Скачать epub pdf Житие преподобного Варлаама Печерского Память 19 ноября В то время, когда преподобные отцы наши Антоний , Феодосий и Никон сияли в Киевских пещерах доблестными подвигами, как три светильника, достойные предстоять престолу Святой Троицы, многократно приходил к ним насладиться их сладостною беседою некто Варлаам, сын благородных и христолюбивых родителей – Иоанна, первого между боярами князя Изяслава, и Марии, внук славного и храброго Вышаты, правнук воеводы Остромира 7532 . С юности Варлаам сиял красотою телесной и чистотою души и возымел любовь к названным преподобным отцам и – настолько сильную, что захотел жить с ними вместе и оставить мирскую жизнь, вменяя ни во что славу и богатство. Особенно в страх привело его слово Господа, сказанное ему, между прочим, преподобными: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ). И вот, пришедши однажды к преподобному Антонию, он открыл ему свое намерение. – Хотел бы я, отче, – сказал он, – если угодно Богу, быть иноком и жить с вами. – Благо хотение твое, чадо, – отвечал старец, – и благодатно намерение; но смотри, как бы не возвратили тебя назад богатство и слава мира сего, ибо, по слову Господню «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лук.9:62 ). Многое и еще говорил старец на пользу душевную Варлааму, и сердце у него всё более и более разгоралось любовью к Богу. В таком расположении душевном пошел он домой. На другой же день после беседы с старцем, оставив не только родителей, но и обрученную уже с ним невесту, он сел на коня, одетый в светлые и дорогие одежды и, имея при себе множество пеших слуг, ведущих убранных коней, торжественно прибыл к пещере. Когда преподобные вышли и поклонились ему до земли, как кланялись тогда знатным людям, он сам поклонился им также (сошедши с коня). Затем он снял с себя боярскую одежду и положил ее у ног преподобного Антония, и поставил пред ним разубранных коней, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Такой замысел был скрыт и от него, и от любящих его, и стража его, ратники, заведенные им и поставленные около его опочивальни с блестящим военным оружием, чтобы охранять его жизнь и оказывать ему помощь, не смогли одолеть христиан, и многие из них побросали к ногам православных свое оружие, не употребляли его в дело, поняв, что на него изливается гнев Божий. Кроме этого, с ним вместе погибла и противящаяся Богу Литва, посадившая его на царский престол, и войско, пришедшее с ним в наш царский город, среди которого было много благородных, лучших людей; как олово в воде, среди царского города все они сразу потонули, и ни один из них не спасся; как в древности случилось с фараоном, так и среди нас теперь тот же Бог чудодействовал. Такой конец бывает со всеми, кто неправедно восстает на землю православных, как и пророк сказал: «составили замыслы, которых не могли выполнить», и прочее. Так (будет) и теперь с некоторыми тайными замыслами неверующих против нас – когда Всеведающий определит время, Он не замедлит уничтожить их намерения, потому что Он может (это сделать), если укротит ярость гнева Своего против нас. Теперь же закончим ранее сказанное. А мы тогда, думая отомстить злочестивым за свою гибель, увы, больший вред причинили этим русской земле, так как Бог, очищая наши прегрешения, сохранил более лютый, чем они, гнев Свой на нас за наши грехи: сами мы этим всю землю их против себя привели в движение 844 . И если тогда на малое время мы порадовались их погибели, то с того времени и доныне много и неутешно плачем: мы воспламенили сильный огонь и подвигнули их даже до того, что вскоре они пришли с многочисленным войском и пограничные наши города уничтожили и дошли до самой матери городов (Москвы), и все ее входы и выходы, устроив осаду, закрыли и надолго так оставили, и жилища себе около стен города на долгое время устроили, так как никто не мог оказать сопротивления их быстрому нашествию. Самого же царя, который вновь незадолго до этого самовольно, хищнически, бесстыдно из боярского сословия вскочил на царство, – думаю, ясно, что не по Божественному Промыслу, как показал всем небесный суд в конце дел его, – ибо он царствовал нечестиво и мало времени, – его, князя Василия Шуйского 845 , со всеми его воинами, как в худой клетке, в городе безвыходно заключили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Убедительно просим более твердо придерживаться традиций Православной Церкви, чтобы не быть виновными за происходящие ныне попрания Божественных законов по слову Св. Писания: “И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня . Когда Я скажу беззаконнику: беззаконник! ты смертью умрешь, а ты не будешь ничего говорить , чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей . Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою”. (Иез.33:7-9) 3. Просим Вас, Ваше Святейшество, не приветствовать демократию как политическую систему, противоречащую церковному учению о законной, Богом данной, государственной власти. Практика призывов к голосованию за не благословленных Богом политических лидеров является нарушением соборной клятвы 1613 года. Итоговый документ Великого Московского Собора 1613 года: “…Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь (вперед, в будущем) Бог даст, души свои и головы положити и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами. Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род , с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления -- Царь ли, патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы. И иного Государя, помимо Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, и их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст , искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити, то нам боярам, и окольничьим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям, на того изменника стояти всею землею за один.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Дети боярские. Следующие за архиерейскими боярами и дьяками чиновники, как-то: наместники, десятильники, тиуны и пр. избирались обыкновенно из так называемых архиерейских детей боярских и потом дворян, которые поэтому и входят в предмет нашего исследования. Под именем детей боярских известен был в России многочисленный класс свободных служилых людей, которые по преимуществу несли военную службу и составляли главное ядро наших армий. Происхождение их объясняется тем, что в древней Руси каждый знатный, богатый человек имел свой многочисленный придворный штат из разных служилых людей и название детей боярских дано было людям свободным, которые жили у бояр, и составляли их дружину в военное время. С того времени, когда название бояр усвоено было ближайшим к князю лицам, все прочие служилые люди получили тогда название детей боярских, как самое почетное после боярского звания. На соборе 1566 года при Грозном дети боярские поставляются уже ниже дворян и составляют низший служилый класс людей, – их значение с этого времени упало навсегда 162 . В 1590 году Федор Иоаннович дал звание сына боярского одному казаку. В 1651 году Алексей Михайлович указал раздать жалованье стрелецким и казачьим детям, которых отцы в 1650 году были поверстаны в дети боярские. В 1687 году в это сословие поступил поповский сын, – так что дети боярские были резко разграничены от природных дворян и составляли из себя только класс свободных людей 163 . Первоначально дети боярские, как мы сказали, составляли дружины бояр, но со времени Uoahha III они были отобраны у бояр и поступили на царскую службу, составляя войско великокняжеское и потом царское. Дети боярские всегда должны были, по первому призыву являться на войну с определенным числом вооруженных людей. Вооружение и число людей, которых каждый сын боярский обязан был привести с собою, определялось количеством его поместной земли. Сверх сего каждый из них обязан был представить за себя двух порук в том, что он явится по призыву в срок и в определенном вооружении и не сбежит со службы домой или за границу (они составляли между прочим сторожевые, наблюдательные посты, почему бежать за границу им было очень удобно).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

М. Ю. Крапивин. Письмо обновленческого «митрополита» А. И. Боярского секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину (25 октября 1936 г.)   Боярский (фамилия при рождении — Сегенюк; сменил ее в 1916 г.) Александр Иванович (1885–1937 гг.), протоиерей, обновленческий «митрополит» родился в семье псаломщика. Учился он в Волынской духовной семинарии, но в 1901 г. был из нее исключен и отдан под надзор полиции «за толстовство и вольнодумство», однако позднее получил возможность завершить процесс обучения (1906 г.). В 1911 г. Боярский окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, во время учебы в столице посещал (в рамках деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви») Спасо-Петровскую мануфактуру, проводил беседы на заводах и за короткое время приобрел популярность в рабочей среде. В сентябре 1911 г. он был рукоположен во священника. Первоначально служил в западных епархиях, в 1915 г. эвакуировался в Петроград. Вскоре получил назначение в г. Колпино (Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии) и был утвержден (с 23 сентября 1915 г.) третьим священником Троицкой церкви при Ижорском заводе. С декабря 1915 г. А. И. Боярский служил настоятелем Троицкой церкви . Он развернул в приходе большую просветительскую и благотворительную работу: практиковались ночные моления и всеобщее причащение, проводились лекции и диспуты на церковно-общественные темы; были организованы бесплатная столовая, детский союз, кооператив, пасека и огород. 1 марта 1916 г. Боярский был уволен от духовно-учебной службы в связи с переходом в Ведомство военного и морского духовенства. С 23 августа 1917 г. (по 16 января 1918 г.) он состоял членом Духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства. В 1916 г.А. И. Боярский познакомился с будущими лидерами церковного обновленчества— священником А. И. Введенским и протоиереем И. Ф. Егоровым. В начале марта 1917 г. они совместно выступили в качестве организаторов «Всероссийского Союза демократического [православного] духовенства и мирян». Спустя некоторое время Боярский стал товарищем председателя вновь созданного общественно-религиозного объединения.Соратники характеризовали Боярского как пастыря, последовательно придерживавшегося «левых» взглядов, сторонника ориентации Церкви на рабочий класс, смелого новатора. Он был убежден в принципиальной совместимости религии и социализма, верил в возможность социализма с «христианским лицом».

http://sedmitza.ru/lib/text/10253491/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Михаил БОЯРСКИЙ: ПУТЬ МУЖЧИНЫ - ЭТО ПРИХОД К БОГУ 19 мин., 01.01.2008 Что такое вера и как ее обрести? Зачем каяться, если все равно снова согрешишь? Кому нужны обряды и каноны? О любви к ближнему, жертвенности и многом другом наш корреспондент Ирина ЛЕВИНА беседует с народным артистом России Михаилом БОЯРСКИМ и настоятелем петербургского храма в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” протоиереем Вячеславом ХАРИНОВЫМ.Подходя летним вечером к дому на Мойке, где живет Михаил Боярский, я боялась загадывать, что выйдет из встречи прославленного артиста, такого резкого и непредсказуемого, и настоятеля одного из самых необычных петербургских храмов, музыканта по образованию, протоиерея Вячеслава Харинова.Атмосфера разговора действительно порой так накалялась, что казалось, в воздухе натягивались какие-то невидимые струны, готовые в любую минуту лопнуть. Диалог складывался с трудом, чувствовалось, что Михаилу Сергеевичу нужно было выговориться. Отец Вячеслав не перебивал, даже если мог возразить. Мы записали его возражения для публикации. А разговор начистоту все-таки состоялся и по-своему повлиял на всех его участников. Ленивый путь актера Михаил Боярский: Я стал актером случайно, отчасти от лени. Искусство пианиста предполагает полную отдачу, работа музыканта – специфический, изнурительный, никому не понятный труд. Я не был способен на такие подвиги. А актерская профессия гораздо проще: выучил текст – пошел на сцену. Я не рассчитывал стать великим артистом, но быть в когорте “сумасшедших” мне было интересно. Тогда были Ефремов, Высоцкий… Да и “Битлз” появились в то же время. Сцена превратилась в линию фронта, и мне хотелось быть там, на передовой. Ирина Левина: А когда к Вам пришла слава, как Вы ее встретили? Михаил Боярский: Слово “слава” ко мне не очень подходит, а популярность – дешевая штука. После выхода фильма “Собака на сене” меня стали узнавать. Я привык, хотя кроме раздражения это у меня ничего не вызывает. Я практически не появляюсь в общественных местах, делаю это только по необходимости, стараюсь быть вежливым в аэропорту, в ресторане, в бане. Иногда, правда, срываюсь, веду себя по-хамски, потом себя ругаю: надо было сдержаться. Но, знаете, когда четвертые сутки сидишь в аэропорту, а тебя спрашивают: почему ты в шляпе?!

http://foma.ru/mixail-boyarskij-put-muzh...

159 – 160. Из Кашина Колясина монастыря келарь старец Порфирей. 160 – 113. Максим Радилов руку приложил. 161 – 167. Ис Колуги выборной человек Смирной Судовщиков, да Иван Макушкин, и во всех Колуских посадцких выборных людей место руку приложил. 162 – 173. Казанского государьства Оуспения Пречистые Илантовского монастыря игумен Иосиф. 163 – 172. Серпейска города выборные дворяне Федор Полтев, да Григорей Дмитреяв сын Крекшин, в выборных дворян и детей боярских, и в посадцких и уездных людей места, руку приложил. 164 – 161. С Тулы выборнай дваренин Иван Матвеев сын Вельяминов, в выборных дварян детей боярских, в Семенава места Ушькова, в в Кавылина места Ивашкина, в Неупакоева места Писемского, в Андреева Маслава, в Юрьева Иевлева, Ефима Есипава места 164 – 161. С Тулы выборнай дваренин Иван Матвеев сын Вельяминов, в выборных дварян детей боярских, в Семенава места Ушькова, в в Кавылина места Ивашкина, в Неупакоева места Писемского, в Андреева Маслава, в Юрьева Иевлева, Ефима Есипава места руку приложил. 165 – 162. Туленин Фендрик Федоров сын Дьяков, в Тулен выборных дворян и детей боярских, и посацких и уездных людей места руку приложил. 166 – 163. Бряск выборни дворяня Софрон Мелентьев Тютчев, Воин Иванов сын Балтии руку приложил. 167 – 164. Стариченин Семен Ондреев сын Безобразов в Брянченина в брата своево в Ыванова места Семенова сына Безобразова руку приложил. 168 – 165. Дмитрей Юрьев сын Похьвиснев. 169 – 166. Брянскай Покровскай протопоп Алексей в Брянчен, которые во Брянске, дворян и детий боярских, и в посадцких, и в пушкореи, i в затинщиков, i в стрелцов i в во уездных людей места руку приложил. 170 – 176. Казлитин выбарнай Иван Иванов сын Щербачов и в таварыщей i всих выборных людей места руку приложил. 171 – 177. Изо Мценска выборной Иван Черемисинов в свое i в товарыща своего в Григорьева место Толубеева руку приложил. 172 – 191. Николы Заразского протопоп Дмитрей i в выборных посадцких попов и уездьных, и посадцких и уездьных выборных место руку приложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

По воспоминаниям современников, Боярский выделялся среди прочих обновленцев отсутствием политических амбиций; к тому же он не был беспринципным циником, как многие лидеры раскола. Не снижавшаяся в северной столице его популярность среди верующих и молодых священнослужителей (не зараженных ядом сервилизма) вызывала недовольство советских властей. В конце 1930 г. было принято решение о высылке Боярского из Ленинграда. Обновленческое церковное руководство этому решению подчинилось. С декабря 1931 г. Боярский служил в Кинешме Ивановской области. 1 мая 1932 г. за «дезорганизацию приходской жизни» в Троицком соборе г. Колпино и Спасо-Успенском (Сенновском) соборе Ленинграда он был уволен из Ленинградской епархии за штат и практически одновременно назначен настоятелем Троицко-Успенской общины Кинешмы. В марте 1933 г. Боярский, состоявший в браке, хиротонисан во епископа Ивановского и Кинешемского, управляющего Ивановской митрополией. С 1933 г. занимал должность председателя Ивановского областного митрополитанского церковного управления (кафедра располагалась в Преображенской церкви г. Иваново). В конце 1933 г. был возведен в сан обновленческого «архиепископа», а в 1935 г. – обновленческого «митрополита». Если в конце 1923–1924 гг. А. И. Боярский активно высказывался за нахождение общего языка с Московской патриархией, то в 1925 г. он заявил, что «мир с тихоновцами невозможен» и подверг резкой критике саму идею патриаршества. Однако в середине 1930-х гг. он вернулся к мысли о примирении с Православной Российской Церковью и в декабре 1934 г. направил каноническому Ивановскому архиепископу (с 1935 г. митрополиту) Павлу (Гальковскому) письмо, в котором призывал к прекращению внутрицерковной борьбы и объединению усилий ввиду надвигающейся угрозы физического уничтожения Церкви. 16/17 марта 1936 г. Боярский в очередной раз был арестован в г. Иванове. В постановлении на арест ему предъявили следующие обвинения: а) «вел активную антисоветскую и террористическую агитацию, распространял контрреволюционные слухи»; б) «будучи сторонником фашизма, высказывался за неизбежную победу фашизма, в частности, германского над коммунизмом, восхвалял фашизм в Германии»; в) «в целях активной борьбы с советской власть[ю] [о]бъединил вокруг себя реакционно и фашистски настроенную часть обновленческого духовенства, высланного из г. Ленинграда и области»; г) «под флагом “обновленчества” проводил активную деятельность, направленную на укрепление церкви» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10253491/

В земщине традиционный порядок отношений полностью сохранялся, как сохранялся он в земском дворе, снова появившемся после раздела страны осенью 1575 года. Иной порядок отношений сложился в особом дворе царя. Правда, думные чины бояр и окольничих оставались и здесь прерогативой представителей наиболее знатных боярских и княжеских родов (в этом была главная причина сохранения и после 1575 года института думных дворян), однако принцип пополнения иных дворовых чинов существенно изменился. Характер этих изменений можно проследить, рассматривая состав таких групп в составе этого двора, как «стольники» и «стряпчие». Те и другие составляли близкое окружение монарха, играя роль своеобразной охраны и выполняя его различные поручения. По традиции стольниками становились молодые представители наиболее знатных княжеских и боярских семей, для которых эта служба была ступенькой к получению думного чина; стряпчими же становились по преимуществу молодые представители старомосковских боярских фамилий. Такой порядок пополнения этих групп сохранялся и в земском дворе второй половины 1570-х годов. Совсем иная картина вырисовывается при обращении к составу этих чинов в особом дворе Ивана IV. В соответствии с традицией здесь в стольниках служили такие молодые представители знатнейших княжеских семей, как Трубецкие и Шуйские, однако вместе с ними в числе стольников мы видим Годуновых, представителей младшей ветви одного из московских боярских родов, родственников Малюты Скуратова и Богдана Вельского, и обычного дворового сына боярского, служившего по Белой Федора Фофанова: Что касается стряпчих, то среди них мы также встречаем Постника Вельского, Ивана Фофанова и даже Никиту Канчеева, происходившего из самых низов дворянского сословия — городовых детей боярских. Эти наблюдения показывают, что к концу правления Ивана IV традиционный способ пополнения чинов в его особом дворе в значительной мере утратил силу. Милость и расположение монарха стали играть во многих случаях не меньшую, а подчас большую роль, чем происхождение из доброго рода. На этом фоне блестящая карьера худородного сына боярского Богдана Вельского оказывается выдающейся, но не уникальной. В последние годы своего правления Ивану IV наконец удалось создать для себя близкое окружение из лиц, чье возвышение было связано исключительно с его милостью и которые могли сохранить это положение, лишь выступая в роли послушных орудий его воли. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/438977/

Так не боярство умерло потому, что осталось «без мест», чего оно боялось в XVI в., а «места» исчезли потому, что умерло боярство и некому стало сидеть на них. Последние бояре сами чувствовали необходимость переместить свое политическое положение на новые основания: мысль об этом и блеснула в их одновременном с отменой местничества проекте о «великородных вечных наместниках». Не смотря на это, боярская дума и в XVII в. действовала по-прежнему, в прежнем порядке и по форме с прежним политическим авторитетом, так что становится заметно противоречие между ее устройством и ее социальным составом. Если бы сторонний наблюдатель, не зная, что случилось с боярством, внимательно посмотрел на боярскую думу во второй половине XVII в., она показалась бы ему торжественной палатой, устроенной и убранной для великородных и властных посетителей, товарищей хозяина; но такие посетители почему-то перестали являться в палату, а пришли туда невзыскательные рабочие люди, простые исполнители хозяйской воли, которым нужна была не такая палата, а простая рабочая канцелярия, «изба», как назывались приказы в XVI в. Нечто подобное этому впечатлению и можно прочитать между строками у некоторых иностранцев XVII в. в известиях о думе. Боярская дума, как правительственное учреждение, пережила боярство, как правительственный класс. Так московская боярская дума по своему устройству и характеру деятельности была созданием того же факта, который послужил исходной точкой истории самого Московского государства. Это государство началось военным союзом местных государей Великороссии под руководством самого центрального из них, союзом, вызванным образованием великорусской народности и ее борьбой за свое бытие и самостоятельность. Дума стала во главе этого союза с значением военно-законодательного совета местных союзных государей с их вольными слугами-боярами, собравшихся в Москве под председательством своего вождя. Читать далее Источник: Боярская дума древней Руси/[Соч.] В. Ключевского. - 3-е изд., пересм. - Москва : Синод. тип., 1902. - VI, 3-547 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010