Бер 24 указывает на пленную дворянку Тизенгаузен, служившую у царицы Марфы повивальною бабкою, и жившую с нею в Москве и в Угличе, которая уверяла Бера, что Димитрий Царевич зарезан в Угличе; Беру же в Угличе маститый старик, бывший слуга царицы, перекрестясь, отвечал: «Сын Ивана действительно зарезан здесь, в Угличе; я видел его и живого и мертвого ежедневно; он зарезан подосланными злодеями на том месте, где он всегда играл». Само по себе понятно, что и другие иностранцы, те, которые жили в России, через год, или 10 лет, могли узнавать истину от многих, близких к делу людей 25 . Итак, известия иностранцев говорят: а) что Димитрий умерщвлен по воле Годунова; б) известия эти писаны людьми, которые были в России через год, через десять лет после смерти Царевич, и потому имели удобства получить сведения о деле; в) известия эти составлены не одними частными людьми, но и людьми государственными, которые имели нужду и средства узнавать подобные политические происшествия; г) в некоторых из них указывается на показания очевидцев; в других свидетельствуются дипломатическими бумагами, где и Россия и Польша говорят о насильственной смерти Царевича; д) разности между некоторыми иностранными сведениями вовсе не мешают видеть истину, а еще более открывают ее. А потому, соображая Русские и иностранные известия, видим, что напрасно говорили, будто известия о насильственной смерти Царевича составлены из угождения Романовым. О убиении Димитрия говорят и Русские, и иностранцы, и говорят гораздо прежде воцарения Михаила Феодоровича. Несправедливо писали, будто те же известия составлены ненавистию к Борису Годунову, потому что о убиении Димитрия знали в Польше тогда, когда еще никто не думал о Лжедимитрии, чтоб в его пользу напрасно обвинять Годунова. В России знали о том же во время самой смерти Царевича, когда еще предшествовавшие дела Бориса заставляли любить его. Да и где эта слепая ненависть к Борису? Народ благословлял Бориса за его благодетельные распоряжения. «И таковых ради строений всенародных всем любезеи бысть», говорит Палицын. Те, которые пишут об участии Бориса в смерти Царевича, ни мало не обнаруживают ненависти к Годунову, а напротив отдают все должное его качествам. Вся Россия обвиняет его в смерти Царевича? Но что же делать, когда вся Россия знала этот грех за Борисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По построению в скором времени церковь сия была расписана по стенам на монастырское иждивение старанием того же Преподобного Никона двумя иконописцами: Даниилом и сопостником его Андреем, которые потом расписывали церковь в Андрониеве монастыре; а потом обновляемо было сие расписание в 1777 году при Царе Михаиле Феодоровиче и в 1777 году по Именному Указу ассигнованной из Государственной Коллегии Экономии суммой. При сем последнем случае иконы и иконостасы все вновь обиты серебром чеканным, золочённым и венцы сделаны таковые же новые, а церковь устлана чугунными литыми плитами с фигурами и словами. Всё сие совершено в 1779 году тщанием Преосвященного Платона, Митрополита Московского и сей Лавры Архимандрита. Главы и крест на сей церкви обиты медью и позолочены из огня червонным золотом в 1556 году повелением и иждивением Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича; а также и самая над церковью и алтарём железная кровля покрыта червонным листовым золотом около 1720 года, и возобновлена золочением на вкладные деньги в 1750 году. В разных церковных книгах и летописях именуется монастырь Преподобного Сергия, иже в Маковце. Весьма вероятно можно заключить, что прозвание сие произошло от того, что вышеупомянутая Троицкая монастырская церковь построена на самом верху или маковке холма. Потому что церковь , по сравнению с окружающими оную от полуденной и западной стороны зданиями, стоит выше оных, что хотя ныне по земной поверхности мало приметно, однако же, доказывают те упомянутых окружных зданий нижние жилья, кои теперь находятся уже глубоко под насыпью земли. О достопамятностях В соборной церкви замечательнейшие достопамятности суть следующие: а) два образа Святой Троицы, из коих один устроен Царём Иоанном Васильевичем, а другой у царских врат, Царём Борисом Фёдоровичем Годуновым и Царём Михаилом Феодоровичем покрыты золотым окладом и украшены драгоценными камнями; б) два образа Преподобного Сергия также украшены золотым окладом с дорогими камнями; в) Царские врата и с сенью все покрыты чеканным серебром, устроенные Царём Михаилом Феодоровичем; г) три, одно большое и два средней величины, паникадила серебряные; д) образ Преподобного Сергия, устроенный из гробовой Преподобного доски, бывшей во всех походах Царя Алексея Михайловича и Государя NETPA I; е) в сем соборе погребён в 6994 году, от Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

С ранних лет видел он необыкновенный блеск двора государева и необыкновенную роскошь, которой дивились иностранные послы; но он видел также беспрерывные жестокие казни, и проливание невинной крови, и все ужасы грозного царствования. От природы Феодор Иоаннович был кроток и добр; воспитание, в то время поручаемое в России людям духовного звания, просветило ум его знанием обязанностей Христианина. Пышность и гордость отца научили его смирению, беспрестанные и отвратительные казни – незлобию, страдания народные – любви к народу. Шурином его был Борис Феодорович Годунов, человек ума необычайного, величественной и прекрасной наружности, просвещения редкого в тот век, души благородной и высокой. Любимый царём Иваном Васильевичем за великий разум государственный, он непричастен был ни порокам двора, ни злодеяниям кровавого царствования. Часто заступался он за невинных или своими добрыми советами умягчал крутой нрав государя, подвергаясь не только немилости, но и смерти: когда царь Иван Васильевич убил своего старшего сына, Борис Феодорович бросился спасать наследника престола и сам упал, покрытый ранами, на тело молодого царевича. Таков был родственник и друг Феодора Иоанновича Борис Феодорович Годунов, о котором современные летописцы сказали, что он «был одарён от Бога возрастом, и человечеством, и умом паче всех человек». Дела внешние В 1584 году скончался царь Иван Васильевич, и Феодор Иоаннович взошёл на престол. В то время России была далеко не так велика и не так населена, а соседи её были гораздо сильнее и опаснее, чем теперь. Крым и степи Придонские принадлежали Татарам; теперешняя Белоруссия и Малороссия были захвачены Польшей; Финляндия принадлежала Шведам. В начале царствования своего, когда ещё он не предался страстям своим и не помрачил разума жестокосердием, царь Иван Васильевич Грозный много завоевал земель. Конечно, не похвала была бы государю, что он силой взял чужое и посылал своё войско разбивать и грабить мирных соседей (от такой похвалы избави Бог Россию: она до сих пор воевала только поневоле); но царь Иван Васильевич должен был, по желанию народа своего и бояр своих, идти войною против царств Татарских, давнишних грабителей Русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Некоторые граждане полагают, что для Самодержавной Монархии требуется только человек с короной на голове, сидящий на Троне. Но они жестоко ошибаются, поскольку и в Смутное Время 1605-1612гг., и в смутный век дворцовых переворотов 1725-1801гг. много было людей с короной на голове, сидящих на Троне, вот только подлинной Самодержавной Монархии не было. Самозванцы, узурпаторы, обозные прачки-маркитантки, мужеубийцы и отцеубийцы могут венчаться на Царство и носить царские венцы на головах, но подлинными Царями им никогда не стать, поскольку для этого нужен особый Дух Царского Служения, коим они не обладают. Вот Богоданный Вождь Русского Народа Иосиф Сталин обладал таким Духом, но он, будучи достойным Царского венца, не осмелился возложить его на себя, поскольку, в отличие от снедаемых властолюбием и честолюбием коронованных ничтожеств 17-18 веков, осознавал всю высочайшую степень ответственности такого шага и всю тяжесть Царского служения. Один из величайших деятелей Отечественной истории Борис Феодорович Годунов также обладал таким Духом, но также как и Сталин, не будучи природным Царём, он боялся возложения на себя этого Креста Царского Служения, но ради спасения страны и народа он внял горячим мольбам русских людей, возложил на себя шапку Мономаха, отдал всего себя без остатка этому великому Служению, и в итоге эта страшная тяжесть раздавила и его самого, и всю его Династию. Фактически, Борис Феодорович Годунов пожертвовал собой и своей Семьёй ради Русского народа, который сперва умолял его принять Царский венец, а потом предал его и его Династию ради презренного ничтожного самозванца, жалкой марионетки в лапах Кракова и Ватикана, не стоившего и мизинца Третьего Русского Царя. Но некоторых история ничему не учит, и они, являясь абсолютными нулями, ничтожествами и пустышками в сравнении с такими гигантскими историческими Личностями как Борис Годунов и Иосиф Сталин, тянут свои жадные ручонки к Царскому Венцу, совершенно не задумываясь о последствиях и не видя дальше собственного носа.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/07/sv...

Горсей Джером (после 1626) — английский дворянин, исполнял дипломатические поручения английского правительства БОРИС ГОДУНОВ Борис Годунов И тогда избрали правителем русской монархии Бориса Феодоровича Годунова, некоего дворянина, хотя и не знатного роду, но разумного и очень рассудительного. Буссов Конрад, (†1617) — немецкий военнослужащий, служил в войске Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, польского короля Сигизмунда Борис Годунов приятной наружности, красив, приветлив, склонен и доступен для советов, умом быстр, обладает красноречием от природы и хорошо владеет своим голосом, не слишком склонен к роскоши, умерен в пище, но искушен в церемониях, устраивает пышные приемы иноземцам, посылает богатые подарки иностранным государям. Горсей Джером (после 1626) — английский дворянин, исполнял дипломатические поручения английского правительства Должно знать, сколь могуществен Государь, имеющий пребывание в этом городе. Он Великий Князь и Царь Московский, властитель пятнадцати княжеств, шестнадцати королевств и двух ханств, каковые земли простираются на севере от Северного океана, на юге до Бакинского моря. Этот Государь весьма богат, ибо волен располагать жизнью и имуществом своих подданных, кои не только служат ему, но и обожают его. Нет ни нищих, ни разбойников, потому что первым приказано давать пищу в изобилии, а других осуждают на вечное заключение, так что человек, раз совершивший преступление, не может совершить его в другой раз. Дон-Хуан Персидский — персиянин, был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство, XVI в. Новый Царь облагодетельствовал всю землю и всех людей еще и тем, что отказался на этот год от тех денег, которые ежегодно полагаются ему ко дню святого Буссов Конрад, (†1617) — немецкий военнослужащий, служил в войске Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, польского короля Сигизмунда Немцам было сказано, чтобы они были готовы предстать перед Царем. Большинство отказалось, говоря, что они недостойны явиться к Его Величеству из-за худой одежды. Царь велел им сказать, чтобы они не считали себя недостойными, он хочет видеть их самих, а не их одежду, пусть они придут в том, что каждый из них привез с собой, он всех их оденет.

http://pravoslavie.ru/1761.html

Июня 26-го приказал Государь Митрополиту Тырновскому быть на казенном дворе у своих бояр: Князя Федора Ивановича Мстиславского с товарищами. На Благовещенской паперти встретили его бояре и приняли благословение: тут он сел с ними, и Князь Мстиславский расспрашивал его от имени Царя о тех тайных, великих делах, который хотел он объявить Государю. Вместе с Мстиславским назначены были для выслушания речей Митрополита еще Князь Дмитрий Иванович Шуйский да бояре: Степан Васильевич и Семен Никитич Годуновы и посольский дьяк Афанасий Власьев. Митрополит Тырновский отвечал: «как был я у Цесарскаго Величества, и Цесарь со мною отпустил грамату к Великому Государю, брату своему, Царю и Великому Князю Борису Феодоровичу всея Русии, и сыну его Царевичу Феодору Борисовичу; отпуская же меня, приказывал говорить о их государских тайных делах, тайно: первый Рудольф Цесарь утвердился и заклялся сам, а потом и меня к вере и клятве привел, что мне о тех великих, тайных делах, мимо его Царскаго Величества, никому не объявлять, и я вам ныне, Великаго Государя ближние бояре, не объявлю, потому что учинилось с клятвою; а если тем его Царское Величество будет недоволен, и о тех делах у меня, богомольца своего, по какому нибудь случаю, выслушать не захочет, а велит меня выслушать вам, своим боярам ближния думы, и я про те дела, по его Царскому повелению, извещу и объявлю.» Бояре пошли сказать о том Царю Борису Феодоровичу, и Государь послал к Митрополиту посольского дьяка Афанасия Власьева с таким словом: что о том помыслит и ведомо ему учинит иным временем, и с тем отпустили Митрополита на подворье. Июля 1-го велел Государь Митрополиту быть у себя в палатах, и принят был он с обычною честию. Государь быль в то время у Благовещения у обедни, и явил Митрополита Государю окольничий Михайло Салтыков. Тут прервано дело, а следует челобитная Митрополита такого содержания: «Благочестивому, святейшему Самодержцу, великому многих царств Государю, Государю Борису Феодоровичу, я, Дионисий, Митрополит Тырновский, богомолец твоего Царствия, челом бью, до лица земнаго, и молю Господа, чтобы здравствовать святому твоему Царствию во веки веков, с благочестивым и великим наследником святаго твоего Царствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но, конечно, такое решение прошло не без избирательной борьбы и волнений, „кийждо-бо хотяще по своей мысли деяти 676 овии глаголаху того, овии иного и вси разно вещаху. Мнозии же от вельмож, желающе царем быти подкупахуся, многим дающи и обещающи многие дары. Но Бог не изволил ни единому быти от них на такое избрание“. Общие симпатии были на стороне Михаила Феодоровича Романова. Не трудно выяснить те мотивы, которыми руководился в этом случае глас народа, если обратить внимание на психологию событий, предшествовавших избранию, общую молитву и пост. Ими народ выражал свое самосознание, что в грехах смуты – вражде друг на друга повинны все, поэтому и необходимо было всеобщее очищение постом и молитвой. В силу этого и новоизбранный царь должен был подходить по характеру своей нравственой личности под общий тон тогдашнего душевного настроения 677 . Личность юного Михаила Феодоровича Романова и была таковой, как незамешанная в грехах смуты. Поэтому ему только и могли повиноваться все, сознавая себя повинными в грехе смуты – вражде и эгоизме. В силу этого, в грамоте об избрании Михаила Феодоровича так настойчиво и проводится мысль, что он избран Божием изволением, а не „многомятежным человеческим хотением“... Это говорит проф. Завитневич, понятно. Наученные примером соседней Польши, русские люди уже давно стали оттенять ту мысль, что в Москве государи, скажем словами Ивана Васильевича Грозного, занимают престол по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению. Однако, сложившиеся обстоятельства вынудили русских людей проявить свое хотение в деле избрания государей. По человеческому хотению, как известно, заняли престол Борис Годунов и Василий Иванович Шуйский. Но оба эти избранника не оправдали возложенных на них надежд: не оправдали не в том смысле, что им не доставало государственных способностей, а в том, что по характеру своей нравственной личности они не могли привлечь к себе сердца своих подданных, а потому не в состоянии были укротить пробудившийся старый славянский дух неповиновения одному мужу 678 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Ответ на 1, Русский Сталинист: Я, конечно, не обладаю такими ресурсами и таким положением как господин Малофеев, но в свою очередь хотел бы нижайше попросить господина мэра Москвы рассмотреть также вопрос об установке в столице памятников Ивану Калите, Дмитрию Донскому, Василию Первому, Ивану Третьему Великому, Василию Третьему, Ивану Четвёртому Грозному, Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, Михаилу Феодоровичу, Алексею Михайловичу, царевне Софье Алексеевне. Не те смехотворные однотипные проштампованные бюстики на одно лицо на т.н. " Аллее Правителей " , а настоящие отдельные узнаваемые памятники. Или в Третьем Риме не хватит места для увековечивания памяти его создателей? Или в самом богатом городе РФ не хватит денег на это святое дело сохранения национальной памяти? На " Москву-Сити " и на " Ельцин-Центры " хватает... Дмитрий, ну что Вы в самом деле, как дитя малое.Никто и никуда, никаких памятников ставить и не собирался. По Ф. Э. Дзержинскому, несколько лет назад кстати уже проводили опрос. Просто наши " мудрецы " из АП, таким образом пробивают, созрел народец для того, чтобы вынести Ильича из Мавзолея или не созрел. Судя по опросу, пока ещё не созрел. Прямо об этом сказать у них тямы не хватает, вот и водят людей, как козлов на верёвке, выдумывая вот такие опросы. 1. Кроме Александра Невского и Феликса Дзержинского больше никого не знаем, господа-товарищи? Я, конечно, не обладаю такими ресурсами и таким положением как господин Малофеев, но в свою очередь хотел бы нижайше попросить господина мэра Москвы рассмотреть также вопрос об установке в столице памятников Ивану Калите, Дмитрию Донскому, Василию Первому, Ивану Третьему Великому, Василию Третьему, Ивану Четвёртому Грозному, Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, Михаилу Феодоровичу, Алексею Михайловичу, царевне Софье Алексеевне. Не те смехотворные однотипные проштампованные бюстики на одно лицо на т.н. " Аллее Правителей " , а настоящие отдельные узнаваемые памятники. Или в Третьем Риме не хватит места для увековечивания памяти его создателей? Или в самом богатом городе РФ не хватит денег на это святое дело сохранения национальной памяти? На " Москву-Сити " и на " Ельцин-Центры " хватает...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/01/mo...

От всей души благодарю Вас за Правду. 4. Происхождение Годуновых " Для этого особо постарался боярин Борис Годунов. Кстати, наш прихожанин М.Емельянов-Лукьянчиков доказал, что у Годунова были отнюдь не татарские, а русские корни " Профессор С.Б. Веселовский еще полвека показал русское происхождение Сабуровых и Годуновых, мне же удалось найти место, откуда они выехали служить московским князьям - это Галицко-волынская Русь. Предок Сабуровых и Годуновых Захария Чет был внуком человека, служившего Даниилу Галицкому. Подробнее, в 5 частях, с иллюстрациями и адиоверсией, здесь: http://www.pravoslavie.ru/authors/55.htm 3. Ответ на 2., Русский Сталинист: все эти злобные антигодуновские мифы придуманы врагами России и Православия Именно так. 2. Re: Семь с половиной веков на страже Руси Отрадно видеть, что в сердце России проходят такие выставки. этого особо постарался боярин Борис Годунов. Кстати, наш прихожанин М.Емельянов-Лукьянчиков доказал, что у Годунова были отнюдь не татарские, а русские корни . Третий Русский Царь Борис Феодорович Годунов был продолжателем Династии Рюриковичей, все эти злобные антигодуновские мифы придуманы врагами России и Православия. 1. Семь с половиной веков на страже Руси Выставка замечательная. Однако, многие не смогли пройти через испытания в длинной очереди на ветру и морозе. Если организаторы предполагали большие очереди, то наверное, нужно было предусмотреть туалеты и горячий чай. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Как сын главной героини " Интердевочки " стал её испытанием Что запрещается делать всем во второй день Страстной Седмицы Жуткие привычки из СССР, которые портят жизнь сейчас многим Жестокое видео о жуткой жизни 6 детей в семье под Тамбовом Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/18/se...

Вследствие этого посольства в 1619 году приехал в Архангельск английский посол Дюдлей Дикс с деньгами, но, узнав, как видно, об осаде Москвы поляками, возвратился из Холмогор, сдавши дела дворянину Финчу и купеческому агенту Фабину Смиту, которые и отправились в Москву. Царь сначала не принял их как послов, потому что в верющей королевской грамоте они не были названы, но потом принял: деньги, 20000 рублей, были у них взяты на время, с обещанием отдать назад. Когда война с Польшею была окончена, в июле 1620 года приехал в Москву Мерик и был принят царем и патриархом: патриарх сидел подле царя по правую сторону, бархатное место его было сдвинуто с государевым местом, но образ над патриархом был особенный с застенком, по правую сторону патриарха на окне стоял крест на золотой мисе; митрополиты, архиепископы и епископы сидели от патриарха по правую сторону, а бояре, окольничие и дворяне большие сидели по-прежнему от государя по левую сторону в золотых шубах и черных шапках; по правую сторону на окольничьем месте, поотодвинувшись от духовенства немного, сидел окольничий Никита Васильевич Годунов да казначей Траханиотов, потому что Годунов встречал и являл посла, а Траханиотов являл поминки. Годунов, являя посла, обращался к обоим великим государям, но руку целовал посол только у одного царя. Посол говорил речи и царю и патриарху: когда патриарх, выслушав речь, встал, поклонился по обычаю и спросил про королевское здоровье, то царь в это время для отца своего встал же, грамоты посол подал две – царю и патриарху. Мерик говорил царю и патриарху особо (называя царя кесарским величеством), что король обрадовался заключению мира с Польшею и освобождению Филарета; потом подал поминки двойные – царю и патриарху: царю – солонку хрустальную, обложенную золотом с дорогими каменьями и жемчугом, инорога серебряного вызолоченого, льва серебряного вызолоченого, птицу струса (страуса) серебряную вызолоченую, пять кубков серебряных вызолоченых, две фляги серебряные вызолоченые, лохань да рукомойник серебряные вызолоченые, сосуд каменный, покрышка и поддонник у него золотые, разные шелковые материи и сукна, два попугая индейских, зверя индейского антилопа; патриарху – сосуд хрустальный, обложенный вызолоченым серебром, четыре кубка с вызолочеными покрышками, рукомойник да лохань серебряные вызолоченые, бархат, атлас, кресла, обитые бархатом вишневым, шитые золотом канителью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010