Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Андрей; † до 1575), митр. Московский и всея Руси. Род. в Переславле-Залесском, был женат, служил священником; его духовным отцом был прп. Даниил Переяславский († 1540), предсказавший, что Андрей будет духовником московского государя. В 1550 г. Андрей стал протопопом Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В 1552 г. во время казанского похода сопровождал Иоанна Грозного и совершал богослужения о даровании победы рус. оружию. На пути в Казань, во Владимире, получил исцеление у мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . После взятия Казани участвовал в закладке ц. в честь Благовещения. В 1553 г. к протопопу Андрею обращался дьяк И. М. Висковатый со своими недоумениями об иконах. В 1554 г. протопоп Андрей крестил в Чудовом мон-ре царевича Иоанна Иоанновича (восприемником был митр. Московский свт. Макарий ), в 1555 г. присутствовал при хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) . В том же году в Москву был перенесен с Вятки чудотворный образ свт. Николая Великорецкого, к-рый «поновляли» митр. Макарий и протопоп Андрей. В 1561 г. протопоп Андрей сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь (его род записан в монастырском пергаменном синодике). В 1562 г. принял монашество в Чудовом мон-ре с именем А. После кончины митр. Макария, 9 февр. 1564 г., был созван Собор, на к-ром митрополит Московский и всея Руси получил право носить белый клобук, подобно архиепископу Новгородскому, и скреплять грамоты печатями красного воска, подобно архиепископу Казанскому. 24 февр. 1564 г. А. был избран и 5 марта поставлен митрополитом Московским. При избрании А. получил от царя грамоту (подтвержденную царем Борисом Феодоровичем Годуновым Патриарху св. Иову в 1589), в к-рой сказано, что все люди, служащие митрополиту (Патриарху) и живущие на его землях и землях его мон-рей, подлежат только суду митрополита (Патриарха), кроме дел о душегубстве; кроме того, митрополичьи (Патриаршие) крестьяне освобождались от ряда повинностей. При А. прекратилось участие Главы Рус. Церкви в решении вопросов гос. управления. В 1564 г. вместе с царской семьей А. посетил Переславль и освятил соборный храм в переславль-залесском во имя вмч. Никиты мон-ре , построенный на пожертвования Иоанна Грозного. Затем царь и митрополит отправились в Троице-Сергиев мон-рь, где молились у мощей прп. Сергия Радонежского . Среди поставленных А. архиереев можно назвать архиеп. Казанского свт. Германа (Садырева-Полева) , хиротонисанного 12 марта 1564 г.

http://pravenc.ru/text/76870.html

Ивановская колокольня После соборов и монастырей, находящихся в Кремле, взор посетителя устремляется и на Кремлёвскую колокольню, называемую Иван Великий. По огромной высоте своей она есть замечательнейшая в России колокольня. Она называется Иваном Великим, вероятно, потому, что устроена была первоначально зодчим Иваном Вилье, или же потому, что под колокольнею находится храм Иоанна Лествичника . Из надписи под главою колокольни что она устроена была Борисом Годуновым в 1600 г. При Царе Михаиле Феодоровиче к Ивановской колокольне, с северной стороны её, приделано ещё здание, в котором размещены большие колокола. В здании колокольни находится храм во имя святителя Николая Чудотворца Гостунского. Ещё со времени освобождения России от татар, против нынешнего Николаевского дворца, стояло некогда Ордынское подворье, где живали ханские послы. Супруга Великого Князя Uoahha III -го видела сон, в котором получила извещение от святителя Николая о сооружении на сем месте храма во имя его; поэтому она испросила у Ахматовой жены место сие. Тогда здесь и поставлена была церковь во имя святителя Николая. После, когда обветшала эта церковь, Великий Князь Василий Иоаннович соорудил новую, каменную, в которую перенёс чудотворный образ святителя Николая из села Гостуни (Лихвинского уезда Калужской губернии). С того времени эта церковь стала называться Николо-Гостунскою. В 1812 г. неприятели эту церковь разграбили и разрушили; после того она снова была возобновлена, но, когда оказалась неуместною на площади, то перенесена была на Ивановскую колокольню, где и доныне находится. Всех колоколов на Ивановской колокольне находится более 30-ти. Самый большой колокол весит 4 тысячи пудов, второй 2 тысячи, третий 1 тысячу пудов и т. д. Звон, который бывает на Ивановской колокольне, представляется необыкновенно торжественным, особенно, когда производится во все колокола, что бывает в самые большие праздники и при торжественных случаях. Звон Ивановской колокольни служит предначинательным для звона во всех храмах Москвы.                         И. Иосиф Читать далее Источник: О московских соборах и монастырях, находящихся в Кремле/[И. Иосиф]. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Тип. С. Орлова, 1874. - 70, с. (Авт. указан в конце текста). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

е. путем вкладов главным образом по душе, на помин родителей и родственников, книги Лаврской библиотеки более всего приобретались. Эти книжные вклады делали и цари, и князья, и митрополиты, и епископы, и простые миряне. В Троицкой ризнице хранятся: Евангелие 1343 г. великого князя Симеона Ивановича, данное в благодарность за счастливое окончание путешествия в Орду в то время, когда еще Препод. Сергий подвизался в тиши уединения; Евангелие царя Феодора Алексеевича, пожалованное им боярину Богдану Матвеевичу Хитрово, а им переданное в Троицкий монастырь; рукописный текст Евангелия может быть отнесен к XIV–XV вв.; Евангелие 1632 г. царя Михаила Феодоровича Романова; Псалтирь царя Ивана Васильевича Грозного 60 . В Библиотеке Лаврской находится Псалтирь, в 1600 г. данная Борисом Годуновым 61 . «В лето 1501 дал Симон митрополит Апостол Толковый в дом Живоначальныя Троицы игумену Серапиону с братиею» 62 . Сборник XV века получен от великого князя Ивана Васильевича 63 . Минея (XVI в.) княгини Антониды Хворостининой († 1617 г.) 64 . В Троицкой библиотеке очень много книг с надписью: «Княгини Суцкие»; Трефолог русским святым (XVI в.) «княгини Хохолковой» 65 . Книгу Григория Богослова (XVI в.), 16 слов, дал «князь Д. М. Пожарский». Книга пользовалась особенным уважением, судя по надписи: «чтут на Светлое Воскресение» 66 . Дионисия Ареопагита творения и Апокалипсис Толковый (XV–XVI вв.) «положил в дом Живоначальныя Троицы Николы Гостунского» протопоп Михайлище по своей души и по своих родителех» 67 . В 1627 г. «дал вкладу с Москвы Конюшенныя слободы, Власьевской священник Юрий Иванов, сын Тулубов – книгу Стихирарь в полдесть в цену за 9 рублей, да Евангелие Толковое печатное в десть в цену за 3 рубля» 68 . «Дал сию книгу св. Ефрема Сирина (XVI в.) в обитель, Живоначальныя Троицы священно-инок Меркурий по своей душе» (с 1562–66 гг. архимандрит Лавры) 69 . «Лета 1594 Апреля 1-го дал сию книгу Евангелие Толковое воскресное в дом Живоначальныя Троицы и Пречистей Богородице и преподобным Чудотворцем Сергию и Никону старец Анисим, Григорьев сын, по своей душе и по своих родителех при архимандрите Кирилле и при келаре старце Исидоре, я при уставщике старце Филарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Симеоновского монастыря церковь во имя св. Богоотец Иоакима и Анны, в которой главный придел посвящен Божией Матери в честь чудесного явления Её иконы Феодоровской. Предание это имеет для себя подтверждение в следующем известии Писцовых книг 1628–1630 гг. «На Суле у Мшанские улицы церковь стоит без пенья Федора Стратилата древяна клецки»; богослужение в ней не совершалось, вероятно, за ветхостью церкви, и она затем были уничтожена. По мнению Карамзина (т. IV, гл. IV Истор.), основанному на свидетельстве Никоновой летописи, в Феодоровской церкви в январе 1277 г. погребен епископом Ростовским Игнатием великий князь Василий Костромской. По словам И. Миловидова, «прах Василия Ярославича покоится доныне под теперешнею церковью Богоотцевской». (История Костромы, изд. 1885 г., 63 стр.). 22 Вблизи его или около церкви во имя Похвалы Богородицы была воздвигнута в память воцарения Михаила Феодоровича каменная церковь во имя препод. Геннадия, первого провозвестника дома Романова. Она разрушилась от пожара в 1773 г. и по недостатку средств не была возобновлена. 23 В 1865 году собор этот расширен пристройкой двух приделов, так что ныне внутри имеет, вместо двух, четыре ряда колон. 25 Это, по всей вероятности, сестра Федора Ивановича Мстиславского, которая, быв избрана в невесты царю Феодору Иоанновичу за неплодием супруги его Ирины Федоровны, была невольно пострижена Борисом Годуновым, как соперница сестре его Ирине. 26 Таковы в алфавитном порядке: Аверкиевы, Алалыкины, Аргамаковы, Аристовы, Ачкасовы, Бабарыкины, Бедаревы, Бестужевы, Болдыревы, Бутаковы, Васильчиковы, Вельяминовы, Ветошкины, Витовтовы, Внуковы, Высотские, Глебовы, Головцыны, Грамотины, Елизаровы, Ерлыковы, Жабины, Жидовские, Заворотниковы, Зварыкины, Золотухины, Зузины, Ивашевы, Карташевы, Кафтыревы, Колычевы, Корцовы, Кудрины, Куломзины, Кульневы, Кутузовы, Леонтьевы, Линевы, Литвиновы, Лихачевы. Ловчиновы, Ляпуновы, Мошковы, Нелидовы, Носовы, Овцыны, Огаревы, Ощерковы, Пановы, Пасынковы, Писемские, Поленовы, Полозовы, Потуловы, Пуминовы, Пушкины, Ратьковы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Несомненно, что под скипетром Михаила Феодоровича Россия, вконец обессиленная смутами, значительно оправилась и укрепилась. Пределы России, несколько сократившись на западе вследствие уступок, сделанных в силу необходимости полякам и шведам, при царе Михаиле распространились на востоке покорением большой части Сибири путем правительственных мероприятий, и русская колонизация здесь сделала быстрые успехи. Чем далее русские углублялись в недра богатой Сибири, тем все более и более в малонаселенных краях были устрояемы города и остроги, также села и деревни – в уездах Верхотурском, Туринском, Тюменском, Пелымском, Березовском, Тобольском, Томском. Так, тогда основаны были города: Енисейск (в 1619 году), Красноярск (1622 год), Илимск (1631 год), Якутск (1632 год), Туруханск (1642 год) и другие. В царствование же Михаила получила начало и Ирбитская ярмарка. Города, построенные Борисом Годуновым, при царе Михаиле были укреплены и заселены русскими переселенцами, снабжены оружием и ратными людьми. Главнее всего то, что в городах и новооснованных слободах построены православные храмы и учреждены монастыри. Нужно заметить, что в Сибири как стране отдаленной было мало церквей; переселенцы удалены были и от богослужения, и от надзора духовных лиц и вели совсем не благочестивый образ жизни. Патриарх Филарет в 1621 году посвятил в Сибирь первого епископа – знаменитого Киприана, который и был назначен в Тобольск как главный пункт новообразованной епархии, и он (до 1624 года) много потрудился для церковного благоустройства и для обращения язычников в христианство , привезши с собой в Сибирь несколько черных и белых священников; он же основал там несколько монастырей. В подкрепление деятельности епископа Киприана сам патриарх Филарет в 1622 году послал в Сибирь обличительную грамоту с приказанием читать ее всенародно в церквах. В грамоте он укорял русских поселенцев в Сибири, особенно служилых людей, за то, что они не соблюдали положенных святой Церковью постов, ели и пили с иноверцами, усваивали их обычаи, вступали в связи с некрещеными женщинами, брали себе насильно чужих жен, закладывали, продавали, перепродавали их друг другу и допускали другие пороки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Быстро собралось ополчение, командование которым было поручено опытному воеводе князю Димитрию Пожарскому. На призыв новгородцев откликнулись и другие города, так что ополчение стало всенародным. С собой ополчение несло Казанскую икону Божией Матери, и день, когда поляки сдали Москву, 22 октября 1612 г., считается праздником этой иконы. Отношения между царем и Патриархом . Как только была освобождена Москва, собрался Земский собор, чтобы избрать царя. После долгих совещаний был избран шестнадцатилетний Михаил Феодорович Романов (царствовал в 1613–1645 гг.). Бояр Романовых уважали, этот род был ближе всего в родственном отношении к Рюриковичам, правившим на Руси от основания Русского государства в IX в. и последним представителем которых на московском престоле был сын Ивана Грозного царь Феодор. Михаил Романов был так молод, что не был замешан в смуте последних лет, а его отец Феодор Никитич, насильно постриженный Борисом Годуновым в монахи, а затем ставший митрополитом Ростовским Филаретом, был опытным и умным государственным деятелем, способным мудро руководить сыном. В 1619 г. Филарет был возвращен из польского плена и поставлен Патриархом всея Руси (ум. 1633). Тогда в России на некоторое время установились совсем особые отношения между Церковью и государственной властью. Царь был сыном Патриарха, а Патриарх был отцом и первым подданным царя. И царь, и Патриарх назывались «Великими Государями», и все законы и приказы подписывались ими обоими. Патриарх Филарет много сделал, чтобы упорядочить церковную жизнь, как никогда ранее укрепив власть Московского первосвятителя и расширив церковные владения. Такие же отношения между Церковью и государственной властью некоторое время продолжалось и при сыне Михаила, Алексее (царствовал в 1645–1676 гг.). По настоянию Патриарха Никона (поставлен на патриаршество в 1652 г.) царь Алексей Михайлович, стоя на коленях, просил прощения у гроба св. митрополита Филиппа, замученного Иваном Грозным. В это время установился обычай устраивать крестный ход в Вербное Воскресенье, в воспоминание входа Иисуса Христа в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

В 1613 г. владения М. м., Шалочской Гурьевой пуст. и соборного Рождественского храма были «подвергнуты дозору», и оказалось, что формально вотчина запустела более чем в 2,5 раза. Если размер обложения в кон. XVI в. по результатам описания кн. Бельского был определен в 65 четей, то по дозору 1613 г.- только в 24 чети. Но и это было тяжелым налоговым бременем. Игумен просил, чтобы всякие подати «платить с посадом вместе, а в уезд к сохам [единица измерения кадастрового состояния земли.- Авт.] не приписывать... и доходов никаких с уездными сохами не имать», т. к. с 1609 по 1613 г. они платили «всякие подати и острог ставили, и пушки ковали с устюженцы, с посадцкими людьми вместе» (Указные грамоты. 2012. 13). К тому времени М. м. приобрел в Устюжне дополнительную недвижимость. По купчей и по вкладной грамотам, М. м. владел мельницей с двором и огородом на р. Вороже, принадлежавшей ранее посадскому человеку Василию Степанову сыну Тормасову (ГАВО. Ф. 1009. Оп. 1. Д. 48. Л. 37 об.- 39). До 20-х гг. XVII в. М. м. был независим от местной власти, а тем более от посада, и фактически обладал полным иммунитетом на свои владения. В основе его статуса лежали жалованные грамоты московских государей. Сохранилась копия жалованной тарханной грамоты, полученной М. м. в окт. 1607 г. от царя Василия Иоанновича Шуйского (Там же. Л. 20-21 об.), в ее основе - 2 грамоты, полученные мон-рем от царя Иоанна IV Васильевича Грозного в 1578 г. и от его сына Феодора Иоанновича в 1585 г. В тексте перечислены льготы, которыми пользовался М. м., предоставлявшие обители практически полный податный, таможенный и судебный иммунитеты. Кроме того, жалованная грамота освобождала М. м. от экономического и адм. подчинения Новгородскому архиерею. Все льготы мон-рю были даны, видимо, еще царем Иоанном Грозным, а затем подтверждались Феодором Иоанновичем, Борисом Феодоровичем Годуновым , а также Лжедмитрием I в 1605 г. (Там же). В 1620, 1623 и 1626 гг. М. м. получил новые жалованные грамоты от царя Михаила Феодоровича .

http://pravenc.ru/text/2563912.html

XVII в.//РД. 2001. Вып. 7. С. 108. 39). Стремясь к прекращению вражды между фактическим правителем государства боярином Борисом Феодоровичем Годуновым (впосл. царь) и его противниками во главе с боярами Шуйскими, Д. добился формального примирения сторон. Однако в мае 1586 г., во время волнений среди посадского населения Москвы, Шуйские, заручившись поддержкой митрополита, обратились к Феодору Иоанновичу с челобитной, в к-рой просили царя развестись с бесплодной Ириной Феодоровной, сестрой Годунова, «царскаго ради чадородия» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279). Следствием стало лишь то, что сторонники Шуйских из купечества были казнены или сосланы. 13 окт. 1586 г. Д. был сведен с кафедры и выслан в Хутынский мон-рь. При этом Годунов «и прочых чинов всякых митрополичьих… аки буря зельная, размета» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279-1280), Крутицкий архиеп. Варлаам был сослан в новгородский Антония Римлянина мон-рь . По сообщению «Нового летописца» (30-е гг. XVII в.), Д. и архиеп. Варлаам протестовали против гонений Годунова по отношению к политическим противникам: «Видя изгнание бояром и видя многое убивство и кровопролитие неповинное и начаша обличати и говорити царю... Борисову неправду Годунова, многие его неправды» (ПСРЛ. Т. 14. С. 37). Впрочем, гонение на Шуйских началось уже после смещения Д.- видимо, весной 1587 г. ( Зимин А. А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986. С. 138). О дальнейшей судьбе Д. известно из послания Лжедмитрия I царю Борису Феодоровичу, написанного в 1604 г. из Речи Посполитой. Самозванец обвинял своего адресата, в частности, в том, что он «митрополита Дионисия сослал в монастырь, сказавши брату нашему Феодору, что он внезапно умер, а нам известно, что он и до сих пор жив и что ты облегчил его участь по смерти брата нашего» (цит. по: Соловьёв. История. Кн. 4. Т. 8. С. 401). Т. о., можно предположить, что после кончины царя Феодора в 1598 г. условия пребывания Д. в Хутынском мон-ре были смягчены и бывш. митрополит был жив в первые годы XVII в.

http://pravenc.ru/text/178349.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛАКТИОН (2-я четв. XVI в.- 2.07.1609, Суздаль), архиеп. Суздальский и Тарусский. Запись рода Г. в синодике суздальского кафедрального собора позволяет предположить, что он происходил из духовенства (ГВСМЗ ОР. 5636/147. Л. 20 об.). Поставление Г. на Суздальскую кафедру совершилось в период между летом 1594 г. (его предшественник архиеп. Иона скончался 24 июня 1594) и весной 1595 г. (самый ранний сохранившийся документ с упоминанием Г. в сане архиепископа относится к 29 марта 1595 - ГА Владимир. обл. Ф. 575. Оп. 1. 106. Л. 5). (В лит-ре высказывалось мнение, что Г. до архиерейской хиротонии являлся архимандритом казанского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . Последнее упоминание архимандрита данного мон-ря Гавриила содержится в акте, датируемом 1 марта 1592, жалованная грамота мон-рю 5 нояб. 1593 адресована уже архим. Герману (РГАДА. Ф. 281. ГКЭ (Казань). 21/6429. Л. 1 об.- 5, 41-43). Поскольку хиротония Г. во архиепископа Суздальского и Тарусского произошла спустя почти 2 года, он не мог быть к этому времени архимандритом данного мон-ря.) В 1603/4 г. Г. титуловался «Суздальский, Тарусский, Калужский и Шуйский» (АСЗ. Т. 3. М., 2002. С. 267). За время управления Г. Суздальской епархией прекратился рост земельных владений кафедры. Цари лишь подтверждали владельческие права архиерея: Феодор Иоаннович подтвердил на имя Г. жалованные грамоты: в 1578 г.- на вотчины во Владимирском, Суздальском и Московском уездах, в 1587 г.- на луга под Суздалем, в 1588 г.- на рыбные ловли по рекам Волге и Ветлуге. Позднее подтвердительные акты были выданы Г. Борисом Феодоровичем Годуновым (25 марта 1599), Лжедмитрием I (11 сент. 1605), Василием Иоанновичем Шуйским (31 июля 1606), Лжедмитрием II (1609). В янв. 1598 г. Г. получил от Бориса Годунова для суздальского кафедрального Рождество-Богородицкого собора 200 р.- вклад по умершему царю Феодору Иоанновичу. Известны 2 благословенные грамоты Г. архим. Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря Левкию: на постройку церкви в с. Антилохове Суздальского у. (7 мая 1596) и на возведение каменной ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы в самом мон-ре (19 авг. 1604). Вероятно, в 1598 г. по распоряжению владыки были «обложены серебряным окладом» раки с мощами святителей Феодора и Иоанна Суздальских в кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/161487.html

При пении «достойно» они вошли в палату, снова благословили друг друга и присутствующих и сели на приготовленных местах. Спустя немного времени все встали; патриаршие певцы, Иван Макарьев с товарищами, запели первое многолетие государю; тогда Иеремия подозвал к себе присутствующих; приветствовал от себя государя и царицу; за ним Иов сделал тоже самое. По окончании этого многолетия, вторая станица патриарших певчих под управлением дьяка Первого Фёдорова запела второе многолетие по-гречески в честь Иеремии; Иеремия тогда сел и Иова просил сесть с собой; московский патриарх хотел оказать честь Иеремии, но последний с великой почестию и челобитьем посадил его на уготованном месте; при конце пения Иов подошёл к Иеремии, подозвал присутствующих и всем собором приветствовал вселенского патриарха. Большая станица певчих запела третье многолетие – Иову; тогда оба патриарха привстали и опять сели на малое время. Затеи Иеремия «радостно велиим гласом снова держал такую речь: «Вот Господь Бог просветил русское царство за чистое житие, моление, великую милостыню и за молитву благочестиваго государя царя и великаго князя Феодора Ивановича всея России самодержца, (дал) совершиться поставлению патриарха в соборную и апостольскую церковь честнаго и славнаго успения Божией Матери и великих чюдотворцев русских, Петра, Алексия и Ионы; потому что во всей подсолнечной он один благочестивый царь и тепел верою к Создателю, милосерд к церковникам и нищим, без лести с благим опасением благоприветлив к воинству и ко всему православному христианству». Сряду после речи он отдал ответное приветствие и Иову 126 . Перед обедом оба патриарха по царскому приглашению, тут же заявленному князем Лобановым-Ростовским, со всей свитой ездили во дворец, где были приняты царём с почётом в золотой палате. Здесь Иов поднёс ответные дары государю; здесь оба патриарха получили новое приглашение представиться царице и благословить её. Сряду же вместе с царём они пошли к царице в сопровождении епископов, настоятелей монастырей и царского синклита; через двор и сени прошли на женскую половину, где в передней палате ожидала их Ирина в драгоценном своём уборе, окружённая родственниками, братом Борисом Феодоровичем и Дмитрием Ивановичем Годуновыми, и многочисленным штатом из княжеских жён и боярынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010