«Братский листок». 1910. 10 декабря. 267. С. 3-4. (Беседа изложена присутствовавшим на ней священником.)    «Вы, Владыка святый, видели сами, с какой верой и любовью относились мы к нему, как к рабу Божию, – писал он. – И теперь мы по-прежнему думаем, что он имел благодать Божию, а также и теперь еще трудится духовно во спасение ближних. Но многие факты из жизни его, за последнее особенно время, показали нам совершенно убедительно, что враг рода человеческого использовал, так сказать, эксплуатировал, самую его благодать, добытую предшествующими подвигами его пред Богом. Григорий Ефимович, очевидно, не вынес всей той тяжести высоты, на которую восшел (разумеется Двор), и вообще не вынес всего того ненормального, огромного (чуть ли не абсолютно непогрешимого) положения, на которое поставили его почитатели неопытные. В последнем, должен искренно теперь сознаться, виновен был раньше по части и я лично – своим сверхмерным доверием решительно ко всему, что Г Е говорил или делал, доверием, которое глушило (нередко против тайного моего голоса сердца) всякую возможность того, о чем говорил апостол Павел: “смотрите, как опасно ходите”, – т.е. рассудительно-спокойного, критического отношения, – с молитвой к Богу. Теперь же не так: повторю, решительно выяснилось, что Григорий Ефимович стал на опасный путь преувеличенного о себе самомнения (или, как он сам выразился, самонадеянности). Подробно сейчас нет возможности писать обо всем. Скажем лишь, что мы ему прямо говорили уже обо всем – и еще будем говорить. Но, к величайшему прискорбию, он (что естественно и необходимо у уклонившегося в самонадеянность) сознает свою опасность и неправильность лишь умом, – точнее, языком, – но не внутренним человеком. Он самооправдывается – что вполне доподтверждает (см. Авву Дорофея) его неправильность. Поэтому – с полным убеждением и глубокой серьезностью, – отвечая пред Господом (сознательно и спокойно говорю сие), просим Вас, Владыка святый, держаться пока серьезной осторожности во всем по отношению к Г Е чу, а больше всего молиться за него и всех нас: иначе возможны неожидаемо огромные последствия. Все это – усердно просим и решительно надеемся – Владыка, Вы сохраните в полнейшей пока тайне от всех, и тем паче пока от Григория Ефимовича. Молитесь за всех нас!

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

Касилов: " Пред очима Божиими путие мужа: вся же течения его назирает ( Прит. 5:21 ). Той бо зритель есть дел человеческих. Наконец-то, Бог благоволил мне и даровал силу разорвать узы, связующие с расколом! 21-го ноября, пред литургией, меня присоединил к православной кафолической восточной церкви, бывший мой благодетельный собеседник, священник станицы Ханской, ныне, с 14-го сентября, протоиерей города Майкопа, о. Евгений Соколов – в городском Александро-Невском соборе. Итак, Богу содействующу, я исполнил свое обещание, а ваше уже четырехлетнее доброе и спасительное пожелание – оставить мною опровергаемый раскол». Мы сердечно рады этому известию, и теперь уже со всею твердостью можем повторить то, что писали некогда по одному предположению, что Т. И. Касилов присоединился к церкви: «Да поможет ему Бог терпеливо перенести огорчения, какие ожидают его в семейной и общественной раскольнической среде! Да не ослабеет его ревность в проповеди православия и да послужит его обращение к церкви добрым примером для других, ищущих истины и спасения старообрядцев»! (см. Лет. гл. 2). Только что дописали мы эти строки, как получили еще отрадное известие. Достопочтенный священник села Верхнего Березова (Курс. Епар.) о. Емелиан Апошанский пишет нам: «Как будто в ответ на ваше доброе пожелание, выраженное в заметках 15 издаваемого вами журнала «Братское Слово», 5 ноября сего 1889 года совершено было мною присоединение из раскола в православие жены И. Я. Выродова (присоединившегося с малолетним сыном ранее, в апреле месяце) Гликерии Павловой. И теперь, в исполнение ваших слов, действительно водворился «полный мир и союз веры в новом православном семействе», нарушавшийся прежде разностью религиозных взглядов супругов. Сообщая о сем столь радостном событии, глубоко убежден, что и вы сердечно разделите со мною оную радость, и возблагодарите Господа Бога, своею благодатию содействовавшего к обращению в православие столь упорной прежде и закоренелой старообрядки» (Пис. от 22 ноября). И радуемся сердечно, и благодарим Бога, приведшего еще одну заблудшую овцу во двор свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Составление Четьих Миней явилось одним из самых значительных книжных начинаний выговского старообрядческого центра: наряду с собиранием библиотеки, составлением Поморского Торжественника и собрания сочинений Максима Грека , Четий-Минеи отразили фундаментальные черты выговской культуры с её тяготением к самодостаточности, освоению и сохранению древних источников, сбережению старого церковного обихода. 1007 Барсов Е.В. Четии Минеи братьев Денисовых//Сборник статей в честь М.К. Любавского. Пг., 1917. С. 663−708. Черновые материалы к этой статье хранятся в архиве Е.В. Барсова : ОПИ ГИМ, ф. 450, оп. 1, 736, л. 249−332. 1008 Позже Андрей Михайлов основал филипповскую моленную в Новой деревне и принял постриг именем Авраамий. См. Барсов Е.В. Четии Минеи братьев Денисовых. С. 663; Синодик (филипповский) Братского двора. Рукопись второй половины XIX – начала XX в., с дополнениями середины XX в. Л. 1 об.−2 (Частное собрание). На л. 1 данной рукописи в орнаментальном картуше написано: «Сие поминание Матфея Ивановича Амосова». 1009 Е.В. Барсов называет фамилию «Белянкина» (Барсов Е.В. Четии Минеи братьев Денисовых. С. 663), однако в документальных материалах, выявленных Т.В. Игнатовой, указывается фамилия «Кокушкина». См. Игнатова Т.В. К истории московского филипповского центра Братский двор во второй половине XIX – начале XX в. (новые документы из фондов ЦИАМ)//Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2009. Вып. 13. С. 50−61. Пелагея Потаповна родилась в г. Медынь Калужской губернии в 1843 г. С 1874 г. стала заведовать филипповской моленной и всем Братским двором. Приняла пострижение малого образа с именем Парасковия. Пользовалась большим авторитетом в филипповской среде. Московские власти неоднократно возбуждали против неё расследования по традиционным антистарообрядческим поводам: совершение «поступков против веры», «совращение в раскол», незаконный ремонт моленной. Современники отзывались о П.П. Кокушкиной как о «женщине изрядного ума, настолько знающей законы и опытной в судебных делах, что может быть советницей для известных адвокатур» (цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Улики против ответчика истец представлял иногда в особой «росписи», набирая их нередко даже из прежней жизни ответчика 638 . Кажется, всякая бумага с перечислением чего-нибудь, выставляемая против ответчика, называлась «уличной росписью» 639 ; но в собственном смысле так называлась сейчас помянутая роспись уликам, коими характеризовались поведение в личность ответчика. По делу о нанесении побоев производился «осмотр» или освидетельствование потерпевшего. Раз мы видим посельского со старостой 640 и не раз коровниц 641 в роли осматривающих. Первые осматривали мужчин, вторые – женщин. «По приказу о. архимандрита N и келаря N крестьянская истица вдова Васца Терентьева дочь послана казенной кельи с келейником на монастырский скотный двор для осмотру на ней истице боя к коровницам. А по сказке и по осмотру монастырских коровниц N и N на истице N боя: на правой и на левой скулах кровь запеклась, знатно, что бито; на правом и на левом плечах распухло – синя и багрово, на правом и на левом боках бито ж, синя и багрово, и на лодьях на обоих сторонах синя ж и рука замерла, знатно, что топтунами бито ж; да на правой руке у пальца рана, укушено де зубом», – вот как приблизительно писались акты об осмотре 642 . Записи о розыске и осмотре, также как допрос, подклеивались в столб, составляя части судебного дела. Полное дело полагалось на братском соборе 643 , выслушивалось здесь, и составлялся приговор, закрепляемый подписью архимандрита 644 . В этом окончательном приговоре определялась виновность или невинность ответчика (часто с выставлением оснований к обвинению), взыскания и наказания, к которым он присуждался, и делались пометы о пошлинах, которые нужно было взыскать за судопроизводство. Наказания, к каким присуждались виновные, были различны, смотря по вине: взыскание убытков и пеней, смирение плетьми и кнутом, – даже на всходе. Убытки взыскивались в размерах, определяемых истцом в челобитной; но иногда братский собор взыскивал за увечье и сам по себе в пользу истца. Так, напр., в пользу дьячка Аввакума, который в 1697 году жаловался на хлебодара Левкия, с последнего было присуждено «доправить за увечья – переломанный палец и побои – 2 рубля и иск Аввакумкин и харчи, что ему стало костоправом против его челобитья» 645 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Жестокий пожар 1811 года, истребивший весь нижний город и самую обитель, но счастью не коснулся ее обширной библиотеки, собранной в течение полутораста лет тщанием ректоров и пожертвованиями Митрополитов Киевских. Она находится в обширном здании, противолежащем конгрегационной церкви, там же хранится и ученый кабинет. Краткость времени не позволила мне с большим вниманием остановиться на каждом из замечательных предметов; но глубокое впечатление оставило к душе моей зрелище сего священного памятника образования нравственного и духовного в нашем отечестве. Я уже хотел проститься с почтенным отцом ректором, который столь благосклонно руководил меня по всем зданиям академии; но он, движимый добротой своего сердца и чувством утонченной внимательности, остановил меня и сказал: «есть еще один предмет, достойный особенно вашего внимания, который мне желательно вам показать: выйдем опять на двор монастырский.» – С возбужденным любопытством последовал я за архимандритом, и глубоко было тронуто мое сердце, когда он, подведя меня к одной каменной гробнице, уже вросшей в землю за стеною алтаря, сказал: «гробница сия должна быть близка вашему сердцу, потому что и вы сами ходили по следам того, кто в ней лежит. Здесь отдыхает от многих трудов своих и странствования по Европе, Азии и Африке воспитанник сего училища, пешеход Василий Барский, оставивший нам описание св. мест, которые посетил с такою любовью.» Слезы невольно навернулись на моих глазах: я стоял безмолвно над могилою, чтобы успокоить то волнение духа, какое произвело во мне нечаянное напоминовение собственного моего странствия над прахом сего труженика, и добродушная черта характера того, кто мне его указал. Уже почти стерлась надпись, иссеченная дружескою рукою на гробовой плите путешественника, но на стене алтарной она начертана, и с благоговением прочел я надгробные стихи, в которых изображена вся жизнь усопшего. «Того Василия сей покрывает камень, В душе которого возжегшись веры пламень И луч премудрости, снизшед к его уму, Святые посетить места влил мысль ему. Он, вдохновениям Божественным внимая, Чрез двадцать слишком лет ходя во край из края, На суше и морях зла много претерпел И все то замечал подробно, что ни зрел. За свято имуть что и Римляне и Греки, Чем древни славились и нынешние веки, Церквей, монастырей и градов красоту, Удолий глубину, гор знатных высоту, Ступанием своим и пядию измерил И чрез перо свое отечество уверил О маловедомых в подсолнечной вещах, И по бесчисленных, окончив жизнь, трудах, Оставил бренные составы здесь телесны, А дух его прешел в селения небесны Читатель, ты его слезами прах почти И труд путей его с вниманием прочти.» Читать далее Источник: Путешествие по святым местам русским/[А.Н. Муравьёв] : в 4-х Частях. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1863./Ч. 1. - VIII, II, 324 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Содержать монахов должно было Луцкое братство. Настоятель избирался на собрании братства, к-рое имело право изгонять из Л. м. нарушителей порядка, в т. ч. игумена. Братии запрещалось иметь имущество и предписывалось заботиться в первую очередь о духовном, а также об украшении храма и алтаря, о сохранности церковной утвари, образов и книг, к-рые должны вноситься в специальный реестр. Настоятель вместе с братией выбирал из числа насельников обители ректора братской школы, мог устраивать проверку знаний учеников. На игумена и братских священников возлагалась обязанность служения воскресных и праздничных литургий, а также молебнов и панихид по средам и пятницам. Отдельно записана обязанность игумена участвовать в общих собраниях братства, посещать братчиков в их домах. Настоятель и монахи должны участвовать во всех акциях братства, в т. ч. за пределами храма, на что выделялись средства из братской казны. В п. 10 говорится о том, что в монастыре вводится общежительный устав. В «Постановении...» есть раздел об обеспечении обители. Предполагались следующие статьи доходов: вклады монахов, вступавших в обитель; милостыня, особенно от членов братства; церковные доходы (продажа свечей, просфор, доходы от треб); доходы от церковных участков (огородов); доходы от «рукоделия», к которому причислялась и типография. В соглашении говорилось, что шкатулка с деньгами Луцкого братства находилась у игумена. Один из монахов обязывался вести канцелярские дела братства, следить за записью доходов и расходов. На годовых общих собраниях отчет о финансовом состоянии братства должен был представлять игумен. Устанавливалось годовое жалованье игумену и братии в 100 злотых, оно выплачивалось на праздник св. Симеона. Л. м. имел владения: двор в г. Броды, села Вовкови, Губин, Гудчий Брод, Длинные, Дроздни, Семеренки, Немецкое, поместье возле с. Теремного, место в с. Ярославичи, 15 участков в Луцке, однако определить, какие владения принадлежали мон-рю, а какие братству, часто невозможно. Управляли имениями, вели денежные и торговые операции миряне - члены Луцкого братства.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Раскольничьи ли наставники вторгаются в православную паству, или ксёндзы – хищницы прелазят во двор овчий, нет иной защиты от этих волков лютых, кроме власти Полицейской. Хорошо, если эта власть сколько-нибудь сочувствует делу Православия, но большей частью случается видеть противное. Бывает иногда и то, что мелкие административные власти не прочь бы оказать нам содействие по отношению к латинской и раскольничьей пропаганде, но им грозят пальцем сверху, и православные пастыри с их паствами предаются в жертву всякого рода насилиям и поруганиям со стороны врагов. Мы просим позаботиться об ускорении церковно-строительного дела, а нам отвечают, что у них есть дело более нужное и спешное – устройство театра и других позорищных храмин. Всё это говорю Вам без всякого преувеличения. Призываем на помощь высшую духовную власть, или ответствуют молчанием, или говорят: терпите“. 14-го ч. получил я неожиданно письмо из Томска от Ректора тамошней Семинарии, Архимандрита Моисея 1253 , со-воспитанника моего по Московской Академии. Вот что писал он мне от 18-го декабря 1869 г.: „Приближение всерадостного торжества о Рождении по плоти Господа и Спасителя нашего, Иисуса Христа, открывает мне давно желанный приятнейший случай явиться мысленно Святительскому лицу Вашему, облобызать святительскую десницу Вашу и приветствовать Вас, первый раз в Архиерейском сане, с той пренебесной радостью, которая от ангела возвещена всем падшим сынам Адама. Удостойте, Христолюбивейший Архипастырь, преподать в новом лете Благодати Святительское, ещё впервые, благо- —256— 1870 г. словение Ваше и для меня недостойного, да вспомоществуемый молитвами Вашими возмогу с неослабным усердием паки изыти на святое служение церкви Христовой в деле образования духовного юношества“. Я не замедлил ответом на это дружеское послание и 17 числа писал я о. Моисею: „С братской любовью спешу отозваться на Ваш отдалённый, но издавна знакомый и любезный мне глас. Искренно благодарю Вас за приветствие меня с торжественным праздником Рождения по плоти Христа Спасителя и вседушевно желаю Вам на новое лето новых сил и новых благих плодов в делах Вашего учебно-воспитательного служения Православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И ниже тако умилосердися, но и от сожженнаго толико тела ребра клещами разжеными извлачити повеле. И ниже, зде насытився, ослаби, но и главы его остриг темя, воду студенейшую на не мног час лити повеле. Страдалец же, яко страдалец, чрез два нощеденьства, неослабными мучении напрягаем, страдальчески вся и добльственно и богоблагодарно терпяше. Конечно мучай, видев свое изнеможение, повеле честную главу страдалца мечем посещи, в суботу по Пятидесятнице в небесное суботство страстотерпца главоусечением препослав. И ниже на мертвое тело блаженнаго, немилостивый, умилосердися: егда бо боголюбивии 844 гроб ему соделаша, погребалная уготоваша, пенязи 845 собраша и икону Богоматере принесоша, воином вся сия ограбити повеле, страдальца же тело рогозом обвивше и в землю честнаго безчестно закопавше, погребоша. Се первый плод и добрейший, или истее рещи, грозд сладчайший соловецкаго преподобных отец всесвятейшаго винограда, в точиле мучений изгнетшся, на божественнейшую вечерю ко всех Царю и Богу принесеся. Отца же Пимина егда воевода на испытание мучений привести повеле воином и егда совлекоша его, виде вериги тяжки на телеси его. Устыдевся сих мучитель, Богу тако изволившу, повеле паки в темницу всадити. И многое время седевша со учеником, отпущена быста паки в пустыню преподобника. Немного преиде по смерти предъявленнаго страдалца, от изшедших Соловецкаго монастыря отцев Димитрий и Тихон, с нима же и белец Иов, пойманы бывше и во мрачнейшей темнице затворени, гладом, жаждею, студению, наготою, веригами, узами и прочими различными озлоблении удручени, к светлости будущаго царствия преселишася и близ онаго погребена Быша. Но отнуду же изшедше, слово паки, си есть к повести о Соловецтей обители возвратим. Воевода оный Волохов, три или четыри неполная годиг ная времена пребыв в Сумстем острозе, наездами летодневными святую озлобляя обитель и ничтоже успев, царским указом к царствующему граду Москве взят бысть. Вместо же онаго от самодержца послан бысть полковник с тысящею воинов, еже разорити святую киновию. Ему же имя Климент Иовлев, человек лютый и немилостивый, иже, пришед ко обители, зельнейшую тесноту, горчайшую нужду, множайшия пакости святому месту сотвори. Кони бо и волы монастырския, яже имеяху на острове на вожение древес и прочих братских нужд во дворе, на то устроеннем, вся, загнав во двор, вся без остатка сожже, вкупе и с келиею. К сим и келии служебныя окрест обители, яже на острове создани бяху во упокоение труждающихся служебников, тако и ловецкия келии и хитрости, сети, и мрежие, и неводы со орудиами их, вся неблагий он безчеловечно сожже. Но и мзду за сие от Бога немедленно прия: поражен бысть язвою согнития и червей воскипением и в сих болезненно страдаша. Тем и указом царским взяся к Москве и тамо злый зле погибе, в той язве и живота лишися. Под монастырем стояв два года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Кроткое слово отца Евгения, его снисходительность ко всем, братская любовь и железное терпение везде приносили благословение Божие и успех в деле.    Первым помощником из братий отцу Евгению назначен был послушник Потапий. Он обязан был варить обед и ужин для приезжающих гостей и, по монастырскому обычаю, каждый день утром приходил к о. Евгению испрашивать благословения — что варить? Не зная, сколько будет обедающих, потому что часто неожиданно приезжали братия и посторонние, отец Евгений отвечал: не знаю. Немного спустя, Потапий снова спрашивал и получал тот же ответ. «Когда же все приготовить? — недоумевал помощник Евгения и сильно возмущался, что не управится с предстоящим делом. Незадолго до обеда отец Евгений сам приходил на кухню и указывал, что приготовить, а смущенному Потапию говорил: «Делай с упованием на Бога и управишься». Так и случалось: пища всегда уваривалась к обеду (для которого не было точно определенного времени и в случае неуправки можно подать позднее).    Все козни врага спасения, возбуждавшего несогласие между подчиненными о. Евгения и иногда посторонними, разрушались смирением и младенческою кротостью «молодого монаха», как называли о. Евгения мирские. Так, однажды, скот крестьян слободки Сеймских мельниц зашел в монастырский огород и причинил вред. Увидав это, рабочие загнали скотину во двор. Через час от общества пришел уполномоченный Иван М-ко, встретил страшной бранью и хотел ударить в лицо. Отец Евгений смиренно поклонился ругателю и сказал: «Прости, брат, — я виноват», и велел выпустить скотину. М-ко поражен был поступком о. Евгения, пал на колени и со слезами просил прощения. Незлобивый монах простил его и сказал несколько слов на душевную пользу. С тех пор несколько лет, до самой смерти о. Евгения, этот крестьянин приходил за советом к «молодому монаху». Такова сила смирения, — она и врагов делает друзьями.    Благотворное влияние о. Евгения особенно выразилось на нравственности мальчиков, смежных с монастырским владением слобод: Сеймской и Пригородной. Мальчиков было 15—25. В летнее время, по указанию о. Евгения, они обрабатывали сад и огород, а зимой приходили к доброму батюшке просить почитать книжек. Отец Евгений удовлетворял их просьбы, а иногда дарил им малые книжки и листки. Ласковое обращение, слово, сказанное на пользу, и высокий пример жизни о. Евгения укореняли в детях страх Божий, устраняли все нехорошее и исправляли непокорных, шаловливых мальчиков. Достаточно было побыть у Евгения хоть один день, чтобы сделаться покорным на всякое дело.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Более ничего не обнаружено 497 . В. Степанов, посетивший Вавилов Дол накануне его уничтожения, увидел его другими глазами: «Подъедешь к Долу, – тут тебе на пригорке церковка издали крестами поблёскивает. Через дорогу братский дом тёсом крытый; кладовая и сарай при нём; подальше двор заезжий: плетнёвый сарай метров двадцать, соломой крытый. Поближе к склону дола келейка прозорливицы, – одним окошечком на дорогу, другим в поле смотрится; внутри уют: кровать у печки, чистота, картины божественные по стенам. Пониже в овраг банька для тела грешного. Спустишься в Дол – колодец в срубе (аршин в квадрате) полон мутной водички. Водичка святая. Пойдёшь в вершину Дола – бугорок под кустиком: могила св. Вавилы; ещё повыше дуб стоял с надписью: „могила св. Акулины“. У срыва направо яма – святая землица; видны отпечатки пальцев богомольцев, скоблящих землицу себе в ладонку. Ещё повыше к вершине дола колодец мирской для всех» 498 . Постоянными жильцами в 1929 году там были Фёдор Александрович Малов и Иван Осипович Дорофеев – попечители и наставники; Евгения Матвеевна Афанасьева – «мать-игуменья», «прозорливица», и Иван Степанович Галкин – пекарь и кашевар. Богослужения совершали по праздникам священники села Ивановка – Иван Павлович Журавлев и Анисим Алексеевич Пряхин. По будням же Ф.А. Маловым велись беседы с паломниками; И.О. Дорофеев читал акафист в часовне и совершал «афонское правило», а мать Евгения от пьянства лечила. Таким встретил Вавилов Дол свой последний, 1929 год. II. Убийство Мокрины Нещадиной 16 июня 1928 года в посёлке Горно-Шишканский произошло убийство шестидесятилетней крестьянки Мокрины Нещадиной. Преступление было совершено при самых странных обстоятельствах. 12 июня в посёлок явился «старец» Кондратий Молодых. В первый день своего пребывания в посёлке он собрал жителей и рассказывал им притчи о конце света, говорил, что в посёлке живёт много грешников, во многих вселились бесы и что он их найдёт и изгонит. Доведя собравшихся до сильного возбуждения, он стал ставить женщин на колени и кропить их святой водой, они плакали и кричали.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010