Отдаленные лопари жаловались, что ездят за ними приставы новгородских наместников, а за ними ездят ябедники новгородские, человек по тридцати и больше, от поруки берут рублей по 10 и больше, сроки явиться к суду назначают в деловую пору. Вследствие этой жалобы великий князь велел новгородским своим дьякам беречь лопарей от наместников; наместники и тиуны их не судят лопарей, судят и ведают их дьяки; подьячие, посылаемые дьяками к ним за данью, назначают и судный срок кому следует, этот срок-25 марта; подьячие медов и вин к ним с собою не возят, сзывов не делают и от поруки и за данью лишков не берут. Касательно третейского суда от описываемого времени дошла до нас замечательная запись старца Иова, уполномоченного Солотчинским монастырем (в Рязанской области), и Федора Замятнина, ведшего с монастырем спор о сече и лесе. " Мы, - говорят Иов и Замятнин в записи, - в том лесу меж собою зарядили третьих, детей боярских Кондырева и Кашкалдеева: быть им у нас на той спорной сече в лесу, как мы им побьем челом. Как станем мы на той спорной сече и лесу с своими старожильцами, то наши третьи спросят наших старожильцев по крестному целованью, и когда старожильцы укажут третьим межу, то третьи велят старожильцам бросить жребий: если вынется жребий монастырских старожильцев, то им идти с иконой, и, где они будут указывать межу, туда Замятнину идти с своими старожильцами копать ямы и грани класть, и как отведут, то нам и межа. Если же вынется жребий замятнинских старожильцев, то они идут с иконою и указывают межу. Третьих нам обоим истцам слушать и если вместо двоих явится один третий, то слушать и одного " . В одном из актов, относящихся к описываемому времени, находим любопытный случай касательно поля, или судебного поединка; перед великокняжеским нигкегородским писцом (переписчиком земель) тягался о земле Иван Машков со старцем Павлом, уполномоченным от Печерского монастыря; но обычаю, обе стороны выставили свидетелей-старожильцев: Машков выставил троих детей боярских и троих великокняжеских крестьян: старец Павел выставил шестерых монастырских крестьян; последние потребовали поля с свидетелями Машкова, но трое детей боярских отвечали: " Мы с ними на поле биться не лезем, а поставят против нас детей боярских, то мы против детей боярских на поле лезем " ; крестьяне же согласились биться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2 . Из отписки князя Алекс. Никит. Трубецкого царю в августе 1659 года. Когда Трубецкой объявил ратным людям поход в Нежин, то «городовые дворяне и дети боярские на нас, холопей твоих, кричали великим шумом и говорили с большим невежеством, что им с нами в поход не идти, и шумели на нас гилем: и мы тех гилевщиков велели имать стрельцом, и из тех гилевщиков изымали бежиченина Кирилла Неупокоева сына Корякина да костромитина Тихомира Иванова сына Матцкого, и их, Кирилла и Тихомира, городовые дворяне и дети боярские у стрельцов учали отбивать, и я, холоп твой Алешка, за тех гилевщиков сам принялся, чтоб их отбить не дать. Городовые дворяне и дети боярские много кричали большим криком: не давай, не давай! отыми, отыми! и меня затеснили, и товарищи мои и ясаулы, которые были за нами в то время на съезжем дворе, гилевщиков от меня отбили, и изыманых гилевщиков, бежиченина Кирилла Корякина да костромитина Тихомира Матцкого, мы велели отослать в тюрьму до твоего, великого государя, указу. А как мы пошли с съезжего двора, и на нас городовые дворяне и дети боярские шумели ж многим невежеством, и говорили, что-де им в поход с нами в Нежин не хаживать, и по улицам учали бунтовать, и на площадях круги заводить, и рейтар, и драгунов, и стрельцов наговаривать, чтоб они с ними заодно были. Да августа ж в 29 день поехали мы к обедне, и на улице у двора, на котором я стою, стояли городовые дворяне и дети боярские многолюдством же и гилем, а иные были с чеканы и с топорками, и, выступя из них, арзамасец Яков Дмитреев да костромитин Василей Салманов учали нам в походе отказывать большим шумом и невежеством и учали многие бунтовать и на нас кричали ж большим криком, и мы тех пущих гилевщиков дву человек велели изымать стрельцам и отвести на съезжий двор, и тех гилевщиков учали у стрельцов отбивать, и мы тех пущих гилевщиков изымали, а иные разбежались, и тех дву человек велели повесить и, доведчи до виселицы, велели от виселицы поворотить и до съезжего двора бить кнутом нещадно». (Архив мин. юстиции, столбцы Малоросс. приказа, 5855)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

173 – 192. С Резани выбор Иван Есипов i во всех выборных дворян место руку приложил. 174 – 195. Казанцы выборные Прокофей Иванов сын Враскои, Степан Змеев, Беленица Зузин, Иван Нармацкой, Олексей Шушерин и во всех выборных дворян место руку приложил. 175 – 193. Рыленин и выборной человек Иван Брехов во всех место дворян 175 – 193. Рыленин и выборной человек Иван Брехов во всех место дворян выборных место руку приложил. 176 – 194. Из Рыльска пушкарь выбарный Иван Радивонав и выбарных стрелцов и казаков, и в пушкарей, затинщикав и в пасадских людей в места руку прилажил. 177 – 196. Устюжны Жилезные Николы Моден монастыря игумен Антоней, и выборьных дворян, и посадцких и уезных людей место руку приложил. 178 – 197. Мецненин Кунай Огарков Черни города выборных людей места дворян, и посадских и уездных людей руку приложил. 179 – 198. Мещоска горада выборные Федар Стрешнев, Семен Федоров сын Глебов, Ондреи Григорьев сын Змеев, и во всех выборных дворян и детей боярских места руку приложили. 180 – 199. Мецненин Кунай Огарков в Навосилцов выборных дворян и детей боярских, и посатцких и уездных людей места руку приложил. 181 – 200. Арземаского 339 Спаского монастыря игумен Иев в посадцкых людей место руку приложил. 182 – 168. Курска города Ивашка Паркин в выборных Курска города дворян и детей боярских, посадцки и уездных людей места рука приложил. 183 – 169. Жилец Илья Васильев сын Наумов Вязмич выборных дворян места руку приложил. 184 – 170. Ярославца Малово выборной дворенин Костентин Семенов сын Дурной и в выборных дворян и детей боярских, и посадцких людей и уезных места руку приложил. 185 – 171. Козлитин Степан Михайлов сын Юшков и во всех выборных Козлич дворян и детей боярских, и посадцких и уездных людей места руку приложил. 186 – 201. Из Торжку Борисоглебского монастыря и в посадцких людей место архимарит Иона руку приложил. 187 – 202. Ис Торшку ж выборнай Данила Свечин и в товарища своего места руку приложил. 188 – 178. Отмицького манастыря архимандрит Иосиф руку приложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Установка Боярского была на создание широкого международного религиозного движения, которое должно было поставить своей целью обновление христианства в международном масштабе. Идея экуменического движения предвосхищалась Боярским, но идея сформулирована несравненно более глубоко и сильно, чем у деятелей этого мелкотравчатого движения, которые умеют лишь ставить маленькие заплатки и согласовывать никому не нужные детали. Конфессиональные различия, по мысли Боярского, должны быть стерты в мощном потоке человеческих сердец, жаждущих обновления христианства. Это движение будет широко народным социальным движением – и в своих отдельных аспектах (борьбе против всякой эксплуатации) оно совпадет с коммунизмом; однако никогда и нигде оно не будет строить своих отношений с коммунизмом по принципу: «Чего изволите?» Именно поэтому Боярский категорически отказался принять участие в поездке деятелей петроградской группы в Москву в мае 1922 года, категорически отказался дать свое имя ВЦУ и с самого начала поставил себя во враждебные отношения с Красницким. Такая позиция Боярского обусловила его положение в расколе: будучи одной из ярких фигур, превосходя по своему административному таланту, силе воли, моральному мужеству всех деятелей раскола и уступая как оратор лишь одному А.И.Введенскому , Боярский сознательно отходит на второй план, не желая торговать идеями. Принципиальность Боярского была главной причиной его трагической гибели: из всех деятелей раскола только ему одному суждено было войти в историю в ореоле мученика 23 . В этот период Боярский полностью овладел А.И.Введенским (который очень быстро подпадал под влияние) уверенно и энергично шел навстречу «новой революции». По его инициативе была установлена конфиденциальная связь с Антонином, которому Петроградский комитет «Живой Церкви» обещал оказать полную поддержку, как только он выступит против Красницкого. Одновременно Боярский вел переговоры в Смольном, указывая на то, что пресмыкательская политика Красницкого лишь компрометирует движение в глазах народных масс – и поэтому Красницкий является очень слабой опорой для тех, кто хочет наладить отношения с верующими. По его настоянию (для того, чтоб в надвигающейся борьбе петроградская группа не осталась без епископов) были хиротонисаны два вдовых протоиерея: о. Николай Сахаров и о. Михаил Попов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже в последнее время княжения Василиева обнаружилось важное зло-обрез и подмесь в деньгах: из гривенки должно было выделывать 250 денег новгородских, или в московское число два рубля шесть гривен, но искажение дошло до того, что у каждой деньги отрезывали по половине и в гривенку шло таких искаженных денег по 500 и больше, отсюда при каждой торговой сделке крики, брань, клятвы. В сентябре 1533 года, незадолго до смерти великого князя Василия, казнили в Москве за порчу денег многих людей: москвичей, смольнян, костромичей, вологжан, ярославцев и из других городов, лили олово в рот, руки секли. В марте 1535 года Елена запретила обращение поддельных и резаных денег, приказала их переделывать и вновь чеканить из гривенки уже по три рубля, или по 300 денег новгородских, а прибавлено было в гривенку новых денег для того, говорит летописец, чтоб людям был невелик убыток от испорченных денег. При великом князе Василии изображался на деньгах великий князь на коне с мечом в руке, а теперь стал изображаться с копьем в руке, и деньги оттого стали называться копейными (копейками). Кроме этих распоряжений, выставляемых летописями, мы должны остановиться еще на некоторых явлениях, о которых впервые встречаем известие в правление Елены. Так, например, у нас утвердилось мнение, что до Uoahha IV присутствовали в Думе только бояре и окольничие и что только этот государь из противоборства влиянию знатных людей ввел в Думу третий, низший разряд членов, так называемых думных дворян; но при описании приема польского посла Никодима Техановского в правление Елены читаем: «Князь великий сидел в брусяной избе, а у него бояре, и окольничие, и дворецкие, и дети боярские, которые живут в Думе, и дети боярские прибыльные, которые не живут в Думе». Если под именем Думы мы будем здесь разуметь совет великокняжеский и слову жить придадим обыкновенное значение существования или присутствия, то должны будем признать, что еще прежде самостоятельного правления Uoahha IV были введены в Думу дети боярские. Конечно, мы никак не решимся утверждать, что это введение последовало именно в правление Елены, а не ранее. О значении окольничих как собственно придворных бояр, распоряжающихся придворными делами и церемониями, встречаем известие также при описании переговоров с польскими послами: «Велел князь великий приставу Федору Невежину от окольничих сказать послам, чтоб они были на дворе». Дети боярские, назначенные приставами к послу Техановскому, встретив его при въезде в Москву, сказали ему: «Великого государя окольничие велели нам у тебя быть и подворье тебе указать». Когда посол был поставлен на подворье, то корм велено ему давать с яму, из дворца великокняжеского, а писан корм у дьяков, которые ямы ведают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Но коллегии клириков или клирошан при епископах представляли собой коллегии епархиальных чиновников, и эти коллегии если не при всех епископах, которых имел в Греции каждый город, то при митрополитах и при патриархах составлялись главным образом из лиц того же боярского происхождения. А таким образом, были ставимы в епископы главным образом люди, принадлежавшие к боярскому сословию, быв избираемы отчасти из мирян, отчасти из клириков или клирошан. Когда явились монахи, и когда вошло в обычай избирать из них епископов, последние также начали быть избираемы главным образом из монахов мирского боярского происхождения 652 . В патриархате Константинопольском, насколько можно судить по примеру самой патриаршей кафедры, с этими тремя классами кандидатов в епископы, по своему мирскому происхождению принадлежавших главным образом к боярскому сословию, как мы сказали, было таким образом, что до половины X века избираемы были клирики и миряне, а потом начали быть избираемы клирики и монахи, причём в продолжение нашего периода до-монгольского последние ещё вовсе не взяли решительного перевеса над последними, а было между ними ещё так, что одни и другие были избираемы половина на половину. Если у нас в продолжение периода до-монгольского после того, как у нас явились монахи, мы не видим того же самого, что было в Греции, т. е. собственно в патриархате Константинопольском; если у нас, как мы должны думать, заключая от существующих данных, монахи стали решительно преобладающими кандидатами в епископы, а примеры избрания в епископы клириков или клирошан, которых положительным образом неизвестно нам ни одного, должны быть предполагаемы как исключительные случаи: то причиной этого должно быть считаемо следующее: У нас, так же как и у Греков, по минованию первых времён исключительных начали быть избираемы в епископы главным образом люди мирского боярского происхождения, – что предполагать, во всяком случае, необходимо. Но людей боярского происхождения у нас не было между клириками или клирошанами и они были только между монахами, иначе сказать – у нас не повелось того, чтобы люди из высшего сословия шли в клирики или клирошане, а повелось только то, чтобы они шли в монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Во вновь создававшейся советской школе первостепенной задачей выступало социалистическое воспитание, выражавшееся в организации комсомольских, пионерских и октябрятских структур. Параллельно (и в тесной связи) с процессом политического воспитания шла разработка программно-методических материалов. Народный комиссариат по просвещению в те годы допускал различные эксперименты в школах, одним из которых был «комплексный» метод преподавания: знания и навыки учащиеся должны были получать при проработке конкретного материала из жизни природы, человеческой практики или политики. Устойчивая школьная система с новыми учебными программами, новыми стабильными учебниками, правилами внутреннего распорядка сложилась к 1930-м гг. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Педология — комплексная междисциплинарная наука о ребенке, объединяющая исследования детского развития, полученные представителями различных отраслей знания — психологами, педагогами, биологами, педиатрами, социологами и др. Педология получила распространение в США и европейских странах на рубеже XIX–XX вв. Интенсивное развитие педологии в Советской России в 1920-х гг. было связано с задачей воспитания нового человека.В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нем принципов комплектования классов, организации школьного процесса. Однако чрезмерно формальная реализация педологических методов показала уязвимость некритического применения тестирования учащихся, по крайней мере, в двух отношениях: в смысле недооценки культурно-исторической среды и переоценки учета биологических факторов (природных способностей учащихся) в воспитании детей и в образовательной практике. Павел Александрович Боярский (1915–1964 гг.), получил инженерное образование. Алексей Александрович Боярский (1912–1969 гг.), советский театральный актер и артист эстрады; Сергей Александрович Боярский (1916–1976 гг.), советский актер театра и кино, отец актера М. С. Боярского. Николай Александрович Боярский (1922–1988 гг.), советский актер театра и кино. Народный артист РСФСР (1977 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253491/

При «военном коммунизме» частной торговли не было (1918–1922 гг.). Большевики перед народом не могли сознаться, что массы золота и серебра вывезены ими за границу на пропаганду всемирной революции. Писались для отвода глаз огненные призывы к отобранию ценностей, страшные статьи с обличением «поповской жадности», как будто церковные ценности принадлежат лично «попам», а не верующему народу, наполняющему храмы. Тяжело было отражать эти бешенные натиски разбойников. Опасно было это делать. Из Москвы от Святейшего Патриарха шли указы о сопротивлении изъятию церковных ценностей — всем было ясно, что церкви хотят дочиста ограбить. Опасения эти оправдались целиком. В Петрограде поднялась буря сопротивления. Это было в 1922 г., в январе, марте и т. д.. Около Сенно-Спасовской церкви произошло крупное столкновение, тяжело ранили комиссара. И мои прихожане там работали. Около Путиловского храма, около Лавры, около соборов — везде споры, ссоры, почти побоища безоружного народа. Митрополит Вениамин вел твердо линию патриарха, строго выполняя его директивы — отдать всё лишнее, что не относится к алтарю. Стойкий это был архипастырь. Вечная ему память. Вдруг страшная статья в «Петроградской правде» с дикими угрозами по адресу духовенства. И по большевистскому масштабу это была возмутительнейшая статья, прямой вызов, призыв к убийствам. Начались аресты. Второй удар нанесли восемь петроградских «попов» — иначе нельзя их назвать (это протоиереи Введенский, Боярский, Соболев (мой сокамерник по больнице), Белков, Красницкий, Калиновский, Альбинский, Платонов и др.). Они выпустили воззвание об обязательности отдачи всех церковных ценностей государству на его нужды. Введенский, Боярский, Платонов были известные, авторитетные и любимые петроградские проповедники. Их воззвание подлило масла в огонь вражды: церковный фронт был прорван этими предателями. Испугались арестов. Боярский и Платонов еще раньше сидели в тюрьмах. Боярский однажды пригласил меня к себе в Колпино служить. Проповедь в Колпине я произнес очень сильную. Будущие «живцы»-отщепенцы затрепетали. Впрочем, их планы не вполне еще были известны.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

160 См. о пошлинах в пользу дьяков с судебных дел по судебнику Ивана Васильевича (А. II. 1, 153. ст. 8, 9, 10, 11 и др.). 164 Уложение говорит: «а которые порозжие поместные земли в московском уезде, и в городех вотчинные земли покупали патриаршие и митрополичьи, и архиепископли дети боярские, изстари природные дети боярские, и за ними тем землям и впредь по копле быть в вотчине же. А которые патриарши же, и митрополичьи, и архиепископли и епископли дворовые дети не служилых отцов дети, и не природные дети боярские покупали себе вотчины, и тех патриарших, и митрополичих, и архиепископлих, и епископлих дворовых людей по тем вотчинам написати в государеву службу в городы» (Гл. XVII, ст. 37). 165 Кошихин так объясняет различие между дворянами и детьми боярскими: детей боярских прозвание таково: как в прошлых давных летех у московскаго государства была война со окресными государствы, и в то время разные люди сбираны со всего московскаго государства из всяких чинов людей, и по покою распущены по домам, а иные многою своею службою и полоном освободились от рабства и от крестьянства, и у кого были поместья и вотчины и ныне по прежнему за ними; а у которых людей поместей и вотчин не было, и им за службы и за полонное терпение поместья и вотчины даваны, жилые и пустые, малые, и служити им было с тех данных поместей и вотчин против прямых дворян было не с чего; также у которых дворян были поместья и вотчины, а по смерти их те их поместья и вотчины разделены были детем их, и от них дети потомуж размножились, а дать им из старых отцовских поместей и вотчин и вновь не из чего, потому-ж и царских служеб не служивали и их написали в дети боярские, что безпоместны и малопоместны». (Гл. II, ст. II). 167 О. Горчаков между прочим говорит: «с полною организациею патраршаго двора при патр. Филарете по образцу царскаго, все взрослые потомки митрополичьих бояр и боярских детей стали называться патриаршими дворянами, а дети их, малолетние или взрослые, но при жизни отцов, – патриаршими боярскими детьми» (стр. 401) На каком основании о. Горчаков сделал такое различение между патриаршими дворянами и детьми боярскими, он не объясняет, а без объяснения оно решительно непонятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

«Великий государь царь, – говорит указ, – и сын его великий государь царевич пожаловали, во всем своем государстве от налога и от продаж велели крестьянам давать выход». Но отказывать и возить крестьян могли только: дворяне, которые служат из выбору, жильцы, дети боярские городовые, городовые приказчики, иноземцы всякие, Большого дворца люди всех чинов (ключники, стряпчие, ситники, подключники), Конюшенного приказа приказчики, конюхи стремянные и стряпчие, ловчего пути охотники и конные псари, сокольничья пути кречетники, сокольники, ястребники, трубники и сурначеи, царицыны дети боярские, всех приказов подьячие, сотники стрелецкие, головы козачьи, Посольского приказа переводчики и толмачи, патриаршие и архиерейские приказные люди и дети боярские. Срок крестьянского отказа и возки прежний – Юрьев день осенний да после него две недели; пожилого крестьяне платят по Судебнику рубль и два алтына. Крестьяне не могли переходить: в дворцовые села и черные волости, за патриарха, архиереев, за монастыри, за бояр, окольничих, дворян больших, за приказных людей и дьяков, за стольников, стряпчих, голов стрелецких; а в Московском уезде и в Московский уезд из других областей запрещено было отказывать и возить крестьян всем людям без исключения. Кроме того, было постановлено, чтоб один человек от другого мог вывезти не больше двух крестьян. В 1602 году новое постановление было подтверждено; велено было в городах и по сельским Торжкам биричу кликать несколько раз: кто из крестьян хочет за кого идти в крестьяне же может, как и в прошлом году, выходить на Юрьев день осенний, чтобы таких крестьян помещики и вотчинники выпускали из-за себя со всем их имением, без всякой зацепки и в крестьянской возке между людьми боев и грабежей не было бы, силою дети боярские крестьян за собою не держали бы и продаж им никаких не делали; а кто станет крестьян грабить, из-за себя не выпускать, тем быть в большой опале. Очень вероятно, что голод, свирепствовавший в это время, был причиною налогов и продаж, которые заставили прибегнуть к означенной мере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010