеленецкие не могли и помышлять, чтоб трудность перехода через мхи и болота отстранила опасность от пустыни их. Собрав заблаговременно церковные и все нужнейшие монастырские вещи, они сокрыли их в лесах, окружавших Зеленый остров, а сами разошлись по дальним волостям и обителям. Неприятель не замедлил явиться в опустелый монастырь. Не находя людей, он обратил гнев свой на строения монастыря, уничтожил и разграбил все, что оставалось в обители. Шведы превратили в пепел находившиеся в нем тогда восемь деревянных келий, всякое имущество и строение вне монастыря, оставив только голые и задымленные стены каменной церкви. По воцарении Михаила Федоровича в 1613 г. святые обители стали подниматься из пепла. Начальник обители Зеленецкой, монашествующие, бельцы и работники собрались к Зеленецкому острову. Все пожженное врагом: кельи настоятельские и братские, ограды, рабочие избы, скотный двор, амбары - было устроено в течение двух лет, и несравненно обширнее и лучше прежнего. Вскоре обитель наполнилась хлебом, домашним, рабочим скотом, всеми потребностями и деньгами, в изобилии от щедрых дателей. Обычным порядком началось опять богослужение, снова стал раздаваться колокольный звон в пустыне и возгласилось пение и молитвословие. Так рассказывает о восстановлении Зеленецкого монастыря местный монастырский летописец. В писцовой книге Обонежской пятины Мина Лыкова под 7128 (1620 г.) годом, положение Зеленецкой обители описывается следующим образом: «В Михайловском погосте на Волхове монастырь, убогая новая пустыня Зеленая, на острову, а в ней церковь Живоначальная Троица, деревянная, да церковь Одигитрия каменная, стоит без пения - разорен от немецких и литовских людей, да место церковное Благовещения Пресвятой Богородицы сожгли немецкие люди, да пять колоколов, да на монастыре семь келий, а в них живут старцы: священник Устин, да келарь старец Перфилой, да казначей старец Селивестр, да старцы Лаврентий, Селивестр, Илья, Пахомий, да пять келий пустых, да за монастырем место дворовое, что был двор коровий, а двор сожгли немецкие люди, да за монастырем же двор конюший, а в нем живут служки одиннадцать человек; а старцы и слуги питаются своими трудами; а ограду около монастыря обожгли немецкие люди.»

http://sobory.ru/article/?object=02428

– М.: ИФ РАН, 2011. 27 . Корзо М. А. О некоторых изданиях Киевской митрополии в рукописном наследии Евфимия Чудовского//Славяноведение. – 2014. – 2. – С. 88–98. 28 . Корзо М. А. О структуре и содержании букварных катехизисов московской печати XVII – начала XVIII вв.//Славяноведение. – 2005. – 2. – С. 74–84. 29 . Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. – М.: Канон+, 2007. 30 . Кормчая. Книга глаголемая греческим языком Номоканон, словенским же сказуемая, закона правило. – М.: Печатный двор, 1650. 31 . Круминг А. А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского : очерк истории издания//Филевские чтения. – Вып. IX: Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы. – М., 1994. – С. 9–17. 32 . Крыловский А. Львовское Ставропигиальное братство. Опыт церковно-исторического исследования. – Киев: Тип. Императорского университета, 1904. 33 . Лаврентий Зизаний. Книга глаголемая погречески катихисис, политовски оглашение. – М.: Печатный двор, 1627. 34 . Макарий (Булгаков) . Святаго отца нашего Димитрия, Ростовскаго святителя и Чудотворца, догматическое учение, выбранное из его сочинений//Христианское чтение. – 1842. – Ч. 4. – Кн. 12. – С. 311–521. 35 . Мир с Богом человеку. – Киев: Тип. Лавры, 1669. 36 . Молитвы повседневные. – Вильно: Тип. братская, 1596. 37 . Молитвы повседневные. – Вильно: Тип. братская, 1611. 38 . Надсон А. буквар 1618 г.//Божым шляхам. – Год XXI. – 1973. – 1(135). – С. 3–9. 39 . Наука о седми тайнах церковных. – Вильно: тип. братская, 1618. 40 . Никольский А. И. Катихизис Арсения Мацеевича //Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. – 1907. – Т. XII. – Кн. 3. – С. 297–312. 41 . Номоканон, си есть: Законоправилник. – Киев: тип. монастыря, 1624. 42 . Номоканон, си есть: Законоправилник. – Львов: Михаил Слёзка, 1646. 43 . О единой истинной православной вере. – Острог: Тип. острожская, 1588. 44 . Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но в 7200 (1692) г. по челобитью Казанского митрополита Маркелла Елабужский Троицкий монастырь был вполне приписан к Казанскому Архиерейскому Дому и сравнен с прочими его вотчинами в платежах и повинностях. В сделанной при этом подробной описи монастырю и вотчинам значилось: в монастыре 1) церковь Сошествия Святаго Духа, каменная ветхая, трапеза деревянная (см. о ней ниже); 2) холодная церковь деревянная Успения пресвятыя Богородицы; 3) на оградных вратах церковь Гурия и Варсонофия Казанских недостроена; ограда рублена в тарасы, недостроенаж. Кельи – строительская, казначейская и три братских, в коих братии 11 человек; в монастыре же – двор конюшний и воловий или скотный. В вотчинах 1) в Подгорной монастырской слободе дворов, кроме причта церковного, крестьянских 5, в них всех душ муж. рода (не исключая и малых детей) 35; 2) в селе Танайке церковь архангела Михаила; дворов, кроме причта церковного, монастырский, 4 мельничных, кузнечный, 2 рыбачьих, 23 крестьянских и 11 бобыльских, во всех душ 332, да мельница об одном поставе; 3) в селе Бетках (за Камой) церковь во имя пресв. Богородицы Владимирской; дворов, кроме причта, всех 29, в них 302 души; 4) в деревне Простях (за Камой же) двор монастырский и 16 крестьянских, в них 106 душ; 5) в деревне Соболековой (за Камой же) двор монастырский и 9 крестьянских, в них 63 души 161 . В последствии и эти две деревни, Прости и Соболекова, во владении монастырском являются селами. В возделании монастырскою экономией этой земли по ту и другую сторону Камы, в населении ее крестьянами, в основании здесь сел и деревень – заслуга государственная. Вместо вышепомянутой церкви святителей Казанских на оградных вратах в последующих актах является церковь Рождества Богородицы, со всем своим имуществом сгоревшая в 1733 г. 162 В 1751 г. в монастыре значатся только две церкви: 1-я, Успения пресв. Богородицы, деревянная, холодная с колокольнею, 2-я, вновь построенная, деревянная, Сошествия Святаго Духа 163 . Эти две церкви, как видно, существовали до 1764 г., когда Елабужский Троицкий монастырь, вместе со многими другими в Российской империи, был упразднен: потому что в репортах о монастыре 1767 и потом 1772 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Каменная ограда, опоясывающая весь монастырь кругом на протяжении 235 пог. сажень, по первоначальному построению относится к 1684 г. и сначала была деревянная. Рисунок ее прост и очень хорош; вышина до 2 с двумя третями саженей, крыта вся железом; в несовершенно правильном четвероуголънике ее пробиты трое ворот: с южной - въездные; с западной - под нынешними настоятельскими кельями и с северной. Углы каменной ограды украшены четырьмя восьмигранными, довольно красивыми башнями со шпицами. Св. врата, устроены архимандритом Кириллом около 1831 г. из малых простых ворот, которые вели к хозяйственным строениям вне стен; по сторонам их украсили четырьмя Ионическими колоннами, над аттиком возвышается восьмигранная главка со шпицем. Ворота эти бедны украшениями, они вводят в монастырский двор. Над прежними вратами, над широкими арками их возвышался под куполом еще ярус, заключавший в себе малую церковь во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, уничтоженную в последней четверти истекшего века и место которой заняли нынешние настоятельские кельи, довольно тесные и неудобные. Широкий тротуар, по обеим сторонам которого раскинуты небольшие сады, ведет к середине двора, занятого собором Живоначальной Троицы. Вправо от собора представляется отдельно стоящий, массивный, граненый столб колокольни; влево, в уровень с каменною колокольнею, теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Далее, близ ограды, у фасов южной, северной и восточной сторон поставлены три обширных корпуса келий и хозяйственных помещений. На правой стороне дороги, против св. ворот, каменная, двухэтажная, крытая железом гостиница для богомольцев, с теплым коридором. В ней четыре комнаты наверху и столько же внизу. Средние ворота ведут во двор, где находятся деревянные амбар, каретные сараи, конюшни на 19 саженях, с навесом в 14 сажень. Служительских домов четыре, для проезжих - постоялый двор с одноэтажною харчевнею, при ней амбары, навесы с хлевами, конюшнями, сенниками. Далее пекарня, кузница и при ней изба; мельница водяная, ветряная на срубе; сенной сарай, баня братская, служительская и овин. Монастырь содержит до 14 лошадей и около 40 коров. Зеленецкий монастырь оставлен в 1762 г. на своем пропитании; в настоящее время некоторые из его владений удержались за монастырем и служат средствами материального обеспечения его безбедного существования.

http://sobory.ru/article/?object=02428

Так как довольно продолжительные молитвы при освящении воды в день Богоявления, читаемыя вслух, не были переложены на греческие буквы и, во всяком случае, Амвросию прочесть их по-славянски было очень трудно, то обязанность эту возложили на новопоставленного наместника; сам же Амвросий прочел только положенное Евангелие, как известно, очень краткое, – и прочел, разумеется, по-славянски. Утомленный длинною службою, а также по причине довольно холодной погоды, Амвросий предоставил уже одному Кириллу сопровождать торжественное крестное шествие обратно в монастырь; сам же возвратился домой в нарочно приготовленных для него санях 537 . По окончании всего происшествия новопоставленный архиерей провожаем был из церкви до его кельи великопным тем чином, как и митрополит, поскольку первый день был его поставления 538 . Архиерей в келии своей принял певцов и братию приличным и кратким, по нашему обычаю, угощением и они поздравляли его многолетним приветствием. Потом благочинно собрались на обед. Посадив братию за общую братскую трапезу, сами все трое – митрополит, новый архиерей и архимандрит пошли на гостинный двор монастырский, расположенный между оградой и сельской улицей, где приготовлен был обед для всех приходящих разных религий гостей. Весь монастырской белый двор наполнен был разным простым народом; там же и солдаты штатской команды заряжали пушки; а дом до крайнего утеснения был наполнен: верхние три большие покои – благородными, низ весь – кондитерами и служителями и разными припасами и вещами. Как скоро святители с архимандритом появились на гостиный двор, вдруг сделали выстрел из шести пушек. Святители вошли в покои, сделали к собравшимся при столах гостям долженствующее приветствие, а они им поздравление. Потом сели все трое рядом на прилично убранные места: митрополит – посредине, архиерей – с правой стороны, архимандрит – с левой. Также и всем прочим гостям повелел митрополит садиться по своим местам, и во здравие ясти и пити предлагаемая. Итак, начался обед во всех покоях на всех столах. Гости пили вино и громогласно пели бесчисленно: виват, виват, многая лета! – Всем по имени и по чину их обыкновения; а на дворе, при всяком общегласном восклицании подавали сигнал и палили из пушек. Этот обед продолжался от полудня до вечера и до огня. Наконец, гости с неизъяснимым удовольствием и великою благодарностью отправились восвояси с миром» 539 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В Писцовой книге 1628 года записано: " Благовещенский монастырь Андрианова пустынь на реке Костроме, на устье реки Монзы, на монастыре церковь Воскресение Христово, да теплая церковь Благовещения, обе древяны, клецки, на монастыре келья игумена, келья келарская, шесть келий братских, а в них десять старцев, да двор конюшенный, да двор коровий, да под монастырем на реке Монзе мельница мелет… " В течение XV-XVI веков земли Корежской волости не раз подвергались набегам казанских татар, которые грабили местных жителей и отводили их в плен. Особенно сильному разграблению земли, где позднее возник монастырь, подверглись летом 1536 года. Во время польско-литовской интервенции начала XVII века (в 1618 году) один из отрядов захватчиков разграбил и сжег Благовещенский монастырь. В 1684 году к Ферапонтову Благовещенскому монастырю был приписан Унорожский Благовещенский монастырь (с. Унорож на реке Вексе в 10 км от Галичского озера). В 1724 году Благовещенский Ферапонтов монастырь, согласно Духовному регламенту, причислили к Железноборовскому монастырю - со всей землей, крестьянами и угодьями. О церквах и постройках, имевшихся в Ферапонтовом монастыре, можно судить по описанию, сделанному в 1701 году: " … В Благовещенском монастыре в Андреянове пустыне, что на реке Монзе, церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезою древянная мшеная об одной главе окожученой лемехами древянными, крест опаян белым немецким железом… Часовня чудотворца Ферапонта древянная рублена в замок бревенная, на ней крест древянный, в той часовне под гробом Чудотворца гробница древянная, на гробнице плащаница шита золотом и сребром, на ней вышит образ чудотворца Ферапонта, по краям слова шиты золотом же, гробница одета камкою-лазоревою, над гробом лампада сребряная резная весу 2? фунта, на гробе крест благословящей древянной обложен окладом сребряным басемным, образ преподобного отца Ферапонта… У паперти церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, колокольня о двух столбах бревенных, на ней 2 колокола, весу в одном 11 пудов 2? фунта, в другом 1 пуд 5 фунтов, да колокол отвезен к Москве на пушечный двор. Под монастырем в дву полях 2 часовни древянные, одна рублена в замок, а другая забрана в брусье тесом… Церкви и олтари, часовня и колокольня крыты тесом… " Монастырь был огражден деревянной стеной, в которой имелись входные ворота. Над этими воротами располагалась надвратная церковь во имя Архангела Михаила. В 1725 году в монастыре было пять деревянных церквей (Благовещенская, Воскресенская, Архангельская, Космодемьянская и Никольская); братию составляли 30 насельников.

http://sobory.ru/article/?object=24057

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010