(† до 1569), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Катромского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря на юго-зап. берегу оз. Катромского (ныне урочище Озерки Харовского р-на Вологодской обл.). Упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых» с условной датой преставления: «Преподобный Ануфрий иже на Катарме озере строитель монастыря в лето 7000» (РГБ. ОИДР. 212. Л. 166 об.). По предположению свящ. И. П. Верюжского, О. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. Катромский мон-рь известен с 1531/32 г.: в этом году кн. Иван Данилович Пенков, прозванный Хомяк, передал обители дер. Конечную и еще 18 деревень, а также починок в Карачуновской вол. Это указание содержится в позднейшей жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 18 июля 1569 г. (опубл.: Савваитов. 1856. С. 35-41; РГАДА. ГКЭ по Вологде. 32/2603). В ней также упомянуто о 2 утраченных документах - духовной кн. И. Д. Пенкова-Хомяка 1539/40 г. с завещанием Никольскому Катромскому мон-рю своих вотчин и данной кнг. Анны Иосифовны Пенковой (вдовы кн. Василия Даниловича Пенкова) с сыном Иваном Васильевичем на рыбные ловли монастырю в Катромском оз. от 7 июня 1549 г. ( Черкасова. 2012. С. 51). К 1569 г. О. уже преставился. В это время игуменом мон-ря был Варлаам, который ходатайствовал перед царем Иоанном IV о выдаче новых жалованных и несудимых грамот мон-рю взамен утраченных. Царь пожаловал 19 деревень, 1 починок, рыбные ловли в Катромском оз. и в р. Ниве Вологодского у. Грамота подтверждена царями Феодором Иоанновичем (8 февр. 1585), Борисом Феодоровичем Годуновым (4 марта 1599), Михаилом Феодоровичем (8 янв. 1616); новая несудимая грамота мон-рю была выдана 6 авг. 1621 г. царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом (Романовым) и подтверждена 24 марта 1677 г., в царствование Феодора Алексеевича , а также 12 марта 1687 г., в царствование Иоанна V Алексеевича , Петра I Алексеевича и Софии Алексеевны . Согласно писцовым книгам 1628-1630 гг., в обители были 2 деревянные церкви: холодная во имя свт. Николая Чудотворца, теплая во имя Всех святых с трапезной, а также 6 келий. Все убранство храмов пожертвовал в обитель кн. И. Д. Пенков. За монастырем числилось 586,5 дес. пашенной земли, 24 крестьянских двора (где проживали 34 чел.), 12 дворов бобыльских (13 чел.) и 3 пустых двора; на р. Катроме находились мельница («колеса немецкие») и «толчея» ( Сторожев. 1909. С. 383-385). Церковь во имя Всех святых была перестроена в 1630 г. К 1666 г. в обители поставили Никольскую ц. взамен сгоревшей в 1663 г. Всехсвятской.

http://pravenc.ru/text/2578449.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР († 10.04.1619, Москва), митр. Новгородский и Великолуцкий. Наиболее ранние сведения об И. относятся ко времени его пребывания в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре , где буд. иерарх, по всей видимости, принял постриг. В 1578/79 г. И. впервые упоминается как клирошанин, «послушаник» старца Исаака клирошанина (Исаак и И. были отправлены в вол. Вирму в помощь детям боярским, по-видимому, для набора стрельцов из местных крестьян). В 1579-1582 гг. монастырские власти неоднократно посылали старца И. в Новгород «за монастырскими делы». В 1582 г. он впервые назван соборным старцем, участвовал в описи имущества Соловецкого монастыря при вступлении в должность нового игумена - св. Иакова ; известна заверительная подпись И. 1582 г. (СПбИИ РАН. Колл. 2. 124. Л. 21, 22, 23, 24). В 1584-1585 гг. И. вместе с 2 иноками оказался на московском подворье Соловецкого мон-ря, в 1585 г. служил в приказе в Умбе, в 1586 г. снова был на «новгородской службе», в 1587 г. отправился на московское подворье. В 1590/91 г. И. был послан в Холмогоры, где, видимо, возглавил холмогорскую службу: в его обязанности входили раздача денег по промыслам, закупка ржи, наем судов. В последний раз в соловецкой учетной документации соборный старец И. фигурирует 18 янв. 1591 г.: в записи о «счете» возглавлявшего вологодскую службу старца Кириака И. назван на 4-м месте, вслед за игуменом, келарем и казначеем. По предположению Е. Б. Французовой, в 1591-1592 гг. И. непродолжительное время был игуменом Александрова Свирского в честь Св. Троицы мон-ря ( Французова. 2010. С. 260-261). В 1593 г. в числе 10 соловецких монахов И. был переведен в Троице-Сергиев мон-рь и назначен келарем. По гипотезе О. В. Панченко, перемещение соловчан было связано с валовой переписью троицких вотчин и проверкой владельческих прав, предпринятой боярином Борисом Феодоровичем Годуновым (впосл. царь) в 1592-1594 гг.; целью перевода было усиление контроля над вотчинами крупнейшего землевладельца страны при помощи управленцев, не связанных с Троицкой обителью. Соловецкие монахи были выбраны неслучайно. Во время русско-швед. войны в 1590-1593 гг. Соловецкому мон-рю - важнейшему форпосту на северо-западе страны - отводилась первостепенная роль на беломорском театре военных действий, правительство и воеводы постоянно находились в контакте с соловецкими властями. Возможно, тогда И. познакомился с Годуновым и по распоряжению боярина стал келарем Троице-Сергиева монастыря. По сообщению Авраамия (Палицына) , И. первым из соловецких монахов был назначен на должность келаря в Троице-Сергиевом монастыре. И. занимал эту должность в 1593-1596 гг. В качестве келаря И. назван, в частности, в документах о вкладе А. П. Крёкшиным имения в Троице-Сергиев монастырь (РГБ. Ф. 303. 539. Л. 77; Шумаков С. А. Тверские акты. Тверь, 1896. Вып. 1. С. 111).

http://pravenc.ru/text/2001546.html

Благочестие русских, как прежде, так и теперь, побуждало их строить храмы и часовни. Количество их с годами возрастало. Но в смутное время многие были разграблены, попорчены или даже разорены поляками, шведами, казаками и др. Наиболее пострадали московские храмы. «Церквей везде было множество (в Москве) и каменных и деревянных, говорит один свидетель бывшего в Москве разорения, – и все это мы в три дня (19 – 21 марта 1611 г.) обратили в пепел; пожар истребил всю красоту Москвы; уцелели только Кремль и Китай – город, где мы сами укрывались от огня» 468 ; впрочем и здесь соборные церкви не избегли опустошения. С окончанием смутного времени прежние постройки восстановлялись, количество новых возрастало. В начале царствования Алексея Мих. в московском кремле находилось до 50 каменных храмов, а во всей Москве церквей, монастырей и часовен до 2000, так что, по словам одного иностранца, «почти чрез каждые пять домов стояла часовня» 469 . У больших бояр были свои домовые церкви 470 . Количество приходских можно приблизительно определить в 350. 471 Со времени Алексея Мих. деревянные постройки в Москве, во избежание пожаров, успешно заменялись каменными 472 . К концу VII в., когда в русском обществе стала развиваться холодность к вере, кажется, церковные постройки не сооружались в таком, как прежде, количестве. – Архитектура церквей и часовен была разнообразна и иногда очень прихотлива. Наиболее замечательны следующие памятники: в Москве: – колокольня при церкви св. Иоанна Лествичника , называемая Ивановской или «Иван Великий»; она сооружена в 1600 г. Борисом Годуновым, с целью дать работу и корм бедному люду, умиравшему тогда от безработицы и голода; она имеет 38 1/2 сажен высоты; при Алексее Мих. к ней приделано особое здание для больших колоколов; Казанский собор, построенный в 1630 г., в память освобождения Москвы и России от поляков заступничеством Казанской иконы Бож. Матери; Верхоспасский, построенный в 1635 – 1036 г. Михаилом Феодоровичем на сенях царских палат за золотою решеткою; церковь Грузинской иконы Божией Матери, построенная в 1626 г. и увеличенная в 1653 г., одна из красивейших церквей Москвы 473 . Под Москвой – в с. Покровском, что на Филях, церковь Покрова пр. Богородицы, сооруженная Л. К. Нарышкиным в конце XVII в., очень красивая по внешнему виду 474 . В Звенигородском уезде, Московской губ. – соборный храм Воскресения Христова в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим), начатый патр. Никоном и законченный по его смерти в 1685 г.; он устроен по образцу иерусалимского храма Воскресения 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛАКТИОН (2-я четв. XVI в.- 2.07.1609, Суздаль), архиеп. Суздальский и Тарусский. Запись рода Г. в синодике суздальского кафедрального собора позволяет предположить, что он происходил из духовенства (ГВСМЗ ОР. 5636/147. Л. 20 об.). Поставление Г. на Суздальскую кафедру совершилось в период между летом 1594 г. (его предшественник архиеп. Иона скончался 24 июня 1594) и весной 1595 г. (самый ранний сохранившийся документ с упоминанием Г. в сане архиепископа относится к 29 марта 1595 - ГА Владимир. обл. Ф. 575. Оп. 1. 106. Л. 5). (В лит-ре высказывалось мнение, что Г. до архиерейской хиротонии являлся архимандритом казанского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . Последнее упоминание архимандрита данного мон-ря Гавриила содержится в акте, датируемом 1 марта 1592, жалованная грамота мон-рю 5 нояб. 1593 адресована уже архим. Герману (РГАДА. Ф. 281. ГКЭ (Казань). 21/6429. Л. 1 об.- 5, 41-43). Поскольку хиротония Г. во архиепископа Суздальского и Тарусского произошла спустя почти 2 года, он не мог быть к этому времени архимандритом данного мон-ря.) В 1603/4 г. Г. титуловался «Суздальский, Тарусский, Калужский и Шуйский» (АСЗ. Т. 3. М., 2002. С. 267). За время управления Г. Суздальской епархией прекратился рост земельных владений кафедры. Цари лишь подтверждали владельческие права архиерея: Феодор Иоаннович подтвердил на имя Г. жалованные грамоты: в 1578 г.- на вотчины во Владимирском, Суздальском и Московском уездах, в 1587 г.- на луга под Суздалем, в 1588 г.- на рыбные ловли по рекам Волге и Ветлуге. Позднее подтвердительные акты были выданы Г. Борисом Феодоровичем Годуновым (25 марта 1599), Лжедмитрием I (11 сент. 1605), Василием Иоанновичем Шуйским (31 июля 1606), Лжедмитрием II (1609). В янв. 1598 г. Г. получил от Бориса Годунова для суздальского кафедрального Рождество-Богородицкого собора 200 р.- вклад по умершему царю Феодору Иоанновичу. Известны 2 благословенные грамоты Г. архим. Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря Левкию: на постройку церкви в с. Антилохове Суздальского у. (7 мая 1596) и на возведение каменной ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы в самом мон-ре (19 авг. 1604). Вероятно, в 1598 г. по распоряжению владыки были «обложены серебряным окладом» раки с мощами святителей Феодора и Иоанна Суздальских в кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/161487.html

Прп. Киприан Стороженский. Памятник в дер. Надкопанье Ленинградской обл. 2010 г. († после 25.06.1598, Никольский Стороженский мон-рь (ныне дер. Сторожно Ленинградской обл.)), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря на юго-вост. берегу Ладожского оз., на Стороженском мысе, недалеко от устья р. Свири, в новгородской Обонежской пятине. Наиболее раннее упоминание К. относится к 1570 г. В рукописном Прологе 1512 г. (утрачен) имелась запись, сделанная 20 янв. 1570 г. «монастырским дьячком» Александром Андреевым, о продаже Пролога строителем К. «Староженскаго монастыря всемирному Здвижению старосте Демиду Ивановичу Гриневу и всей волости» ( Юхименко. 2002. С. 392). 14 мая 1587 г. царь Феодор Иоаннович пожаловал «строителя Киприана с братиею» грамотой об освобождении мон-ря от оброка и податей в царскую казну. В обители тогда жили 30 монахов; из грамоты следует, что ранее мон-рь получил льготы от царя Иоанна IV Васильевича . Грамота была подтверждена царем Борисом Феодоровичем Годуновым 25 июня 1598 г., здесь К. также назван действующим строителем (ДАИ. Т. 1. С. 211-212). Вероятно, при К. в мон-ре была построена каменная 2-этажная Никольская ц. (XVI в.); верхний храм освящен во имя свт. Николая с приделом Богоявления, нижний - в честь Успения Божией Матери. Преподобный был погребен близ Никольской ц., с сев. стороны. В 1803 г. в деревянной часовне над местом погребения К. были установлены крест и каменная плита с надписью: «На сем месте погребен святыя обители сия началник строитель преподобный Киприан, преставился в лето в 7000 году, поставлен сий крест Господень в лето 1803 года октября… дня» ( Репников. 1914. С. 175). Та же дата преставления святого - 7000 (1492) г.- указана в списках Новгородских святых в рукописях XVIII-XIX вв. (РНБ. ОЛДП. Q.862. Л. 106 об.; РНБ. Вяз. Q.80. Л. 99 и др.). Очевидно, что составители списков не знали точной даты преставления К. и дата (7000 г.) недописана.

http://pravenc.ru/text/1684698.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Андрей; † до 1575), митр. Московский и всея Руси. Род. в Переславле-Залесском, был женат, служил священником; его духовным отцом был прп. Даниил Переяславский († 1540), предсказавший, что Андрей будет духовником московского государя. В 1550 г. Андрей стал протопопом Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В 1552 г. во время казанского похода сопровождал Иоанна Грозного и совершал богослужения о даровании победы рус. оружию. На пути в Казань, во Владимире, получил исцеление у мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . После взятия Казани участвовал в закладке ц. в честь Благовещения. В 1553 г. к протопопу Андрею обращался дьяк И. М. Висковатый со своими недоумениями об иконах. В 1554 г. протопоп Андрей крестил в Чудовом мон-ре царевича Иоанна Иоанновича (восприемником был митр. Московский свт. Макарий ), в 1555 г. присутствовал при хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) . В том же году в Москву был перенесен с Вятки чудотворный образ свт. Николая Великорецкого, к-рый «поновляли» митр. Макарий и протопоп Андрей. В 1561 г. протопоп Андрей сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь (его род записан в монастырском пергаменном синодике). В 1562 г. принял монашество в Чудовом мон-ре с именем А. После кончины митр. Макария, 9 февр. 1564 г., был созван Собор, на к-ром митрополит Московский и всея Руси получил право носить белый клобук, подобно архиепископу Новгородскому, и скреплять грамоты печатями красного воска, подобно архиепископу Казанскому. 24 февр. 1564 г. А. был избран и 5 марта поставлен митрополитом Московским. При избрании А. получил от царя грамоту (подтвержденную царем Борисом Феодоровичем Годуновым Патриарху св. Иову в 1589), в к-рой сказано, что все люди, служащие митрополиту (Патриарху) и живущие на его землях и землях его мон-рей, подлежат только суду митрополита (Патриарха), кроме дел о душегубстве; кроме того, митрополичьи (Патриаршие) крестьяне освобождались от ряда повинностей. При А. прекратилось участие Главы Рус. Церкви в решении вопросов гос. управления. В 1564 г. вместе с царской семьей А. посетил Переславль и освятил соборный храм в переславль-залесском во имя вмч. Никиты мон-ре , построенный на пожертвования Иоанна Грозного. Затем царь и митрополит отправились в Троице-Сергиев мон-рь, где молились у мощей прп. Сергия Радонежского . Среди поставленных А. архиереев можно назвать архиеп. Казанского свт. Германа (Садырева-Полева) , хиротонисанного 12 марта 1564 г.

http://pravenc.ru/text/76870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРОХОВЕЦКИЙ СЕРГИЕВ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ СКИТ (Владимирской и Суздальской епархии), находится в Гороховецком р-не Владимирской обл., на левом берегу р. Клязьмы. Приписной к гороховецкому во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца мужскому монастырю . Гороховецкий Сергиев во имя вмч. Георгия Победоносца скит. Фотография. 2005 г. Гороховецкий Сергиев во имя вмч. Георгия Победоносца скит. Фотография. 2005 г. На месте Г. с. не позднее 2-й четв. XV в. был основан мон-рь («пустынька») во имя вмч. Георгия Победоносца. Согласно жалованной подтвердительной грамоте вел. кн. Иоанна III Васильевича 1462-1466 гг. игум. Троице-Сергиева мон-ря Вассиану (см. Троице-Сергиева лавра ), Георгиевская обитель «поставлена» троицкой братией (АСЭИ. Т. 1. С. 224). По преданию, изложенному в актах кон. XVI-XVII в., она была основана в 1365 г. прп. Сергием Радонежским на пути в Н. Новгород, куда преподобный отправился по просьбе св. кн. Димитрия Иоанновича Донского примирять братьев князей Бориса и Димитрия Константиновичей. Достоверность этого известия оспаривается совр. историками ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 59-60). В 1-й четв. XVI в. разоренный казанскими татарами и их вассалами Георгиевский мон-рь запустел, с нач. 90-х гг. XVI в. возрожден по инициативе близкого к царской семье троицкого старца Варсонофия (Якимова). Переписные книги со 2-й пол. XVII в. называют его вотчиной Троице-Сергиева мон-ря. Постройки обители были деревянными. В 1627 г. упоминается клетского типа ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. Не позднее 1642 г. был построен теплый храм во имя прп. Сергия Радонежского, на месте к-рого в 1-й пол. XVIII в. возведена новая одноименная церковь. В 1627 г. имелось 8 келий, в 1646 г.- 15 келий, мон-рь был огорожен. К 1678 г. ни ограды, ни келий не существовало. В XV в. обитель владела 2 деревнями и неск. озерами. В кон. XVI в. царями Феодором Иоанновичем и Борисом Феодоровичем Годуновым мон-рю были пожалованы запустевшие земли в Закудемском стане Нижегородского у., покосы и ловли в Муромском у., всего 2626 четв. «в поле». С 20-х гг. XVII в. земли в Закудемском стане стали вотчинами непосредственно Троице-Сергиева мон-ря. Георгиевская пуст. владела лишь угодьями в Муромском у., подмонастырской слободкой и 3 деревнями в Гороховецком у. К 1678 г. и эти земли стали вотчиной Троице-Сергиева мон-ря. К 1763 г. обитель владела лишь подмонастырской слободкой.

http://pravenc.ru/text/166265.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССИАН († после 1573), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Муезерский, основатель (?) Муезерского муж. мон-ря во имя Св. Троицы (существовал на о-ве Троица на Муезере (Беломорский р-н Карелии)). Сведений о житии святого нет. К. назван в списке с закладной 1573 г., хранившейся в Муезерской пуст. (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 991. Л. 2, 1572-1699 гг.). Согласно местному преданию, зафиксированному в краеведческой и агиографической лит-ре XIX - нач. XX в., К. был иноком Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и приплыл на о-в Троица на каменной плите (до 70-х гг. XX в. почитаемая каменная плита находилась рядом со входом в часовню в честь Нерукотворного образа Спасителя в бывш. Муезерской пуст.). Прп. Кассиан Муезерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Прп. Кассиан Муезерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Троицкий Муезерский мон-рь был основан, по всей видимости, в 70-80-х гг. XVI в. Первое упоминание о нем содержится в «Описной книге Кемской волости», составленной в 1591 г. сотником Семеном Юреневым при передаче части пограничных земель Поморья Соловецкому мон-рю: «Да на Маслозерской же земли, на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаюца от своих трудов лешею пашенкою и на озере рыбу ловят» ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 283-284). В 1600 г. в пустынь по челобитной игум. Фирса была послана жалованная грамота царя Бориса Феодоровича Годунова, в к-рой упоминается жалованная грамота, данная в 1587 г. царем Феодором Иоанновичем игум. Фирсу и братии новоучрежденного Муезерского монастыря: «Били нам челом из Вотьцкие пятины с Каянскаго рубежа, из пустыни Троицы Живоначальные с Муезера игумен Фирс с братьею, а сказал. Стоит-де тот их монастырь Соловецкого монастыря в вотчине Кемские волости, на угодье на Муе озере, и к тому-де их монастырю пашни немного; а пашут-де сами и питаютца своими трудами... Тот монастырь стал ново, и нашие денежные и хлебные руги в тот их монастырь нейдет ничего. И в прошлом-де в 95 году по его (игумена Фирса.- Авт.) челобитью дана им блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамота». Копии грамот, данных муезерской братии царями Борисом Годуновым (12 июня 1600), Михаилом Феодоровичем (5 марта 1616), которые освобождали пустынь вместе с др. соловецкими владениями от уплаты всех сборов и от повинностей, хранились в архиве Соловецкого монастыря (Там же. С. 385-387).

http://pravenc.ru/text/1681251.html

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. В 15-й алфавитный  том  «Православной Энциклопедии», изданный в 2007 г., вошли статьи 399 научных статей и более 434 иллюстраций. Том открывает статья «Димитрий (Ростовский)». Завершается том материалом «Дополнения к «Актам Историческим»».Основными и наиболее объемными статьями нового  тома  являются богословские статьи. Особо следует отметить блок статей относящихся к термину «догмат». Догматическое богословие – раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христианских догматов. В 15-й том энциклопедии вошли статьи «Догмат», «Догматического развития теория», «Догматическое богословие». В томе также опубликована статья «Доказательства бытия Божия». Доказательства бытия Божия – разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога. В статье «Добродетель» рассматривается понятие добродетели с разных точек зрения: как понятие в философских учениях, в свете Священного Писания, в патристическкой традиции и агиографической литературе. Из статей, посвященных монастырям и храмам, выделяется материал, посвященный Донскому монастырю. Донской иконы Божией Матери Московский мужской монастырь основан царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым в 1591 – 1592 гг. в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, во славу чудес совершившихся при этом от Донской иконы Божией Матери. В 15-м томе также присутствует большая статья «Добротолюбие». Добротолюбие — получившая широчайшее распространение в православном мире антология святоотеческих творений (IV – XV вв.), по преимуществу посвященных молитвенно-созерцательному опыту монашеской жизни. В 15-й  том включена статья, посвященная жизни и творчеству великого мастера русского иконописания Дионисия. Дионисий (ок. 1430/40 — между 1503 и 1508) — знаменитый русский художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры. Известен по своим фрескам Феропонтова монастыря, иконе «Спас в силах», иконе Божией Матери «Одигитрия» из Вознесенского собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

http://pravenc.ru/shop/657816/

Ивановская колокольня После соборов и монастырей, находящихся в Кремле, взор посетителя устремляется и на Кремлёвскую колокольню, называемую Иван Великий. По огромной высоте своей она есть замечательнейшая в России колокольня. Она называется Иваном Великим, вероятно, потому, что устроена была первоначально зодчим Иваном Вилье, или же потому, что под колокольнею находится храм Иоанна Лествичника . Из надписи под главою колокольни что она устроена была Борисом Годуновым в 1600 г. При Царе Михаиле Феодоровиче к Ивановской колокольне, с северной стороны её, приделано ещё здание, в котором размещены большие колокола. В здании колокольни находится храм во имя святителя Николая Чудотворца Гостунского. Ещё со времени освобождения России от татар, против нынешнего Николаевского дворца, стояло некогда Ордынское подворье, где живали ханские послы. Супруга Великого Князя Uoahha III -го видела сон, в котором получила извещение от святителя Николая о сооружении на сем месте храма во имя его; поэтому она испросила у Ахматовой жены место сие. Тогда здесь и поставлена была церковь во имя святителя Николая. После, когда обветшала эта церковь, Великий Князь Василий Иоаннович соорудил новую, каменную, в которую перенёс чудотворный образ святителя Николая из села Гостуни (Лихвинского уезда Калужской губернии). С того времени эта церковь стала называться Николо-Гостунскою. В 1812 г. неприятели эту церковь разграбили и разрушили; после того она снова была возобновлена, но, когда оказалась неуместною на площади, то перенесена была на Ивановскую колокольню, где и доныне находится. Всех колоколов на Ивановской колокольне находится более 30-ти. Самый большой колокол весит 4 тысячи пудов, второй 2 тысячи, третий 1 тысячу пудов и т. д. Звон, который бывает на Ивановской колокольне, представляется необыкновенно торжественным, особенно, когда производится во все колокола, что бывает в самые большие праздники и при торжественных случаях. Звон Ивановской колокольни служит предначинательным для звона во всех храмах Москвы.                         И. Иосиф Читать далее Источник: О московских соборах и монастырях, находящихся в Кремле/[И. Иосиф]. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Тип. С. Орлова, 1874. - 70, с. (Авт. указан в конце текста). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010