В литературной части филфак был очень тоскливым — было мало хороших профессоров. А лингвистика в этот период процветала — вероятно, до середины 70-х гг. Кроме того, можно было ходить не только на обязательные курсы, но и на множество спецкурсов. Я слушал арабский язык у Зализняка, индоевропеистику у Иллича-Свитыча, было много всего интересного и замечательного. Ни Михаил Леонович Гаспаров, ни  Сергей Сергеевич Аверинцев на филфаке не преподавали, хотя они кончили филфак. Классическое отделение решило их не оставлять — видимо, сочло недостаточно талантливыми, я уж не знаю. Так что в этой области слушать было особенно нечего, на мой вкус. Но какие-то лекции в Москве читались: иногда приезжал Лотман, читал какие-то доклады, был Вячеслав Всеволодович Иванов, который занимался литературой, был Владимир Николаевич Топоров, так что была среда, в которой можно было общаться. Я стал заниматься историей литературы, у меня были работы в 70-е годы по русской поэзии XVIII века. Меня интересовали скорее историко-культурные проблемы, чем собственно литературные. Литературоведение как работа по медленному истолкованию текстов, медленному чтению — не самое мое любимое занятие. Мне интересна литература как часть истории культуры. И то, чем я занимался в своих литературоведческих работах, — это не истолкование какого-нибудь текста, а помещение литературного процесса в культурный контекст. У меня есть работа про первые литературные биографии: как люди осознают себя литераторами, как строят свою литературную карьеру — это не про тексты, это социология литературы. Сейчас у меня вышла работа о Радищеве, про оду «Вольность», про то, что для него свобода явно связана с Апокалипсисом: вольность, свобода наступает с концом света. Это однозначно прочитывается. Почему-то предшествующие исследователи проходили мимо этого важного момента. Вот такими вещами в литературе я занимаюсь. Когда я кончил университет, остался там работать. Тогда вместе с моим другом — он мой друг по сей день — Борисом Андреевичем Успенским мы занимались в основном лингвистикой, но не только. Время такое было, когда считалось (я до сих пор так считаю), что лучше заниматься многими разными вещами, чем сидеть всю жизнь на одном табурете и твердить одно и то же. Поэтому я занялся историей русской литературы.

http://pravmir.ru/viktor-zhivov-o-litera...

Одной из самых противоречивых сторон советского строя является официальный атеизм марксизма и культ вождей партии, начавшийся при Сталине и перенесенный в настоящее время всецело на Ленина. Религиозный ореол окружающий его, приписывание ему непогрешимости и даже некоего бессмертия, 58 всю эту мифологию партийная бюрократия старается всеми силами распространить среди населения, в особенности среди детей и юношества, заменив ею гонимое христианство . Эта систематически проводимая политика указывает на то, что, вопреки теоретическому отрицанию религии, главари партии признают ее необходимой для широких масс опекаемых ими людей. Этот культ обожествленного вождя, как это было отмечено Борисом Пастернаком (1890–1960) в «Докторе Живаго» возвращает человечество в то рабство им же обоготворенным тиранам и вождям, в котором оно пребывало до своего освобождения от этого идолопоклонства проповедью Евангелия. 59 Не случайно, что именно Ленин был выбран из всех вождей партии для роли нового божества. Он был типичный параноик и, за исключением моментов депрессии, 60 находился в иллюзии, что ему дана власть водительства всего человечества. Его одержимость своим мессианским призванием давала ему уверенность, что он имеет право уничтожить любого человека, ради будущего счастья и благоденствия всех людей. Ленин сочетал полную веру в непогрешимость своих социальных утопий с всепоглощающей ненавистью к своим соперникам. Он, как и Сталин, видел себя окруженным со всех сторон хитрыми и низкими врагами; всякое проявление к ним милосердия и даже уважения он рассматривал, как преступную слабость, как измену великому делу освобождения трудящихся от ига капитализма. Строй, созданный им, отражает все типичные особенности психологии его основателя. Ленин провел большую часть своей жизни в удушливой атмосфере интернационального революционного подполья, отравленного предательством, интригами и соперничеством «вождей». Шпиономания, принципиальное недоверие друг к другу, постоянные поиски скрытых врагов, потоки клеветы, изливаемые на них, сознательное искажение фактов ради более успешной пропаганды и циничное пренебрежение элементарными правилами морали все эти, всем знакомые, черты советского строя унаследованы им от Ленина. Сталин был его верным последователем, доведшим до логического конца учение о диктатуре, разработанное его наставником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Борис Михайлович после войны овдовел. Остался у него единственный сын Владимир. Высокий, статный парень. С детства доставлял своему папаше много хлопот. Помню один рассказ старика: «Пропал как-то мой Володька из дому. Иду, разыскиваю. Зашел за город, на берегу Волги. И вдруг откуда ни возьмись четверо парней разбойного вида: «Снимай пиджак». А я говорю: «Нет, у меня сын пропал, малец 12 лет. Я его ищу». И стали парни мне сочувствовать: «Ну, давай, батя, поможем тебе». И стали искать мальчишку вместе с Борисом Михайловичем. И ведь нашли. Вся Русь здесь, разбойная, пьяная и добрая. Отрок Володя между тем возрастал, но нельзя сказать, чтоб «укреплялся духом». Из него вышел шальной «стиляга», лодырь — полная противоположность отцу. В свое время он, как и отец, побывал в лагерях. В то время, о котором я рассказываю, Володя работал завхозом в больнице. Все свое время он, однако, проводил в донжуанских похождениях на местном «Бродвее», на набережной Волги. У него был товарищ, младший возрастом, тоже донжуан. Шутя, Володю называли «президентом Бродвея», а его товарища — «вице-президентом». Кто мог думать, что из этого власти сделают целую историю. В 1963 году Никита Хрущев решил вступить на путь пуританства. В этом отношении он шел по стопам своего предшественника. Как известно, при Сталине официальной доктриной была ханжеская фарисейская мораль. Вступив на стезю добродетели, Хрущев начал осуществлять «добродетель» в чисто сталинском духе; всюду начались процессы людей, виновных в «бытовом разложении». Тут были арестованы в Куйбышеве двое — сын Бориса Михайловича и его товарищ «вице-президент». В газете появилась статья, направленная против них. Правда, по советским законам нельзя судить за разврат. Но что невозможно для КГБ? Вызвали несколько девчонок, с которыми путались арестованные лоботрясы. Начался диалог: «Они вас изнасиловали?» «Нет». «Значит, вы добровольно вступили с ними в связь. Тогда мы вас привлекаем за проституцию». Настращали девчонок, и те подписали, что они были изнасилованы. Итак, наших молодцов привлекли за изнасилование. Далее — «Президент и вице-президент» — организация. Начался громкий процесс. Володе дали 13 лет лагерей, его товарищу — 10.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Новых слушателей в Ханава 5–6. В воскресенье на богослужение собирается 3–4 человека, в субботу 7–8. Было заведено собрание христиан для «ринкоо», – в первую и третью среду собирались, но прекратилось давно. Пожертвований христиан в запрошлом году было 26, между прочим, 15 ен на ремонт катехизаторской квартиры (за которую платится в месяц от Миссии 1 ена 50 сен); в сем сказалось некоторое оживление, вероятно, результат деятельности прежнего катехизатора Алексея Имамура, но оживление это совсем упало в прошлом году, чему показанием служит, между прочим, то, что за год христианами пожертвовано всего 3 ены 80 сен (считая и пожертвования самого катехизатора в том числе). Видно, что Павел Оокава мало полезен здесь. В городе Ханава за 1000 домов; к вере здесь равнодушны; не гонят, но не являют расположения слушать. Инославные сюда заходят с проповедью, но их христиан нет. После, расспросив о церковных делах, отслужили обедницу, потом литию за усопших. Сказано поучение, испытаны дети в знании молитв и в семьях Саваде и Сёо оказались отлично знающими. Так как здесь взрослых 6 мужчин и 5 женщин, то предложено учредить совместный «коогиквай», – он и учрежден. Пошли посетить христиан: почти все бедняки, есть один богатый, но в отлучке; семья Саваде как-то ухитряется жить в такой тесной каморке, что и двоим негде, а их четверо. При всем том братья хотели угостить роскошным обедом, на который привезли в гостиницу, но я положительно возмутился; возмутительною жестокостью было бы делать сбор на обильную яству с таких голодных бедняков, как Саваде, Сёо, горбун Данила; обед мы с отцом съели, так как он был уже состряпан, но я заплатил за него, поблагодарив братьев за их усердие. В четыре часа, простившись с братиею в Ханава, мы с о. Борисом отправились дальше, в Магата. Пред прощанием был совет о том, как на будущее время устроить катехизацию в сих местах, чтобы дело было успешней. Нет другого средства, как дать сюда двух катехизаторов; одного для Кеманай, Оою, Аракава, другого для Ханава, Каесаи (500 домов) и Осаризава (1000 домов). Но возможно ли будет на Соборе устроить сие, Бог весть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

При этом и о том даю знать вашей милости, милостивому моему государю, чтобы вы благоволили постоянно иметь у себя верного человека, с которым бы можно было сноситься о своих предпринятых делах. Всё это предлагая вниманию вашей милости, ещё раз поручаю услуги мои вам, милостивый государь мой“. Но напрасны были все заискивания и намёки на возможную пользу в будущем: Замойский крепко стоял на своём. Его не склонили в пользу самозванца даже упрашивания самого короля, который думал пленить его мыслью о будущем тесном союзе с московским царём, о его помощи против шведов и особенно против турок, столь ещё грозных христианскому миру, причём внушал, что такое щекотливое дело не следует подвергать публичному обсуждению на сейме. Но маститый государственный человек решительно высказался и против подлинности Димитрия, и против нарушения перемирия с царём Борисом Годуновым; он во всяком случае советовал отложить это дело до ближайшего сейма, который имел открыться в январе следующего 1605 года. Тщетно и Юрий Мнишек писал Замойскому, убеждая его оказать участие московскому царевичу, в подлинности которого будто бы не следует сомневаться, и толковал о выгодах, могущих произойти от того для Речи Посполитой. Что значила просьба Мнишка для Замойского, который был неумолим перед ходатайствами самого короля? Руководимый Мнишком, и Лжедимитрий тоже обратился к Замойскому с униженной просьбой о помощи. Он особенно просил быть „усердным ходатаем» перед королём, а в будущем оставлял в Замойском надежду на свою благодарность... Самозванец писал: „Ясновельможный! Поручаю благосклонности вашей мою доброжелательность, желая вам, милостивый государь, здравия и всякого благополучия от Господа Бога на многие лета. Хотя я давно намерен был писать милости вашей, но мои затруднения и хлопоты не позволили мне до сих пор этого сделать, а потому и прошу извинить меня. Теперь пишу милости вашей нарочно и прошу милость вашу соблаговолить представить усерднейше мои дела (которые, я думаю, давно уже милости вашей известны) на милостивое благоусмотрение его королевского величества и обращаюсь к милости вашей за этим, как знатнейшему сенатору польской короны, которого Господь Бог взыскал больше всех разными благами, распространил у многих народов славу и любовь к отечеству и которого храбрость, доблесть и счастье возбуждают во всех удивление, а во мне, притом, любовь и благосклонность.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

поиск:   разделы   рассылка Антон Курилович, Мария Ермаченко Сначала репутация, потом рейтинг Руководство телеканала " Спас " свободе предпочитает ответственность Источник:  НГ-Религии В его журналистском активе – работа в Гостелерадио СССР, в программах " ТСН " , " Время " . Он был специальным корреспондентом программ " Семь дней " , " До и после полуночи " , комментатором еженедельной информационно-публицистической программы " Воскресенье " , соавтором и ведущим программы " Pycckiй мipъ " , одним из создателей спортивного канала " 7ТВ " , руководителем информационной дирекции ТВ Центра. Этот список год назад пополнился еще одной строчкой – руководитель телеканала " Спас " . О том, каким стал этот год для телеканала, о его сегодняшнем дне в контексте общих тенденций российского телевидения, журналисты Антон Курилович и Мария Ермаченко беседовали с Борисом Костенко, генеральным директором православного телеканала " Спас " . – Когда и как вы впервые столкнулись с православной тематикой в своей работе? – Начало моей карьеры совпало с перестройкой, я окончил факультет журналистики МГУ, международное отделение, в 1986 году. Сразу попал в международный отдел программы " Время " , в так называемую протокольную группу. И уже тогда появилась потребность правильно интерпретировать то, что происходило в Русской Православной Церкви. Однажды мне поручили делать обзорный репортаж для программы " Воскресение " об Архиерейском соборе, где я познакомился с митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом. Можно было отделаться сухим сообщением о факте, но мы посчитали должным сказать чуть больше. Современное российское телевизионное производство – это конвейер, в котором нет конструкторского бюро и ОТК. Мне в этом плане повезло: пройдя советскую школу в рамках Главной редакции информации Центрального телевидения, я научился очень многому, например, делать маленькие документальные фильмы в рамках полутораминутного репортажа. В дальнейшем эти навыки пригодились в создании масштабных проектов. Один из примеров – прямая трансляция на ТВ Центре пасхального богослужения в 2008 году. Для этого было установлено 12 камер в Марфо-Мариинской обители и 6 – в Иерусалиме, в храме Марии Магдалины на Масличной горе. Это была первая Пасха после объединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом. Трансляция была рассчитана на обычного, невоцерковленного зрителя. Она длилась два с половиной часа. Удалось, несмотря на разницу во времени, показать крестный ход в Иерусалиме, были подготовлены десять специальных очерков.

http://religare.ru/2_73781.html

Подруга сделала хороший ремонт, вы завидуете. В чем причина? У вас нет на такой ремонт денег? Значит, вместо того, чтобы зарабатывать на ремонт, вы выбираете что-то другое. Нельзя получить все одновременно. А может, ремонт -- это не такая уж для вас необходимость? Простой тест: если бы вы не видели, как она сделала ремонт, вы бы хотели его делать? Может, вы вообще не думали бы об этом? Вы можете находить основания для каких-то действий в себе, в своем непосредственном переживании: мне неуютно в этой комнате; или: подруга сделала, значит, и мне надо. Следовательно, это не ваше решение. И это начало зависти. Гораздо продуктивнее искать то, что соответствует твоей собственной природе, твоим ощущениям и переживаниям. И это мобилизует к решению моих собственных задач по моим собственным критериям. Человек, который поймет, чего именно он хочет, уже не будет завидовать. Он выберет совершенно другую траекторию действий. Но понять, чего именно ты хочешь, что это твое, а не навязано тебе, например, обществом потребления или чьим-то мнением, -- одна из самых сложных задач. Люди делают то, что они выбирают, но не всегда выбирают то, что они на самом деле хотят. Один из способов развить в ребенке зависть -- сравнивать его с другими. «Вася уже выступает с концертами, а ты все гаммы никак не научишься играть!» -- говорят некоторые родители, думая таким образом мотивировать ребенка. Воспитание детей на честолюбии -- плохая стратегия. Это рождает желание постоянно оглядываться на других, что в результате и рождает зависть. Чем отличается хороший тренер от плохого? Плохой тренер, работая с Джоном Смитом, пытается сделать из него второго Мохаммеда Али. Хороший тренер, работая с Джоном Смитом, пытается сделать из него наилучший вариант Джона Смита. Что ведет за собой зависть? Агрессию, злобу, ненависть, злорадство. Эти чувства разрушительны для самого человека. Психолог Рудольф Загайнов, много лет работавший с выдающимися отечественными и зарубежными спортсменами, очень интересно в одной из книг описывает историю своей работы с известным теннисистом Борисом Беккером. Есть такой тип спортсменов, которым, чтобы показывать лучшие результаты, нужна агрессия, ненависть. Беккер был из таких. Когда ему не получалось вызвать в себе ненависть, он проигрывал. Когда это стало окончательно ясно и самому Беккеру, Загайнов его поставил перед выбором: или ты будешь продолжать побеждать, но будешь себя разрушать -- или нужно уходить из спорта. И Беккер выбрал уход из спорта -- чтобы сохраниться как личность. Потому что личность важнее, чем победа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Из этих занятий выросла кандидатская диссертация о соотношении творчества И. А. Бунина и художественных принципов модернизма. Уже в аспирантское время я стремился не ограничиваться только диссертационным материалом и, в частности, стал постепенно обращаться к изучению давно интересовавшей меня авторской песни, которая многими прямыми и опосредованными нитями связана с традициями Серебряного века. — Какую связь вы обнаружили у Серебряного века с бардовской песней? Это такие разные вещи все-таки… Всегда считалось, что сам по себе текст не то что не ценен, но это не совсем поэзия – это именно текст песни; песня же воспринималась скорее как некое хобби людей, занимавшихся чем-то серьезным, физикой, например… С отцом, протоиереем Борисом Ничипоровым —       Последний Ваш тезис несет в себе расхожий стереотип. Рождавшаяся в геологических экспедициях, у костра, в атмосфере «московских кухонь», в своих вершинных образцах авторская песня всегда была прежде всего явлением поэтическим. На это не раз указывали и сами представители бардовского движения: и Б. Окуджава, полагавший, что «для барда главное – поэтическая основа», и М. Анчаров, назвавший авторскую песню «формой устной поэзии», и В. Высоцкий , который признавался даже в сознательном упрощении мелодического рисунка ради выдвижения на первый план именно словесной образности – «чтобы мелодия не мешала восприятию текста, тому главному, что я хочу сказать». — У А. Дольского, о котором Вы тоже, кстати, писали, очень сложная музыка; хотя он, наверное, один такой. —       А. Дольский в этом плане действительно выделяется. Что же касается вопроса о связях авторской песни с Серебряным веком, то, во-первых, здесь нужно указать на идею синтеза искусств, взаимопроникновения поэзии и музыки. Как известно, поэты-символисты считали, что музыка — высшее из искусств, что музыкальное начало в поэзии должно как бы прорасти сквозь слово. Впоследствии эта идея стимулировала возникновение различных синтетических образований. Наследование традиций Серебряного века для бардов было осознанным: это и связи Б. Окуджавы с поэтическим опытом Б. Пастернака , и неоднократные обращения А. Галича к творческим судьбам крупнейших художников начала века, и творческие диалоги В. Высоцкого с А. Блоком, В. Маяковским, Б. Пастернаком, и, конечно же, многое другое.

http://pravmir.ru/docent-mgu-svyashhenni...

В Донском монастыре разломали родовой склеп Милославских, взяли гроб с останками Ивана Михайловича, поставили на простые сани, и двенадцать горбатых длиннорылых свиней, визжа под кнутами, поволокли гроб по навозным лужам через всю Москву в Преображенское. Толпами вслед шел народ, не зная — смеяться или кричать от страха. На площади солдатской слободы в Преображенском увидели четырехугольник войск с мушкетами перед собой. Гудели барабаны. Посреди — помост с плахой, подле — генералы и Петр, верхом, в треухе, в черной епанче. Рука у него дергала удила — привычный конь стоял смирно, — нога, выскакивая из стремени, лягалась, белое лицо кривилось на сторону, запрокидывалось, будто от смеха. Но он не смеялся. Гроб раскрыли. В нем в полуистлевшей парче синел череп и распавшиеся кисти рук. Петр, подъехав, плюнул на останки Ивана Михайловича. Гроб подтащили под дощатый помост. Подвели изломанных пытками Цыклера, Соковнина, Пушкина и троих стрелецких урядников. Князь-папа, пьяный до изумления, прочел приговор… Первого Цыклера втащили за волосы по крутой лесенке на помост. Сорвали одежду, голого опрокинули на плаху. Палач с резким выдохом топором отрубил ему правую руку и левую, — слышно было, как они упали на доски. Цыклер забил ногами, — навалились, вытянули их, отсекли обе ноги по пах. Он закричал. Палачи подняли над помостом обрубок его тела с всклокоченной бородой, бросили на плаху, отрубили голову. Кровь через щели моста лилась в гроб Милославского… 3 Государство было оставлено боярам во главе со Львом Кирилловичем, Стрешневым, Апраксиным, Троекуровым, Борисом Голицыным и дьяком Виниусом. Москва — со всеми воровскими и разбойными делами — Ромодановскому. В середине марта великое посольство с Петром Михайловым выехало в Курляндию. Первого апреля Петр отписал симпатическими чернилами: «Мин хер Виниус… Вчерашнего дня приехали в Ригу, слава Богу, в добром здоровии, и приняты господа послы с великою честью. При котором въезде была ис 24 пушек стрельба, когда в замок вошли и вышли. Двину обрели еще льдом покрыту и для того принуждены здесь некоторое время побыть… Пожалуй, поклонись всем знаемым… И впредь буду писать тайными чернилами, — подержи на огне — прочтешь… А для виду буду писать черными чернилами, где пристойно будет, такие слова: „Пожалуй, поклонись господину моему генералу и побей челом, чтоб пожаловал, не покинул маво домишку“… Остальное все — тайными чернилами, а то здешние людишки зело любопытные…»

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Первая годовщина счастливого события рождения нашей маленькой душки! Много было пережито в этот день год тому назад! Да благословит ее Господь здоровьем, на радость и счастье нам! В 11 час. поехали к обедне — радостные помолиться в такой день. Завтракали с д. Павлом и Борисом. Гуляли по всему парку. После чаю много читал. Вечер провели спокойно одни. 4-го ноября. Понедельник. Стоял хороший солнечный день; жаль только что все еще мало снега. Гуляли и затем у меня были обычные два доклада. В 12 3/4 отправились с нашей станции в Петергоф. Завтракали в вагоне. Остановились у Ропшинского переезда и поехали во дворец на Знаменку. Во время крестин сына Петюши и Милицы — Романа я его держал на руках; тетя Саша и я были крестными. После поздравлений, у Милицы пили чай и закусывали. Вернулись к 5 ч. домой. Дядя Владимир приехал из-за границы. Обедали одни и играли в 4 руки. 5-го ноября. Вторник. Стало теплее и почти таяло. Утром бумаг не было, поэтому прогулка вышла длинною. Были обычные два доклада. Завтракал Петюша (деж.). Принимал долго Нелидова. В 4 1/2 поехали навестить Мама в Гатчине; там отличный санный путь. Обедали с Мама и Мишей и в 10 1/2 вернулись в Царское. Читал. 6-го ноября. Среда. Столетие со дня смерти Екатерины Великой! Праздник дорогих Лейб-Гусар, на котором Аликс присутствовала в первый раз. После доклада Муравьева поехал в манеж, где был отслужен молебен и затем полк прошел два раза церем. м. В конном манеже были выпиты здравицы и оттуда все поспешили в Большой дворец к завтраку. После обычных разговоров с офицерами назначил Яшу Гагарина флигель-адъютантом. Гуляли вдвоем с новой собакой — тоже “collie” — впоследствии супруга Имана. Пили чай с д. Владимиром. Читал много. 7-го ноября. Четверг. В 7 1/4 поехал с приглашенными из Питера, на облаву около Гатчины — за Ремизом. Мороз был небольшой и день для охоты стоял чудный. Завтракали в домике на Лисьих буграх. Из всего количества убитой дичи 420 — 90 приходится на долю пера — результат прекрасный. Я убил: 2 тетеревей, 8 сер. куроп., 2 фазанов и зайцев 14; всего 26 шт.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010