У грамоты печать красного воска висячая на красном шёлковом шнуре; у печати на одной стороне изображён св. Великомученик Георгий на коне, поражающий дракона, и кругом оного надпись: Феодор Божьей милостью Царь и Государь всея Русии. На другой стороне печати изображён двуглавый Орёл с распростёртыми крыльями, кругом надпись, но разобрать оной не можно. На обороте грамоты написано: Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Русии. Грамота эта подтверждена: А) Государем Царём Борисом Феодоровичем в 7106 году, Августа 6 за подписью Дьяка Посника Дмитриева по приказу Боярина дворецкого Григория Васильевича Годунова; Б) Государем Царём Василием Ивановичем Шуйским в 7114 году, Июня 23 за подписью Дьяка Захария Свиязева; В) Государем Царём Михаилом Феодоровичем в 7125 году, Июня 24 за подписью Дьяка Ивана Болотникова. III. Грамота Государя Царя Михаила Феодоровича 1617 года Июня от 24 дня, данная Архимандриту Киприану вместо обветшавшей грамоты Царя Феодора Иоанновича за подписью Дьяка Ивана Иванова, сына Болотникова. У грамоты этой печать красного воска висячая на красном шёлковом шнуре. На одной стороне печати изображён св. Великомученик Георгий на коне, поражающий копьём дракона и кругом надпись: Божьей Милостью Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии. На другой стороне печати изображён двуглавый Орёл с распростёртыми крыльями и кругом надпись: Всея Русии Самодержец и многих Государств Господарь и Обладатель. На обороте грамоты подписано: Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии. Внизу: справил с прежней грамотой подьячий Микифорко Шипулин. IV. Грамота его же, Государя Царя Михаила Феодоровича 1621 года, Августа от 31 дня, данная Архимандриту Варлааму на разные вотчины и угодья, жалованные Хутыню монастырю и об освобождении крестьян от налогов и пошлин. У грамоты этой привешена печать, подобная предыдущей; на обороте грамоты приписано так: Царь и Князь Михайло Феодорович, всея Русии Самодержец. Грамота эта подтверждена: А) в 7132 (1624) году, Января в 26 день, им же, Государем Царём Михаилом Феодоровичем и Отцом Его, Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем Московским, при Архимандрите Феодосии; подпись Дьяка Прокофия Пахарева;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

(† до 1569), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Катромского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря на юго-зап. берегу оз. Катромского (ныне урочище Озерки Харовского р-на Вологодской обл.). Упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых» с условной датой преставления: «Преподобный Ануфрий иже на Катарме озере строитель монастыря в лето 7000» (РГБ. ОИДР. 212. Л. 166 об.). По предположению свящ. И. П. Верюжского, О. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. Катромский мон-рь известен с 1531/32 г.: в этом году кн. Иван Данилович Пенков, прозванный Хомяк, передал обители дер. Конечную и еще 18 деревень, а также починок в Карачуновской вол. Это указание содержится в позднейшей жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 18 июля 1569 г. (опубл.: Савваитов. 1856. С. 35-41; РГАДА. ГКЭ по Вологде. 32/2603). В ней также упомянуто о 2 утраченных документах - духовной кн. И. Д. Пенкова-Хомяка 1539/40 г. с завещанием Никольскому Катромскому мон-рю своих вотчин и данной кнг. Анны Иосифовны Пенковой (вдовы кн. Василия Даниловича Пенкова) с сыном Иваном Васильевичем на рыбные ловли монастырю в Катромском оз. от 7 июня 1549 г. ( Черкасова. 2012. С. 51). К 1569 г. О. уже преставился. В это время игуменом мон-ря был Варлаам, который ходатайствовал перед царем Иоанном IV о выдаче новых жалованных и несудимых грамот мон-рю взамен утраченных. Царь пожаловал 19 деревень, 1 починок, рыбные ловли в Катромском оз. и в р. Ниве Вологодского у. Грамота подтверждена царями Феодором Иоанновичем (8 февр. 1585), Борисом Феодоровичем Годуновым (4 марта 1599), Михаилом Феодоровичем (8 янв. 1616); новая несудимая грамота мон-рю была выдана 6 авг. 1621 г. царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом (Романовым) и подтверждена 24 марта 1677 г., в царствование Феодора Алексеевича , а также 12 марта 1687 г., в царствование Иоанна V Алексеевича , Петра I Алексеевича и Софии Алексеевны . Согласно писцовым книгам 1628-1630 гг., в обители были 2 деревянные церкви: холодная во имя свт. Николая Чудотворца, теплая во имя Всех святых с трапезной, а также 6 келий. Все убранство храмов пожертвовал в обитель кн. И. Д. Пенков. За монастырем числилось 586,5 дес. пашенной земли, 24 крестьянских двора (где проживали 34 чел.), 12 дворов бобыльских (13 чел.) и 3 пустых двора; на р. Катроме находились мельница («колеса немецкие») и «толчея» ( Сторожев. 1909. С. 383-385). Церковь во имя Всех святых была перестроена в 1630 г. К 1666 г. в обители поставили Никольскую ц. взамен сгоревшей в 1663 г. Всехсвятской.

http://pravenc.ru/text/2578449.html

В описании Ипатского монастыря, напечатанном 1832 года, повествуется, что Чет первоначально построил в сей обители каменный храм Святой Троицы, на подклете, о пяти верхах, с папертями и с приделом Апостола Филиппа и Святого Ипатия. В приделах этого храма, по левую сторону царских врат, поставил местную икону в 9 пядей, представляющую небесное ему явление, что эта икона в древних монастырских описях названа: " " Воплощение Пресвятыя Богородицы» с предстоящими Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. Потом построил также каменную церковь Рождества Богородицы с трапезною осми-саженною каменною же палатою и с приделом Святого Иоанна Златоустог о. Наконец устроил каменные же колокольню и братские кельи, окружив обитель деревянною дубовою обширною оградою». Прочие же сочинители, также в нынешнем столетии описавшие Ипатский монастырь, основываясь на старинных монастырских описях, утверждают, что Чет построил только одну церковь во имя Живонач. Троицы, и то деревянную. – О прочих строениях Чета ничего не упоминают, – и это по-видимому вероятнее 4 . Со второй половины XVI века сведения о состоянии монастыря становятся более полными. В юго-восточной стороне обители возвывичем Годуновым и конюшим, – после царем – Борисом Федоровичем Годуновым же. На воротах, ведущих с севера в обитель, промежутке между корпусами настоятельских и иноческих келей, возвышалась небольшая каменная церковь Св. Феодора Стратилата, тезоименитого ангела царю Феодору Иоанновичу, отстроенная в 1591 году. С 1603 года на нынешнем месте; теперешняя колокольня, памятник усердия боярина Димитрия Ивановича Годунова, с колоколами значительной величины, – самый большой колокол – вклад матери царя Бориса Годунова, Стефаниды Ивановны, в инокинях Снандулии. Из них ныне известен по надписи, во 172 пуда, приложенный Иваном Ивановичем Годуновым, в 1603 году. – И прочие колокола приклад также Годуновых. 5 Таков был монастырь, когда несчастная Россия на него в 1613 году устремила свои надежды при возведении Михаила Феодоровича на царство! Сохранились подробности о тогдашнем каменном Троицком соборе, где происходило воцарение сего государя: построен на подклетах; внутренность имела в ширину пять, а в длину четыре сажени; пять глав, крытых немецким железом, с крестами позолоченными на золоченых же яблоках, венчали это здание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

373. С. 416-418). Очевидно, к нач. 80-х гг. Е. установил отношения с буд. царем, а тогда кравчим Борисом Феодоровичем Годуновым . После реабилитации опальных в 1-й пол. 1584 г. Годунов дал в Волоколамский мон-рь с. Неверово с деревнями и пустошами в Старицком у. «по князе Борисе Давыдовиче по Тулупове, да по его матери княине Анне, да по Федоре, да по Василье по Ивановичех по Умных на вечной поминок и на кормы», казненных в 1575 г. (Там же. 374, 375. С. 418-419). Ок. 1584/85 г. Е. составил отпись о внесении в синодик имен опальных кн. Тулупова, его матери и братьев Умных (Там же. 379. С. 424). 28 авг. 1585 г. Е. получил жалованную тарханную грамоту, к-рая освобождала по всей стране товары, купленные для Волоколамского монастыря, от уплаты пошлин. Эту грамоту в обитель «приказывал боярин и конюшей Борис Федорович Годунов». Став царем, он подтвердил ее 12 янв. 1604 г. (Там же. 380. С. 424-426). Краткий некролог Е. написан его учеником Левкием (Аишевым) (РГБ. Ф. 113. Вол. 213. Л. 491). Соч.: Ключевский. Древнерус. жития. С. 415-416. Примеч. 2; Кунцевич Г. З. Феодосий, архиеп. Новгородский (1451-1563): (Его «Житие»)//Über. der Reformierten Kirchenschule für 1899-1900. СПб., 1900. С. 1-14; Демкова Н. С. Духовная грамота волоколамского книжника XVI в. Евфимия Туркова//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 342-356; Духовная грамота и исповедь Евфимия Туркова/Подгот. текста, пер. и коммент.: Л. А. Ольшевская//БЛДР. СПб., 2005. Т. 13: XVI в. С. 692-717, 839-846. Ист.: Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 96, 102-112; КЦДР. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. СПб., 1991 (по указ.). Лит.: Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1573 г.//ЧОИДР. 1847. Кн. 7. С. 8-9; Зимин А. А. Из истории собр. рукописных книг Иосифо-Волоколамского мон-ря//Зап. ОР ГБЛ. М., 1977. Вып. 38. С. 15-29; он же. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 123-125, 132. Примеч. 165, 143-146, 153, 277, 308, 310; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 212-215; она же. Евфимий Турков//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 206-208 [Библиогр.]; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг»//ДРИ: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 161-162; он же. Максим Грек - переводчик повести Энея Сильвия «взятие Константинополя турками»//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 55-61; Чернов С. З. Волок Ламский в XIV - 1-й пол. XVI в.: Структуры землевладения и формирование военно-служилой корпорации. М., 1998. С. 26-27, 85, 89, 135, 176, 190, 213, 232, 240; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002. С. 74, 78, 198, 298, 314, 354-356, 381, 386. Б. М. Клосс, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки

http://pravenc.ru/text/187717.html

Во 2-й пол. XVI - XVII в. на подведомственном Пушкарскому приказу московском Пушечном дворе помимо церковных К. были изготовлены сотни т. н. вестовых К., которыми снабжались все города-крепости Российского гос-ва (в случае приближавшейся опасности своим звоном они «поднимали в ружье» гарнизоны). По заказу царя, патриарха, а также представителей наиболее состоятельных сословий российского общества мастера Пушечного двора отливали наиболее крупные К. Чохов отлил 3 больших благовестника: 2 - весом 625 пудов («Лебедь», 1594; сохр.) и 1080 пудов (1599; уничтожен в 1930) - были заказаны Борисом Феодоровичем Годуновым (с 1598 царь) для Троице-Сергиева мон-ря, третий - весом 2450 пудов («Годуновский», 1600; в то время самый большой в Европе) - был установлен на деревянной колокольне посреди Соборной пл. Московского Кремля. После отливки в 1654-1655 гг. именного благовестника царя Алексея Михайловича «Годуновский» К. стал именоваться «Старый Успенский», а в указе патриарха Иоакима 1689 г. «О колокольной фамилии» было велено называть его «Воскресный». Этот К. расплавился в пожаре 1701 г. Смута и польско-литов. интервенция нач. XVII в. приостановили производство К. на Пушечном дворе. С восшествием в 1613 г. на российский престол Михаила Феодоровича Романова и началом ликвидации последствий Смуты была проведена реорганизация штатного состава завода, расширены производственные мощности, устроена водяная мельница для кузницы. В 20-х гг. XVII в. колокольные мастера Пушечного двора работали очень интенсивно. Колокол «Глухой». 1621 г. Мастера Андрей Чохов и Игнатий Максимов Шпилин (ГММК) Колокол «Глухой». 1621 г. Мастера Андрей Чохов и Игнатий Максимов Шпилин (ГММК) В 1620-1621 гг. Чохов совместно с Игнатием Максимовым сыном Шпилиным вылил 4 К. для колокольни «Иван Великий», из которых сохранилось 2: один, весом ок. 100 пудов, под названием «Глухой» (в ведомости 1749, составленной «артиллерии фейерверкером» Михаилом Алексеевым по указу имп. Елизаветы Петровны, он назван «Малой рев»), в наст. время висит на 2-м ярусе колокольни; другой, весом ок. 30 пудов, находится на 3-м ярусе «Ивана Великого»; 3-й, весом 4 пуда, в сер. XVIII в. был там же; 4-й не упоминался уже в описи кон. XVII в.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Так, в виду исполнившегося в настоящем году 300-летия Царствующего Дома, своевременно припомнить, что, когда 11 октября 1552 года царь Иоанн IV выехал из покорённой Казани, он оставил наместником великого государства Казанского князя А. Б. Горбатого-Шуйского. Князь Горбатый-Шуйский вёл свой род от св. Владимира. Его дочь была замужем за боярином Никитой Романовичем Захарьиным, и от этого брака родился боярин Феодор Никитич Романов, после патриарх Филарет, отец царя Михаила Феодоровича. Среди древностей Казанского Благовещенского собора, заложенного царём Иоанном IV 4 октября 1552 года, хранится ковш патриарха Филарета. В уездный город Казанской губернии Чебоксары сослана была в 1601 году царём Борисом Годуновым тёща Феодора Никитича Романова, бабушка царя Михаила Феодоровича, княжна Мария Шестунова, постриженная игуменом основанного здесь Троицкого мужского монастыря Иоанникием и заключённая в Никольский женский монастырь в Чебоксарах. Весной нынешнего года останки княгини Шестуновой открыты в Чебоксарах преосвященным Анастасием, епископом Ямбургским. Даром княгини Шестуновой является хранящееся в кладбищенской церкви г. Чебоксар изображение царевича Димитрия во весь рост в царской одежде, с крестом и пальмовой ветвью мученика в руках; на заднем фоне изображены терема, церкви, народ, помещено описание убиения царевича. Послушником Казанского Спасо-Преображенского монастыря, основанного царём Иоанном IV, потом строителем Казанской Никологостинной церкви в 1579 III. Ветухов А.В. Язык эльберфельдских лошадей, «грамотных, мыслящих», и язык человека: [Рец. на:] Погодин, проф. Язык как творчество. Харьков, 1913//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 174–205 (3-я пагин.) —174— (По поводу книги проф. Погодина „Язык как творчество. (Психологические и социальные основы творчества речи). Происхождение языка“ – 4-й т. „Вопросов теории и психологии творчества“. Харьков 1913 г. Ц. 2 р. 50 к – 560 стр.). „Ни один факт не должен быть рассматриваем как обман, только потому, что он противоречит господствующему воззрению“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особым почитанием в обители пользовалась храмовая икона Рождества Пресв. Богородицы «в деяниях», находившаяся в Богородице-Рождественском соборе. 16 апр. 1589 г. было зафиксировано чудо: по молитвам перед этой иконой исцелилась 8-летняя девочка Варвара, оставшаяся жить в обители (сцена самого исцеления, о к-ром сообщала надпись, крестный ход в честь данного события, а также чудо, бывшее от просфоры, были изображены на стенных росписях церкви в XIX в.- Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 339; Ч. 2. С. 73; сообщение восходит к Молотковской и Забелинской летописям XVII в.- Азбелев. 1960. С. 124). В 1594 г. царь Феодор Иоаннович прислал в М. м. для чудотворной иконы зеленую бархатную пелену с Голгофским крестом из серебряных дробниц (к кон. XIX в. данная пелена хранилась в ризнице, ныне в НГОМЗ), а в 1596 г. по заказу царской семьи для М. м. был изготовлен медный посеребренный крест. 21 апр. 1594 г. царь Феодор Иоаннович в ответ на челобитную игум. Александры с 90 сестрами и монастырского клира о том, что «питатися, де, им нечем», жалованной и несудимой грамотой установил снабжать обитель определенной годовой хлебной и денежной ругой и не вмешиваться светским властям в монастырский суд, «опричь разбоя и душегубства и татьбы с поличным»; грамота была подтверждена царями Борисом Феодоровичем Годуновым (1603?), Василием Иоанновичем Шуйским (при игум. Анне, 1608), Михаилом Феодоровичем (1617, при игум. Евгении), Алексеем Михайловичем (1647, при игум. Мавре), Иоанном V Алексеевичем и Петром I Алексеевичем (1692, при игум. Марфе) (ИРИ. Ч. 5. С. 81-86). 11 марта 1606 г. жалованную грамоту обители выдал также Лжедмитрий I («царь и великий князь Дмитрий Ивановичь»), по просьбе игум. Марфы с сестрами и клира подтвердив все пожалования царя Феодора Иоанновича (Там же. С. 86-89). Архим. Макарий (Миролюбов) упоминает также вклады в М. м. царицы Ирины Феодоровны (в девичестве Годуновой), супруги царя Феодора Иоанновича, имп. Анны Иоанновны, Ростовского митр. Варлаама († 1652) и др. ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 333-334; Ч. 2. С. 170, 176, 318).

http://pravenc.ru/text/2563820.html

ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Свияжске. Основан царем Иоанном Васильевичем, в XVI в. по покорении Казани. Здесь три церкви: 1) Соб. Иоанна Предтечи; 2) Сергия Радонежского, построенная в 1605 году царем Борисом Феодоровичем Годуновым; 3) Деревянная Живоначальной Троицы, привезенная сюда по повелению царя Иоанна Васильевича, совсем срубленная; сосновые ее бревна и теперь еще довольно крепки; иконостас в ней тот же, который был сделан при царе Иоанне, кроме царских врат, впоследствии времени поновленных. Церковь эта, как редкая и древнейшая во всем городе, обита в 1800 году снаружи тесом, для лучшего сбережения. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: НИКОЛАЕВСКИЙ, женский, существовавший в уездном городе Чебоксарах. О времени основания и уничтожения этой обители неизвестно. Сюда сослана была Годуновым боярыня Шестова, родная бабка царя Михаила Феодоровича. ГЕРОНТИЕВА-СПАСКАЯ пуст. муж. в двух верстах от уездного города Чебоксар, на правом берегу Волги, с церковью Преображения Господня. Когда и кем она была основана, сведений нет; а упразднена по докладу св. Синода, Высочайше утвержденному в 1838 году. Пустынь эта именовалась также и Владимирскою. ТРОИЦКИЙ-УРАЕВСКИЙ, муж. в Казанском уезде. О времени основания и упразднения его, неизвестно. Все сведения о этой обители ограничиваются только тем, что она по указу царя Михаила Феодоровича, в 1625 году, приписана была к Новоспаскому Московскому монастырю, с крестьянами и со всеми принадлежащими к ней угодьями. ЦЕРКВИ: БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, кафедральный собор в губернском городе Казани, построен в 1561 году, по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного. Здесь почивают мощи св. Гурия, первого архиепископа Казанского и Астраханского; тут же погребены и ученики его: Иона и Нектарий, которых память уважается за благочестивую жизнь. МУЧЕНИКОВ КИПРИАНА и ИУСТИНЫ, церковь в губернском городе Казани, в Кремле; построена в XVI веке первоначально деревянная в течение одного дня, по повелению царя Иоанна Васильевича, в благодарность Богу за совершенное покорение Казани, бывшее в день памяти сих святых. – Нынешняя каменная церковь построена, вместо древней, на сумму Казанского дворянства и освящена 19 мая 1801 года с устроением двух приделов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Ок. 1505 г. в К. м. принял постриг прп. Нил Столобенский , основатель Ниловой Столобенской в честь Богоявления пустыни , в сер. XVI в. в обители подвизались прп. Никандр Псковский , в будущем пустынножитель, основатель Никандровой Благовещенской пуст., и агиограф иером. Варлаам. После присоединения Пскова к Российскому гос-ву К. м., как и Елеазаров Трехсвятительский монастырь, находился в Торошинской губе Бельской засады Псковского у. ( Французова. 2006. С. 114). В 1511 г. вел. кн. Василий III Иоаннович выдал пергаменную жалованную тарханную несудимую грамоту игум. Серапиону на двор в Запсковье и на деревни в Псковском, Изборском и Кобыльском уездах (подтверждена вел. кн. Иоанном IV Васильевичем в 1538, царями Феодором Иоанновичем в 1584, Борисом Феодоровичем Годуновым в 1599, Михаилом Феодоровичем в 1614 и 1623). Вторая грамота была пожалована в 1520 г. по указу Василия III дьяком М. Г. Мунехиным (Мисюрем) (адресатом инока Елеазарова мон-ря Филофея ) на ряд деревень, данных К. м. в обмен на взятые в казну монастырские деревни ( Евгений (Болховитинов). 2006. С. 207-208). В 1542 г. игум. Феоктист получил от псковичей вклады, а также купил пожни, нивы, сады, огороды и дворы в Запсковье и за Великими воротами Пскова, кроме того, мельницу на р. Пскове и неск. мест для рыбной ловли на Чудском оз. (Там же. С. 208). 17 дек. 1555 г. царь Иоанн IV Васильевич выдал К. м. («Успения Пречистые Богородицы и святого апостола и еваггилиста Иванна Богослова»), игумену Феоктисту с братией, оброчную грамоту на огород, пожню и двор в Запсковье (ДАИ. Т. 1. С. 137-139. 84). В честь Успения Пресв. Богородицы была освящена церковь при монастырской трапезной. В 1556/57 г., согласно Строевскому списку Псковской 3-й летописи, при игум. Феоктисте было закончено строительство каменной ц. св. Иоанна Богослова (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 235). При церкви был построен придел во имя свт. Саввы Сербского, в к-ром был погребен прп. Савва Крыпецкий (по мнению В. В. Седова, строительство собора завершилось до 1555, когда псковские мастера были массово привлечены для каменного строительства в Казани).

http://pravenc.ru/text/2462089.html

1677); в грамоте 1610 г. приведено содержание жалованной тарханно-несудимой грамоты от 30 янв. 1535 г., к-рая в дальнейшем подтверждалась (с дополнительными пожалованиями) царями: Феодором Иоанновичем (5 июля 1587), Борисом Феодоровичем Годуновым (8 сент. 1599) и Лжедмитрием I (1605 или 1606) (Грамоты. 1903. С. 10-15). Крестовоздвиженская часовня в Торжке. 1-я пол. 80-х гг. XVIII в. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в. Крестовоздвиженская часовня в Торжке. 1-я пол. 80-х гг. XVIII в. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в. Грамотой царя Феодора Иоанновича от 16 окт. 1587 г. архим. Мисаилу с братией передавались «дрягильская и рукознобная» пошлины (весовые таможенные пошлины) в Торжке (Там же. С. 12-13). Грамотой царя Михаила Феодоровича от 16 авг. 1628 г. мон-рю были переданы рыбные ловли «на Тверце» (Там же. С. 19). Помимо собственной подмонастырской слободки, отдельных земельных владений в Торжке и ближайших окрестностях к Н. Б. м. в кон. XVI - кон. XVII в. отошли земли приписанных к нему новоторжских церквей и мон-рей. По указу царя Феодора Иоанновича 1589 г. к Н. Б. м. были приписаны запустевшая ц. Иоакима и Анны (подтверждено Новгородским митр. Киприаном (Старорусенковым) в 1634 - см.: Там же. С. 33) и принадлежавшие ей «в Торжку старинное церковное место с кладбищем», земли в Дорогощской волости Новоторжского у. (пустошь, «что была Замцова», селище Лучкино, пустошь Полунёва, селище Онишкино) (Там же. С. 36, 46). Ранее 1624/25 г. к Н. Б. м. была приписана ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в торговых рядах в Торжке (сгорела в 1742), к-рой принадлежала пустошь, «что была деревня Смердова» в Загорской вол. Новоторжского у. (Там же. С. 36). По указу царя Михаила Феодоровича за Н. Б. м. были закреплены земли ц. Иоанна Богослова (находилась на месте совр. одноименной церкви, освященной в 1782), включавшие 5 пустошей в Новоторжском у. в Дорогощской вол. (пустошь, «что была дер. Чернушкино»; Офремова) и в Пашкинской вол. (Медведково; пустошь, «что была дер.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010