Arhiva Aniversarea intronizrii Întâistttorului Bisericii Ortodoxe din Ucraina a fost srbtorit în rugciune în lavra Pecerska din Kiev 17 august 2015 15:26 17 августа 2015 года, в годовщину интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его Блаженству сослужили: митрополиты Хустский и Виноградовский Марк, Донецкий и Мариупольский Иларион, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, Луганский и Алчевский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, Черкасский и Каневский Софроний, Николаевский и Очаковский Питирим, Белоцерковский и Богуславский Августин, Винницкий и Барский Симеон, Криворожский и Никопольский Ефрем, Херсонский и Таврический Иоанн, Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Харьковский и Богодуховский Онуфрий, Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской лавры, Горловский и Славянский Митрофан, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; архиепископы Белогородский Николай, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Запорожский и Мелитопольский Лука, Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Яготинский Серафим, Сумской и Ахтырский Евлогий, Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, Макаровский Иларий, Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, Городницкий Александр, Роменский и Бурынский Иосиф, Днепродзержинский и Царичанский Владимир, Северодонецкий и Старобельский Никодим; епископы Угольский Антоний, Джанкойский и Раздольненский Алипий, Львовский и Галицкий Филарет, Боярский Феодосий, Кременчугский и Лубенский Николай, Обуховский Иона, Банченский Лонгин, Конотопский и Глуховский Роман, Ирпенский Климент, Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, Вознесенский и Первомайский Алексий, Александрийский и Светловодский Боголеп, Васильковский Николай, Хотинский Евсевий, Ивано-Франковский и Коломыйский Тихон, Золотоношский Иоанн, Шумский Нафанаил, а также многочисленное духовенство из разных регионов Украины.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4198725...

Arhiva De ziua Soborului tuturor Cuvioilor Prini ai Lavrei Pecerska din Kiev Preafericitul mitropolit Onufrii a svârit în Lavra Pecerska din Kiev Dumnezeiasca Liturghie i rânduiala cu citirea Acatistului Patimilor lui Hristos 13 martie 2017 10:51 12 марта 2017 года, в Неделю 2-ю Великого поста, Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста), Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Свято-Успенской Киево-Печерской лавры . Его Блаженству сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Винницкий и Барский Симеон , архиепископ Бучанский Пантелеимон , архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим , архиепископ Нежинский и Прилукский Ириней , архиепископ Макаровский Иларий , архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон , архиепископ Роменский и Бурынский Иосиф , архиепископ Северодонецкий и Старобельский Никодим , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Львовский и Галицкий Филарет , епископ Боярский Феодосий , епископ Дионисий (Константинов) , епископ Ирпенский Климент , епископ Бородянский Варсонофий , епископ Фастовский Дамиан , епископ Золотоношский Иоанн , духовенство Лавры. На малом входе Блаженнейший митрополит Онуфрий удостоил богослужебных наград священнослужителей из числа братии обители. После чтения Святого Евангелия Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к многочисленной пастве со словом проповеди о жизни и борьбе за православное учение святителя Григория Паламы, Фаворском свете и подвиге преподобных отцов Киево-Печерских. За Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил священническую хиротонию насельника Киево-Печерской обители иеродиакона Лавра (Березовского). После отпуста Литургии Блаженнейший владыка поздравил всех со второй Неделей Великого поста, днем памяти святителя Григория Паламы и Собором всех преподобных отцов Киево-Печерских.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4833114...

Архив Пн Годовщину интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви молитвенно отпраздновали в Киево-Печерской лавре 17 августа 2015 г. 15:26 17 августа 2015 года, в годовщину интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его Блаженству сослужили: митрополиты Хустский и Виноградовский Марк, Донецкий и Мариупольский Иларион, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, Луганский и Алчевский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, Черкасский и Каневский Софроний, Николаевский и Очаковский Питирим, Белоцерковский и Богуславский Августин, Винницкий и Барский Симеон, Криворожский и Никопольский Ефрем, Херсонский и Таврический Иоанн, Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Харьковский и Богодуховский Онуфрий, Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской лавры, Горловский и Славянский Митрофан, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; архиепископы Белогородский Николай, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Запорожский и Мелитопольский Лука, Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Яготинский Серафим, Сумской и Ахтырский Евлогий, Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, Макаровский Иларий, Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, Городницкий Александр, Роменский и Бурынский Иосиф, Днепродзержинский и Царичанский Владимир, Северодонецкий и Старобельский Никодим; епископы Угольский Антоний, Джанкойский и Раздольненский Алипий, Львовский и Галицкий Филарет, Боярский Феодосий, Кременчугский и Лубенский Николай, Обуховский Иона, Банченский Лонгин, Конотопский и Глуховский Роман, Ирпенский Климент, Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, Вознесенский и Первомайский Алексий, Александрийский и Светловодский Боголеп, Васильковский Николай, Хотинский Евсевий, Ивано-Франковский и Коломыйский Тихон, Золотоношский Иоанн, Шумский Нафанаил, а также многочисленное духовенство из разных регионов Украины.

http://patriarchia.ru/db/text/4198506.ht...

В день Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил в Киево-Печерской лавре Литургию и чинопоследование с чтением акафиста Страстям Христовым 13 марта 2017 г. 10:51 12 марта 2017 года, в Неделю 2-ю Великого поста, Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста), Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Свято-Успенской Киево-Печерской лавры . Его Блаженству сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Винницкий и Барский Симеон , архиепископ Бучанский Пантелеимон , архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим , архиепископ Нежинский и Прилукский Ириней , архиепископ Макаровский Иларий , архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон , архиепископ Роменский и Бурынский Иосиф , архиепископ Северодонецкий и Старобельский Никодим , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Львовский и Галицкий Филарет , епископ Боярский Феодосий , епископ Дионисий (Константинов) , епископ Ирпенский Климент , епископ Бородянский Варсонофий , епископ Фастовский Дамиан , епископ Золотоношский Иоанн , духовенство Лавры. На малом входе Блаженнейший митрополит Онуфрий удостоил богослужебных наград священнослужителей из числа братии обители. После чтения Святого Евангелия Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к многочисленной пастве со словом проповеди о жизни и борьбе за православное учение святителя Григория Паламы, Фаворском свете и подвиге преподобных отцов Киево-Печерских. За Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил священническую хиротонию насельника Киево-Печерской обители иеродиакона Лавра (Березовского). После отпуста Литургии Блаженнейший владыка поздравил всех со второй Неделей Великого поста, днем памяти святителя Григория Паламы и Собором всех преподобных отцов Киево-Печерских.

http://patriarchia.ru/db/text/4831941.ht...

Новости Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил заупокойные богослужения в 80-ю годовщину со дня рождения митрополита Владимира (Сабодана) 25.11.2015 11:47 http://news.church.ua/ Киев, 25 ноября. 23 ноября, в 80-ю годовщину со дня рождения митрополита Владимира (Сабодана), в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры состоялась Божественная литургия, сообщащет " Патриархия.Ру " со ссылкой на информационный отдел УПЦ.   Богослужение возглавил предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.   Митрополиту Онуфрию сослужили: митрополит Вострский Тимофей (Иерусалимская Православная Церковь), митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Хустский и Виноградовский Марк, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Овручский и Коростенский Виссарион, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим, митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, митрополит Сарненский и Полесский Анатолий, митрополит Винницкий и Барский Симеон, митрополит Криворожский и Никопольский Ефрем, митрополит Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, митрополит Харьковский и Богодуховский Онуфрий, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, архиепископ Уманский и Звенигородский Пантелеимон, архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука, архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий, архиепископ Изюмский и Купянский Елисей, архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, архиепископ Сумской и Ахтырский Евлогий, архиепископ Макаровский Иларий, архиепископ Городницкий Александр, архиепископ Роменский и Бурынский Иосиф, архиепископ Днепродзержинский и Царичанский Владимир, епископ Унгенский и Ниспоренский Петр (Православная Церковь Молдовы), епископ Угольский Антоний, епископ Львовский и Галицкий Филарет, епископ Боярский Феодосий, епископ Конотопский и Глуховский Роман, епископ Бердянский и Приморский Ефрем, епископ Бородянский Варсонофий, епископ Вознесенский и Первомайский Алексий, епископ Золотоношский Иоанн, а также насельники и гости монастыря в священном сане.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Впервые село Дубровицы упоминается в документах в 1627 году: " На реке Пахре, усть речки Десны... двор боярский, двор коровий с деловыми людьми... А в селе церковь Илии Пророка деревянна... а у церкви во дворе поп Иван Федоров, а во дворе дьячок и просвирница " . Во времена, к которым относится первое документальное свидетельство о Дубровицах, село принадлежало боярину Ивану Васильевичу Морозову, возглавлявшему Владимирский судный приказ. Достигнув старости, благочестивый боярин постригся в монахи, оставив Дубровицы в наследство своей дочери Аксинье, которая вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. Именно по инициативе этой семейной четы в селе возвели деревянную церковь Илии Пророка (известно, что службы в ней совершались вплоть до 1690 года). После смены нескольких хозяев Дубровиц, имение в конце XVII столетия переходит к воспитателю- " дядьке " Петра Первого - Борису Алексеевичу Голицыну. В описании храма, составленном дубровицким священником Сергием Романовским в самом начале XIX века, говорится, что Голицын - " муж, ревности ко благочестию исполненный, который почитал единственным себе увеселением посещать и украшать храм Божий. Силою того благочестия движим будучи, восхотел, вместо упомянутого деревянного здания, воздвигнуть храм каменный такого великолепия, какого требует величие поклоняемого в нем Божества " . Церковь же Илии Пророка при этом перенесли в соседнюю деревню Лемешово. По всей видимости, решение Голицына о возведении нового храма было вызвано сразу несколькими причинами. Во-первых, строительство он, похоже, решил приурочить к окончанию своей опалы. Приехав в столицу, Борис Алексеевич сразу показал царю Петру некие наброски. Зачем? По одной из версии, ещё будучи совсем юным, Пётр часто бывал в Дубровицах у своего " дядьки " , был увлечён его дочерью, да и саму природу местную любил. " На холме, что круто высится над Десною и полого к Пахре спускается, стоял барский дом-терем. Чуть от него восточнее была церковка... А за нею с холма открывался вид... на низинный луг, обрамлённый роскошными ветлами, что буйно росли вдоль берегов обеих рек, смыкавшихся воедино, образуя как бы мыс корабля " , - так описывает пейзаж того времени Э.Г. Филипович в своей книге " Дубровицкие повести, легенды и были " . По одной из легенд, которая часто приводится в краеведческих материалах, юный Пётр, однажды посетивший Дубровицы, восклиунул, обращаясь к своему " дядьке " : " Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Храм бы такой здесь поставить, чтобы и немцы ахнули! Чтобы другого такого в целом мире не было! " . Голицын эти слова запомнил, мысль воплотить в белом камне мечту своего воспитанника с тех пор не оставляла его. Чертежи Петру понравились до такой степени, что он пообещал помочь средствами и попросил не экономить ни на зодчих, ни на отделке. И лично приехал 22 июня 1690 года в Дубровицы на закладку первого камня. А вот на вопрос - кто строил, точного ответа нет.

http://sobory.ru/article/?object=00451

С боярами не ешь вишен: костьми закидают (переводн.) . Были были (Была быль), и бояре волком выли (от стрельцов, от опричников) . Дворянская кровь и в петровки мерзнет (зябнет). Барская ласка до порога. Барской лаской не хвастай. Барская милость – Божья роса. Барская милость – кисельная сытость (т. е. ненадежна) . Барский гнев да барская милость (равно опасны) . Пропали наши головы за боярами голыми. Слуги в шелках, а бары в долгах. Ваше благородие черт зародил, а нас грешных Господь спосоздал. Попри-ка сам, поверишь и нам (или: скажешь и нам). Этот изъян разложить на крестьян. Мы люди подневольны: нас и бьют небольно; а вы люди прохладны: вас и гладь, так неладно. Паны дерутся, а у хлопцев чубы трясутся (малор.) . Бары дерутся, а у холопов чубы болят. Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку. Без ног на печи, без рук в зыбке, да третий покойник – тягло. Старый да малый: рук нетути, а роток есть. Господской работы не переработаешь. Толки воду на воеводу! Не столько впереди Божьих дней, сколько барских затей. Мы и там служить будем на бар: они будут в котле кипеть, а мы станем дрова подкладывать. Раздень меня, разуй меня, уложи меня, покрой меня, переверни меня, перекрести меня – а там, поди, усну я сам. Кабы не боярский разум да не мужичья простота, все бы пропали. Мужик кочадыком, а чистомойка (чистоплюйка) языком. Бары липовые, а мужики дубовые. Бары крушиновые (хрупки), мужики кручинные. Бары кипарисовые, мужики вязовые (и гнутся, и тянутся) . Дворяне сахарные (пряничные), крестьяне аржаные. Бары-те крупичаты да сдобные; мужики ржаные да с закалом. Вы сахарнички, медовички; мы мякиннички, толоконнички. Живет – не тужит, погоняет – не охает: своя падет, так чужую подпрягут. Я вашец, ты вашец, а кто ж хлеба пашец? (Западн.) . Ты сударь, и я сударь, а кто хлеба пахарь? Я сударь, ты сударь, а кто же у нас присударивать станет? Не будет лапотника, не станет и бархатника. Как лапотника не станет, так и бархатник не встанет. Дать слово – дело дворянское; помнить слово – крестьянское.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Егорий замостит, Никола загвоздит. Весной Егорий с мостом, Никола с кормом; в осень Егорий с мостом, Никола с гвоздем. На Николу зима с гвоздем ходит. Подошел бы Николин день, будет и зима. Первые морозы – никольские. Коли на Михайлов день (8 ноября) закует, то на Николу раскует. Коли зима на Николин день след заметает, то дороге не стоять. Хвали зиму после Николина дня. Благому чудотворцу Николаю два праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года. Никольскую брагу пьют, а за никольское похмелье бьют. В Николин день во всяком доме пиво. Красна никольщина пивом да пирогами (никольщина самый общий храмовой праздник) . Едут на никольщину с пооглядкой, а наваляются под лавкой. Никольщина не ходит с поклоном на барский двор. На никольщину и друга зови и недруга (и ворога) зови. Перед Николой иней – овсы хороши будут. Иней на Николу (или: о святках, на крещенье) к урожаю. Цены на хлеб строит Никольский торг. Никольский обоз, для боярской казны, дороже золота. 9. На зачатие св. Анны осень кончается, зима начинается (южн.) . Опока (Куржевина) на деревьях к урожаю. На зачатие св. Анны волки стадятся, а разбегаются после выстрелов на св. крещение. На зачатие св. Анны беременным бабам пост. 12. Спиридона солноворота, поворота. Солнце на лето, зима на мороз. На Спиридона солноворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок. После солноворота, хоть на воробьиный скок, да прибудет дня. Отколе ветер на солноворота, оттоле будет стоять до сорока мучеников (равноденствия) . Если цена на хлеб упадет, то хлеб будет дешев. Закармливают кур гречихой, из правого рукава, чтобы раньше неслись. Спиридоньев день, подымайся вверх (приговаривают садовники, встряхивая яблони) . 16. 17. На пророка Аггея и Даниила иней – теплые святки. Коли на Аггея сильный мороз, то он простоит до крещенья. 21. Петра полукорма. Половина зимнего корма съедена. 24. Коляда. Кутья. Рождественский или первый сочельник; свят вечер не едят до звезды. Уродилась коляда накануне рождества. Шла коляда из Новагорода.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Конечно, такая широта власти патриарха не существовала ни до, ни после Филарета, но все же в длительном состязании между нуждами чисто государственными и бытовыми привилегированным самосознанием иерархии этот эпизод личных Филаретовых привилегий был на пользу закрепления устаревших уже к половине XVII века пережитков былого, удельно-государственного положения русской церкви. Особо важную роль сыграла личность Филарета в укреплении власти царя пред лицом боярских претензий после Смутного времени. Помимо веса отца царя, Филарет своим высшим иерархическим авторитетом реализовал номинальное самодержавие Михаила, облекая его в сакральные одежды. После Смуты, разлагающей и профанирующей мистику всякой власти, это невесомое Филаретово воздействие на укрепление верховной власти было бесспорно его исторической заслугой. Да и вообще, как не богослов и не искушенный в вопросах церковных, Филарет был на своем месте соправителя государственного. Это сознавали и современные ему иерархи. Известен критический отзыв о нем Пахомия архиепископа Астраханского (1641–1655 гг.): «Сей Филарет возрасту и сану был среднего, божественные писания отчасти разумел, нравом опальчив и мнителен, а владетелен таков был, яко и самому царю боятися его. Боляр же и всякого чина царского синклита зело точаше заточениями необратными и инеми наказаниями. До духовного же чина милостив был и не сребролюбив. Всякими же царскими делами и ратными владел, а в грамотах и челобитных писали его имя с – «вичем». Филарет, живший психологией правителя государства, и своей внешностью был похож более на боярина, чем на клирика. Сохранился его портрет. Он уже усвоил этот европейский барский обычай – увековечивать себя на портретах. Мантия его похожа на боярскую шубу, внизу не сцеплена, полы расходятся нараспашку. Борода и усы ровно подстрижены, волосы тоже полу длинные «а ля мужик». В приходорасходных книгах Патриаршего Приказа значится, что каждые два месяца к патр. Филарету приходил чудовский иеромонах Ермоген и за 8 алтын (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Сохранились в памятниках народного творчества и другие изречения: «Никольщина не ходит с поклоном на барский двор!», «Позывала Никольщина барщину в гости пировать, а того Никольщина и не ведала, что на барщину царем от Бога навек заказ положен!» День, посвященный Церковью памяти св. угодника Божия, ведающего «все воды и все броды», был днем первого хлебного торга. «Цены на хлеб строит никольский торг», «Никольский обоз для боярской казны дороже золота!», «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!». Длинная цепь подобных хозяйственных поговорок замыкалась наиболее точной из них: «Никольский торг всему указ». В крестьянском быту Николин день был сроком для разного рода сделок, платежей, хозяйственных договоров. На ярмарках складывались цены на хлеб и др. продукты. На посиделки девушки пряжи не брали, надевали праздничные наряды да хороводы с песнями веселыми водили. В Поморье Никола Зимний был рубежом между осенней и зимней путиной. Заканчивался лов семги, наваги, камбалы, трески. Рыбаки возвращались домой. А после Николы уходили на морской зверобойный промысел. Начинался и последний лов сельди. С Николы Зимнего молодежь начинала готовиться к святочным посиделкам, шить наряды, готовить маски для ряженых. С Николы Зимнего начиналось сватовство; те, кто думал жениться или женить, служили молебен. А. Коринфский Никола Можайский Икона свт. Николая Чудотворца, в основу сюжета которой легло народное предание о чудесном избавлении г. Можайска от вражеского разорения. В XIII в., когда татаро-монголы подступили к г. Можайску, над городскими стенами было видение св. Николая. В одной руке Он держал меч, а в другой – изображение крепостного храма. Напуганные этим знамением, враги бежали. В благодарность за спасение горожане изготовили деревянную резную статую Николая Чудотворца с мечом и макетом храма в руках. Позже таким святителя стали изображать на иконах. Образ «Николы Можайского» почитался на Руси как защитник русских городов от вражеских вторжений. Резные статуи «Николы Можайского» почитались русским народом наравне с иконами. Наибольшее распространение они получили в северных областях России. Мастера-резчики, чьи имена за редким исключением остались неизвестными, изготавливали их чаще всего из липы или иногда сосны и березы, используя топор и ножи разной формы. Затем иконописцы покрывали готовую статую левкасом, расписывали ее темперой и золотили как икону. Никола «ратный»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010